Календарно-тематический план 3 класс
Литературное чтение
Планируемые результаты освоения программы
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты освоения курса «Литературное чтение»
1.Формирования чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
3.Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
4.Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
5.Формирование эстетических чувств.
6.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
7.Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.
8.Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты освоения курса «Литературное чтение»
1.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
2.Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.
3.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
4.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
5.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла.
6.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.
7.Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Предметные результаты освоения курса «Литературное чтение»
1.Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
2.Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.
3.Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.
4.Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.
5.Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.
6.Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
7.Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
8.Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Содержание программы (136 часов)
Вводный урок (1ч)
Книги - мои друзья (4ч)
Произведение Б.Горбачевского о первопечатнике Иване Фёдорове, о первой книге «Азбука». Наставления Библии.
Жизнь дана на добрые дела (17ч)
Пословицы разных народов о человеке и его делах; пословицы и поговорки русского народа, собранные В.И.Далем; произведения Н.Носова, М.Зощенко, Л.Каминского, В.Драгунского; притчи: «Что побеждает?», «Что важнее?».
Волшебная сказка (15ч)
Русские сказки: «Иван-царевич и Серый волк»; «Летучий корабль»; «Морозко»; «Белая уточка»; «По щучьему велению».
Люби всё живое (20ч)
Произведения К.Паустовского, В.Берестова, Б.Заходера, В.Бианки, О.Полонского, Н.Носова, М.Горького, Д.Мамина-Сибиряка.
Картины русской природы (12ч)
Произведения Н.Некрасова, Ф.Тютчева, М.Пришвина, А.Фета, И.Бунина, К.Бальмонта, К.Паустовского; картинв природы в произведениях живописи И.Остроухова, А.Саврасова, И.Шишкина.
Великие русские писатели(30ч)
Произведения А.С.Пушкина, И.А.Крылова, Л.Н.Толстого, А.Барто, иллюстратор сказок А.С.Пушкина-И.Я.Билибин.
Литературная сказка (19ч)
Произведения В.Даля, В.Одоевского, Д.Мамина-Сибиряка, Р.Киплинга, Дж.Родари, Тима Собакина, Ю.Коваля, С.Михалкова.
Картины родной природы (18ч)
Стихи, рассказы о природе, произведения Б.Заходера, А.Майкова, С.Есенина, Ф.Тютчева, О.Высоцкой, З.Александровой, А.Толстого, М.Пришвина, И.Соколова-Микитова.
График проведения контрольно-измерительных работ
№ п/п | Диагностический материал | Количество часов |
1. | Контрольная работа | 5 |
Учебно-тематический план
№ | Название раздела | Количество часов |
1. | Вводный урок | 1 |
2. | Книги – мои друзья | 4 |
3. | Жизнь дана на добрые дела | 17 |
4. | Волшебные сказки | 15 |
5. | Люблю всё живое | 20 |
6. | Картины русской природы | 12 |
7. | Великие русские писатели | 30 |
8. | Литературная сказка | 19 |
9. | Картины родной природы | 18 |
10. | | |
| Итого | 136 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | По плану | Фактическое |
| Вводный урок(1ч) | | |
1. | Знакомство с системой условных обозначений. Содержание учебника. Обращение авторов учебника. | 01.09. | |
| Книги – мои друзья (4ч) | | |
2. | Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: книжная мудрость, печатная книга. Наставления детям Владимира Мономаха. | 02.09. | |
3. | Б.Горбачевский «Первопечатник Иван Фёдоров». | 03.09. | |
4. | Первая «Азбука» Ивана Фёдорова. Наставления Библии. | 04.09. | |
5. | Проект. Мы идём в музей книги. | 08.09. | |
| Жизнь дана на добрые дела (17ч) | | |
6. | Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: поступок, честность, верность слову. Работа с выставкой книг. | 09.09. | |
7. | Пословицы разных народов о человеке и его делах. | 10.09. | |
8. | В.И.Даль. Пословицы и поговорки русского народа. | 11.09. | |
9. | Н.Носов «Огурцы». Смысл поступка. | 15.09. | |
10. | Н.Носов «Огурцы». Характеристика героя. | 16.09. | |
11. | Создание рассказа по аналогии на тему «Что такое добро». | 17.09. | |
12. | М.Зощенко «Не надо врать». Смысл поступка. | 18.09. | |
13. | М.Зощенко «Не надо врать». Пересказ. | 22.09. | |
14. | Л.Каминский «Сочинение». | 23.09. | |
15. | Отзыв на книгу. Обсуждение отзыва в группе. | 24.09. | |
16. | М.Зощенко «Через тридцать лет».Поступок героя. | 25.09. | |
17. | Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях. | 29.09. | |
18. | Самостоятельное чтение. Н.Носов «Трудная задача». | 30.09. | |
19. | Семейное чтение. Притчи. | 01.10. | |
20. | Наш театр. В.Драгунский «Где это видано, где это слыхано…» Инсценирование. | 02.10. | |
21. | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | 06.10. | |
22. | Контрольная работа по теме «Жизнь дана на добрые дела». | 07.10. | |
| Волшебная сказка (15ч) | | |
23. | Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: народные сказки, присказка, сказочные предметы. | 08.10. | |
24. | Русская сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Особенности волшебной сказки. | 09.10. | |
25. | Русская сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Характеристика героя. | 13.10. | |
26. | Русская сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Рассказ по картине. | 14.10. | |
27. | Русская сказка «Летучий корабль». Особенности волшебной сказки. | 15.10. | |
28. | Русская сказка «Летучий корабль». Характеристика героев сказки. | 16.10. | |
29. | Мы идём в библиотеку. Сборник сказок. Тематический каталог. | 20.10. | |
30. | Самостоятельное чтение. Русская сказка «Морозко». Характеристика героев сказки. | 21.10. | |
31. | Русская сказка «Морозко». Пересказ. | 22.10. | |
32. | Семейное чтение. Русская сказка «Белая уточка». Смысл сказки. | 23.10. | |
33. | Русская сказка «Белая уточка». Пересказ. | 05.11. | |
34. | Наш театр. Русская сказка «По щучьему велению». Инсценирование. | 06.11. | |
35. | Русская сказка «По щучьему велению». Подготовка реквизита, костюмов. Представление сказки в младших классах. | 10.11. | |
36. | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | 11.11. | |
37. | Контрольная работа по теме «Волшебная сказка». | 12.11. | |
| Люблю всё живое (20ч) | | |
38. | Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: художественный и познавательные рассказы, автор-рассказчик, периодическая литература. | 13.11. | |
39. | Сравнение художественной и научно-познавательной литературы. | 17.11. | |
40. | К.Паустовский «Барсучий нос». Особенности художественного текста. | 18.11. | |
41. | К.Паустовский «Барсучий нос». Пересказ статьи «Барсук» (из энциклопедии). | 19.11. | |
42. | В.Берестов «Кошкин щенок». Особенности юмористического произведения. Выразительное чтение. | 20.11. | |
43. | Б.Заходер «Вредный кот». Смысл названия стихотворения. | 24.11. | |
44. | В.Бианки «Приключения Муравьишки». Правда и вымысел в сказке. | 25.11. | |
45. | Создание текста по аналогии. Как Муравьишке помогала добраться домой бабочка. | 26.11. | |
46. | О.Полонский «Муравьиное царство». Особенности научно-популярного текста. Краткий пересказ. | 27.11. | |
47. | Тим Собакин «Песни бегемотов». Постановка вопросов к тексту стихотворения. | 01.12 | |
48. | Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе. | 02.12. | |
49. | Периодическая печать. Журналы для детей. Выставка детских журналов. | 03.12. | |
50. | Самостоятельное чтение. Д.Мамин-Сибиряк «Серая шейка». Герой художественного текста. Его особенности. | 04.12. | |
51. | Д.Мамин-Сибиряк «Серая шейка». Пересказ. | 08.12. | |
52. | Семейное чтение. Н.Носов «Карасик». Смысл поступка героев. | 09.12. | |
53. | Н.Носов «Карасик». Характеристика героев произведения. | 10.12. | |
54. | Наш театр. М.Горький «Воробьишко». Подготовка реквизита, костюмов, театральных билетов. | 11.12. | |
55. | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | 15.12. | |
56. | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Отзыв на книгу о природе. | 16.12. | |
57. | Контрольная работа по теме «Люблю всё живое». | 17.12. | |
| Картины русской природы (12ч) | | |
58. | Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности. | 18.12. | |
59. | И.Шишкин «Зима в лесу». Устное сочинение по картине. | 22.12. | |
60. | Н.Некрасов «Славная осень». Средства художественной выразительности: сравнение. | 23.12. | |
61. | М.Пришвин «Осинкам холодно». Приём олицетворения как средство создания образа. | 24.12. | |
62. | Ф.Тютчев «Листья». Контраст как средство создания образа. | 25.12. | |
63. | А.Фет «Осень». Настроение стихотворения. | 29.12. | |
64. | И.Бунин «Первый снег». В.Поленов «Ранний снег». Сравнение произведений литературы и живописи. | | |
65. | Мы идем в библиотеку. Сборники произведений о природе. | | |
66. | Самостоятельное чтение. К.Бальмонт «Снежинка». Средства художественной выразительности для создания образа снежинки. | | |
67. | Семейное чтение. К.Паустовский «В саду уже поселилась осень…» | | |
68. | Картины природы в произведениях живописи. И.Остроухов «В Абрамцевском парке». А.Саврасов «Зима». | | |
69. | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу «Картины русской природы». | | |
| Великие русские писатели (30ч) | | |
70. | Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: сказка в стихах, басня, иллюстрация. | | |
71. | Великие русские писатели. В.Берестов «А.С.Пушкин». Краткий пересказ. | | |
72. | А.С.Пушкин «Зимнее утро». | | |
73. | И.Грабарь «Зимнее утро». Сравнение произведений литературы и живописи. | | |
74. | А.С.Пушкин «Зимний вечер». | | |
75. | Ю.Клевер «Закат солнца зимой», «Зимний пейзаж с избушкой». Сравнение произведения литературы и произведения живописи. | | |
