№ урока/№ урока в теме | Тема урока | Сроки проведения | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) универсальные учебные действия (УУД) | Виды деятельности | Возможные направления исследовательской, проектной деятельности обучающихся | Формы контроля |
предметные | метапредметные | личностные | | | |
Введение. Что изучает физическая география России (1 час) |
1/1 | Что изучает физическая география мира. | 1 | Разделы учебника «География. Природа России» | Формирование приёмов работы с учебником; умение выделять ключевое слово и существенные признаки понятий. | Формирование ответственного отношения к учёбе. | Формирование приемов работы с учебником, справочной литературой. | | |
Наша Родина на карте мира (6 часов) |
2/1 | Географическое положение России. Пр.р. №1 | 1 | - определять географическое положение России; - показывать пограничные государства; -крайние точки. | Формирование умения ставить учебную цель. | Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе к мотивации к обучению и познанию | Работа с учебником, атласом | Практическая работа № 1. Характеристика географического положения России. | |
3/2 | Моря, омывающие берега России | 2 | Знать: - окраинные и внутренние моря; - моря Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического океанов Показывать по карте моря, омывающие берега России | Вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи | Целостное мировоззрение, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики | Работа с учебником, атласом | | |
4/3 | Россия на карте часовых поясов. Пр.р.№2 | 2 | Знать: - линия перемены дат; - гринвичский меридиан. Определять время: - поясное; - декретное; - всемирное | Систематизировать информацию | Целостное мировоззрение, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики | Работа с учебником, атласом | Практическая работа № 2. Определение поясного времени для различных пунктов России. | |
5/4 | Как осваивали и изучали территорию России | 3 | Называть различные источники географической информации и методы получения географической информации | Систематизировать информацию | Российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему России | Работа с учебником, атласом | | |
6/5 | Как осваивали и изучали территорию России. Современные исследования | 3 | Называть различные источники географической информации и методы получения географической информации | Систематизировать информацию | Российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему России | Работа с учебником, атласом | | |
7/6 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Наша Родина на карте мира» Входной контроль. | 4 | Называть различные источники географической информации и методы получения географической информации | Систематизировать информацию | Российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему России | Работа с атласом | | Входной контроль. |
Особенности природы и природные ресурсы России (18 часов) Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы России (4 часа) |
8/1 | Особенности рельефа России | 4 | Показывать: - крупные равнины, горы, низменности, возвышенности, хребты, плоскогорья; - названия вершин горных систем России | Использовать различные методы моделирования, исходя из учебной задачи | коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками | Работа с учебником, атласом | | к/к |
9/2 | Геологическое строение территории России | 5 | Выяснять с помощью карт соответствие их платформенным и складчатым областям | Систематизировать информацию | коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками | Работа с учебником, атласом | | |
10/3 | Минеральные ресурсы России. Пр.р. №3 | 5 | Показывать по карте и называть наиболее крупные месторождения полезных ископаемых | Использовать различные методы моделирования, исходя из учебной задачи | коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками | Работа с учебником, атласом | Практическая работа № 3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры. | таблица |
11/4 | Развитие форм рельефа | 6 | Объяснять закономерности размещения крупных месторождений полезных ископаемых от форм рельефа | Использовать различные методы моделирования, исходя из учебной задачи. Приводить примеры влияния рельефа на условия жизни людей, изменений рельефа под действием внешних и внутренних процессов земли | Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе к мотивации к обучению и познанию | Работа с учебником, атласом | | тест |
Климат и климатические ресурсы (4 часа) |
12/5 | От чего зависит климат нашей страны | 6 | Называть факторы, влияющие на формирование климата России. Знать понятия: - циклон; - антициклон; -теплый фронт; - холодный фронт | Использовать различные методы моделирования, исходя из учебной задачи. Приводить примеры влияния рельефа на условия жизни людей, изменений рельефа под действием внешних и внутренних процессов земли | Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе к мотивации к обучению и познанию | Работа с учебником, атласом | | |
13/6 | Распределение тепла и влаги на территории России. Пр.р.№4 | 7 | Определять характерные особенности климата России | Работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспекты, переводить информацию из одного вида в другой | Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе к мотивации к обучению и познанию | Работа с учебником, атласом | Практическая работа № 4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января, июля, годового количества осадков на территории страны. | |
