СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как создать детскую мультстудию

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Как создать детскую мультстудию»


Как создать детскую мультстудию?

(Немного теории и иллюстраций в ЮТУБЕ)

Хочу поделиться своим опытом. Наша студия детской мультипликации «СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ» зародилась в 2008 году с появления мультфильма «Рэп в Новом Уренгое» https://www.youtube.com/watch?v=cOYxwroZCzA (просмотр по этой ссылке на ЮТУБЕ), этот смешной мульт-этюд получился у нас совершенно случайно, ребята баловались с фигурками и снимали это баловство покадрово фотоаппаратом, не зная, что может получиться, соединили отснятое с песенкой в стиле рэп, ритмы отснятого пришлись к ритмам песенки, что все остались довольны проделанным опытом.

Учитывая проделанный первый опыт, мы с ребятами стали думать и придумывать различные истории, о которых бы хотелось снять мультфильм и искать информацию о том, как работают профессиональные мультстудии, до которых нам не дотянуться и не надо, у нас другие задачи. Стало понятно, что занятие мультипликацией – прекрасный развивающий полигон для детских дарований. Кроме придумывания историй со всевозможными действующими лицами и всевозможными сюжетами, ребятам нравится лепить или рисовать персонажей для своих историй и придумывать разные фоны и делать их из разных материалов, приготовив всё это ребёнок или группа детей может приступать к самому интересному, к анимации персонажей на фоне.

Для начинающих студий самой удобной формой работы может стать работа по принципу открытого типа, то есть ребенок приходит в студию в любом возрасте и может заниматься в студии столько, сколько ему будет интересно. Таким образом, в нашей студии «Северное сияние» занимались ребята от 2 до восемнадцати лет. Смешанная (разновозрастная) группа детей, старшие руководят младшими, младшие набираются опыта у «ветеранов». Прелесть разновозрастных групп - дети помогают друг другу, дополняют друг друга, старшие делятся умением и опытом, младшие своей непосредственностью, фантазией.

Для работы мультстудии требуется аппаратура и помещение, если это есть, нужно написать программу.

Составление любой обучающей программы начинается с определения предмета изучения. Предметом нашей программы в данном случае является один из 4 видов кино - мультипликация (остальные 3 вида это - документальное, игровое и научно-популярное кино).

Основные изобразительные составляющие мультипликации, как и всех видов изобразительного искусства:

- линия, контур, форма, объём, конструкция (определяет предметное изображение);

- цвет (наполняет изображение настроением жизни);

- звук (музыка, речь, шумы, голоса животных, птиц значат в мультфильме больше самого изображения, даже изображение на уровне каляки-маляки при грамотной и искренней озвучке воспринимается зрителем положительно);

- движение (определяется во времени и в пространстве и оживляет неподвижную картинку);

примером хочу показать мультфильм 2017 года, где без человеческой речи, только природными звуками, звуками незатейливой музыки и яркими красками создаётся атмосфера детской искренности и восторга перед непостижимостью Божьего замысла природы… https://www.youtube.com/watch?v=pwOI3aR2XkU.

Эти составляющие являют собой физические материальные проявления более высокого порядка – идеи, или - содержания, которое должно быть поучительным, актуальным и в должной мере духовным.

Исходя из составляющих мультипликации, можно определить предметы, необходимые к изучению для тех, кто решил участвовать в работе мультстудии как кружка по интересу.

Первые составляющие мультика - линия, цвет, форма - обусловливают необходимость постижения изобразительных искусств (рисунок, живопись, пластика).

Наличие содержания делает необходимым такой предмет, как литературное творчество (сочинительство историй и основные приемы драматургии для продвинутых).

Для изучения природы звука, азбуки звука, а также азбуки движения нужны музыкальные и актерские занятия. И так далее. То есть набирается солидный список предметов, которые нужно понимать для успеха в студии мультипликации:

- Изобразительная деятельность. Рисунок (живая линия, контур, тени, перспектива), живопись (акварель, гуашь, масло), цветоведение (свойства цветов, настроение, особенности, символика).

- Литературное творчество (сказки, стихи, истории, народный фольклор), основы драматургии (как сделать историю интересной), азбука режиссуры (приобретение навыков выразить желаемое языком кино).

- Азбука звука. Природа звука. Виды звукоряда (музыка, речь, голоса животных, птиц, шумы природы и общества, и даже своевременная пауза имеет значение).

- Кто изобрел кино. Кто изобрел мультипликацию. Общие сведения о видах кино, о существующих видах мультипликации.

- Анимация. Оживление, тайминг (время действия), спейсинг (характер действия), приемы анимации, виды анимации, применяемые материалы и техники в практике мультипликации (рисованная, объемная, компьютерная, перекладка, сыпучие материалы, природные материалы и пр.).

- Азбука актерского мастерства (дикция, сценическая речь, мимика и артикуляция, жесты, особенности движения).

- История культуры. Импульс к творчеству. Приобщение к опыту человечества.

