СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Какие тайны и загадки хранят картины

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе собран материал о известных картинах, привычная информация изменяется, после прочтения проекта.

Просмотр содержимого документа
«Какие тайны и загадки хранят картины»

 ФЕСТИВАЛЬ УЧЕНИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ и

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ 2024


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п.Листвянский» Искитимского района



Секция - Искусство, предмет – ИЗО,

Тип проекта – Исследовательский







ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА



«Какие тайны и загадки хранят картины»








Выполнила: Патрахина Виктория,

уч-ся 9 класса.

Руководитель: Лощилова И.А.









2024

Оглавление

Введение

1


Живопись, как часть культурного развития в жизни человека


2 -3


Какие тайны и загадки хранят картины

4


«Утро в сосновом лесу», 1889 г: какую тайну скрывает самая знаменитая картина Ивана Шишкина


4-5

«Аленушка» - картина, в которой столько тайн, что наверняка и вы воспринимали ее ошибочно


5-7

Тайна картины "Неизвестная" кисти Ивана Крамского. Кто изображен на картине?


7-8

Мистика и тайны «Неравного брака» — что скрывает знаменитая картина


8-10

Заключение


11

Список источников


12























Введение

Роль искусства в жизни человека, так же немаловажна, как и сама жизнь. Все, что нас окружает, - это своего рода искусство. Какой бы сложной и непредсказуемой ни была наша жизнь, всегда существуют моменты и события, которые ее украшают и делают прекрасной. Мы всегда стараемся стремиться к лучшему, к чему-то хорошему. Жить, любить, заниматься чем-то полезным для себя и общества - это замечательно.

Актуальность исследования заключается в том, что, изучая полотна художников, непроизвольно соприкасаешься не только с живописью, но и с историей, что очень важно для современного человека. А такое комплексное изучение влечёт за собой большие возможности для развития художественной культуры и грамотности, а также воспитание творческой личности, которая будет успешна в любой дальнейшей профессиональной сфере.

Гипотеза: Все чаще во многих картинах, скрываются тайны и загадки

Объект исследования: Живопись

Предмет исследования: Материалы по теме «Какие тайны и загадки хранят картины».

Цель исследования: Выявить и изучить известные картины, у которых есть свои тайны и загадки

Задачи:

  • Изучить литературу и материалы сайтов Интернета по данному вопросу.

  • Собрать необходимый материал по теме, проанализировать и обобщить.

  • Рассмотреть особенности каждой найденной работы.

  • Показать практическое применение полученных знаний.

  • Познакомить с результатами полученных исследований одноклассников и учащихся школьного кружка по рисованию.

Глава 1. Живопись, как часть культурного развития в жизни человека

Еще в древние времена наши предки пытались изобразить на стенах, кусочках кожи, камнях какие-то картины, события своей жизни, сражения, охоту. В те времена они и не подозревали, что их попытки принесут много новых знаний для человечества в будущем. Их скульптуры, предметы утвари, оружие, одежда имеют большое значение, благодаря этим находкам мы знаем историю развития наших предков. Тогда они и понятия не имели, о том, что все, что они делают - это искусство, и то, что роль искусства в жизни человека будет очень велика.

У человека на протяжении веков всегда было стремление ко всему прекрасному. А стремление к искусству появилось еще во времена мотыги, охоты на мамонтов и выделывания шкурок пойманных зверей. Первые художники-живописцы украшали стены своих домов различными рисунками повседневной жизни. Изображали удачную охоту, животных, обитающих в лесах, свое поселение и отпечатки своих ладоней. Позже, когда познакомились с глиной и начали лепить горшки, стали наносить изображения и на них тоже. Человечество развивалось, развивалось и искусство. На смену наскальной живописи пришли фрески и мозаика. Особо искусными в этом области стали греки. Их приглашали многие цари, чтоб те украшали своими работами стены их дворцов. На смену фрескам и мозаикам пришла иконопись. Дальше стали развиваться новые направления живописи. Средневековье, эпоха Возрождения – вот время, когда живопись получила поистине громадный размах. Именно с этого времени начинается эра активного влияния на человека через искусство. И сегодня одним из требований современного общества является более высокий уровень художественной культуры и грамотности, одной из составляющих которой является живопись.

