Какие и когда необходимо проводить инструктажи
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет виды, содержание и порядок проведения инструктажей обучающихся и воспитанников образовательного учреждения.
1.2. Со всеми обучающимися образовательного учреждения, поступившими в учреждение в соответствии с законодательством, требованиями ГОСТ 12.0.004-90 проводится инструктаж по охране труда, производственной санитарии и противопожарной безопасности.
1.3. Изучение вопросов безопасности труда организуется и проводится на всех стадиях образования в образовательном учреждении с целью формирования у воспитанников сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.
1.4. Воспитанникам образовательного учреждения прививают основополагающие знания и умения по вопросам безопасности труда и другим видам деятельности в процессе изучения учебных дисциплин на уроках по программе «Основы безопасности жизнедеятельности». Обучение воспитанников (в виде инструктажей с регистрацией в журнале установленной формы) по правилам безопасности проводится перед началом всех видов деятельности при:
– учебных занятиях;
– трудовой и профессиональной подготовке;
– организации общественно-полезного труда;
– проведении экскурсий, походов;
– проведении спортивных занятий, соревнований;
– кружковых занятий и другой внеучебной деятельности;
– организации поездок на автотранспорте.
- каждый инструктаж проводится отдельно \с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.
1.5. По характеру и времени проведения инструктажей различают вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи.
2. Вводный инструктаж
2.1. Вводный инструктаж по безопасности труда проводится:
– с воспитанниками учреждения перед началом учебного года по правилам безопасного поведения в учреждении, помещениях, кабинетах, учебных мастерских, спортзале, перед выполнением хозяйственно-бытовых и садово-огородных работ.
2.2. Вводный инструктаж обучающихся проводит классный руководитель образовательного учреждения.
Продолжительность инструктажа устанавливается в соответствии с утвержденной программой:
– программа вводного инструктажа для обучающихся (воспитанников) образовательного учреждения;
2.3. Проведение вводного инструктажа с обучающимися (воспитанниками) регистрируют в журнале инструктажа воспитанников по охране труда с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.
3. Первичный инструктаж на рабочем месте
3.1. Первичный инструктаж на рабочем месте до начала производственной деятельности проводится:
– с обучающимися (воспитанниками) перед изучением каждой новой темы при проведении практических занятий в учебных мастерских;
– при проведении внешкольных занятий в кружках, секциях;
– с обучающимися (воспитанниками) при работе в учебных мастерских, занятиях в спортзале;
– при проведении мероприятий по всем рекомендуемым направлениям:
пожарная безопасность; электробезопасность; профилактика детского дорожно-транспортного травматизма; безопасность на воде, на льду; меры безопасности при проведении спортивных соревнований, экскурсий, походов, на спортплощадке; профилактика негативных криминогенных ситуаций; правила безопасного обращения со взрывоопасными предметами, веществами, при проведении летней оздоровительной работы и трудовой практики.
3.2. Первичный инструктаж на рабочем месте с обучающимися (воспитанниками) проводится по инструкциям по охране труда на рабочем месте для соответствующих кабинетов, спортзала, мастерских и по инструкциям по всем рекомендуемым направлениям, утвержденным руководителем образовательного учреждения и на заседании профсоюзного комитета.
3.3. Первичный инструктаж на рабочем месте с обучающимися (воспитанниками) регистрируется в том же журнале, что и вводный инструктаж с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.
4. Повторный инструктаж на рабочем месте
4.1. С обучающимися (воспитанниками) повторный инструктаж на рабочем месте проводится не реже 2-х раз в год по инструкциям по охране труда на рабочем месте, инструкциям при проведении внешкольных и внеклассных мероприятий по всем рекомендуемым направлениям.
4.2. Повторный инструктаж на рабочем месте регистрируется в тех же журналах, что и первичный инструктаж.
5. Внеплановый инструктаж
5.1. Внеплановый инструктаж проводится:
– при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменений к ним;
– при нарушении обучающимися (воспитанниками) требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару, отравлению;
– по требованию органов надзора;
5.2. Внеплановый инструктаж проводится индивидуально или с группой воспитанников по одному вопросу.
5.3. Объем и содержание инструктажа определяется в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.
5.4. Внеплановый инструктаж регистрируется в журналах инструктажа на рабочем месте с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего и указанием причины проведения внепланового инструктажа.
6. Целевой инструктаж
6.1. Целевой инструктаж проводится с обучающимися (воспитанниками) перед выполнением ими разовых поручений, не связанных с их учебными программами.
6.2. Регистрация целевого инструктажа ГОСТом 120.004-90 в журнале регистрации инструктажей с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего и указанием причины проведения целевого инструктажа.
7. Общие требования
7.1. Дата регистрации вводного инструктажа и инструктажа на рабочем месте отмечается в специальном журнале инструктажей.
7.2. Вводный инструктаж с обучающимися (воспитанниками), инструктаж по охране труда при организации общественно-полезного труда и при проведении мероприятий по всем рекомендуемым направлениям проводится классным руководителем со свои классом и регистрируется в специальном журнале установленной формы.
7.3. Все журналы регистрации инструктажей:
– по охране труда с обучающимися (воспитанниками) (вводного, на рабочем месте и при проведении внешкольных, внеклассных мероприятий) должны быть пронумерованы, прошнурованы, скреплены печатью с указанием количества листов и с подписью руководителя образовательного учреждения.
Перечень инструктажей
№ пп | Тема инструктажа | Периодичность проведения с записью в журнал |
1. | Вводный инструктаж | Для вновь прибывших в школу |
2. | Правила поведения в школе: - до уроков; -на переменах; -на уроках; -по окончании уроков | В начале каждой четверти |
3. | Пожарная безопасность | 1 раз в четверть |
4. | Электробезопасность в школе, дома, на улице | 1 раз в четверть |
5. | Терроризм. Правила безопасного поведения в экстремальной ситуации | 1 раз в четверть |
6. | Экстремистские объединения | 2 раза в год |
7. | Безопасность на улицах и дорогах | 1 раз в четверть |
8. | Безопасность в лесу (перед походом) | Перед каждым походом |
9. | Правила поведения во время экскурсии (пешей, поездка и т.д.) | Перед каждым экскурсией |
10. | Правила поведения на классном и школьном вечере, дискотеке и т.п. | Перед каждым мероприятием |
11. | Правила поведения у водоёмов (у воды, в воде, на льду осенью, зимой, весной и в летний период) | 1 раз в четверть и по мере необходимости |
12. | Безопасность во время каникул (на улице и дома) | Перед каникулами |
13. | Правила поведения во время новогодних праздничных мероприятий | Перед мероприятиями. В начале декабря о пиротехнических изделиях и правила обращения с ними |
14. | Профилактика инфекционных заболеваний (кишечные инфекции, все формы гриппа и т.п.) | Осень, зима, весна по мере необходимости |
15. | Правила поведения при стихийных бедствиях (ураганный ветер, низкие температуры, резкое потепление и т.д.) | По мере необходимости |
16. | Правила поведения при травмировании | 1 раз в четверть |
17. | Поведение при эвакуации из здания школы | 1 раз в четверть |
18. | Криминальная безопасность | 2 раза в год |
19. | Безопасность на каждый день | 1 раз в четверть |
20. | Встречи с собаками | 1 раз в четверть |
21. | Внеплановые | По мере необходимости |
22. | Целевые | По мере необходимости |
23. | Учителям специализированных предметов (информатики, химии, биологии, физики, технологии, физической культуры, бассейн) | Перед каждой новой темой |
Краткое содержание инструктажа.
Тема инструктажа | О чём обязательно необходимо напомнить детям |
Правила поведения в школе: до уроков, на переменах, на уроках, в столовой, по окончании учебных занятий. | Когда приходить в школу, о правилах поведения поведении в гардеробе, где находиться до звонка на урок и на переменах, где играть, как спускаться и подниматься по лестнице и т. д. |
Пожарная безопасность. | Проверить, знают ли дети телефон пожарной охраны. Объяснить, почему нельзя приносить в школу зажигалки, спички и другие пожароопасные предметы и вещества; показать, где находятся таблицы с планом эвакуации, запасные выходы, места расположения огнетушителей и сигнальных кнопок; показать, где находятся повязки и как их правильно надевать. Напомнить о правилах эвакуации из здания. |
Электробезопасность в школе, дома, на улице. | Рассказать о том, как правильно обращаться с электроприборами, розетками, выключателями, о том, какими могут быть последствия халатного обращения с электричеством; о грамотных действиях человека, пришедшего на помощь пострадавшему и т. п. |
Безопасность на улицах и дорогах. | О чём необходимо помнить, выходя из подъезда дома; где можно ходить пешеходу; где и как переходить проезжую часть; о мерах предосторожности во время гололёда, о необходимости иметь светоотражающие элементы на одежде или рюкзаке в тёмное время суток и т.п. |
Безопасность в лесу (перед походами). | Рассказать детям и их родителям маршрут следования, место проведения похода, время возвращения. Обговорить заранее действия в случаях «отстал от группы», «заблудился». (Одежда, обувь, продукты, колющие и режущие предметы, пожарная безопасность, аптечка, соблюдение дисциплины во время движения по маршруту следования и на месте проведения похода…) |
