Как вернуть внимание ученика на уроке.
Способы, которые действуют)
В последнее время в социальных сетях появились истории про детей в начальной школе, которые запросто могут встать во время урока, пройтись по классу, выйти за дверь или залезть под парту.
Такому ребенку сложно в школе, и мама пытается найти поддержку со стороны других родителей.
Под подобными постами появляется множество комментариев о том, что такое поведение вполне нормально, нужно подождать, ребенок адаптируется. Возможно, это и так. Но не во всех случаях. Иногда требуется помощь нейропсихолога или невролога.
Это взгляд с позиции «мама и ребенок».
А если на это посмотреть со стороны учителя, у которого кроме этого ребенка есть еще двадцать девять других? И у каждого свои особенности, причуды и веселые затеи? Как ему быть в такой ситуации?
Проблемы с дисциплиной чаще возникают у первоклассников.
Когда весь класс с интересом занимается общим делом, а кому-то одному или двоим вдруг захотелось обняться и повалиться на пол, пошелестеть жалюзи, громко закричать «Я — Бэтмен» и пролететь через класс, сметая все на своем пути.
Если такое случается нечасто, то опытному педагогу не составит труда привлечь внимание «нарушителей спокойствия». Но что, если они столь изобретательны в своих выдумках, что перетягивают все внимание класса на себя? И если веселые затеи так и сыпятся из них?!
Вот несколько способов мягко и бережно вернуть внимание ребенка.
Способ 1.
Удивить детей
Заговорите шепотом, в другой тональности или пригласите сказочного посредника.
Пусть, например, появится любимый герой и заплачет от огорчения, что кто-то мешает занятию, путешествию в сказку. Все начинают успокаивать его, в том числе и забияку («нарушителя»).
Когда ребенок справится с собой, сказочный персонаж должен похвалить ребенка.
Способ 2.
Увеличить темп занятия
Попытайтесь «перебыстрить» детей. Скорость восприятия у детей выше, чем у взрослого человека.
Для этого вы должны быть тщательно готовы к занятию, свободно владеть материалом, не подглядывая в конспект. И при необходимости быть в состоянии быстро поменять задания местами, чтобы переключить внимание детей.
Способ 3.
Попросить помощи у самого активного ребенка
Пусть он раздаст клей или карандаши для поделки, разложит листочки с заданиями. Можно взять ребенка за руку или посадить к себе на колени и вместе с ним продолжить занятие.
Способ 4.
Приучить детей к стоп-сигналам
Можно выработать условную фразу (например, слова «стоп-игра»), жест (рука вверх) или прикосновение (положить руку на плечо), которые всегда будут означать, что ребенку нужно остановиться и обратить внимание на учителя.
Способ 5.
Поменять вид деятельности
Если сидели — поиграйте в подвижную игру. Если играли — сядьте или полежите. Можно использовать игры из нейропсихологии для повышения нейродинамики. Возможно, дети просто устали и им надо «подзарядиться».
Попойте гласные, сделайте самомассаж колючими мячиками или шишками, походите по ортопедической дорожке, поползайте под столами и т.п.
Способ 6.
Напомнить о «групповых правилах»
Желательно на занятиях ввести общие для класса правила. Все дети берутся за руки, и все вместе произносят слова правил, при помощи которых можно попасть в сказочное путешествие.
Возможны такие: «Дружно, весело играем — никому мы не мешаем» (перед чтением рассказа, чтобы дети не загораживали друг другу текст), или «Дружно, весело играем — ничего мы не хватаем» (если педагог дает материалы для самостоятельной работы).
Если дети подрались: все вместе беремся за руки и произносим: «Дружно, весело играем — никого не обижаем», а потом «виновники» должны помириться мизинчиками: «Мирись, мирись и больше не дерись».
Но иногда сделать замечание необходимо
Если не удалось направить энергию ребенка в «мирное русло», нужно с ним поговорить. Как это лучше сделать?
Можно произнести нужные слова от лица сказочного посредника
Только ни в коем случае не пугать страшными персонажами, например, «вас заберет баба Яга».
Допустимый вариант — появляется отрицательный герой и говорит: «Ты, наверное, тоже хочешь быть моим сыночком, ты — такой молодец, ведешь себя точь-в-точь, как мой родной ребенок».
Подать сигнал помощнику педагога, чтобы он сделал замечание незаметно так, чтобы не привлекать внимание всего класса. Помощнику нужно опуститься к ребенку и прошептать замечание на ухо.
Сделать замечание самостоятельно
Если ситуация не позволяет привлечь помощника и сказочного посредника, педагогу следует опуститься на один уровень с ребенком и сказать, что он делает не так. Говорить надо глядя ему в глаза, а не сверху вниз, и — негромко.
Посадить ребенка на «волшебный стульчик»
Это самый серьезный вид «наказания». Использовать его следует только в том случае, если ребенок поступает очень плохо или находится в состоянии крайнего возбуждения.
С обратной стороны стульчика или на спинке мы наклеиваем картинку с солнцем или другим позитивным изображением. И комментируем так: «На этом стульчике любят отдыхать дети солнышка, солнечные зайчики. Когда они расшалятся, мама Солнышко их туда сажает. Он успокаивает и помогает вспомнить ребенку, что такое хорошо и что такое плохо».
Наказанный ребенок всегда должен находиться лицом к группе.
Необходимо поддержать ребенка эмоционально после того, как ему было сделано замечание. Если ребенок успокоился, педагог должен поощрить его улыбкой или поглаживанием. Или можно прямо высказать свое одобрение: «Как мне нравится, что ты….»
Методы, которые использовать на занятиях категорически нельзя:
Выключать свет.
Использовать мотивацию вины и стыда, если речь идет о том, что ребенок что-то забыл, не понял, не услышал или не знает.
Например, нельзя говорить: «Посмотрите на Катю, она не знает…», «Посмотрите на Петю, как ему не стыдно, он сделал то-то и то», «Как тебе не стыдно! Ты не слышал, что я говорю». Необходимо, не упрекая ребенка, напомнить или разъяснить ситуацию.
Заставлять ребенка сидеть в не удобном для него положении.
Каждый ребенок имеет право занимать комфортную позу: лечь на пол, если устал, слушать стоя, даже если остальные сидят, или сидеть так, как ему нравится.
Важное исключение из правила — это ситуации, когда мы пишем или рисуем. Необходимо следить за правильной осанкой.
Во время письма ноги должны «дружить» (быть вместе), а правая рука (если ребенок правша) должна лежать так, чтобы локоть не свешивался. Объясняем, что только так у нас будут получаться красивые рисунки и буквы.
Делать замечание ребенку, если ему необходим отдых.
Если ребенок отвлекся, но при этом не мешает другим (отошел в сторону и не выполняет задание), помощник педагога может попытаться его заинтересовать, взять за руку, поглаживая по спинке, и тихонько ему сказать: «Сейчас будет интересно, пойдем, посмотрим, а то пропустим».
Если ребенок отошел в сторону, не выполняет задание и настаивает на том, что не хочет присоединяться к классу, помощник должен спросить: «Ты, может быть, устал?» Если устал, то надо предложить прилечь и отдохнуть.
Если к нему присоединятся другие дети, то можно сделать релаксационный период для всей группы под спокойную музыку: «Отправляемся на ковре-самолете в лето, отдохнем и позагораем, наберемся сил от солнышка и продолжим путешествие».
Возможно использование и других способов вернуть внимание ученика, но главное не нарушать при этом его внутренней гармонии.