Просмотр содержимого документа
«Как воспитывать самостоятельность у младшего школьника»
КАК ВОСПИТАТЬ У РЕБЁНКА
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
Главное базовое правило, без соблюдения которого воспитательные усилия не дадут ожидаемого результата – это безусловное принятие человека.
Принятие ребёнка означает любить его не за то, что он красивый, послушный, разумный и т.д., а просто за то, что он есть.
Важно постоянно сообщать ребёнку, что он нужен, важен для вас, что само его существование – радость.
Ваш малыш, взрослея, чему-то учится. Наступает время, когда он скажет «Я сам», но его попытки что-то сделать самостоятельно – несовершенны. Вам хочется вмешаться, научить. Вы указываете на ошибки, говорите, как правильно, критикуете (с добрыми интонациями). Дети по-разному реагируют на родительское «не так» - одни смущаются и теряются, другие обижаются, третьи бунтуют.
Второе правило, которым нужно руководствоваться в тех случаях, когда ребёнок чем-то занят самостоятельно, звучит так:
Своим вмешательством вы будете сообщать ему: «Ты, конечно, управишься!». Результатом такого самостоятельного обучения будет тренировка общей способности учиться, эмоциональный след от занятий (удовольствие или разочарование, уверенность или неуверенность).
Если ребёнок в процессе занятий столкнётся с серьёзными трудностями, с которыми он не может управиться, то позиция невмешательства и побуждения самостоятельности неправильна и может лишь принести вред.
В таком случае стоит руководствоваться третьим правилом:
Важно различать ситуации, в которых надо воспользоваться вторым правилом (ребёнок не просит о помощи) и третьим правилом (если ребёнок просит помочь – или жалуется, что «не выходит» - или вообще оставляет начатое после первых неудач).
Четвёртое правило:
Речь идёт о снятии мелочной опеки – если она затянется, то помешает вашему ребёнку взрослеть. Передача ответственности за дела, поступки ребёнка ему самому – самая большая забота о нём.
Пятое правило вытекает из предыдущего: