"Лукояновский педагогический колледж им. А.М.Горького"
Методист:_____________ Шумидуб Н.С.
Учитель:______________ Харламова О.И.
г. Лукоянов 2023
— проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми морфемами; составлять схему состава слова; соотносить состав слова с представленной схемой.
- развивать навыки самооценки, оценки.
- воспитывать интерес к учению, аккуратность и самостоятельность.
— познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
Этапы урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты (Предметные, метапредметные, личностные) |
I. Организационный момент | Подготовка учащихся к уроку, эмоциональный настрой на урок. | Беседа | -Здравствуйте ребята. Садитесь. Меня зовут Анастасия Сергеевна и урок русского языка проведу у вас я. -Посмотрите внимательно на свое рабочее место. На столах у вас должен лежать учебник, тетрадь, пенал и дневник. Сядьте ровно и красиво. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок | Ф И | - | Наблюдение Проверка готовности к уроку | К: - воспитывать интерес к учению, аккуратность и самостоятельность. |
II. Мотивация к учебной деятельности | Мотивирование к учебной деятельности. | Беседа | -А теперь повернитесь к своему соседу и улыбнитесь друг другу. И пусть до конца дня у вас будет хорошее настроение. | Тихо садятся, готовятся к уроку | Ф И | - | Наблюдение Мотивация учебной деятельности | К: – слушать и понимать речь других. |
III. Актуализация знаний | Подготовка учеников к работе, повторению пройденного материала. | Словарная работа | -Ребята, откройте тетради, запишите сегодняшнее число и классная работа. -Сейчас мы с вами поиграем в одну интересную игру. Она называется «Прополи грядку». На слайде у вас представлены слова, но в них есть ошибки. Сейчас вам нужно внимательно их прочитать и исправить ошибки. -Какие ошибки вы нашли в словах? -Как же правильно пишутся эти слова? Почему они пишутся именно так? - Запишите правильные словарные слова в тетрадь и запомните их. | жОлтый, гараШ, здраствуй, гАрох, вАкруг жёлтый – проверочное слово «желтеть» (правописание букв О и Ё после шипящих в корне) гараж – словарное слово (проверить нельзя) здравствуй – проверочное слово «здравие» (непроизносимая согласная) вокруг – словарное слово (приставки «ва» не существует) | Ф И | Интерактивная доска, проектор, презентация | Наблюдение | К: - воспитывать навыки самостоятельной работы. Л: — познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. |
IV. Подведение к теме урока | Формирование умения формулировать тему и цель урока. | Упражнение | -Откройте учебник на странице 19 1. Упражнение 37. -Прочитайте задание а) – Что обозначает слово ГРИБНИЦА? б) Назовите звуки в этом слове. -Запишите транскрипцию этого слова. (Вызвать к доске записывать транскрипцию) –Зачем нужно слушать слово? – Почему звуки и буквы удобнее записывать в столбики? – Что показывает подсчет букв и звуков? – Почему их количество бывает разным? в) Назовите части слова. Разбор по составу. – Сколько частей в слове ГРИБНИЦА? (Вызвать к доске разбирать слово) – Какую часть слова определяем первой? – Как определить границы корня? – Какая часть слова находится между корнем и окончанием? -Как выделить основу слова и окончание? -Мы разобрали слово по составу, а теперь давайте скажем о нем как о части речи г) Скажи о нем как о части речи. (Вызываю к доске) -Ребята, какую работу мы с вами уже проводили? -А что значит разбирали? Так как вы думаете, какова тема нашего урока? -Молодцы -Тема нашего урока «Как ты умеешь анализировать слова?» -Ребята, а как вы думаете, какова же цель нашего урока? | подземная часть гриба в виде ниточек, из которых появляются новые грибы [г р`и б н`и ц а] чтобы правильно писать его так понятнее сколько букв и звуков в слове одна буква может обозначать два звука, разделительный мягкий знак не обозначает звука основа слова, окончание, корень, суффикс, приставка корень подобрать однокоренное слово суффикс поставить слово во множественное число существительное, женский род, единственное число, именительный падеж разбирали слова анализировали повторить звукобуквенный разбор, состав слова, восстановить базовые грамматические знания и умения | Ф И | Интерактивная доска, проектор, презентация | Наблюдение | ПР: — проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми морфемами; составлять схему состава слова; соотносить состав слова с представленной схемой. Р: – определять и формулировать тему урока, цель деятельности на уроке с помощью учителя; – оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения). Л: — первоначальные представления о научной картине мира. |
