Как развить у ребёнка орфографическую зоркость?
Как вы думаете, почему:
- многие дети знают орфографические правила, но пишут с ошибками?
- не все дети, которые много читают, пишут грамотно?
- многократные упражнения не всегда дают положительный результат?
ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ НАВЫК ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ
Навык –
автоматизированное действие.
Пути формирования навыка:
- через осознанное действие (алгоритм)
- на основе механизмов непроизвольной памяти
СТРУКТУРА ОРФОГРАФИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ
1. Постановка орфографической задачи
(нахождение орфограмм)
2. Решение орфографической задачи
(проверка орфограмм)
Почему кто-то сразу видит ошибки, а кто-то нет?
Вот она – орфографическая зоркость!
Что такое орфографическая зоркость?
!!! Орфографическая зоркость – умение «видеть» (находить) орфограммы в слове, предложении.
Что такое орфограмма?
ЧТО ТАКОЕ ОРФОГРАММА?
Подчеркните орфограммы в предложении:
На деревьях появились жёлтые листочки.
Сколько орфограмм получилось?
17
13
10
8
ЧТО ТАКОЕ ОРФОГРАММА?
Вариант 1
Н а д е рев ья х п оя вил и с ь ж ё лты е листо чк и .
Вариант 2
На д е рев ья х п оя вил ис ь ж ё лт ые л ис то чк и.
Вариант 3
Н а д е рев ья х п оя вил ис ь ж ё лт ые л и сточк и .
… . ПОЧЕМУ?
ЧТО ТАКОЕ ОРФОГРАММА?
1 ? Место в слове, где можно сделать ошибку.
2 ? Место в слове, где нужно применить правило.
3 ? Место в слове, которое нельзя написать по слуху.
4 ? Место в записи слова (предложения), которое нельзя написать по слуху (есть выбор).
!!! Место в записи слова (предложения), которое нельзя написать по слуху (есть выбор).
Орфограмма – место в буквенной записи
слова или предложения, которое однозначно
не определяется произношением и
правилами графики
(Из лингвистического справочника)
ЧТО ТАКОЕ ОРФОГРАММА?
!!! Место в записи слова (предложения), которое нельзя написать по слуху
(есть выбор).
Орфограмма – место в буквенной записи
слова или предложения, которое однозначно
не определяется произношением и
правилами графики
(Из лингвистического справочника)
УЧИМСЯ НАХОДИТЬ ОРФОГРАММЫ
!!! Главный критерий – наличие выбора
Первые орфограммы (1 класс):
1. ЖИ-ШИ, ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА
2. ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН
3. Прописная буква в именах
4. Границы предложения: прописная буква в начале,
знак препинания в конце
5. Пробел между словами
6. Перенос
…
УЧИМСЯ НАХОДИТЬ ОРФОГРАММЫ
Ж и р, маш и на, в?ехал, бар?ер …
УЧИМСЯ НАХОДИТЬ ОРФОГРАММЫ
!!! Главный критерий – наличие выбора
Самые многочисленные орфограммы -
слабых позиций (2 класс):
1. безударные гласные
2. «сомнительные» согласные
3. непроизносимые согласные
4. мягкий согласный перед другим мягким согласным
Причина одна – позиционное чередование звуков
УЧИМСЯ НАХОДИТЬ ОРФОГРАММЫ
Орфограммы слабых позиций бывают на месте следующих звуков:
1. безударных гласных, кроме [у]
2. парных согласных на конце слова
3. парных согласных перед другими
согласными, кроме сонорных и [в]
Это признаки орфограмм слабых позиций
УЧИМСЯ НАХОДИТЬ ОРФОГРАММЫ
Упражнения:
- подчеркни ВСЕ орфограммы в тексте;
- запиши, пропустив ВСЕ орфограммы слабых позиций
1. к_ро ́в_, п__ви́л_сь
2. зу_, су_, п__ви́л__ь
3. л__то́чк_, мо__, (нет) звё__
Письмо «с дырками» – ориентировочная основа орфографического действия
УЧИМСЯ НАХОДИТЬ ОРФОГРАММЫ
Диагностика:
Запиши пословицы, пропустив все известные тебе орфограммы.
Взялся за гуж, не говори, что не дюж. В ногах правды нет.
Возможный правильный вариант:
_зялс_ з_ гу_, н_ г_в_ри, _то н_ дю_. В н_гах пра_д_ не_.
ОТ ПОСТАНОВКИ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ – К ЕЕ РЕШЕНИЮ
- Ищем сильную позицию в той же части слова
- Ищем проверку в словаре или проверяем по памяти
- Ищем в списке орфограмм и проверяем по правилу
По сильной позиции
- сл_ны – слон - сл о ны зу_ - зубы - зу б
- сл_ны – слон - сл о ны
- зу_ - зубы - зу б
По словарю
- к_ров_ - к о ров а ж?лтый - ж ё лтый
- к_ров_ - к о ров а
- ж?лтый - ж ё лтый
По специальному правилу
- в?ехал – в ъ ехал бар?ер - бар ь ер
- в?ехал – в ъ ехал
- бар?ер - бар ь ер
Развитая орфографическая ориентировка при чтении –
ещё один путь развития орфографической зоркости
и залог грамотного письма
ВАШИ ВОПРОСЫ?
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!