СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Какие методы будут активизировать познавательную деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

рассказ о методах, способствующих активизации познавательной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Какие методы будут активизировать познавательную деятельность»

Методы, способствующие активизации познавательной деятельности

1. Творческое задание представляет собой учебное задание, содержащее творческий компонент, для решения которого учащемуся необходимо использовать знания, приемы и способы решения, никогда им ранее в школе не принимаемые. Почти любое учебное задание можно представить в творческой форме, однако наибольший творческий потенциал содержат такие виды учебных заданий, как сочинение, рисунок, составление ребусов, головоломок, написание стихотворений.

2.Создание креативного поля так же способствует активизации познавательной деятельности. Метод важен при создании творческой атмосферы в классе. Учащимся предоставляется возможность (учитель стимулирует) на основе непосредственной учебной деятельности развернуть другую, более интересную – креативную деятельность. При выполнении заданий как бы существует поле возможных иных креативных решений, и каждый из учеников может «шагнуть» туда и найти какие-то из этих вариантов, закономерностей. Для этого учащимся необходимо проделать определенную работу. Особенность метода – это постоянное действие на учащихся. Однажды разрешив найти «свой» способ решения, рассказать о нем и доказать свою точку зрения, «учитель» включает механизм постоянного поиска у учащихся. Поэтому решая любые задачи, примеры, обсуждая проблемы, учащиеся будут искать другие способы решения, пытаться найти новые закономерности.

3.Дискуссия выполняет учебную функцию. Создается обстановка свободного воспроизведения тех знаний, которые дети имеют, эмоционально насыщенная атмосфера, психологическое напряжение, что способствует глубокому проникновению учащихся в истину и как итог прочному ее усвоению. При этом ученик становится субъектом познавательной деятельности. Дискуссия нуждается в четкой методической аранжировке и ограничении во времени. Выступления не более 1,5-2 минут. Она возбуждает повышенную активность учащихся и прочность знаний. Дискуссия позволяет учителю определить состояние кругозора, общего развития, интеллектуальной находчивости. Начинать надо проводить мини-дискуссии. И вырабатывать такие качества у учеников, как:

- научить не обижаться на замечания;

- доказывать правильность своего мнения не криком, а словами и фактами, примерами.

4.Взаимообучение – специфический метод обучения взаимодействия между учащимися. Смысл этого метода в обмене основной и дополнительно изучаемой информации, в совместной отработке умений и навыов, взаимопроверке прочности усвоения. Групповое взаимообучение ставит ученика в позицию консультанта по тому или иному предмету для группы учащихся класса. Взаимообучение активно способствует закреплению знаний. Одновременно дети обогащают друг друга дополнительной информацией, которую они добывают самостоятельно. Данное обучение способствует активизации мышления школьников, развитию их речи, внутреннему самостимулированию.

5.Практические методы имеют огромное значение в учебном процессе. Они позволяют реализовать деятельностный подход. Они развивают интерес к учению, творческие способности детей. Активизируют теоретическую и практическую познавательную деятельность, развивая их мышление, практические умения и навыки. К этим методам можно отнести: моделирование, опыт, эксперимент, наблюдение.

Моделирование – это метод, который включат построение моделей (или выбор готовых) и изучение их с целью получения новых сведений о физических объектах. Модели бывают материальные (глобус, модели термометра, цветка, сердца, внутренних органов) и идеальные (мысленно построенные). Идеальные модели создаются мысленно на основе реальной действительности. Примером знаковых моделей являются условные знаки для обозначения погоды, природоохранные знаки, условные знаки плана и карты.

Эксперимент – это воспроизведение объекта познания, проверка гипотезы. Действие метода основано на проведении учащимися исследовательской работы. Школьники ведут наблюдения за предметами и явлениями в естественных условиях, сравнивают данные между собой, дают объяснения происходящему, делают обобщение и выводы. Этот метод развивает исследовательские навыки учащихся, их творческие способности, самостоятельность, самоконтроль и др.

Познавательная (дидактическая) игра – относится к специальным методам стимулирования познавательного интереса. Игра (целенаправленная игра – игра с правилами) рассматривается как самоценная и самопроизвольная деятельность, не ориентированная на какой-либо практический результат.