Правила поведения во время экскурсии (пешей, поездка и т.д.) | Маршрут, продолжительность, место сбора и проведения экскурсии. ПДД, поведение в автобусе. Обговорить заранее действия в случаях «укачивает», «отстал от группы», «заблудился». Дисциплина, безопасность, алгоритм действий и т.п. |
Правила поведения на классном и школьном вечере. | Время начала и окончания, где должны находиться учащиеся, о дисциплине, особенно во время проведения игр и конкурсов; о недопустимости употребления алкоголя, об осторожном обращении с ножом, горячим чайником и т.д. |
Правила поведения у водоёмов (у воды, в воде, на льду осенью, зимой, весной и в летний период) | Напомнить детям об опасностях, которые могут возникнуть у водоёмов и правилах поведения при возникновении опасной ситуации (перегревание, судороги, опасные игры в воде, тонкий лёд, места, где лёд даже зимой бывает не очень прочным и т. п.) |
Безопасность во время каникул (на улице и дома). | О режиме дня, о времени просмотра телепередач и работы на компьютере, электроприборы, газовая плита, острые, колющие и режущие предметы, один в квартире, игры на улице, прогулки в лес и т. д. |
Правила поведения во время новогодних праздничных мероприятий. | Правила обращения с пиротехническими изделиями и о том, что нельзя приносить их в школу; об осторожности во время массовых гуляний на улице и т.д. |
Правила поведения при химическом заражении. | Что такое сигнал «Внимание всем!», как он передаётся, что необходимо делать, если Вы услышали вой сирен, звонки, гудки предприятий, о правилах поведения при эвакуации… Как обезопасить себя во время эвакуации, если вы находитесь в помещении и т. д. |
Профилактика инфекционных заболеваний (кишечные инфекции, грипп и т. п.) | Самые распространённые кишечные инфекции, как они передаются, какие правила гигиены необходимо соблюдать, чтобы не заболеть, каковы симптомы заболеваний, как вести себя при первых признаках болезни… |
Правила поведения при стихийных бедствиях (ураганный ветер, низкие температуры, резкое потепление и т. п.) | Рассказать о мерах предосторожности во время стихийных бедствий, как одеваться, как вести себя, где можно спрятаться, укрыться, куда бежать, что обязательно взять с собой, как вести себя, если вы находитесь в доме (на улице)… |
Правила поведения при травмировании. | Как должен вести себя пострадавший и тот, кто оказался рядом с ним, к кому необходимо обращаться за помощью, где в школе находится медпункт, в каких кабинетах есть аптечки. |
Эвакуация из здания школы. | Где находятся планы эвакуации из здания, запасные выходы; маршрут следования к запасным выходам, дисциплина при эвакуации, место сбора на улице и действия каждого ученика… |
Криминальная безопасность. | Рассказать детям о возможных опасностях криминального характера, о поведении при встрече с незнакомыми людьми, о зонах повышенной опасности (местах массового скопления людей), о правилах поведения в толпе. Путь домой, тёмные дворы, подъезды, лифты, лес и т. п. Обязательно проверить знание детьми номера телефона доверия. |
Терроризм. Правила безопасного поведения в экстремальной ситуации. | О действиях при обнаружении брошенного пакета, сумки, коробки, в которых, возможно, находится взрывное устройство; как вести себя, если оказались заложником, если началась стрельба, если увидели подозрительных людей… |
Экстремистские объединения | Формировать негативное мнение по отношению к экстремистским проявлениям в детской и подростковой среде, информировать о том, какие группировки существуют, чем опасны они для общества. Как вести себя, если ты или твои друзья попали в такую группировку, куда обращаться и т. п. |
Безопасность каждый день | Постоянно быть предельно внимательным и осторожным (дома, на улице, в школе). Следить за здоровьем, не переутомляться, вести здоровый образ жизни, быть внимательным при знакомствах и выборе друзей и т. п. Знать и помнить формулу безопасности: Предвидеть опасность. По возможности избегать её. При необходимости – действовать решительно, чётко. Бороться до последнего. Активно просить о помощи и самому её оказывать. |
Встречи с собаками | Об осторожности при встрече с собаками. Как вести себя, если заметили одну собаку или целую стаю издалека, если собака ведёт себя агрессивно и готова напасть, если вас укусила собака и т. п. |
Каждый ребёнок должен владеть информацией о том, к кому он может обратиться за помощью в любой сложный момент своей жизни. Об этом необходимо постоянно напоминать и проверять знание детьми номеров телефонов вызова экстренных служб, телефона доверия и телефонов других специалистов, способных помочь ребёнку.