Виды деятельности при изучении этих предметов:

- эскизы, этюды, наброски, поиски образов героев, изготовление фонов. Рисунок, графика, живопись (акварель, гуашь, масло), монотипия, картонная печать, мятая бумага, аппликация, лепка (пластилин, глина, керамопласт), декоративная флористика;

- прослушивание, просмотр сказок и других литературных произведений, сочинение историй, стихов, сценариев, знакомство с основными законами стихосложения, драматургии;

- знакомство с природой звука, составление и запись звуковых этюдов, прослушивание;

- знакомство с видами и жанрами музыки, шумами, звуковыми эффектами;

- просмотры и обсуждение фильмов, знакомство с азбукой кино, языком кино;

- составление режиссерского сценария, раскадровки, съемка этюдов в разной технике, просмотры с обсуждением;

- упражнения по сценической речи, правильной артикуляции, выразительное чтение, этюды на одушевление и перевоплощение, пластические этюды, отработка выразительной мимики, работа в группе с распределением ролей, индивидуальные этюды с учетом особенностей снимаемого фильма;

- лекции по истории культуры, просмотры, обсуждения, посещение выставок, проведение тематических праздников.

В небольших студиях, подобных нашей все эти предметы большей частью декларируются, поскольку у нас мало даётся времени и одному преподавателю не реально охватить весь спектр требуемого, необходимо привлекать специалистов по кинотехнологии, музыкальному искусству, актерскому мастерству, искусствоведов и других специалистов, но для этого не созрела законодательная база.

Чем мы собственно занимаемся в нашем кружке, делая мультфильмы? Какие существуют стадии производства фильма:

1. Нахождение или сочинение истории, сюжета, сценария (литературная часть).

2. Изобразительная часть. Изготовление героев, фонов, бутафории, необходимой по сценарию.

3. Актёрско-режиссёрская часть. Проигрывание истории вживую (исполнение ролей мультяшных героев, обращая внимание на выразительность мимики и пластики героев).

4. Составление раскадровки. Разделение фильма на эпизоды. Картинка эпизода. План, которым снимается эпизод (дальний, общий, средний, крупный, сверхкрупный, деталь). Описание действия, происходящего в эпизоде. Описание звука в эпизоде. Время эпизода. Описание техники анимации, применяемой в эпизоде.

5. Составление фонограммы (озвучка). Запись речи. Подбор музыки, шумовых эффектов. Расчет фонограммы по времени.

6. Съемочная часть. Предварительные этюды на движение героев, подготовка к съемкам героев, фонов, выбор техники анимации, съемки фильма по эпизодам).

7. Монтаж. Сведение видеоряда и звукоряда. Обработка.

8. Просмотр и обсуждение.

Я думаю, что придёт время, когда мультипликация станет не только кружком, а займёт полноценное место в ряду предметов школ искусств и художественных школ, будет принята базовая педагогическая программа и будет организован педагогический процесс.

Программа может быть составлена для разных возрастных групп (например: 2-5, 5-7, 7-17 лет и старше). Занятия будут увязаны с полным циклом уже прозвучавших выше предметов и со всеми нормами СанПина, и возрастными возможностями детей.

В производстве мультфильмов самый трудоемкий процесс - это покадровая съёмка при работе с объёмными персонажами или на мультстанке, для одной секунды экранного времени требуется сделать по компьютерной технологии не менее 25 кадров, соответстующих развитию сюжета и артикуляции персонажей.

В нашей студии форма занятий групповая, но бывают исключения, когда выпускники снимают авторские мультфильмы, по своим сценариям, со своими персонажами и фонами, а так же со своей озвучкой, кто был на защитах дипломов помнят историю Сони Аксёновой под названием «Ванюшкин сон» https://www.youtube.com/watch?v=N5bTJjB5Ibk , снятую в технике пластилиновой перекладки и Соня как автор мультфильма была признана лучшим художником фестиваля Молибденовый лопух в городе Гурьевске в 2013 году, а сам мультфильм получил высокую награду на Всероссийском фестивале ЖАР-ПТИЦА в 2011 году. И это не единственный мультфильм удостоенный награды, есть новая версия старой сказки про колобка https://www.youtube.com/watch?v=sxHuXLRDUK8 , которая получила награду на фестивале МУЛЬТГОРОЙ в городе Красноярске в 2013 году, есть мультфильм по рассказу Антона Павловича Чехова «Ванька Жуков» https://www.youtube.com/watch?v=0Mac4LZ38rE , получивший высокую награду на фестивале ЖАР-ПТИЦА в 2010 году. Есть у нас мультфильм снимавшийся в течение полутора учебных лет и названный «НИКИТИНА СКАЗКА» которым бы я хотел завершить свой обзор уважаемые коллеги https://www.youtube.com/watch?v=nWjA3qBsj2g .

Чтоб не утомлять ваше внимание нудными дефинициями по мотивам педагогики мультипликации, и так всем понятно, что детская мультипликация - прекрасный тренажёр для развития разносторонних творческих способностей подрастающего поколения, которые пригодятся ему во взрослой жизни независимо от того какую он выберет себе профессию.

1