20.12.2016 год
Конспект открытого урока
Тема: Как живут растения?
Цели: познакомить с условиями жизни растений; расширять представления о жизни и росте растений; показать основные приёмы ухода за комнатными растениями; воспитывать бережное отношение к растениям.
Планируемые результаты: учащиеся научатся приёмам ухода за комнатными растениями.
Оборудование: мультимедийная презентация (компьютер, экран), комнатные растения, вода для полива растений, предметы, необходимые для ухода за комнатными растениями (лейка, рассеиватель, тряпочки, палочка для рыхления почвы).
Наглядный материал: «ромашка» из бумаги с надписью «Растение - живое существо», картинки «семена, ростки» с надписями, у учащихся: кружки (красный, зелёный, жёлтый, синий), карточки «Что общего у разных растений?».
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, юные любители природы. Я рада вас приветствовать на уроке!
– Каким бы вы хотели видеть наш урок? (Весёлым, интересным, познавательным).
– Я желаю, чтобы этот урок прошёл с пользой и вы узнали что-то новое.
- Что мы на прошлом уроке проходили?
- Что такое снег и лед?
- Где образуются снег и лед?
- Какие свойства снега и льда мы знаем
II. Подготовка к работе на основном этапе.
- Отгадайте загадку и узнаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке окружающего мира.
Дышит, растёт, а ходить не может. (растение)
- Что мы будем изучать на уроке?
- Тема урока: «Как живут растения?» (слайд 1)
- Как вы считаете, растения живые?
- Нужно ухаживать за растениями?
- Какие учебные задачи мы поставим перед собой?
Задачи: убедимся, что растения – живые. Будем учиться ухаживать за комнатными растениями.
- Сегодня на уроке я предлагаю вам стать исследователями. Это значит надо внимательно слушать, думать, размышлять, вспоминать, высказываться, и тогда выполним все поставленные задачи.
- Каждый вопрос на уроке мы будем сажать в землю, как семечко, поливать его своими знаниями и умениями, чтобы зёрнышко проросло. Если ответим на этот вопрос – получим молодой росток, а если не сможем, то зёрнышко погибнет в земле.
- Не дадим зёрнышкам пропасть? Тогда будьте внимательны и активны.
III. Актуализация знаний.
-Какие растения вы знаете?
-На какие группы можно разделить растения? слайд
-К какой группе растений мы отнесем те, которые растут на подоконнике? (К комнатным растениям.)
-Что общего у всех растений?
Назовите, какие части растений вы знаете? (корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами).
- На доске было растение, но ветер ворвался в класс, и оно распалось на части. Давайте его соберём, называя какую роль в жизни растения играет каждая его часть.
Для учителя:
Корень – удерживает растение в земле, всасывает воду и минеральные соли;
Стебель – «транспортная артерия»;
Лист – «фабрика пищи»;
Цветок – обеспечивает появление следующего поколения;
Плод с семенами
Работа в парах. (У детей на партах карточки: иллюстрация гороха с хорошо выраженными частями растения и их названия)
Задание:
- Соедините линиями части растения с их названием. (учащиеся работают с карточками).
- Прочтём главные слова.
Вывод: Что же общего у всех растений?
- Проверьте, правильно ли вы выполнили задание? (слайд 5)
- Оцените работу в паре.(смайлики: жёлтый - всё выполнили верно, зелёный - допустили ошибку, красный - не справились с заданием)(слайд 3)
IV. Усвоение новых знаний.
Создание проблемной ситуации:
- Как же всё-таки доказать, что растения живые?
- Растение растёт, развивается, питается, дышит, размножается, умирает. Растение живое существо.
- Молодцы!
2) – Мы доказали, что растение живое существо. Тогда возникает следующий вопрос: Что растению необходимо для жизни?
Откройте все свои учебники на станице 71. Рассмотрите рисунки и ответьте мне на вопросы. Сделайте вывод о том, что необходимо растениям для жизни.
Зачем поливают комнатные растения?
Почему комнатные растения ставят близко к окну?
Что делает девочка и для чего?
Что произошло с этим растением? Почему?
- Что же необходимо для жизни растений?
- Третий росток с вашей помощью тянется к свету.
Вывод: Для жизни растениям необходимы: вода, тепло, свет, воздух, почва.
- Ну и ещё одно условие – бережное отношение со стороны человека.
