Какой урок преподнесла нам пандемия?
Кочубей Галина Яковлевна,
учитель немецкого языка МБОУ СШ № 23,
высшая квалификационная категория
Пандемия, пандемия, что же ты надела?
Пандемия… Можно сказать, что это слово не часто употреблялось в нашей современной жизни, но я его запомню надолго, и мне кажется, что не только я одна буду дрожать от этого слова… И не потому что оно связано со словом COVID-19, но ещё и потому, что мы, учителя, столкнулись очень близко с проблемой дистанционного обучения. Начну, пожалуй, с трудностей. Прежде всего, мы, участники образовательного процесса, были не готовы к такому повороту событий, первые дни никто не знал, что делать, как быстро организовать процесс обучения с наименьшей затратой времени. На каникулах мы уже узнали, что будет объявлена неделя карантина. Делали как могли, лично мне, это напоминало почему-то военное положение (когда в годы службы мужа, мы хватали тревожный чемоданчик, детей и бежали в часть, чтобы эвакуироваться). Так было и первые дни, когда срочно печатались списки с регистрацией учащихся на разных платформах, собирались разного рода заявления от родителей, подписки, расписки и т.д. Наступила первая неделя, я была в полной растерянности, честно признаюсь, почувствовала какую-то слабость. Зная, что не у всех детей есть компьютеры, нет интернета, да у меня у самой лично интернет работал плохо, с перерывами, и сделать было ничего нельзя, потому что была объявлена самоизоляция и всё закрылось. Прошла первая неделя карантина, но она была ещё свободна, т. к. были продлены каникулы для детей, и у меня было время просмотреть и скорректировать планы, подобрать материал, выбрать какую-то платформу для работы. Заходила на МЭШ, учи.ру, Видеоурок. Я даже зарегистрировала детей на учи.ру – но там нет заданий по немецкому языку, я написала письмо администраторам, мне ответили, что они занимаются этим вопросом, велели ждать… Неделя судорожной тревоги… Я лихорадочно искала выход из создавшейся ситуации: и решила дать родителям адрес своей электронной почты, куда они будут отправлять работы своих детей (потому что я работаю с малышами). Но все упиралось в мой интернет… Даже если бы я нашла какую-то подходящую платформу для работы, я бы не смогла работать с детьми (по причине маленькой скорости инета), их надо было учить, мой Skype тоже требовал большей скорости…И вот посыпались первые работы, и тут началось: присылали работы все подряд, когда могли, тогда и отправляли, что писали, то и слали, и всё надо было проверить, дать комментарии, учесть ошибки. Приходилось работать как «у мартеновской печи», не отходя от компьютера, почти полторы недели. В реализации дистанционного обучения я решила использовать самые простые и доступные интерактивные компьютерные технологии: Whaatsapp, телефон, электронную почту и переписку на «Мультиуроке», потому что дети с «Мультиуроком» были уже знакомы в течение трех лет и им было бы легко там работать. Skype я не могла использовать в группе: у большинства учащихся нет условий да плюс ко всему качество интернета у меня желает быть лучше и только индивидуально с некоторыми учащимися я проводила индивидуальные консультации. На второй неделе наши завучи нам облегчили труд, создав электронные ящики по классам, хотя бы получение почты было уже легче, объяснили, как составить планы, соблюдая требования СанПинов. Но тут у меня полетел компьютер, не выдержал бедненький. Для меня это был стресс! Спасибо выручила школа! Но позже отремонтировали компьютер, и всё уже как-то пошло легче, или, может быть, втянулaсь в эту работу, но, думаю, что стал накапливаться какой-то опыт.