76. | А.С.Пушкин «Опрятней модного паркета…» П.Брейгель «Зимний пейзаж». Сравнение произведения литературы и произведения живописи. | | |
77. | В.Суриков «Взятие снежного городка». Устное сочинение по картине. | | |
78. | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Сравнение с народной сказкой. | | |
79. | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Нравственный смысл литературной сказки. | | |
80. | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Особенности сюжета. Структура сказочного текста. | | |
81. | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Характеристика героев произведения. | | |
82. | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Особенности языка литературной сказки. | | |
83. | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Прием звукописи для создания образа моря, комара, шмеля, мухи. | | |
84. | Сказки А.С.Пушкина. | | |
85. | И.Я.Билибин – иллюстратор сказок А.С.Пушкина. | | |
86. | И.А.Крылов. Басни. Викторина по басням И.А.Крылова. | | |
87. | И.А.Крылов «Слон и Моська». Особенности структуры басни. | | |
88. | И.А.Крылов «Чиж и Голубь». Особенности структуры басни. | | |
89. | Великие русские писатели. Л.Н.Толстой. Краткий пересказ статьи. | | |
90. | Л.Н.толстой «Лев и собачка». Быль. Особенности сюжета. | | |
91. | Л.Н.Толстой «Лебеди». Составление плана. | | |
92. | Л.Н.Толстой «Акула». Смысл названия. Составление плана. | | |
93. | Мы идём в библиотеку. Книги великих русских писателей. А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, И.А.Крылов. | | |
94. | Самостоятельное чтение. Л.Н.Толстой «Волга и Вазуза». Особенности жанра. | | |
95. | Л.Н.Толстой «Как гуси Рим спасли». Особенности жанра. | | |
96. | Наш театр. И.А.Крылов «Квартет». Инсценировка. | | |
97. | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | | |
98. | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Что такое согласие? | | |
99. | Контрольная работа по теме «Великие русские писатели». | | |
| Литературная сказка (19ч) | | |
100. | Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: сказки литературные и народные, предисловие, полный и краткий пересказ. | | |
101. | В.Даль «Девочка Снегурочка». Сравнение с народной сказкой. | | |
102. | В.Даль «девочка Снегурочка». Особенности литературной сказки. | | |
103. | В.Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение с народной сказкой «Морозко». | | |
104. | В.Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение героев. | | |
105. | Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу». | | |
106. | Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу». Герои произведения. | | |
107. | Переводная литература для детей. | | |
108. | Переводная литература для детей. Б.Заходер «Винни-Пух» (предисловие). Особенности переводной литературы. | | |
109. | Р.Киплинг «Братья Маугли». Особенности переводной литературы. | | |
110. | Р.Киплинг «Братья Маугли». Герои произведения. | | |
111. | Дж.Родари «Волшебный барабан». | | |
112. | Дж.Родари «Волшебный барабан». Сочинение возможного конца. | | |
113. | Мы идём в библиотеку. Литературные сказки. | | |
114. | Самостоятельное чтение. Тим Собакин «Лунная сказка». | | |
115. | Семейное чтение. Ю.Коваль «Сказка о серебряном соколе». | | |
116. | Наш театр. С.Михалков «Упрямый козленок». Инсценирование. | | |
117. | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | | |
118. | Контрольная работа по теме «Литературная сказка». | | |
| Картины родной природы (18ч) | | |
119. | Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: творчество, стихотворение, рассказ, настроение. | | |
120. | Б.Заходер «Что такое стихи?» | | |
121. | И.Соколов-Микитов «Март в лесу». | | |
122. | Устное сочинение по теме «Мелодии весеннего леса». | | |
123. | А.Майков «Весна». Е.Волков «В конце зимы», Е.Пурвит «Последний снег». Приём контраста в изображении зимы и весны. Сравнение произведений живописи и литературы. | | |
124. | С.Есенин «Сыплет черемуха…» В.Борисов-Мусатов «Весна». Сравнение произведений живописи и литературы. | | |
125. | С.Есенин «С добрым утром». Выразительное чтение стихотворения. | | |
126. | Ф.Тютчев «Весенняя гроза». Приём звукописи как средство создания образа. | | |
127. | А.Васнецов «После дождя». И.Шишкин «Дождь в дубовом лесу». Сравнение произведений искусства. | | |
128. | О.Высотская «Одуванчик». З.Александрова «Одуванчик». Сравнение образов. | | |
129. | М.Пришвин «Золотой луг». Сравнение поэтического и прозаического текстов. | | |
130. | А.Толстой «Колокольчики мои, цветики степные…» Авторское отношение к изображаемому. | | |
131. | Саша Чёрный «Летом». А.Рылов «Зелёный шум». Сравнение произведений живописи и литературы. | | |
132. | Ф.Тютчев «В небе тают облака…» А.Саврасова «Сосновый бор на берегу реки». Сравнение произведений живописи и литературы. | | |
133. | Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе. | | |
134. | Самостоятельное чтение Г.Юдин «Поэты». | | |
135. | Я.Аким «Как я написал первое стихотворение». | | |
136. | Обобщающий урок по теме «Картины родной природы». | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |