СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как устанавливать границы в поведении ребенка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Давайте разберемся?

Просмотр содержимого документа
«Как устанавливать границы в поведении ребенка»

Как устанавливать границы в поведении ребёнка

Как устанавливать границы в поведении ребёнка

Безграничное или безразличное?  Сегодня детей не принято ограничивать – ни в потреблении, ни в поведении. Однако такое «безграничное» воспитание - по сути, воспитание безразличное. Детям необходимы границы, рамки, чтобы знать, и понимать, что можно, а что нельзя, а главное понимать, как себя вести . Если мы эти рамки не обозначим, ребёнок будет нащупывать их сам, путем проб и ошибок, и неизвестно, как это обернётся и ему, и нам, родителям. Конечно, устанавливать границы не просто, придётся преодолевать недовольство и сопротивление ребёнка. Как это сделать?  Наша задача вовремя вводить правила и запреты, последовательно их придерживаться, постепенно расширяя границы дозволенного. Важно запрещать (говорить «нельзя») в спокойной обстановке, а не только тогда, когда что-то произошло, и мы недовольны ребёнком.

Безграничное или безразличное?

Сегодня детей не принято ограничивать – ни в потреблении, ни в поведении. Однако такое «безграничное» воспитание - по сути, воспитание безразличное. Детям необходимы границы, рамки, чтобы знать, и понимать, что можно, а что нельзя, а главное понимать, как себя вести . Если мы эти рамки не обозначим, ребёнок будет нащупывать их сам, путем проб и ошибок, и неизвестно, как это обернётся и ему, и нам, родителям. Конечно, устанавливать границы не просто, придётся преодолевать недовольство и сопротивление ребёнка. Как это сделать?

Наша задача вовремя вводить правила и запреты, последовательно их придерживаться, постепенно расширяя границы дозволенного. Важно запрещать (говорить «нельзя») в спокойной обстановке, а не только тогда, когда что-то произошло, и мы недовольны ребёнком.

Дать представление о естественных последствиях .  Ребёнок должен сам научиться исправлять свои ошибки: насорил – убери, обозвал – извинись, взял чужое - верни и т.д. Если нарушение правил не создаёт ребёнку проблем, то это значит, что для него они просто не существуют. Он и дальше будет их нарушать. Не нужно чрезмерно опекать детей, ограждать их от жизни. Только так они смогут выработать социальный иммунитет. При этом родителям нужно контролировать себя: следить за своими словами и обещаниями, не оправдывать детей, не делать за них то, что они могут и должны сделать сами .

Дать представление о естественных последствиях .

Ребёнок должен сам научиться исправлять свои ошибки: насорил – убери, обозвал – извинись, взял чужое - верни и т.д. Если нарушение правил не создаёт ребёнку проблем, то это значит, что для него они просто не существуют. Он и дальше будет их нарушать. Не нужно чрезмерно опекать детей, ограждать их от жизни. Только так они смогут выработать социальный иммунитет. При этом родителям нужно контролировать себя: следить за своими словами и обещаниями, не оправдывать детей, не делать за них то, что они могут и должны сделать сами .

Научить уважать границы других людей .  Пока ребёнок маленький, он уверен, что мир крутится вокруг него: все о нём заботятся, все его обслуживают. По мере взросления ему предстоит расстаться с тем, что он – центр Вселенной. Наша задача дать ему понять, что у окружающих людей есть своя жизнь, свои интересы, представления о мире. Что нужно соблюдать правила вежливости: говорить «спасибо», «пожалуйста», «извините», «разрешите»; здороваться и прощаться.  Это правила этикета и ритуал прямого назначения, структурируют наше поведение по отношению к другим, помогают выстраивать и соблюдать границы.  Здесь огромную роль играет поведение родителей, ведь дети всё замечают и берут с нас пример. Если же мы будем показывать пример уважительного отношения к людям независимо от их статуса, материального положения и состояния здоровья, дети будут это перенимать.

Научить уважать границы других людей .

