«Как развивать детей в игре»
Дыхательные упражнения.
Дыхательные упражнения направлены на обучение ребенка правильному (глубокому) дыханию в покое, а также в комплексе с различными движениями. Глубокое дыхание способствует усиленному снабжению кислородом всех органов и тканей организма, оптимизации тонуса мышц, улучшению общего состояния ребенка. Часто ребенок, выполняя трудное для него задание, на какое-то время перестает дышать, при этом обделяя свой организм (и мозг в том числе) кислородом. Дыхательные упражнения являются, своего рода, профилактикой данной «вредной привычки». Научив детей контролировать свое дыхание, осознанно его регулировать, можно тем самым «включить» функции произвольной регуляции (то самое пресловутое «надо»). Перевод дыхания из непроизвольного в произвольное осуществляется посредством включения его как одного из элементов в ряд двигательных упражнений. Здесь же происходит восстановление правильного ритма дыхания.
Дети учатся регулировать своё дыхание последовательно:
- выполняя вдох и выдох по команде;
-дыхание под счёт: взрослый считает 1,2,3, а ребёнок «набирает воздух», затем сдувается, как шарик;
- сочетая дыхание с подъемом рук и ног то на вдохе, то на выдохе (сначала последовательно, затем- левая рука и левая нога, затем- правая нога и левая рука, вдобавок ко всему при выполнении данного упражнения происходит тренировка межполушарного взаимодействия);
- осуществляя дыхание с задержкой. Под контролем взрослых, а затем и под собственным контролем и по разным программам, задаваемым извне, а затем и выстраивая собственную программу, дети учатся контролировать своё дыхание и развивают у себя навык произвольной регуляции.
Уважаемые родители, определенные дыхательные упражнения помогают стабилизировать эмоциональное состояние, способствуют саморегуляции (например, дыхание под счёт, см. предыдущее сообщение). Сегодня мы предлагаем познакомиться с дыхательными упражнениями, которые помогут настроить ребёнка на работу, наполнить его энергией, если он устал. Упражнения направлены на повышение энергетики, особенно полезны, когда снижена работоспособность, общий темп деятельности. Все упражнения способствуют насыщению мозга ребёнка кислородом, поэтому будьте осторожны при их применении:
Рекомендации по выполнению:
• Проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке.
• Занятия проводить до еды, в первой половине дня.
• Достаточно трех-пяти повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к гипервентиляции! Наступление гипервентиляции можно определить по следующим признакам: побледнение лица, жалобы на головокружение
• Дозировать количество и темп проведения упражнений.
• После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2–3 секунды.
«Лети, снежинка»
Прикрепите к снежинке из бумаги ниточку и подвесьте ее так, чтобы снежинка была на уровне губ ребенка. Задача: дуть на снежинку так, чтобы она раскачивалась. Игру легко адаптировать под любую необходимую вам тему, например, под время года. Зимой это может быть снежинка, весной - бабочка, летом — цветок, осенью — желтый лист. Игра направлена на развитие ротового выдоха.
«Воздушный футбол»
Постройте на столе из кубиков «ворота» и положите в центр стола мячик для пинг-понга или шарик из ваты. Сядьте с ребенок друг напротив друга на разных концах стола. Задача: дуть на мячик, стараясь закатить его в «ворота» соперника. Таким образом мы тренируем силу выдоха и направление воздушной струи.
«Воздушный лабиринт»
На столе из палочек выложите дорожку-лабиринт. Чем старше ребенок, тем сложнее он может быть — в нем может быть больше поворотов или вообще могут быть пути, ведущие в тупик. Положите на «старт» мячик для пинг-понга. Задача: без помощи рук провести мячик по лабиринту. В данной игре ребенку необходимо рассчитывать силу и направление воздушной струи, чтобы мячик не выкатился за границы лабиринта.
«Бульки»
Налейте в стакан или бутылку немного воды и дайте ребенку соломину для коктейля. Задача: чуть через трубочку в воду, чтобы получались «бульки». В этой игре тренируется длительность выдоха.
«Горячий чай»
Вырежьте из картона чашку и приклейте к её верху полосочки бумаги длиной 5-7 сантиметров. Задача: дуть на горячий чай, чтобы он остыл. Игра позволяет развивать длительность выдоха.
