№ урока/№ урока в теме | Тема урока | Сроки проведения | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) универсальные учебные действия (УУД) | Виды деятельности | Возможные направления исследовательской, проектной деятельности обучающихся | Формы контроля |
предметные | метапредметные | личностные |
Источники географической информации 11 часов |
ВВЕДЕНИЕ (1 час) |
1/1 | Открытие, изучение и преобразование Земли. Земля-планета Солнечной системы. | 1 | Называть методы изучения Земли; называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий. | планировать свою деятельность; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми | Обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе к мотивации к обучению и познанию. | Работа с рисунками «Планеты Солнечной системы», «Вращение Земли вокруг Солнца» | | |
ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ (10 часов) |
ПЛАН МЕСТНОСТИ (4 часа) |
2/2. | Понятие о плане местности. Масштаб. П/р №1 | 2 | Называть и объяснять значение терминов; приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой; читать план местности. | Работать в соответствии с предложенным планом; оценивать работу одноклассников; высказывать суждения, подтверждая их фактами. | Обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе к мотивации к обучению и познанию. | Работа с планом местности. Отработка умений выбирать масштаб, переводить цифровой масштаб в именованный | Практикум 1. Изображение школьного дневника в масштабе | |
3/3. | Стороны горизонта. Ориентирование. | 3 | Ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов; определять азимут, направление. | Работать в соответствии с поставленной учебной задачей; высказывать суждения, подтверждая их фактами; классифицировать информацию. | Обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности. | Определение сторон горизонта по компасу. Определение направлений и азимутов по плану местности. | | |
4/4. | Изображение на плане неровностей земной поверхности. | 4 | Называть и давать определение терминам; читать план. | Выделять главное, существенные признаки понятий; классифицировать информацию по данным признакам; определять критерии для сравнения фактов, событий, объектов. | Обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности | Определение по плану местности высот холмов и глубин впадин. Определение по расположению горизонталей крутого и пологого склонов холма. | Изображение с помощью горизонталей холма и впадин. | |
5/5. | Составление простейших планов местности. П.р.№2 | 5 | Производить простейшую съемку местности; определять направления, расстояния на плане, карте и местности. | Работать в соответствии с поставленной учебной задачей; классифицировать информацию по заданным признакам. | Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека. | Составление плана местности методом маршрутной съемки | Практикум 2. Составление плана местности методом маршрутной и полярной съемки. | |
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА (6 часов) |
6/6. | Форма и размеры Земли. Географическая карта. | 6 | Давать определение понятиям, знать размеры Земли; читать карту; приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой; | Выделять главное, существенные признаки понятий; высказывать суждения, подтверждая их фактами. | Обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности | Работа с глобусом и картами различных масштабов. Определение по глобусу и карте направлений и расстояний | | |
7/7. | Градусная сеть на глобусе и картах. | 7 | Находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте; | Участвовать в совместной деятельности. Сравнивать объекты, факты, явления по заданным критериям. | Обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности | Определение по глобусу и картам различных параллелей и меридианов. | | |
8/8. | Географическая широта. | 8 | Классифицировать информацию по заданным признакам; называть и показывать элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности. | Работать в соответствии с поставленной учебной задачей; учувствовать в совместной деятельности. | Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к человеку и его мнению. | Определение географических координат объектов. | | |
9/9 | Географическая долгота. Географические координаты. П.Р.№3 | 9 | Классифицировать информацию по заданным признакам; называть и показывать элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности. | Работать в соответствии с поставленной учебной задачей; учувствовать в совместной деятельности. | Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к человеку и его мнению. | Определение географических координат объектов. | Практикум 3. Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам. | |
10/10 | Изображение на физических картах высот и глубин. | 10 | Читать план местности и карту; определять по карте высоты и глубины. | Работать в соответствии с поставленной учебной задачей; учувствовать в совместной деятельности. | Обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности | Определение по картам высот и глубин объектов. | | |
11/11 | Обобщение и контроль знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли». К.Р.№1 | 11 | | | | Выполнение тестовых заданий | | тест |