14/7 | Разнообразие климата России | 7 | С помощью карт определять температуру, количество осадков, атмосферное давление, количество суммарной радиации | Использовать различные методы моделирования, исходя из учебной задачи. | коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками | Работа с учебником, атласом | | |
15/8 | Зависимость человека от климата. Пр.р.№5 | 8 | Приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность человека и условия жизни | Выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении | коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками | Работа с учебником, атласом | Практическая работа № 5. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны. | тест |
Внутренние воды и водные ресурсы (3 часа) |
16/9 | Разнообразие внутренних вод России. Реки. | 8 | Называть и показывать по карте крупнейшие реки России | Использовать различные методы моделирования, исходя из учебной задачи | Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе к мотивации к обучению и познанию | Работа с учебником, атласом | | |
17/10 | Озера и болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота. | 9 | Называть и показывать по карте крупнейшие озера России | Использовать различные методы моделирования, исходя из учебной задачи | Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе к мотивации к обучению и познанию | Работа с учебником, атласом | | к/к |
18/11 | Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека. | 9 | Используя карту, давать характеристику отдельных водных объектов. Оценивать водные ресурсы | Вести дискуссию, диалог, находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения | Российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему России | Работа с учебником, атласом | | тест |
Почвы и почвенные ресурсы (3 часа) |
19/12 | Образование почв и их разнообразие. | 10 | Называть факторы почвообразования | Использовать различные методы моделирования, исходя из учебной задачи | Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе к мотивации к обучению и познанию | Работа с учебником, атласом | | |
20/13 | Закономерности распространения почв | 10 | Используя карту, называть типы почв и их свойства | Работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспекты, переводить информацию из одного вида в другой | Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе к мотивации к обучению и познанию | Работа с учебником, атласом | | |
21/14 | Почвенные ресурсы России. Пр.р. №6
| 11 | Используя карту, называть типы почв и их свойства | Вести дискуссию, диалог, находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения | Российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему России | Работа с учебником, атласом | Практическая работа № 6. Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, растительность). Оценка их плодородия. | тест |
Растительный и животный мир, Биологические ресурсы (4 часа) |
22/15 | Растительный и животный мир России. Пр.р.№7 | 11 | Объяснять разнообразие растительных сообществ на территории России, приводить примеры | Искать и отбирать необходимые источники информации | Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе к мотивации к обучению и познанию | Работа с учебником, атласом | Практическая работа № 7. Составление прогноза изменения растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса. | |
23/16 | Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории. Пр.р.№8 | 12 | Объяснять видовое разнообразие животного мира | Искать и отбирать необходимые источники информации | Российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему России | Работа с учебником, атласом | Практическая работа № 8. Определение роли особо охраняемых природных территорий в сохранении природы России. | |
24/17 | Природно-ресурсный потенциал России | 12 | Объяснять видовое разнообразие животного мира | Вести дискуссию, диалог, находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения | Формирование ответственного отношения к учёбе. | Работа с учебником, атласом | | |
25/18 | Систематизация и обобщение знаний по теме «Особенности природы и природные ресурсы России»
| 13 | Называть меры по охране растений и животных | Вести дискуссию, диалог, находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения | Российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему России | Работа с учебником, атласом | | К.р.№1 |
Раздел II. Природные комплексы России (32 часа) Природное районирование (6 часов) |
26/1 | Разнообразие природных комплексов России | 13 | Показывать по карте основные природные зоны России | Искать и отбирать необходимые источники информации | Формирование ответственного отношения к учёбе. | Работа с учебником, атласом | | |
27/2 | Моря, как крупные природные комплексы. | 14 | Знать: - окраинные и внутренние моря; - моря Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического океанов Показывать по карте моря, омывающие берега России | Работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспекты, переводить информацию из одного вида в другой | Российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему России | Работа с учебником, атласом | | |
28/3 | Природные зоны России. | 14 | Объяснять причины зонального и азонального распространения ландшафтов | Работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспекты, переводить информацию из одного вида в другой | Российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему России | Работа с учебником, атласом | | |