Пока ребёнок маленький, он уверен, что мир крутится вокруг него: все о нём заботятся, все его обслуживают. По мере взросления ему предстоит расстаться с тем, что он – центр Вселенной. Наша задача дать ему понять, что у окружающих людей есть своя жизнь, свои интересы, представления о мире. Что нужно соблюдать правила вежливости: говорить «спасибо», «пожалуйста», «извините», «разрешите»; здороваться и прощаться.

Это правила этикета и ритуал прямого назначения, структурируют наше поведение по отношению к другим, помогают выстраивать и соблюдать границы.

Здесь огромную роль играет поведение родителей, ведь дети всё замечают и берут с нас пример. Если же мы будем показывать пример уважительного отношения к людям независимо от их статуса, материального положения и состояния здоровья, дети будут это перенимать.

Обозначать границы в отношениях с близкими  Для ребёнка отношения с родителями- самый первый опыт коммуникаций, именно на родителях он отрабатывает основные навыки общения. Это значит, что при всей любви и заботе обязательно должны быть границы, которые нарушать ребёнку запрещено. Конечно, мы готовы быть на связи с ребёнком 24 часа в сутки, но у нас есть свои планы и дела. Поэтому ребёнок с определённого возраста должен понимать, что нельзя распоряжаться временем мамы и папы по своему усмотрению. Следует объяснить ребёнку, что нельзя грубить, влезать в разговоры старших, заглядывать в их сумки, входить без стука в спальню.  Детям нужны родители, которые умеют отстаивать свои границы и е позволяют другим вторгаться на свою территорию – этот навык они тоже перенимают от нас.

Обозначать границы в отношениях с близкими

Для ребёнка отношения с родителями- самый первый опыт коммуникаций, именно на родителях он отрабатывает основные навыки общения. Это значит, что при всей любви и заботе обязательно должны быть границы, которые нарушать ребёнку запрещено. Конечно, мы готовы быть на связи с ребёнком 24 часа в сутки, но у нас есть свои планы и дела. Поэтому ребёнок с определённого возраста должен понимать, что нельзя распоряжаться временем мамы и папы по своему усмотрению. Следует объяснить ребёнку, что нельзя грубить, влезать в разговоры старших, заглядывать в их сумки, входить без стука в спальню.

Детям нужны родители, которые умеют отстаивать свои границы и е позволяют другим вторгаться на свою территорию – этот навык они тоже перенимают от нас.

Учить отстаивать собственные границы  Ребёнок должен понимать, где начинается территория его личности, границы которой он будет оберегать. Нужно научить его защищать своё «Я», отстаивать свои интересы. Если кто-то из детей помыкает вашим ребёнком, можно сказать: «Меня смущает, что ты делаешь то, что нужно этому мальчику и что хочет он. А твоё мнение, твои желания? Скажи о них открыто!». Возможно, ваш ребёнок не понимает, что происходит, или боится, что с ним не будут дружить.  Мы объясняем ребёнку, что иногда личные границы важнее дружбы. Важно уметь говорить «нет» взрослым людям. Научить ребёнка, как отказывать, не объясняя причин и не вступая в диалог. Ведь это еще вопрос безопасности. Защищая своё пространство, мы противостоим чужой воле.

Учить отстаивать собственные границы

Ребёнок должен понимать, где начинается территория его личности, границы которой он будет оберегать. Нужно научить его защищать своё «Я», отстаивать свои интересы. Если кто-то из детей помыкает вашим ребёнком, можно сказать: «Меня смущает, что ты делаешь то, что нужно этому мальчику и что хочет он. А твоё мнение, твои желания? Скажи о них открыто!». Возможно, ваш ребёнок не понимает, что происходит, или боится, что с ним не будут дружить.

Мы объясняем ребёнку, что иногда личные границы важнее дружбы. Важно уметь говорить «нет» взрослым людям. Научить ребёнка, как отказывать, не объясняя причин и не вступая в диалог. Ведь это еще вопрос безопасности. Защищая своё пространство, мы противостоим чужой воле.