«Снегопад»
Нарвите много маленьких кусочков ваты и кладите по одному на ладонь. Задача: сдувать с ладони «снежок» — кусочек ваты. С помощью данной игры развивается сила выдоха.
Игры со счетными палочками.
Всем знакомые счетные палочки, можно использовать не только, для того чтобы научиться считать. Недорогая многофункциональная развивающая игрушка, может принести большую пользу в обучении и развитии ребенка. Развиваются: творческое воображение, фантазия, мелкая моторика пальцев рук, конструктивные навыки, координация движений, усидчивость, самостоятельность, внимание, логика. С помощью счетных палочек можно изучить и закрепить знания о: цвете, счете, геометрических фигурах и даже буквах.
Все плюсы от такой развивающей игрушки можно перечислять долго. Игры
1. Сортировка по цвету.
Подойдет для самых маленьких. Начинаем с двух цветов, постепенно прибавляем еще.
2. Сочетаем с лепкой. Занятие тоже подойдет для малышей. Используем счетные палочки для изготовления например: цветка. Счетная палочка будет стеблем.
3."Дорожки"
Малышам постарше счетные палочки помогут запомнить такие понятия, как: "длинный-короткий", "широкий-узкий", "самый длинный", "самый широкий", и т.д. Выкладываем дорожки сравниваем, делаем вывод.
4. Геометрия.
Изучаем и закрепляем с помощью счетных палочек знания о геометрических фигурах, их сторонах, углах. Выкладываем фигуры по контуру, образцу, по памяти. Находим сходства и различия в фигурах. Превращаем одну фигуру в другую.
5. Цифры и счет.
С помощью палочек можно выкладывать цифры и кстати буквы и даже небольшие слова тоже (по контуру, образцу, памяти), тем самым запоминать их. Стандартное применение счетных палочек - это учиться считать. Начинаем с понятия "один-много", далее в пределах 5, затем 10. Складываем, вычитаем, сравниваем количество, изучаем состав числа (например: как можно разложить число 7, 3 зеленых палочки и 4 красных или 2 красные и 5 зеленых и т.д.).
6. Рисование.
Из счётных палочек можно выкладывать разнообразные рисунки. В интернете можно найти множество схем. Или рисуем на бумаге узор, состоящий из прямых линий и просим ребенка выложить такой из палочек. Усложняем и выкладываем рисунок по памяти. А можно предложить ребенку пофантазировать и придумать свою картинку.
7. Конструктор
Из счетных палочек и шариков из пластилина (нужны для соединения палочек между собой) строим всевозможные объемные фигуры.
8. Логика
Выложите из счетных палочек цепочку в определенной последовательности цветов и попросите ребенка продолжить или повторить ее.
9. Дострой вторую половину.
Задание заключается в том, чтобы симметрично достроить вторую половину картинки, соблюдая цветы и пропорции.
10.Игры головоломки.
Подойдут для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Например: из 7 палочек надо составить 3 треугольника; постройте прямоугольник из 10 палочек; прямоугольник из 6 палочек, разделить одной так, чтобы получилось два одинаковых квадрата; Счетные палочки - замечательное, доступное учебное пособие для развития интеллектуальных способностей ребенка.
Игра "Волшебный мешочек".
Играть в нее можно как в группе, так и индивидуально.
Нам понадобится: плотный непрозрачный мешочек, небольшие игрушки различной формы и тематики. Это могут быть игрушки одной тематики ( к примеру, овощи, фрукты, животные) или предметы различной фактуры ( пух, мех, камень, перышко, шарик и прочее). Ребенок вытаскивает из мешочка предмет, не заглядывая внутрь. Нужно описать пойманный в мешочке предмет как можно подробнее. Взрослый задает вопросы: что это? из чего сделано? большой или маленький? где растет? где живет? чем питается? хищник или травоядный? ( в зависимости от возраста детей и тематики фигурок). Существуют и готовые наборы, которые можно приобрести в магазинах игрушек. Как правило, фигурки в них деревянные, приятные на ощупь. Их часто используют в группах по методике Марии Монтессори. Но можно легко собрать такую игру из того, что есть дома. Детям очень нравится эта игра. И она не такая простая, как кажется с первого взгляда. Попробуйте сами! В "Волшебном мешочке" найдется задание и для всех членов семьи.