Природа Земли и человек (19 часов) | |
ЛИТОСФЕРА (5 часов) | |
12/1 | Земля и ее внутреннее строение | 12 | Объяснять значение терминов; виды земной коры; внутреннее строение Земли. | Работать в соответствии с поставленной задачей; участвовать в совместной деятельности; оценивать работу одноклассников. | Обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности | Выполнение в тетради рисунка «Внутреннее строение Земли». Определение минералов и горных пород по отличительным признакам. Сравнение горных пород, различающихся по происхождению. | | |
13/2 | Движение земной коры. Вулканизм. | 13 | Называть и показывать основные географические объекты; называть методы изучения земных недр; определять на карте сейсмические районы мира. | Высказывать суждения, подтверждая их фактами; классифицировать информацию по заданным признакам; создавать тексты разных типов. | Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к человеку и его мнению | Подготовка сообщений о крупнейших землетрясениях и извержениях вулкана. Оценка влияния природных катастроф, связанных с литосферой, на деятельность населения и способов их предотвращения. | | |
14/3 | Рельеф суши. Горы. П.Р.№4 | 14 | Приводить примеры основных форм рельефа и объяснять их связь с тектоническими структурами; определять абсолютную и относительную высоту точек. | Работать в соответствии с предложенным планом; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. | Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к человеку и его мнению | Определение по карте расположения на материках различных гор, их протяженности и высоты; высочайших горных вершин в Европе, Азии, Африке, Северной и Южной Америке. | Практикум 4. Составление описания форм рельефа. | |
15/4 | Равнины суши. П.Р.№5 | 15 | Классифицировать горы и равнины по высоте, происхождению, строению. | Работать в соответствии с поставленной учебной задачей; оценивать работу одноклассников. | Обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности | Определение по карте расположения на материках наиболее крупных равнин, их протяженности. Сравнение полезных ископаемых равнин и горных районов. | Практикум 5. Составление описания форм рельефа. | |
16/5 | Рельеф дна Мирового океана | 16 | Называть и показывать основные географические объекты; работать с контурной картой. | Работать с поставленной задачей, в соответствии с предложенным планом | Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к человеку и его мнению | Определение по картам шельфов материков и их частей, материковых островов, серединно-океанических хребтов океанов. | | Проверочная работа по теме: «Литосфера» |
ГИДРОСФЕРА (5 часов) | |
17/6 | Вода на Земле. Части Мирового океана. Свойства вод океана. | 17 | Называть и показывать основные географические объекты. | Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. | Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования. | Составление схемы мирового круговорота воды. | Обозначение на контурной карте океанов, крупных внутренних и внешних морей. | |
18/7 | Движение воды в океане | 18 | Объяснять особенности движения вод в Мировом океане. | Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. | Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей. | Составление схемы возникновения приливов и отливов под воздействием притяжения Луны | Обозначение на контурной карте теплых и холодных течений. | |
19/8 | Подземные воды. | 19 | Объяснять значение терминов; объяснять способы образования подземных вод. | Сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии и основания. Устанавливать причинно-следственные связи. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. | Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | .Выполнение в тетради рисунка «Грунтовые воды» | | |
20/9 | Реки. П.Р.№6 | 20 | Называть и показывать на карте части реки; давать определения терминам; наносить на контурную карту крупнейшие реки мира и России. | Вычитывать все уровни текстовой информации. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов. | Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. | Описание реки своей местности по плану. | Обозначение на контурной карте наиболее крупных рек России и мира. Выявление наиболее протяженных и полноводных рек, каналов. | |
21/10 | Озера. Ледники. | 21 | Виды озерных котловин; составлять краткую характеристику объекта по плану. Называть и объяснять термины; объяснять происхождение ледников и вечной мерзлоты; показывать на карте. | Вычитывать все уровни текстовой информации. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. применять методы информационного поиска; уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы. | Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. | | Обозначение на контурной карте крупных озер и водохранилищ. Обозначение на контурной карте крупных горных и покровных ледников, границ зоны вечной мерзлоты. | Проверочная работа по теме: «Гидросфера» |
АТМОСФЕРА (6 часов) |