Для того, чтобы понять роль живописи в жизни современного человека на практике, я провела небольшой опрос среди учащихся, родителей и учителей по данной теме. В опросе участвовало 52 человек. Участников опроса просили внимательно прочитать задание и выбрать только один вариант ответа.



Приложение №1


По результатам опроса можно сделать вывод, что популярность бесплатного посещения картинной галереи очень мала, и уступает в несколько раз театру, цирку, зоопарку, кинотеатру и музею. Но больше всего удивило, что выбрали час общения с картинами не учащиеся, а взрослые (учитель и родитель). Такую низкую заинтересованность можно объяснить несколькими причинами:

  • другие виды искусства - это уже готовый «продукт» для потребления, а общение с настоящими полотнами художников – это труд. Пусть небольшой, но глубокий. Нужно самостоятельно изучить, понять и прочувствовать идею автора;

  • всё меньше современных школьников интересуются мировой художественной культурой вживую, поясняя, что проще посмотреть картину в интернете;

  • выбор профессии у современной молодежи в большей степени не несут направленности художественных образов.


Все вокруг мечтают стать юристами, экономистами и банкирами, блогерами. А творческие люди уходят на второй план. Мне захотелось немного с другой стороны подойти к этой проблеме, и своим исследованием привлечь моих ровесников к изучению живописи и творчеству художников. Но не просто собрать материал по известным и не очень известным полотнам, а найти что - то необычное, скрытое или таинственное в них самих или в замысле авторов.







Глава 2. Какие тайны и загадки хранят картины

Искусствоведы и ученые пытаются докопаться до скрытой сущности изображения. Отыскивают на полотнах тайные знаки и зашифрованные послания, строят гипотезы и предположения. Вот некоторые из них, которые мне удалось найти:

«Утро в сосновом лесу», 1889 г: какую тайну скрывает самая знаменитая картина Шишкина

«Утро в сосновом лесу» является, пожалуй, одним из самых известных полотен Ивана Шишкина. Первое, что привлекает и умиляет зрителей, смотрящих на шедевр, - это медведи. Без животных картина вряд ли получилась бы такой притягательной. А между тем мало кто знает, что нарисовал зверей вовсе не Шишкин, другой художник по фамилии Савицкий.

Помощь друга

В конце 1880-х годов Иван Шишкин закончил очередной пейзаж, на котором необычайно живописно изобразил утро в сосновом лесу. Однако, по мнению художника, картине не хватало какого-то акцента, в качестве которого он задумал нарисовать 2-х медведей. Шишкин даже сделал наброски для будущих персонажей, но остался недоволен своей работой. Тогда-то он и обратился к Константину Савицкому с просьбой помочь ему с животными. Друг Шишкину не отказал и с радостью взялся за дело. Медведи получились на зависть. Кроме того количество косолапых увеличилось вдвое.
Справедливости ради стоит отметить, что сам Шишкин мухлевать вовсе не собирался и, когда картина была готова, указал не только свою фамилию, но и Савицкого. Оба приятеля были удовлетворены совместным творчеством. Но все испортил основатель знаменитой на весь мир галереи Павел Третьяков.

Приложение №2

«Аленушка» - картина, в которой столько тайн, что наверняка и вы воспринимали ее ошибочно

А ленушка с картины Васнецова - вовсе не сказочный персонаж

Наверное, если спросить любого человека по поводу сюжета картины, то собеседник ответит: "Это по сказке о сестрице Аленушке и братце Иванушке". Но давайте вспомним, был ли такой эпизод в сказке? Там ведь все происходило с точностью до наоборот: ведьма надела Аленушке камень на шею и бросила в реку. А козленочек приходил и звал сестрицу.

История написания

Художник начал работать над сюжетом в 1880 году. Сначала отправился на водоемы. Делал пейзажные этюды у пруда в Ахтырке (деревня в Московской области) и на берегу реки Воря в Абрамцеве (тоже Московская область).