Это я заметила даже по зачтению оценок, завела журнал с конкретными заданиями и при проверке сразу вносила оценки. Мне надо было ещё вести учет за выполнением тестов, их проверка занимала у меня много времени, мне надо было заглянуть в выполненный тест, посмотреть, какие сделаны ошибки и порекомендовать ученику, что нужно ему сделать, на какой странице просмотреть правила, чтобы вспомнить тот или иной материал и исправить свои ошибки, чтобы потом перерешать тест заново. Во время работы на «удалёнке» я решила на практике проверить тезис: «учить ученика самостоятельно добывать знания». В четвертой четверти у меня остался новый материал по введению инфинитивного оборота um.. zu, образование будущего времени (5 класс) и образование степеней сравнения прилагательных (4 класс). Есть много сайтов (думаю, что даже лучше моих презентаций), где можно зайти и посмотреть, но мои ученики ещё не столь грамотные пользователи, поэтому ночами занималась созданием личных презентаций, которые постаралась сделать в доступной для них форме. Так за одну ночь появились презентации, которые я сразу разместила на своём сайте.
https://multiurok.ru/files/infinitivnyi-oborot-um-zu-1.html
https://multiurok.ru/files/obrazovanie-futurum-i.html
https://multiurok.ru/files/obrazovanie-stepenei-pilagatelnykh.html
Могу сделать вывод, что не все учащиеся бросились изучать материал учебника, презентации с нужным материалом, не прислушивались к моим комментариям по выполнению заданий, а сразу приступили к выполнению заданий, наверное, не понимая того, что это новое, непонятное для них. Начинался шквал телефонных звонков, начинали вместе смотреть презентацию: «а теперь понятно!»- слышалось в ответ.
Пандемия, на мой взгляд, открыла много нового и интересного… и в человеческих отношениях, и в отношениях учитель-родитель-ученик, в ответственности ученика перед учителем за выполнение заданий.
Вот здесь проявилось всё и положительное, и негативное. Вызывает восхищение у меня отношение и помощь отдельных родителей, которые всё делали в срок и даже раньше указанных сроков присылали работы детей, которые можно было в спокойной обстановке проверить, написать или посоветовать что-то ребенку в комментариях, позвонить. Многие дети вспомнили моё задание, данное ещё в начале марта, нарисовать рисунок по заданным темам «Весна»(3 и 4 классы) и «Экология»(5 класс) к нашей Декаде иностранных языков, которая должна была состояться с 20 апреля. Не все дети вспомнили, даже после моего напоминания, но я и не настаивала, потому что действовала по принципу «не хочет – не надо». И опубликовала рисунки и кроссворды только тех учащихся, которые по своему желанию выполнили эту работу. Работы детей можно посмотреть на
https://multiurok.ru/album/krossvordy-dekada-2020-1.html
https://multiurok.ru/album/nasha-dekada-2020.html
Много было недовольства со стороны некоторых родителей. Первое, это то, что дети оказались с родителями вместе на все 24 часа и на столь продолжительное время в самоизоляции. Да, конечно, для многих это было большой трудностью, надо найти, чем занять своих детей в свободное время. И второе – это выполнение домашних заданий, их надо было объяснять, делать, постоянно контролировать и отправлять. Думаю, что многих это напрягало. Многие жаловались, что целыми днями они сидят с детьми и только заняты выполнением заданий. Думаю, что у многих это имело место быть, т.