СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Каковы причины стремительного распространения Черного мора?

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок составлен на основе программы обновленного содержания образования

Просмотр содержимого документа
«Каковы причины стремительного распространения Черного мора?»

План урока


Раздел долгосрочного планирования: Средневековое европейское общество в XIV веке - в первой половине XVI века

Школа:

Дата :

ФИО учителя: Масленникова Е.Н.

класс: 7

Участвовали:

Не участвовали:

Тема урока

Каковы причины стремительного распространения Черного мора?

Цели обучения, достигаемые на этом уроке (Ссылка на учебный план)

7.2.4.1 – объяснять роль знаний об окружающей среде в жизни человека

Цель урока

Определить основные причины массового распространения чумы в XIV в. в Европе и классифицировать их по признакам.

Сформировать у ученика аргументированное суждение о важности каждой из причин.

Критерии оценивания

- определяет причины широкого распространения чумы в Европе;

- классифицирует причины и их следствия по определенным признакам;

- выделяет наиболее важную из причин, приводя аргументы

Языковые задачи


Учащиеся объясняют причины широкого распространения чумы устно, а затем и письменно, используя следующие термины: Черный Мор, эпидемия, пандемия, бубонная чума;

Полезные выражения для диалогов и письма:

Следующие причины/факторы являются краткосрочными / среднесрочными / долгосрочными…

Некоторые факторы имели влияние на другие факторы – к примеру,….

Наиболее существенной причиной (причинами) / факторами был/были…, так как…

Воспитание ценностей

Воспитание сотрудничества у учащихся, посредством групповой работы и взаимодействия с учителем.

Межпредметная связь

Биология: через описание болезни, способов ее лечения;

География: через знакомство с картой «Эпидемия чумы в Европе», определение регионов пострадавших от чумы.

Предыдущие знания


Учащиеся знакомы с жизнью средневекового общества, с уровнем городской культуры средневековых городов.


Ход урока

Запланированные этапы урока

Виды упражнений, запланированных на урок:


Ресурсы

Начало урока


(ОК) Ученикам предлагается ознакомиться с графиком изменения численности населения Европы в XII-XV вв. В ходе обсуждения с классом, учитель помогает ученикам прийти к мысли о том, что население Европы в середине XIV в. резко уменьшилось, практически вдвое. Учитель предлагает ученикам, высказать предположения о том, почему это могло произойти (войны, голод, болезни и т.д.) Выслушав предположения учеников, учитель называет истинную причину – распространение в Европе чумы, названной за свои ужасающие последствия Черным мором. Оглашается тема урока и ученикам предлагается определить направления исследования на предстоящем уроке. Заслушиваются предложения о цели исследования и выбираются наиболее значимые.

О. Метод «Градусник» ученики замеряют свои знания на тему «Черный мор и что о нем известно»

Презентация

Середина урока


(К)Учитель предлагает учащимся поработать с картой пункта «Черная смерть в Европе». Отвечая на вопрос учителя «Что о Черном море может рассказать данная карта?», учащиеся смогут определить направление распространения чумы, годы ее появления в различных странах и регионах. Из текста они узнают, каким образом чума появилась в Европе. Они также могут задать вопросы по теме урока, опираясь на информацию карты. Учитель может предложить учащимся зафиксировать свои вопросы, с тем, чтобы в конце урока определить, какие из них были раскрыты в ходе работы над темой. Вопросы, на которые учащиеся не смогут ответить на уроке, могут стать заданиями на дом. При этом важно дифференцировать их по уровню сложности и порекомендовать возможные источники.

(П) Ученики работают с графическим органайзером, проясняя друг для друга медицинские термины: пандемия, эпидемия, Черный мор, легочная и бубонная чума. В случае необходимости, ученики обращаются к учителю для блиц-консультации по непонятному термину или его толкованию.


(Г) В ходе выполнения задания, ученики должны соотнести четыре фактора, повлиявших на распространение чумы, с их проявлениями. Результат оформляется в виде схемы, на выбор самих учеников.





Причины


Их проявления

1.

Низкий уровень развития медицины

А

Отсутствие понимания причин болезни

Б

Скученность населения во время осад городов и солдат в походах

2.

Феодальные войны

В

Призыв не мыться чаще чем несколько раз в жизни

Г

Отсутствие лекарств против чумы

3.

Низкий санитарный уровень в городах

Д

Забота о чистоте тела, одежды и жилища считалась не богоугодной

Е

Мусор, грязь, помои на улицах городов

4.