Затем было несколько эскизов девушки, сидящей на камне. Идея появилась так:

«Алёнушка» как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел её в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую моё воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах… Каким-то особым русским духом веяло от неё.

Васнецов

Девочке-сироте, которая стала прототипом Аленушки, было всего 11-12 лет. А ее грустные глаза настолько разбередили душу Васнецова, что он сразу решил написать это удивительное лицо.

Пейзаж на картине - тоже не просто для красоты или заднего фона. Перед девушкой - черный пруд, за спиной - темный лес. И сама героиня - не на устойчивой почве, а на камне. Словно находится в безвыходном положении: назад нельзя - густой лес не пустит, а впереди - манящая глубиной вода, в которую тянет прыгнуть от безысходности.

Символична и осенняя листва, в том числе опавшая на черную гладь пруда. Девушка одета совсем по-летнему. Босая, в оборванном сарафане, в рубашке с короткими рукавами. Она понимает, что впереди - дожди, зимний холод. Куда ей идти дальше?

Но есть и деталь, которая дарит надежду. Обычно зритель не видит это - настолько нюанс незаметный. Присмотритесь к маленьким светлым пятнышкам над головой девочки: на ветке осины дугой сидят ласточки. Они - символ надежды. И помогают зрителю понять: девушка останется в этом мире и не сойдет с ума.

И еще одна деталь, которая указывает, что героиня не пойдет на отчаянный шаг: на шее у нее видна темная веревочка. Очевидно, что на ней под одеждой держится крестик. А в православии, как известно, верующий человек не будет сводить счеты с жизнью - никогда не искупить такой грех и не освободить душу от вечных скитаний. Вот девушка и сидит задумчиво.

Однако, когда в 1900 году печатался сборник с репродукциями картин Васнецова, составители решили не заморачиваться: если живописец специализируется на сказочных сюжетах, то никаких исключений. И рядом с "Аленушкой" поместили отрывок из сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка". Вот так и рождаются мифы, в которые мы начинаем верить, не задумываясь.

Тайна картины "Неизвестная" кисти Ивана Крамского. Кто изображен на картине?

Картина «Неизвестная» кисти Крамского хранит в себе тайну. Дело в том, что она действительно неизвестная, ибо точно неизвестно, кого написал художник и он так и не раскрыл тайны. Нигде и никогда, ни в дневниках, ни в письмах, Крамской ни словом не обмолвился о том, кто изображен на портрете. Были ли тому причины? Или художник просто выдумал этот образ?

Версий о том, кто именно стал прообразом «Неизвестной», до сих пор существует довольно много. Попробуем разобраться и понять есть ли бесспорнаяистина.
По одной из популярных версий, русский живописец мог изобразить в роли «Неизвестной» собственную дочь Софью Крамскую. Есть вероятность, что Софья действительно позировала отцу в коляске во время работы над «Неизвестной», но лишь затем, чтобы он мог правильно зафиксировать позу на картине. Дочь часто помогала отцу в его работе.

Еще одна весьма спорная версия гласит, что «Неизвестная» - это образ знакомой художника. Не просто знакомой, а крестьянки Матрены Савишны, которая по неподтвержденной легенде стала законной супругой одного из представителей графского рода Бестужевых.

Согласно самой популярной версии, на картине возлюбленная императора Российской Империи Александра II. И речь идёт не о его законной супруге... Это княгиня Екатерина Долгорукова имевшая роман с самодержцем более 15 лет.

Особа на картине одета во все лучшее, на писке последней моды – шляпка «Франциск», пальто «Скобелев» с отделкой собольим мехом, дорогие кожаные перчатки. Она явно следует модным тенденциям! 

В таком случае, красавица на портрете Крамского – это лишь собирательный образ эпохи, когда жил и творил выдающийся художник. Эпоха в которую появились образы Настасьи Филипповны и Анны Каренины – женщин чувственных, идущих по пути любви невзирая на запреты общества, гордых и одновременно нежных. Есть в этом схожее с Неизвестной, которая гордо запрокинула голову и смотрит вызывающим взглядом.

