Вы легко можете сами, не будучи вовсе хорошим рисовальщиком, приготовить силуэты ваших знакомых. Для этого ничего не надо, кроме терпения и любви к делу. Не думайте, что простой черный абрис не может дать представления о характерных чертах оригинала. Напротив, удачно изготовленный силуэт отличается иногда поразительным сходством с оригиналом.
Просмотр содержимого документа
«Какую пользу можно извлечь из своей тени?»
Какую пользу можно извлечь из своей тени?
Говорят, наша тень – бесполезнейшая вещь в мире. Какую, в самом деле, пользу можем мы извлечь из нашей тени, которую, к тому же, и поймать нельзя?
Однако наши прадеды умели ловить свои тени и извлекать из них некоторую пользу.
Как наши прадеды рисовали силуэты. (Со старинной гравюры.)
Мы говорим о рисовании силуэтов, – теневых изображениях профиля.
В наш век, благодаря фотографии, всякий имеет возможность получить свой портрет или запечатлеть черты дорогих ему людей. Наши прадеды в XVIII веке не были так счастливы: портреты, заказываемые художникам, стоили больших денег и были доступны лишь немногим. Но у них зато весьма распространены были силуэты; до известной степени они заменяли им наши современный фотографии. Это – как бы пойманные и закрепленные тени. Силуэты получались механическим путем, и в этом отношении они напоминают столь противоположную им светопись. Мы пользуемся светом, предки наши пользовались, напротив, тенью.
Шиллер.
Наследник Цесаревич Павел Петрович.
Как именно производилось зарисовывание силуэтов, видно из прилагаемого рисунке. Тот, с которого делался силуэт, садился между свечёй (для усиления яркости поставленной перед зеркалом) и натянутой на раму прозрачной бумагой.
Голова поворачивалась так, чтобы тень давала характерный, выразительный профиль, – и тогда её очертания обводились карандашом. Затем контур заливался тушью и наклеивался на белую бумагу: силуэт готов. При желании, его уменьшали с помощью пантографа.
Станислав Понятовский Император Вильгельм II
Вольфганг Гете
Вы легко можете сами, не будучи вовсе хорошим рисовальщиком, приготовить силуэты ваших знакомых. Для этого ничего не надо, кроме терпения и любви к делу. Не думайте, что простой черный абрис не может дать представления о характерных чертах оригинала. Напротив, удачно изготовленный силуэт отличается иногда поразительным сходством с оригиналом.
Эта особенность теневых изображений – при простоте контуров давать сходство с оригиналом – заинтересовало некоторых художников, которые стали рисовать в таком роде целые сцены, ландшафты и т. п. В парижских салонах середины XVIII века рисование силуэтов стало модным занятием, увлекшим все аристократическое общество. Оттуда мода на силуэты перешла сначала в Берлин, а потом и к нам, в Петербург; еще до сей поры сохранились два альбома с 200 черными профилями знатнейших особ двора Екатерины Великой. Вообще, силуэт, как и все в мире, имеет свою историю, которой мы здесь касаться не станем. Скажем только, что рисование силуэтов превратилось мало‑помалу в особое искусство, создало целую школу художников; таковы, например, у нас в России Елизавета Бем, а за границей – немецкий художник Коневка.
Великий Князь Александр Павлович
Императрица Екатерина Вторая