2
ТЕМА МАСТЕР-КЛАССА –
Как укрепить «национальный иммунитет»?
Свой мастер-класс я хотела бы начать со слов современного российского педагога-исследователя Ольги Князевой о том, что «окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа».
Многие годы меня беспокоит проблема, связанная со слепым поклонением части нашей молодежи перед всем западным, иностранным, порой, доходящим до безосновательной, необдуманной критики всего, что связано с родной страной. Это проявлялось и ранее, но в большей степени активизировалось в конце 80-90-х годах прошлого века, когда СССР, затем Россия стали открытыми для мирового сообщества и в полной мере установилась глобализация. К сожалению, это продолжается и сегодня.
Огромный поток информации, который стал доступен благодаря системе Интернет, стал проникать из стран Запада. А вместе с этим и дезинформация в отношении нашей страны, поэтому неподготовленное сознание молодежи стало воспринимать многое за правду.
В связи с этим я предлагаю ввести понятие «национальный иммунитет», которое я определяю, как:
- невосприимчивость личности к чужеродным, вредоносным культурам;
- система, которая защищает личность от разрушительного иностранного воздействия.
Большая роль, на мой взгляд, в укреплении «национального иммунитета» принадлежит нам, педагогам. Для этого необходимо организовать системную работу по воспитанию в подрастающем поколении духовно-нравственных ценностей, патриотизма, раскрывающие творческие способности ребенка.
Каким же образом я, как учитель истории и обществознания, способствую укреплению «национального иммунитета?
С самого рождения мы должны формировать в детях любовь к Родине как к великой стране. К малой родине, где родился человек, в которой он формируется как гражданин, а также модель отношений между индивидом и обществом, между гражданином и государством.
Большая роль в формировании и укреплении «национального иммунитета», на мой взгляд, принадлежит природным факторам, точнее, влияние природы на общественные процессы. Эту связь отмечали многие мыслители. О влиянии климата и ландшафта на своеобразие, «психологию», культуру народов писали еще Гиппократ, Геродот, Страбон, Авиценна, Аль-Фараби:
Учения об этом известны как:
Географический детерминизм
Пассионарная теория этногенеза
Социоестественная история
Геополитика. (СЛАЙД)
Какие же приемы?
С первых уроков истории начинается активная работа по исторической карте. С пятого класса обучающиеся, работая по карте, выявляют не только пространственные представления о мире, но и учатся заполнять сравнительную таблицу стран древнего мира, в которой наряду с географическим положением, природно-климатическими условиями и хозяйственной деятельностью, я предлагаю отображать организацию структуры власти и общее культурное наследие. В процессе работы с картой и последовательного заполнения таблицы пятиклассники находят государства со схожими природными факторами и общественными явлениями, выявляют схожие закономерности. Выявленные связи ученики используют при изучении следующих исторических этапов.
Данная работа формирует в обучающихся следующий вид деятельности: умение систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, определять причинно-следственные связи.
Также данная работа закладывает в сознание ученика понимание того, что человек – часть природы, часть того пространства, где он родился и живет, а также понимание того, что мир многообразен, как многообразна природа.
Следующее на что я хотела обратить внимание, что для укрепления «национального иммунитета» важно научить детей в большом потоке информации исключать недостоверную информацию.
На уроках истории в качестве повторительно-обобщающего урока я предлагаю организовать работу «Найди правду о событии», которая предполагает предоставление различной информации из Интернета об изучаемом событии и выбор той, которая заслуживает доверия. При определения достоверности информации учащиеся пользуются предоставленными историческими источниками. После проведенной работы, ученики должны объяснить свой выбор. Примером фальсификаций для обсуждения в 10 классе являются события Великой Отечественной войны.
Для учеников представляется интересным сайт Российского исторического общества и их проект «Разбор фальсификаций».
Также у меня в старших классах на уроке работает команда «Антифейк». Как правило, участвует весь класс по очереди. Они получают опережающее задание и выступают на уроке.
В процессе работы ученики учатся объективно анализировать информацию, доказывать ее достоверность и формировать критическое мышление. Подобная работа углубляет исторические знания, обращает внимание учеников на то, что объективность информации по истории обеспечивается фактами и формирует невосприимчивость к дезинформации.
Я работаю в гимназии-интернате с дополнительным музыкальным образованием. Этот бесценный ресурс я использую на своих уроках. Через классические произведения, музыкальные композиции можно создать определенный эмоциональный фон, внутренний настрой, погрузиться в историческую эпоху, передать образ выдающихся деятелей и народа.
По-особому воспринимаются произведения на историческую тему через игру на музыкальных инструментах. В процессе разучивания дети погружаются в события и чувственно воспроизводят их. Особое место занимают народные инструменты. Например, я использую на уроках в качестве регионального компонента башкирские исторические песни в исполнении самих же учеников.
В известной башкирской народной песне «Урал» отражены исторические события, связанные с образованием Союза семи башкирских племён. Игра на курае не только переносит нас в те времена, но и позволяет ощутить природу Урала.
Заметное место занимает в песенном жанре военная тематика. Башкирскую народную песню «Любизар», относящуюся к временам Отечественной войны 1812 года, оригинально воспроизводят кыл-кубыз и курай.
Приобщение к слушанию народной музыки и игре на народных инструментах включает детей в систему народной культуры и сложившихся многовековых духовно-нравственных ценностей.
Наконец, важную роль в укреплении «национального иммунитета» играют внеклассные мероприятия, посвященные важным историческим страницам нашей страны.
Понятие «национальный иммунитет» имеет право на существование, так как включает в себя очень важный воспитательный момент - формирование в личности российской гражданской идентичности.