Середина урока | (К)Учитель предлагает учащимся поработать с картой пункта «Черная смерть в Европе». Отвечая на вопрос учителя «Что о Черном море может рассказать данная карта?», учащиеся смогут определить направление распространения чумы, годы ее появления в различных странах и регионах. Из текста они узнают, каким образом чума появилась в Европе. Они также могут задать вопросы по теме урока, опираясь на информацию карты. Учитель может предложить учащимся зафиксировать свои вопросы, с тем, чтобы в конце урока определить, какие из них были раскрыты в ходе работы над темой. Вопросы, на которые учащиеся не смогут ответить на уроке, могут стать заданиями на дом. При этом важно дифференцировать их по уровню сложности и порекомендовать возможные источники. (П) Ученики работают с графическим органайзером, проясняя друг для друга медицинские термины: пандемия, эпидемия, Черный мор, легочная и бубонная чума. В случае необходимости, ученики обращаются к учителю для блиц-консультации по непонятному термину или его толкованию. (Г) В ходе выполнения задания, ученики должны соотнести четыре фактора, повлиявших на распространение чумы, с их проявлениями. Результат оформляется в виде схемы, на выбор самих учеников. | Причины | | Их проявления | 1. | Низкий уровень развития медицины | А | Отсутствие понимания причин болезни | Б | Скученность населения во время осад городов и солдат в походах | 2. | Феодальные войны | В | Призыв не мыться чаще чем несколько раз в жизни | Г | Отсутствие лекарств против чумы | 3. | Низкий санитарный уровень в городах | Д | Забота о чистоте тела, одежды и жилища считалась не богоугодной | Е | Мусор, грязь, помои на улицах городов | 4. | Пропаганда церкви | Ж | Бродяжничество, нищета, большое кол-во беженцев | З | Отсутствие эффективных методов борьбы с чумой | И | Огромное кол-во крыс в городах | О. Взаимопроверка групп по варианту учителя, взаимооценивание по критериям выполнения После соотнесения причин и их проявлений, ученики сравнивают их с теми причинами, которые определяли сами средневековые люди в отношении возникновения болезни. Причины Черного мора | 1. Наказание Богом за грехи | 2. Заражение воздуха в результате столкновения Марса и Сатурна | 3. Контакты с заболевшими | 4. «Миазмы» (испарения) от болот, трупов людей и животных | 5. Евреи отравили колодцы, чтобы сжить со свету христиан | (ОК) Учителем организуется обсуждение того, почему истинные причины распространения болезни, так сильно отличаются от того, как их понимали средневековые люди. Ученики, предположительно, высказывают мнение о том, что люди той эпохи были не достаточно образованны и не владели достаточными знаниями об окружающем мире. (Г) При работе с иллюстрацией «Одеяние чумного доктора» можно предложить учащимся иллюстрацию с объяснениями элементов костюма после того, как они выскажут свои предположения. Они могут соотнести элементы костюма с представлениями европейцев о причинах «черной смерти». Также можно рассказать о предназначении каждого элемента. Вместе с этим, ученики знакомятся с теми методами борьбы с чумой, которые предлагали доктора, священнослужители и использовались среди населения. Методы лечения и профилактики | | 1. Сжигали на костре всех, кого считали виновными в распространении болезни | 6. Сжигали одежды умерших | 2. Изоляция (карантин) беженцев и купцов, прибывших в город, на 40 дней | 7.Распевали божественные гимны | 3. Участвовали в паломнических походах в святые места | 8. Держали в доме козлов | 4. Окуривали дома и улицы розмарином | 9. Погромы и изгнания евреев | 5. Наказывали себя плетьми | 10. Прикладывали сало и прижигали раны раскаленным железом | (К) С учениками обсуждаются вопросы: - Какие из предложенных методов вам кажутся наиболее разумными? - Почему большинство способов борьбы с чумой оказались неэффективными? - Что мешало людям выработать эффективные методы? В процессе дискуссии учитель подводит учеников, к пониманию важности знаний и образования в процессе борьбы с болезнями и обеспечения здоровья населения. О. Формативное учителем | Приложение 1 Приложение 2 Презентация Приложение 3 |