Понаблюдать и определить с помощью атласа – определителя «От неба до земли» А. Плешакова, какие птицы зимуют в нашем городе.
Уточнить, какой корм используется для подкормки зимующих птиц.
Выяснить с помощью справочников и Интернет – ресурсов о подходящих кормах для всех видов птиц в отдельности.
Проведение беседы с учениками и родителями.
Самостоятельный поиск дополнительной информации в сети Интернет.
Самостоятельное изготовление различных кормушек и их презентация.
Развешивание изготовленных кормушек в школьном саду.
Название этапа | Цель, задачи | Содержание | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
1.«Проблема» | Подготовка | 1.Определение темы и целей проекта 2.Оценка интеллектуальных и материальных возможностей На уроке окружающего мира дети получили задание по изготовлению кормушки для птиц, которое послужило началом проекта. Детям было предложено назвать дело, которым им было бы интересно заниматься. | Обсуждают предмет с учителем и получают при необходимости информацию, устанавливают цели. Ребята предложили не только сделать кормушки, но повесить их около своих домов, в школьном саду и подкармливать зимующих птиц. | Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует в постановке целей. Чем же именно можно заниматься, выполняя этот проект? С какой целью можно выполнить этот проект? Узнавать что-то новое о птицах, но самое главное – помогать им, заботиться о зимующих птицах. Обсудили, какие методы можно использовать: «подумай сам», «спроси у другого», «понаблюдай», «прочитай», «найди в Интернете». |
2.«Проектирование (планирование») | Планирование | 1. Определение источников информации 2.Определение способов сбора и анализа информации 3. Определение способов представления результатов 4.Разделение обязанностей между членами команды | Выбирают план действий, формируют задачи. И снова прошло коллективное обсуждение. Ребята решили, что важно бережно относиться к природе. Решили организовать разные мероприятия. Необходима помощь и поддержка родителей. Каждый ученик сможет поделиться с одноклассниками тем, как он выполнял то или иное задание, кто ему помогал, что удалось сделать хорошо, а что вызвало затруднения и т.д., поэтому решили представлять свой мини-проект на классном часе, а вместе с ним и получившиеся кормушки, и демонстрация альбома «Зимующие птицы нашего края». Дети поделились на 4 группы: 1-я знакомилась с книгами, в которых содержится информация о зимующих птицах нашего края, посещение школьной и поселковой библиотеки, искала информацию в сети Интернет. 2-я группа наблюдала за птицами, чем они питаются. 3.Изготовила кормушки для птиц. 4. Представляла выполненные работы. | Предлагает идеи, высказывает предположения |
3.«Поиск информации» | Исследование | 1. Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты. 2. Анализ информации | Выполняют исследование, решая промежуточные задачи, анализируют информацию На первом этапе 1-я группа познакомилась с книгами, в которых содержится информация о зимующих птицах нашего края. Они посетили школьную и поселковую библиотеки. Там они узнали много нового и интересного о зимующих птицах, сделали записи. Очень много информации нашли в интернете, посмотрели разные видеофильмы и презентации о птицах. С наступлением холодных зимних дней ребята 2-ой группы сделали несколько кормушек и повесили их на ветвях дерева рядом с окном. В кормушку насыпали корм: крошки хлеба, семечки, зерна пшеницы, кусочки сала. Каждый день наблюдали за тем, какие птицы прилетают к дому, кто из птиц предпочитает какой корм. Свои наблюдения записывали в блокнот. На классном часе все дети сделали вывод о том, что подкармливая птиц, до весны их доживёт значительно больше. Богаче будут леса и парки, не стоит забывать о том, что всё лето эти птицы без устали, от зари до зари прочёсывают газоны и кусты в поисках живого корма для своих птенцов, тем самым помогая нам избавляться от вредных насекомых. Сейчас наша очередь помочь пернатым друзьям, а они помогут нам летом! | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью. Провел социологический опрос обучающихся на тему: «Как я помогаю птицам в зимний период». Знаете ли вы, зимующих птиц нашего края? Знаете ли вы, о трудностях выживания птиц в морозы? Знаете ли вы, какой корм нужен птицам зимой? Результаты опроса показали, что очень мало ребят знают о зимующих птицах нашего края, о трудностях выживания птиц в морозы. |
4.«Продукт» | Получение продукта | 1. Структурирование информации и интеграция полученных знаний и умений 2. Анализ и синтез информации, формулирование выводов | Оформляют проект, изготавливают продукт, участвуют в анализе продукта. 3-я группа после беседы с учителем приступили к изготовлению кормушек для птиц. Ребята с родителями изготовили кормушки разных видов. Вместе с учителем развесили кормушки на территории школы. Каждый день стали подкармливать птиц. Корм подобрали, исходя из наблюдений и информации. | Наблюдает, советует, направляет процесс анализа, мотивирует учащихся, создает чувство успеха. - Изготовление кормушки из бросового материала, подбор корма для птиц. - Конечно, можно купить готовую кормушку, но гораздо интереснее сделать ее самим. - Из чего можно сделать кормушку для птиц? (из пластиковых бутылок, коробок из – под сока и молока, из фанеры…) - Помочь могут и родители. Кормушку можно повесить на ветку дерева. Важно, выбрать такое место, чтобы оно было недоступно для кошек и закрыто от ветра. |
5.«Презентация результатов» | Представление или отчет. Оценки результатов процесса в целом. | Представление результатов Разработали памятки «Как помочь птицам в зимний период» и «Как и чем подкармливать птиц зимой». Памятки развесели в общественных местах. Для знакомства ребят с зимующими птицами нашего края ребята изготовили альбом «Зимующие птицы нашего края». | Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок. На заключительном этапе ребята 4-ой группы с учителем подготовили выступление для классного часа. На классном часе рассказали о зимующих птицах, о значимости заботы о птицах в зимний период, продемонстрировали кормушки, памятки и альбом. Ребята узнали много интересного. Вывод: При работе над проектом ребята узнали: какие птицы остаются зимовать в наших краях; научились делать кормушки; правильно кормить пернатых друзей. Гипотеза работы подтвердилась. Действительно, много птиц гибнет зимой: из десяти до весны доживает всего одна-две. Голодная птица не переносит даже слабых морозов. Человек может помочь им пережить стужу. | Оценивает усилия учащихся, качество исполнения работы, использование источников, качество отчета |