Просмотр содержимого документа
«Как устроено внимание»
Как устроено ВНИМАНИЕ
«Будь внимательнее!» - эта магическая фраза знакома всем с детства и сопровождает нас на протяжении всей жизни. А как это – «быть внимательным», и что же такое внимание, каким оно бывает?
Внимание – это избирательная направленность на объект и сосредоточенность на нем, процесс, который поддерживает контроль за четким и организованным протеканием психической деятельности.
Внимание у детей начинает проявляться довольно рано. В первые месяцы жизни для ребенка характерно только непроизвольное внимание. С течением времени и ростом малыша процесс внимания становиться все более сложным и многообразным. Это происходит параллельно с расширением пространства, которое может быть доступно ребенку с помощью ползанья, а затем уже- прямохождения. Вместе с нарастанием активности ребенка и усложнением его предметных действий возрастает и устойчивость внимания. Появляются задатки произвольного внимания, когда взрослый, указывая ребенку на предмет, помогает ему выделить данный предмет среди других.
В дошкольном возрасте большую роль в привлечении внимания ребенка играют эмоционально значимые стимулы. В этом возрасте преобладающим остается непроизвольное внимание, но уже примерно к шести годам можно наблюдать постепенное развитие произвольного и послепроизвольного внимания, ребенок сам начинает управлять собственным вниманием, заставляя себя сосредоточиться на чем-либо важном и нужном, жертвуя занимательным и интересным.
В младшем школьном возрасте (6-7 лет) внимание становиться произвольным, но еще довольно долго, особенно в начальных классах, сильным и конкурирующим с произвольным остается непроизвольное внимание.
Поскольку основой непроизвольного внимания служат увлечения, для плодотворного развития непроизвольного внимания необходимо, в первую очередь, расширять интересы ребенка. В процессе обучения и развития ребенка необходимо:
- использовать непроизвольное внимание;
- содействовать развитию произвольного внимания;
- помнить о единстве и взаимопереходе произвольного и непроизвольного внимания.
В формировании внимания у ребенка существенным является его интеллектуализация, которая совершается в процессе умственного развития ребенка. В результате расширяется объем внимания ребенка. В младшем дошкольном возрасте будущему ученику становиться доступно внимательное рассмотрение и достаточно ясное восприятие последовательно двух-четырех объектов. Результат улучшается, если взрослый концентрирует изображения, сравнивает их, ищет причинно-следственные связи между изображениями, привлекает к этому процессу ребенка. К шести годам не только увеличивается количество объектов, которые ребенок способен одновременно воспринять, но и изменяется круг предметов, которые привлекают его внимание. Также, отмечается тот факт, что дошкольники способны удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки). При организации обучении детей шести лет важно учитывать и тот факт, что они способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10-15 минут.
Важно помнить и то, что в устойчивости внимания очень резко проявляются индивидуальные различия детей, например, темперамента.