Приложение №3



Мистика и тайны «Неравного брака» — что скрывает знаменитая картина


В 1861 году Святейший Синод ( высший орган церковно-государственного управления Русской церковью) выпустил указ, осуждающий браки с огромной разницей в возрасте. А через год живописец Василий Пукирев приступил к созданию полотна «Неравный брак». Эта картина, полная загадок и мистики, стала для художника роковой.




Сюжет

На первый взгляд сюжет полотна очень прост. Немолодой, но богатый старец берет в жены бедную юную девушку. Они венчаются в церкви в окружении немногочисленных гостей. Жених важен и горд, а невеста едва сдерживает слезы — она не любит будущего мужа и идет под венец по принуждению.




Герои

Один из друзей Василия Пукирева, рассказывал, что художник был влюблен в юную красавицу Прасковью Варенцову. Девушку против ее воли выдали замуж за немолодого, но состоятельного жениха. Эту версию подтверждает тот факт, что позади невесты живописец изобразил себя самого, стоящего со скрещенными руками и мрачно взирающего на действо.

Еще один идентифицированный персонаж картины — приятель художника Петр Шмельков. Именно он подсказал Пукиреву сюжет полотна.


Кем был зажиточный старец — точно неизвестно. Образ получился собирательным. Прототипами жениха стали меценат князь Цицианов, тверской дворянин Полторацкий и даже случайный знакомый живописца — повар.

Мистика

Рассказывали, что иные зрители, едва взглянув на выставленное в Третьяковской галерее полотно, падали в обморок — настолько мрачной получилась картина. А некоторые ее герои, по мнению отдельных искусствоведов, — и вовсе не живые люди, а призраки. Призраки бывших жен старика, которых он свел в могилу.

Одна из них стоит по правое плечо жениха. Она немолода, но облачена в подвенечный наряд — белое платье и венок. Другая — за священником и тоже в венке невесты. Женщины как будто укоряют взглядом зарвавшегося сластолюбивого старца.

Картина полна зловещих деталей. Кольцо на палец невесты надевает не жених, а священник, лицо которого скрыто. Над головами венчающейся пары нет брачных венцов. У невесты слишком глубокое декольте и открытые руки, что недопустимо в храме. Сам храм погружен в темноту. Возможно, художник хотел сказать зрителю — обряд проходит в дьявольском месте, а всех присутствующих ждет беда. Так и случилось — по крайней мере с теми, чьи жизненные пути можно отследить.

Для Василия Пукирева картина стала судьбоносной. Благодаря полотну о живописце заговорили: он прославился и получил звание профессора Академии художеств. Это, однако, счастья ему не принесло.

В конце концов, художник пристрастился к алкоголю, растранжирил все сбережения, распродал имущество, так и не создал семью. Он умер одиноким и нищим человеком.

Приложение №4









Заключение

Собранный в процессе исследования материал – это лишь небольшая попытка прикоснуться к разгадке создания и авторского замысла художников. Выдвинутая гипотеза вначале исследования доказана. Действительно, в живописи и других направлениях искусства существует очень много произведений, которые хранят тайный смысл или их жизнь связана с какими - то мистическими событиями. Существуют картины с так «двойным дном», прошедшие исследование на ультразвуковых установках, которые дают возможность заглянуть под слои краски и увидеть первоначальный замысел художника. Есть даже картины – убийцы, которые по наблюдениям искусствоведов несут неприятности и даже смерть их владельцам. Но какие бы тайны не окружали эти произведения, учиться их разгадывать, узнавать новое – это очень увлекательное занятие и широкий простор для будущих открытий в исследованиях этой области искусства.

 

 





















Список источников:

  1. https://dzen.ru/a/Y3toKqYAUkkOV5J7

  2. https://dzen.ru/a/ZCk91nJUeWwWfbXP

  3. https://dzen.ru/a/Y0lkrgIXZQb8AyJi

  4. https://dzen.ru/a/ZIdZK9cpHwHp4eYU

  5. http://www.kulturologia.ru/blogs/031213/19414/















































Приложение №1

Задание было составлено так: «Представьте, что вы выиграли поездку в город и бесплатный билет на мероприятие.