22/11 | Атмосфера: строение, значение, изучение. Температура воздуха.П.Р.№7 | 22 | Объяснять строение, значение атмосферы; объяснять особенности циркуляции атмосферы. Определять температуру воздуха, амплитуды температур. | уметь самостоятельно выделять познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию; формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ. | формирование навыков самокоррекции в индивидуальной и коллективной учебной деятельности | Выполнение в тетради рисунка «Строение атмосферы». Доказательство изменения плотности атмосферы и состава воздуха в верхних слоях по сравнению с поверхностным слоем. | Практикум 7. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры. | |
23/12. | Атмосферное давление. Ветер. П.Р.№8 | 23 | Измерять атмосферное давление, направление и силу ветра. | Планировать свою деятельность под руководством учителя; уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы. | формирование познавательного интереса к предмету изучения | Измерение атмосферного давления с помощью барометра. Выполнение рисунка: изображение направления движения воздуха в дневном и ночном бризе. Сравнение температуры и давления над сушей и морем днем и ночью. | Практикум 8. Построение розы ветров. | |
24/13. | Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. | 24 | Знать виды атмосферных осадков; объяснять способ определения влажности; измерение количества атмосферных осадков. | Уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач | Формирование познавательного интереса к предмету исследования | Выявление зависимости количества воды в воздухе от его температуры. Определение количества воды в насыщенном воздухе при заданных температурах | Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным. | |
25/14. | Погода. Климат. | 25 | Описывать погоду и климат своей местности. | Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; добывать недостающую информацию с помощью вопросов; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | Заполнение календаря погоды. Измерение среднесуточной температуры зимой и летом. Сравнение розы ветров и диаграммы облачности, характерных для своей местности. Описание климата своей местности по плану. Обозначение на контурной карте основных факторов, влияющих на его формирование. | Заполнение календаря погоды. | |
26/15. | Причины, влияющие на климат. | 26 | Тепловые и климатические пояса Земли: называть и показывать на карте; объяснять причину образования. | Уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач | Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования. | Выполнение в тетради рисунка: изображение положения Земли по отношению к Солнцу днем и ночью; положения земной оси по отношению к Солнцу зимой и летом; областей, для которых характерны полярный день и полярная ночь. | | Проверочная работа по теме: «Атмосфера» |
БИОСФЕРА. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА (4часа) |
27/16. | Разнообразие и распространение организмов на Земле. | 27 | Объяснять значение терминов; объяснять размещение живых организмов на Земле и Мировом океане; объяснять влияние живых организмов на природу Земли. | Уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач | Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования. | Характеристика одной из природных зон по плану. Работа с картой «Природные зоны мира». Подготовка сообщений по теме «Охрана биосферы». Рассказы о заповедниках, национальных парках и представителях растительного и животного мира. | Обозначение на контурной карте границ природных зон. | Таблица: «Природные зоны мира» |
28/17. | Распространение организмов в Мировом океане. | 28 | Объяснять воздействие организмов на земные оболочки | Формирование познавательного интереса к предмету исследования. | Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования. | Работа в группах: изучение жизни и деятельности наиболее интересных представителей морской фауны, подготовка иллюстрированных сообщений. | | |
29/18. | Природный комплекс.П.Р.№9 | 29 | Называть и показывать на карте ПК, объяснять причины образования. Составлять характеристику ПК. | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности. | Изучение ПК своей местности и их описание по плану. | Практикум . Составление характеристики природного комплекса. | |
30/19 | Обобщение по теме: «Природа Земли и человек» К.р.№2 | 30 | | | | Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом, контурной картой. | | К.р.№2 |
НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ (2 часа) |
31/1 | Население Земли | 31 | Уметь рассказывать о численности населения Земли; называть основные типы населенных пунктов; называть и показывать объекты на карте. | Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования. | Изучение этнографических особенностей различных народов. Описание особенностей жилища, одежды, еды, быта, праздников. Посещение краеведческого музея. | Обозначение на контурной карте численности населения каждого материка; границ наиболее заселенных стран; городов с населением более 10 млн. человек. | |
32 | Промежуточная аттестация | 32 | | | | | | |
33/2 | Человек и природа. | 33 | Рассказывать о способах предсказания стихийных бедствий; приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях. Показывать районы распространения стихийных природных явлений на карте мира. | Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | Определение порядка действий при угрозах различных стихийных бедствий. | | |
34,35 | Резерв | | | | | | | |