СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как сберечь природу России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Как сберечь природу России" по программе "Перспектива"

Просмотр содержимого документа
«Как сберечь природу России»

Окружающий мир.

Тема:Как сберечь природу России

Программа «Перспектива»

Цели: сформировать представление об экологическом равно­весии; обобщить знания об экологических проблемах в разных природных зонах и путях их решения; развивать речь, умения на­блюдать, рассуждать; выявлять причинно-следственные связи, делать выводы.

Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять эко­логические проблемы и предлагать пути их решения; оценивать экологическую обстановку в своем крае и свое реальное участие в природоохранной деятельности.

Коммуникативные. Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми.

Личностные. Формирование личного отношения к окружающему миру.

Регулятивные. Умение контролировать свои действия по результату.

Познавательные. Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков

Ход урока

I.Организационный момент


II. Актуализация знаний.Проверка домашнего задания

1. Проверка знаний

  • Соедините линией народ, его образ жизни и занятия.

Народ

Образ жизни

Занятие

Эвенки Нанайцы

Кочевой Оседлый

Оленеводство Охота

Рыболовство

2. Индивидуальный опрос

3 (с. 61).

III. Самоопределение к деятельности

(На доске вывешены фотографии природных зон и деятель­ности человека в них. Учитель включает аудиозапись песни «Рас­скажите, птицы».)

  • О какой экологической проблеме поется в песне? (О бра­коньерстве.)

  • Как автор говорит о беззащитности нашей планеты? («Пла­нета наша — хрупкое стекло».)

  • Кто угрожает природе планеты? (Человек, его хозяйственная деятельность.)

  • Как же быть? Ведь человек не сможет прожить без полезных ископаемых, воды, а заводы и фабрики выпускают необхо­димую для человека продукцию. (Ответы учеников.)

  • Послушайте стихи об экологических проблемах нашей пла­неты.

Деревья

Кроны — корни, растущие в небо.

Корни — нервы деревьев в земле.

Лесником и садовником мне бы

Тяжесть века носить на челе.

Не пилите бездумно деревья,

Не губите леса и сады.

Их вершины, торжественно рея,

Исцеляют от злой суеты.

Пощадите поющие ветви

- И не тронет вас холод и зной.

Наших предков славянских заветы

Не порушьте своей новизной.

В. Сорокин

  • О какой экологической проблеме это стихотворение? (О вы­рубке лесов.)

  • В какой природной зоне возникает эта проблема? (Блесной зоне.)

  • Какие славянские заветы имеет в виду автор? (Надо брать от природы столько, сколько необходимо, не брать лишнего; нужно беречь лес.)

Голубые тарпаны трав

Пролетают в тумане утра.

Ржаньем степь голосит как будто,

Как затравленные ветра,

Топчет топотом табуна

Гобелен — голубой цикорий.

Ковыли поредеют вскоре,

Колокольцы в ворсинках сна.

Не вмещается в круг один,

В общий план и макет пространства

Человека и зверя братство.

Здесь расходятся их пути.

И дрофа покидает свой

Травянистый душистый терем.

Травы, птицы, жуки и звери

— Дикий, общий с ветрами вой.

С. Скорик

В какой природной зоне происходит действие? (В степи.) О какой экологической проблеме идет речь? {О неумеренном выпасе скота, исчезновении птиц.)

Что необходимо сделать, чтобы братство человека и зве­ря сохранилось в степи? (Надо соблюдать правила выпаса: не пасти скот долго на одном месте.)

Мертвый лес

Пожар отклокотал и умер

, И умер лес, отзеленел...

Медведь ушел, удрали зайцы,

Хватили горя комары.

В жилищах птиц сварились яйца

От неестественной жары.

Стоял, как братская могила,

Безрукий, безволосый лес!

Что ни пихта — иссякла сила.

И что ни лиственница — крест.

Я уходил из этой жути

С большой тревогой за людей...

Не люди лес сожгли, не люди!

Не человек, злодей! Злодей!

Г. Горбовский

В какой природной зоне происходит действие? {В лесной зоне.)

О какой экологической проблеме идет речь? (Олесных по­жарах.)

Каковы чаще всего причины пожаров в лесу? (Неосторож­ное обращение человека с огнем.)

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты, если мы сорвем цветы — Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Т. Собакин

  • В каком сообществе происходит действие? (Влесу, на лугу.)

  • Какие цветы занесены в Красную книгу из-за того, что их срывают люди? (Ландыш, гиацинт, незабудка, ятрышник, подснежник и т. д.)

  • О каких еще экологических проблемах нашего края, России мы говорили на уроках? (Ответы учеников.)

(Далее учащиеся отвечают на вопросы рубрики «Вспомним» нас. 110.)

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

(Коллективное чтение и анализ статей учебника на с. 110—113.)

