29.08. 2023
Как сформировать у ребенка положительное отношение к школе
Доклад Райковой Оксаны Алексеевны,
учителя начальных классов МБОУ «Большекатрасьская СОШ»
Положительное отношение к школе является важным фактором успешного обучения и развития у детей. Когда ребенок интересуется учебной программой, уверен в своих способностях и испытывает радость от процесса учения, его мотивация к знаниям растет, что в конечном итоге влияет на его общую успеваемость и самооценку.
Подготовка к школе и начальный период обучения – сложный период в жизни ребенка, его первый социальный конфликт. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное. Весь уклад жизни ребенка меняется радикально. Вот основные проблемы, с которыми ему приходится встретиться в школе:
- смена режима сна и питания;
- смена воздушного режима: необходимость пребывания в помещении в течение более длительного времени, чем в детском саду;
- увеличение времени, проводимого без активного движения, сидя за столом;
- смена стиля общения со взрослыми: учитель зачастую не ориентирован на опеку, заботу и защиту, на установление индивидуальных личных контактов, и ребенок может чувствовать себя на новом месте на первых порах беспомощным и одиноким;
- необходимость полного самообслуживания в одевании и раздевании, еде, пользовании туалетом, в ситуации, когда за соблюдением гигиенических навыков вполне может никто не следить. Необходим полный самоконтроль;
- необходимость правильно реагировать на условные сигналы – звонок на урок и на перемену – и подчинять свое поведение им, а также правилам поведения на уроке – сдерживать и произвольно контролировать двигательную, речевую и эмоциональную реакции;
- необходимость установления контактов со сверстниками;
- возможный неуспех в деятельности;
- увеличение объема интеллектуальной нагрузки.
Все жизненные ситуации, связанные с поступлением в школу, и их переживания требуют от ребенка пересмотра созданной им картины мира, а иногда ее серьезной корректировки. Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду), может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др. Иногда родители используют образ школы как устрашение, не задумываясь о последствиях. Такие напутствия вряд ли воодушевят детей. Стараясь быть объективными при оценке их успехов, взрослые не скупятся на критические замечания и, в конце концов, добиваются того, что ребенок вообще не предпринимает никаких попыток преодолеть трудности, реагируя слезами на неудачи. Можно понять его боязнь и тревогу, связанные с предстоящим обучением в школе.
Понятие положительного отношения к школе включает в себя:
- наличие четких представлений о школе и формах школьного поведения;
- заинтересованное отношение к учению и учебной деятельности;
- наличие социальных мотивов и умение подчиняться школьным требованиям, что в конечном итоге формирует школьную позицию.
Важную роль в воспитании положительного отношения к школе играют родители. Без тесной взаимосвязи с семьей невозможно строить свою работу.
В семейном воспитании выделяют три группы родителей: авторитетные, авторитарные, снисходительные
Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать их, а объяснять, что хорошо, а что плохо, не опасаясь лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения, стараются помочь им, чутко относиться к их запросам. Вместе с тем такие родители не потакают детским капризам. У авторитетных родителей вырастают инициативные, общительные, добрые дети. Как правило, они любознательны, ответственно относятся к своим обязанностям. Они более энергичны и уверены в себе. У них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль. Им легче наладить отношения со сверстниками.
Авторитарные родители считают, что ребёнку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всём беспрекословно подчиняться их воле. Они стремятся выработать у ребенка дисциплинированность и послушание, при этом ограничивают самостоятельность детей, лишают права возражать старшим, даже если ребёнок прав. Жёсткий контроль за поведением - основа их воспитания, которое не идёт дальше запретов, упреков и нередко физических наказаний. У авторитарных родителей вырастают раздражительные, склонные к конфликтам дети. При таком воспитании у детей развивается чувство вины и страха перед наказанием, формируется недостаточный самоконтроль.
Третья категория родителей - снисходительные. Снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяют им поступать, как заблагорассудится, не требуя у них ответственности. Такие родители разрешают детям делать всё, что они хотят, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивность поведения. Ребёнок, воспитанный в духе умиления, чрезмерной опеки, не знает, что в человеческих взаимоотношениях есть понятие «нельзя», «надо». Ему кажется, что всё можно. Он вырастает капризным, не редко болезненным существом, для которого малейшее требование жизни становится непосильной тяжестью. Неразумная любовь родителей порождает эгоиста, который не умеет вступать в нормальные взаимоотношения с другими людьми. В школе ребёнок из такой семьи обречён на провал в общении - ведь он не приучен уступать, подчинять свои желания общим целям.
Поэтому важно взаимодействовать с родителями, регулярно консультировать их.
Рассмотрим принципы, которые помогут позволить каждому ребенку развить положительное отношение к школе.
1. Создание поддерживающей и безопасной среды
Первый и наиболее важный принцип – обеспечение поддерживающей и безопасной среды в школе. Ребенок должен чувствовать себя комфортно и защищенным, чтобы быть открытым для обучения и социализации. Заботливые и эмоционально доступные учителя и сотрудники школы создадут такую атмосферу и помогут каждому ребенку чувствовать себя важным и ценным.
2. Установление ясных и реалистичных ожиданий
Дети часто нуждаются в четких и понятных правилах, педагогических ожиданиях и целях. Учителя должны четко объяснить, что от них требуется, и дать им возможность понять, какую пользу они получат от своих усилий. Это поможет ребенку понять, какое значение его обучение имеет, и создаст осознанную мотивацию для достижения личных успехов в учебе.
3. Стимулирование интереса и вовлеченности
Научные исследования показывают, что интенсивное вовлечение детей в образовательный процесс приносит наибольшие пользу. Учителя могут достичь этого, предлагая увлекательные уроки, практические задания и стимулирующие проекты, а также ставя перед учениками маленькие цели и поощряя их достижения. Это поможет детям проявить свой интерес и вклад в учебу, и, в свою очередь, создаст положительное отношение к школе.
4. Обратная связь и поощрение
Регулярная обратная связь от учителей и сотрудников школы о прогрессе каждого ученика имеет решающее значение для формирования положительного отношения к школе. Дети нуждаются в заметках, похвалах и поддержке, которые мотивируют их продолжать развиваться. Укрепить положительное отношение к школе можно также через поощрение достижений, установление наград и организацию внеклассных мероприятий.
5. Развитие самооценки и уверенности
Помощь детям в развитии и поддержке их самооценки и уверенности в своих силах также способствует положительному отношению к школе. Учителя могут включать учеников в проекты и командные деяния, чтобы помочь им осознать свои личные способности и достижения. Кроме того, эмоциональная и интеллектуальная поддержка со стороны учителей и сотрудников школы помогает построить положительное отношение к школе.
Формирование положительного отношения к школе у детей является сложным, но вполне достижимым заданием. Путем создания основы безопасности и поддержки, устанавливания ясных ожиданий, стимулирования интересов, обратной связи и поощрения, а также развития самооценки и уверенности в себе, мы можем помочь каждому ребенку построить положительное отношение к школе и открыть перед ними двери к успешному обучению и личному развитию.