V. Повторение пройденного материала | Формирование умения анализировать слова. | Упражнение | 2. Упражнение 38. -Самостоятельно прочитайте задание в упражнении 38 -Ребята, а какой вид анализа мы с вами еще не делали? – Выполните звукобуквенный анализ слова «дают». Один у доски, другие у себя в тетради. -Помощь: А какими бывают согласные? А какими бывают гласные? – Совпадает ли в слове ДАЮТ количество букв и звуков? Почему не совпадает? -А когда еще буква может обозначать 2 звука? – Поставим слово дают в неопределенную форму. В слове ДАТЬ количество букв и звуков одинаково? Почему? – Что помогает узнать о слове этот вид анализа? – Прочитайте сообщение авторов на с. 19. – Дополняет ли оно ваш ответ? | звукобуквенный анализ твердые, мягкие, глухие, звонкие ударные, безударные не совпадает, потому что буква ю обозначает два звука буквы е, ё, ю, я обозначают два звука в абсолютном начале слова, после разделительных ь и ъ, после других гласных звуков нет, потому что разделительный мягкий знак не обозначает звука сколько букв и звуков в слове | Ф И | - | Наблюдение | ПР: — проводить звукобуквенный разбор слов; К: - воспитывать навыки самостоятельной работы; П: - развивать навыки каллиграфического почерка, речевые умения, внимание и пространственную ориентировку, умение анализировать и обобщать; – находить ответы на вопросы в учебнике. Л: — познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. |
Гимнастика для глаз | Предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности. | Упражнение | -Ребята, а сейчас мы проведем небольшую гимнастику для глаз. Внимательно смотрим на слайд, слушаем и выполняем. | дети выполняют по указанию учителя | Ф | Интерактивная доска, проектор, презентация | Наблюдение | - |
| | | 3. Упражнение 40 1.Прочитайте задание. -Что необходимо сделать? -Какие слова вы выписали? -В каком из них не совпадает количество звуков и букв? -Почему? -Какому орфографическому правилу подчиняется написание двух слов: первого и последнего? 2. Давайте с вами от второго и третьего слова образуем имена прилагательные. -А с помощью предпоследнего слова назовите маленький предмет. -Запишите слова в тетрадь, выделяя у них суффиксы. - А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте у друг друга работу. -Какой суффикс вы выделили? -Если правильно, то поставьте + | выписать только те слова, в которых все согласные твердые лыжи, мышь мышь мягкий знак не обозначает звука плащ – мягкий знак после шипящих на конце слова не пишется, так как это существительное мужского рода, мышь – мягкий знак после шипящих на конце слова пишется, так как это существительное женского рода. книжный, лыжный часики книжный – суффикс н, лыжный – суффикс н, часики – суффикс ик | Ф И | - | Наблюдение | |
| | | 4. Упражнение 41. – Ребята, сейчас мы будем работать в парах. Давайте прочитаем задание. В нем вам нужно поставить буквы на месте пропусков, объяснить их постановку и выделить части слова. (Ребенок читает задание) (Проверка на слайде) -Помогает ли это решать орфографические задачи? -А помогает ли строение слова объяснять его значение? -Чем отличаются? -Чем похожи слова? - А для чего нужна приставка? | влез, вылез (проверочное слово лезет, вылезет) переписал, дописал (проверочное слово пишет, допишет) прошлогодний, разноцветный (соединительная гласная о) разное значение слов есть приставка для образования новых слов | Ф П | - | Наблюдение | |
VI. Закрепление пройденного материала | Закрепление и систематизация пройденного материала. | Упражнение | -Ребята, а сейчас мы поиграем ещё в одну игру. Игра называется «Сортировщики». В ней вам нужно будет распределить слова по группам. Сейчас я вам раздам на парту таблицы и листочки, на которых будут написаны слова, которые нужно будет распределить. (Проверка на слайде) – Какие слова вы записали сразу в две группы? – Какое слово осталось «лишним»? | деньки, лебедь (2 и 4 группа) радостно (1 и 4 группа) друзья | Ф Г | Интерактивная доска, проектор, презентация | Наблюдение | П: - развивать навыки каллиграфического почерка, речевые умения, внимание и пространственную ориентировку, умение анализировать и обобщать; К: - воспитывать навыки умения работать в группе. |
VII. Подведение итогов урока | Подведение итогов деятельности учащихся на уроке. | Беседа | -Как мы анализировали слова? Какое задание было самым сложным? Какое интересным? – Какую помощь оказывают знание звукобуквенного состава слова и определение строения слова? | с помощью звукобуквенного и морфемного анализа для анализа слова | Ф И | - | Наблюдение | П: – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. |
VIII. Рефлексия | Определение эффективности своей работы и степени усвоения материала классом. | Беседа | -Ребята, у вас на парте лежат два смайлика – зеленый и красный. Покажите зеленый смайлик, если вам понравился сегодняшний урок, и вы с работой сегодня справились, или покажите красный смайлик, если вы считаете, что с работой не справились и урок вам не понравился. | оценивают настроение и восприятие учебного материала | Ф | Дидактические пособия | Самоконтроль | Р: - развивать навыки самооценки, оценки. |
IX. Домашнее задание | Проведение инструктаж по домашнему заданию. | Беседа | -Запишем домашнее задание. На страницах 20-21 найдите упражнение 42. Всего тут два задание, одно из которых вы выбираете на выбор. В первом задании нужно… Во втором задании нужно… -Оценки получают… | записывают домашнее задание | Ф | - | Самоконтроль | - |
X. Организационный момент | - | Беседа | -Молодцы! Сегодня хорошо поработали! Спасибо за урок! | - | Ф | - | Наблюдение | - |