  • В чем особенность климатических условий Арктики?

  • Какие виды хозяйственной деятельности там возможны?

  • Какие экологические проблемы возникают из-за этой дея­тельности человека?

  • Какие природоохранные меры предпринимаются в этой природной зоне?

  • Чем занимается человек в тундре?

  • Какие полезные ископаемые там добывают?

  • Как человек влияет на экологию тундры?

  • Как можно предотвратить разрушение почвы?

  • Какие работы ведет человек в лесной зоне?

  • Какой вред наносит вырубка лесов?

  • Как это влияет на растительный и животный мир лесов?

  • Какие лесовосстановительные работы необходимо прово­дить?

  • Как мы можем помочь в сохранении лесов?

  • Какие экологические проблемы существуют в степи?

  • Как перевыпас связан с исчезновением растений и жи­вотных?

  • Как происходит опустынивание степей?

  • Как перевыпас влияет на экологию пустынь?

  • Каковы экологические проблемы субтропической зоны?

  • Какие правила вы бы сформулировали для отдыхающих на море?

  • Какие животные и растения из-за агрессивного поведения туристов внесены в Красную книгу? (Бабочка бражник, тритон, цикламен, подснежник.)

2. Работа в группах Задание для 1-й группы

  • Составьте памятку для гостей Черноморского побережья. Задание для 2-й группы

  • Составьте памятку для туристов в лесу. Задание для 3-й группы

  • Составьте памятку для отдыхающих на реке.

(После выполнения задания проводится коллективная про­верка.)

V.Физкультминутка

У оленя дом большой. Смотрит он в свое окно. Зайка по лесу бежит. Лапой в дверь стучит: «Тук, тук, тук! Дверь открой! Там в лесу охотник злой». «Зайка, зайка, забегай, Лапу мне давай!»

VI.Закрепление изученного материала

      1. Выполнение заданий в рабочей тетради № 1, 2 (с. 62-63).

      2. Коллективная работа

  • Послушайте стихотворение и объясните, какой вклад вы можете внести в сохранение растительного и животного мира, воздуха на нашей планете.

Мы посадим липы и клены, Будет город нарядный, зеленый. Тополя мы посадим рядами, Станут площади наши садами. Окружим мы деревьями школу— Пусть звенит над ней гомон веселый. Любят зелень счастливые дети. Любят видеть деревья в расцвете. Пусть цветет с каждым годом все краше Молодая планета наша.

Н. Кутов

  • Как высадка саженцев в городе решит проблему охраны воздуха?

  • Как эти действия помогут сохранить водоемы и леса?

  • Почему леса называют «легкими нашей планеты»? (Расте­ния поглощают углекислый газ и выделяют кислород.)

VII. Рефлексия

Проверочная работа. Тест

А1. Как лес защищает почву?

  • не дает солнцу высушивать почве

  • в лесу трудно пахать и сеять

  • не дает ветру и потокам воды смыть почву, удерживает ее

  • в лесу животные не вытаптывают почву

А2. Почему в степях погибает много птиц?

-на них охотятся люди

из-за полевых работ

в степях много хищников

там засушливое лето

АЗ. Как вы можете помочь в охране лесов от вырубки?

беречь книги и собирать макулатуру

бороться с браконьерами

устанавливать на лесных опушках плакаты

ставить шипы для колес транспорта

А4. Почему весной запрещена охота?

животные еще не вышли из спячки

животные выводят потомство

в лесу много клещей

волки нападают на человека

В1. Какие экологические проблемы существуют в пустынях?

в почве накапливаются соли из-за неумеренного оро­шения

стало больше подвижных песков из-за неправильного выпаса животных

загрязняется почва из-за добычи полезных ископаемых

сокращается численность сайгаков из-за браконьерства

В2. Какая экологическая проблема существует в Арктике?

хищническая ловля рыбы

загрязнение почвы химикатами

загрязнение морей топливом от морских судов

загрязнение воздуха

ВЗ. Какой вред наносит экологии тундры деятельность че­ловека?

нарушение поверхности почвы транспортом

исчезновения ягеля из-за неправильного выпаса оленей

загрязнение окружающей среды из-за добычи полезных ископаемых

хищническая ловля рыбы

Ответы: А1 - 3, А2 - 2, АЗ - 1, А4 - 2, В1 - 1, 2, 4, В2 - 1, 3, ВЗ — 1, 2, 3.

VIII. Подведение итогов урока

  • С чем связаны экологические проблемы природных зон?

  • Какие проблемы существуют в нашем крае?

  • Как мы можем помочь в охране леса, воздуха, воды?

  • Как следует вести себя в лесу, на луту?

Домашнее задание

Учебник: отв .на воросы рубрики «Проверим себя» на стр.113.