29/4 | Разнообразие лесов России | 15 | Показывать по карте крупные природно-территориальные комплексы России | Работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспекты, переводить информацию из одного вида в другой | Российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему России | Работа с учебником, атласом | | |
30/5 | Безлесые зоны на юге России. Пр.р.№9 | 15 | Приводить примеры взаимосвязей природных компонентов в природном комплексе | Находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения | Знать основы экологической культуры, соответствующей уровню экологического мышления | Работа с учебником, атласом | Практическая работа № 9. Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору) | |
31/6 | Высотная поясность. Пр.р.№10 | 16 | Объяснять причины зонального и азонального распространения ландшафтов | Находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения | Знать основы экологической культуры, соответствующей уровню экологического мышления | Работа с учебником, атласом | Практическая работа № 10. Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России. | тест |
Природа регионов России (26 часов) |
32/7 | Восточно-Европейская (Русская) равнина. | 16 | Показывать по карте: - Восточно-Европейскую равнину; - крупные города; - реки, озера; - моря Атлантического океана; - полезные ископаемые; | Работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспекты, переводить информацию из одного вида в другой | Российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему России | Работа с учебником, атласом | | |
33/8 | Природные комплексы Восточно-Европейской равнины | 17 | Показывать по карте природные комплексы Восточно-Европейской равнины: - тундра, лесотундра; - тайга, смешанные и широколиственные леса; - лесостепи и степи; - пустыни и полупустынны | Работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспекты, переводить информацию из одного вида в другой | Российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему России | Работа с учебником, атласом | | |
34/9 | Памятники природы Восточно-Европейской равнины | 17 | Показывать по карте памятники Восточно-Европейской равнины: - Карелия; - Валдай; - Волга; - Селигер; - Карелия; - Онежское озеро | Работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспекты, переводить информацию из одного вида в другой | Российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему России | Работа с учебником, атласом | | |
35/10 | Природные ресурсы Восточно-Европейской равнины и проблемы рационального их использования | 18 | Знать определения: - агроклиматические ресурсы; - рекреационные ресурсы; - рекультивация земель. | Использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи | Относится с пониманием к ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях. | Работа с учебником, атласом | | тест |
36/11 | Кавказ – самые высокие горы России | 18 | Определять: ГП Кавказских гор. Показывать по карте: - Предкавказье; - Большой Кавказ; - Закавказье; - высокие точки Кавказских гор; -Кумо-Манычская впадина; - крупные города Кавказа | Работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспекты, переводить информацию из одного вида в другой | Российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему России | Работа с учебником, атласом | | |
37/12 | Особенности природы высокогорий | 19 | Знать определения: - фен; -бора; - высотная поясность; -животный и растительный мир Кавказа | Представлять информацию в различных формах (письменной и устной) | Обладать гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Работа с учебником, атласом | | |
38/13 | Природные комплексы Северного Кавказа | 19 | Показывать по карте памятники Северного Кавказа: - Прикубанская равнина; - Азовское море: -Черное море; -Пятигорск. Знать определения: - бальнеологические ресурсы. | Представлять информацию в различных формах (письменной и устной) | Обладать гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Работа с учебником, атласом | | тест |
39/14 | Урал – «каменный пояс Русской земли». | 20 | Определять ГП Уральских гор. Показывать по карте: -высокие вершины Урала; - массивы Урала. | Работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспекты, переводить информацию из одного вида в другой | Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе к мотивации к обучению и познанию | Работа с учебником, атласом | | |
40/15 | Природные ресурсы Урала | 20 | Знать: -тектонические структуры, на которых расположены Уральские горы; - геологическое строение Урала; - полезные ископаемые, которыми богат Урал | Представлять информацию в различных формах (письменной и устной) | Российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему России | Работа с учебником, атласом | | |
41/16 | Своеобразие природы Урала | 21 | Знать: -природные зоны, в которых расположен Урал; - высотную поясность Урала; -Климат Урала; - растительный и животный мир; -части Урала (Полярный, Приполярный, Северный, Средний, Южный) | Работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспекты, переводить информацию из одного вида в другой | Российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему России | Работа с учебником, атласом | | |
42/17 | Природные уникумы. Экологические проблемы Урала. | 21 | Знать: - заповедники Уральских гор; -экологические проблемы Урала. | Использовать: -информационно коммуникативные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно коммуникативных технологий. | Российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему России | Работа с учебником, атласом | | тест |
43/18 | Западно-Сибирская равнина. Особенности природы. | 22 | Уметь определять: - ГП ; - формы рельефа; - климат. Показывать по карте: - реки, озера.
| Работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспекты, переводить информацию из одного вида в другой | Российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему России | Работа с учебником, атласом | | |
44/19 | Природные зоны Западно-Сибирской равнины | 22 | Знать определения: - урманы; - гривы; - колки. Знать, в каких природных зонах расположении Западно-Сибирская равнина | Представлять информацию в различных формах (письменной и устной) | Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе к мотивации к обучению и познанию | Работа с учебником, атласом | | |
45/20 | Природные ресурсы равнины Западно-Сибирской равнины и условия их освоения. | 23 | Знать: -полезные ископаемые; -экологические проблемы. Показывать по карте: - места освоения полезных ископаемых; - крупные города | Работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспекты, переводить информацию из одного вида в другой | Российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему России | Работа с учебником, атласом | | тест |
46/21 | Восточная Сибирь: величие и суровость природы. | 23 | Уметь определять: - ГП. Знать: - историю освоения Восточной Сибири; - особенности природы Показывать по карте: -крупные формы рельефа; -реки, озера; - крупные города | Представлять информацию в различных формах (письменной и устной) | Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе к мотивации к обучению и познанию | Работа с учебником, атласом | | |
47/22 | Климат Восточной Сибири | 24 | Знать: -климатические пояса; -средние температуры января и июля Знать определения: -гидролакколиты; -булгунняхи | Работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспекты, переводить информацию из одного вида в другой | Российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему России | Работа с учебником, атласом | | |
48/23 | Природные районы Восточной Сибири | 24 | Показывать по карте: -формы рельефа. -природные районы; Объяснять зависимость природы от климата. Называть; -«полюс холода Северного полушария» Знать определения: -тарыны; -отуряхи; - булгунняхи; -высотная поясность. | Представлять информацию в различных формах (письменной и устной) | Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе к мотивации к обучению и познанию | Работа с учебником, атласом | | |
49/24 | Жемчужина Сибири – Байкал. | 25 | Знать: - историю освоения Байкала; -геологическое прошлое; -особенности природы; -экологически проблемы. Знать определения: - баргузин; - верховик; - култук; -молевой сплав | Использовать: -информационно-коммуникативные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникативных технологий. | Российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему России | Работа с учебником, атласом | | |
50/25 | Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения. | 25 | Знать: -полезные ископаемые. Знать ресурсы Восточной Сибири: -биологические; -бальнеологические; -почвенные | Представлять информацию в различных формах (письменной и устной) | Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе к мотивации к обучению и познанию | Работа с учебником, атласом | | тест |
51/26 | Дальний Восток – край контрастов. | 26 | Знать: -главные особенности природы Дальнего Востока. Объяснять зависимость природы и жизни человека от климатических условий Дальнего Востока | Использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи | Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе к мотивации к обучению и познанию | Работа с учебником, атласом | | |
52/27 | Природные комплексы Дальнего Востока | 26 | Показывать по карте: -Чукотское нагорье; -полуостров Камчатка; -остров Сахалин; -Приморский край. Знать понятия: - вулканология; -уссурийская тайга. Знать путешественников-первопроходцев, осваивавших Дальний Восток | Работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспекты, переводить информацию из одного вида в другой | Относится с пониманием к ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях. | Работа с учебником, атласом | | |
53/28 | Природные уникумы Дальнего Востока | 27 | Знать природные уникумы Дальнего Востока: -долина Гейзеров; -роща пихты грандиозной (камчатской); -озеро Ханка; -Лазоревский (Судзухинский) заповедник; -Курильские острова | Использовать: -информационно-коммуникативные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникативных технологий. | Российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему России | Работа с учебником, атласом | | |
54/29 | Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком | 27 | Знать и показывать по карте: -минеральные ресурсы; -агроклиматические ресурсы; -водные ресурсы; -энергетические ресурсы Дальнего Востока; -рекреационные ресурсы Дальнего Востока. Сравнивать климатические условия с условиями Крыма и Кавказа | Использовать: -информационно-коммуникативные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникативных технологий. | Российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему России | Работа с учебником, атласом | | тест |
55/30 | Обобщение систематизация знаний по теме «Природные комплексы России» Пр.р.№ 11 | 28 | | Использовать: -информационно-коммуникативные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникативных технологий. | Российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему России | Работа с учебником, атласом | Практическая работа № 11. Оценка природных условий и ресурсов одного их регионов России. Прогнозирование изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека. | |
56/31 | Обобщение систематизация знаний по теме «Природные комплексы России». Пр.р.№12 | 28 | | Использовать: -информационно коммуникативные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникативных технологий. | Российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему России | Работа с учебником, атласом | Практическая работа № 12. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов. | |
57/32 | Обобщение систематизация знаний по теме «Природные комплексы России» | 29 | | Представлять информацию в различных формах (письменной и устной) | Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе к мотивации к обучению и познанию | Работа с атласом | | К.Р. №2 |
Человек и природа (5 часов) |
58/1 | Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Пр.р.№13 | 29 | Объяснять: -благоприятные условия для жизни и деятельности человека; -освоение территорий с экстремальными условиями; Знать: -стихийные природные явления и их причины; Географию стихийных явлений; -меры борьбы со стихийными природными условиями | Обладать целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики | Относится с пониманием к ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях. | Работа с учебником, атласом | Практическая работа № 13. Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России. Воздействие человека на природу | |
59/2 | Рациональное природопользование. Пр.р.№14 | 30 | Знать понятия: -рациональное природопользование. -охрана природы; -прогноз; -прогнозирование природной среды | Обладать целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики | Обладать основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления | Работа с учебником, атласом | Практическая работа № 14. Составление карты «Природные уникумы России». | |
60/3 | Россия на экологической карте.
