Свобода – это право выбирать,
С душою лишь советуясь о плате,
Что нам любить, за что нам умирать,
На что свою мечту нещадно тратить.
Задачи:
- Определить какой смысл вкладывается в понятие «свобода».
- Доказать, что «жить в обществе и быть оторванным от общества нельзя».
- Доказать независимость внутренней свободы от внешней (на примере выдающихся людей)ю
- Доказать, что свобода внутренняя ценней свободы внешней.
- Я считаю, что не бывает внешней свободы, если человек несвободен внутренне.
- привести различные толкования понятия «свобода»;
- найти и изучить литературу по теме;
- найти примеры отношения известных людей к свободе;
- провести социальный опрос разновозрастного населения и сделать вывод;
- сделать соответствующие выводы.
Что такое свобода ?
«Свобода – возможность проявления воли, способность действовать в соответствии со своими целями и интересами, отсутствие ограничений…», но
«свобода есть право делать то, что дозволено
законом» Ш.Монтескье
Нормы морали и права
От чего зависит свобода человека?
Свобода воли
Свобода выбора
Свобода совести
Свобода религии
Внутренняя
Свобода личности
Внешняя
Общественный строй
Законы природы
Традиции и обычаи
Политическая сфера
Экономические условия
«Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя»
Общество каждый день «стучится в наши двери».
Это заставляет человека действовать по законам общества:
- нормы морали и права
- традиции
- общественное мнение
Личность вырастает из общества и перерастает его. Личность не способна оторваться от общества, но она творит – и принимая, и отвергая, и приспосабливаясь, и бунтуя, и преобразуя. Бороться за индивидуальность невозможно вне борьбы за человечность.
Свобода – возможность действовать по своему усмотрению и воле, но только в рамках либо законов, либо нравственных норм, либо тех и других одновременно.
- Современное демократическое общество предоставляет человеку разные права и свободы.. Молодой человек имеет много возможностей обрести, казалось бы, внешнюю свободу, но вместе с тем, он рискует потерять себя, стать зависимым от вещей.
От чего зависит внутренняя свобода человека?
Внутреннюю с вободу каждого человека определяет уровень воспитанности.
По версии Зигмунда Фрейда по настоящему воспитанным человеком можно назвать того, кто успешно прошел процесс социализации, т.е. в нем сформированы все три формы разума:
- «Ид» - «оно» (инстинкты, т.е. то, что дано человеку от природы)
- «Эго» - «я» (общественная мораль, контролирующая инстинкты)
- «Супер – эго» - «сверх я» (самоконтроль)
Вывод:
от степени развития этих ступеней зависит внутренняя свобода человека
- При внешней несвободе личность человека «заблокирована» извне для самовоплощения.
- При внутренней – он не может, не желает ничего знать о собственной личности, уникальности, незаменимости, смертности, т.е. о личной свободе, поскольку всецело отождествляет себя со своим «господином»: ролью, обществом, государством, вещами.
При внутреннем рабстве мы служим деспоту не за страх, а за совесть, не знаем о своей несвободе, не помышляем о побеге и бунте. Считаем нашего «господина» чем-то священным и естественным. Осознание реального положения дел, противопоставление себя и «господина», внутреннее отделение от него – вот важнейший шаг на пути самоосвобождения. Без внутренней свободы и самосознания, без открытия собственного «я» и устранения помех к его воплощению любые права и свободы, предоставленные извне, ничто, поскольку раб, готовый служить и подчиняться, плыть по течению, не способен ими воспользоваться. Свободный же внутренне человек, даже попав в рабство, не перестанет мечтать об освобождении и бороться за него.
«Нельзя человека внешним образом освободить больше, чем он свободен внутренне»
Александр Герцен.
Доказательством этого высказывания может служить жизнь и творчество А.И.Солженицына и В.Т.Шаламова.
«Находясь в заключении, преодолевая тяжелые обстоятельства жизни, я чувствовал внутреннюю свободу».
А.И.Солженицын:
«Никогда не чувствовал себя таким внутренне независимым и свободным, как в камере»
- Подлинно свободный человек сам выбирает не только поступок, но и его основания, общие принципы своих действий, которые приобретают характер убеждений. Такой человек даже в условиях прогрессирующего вырождения человеческого рода или при полной стабильности деспотического или тоталитарного режима в своей стране не дойдет до состояния духовного упадка и будет действовать так, как будто отстаиваемые им принципы обязательно восторжествуют в будущем.
Таким образом, свободу можно рассматривать не как осознанную необходимость, но как осознанную возможность, торжество возможного над существующим, идеала над данностью, внутреннего над внешним.
Свобода оказывается синонимом самой человечности. Видеть в другом человеке человека, уважать его достоинство – значит признавать его свободу, непредсказуемость, ответственность, право быть иным.
Таким образом, свобода – это состояние духа.
Результаты социального опроса «Свободен ли ты?» «Ответственен ли ты?» из 100 человек опрошенных:
возраст
Мужчины свободен
7-10
Мужчины
ответственен
Да – 35%
Нет – 16%
Женщины
свободна
Да – 13%
10-15
Женщины
ответственна
Да – 5%
Нет – 36%
Да – 48%
Нет – 8%
Нет – 35%
Да – 32%
15-25
Да – 7%
Да – 53%
Нет – 2%
Да – 35%
Нет – 53%
Нет – 7%
Нет – 7%
Да – 50%
30…
Да – 36%
Нет – 8%
Да – 45%
Нет – 14 %
Да – 47%
Нет – 2%
Нет – 5%
Да – 48%
Да – 50%
Нет – 0%
Да – 61%
Нет – 3%
Нет – 9%
Да – 30%
Нет – 0%
PS :
- Наиболее свободными себя считают мужчины от 15 до 25 лет
Это возраст, когда мужчина, в основном, еще не связан узами брака, когда он свободен сделать свой выбор в учебе и работе.
- Наиболее свободными себя считают женщины от 30 лет и выше
Это возраст, когда женщина уже достигла каких-то успехов в карьере, создала семью и, наверное, она считает себя уже вправе заниматься собой и быть более свободной в своих действиях и помыслах.
- http :// exposter.ru /sell.4202.html - портреты
- http://cpsy.ru/cit2.htm - цитаты
- http://www.ug.ru/issues/?action=topic&toid=4832&i_id=51 - выдержки