к. не могли организовать, спланировать свой режим дня. В беседе с детьми, на вопрос, «в котором часу ты просыпаешься? – в одиннадцать». Становилось понятно, почему возникают проблемы. Это было на первой неделе пандемии, объяснив ребенку, что надо построить режим дня и всё будет ладиться, впоследствии я уже видела изменения. Проявилась также лень и безответственность некоторых детей, которые не были совсем мотивированы на выполнение домашних заданий, а некоторые ленивцы наоборот делали домашние задания и присылали в срок. Были и такие (от которых я, честно сказать, и не ожидала!!!), которые присылали задания уже проверенные из прошлой четверти. Не знаю только, на что они надеялись, что я не знаю, где это упражнение находится и когда мы это делали. Некоторые учащиеся списывали из уже выполненных и проверенных работ, открывая чужие работы, здесь уже проявилась чисто моральная сторона этих учеников. Для меня это было просто полной неожиданностью. Чтобы не списывали из ГДЗ, я проверяла его, есть ли там готовые уже задания, перестраивала задание так, чтобы ученик думал сам. Делал ли он сам или списывал, это учитель легко определяет. Я заставляла переделывать работу, указывала на то, что это взято из ГДЗ. И чтобы избегать подобных ситуаций, я давала больше творческих заданий: для повторения лексических единиц в 3-4 классах составь кроссворд по теме «Животные», «Фрукты» и «Овощи», «Праздники» (5 класс) или выполни тест, которые у меня появились в этот период:
https://multiurok.ru/tests/test-13-5-klass-povtorim-slova-po-teme-gorod.html
https://multiurok.ru/tests/test-11-5-klass-prover-sebia.html
https://multiurok.ru/tests/test-14-5-klass-kontrol-le-pogoda.html
https://multiurok.ru/tests/test-19-5-klass-khorosho-li-ia-vyuchil-slova-vo-vremia-pandemii.html
https://multiurok.ru/tests/test-20-4-klass-znaesh-li-ty-slova-po-teme-vneshnost.html
https://multiurok.ru/tests/test-12-3-klass-znaesh-li-ty-slova.html
https://multiurok.ru/tests/test-12-3-klass-kontrolnyi-test-1.html
https://multiurok.ru/tests/test-12-klass-kontrolnyi-test.html
Какая трудность, на мой взгляд, была ещё самой основной в условиях реализации дистанционного обучения?
Это использование дистанционных образовательных технологий. При их использовании должна быть обязательная компьютерная грамотность не только учителя, но и учащегося. Это одно из главных условий ДО! Конечно, хороший интернет и технические средства. Я сама училась, смотрела видео по закачиванию и использованию платформы Zoom, но организовать конференцию так и не смогла, не у всех моих учащихся она есть. Но в мыслях у меня такая идея есть, например, из группы 5-х классов собрать одну группу и провести уроки на оставшихся двух неделях, это будет интереснее и детям и, наконец, мы сможем общаться «в живую». Заканчивая свои раздумья, могу с уверенностью сказать, что не только одна я испытывала затруднения, но мои коллеги старшего возраста (как нас сейчас называют 65 + 5) не могли пользоваться даже электронной почтой, встречались и родители, которым пришлось объяснять, как зарегистрироваться, как отправить работу. Поэтому в заключение мне хочется пожелать нашим всем заместителям директора прежде всего здоровья и терпения, сказать спасибо, что они быстро организовали организацию почтовых классных ящиков, я понимаю, как мы их порой раздражали своими бессмысленными вопросами, которые они излагали в приказах, распоряжениях, рекомендациях. И второе, думаю, что не лишне было бы провести пару семинаров по организации работы с Zoom, думаю, что у нас для этого есть все условия: и специалисты, и технические условия. Каково будущее у ДО? Мне думается, что дистанционному образованию принадлежит будущее, но, на мой взгляд, постоянное его использование в процессе обучения нецелесообразно, потому что наш ученик привык к общению, он лучше воспринимает материал, когда с ним говорит учитель. В процессе беседы обеим сторонам помогает и жест, и взгляд учителя, а для учителя главное - это глаза ученика. Плюсы в дистанционном обучении я всё-таки вижу! Дистанционное обучение очень удобно для ученика, который хочет двигаться вперед, усложнять свою учебную траекторию, хорошо использовать ДО во время долгой болезни ученика, правда, такая работа будет у учителя занимать дополнительное время, которого у творчески работающего учителя и так не хватает! Но может случиться и так, если школы будут оснащены хорошим интернетом, специалисты уже есть (это учителя нового поколения), и скорее всего дистанционное обучение может стать реальностью через десяток лет!
2