Ограничивать и контролировать  Родителям важно воспитывать в ребёнке самоконтроль. С 4-5 лет, дети, с высоким самоконтролем, не кричат в общественных местах, не хватают все, что попадётся под руку, не носятся в кафе, а становятся более эффективными.  В дальнейшем, повзрослев, они менее склонны к курению, употреблению алкоголя, ПАВ, реже сталкиваются с законом. Маленькому ребёнку трудно себя ограничивать, у него еще нет чувства меры. Поэтому регулировать потребности ребёнка, устанавливать границы потребления, не потакая все его прихотям, поначалу приходится родителям. Это касается не только вещей, но и информации, развлечений. Когда ребёнок начинает у нас что-то настойчиво просить и ныть, говорите ему твердое «нет». «Ты уже слышал ответ», «Разговор на эту тему закончен», «Я не стану это обсуждать» и др.  Ребёнок будет нас больше уважать, когда поймёт, что наше «нет» на самом деле означает «нет» и не зависит от нашего настроения.

Ограничивать и контролировать

Родителям важно воспитывать в ребёнке самоконтроль. С 4-5 лет, дети, с высоким самоконтролем, не кричат в общественных местах, не хватают все, что попадётся под руку, не носятся в кафе, а становятся более эффективными.

В дальнейшем, повзрослев, они менее склонны к курению, употреблению алкоголя, ПАВ, реже сталкиваются с законом. Маленькому ребёнку трудно себя ограничивать, у него еще нет чувства меры. Поэтому регулировать потребности ребёнка, устанавливать границы потребления, не потакая все его прихотям, поначалу приходится родителям. Это касается не только вещей, но и информации, развлечений. Когда ребёнок начинает у нас что-то настойчиво просить и ныть, говорите ему твердое «нет». «Ты уже слышал ответ», «Разговор на эту тему закончен», «Я не стану это обсуждать» и др.

Ребёнок будет нас больше уважать, когда поймёт, что наше «нет» на самом деле означает «нет» и не зависит от нашего настроения.

Переходим от слов к делу!  Изменение в поведении ребёнка требуют времени. Поэтому ребёнок будет сопротивляться новому. Желательно учить детей не только словами, но и конкретными действиями. Например, мы не покупаем ребёнку понравившуюся игрушку, потому что поставили условие: сегодня покупаем только продукты. Он начинает плакать, иногда до истерики. Мы уступаем и покупаем. Ребёнок понимает, что можно своего добиваться таким способом. Мы обещаем включить мультик после уборки игрушек, но ребёнок начинает хныкать, ныть, обижаться.  В первую очередь родителям важно понимать, что правила – это не принуждение, а заведённый в семье порядок, когда у каждого есть свои права и есть обязанности. Все это не ограничение свободы, а условия пользования свободой. Если родители контролируют себя, выстраивают и соблюдают границы в повседневной жизни, в отношениях с ребёнком и другими людьми, то и ребёнок будет придерживаться этих правил автоматически. Материал подготовлен по книге: М.И.Мелия. Отстаньте от ребёнка! Простые правила для мудрых родителей. – Москва: Эксмо,2019. – 208 с.  

Переходим от слов к делу!

Изменение в поведении ребёнка требуют времени. Поэтому ребёнок будет сопротивляться новому.

Желательно учить детей не только словами, но и конкретными действиями. Например, мы не покупаем ребёнку понравившуюся игрушку, потому что поставили условие: сегодня покупаем только продукты. Он начинает плакать, иногда до истерики. Мы уступаем и покупаем. Ребёнок понимает, что можно своего добиваться таким способом. Мы обещаем включить мультик после уборки игрушек, но ребёнок начинает хныкать, ныть, обижаться.

В первую очередь родителям важно понимать, что правила – это не принуждение, а заведённый в семье порядок, когда у каждого есть свои права и есть обязанности. Все это не ограничение свободы, а условия пользования свободой. Если родители контролируют себя, выстраивают и соблюдают границы в повседневной жизни, в отношениях с ребёнком и другими людьми, то и ребёнок будет придерживаться этих правил автоматически.

Материал подготовлен по книге: М.И.Мелия. Отстаньте от ребёнка! Простые правила для мудрых родителей. – Москва: Эксмо,2019. – 208 с.