Что вы выберите:

  1. музей истории с экскурсоводом,

  2. концерт классической музыки в консерватории

  3. кинотеатр

  4. картинная галерея

  5. зоопарк

  6. театр

  7. цирк














Приложение №2

Мастер по медведям

Константин Аполлонович Савицкий теперь уже не так известен, как Иван Иванович Шишкин, имя которого знает, наверное, даже ребенок. Тем не менее Савицкий тоже является одним из самых талантливых отечественных живописцев. В свое время он был академиком и членом Императорской Академии художеств. Понятно, что именно на почве искусства Савицкий и познакомился с Шишкиным.
Оба они любили русскую природу и самозабвенно изображали ее на своих полотнах. Вот только Иван Иванович предпочитал больше пейзажи, на которых люди или животные, если и появлялись, то только в роли второстепенных персонажей. Савицкий же, напротив, активно изображал и тех, и других. Видимо, благодаря мастерству друга, Шишкин утвердился в мысли о том, что фигуры живых существ ему не слишком удаются.


Упрямый Третьяков

Именно Третьяков приобрел у Шишкина «Утро в сосновом лесу». Однако 2 подписи на картине меценату не понравились. А поскольку после покупки того или иного произведения искусства Третьяков считал себя единственным и полноправным его обладателем, он взял да и стер имя Савицкого. Шишкин принялся было возражать, но Павел Михайлович остался непреклонен. Он сказал, что манера письма, и в том числе и касательно медведей, соответствует манере Шишкина, а Савицкий здесь явно лишний.
Полученным от Третьякова гонораром Иван Шишкин поделился с другом. Однако он отдал Савицкому только 4-ую часть денег, объяснив это тем, что наброски к «Утру» он делал без помощи Константина Аполлоновича.
Наверняка, Савицкому было обидно подобное обращение. Во всяком случае больше он не написал в паре с Шишкиным ни одного полотна. А медведи Савицкого в любом случае действительно стали украшением картины: без них «Утро в сосновом лесу» вряд ли получила бы такое признание.


Приложение №3

По одной из популярных версий, русский живописец мог изобразить в роли «Неизвестной» собственную дочь Софью Крамскую. Дочь художник боготворил, обучал её живописи и многие отмечали талант у девушки. Взглянем на портрет дочери художника Софьи Крамской, тут есть схожие черты. И если это действительно дочь живописца, то это объясняет, почему он никогда не говорил кто на портрете. Есть вероятность, что Софья действительно позировала отцу в коляске во время работы над «Неизвестной», но лишь затем, чтобы он мог правильно зафиксировать позу на картине. Дочь часто помогала отцу в его работе.

Еще одна весьма спорная версия гласит, что «Неизвестная» - это образ знакомой художника. Не просто знакомой, а крестьянки Матрены Савишны, которая по неподтвержденной легенде стала законной супругой одного из представителей графского рода Бестужевых. Из крестьянки, да в графини! Сюжет потрясающий и трогательный, вот только никаких данных подтверждающих его нет, а ведь стань крестьянка графиней – это должно подтверждаться документально. Хотя, всё может быть. Жаль лишь, что образ томной красавицы на портрете Ивана Крамского едва ли напоминает крестьянку.

Согласно самой популярной версии, на картине возлюбленная императора Российской Империи Александра II. И речь идёт не о его законной супруге... Это княгиня Екатерина Долгорукова имевшая роман с самодержцем более 15 лет. Поначалу всё было тайно, затем уже многие знали о симпатиях правителя. Екатерина Долгорукова была из известного княжеского рода, хорошая собой и имела лихой характер не стесняясь бросать вызов светскому Петербургу. Одевалась по последнему писку моду в наряды, которые не вписывались в каноны дворянского этикета и любила ездить одна в открытой двухместной коляске, хотя по этикету у дамы должен быть сопровождающий или хотя бы компаньонка. Впрочем, иногда она ездила не одна, а с самим самодержцем. После смерти императрицы в 1880 году она стала его законной супругой несмотря на протесты семьи Романовых и общественного порицания. Любви законы не писаны!