Пропаганда церкви

Ж

Бродяжничество, нищета, большое кол-во беженцев

З

Отсутствие эффективных методов борьбы с чумой

И

Огромное кол-во крыс в городах

О. Взаимопроверка групп по варианту учителя, взаимооценивание по критериям выполнения


После соотнесения причин и их проявлений, ученики сравнивают их с теми причинами, которые определяли сами средневековые люди в отношении возникновения болезни.

Причины Черного мора

1. Наказание Богом за грехи

2. Заражение воздуха в результате столкновения Марса и Сатурна

3. Контакты с заболевшими

4. «Миазмы» (испарения) от болот, трупов людей и животных

5. Евреи отравили колодцы, чтобы сжить со свету христиан

(ОК) Учителем организуется обсуждение того, почему истинные причины распространения болезни, так сильно отличаются от того, как их понимали средневековые люди. Ученики, предположительно, высказывают мнение о том, что люди той эпохи были не достаточно образованны и не владели достаточными знаниями об окружающем мире.

(Г) При работе с иллюстрацией «Одеяние чумного доктора» можно предложить учащимся иллюстрацию с объяснениями элементов костюма после того, как они выскажут свои предположения. Они могут соотнести элементы костюма с представлениями европейцев о причинах «черной смерти». Также можно рассказать о предназначении каждого элемента.

Вместе с этим, ученики знакомятся с теми методами борьбы с чумой, которые предлагали доктора, священнослужители и использовались среди населения.

Методы лечения и профилактики


1. Сжигали на костре всех, кого считали виновными в распространении болезни

6. Сжигали одежды умерших

2. Изоляция (карантин) беженцев и купцов, прибывших в город, на 40 дней

7.Распевали божественные гимны

3. Участвовали в паломнических походах в святые места

8. Держали в доме козлов

4. Окуривали дома и улицы розмарином

9. Погромы и изгнания евреев

5. Наказывали себя плетьми

10. Прикладывали сало и прижигали раны раскаленным железом

(К) С учениками обсуждаются вопросы:

- Какие из предложенных методов вам кажутся наиболее разумными?

- Почему большинство способов борьбы с чумой оказались неэффективными?

- Что мешало людям выработать эффективные методы?

В процессе дискуссии учитель подводит учеников, к пониманию важности знаний и образования в процессе борьбы с болезнями и обеспечения здоровья населения.

О. Формативное учителем

Приложение 1


















Приложение 2


















Презентация


















Приложение 3

Конец урока


(И) Итоговое задание должно отражать понимание учащимися причин быстрого распространения Черного мора в Европе. Учитель просит учащихся определить главные из них, аргументировав свой выбор. Определяется формат проведения задания в виде письменного ответа по методу ПОПС на тему: «Какой фактор сыграл наибольшую роль в распространения чумы в Европе?»

Можно также предложить учащимся серию полезных фраз для написания эссе:

Я считаю, что... потому что...

Я могу это доказать на примере...

Исходя из этого, я делаю вывод о том, что...


Критерий: - выделяет наиболее важную из причин, приводя аргументы

Дескрипторы:

  1. определяет свою позицию

  2. приводит не менее двух аргументов в пользу своей позиции

  3. приводит доказательства в пользу аргументов

  4. делает вывод

(К) Объяснение домашнего задания:

Изучить материал о последствиях Черного Мора

Метод «Градусник» - повторный замер знаний по теме урока.


Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими?

Оценивание – как Вы планируете проверять уровень усвоения материала учащимися?

Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности

Дифференциация выражена в предоставлении разнообразных источников: текст, документы, структурированная информация (схема), в возможности выбора работы с ними, в смене видов умственной деятельности, в возможности выбора темы для домашней работы, а также в блиц-консультации учителя по запросам учащихся

Самооценивание – рефлексия собственных результатов после общего обсуждения и блиц-консультации учителя

Взаимооценивание – обсуждение результатов работы в группах

Оценивание учителем – предоставление обратной связи по результатам работы групп

Ограничение работы с интерактивной доской



Рефлексия по уроку





Итоговаяоценка


Какие две вещи прошли действительно хорошо (в том числе преподавание и учение)?


1:


2:


Какие две вещи могли бы улучшить Ваш урок (в том числе преподавание и учение)?


1:


2:


Что нового я узнал из этого урока о своем классе или об отдельных учениках, что я мог бы использовать при планировании следующего урока?