| 30 | Знать: -источники экологической опасности; -взаимосвязь природных особенностей территории и деятельности человека при регулировании экологической обстановки; -мониторинг; -биосферные заповедники | Использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи | Обладать основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления | Работа с учебником, атласом | | |
61/4 | Экология и здоровье человек. Пр.р №15 | 31 | Знать: -уровень здоровья людей; -влияние изменения погоды на здоровье людей; -«здоровое питание» | Использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи | Относится с пониманием к ценности здорового и безопасного образа жизни, правилам индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях. | Работа с учебником, атласом | Практическая работа № 15.Характеристика экологического состояния одного из регионов России | |
62/5 | География для природы и общества
Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек и природа» | 31 | Иметь понятие: -история взаимоотношений между человеком и географической средой; - географической детерминизм; - ноосфера; -географический нигилизм; -Научно-техническая революция | Обладать целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики | Российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему России | | | тест |
Региональный компонент. НСО (7 часов) |
63/1 | Географическое положение НСО. | 32 | Уметь определять: -ГП; -протяженность с север на юг, с запада на восток. знать: -историю формирования административного устройства территории Показывать по карте: -пограничные области | Работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспекты, переводить информацию из одного вида в другой | Осознание своей этнической принадлежности, знанием истории, культуры своего народа, своего края, | Работа с учебником, атласом | | |
64/2 | Тектоническое строение, рельеф, полезные ископаемые. | 32 | Знать: - тектонической строение территории; -зависимость наличия полезных ископаемых от геологического строения | Работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспекты, переводить информацию из одного вида в другой | Осознание своей этнической принадлежности, знанием истории, культуры своего народа, своего края, | Работа с учебником, атласом | | |
65/3 | Особенности климата НСО. | 33 | Знать: -климатообразующие факторы; -солнечная радиация; -атмосферная циркуляция; -влияние рельефа на климат -температурный режим; -осадки; - агроклиматические ресурсы | Обладать целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики | Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе к мотивации к обучению и познанию | Работа с учебником, атласом | | |
66/4 | Внутренние воды НСО | 33 | Показывать по карте: -реки; -озера | Работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспекты, переводить информацию из одного вида в другой | Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе к мотивации к обучению и познанию | Работа с учебником, атласом | | |
67/5 | Проблемы взаимодействия природы и человека на территории НСО. | 34 | Иметь понятие: -история взаимоотношений между человеком и географической средой; - географической детерминизм; - ноосфера; -географический нигилизм; -Научно-техническая революция | Использовать: -информационно-коммуникативные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникативных технологий. | Российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему России | Работа с учебником, атласом | | |
68/6 | Особо охраняемые объекты. | 34 | Знать природные уникумы НСО Знать растения и животных НСО, занесенных в Красную книгу | Обладать целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики | Обладать основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления | Работа с учебником, атласом, Красной книгой | | |
69/7 | Систематизация знаний по разделу «География НСО» | 35 | | | | | | тест |
70 | Резерв. ПА | 35 | | | | | | ПА |
71 | Резерв. | 36 | | | | | | |
72 | Резерв. | 36 | | | | | | |