Особа на картине одета во все лучшее, на писке последней моды – шляпка «Франциск», пальто «Скобелев» с отделкой собольим мехом, дорогие кожаные перчатки. Она явно следует модным тенденциям! 

В таком случае, красавица на портрете Крамского – это лишь собирательный образ эпохи, когда жил и творил выдающийся художник. Эпоха в которую появились образы Настасьи Филипповны и Анны Каренины – женщин чувственных, идущих по пути любви невзирая на запреты общества, гордых и одновременно нежных. Есть в этом схожее с Неизвестной, которая гордо запрокинула голову и смотрит вызывающим взглядом.

















Приложение №4

Сюжет

На первый взгляд сюжет полотна очень прост. Немолодой, но богатый старец берет в жены бедную юную девушку. Они венчаются в церкви в окружении немногочисленных гостей. Жених важен и горд, а невеста едва сдерживает слезы — она не любит будущего мужа и идет под венец по принуждению.

За, казалось бы, очевидным сюжетом картины скрываются зашифрованные послания, оставленные художником, ведь по одной из версий Пукирев перенес на полотно свою собственную жизненную драму.

Герои

Один из друзей Василия Пукирева, рассказывал, что художник был влюблен в юную красавицу Прасковью Варенцову. Девушку против ее воли выдали замуж за немолодого, но состоятельного жениха. Эту версию подтверждает тот факт, что позади невесты живописец изобразил себя самого, стоящего со скрещенными руками и мрачно взирающего на действо.

Еще один идентифицированный персонаж картины — приятель художника Петр Шмельков. Именно он подсказал Пукиреву сюжет полотна.


К ем был зажиточный старец — точно неизвестно. Образ получился собирательным. Прототипами жениха стали меценат князь Цицианов, тверской дворянин Полторацкий и даже случайный знакомый живописца — повар.

Мистика

Рассказывали, что иные зрители, едва взглянув на выставленное в Третьяковской галерее полотно, падали в обморок — настолько мрачной получилась картина. А некоторые ее герои, по мнению отдельных искусствоведов, — и вовсе не живые люди, а призраки. Призраки бывших жен старика, которых он свел в могилу.

Одна из них стоит по правое плечо жениха. Она немолода, но облачена в подвенечный наряд — белое платье и венок. Другая — за священником и тоже в венке невесты. Женщины как будто укоряют взглядом зарвавшегося сластолюбивого старца.

Картина полна зловещих деталей. Кольцо на палец невесты надевает не жених, а священник, лицо которого скрыто. Над головами венчающейся пары нет брачных венцов. У невесты слишком глубокое декольте и открытые руки, что недопустимо в храме. Сам храм погружен в темноту. Возможно, художник хотел сказать зрителю — обряд проходит в дьявольском месте, а всех присутствующих ждет беда. Так и случилось — по крайней мере с теми, чьи жизненные пути можно отследить.

Судьбы

Для Василия Пукирева картина стала судьбоносной. Благодаря полотну о живописце заговорили: он прославился и получил звание профессора Академии художеств. Это, однако, счастья ему не принесло.

Художник как будто растратил весь талант на единственную картину. Он стал одержим и собственным полотном, и темой трагических свадеб. Пукирев пытался делать копии «Неравного брака», писал новые полотна с похожими сюжетами. Однако шедевра больше не получилось: остальные работы были гораздо слабее.


В. Пукирев. Прерванное венчание. Фрагмент

В конце концов, художник пристрастился к алкоголю, растранжирил все сбережения, распродал имущество, так и не создал семью. Он умер одиноким и нищим человеком.

А несколько лет назад стало известно, как сложилась судьба невесты, изображенной на картине. В 2002 году Третьяковская галерея приобрела портрет немолодой женщины. На портрете нашли подпись: «Прасковья Варенцова, с которой 44 года назад художник Пукирев написал свою картину "Неравный брак". Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне».

Как следует из подписи, на склоне лет главная героиня «Неравного брака» оказалась без средств. Она была вынуждена жить в казенном приюте. Что случилось с пожилым мужем и его богатством — неизвестно. По слухам, вскоре после бракосочетания Прасковья лишилась супруга, но к художнику так и не вернулась.




















13