V. Фикультминутка для глаз.(слайд)
VI. Закрепление новых знаний и способов действий.
1. Наблюдение за развитием растения. (на примере дуба)
- Отгадайте загадку: В золотой клубочек спрятался дубочек. (жёлудь)
- Как развивается растение?
- Какое растение видите? (слайд)
- Сейчас мы с вами ребята посмотрим видео ролик , как с жёлудя начинается жизнь дуба.
- А теперь посмотрите на слайд.
- Дуб – символ могущества и долголетия. Дубы – долгожители. Продолжительность жизни дуба – до 1500 лет, дерево достигает высоты 30 и даже 40 м, несет мощную крону, развивает толстый ствол, диаметр которого нередко доходит до 1-1,5 м. Не случайно, когда говорят о чем-то особо прочном, крепком, могучем, пользуются сравнением с дубом.
- С чего начинается жизнь дуба?
2. Практическая работа.
1) Беседа.
- Всё живое требует ухода. Растения тоже любят, когда за ними ухаживают.
- У кого дома есть комнатные растения?
- Кто у вас дома ухаживает за комнатными растениями?
- А вы помогаете? Что вы делаете?
- Как правильно ухаживать за растениями ребята нам сейчас покажут.
2) Работа в группах.
- Разделимся на 3 группы. Выберите капитана в своей группе. Капитан распределит обязанности. 1 пара – протирает листья, 2 пара – рыхлит землю, и последняя 3 пара - поливает цветок. Соблюдайте все правила.
- Молодцы!
3) Памятка «Правила ухода за комнатными растениями».
Поливай растения водой комнатной температуры. Кроме того, вода должна отстояться в течение нескольких часов. Летом цветы поливают вечером, зимой – утром.
- Поливать цветы лучше из лейки. Можно лить воду прямо в горшочек, а можно - в поддон. Не поднимайте высоко лейку, чтобы вода не разбрызгивалась.
- Чтобы вода проходила к корешкам растения, на застаивалась, цветы следует рыхлить.
Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен – не повреди корни растения.
- Цветы любят водные процедуры.
Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой.
- Придерживая лист снизу одной рукой, а другой осторожно протираем.
Растения с мелкими листьями и листьями опушенными очищают от пыли мягкой кисточкой.
- Многие цветы очень любят опрыскивание.
- Для чего нужно протирать листья растений? (так растения дышат)
Осторожно срезай с растений сухие листья и веточки. Следи за чистотой цветочных горшков и подставок.
- Для жизни растений необходимы солнце, воздух и вода. Одни растения любят много света, а другие - нет. Поэтому и в комнате они располагаются по-разному: одни на подоконнике, другие – подальше от окна.
(Раздаю детям памятки)
IX. Подведение итогов урока.
Обобщение.
- А сейчас подумайте в группе и скажите, что же необходимо растениям для жизни? (вода, воздух, свет, тепло) слайд
- Прочитайте, что сказала об этом Мудрая Черепаха (стр. 71)
- Как мы можем помочь комнатным растениям чтобы они жили дольше? (поливать, вытирать пыль с листьев, ставить на свет, следить, чтобы в комнате было тепло)
- Как помочь дикорастущим?
- Послушайте внимательно стихотворение
Я бабочку в лугу ловить не стану:
Небесный цветик, пусть живет себе!
Пусть крылышки порхают над цветами,
Чтоб радостно мне было и тебе!
Лесной цветок я рвать не стану тоже,
С собой домой его не понесу,
Ведь дома он шмеля качать не сможет
И ранним утром не попьет росу!
Ни стебелек, ни ветку, ни травинку
Я не обижу: виноваты чем?
В любой из них теплеется Живинка,
И светится доверием ко всем ...
- Как дети предлагают относится к растениям? Почему?
- Помните, что растения, растущие в лесу, в саду, живые. Они растут, приносят потомство, умирают. И жить они хотят как можно дольше, принося нам радость созерцания красоты
X. Рефлексия.
- Оцените свои достижения на уроке.
- У вас на столах лежат цветные кружочки, выберите тот, который отражает вашу деятельность на уроке. (Дети выбирают соответствующие кружочки и поднимают их)
- Кто для себя сделал открытие? (Синий)
- Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке! (Красный)
- Кому на уроке было интересно? (Зелёный)
- Кому урок подарил хорошее настроение? (Жёлтый)
6