№ урока/№ урока в теме | Тема урока | Сроки проведения | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) универсальные учебные действия (УУД) | Виды деятельности | Возможные направления исследовательской, проектной деятельности обучающихся | Формы контроля |
предметные | метапредметные | личностные |
ВВЕДЕНИЕ (1 час) |
1/1 | Введение | 1 | Вспомнить основные итоги прошлого года обучения. Познакомиться с основным содержанием курса. Определить основные требования к результатам обучения | планировать свою деятельность; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. | Обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе к мотивации к обучению и познанию. | Работа с терминами, с рисунками, со схемой | | ФО |
Тема 1. Личность и общество (6 ч) |
|
2/1 | Что делает человека человеком Входной контроль. | 2 | Уметь определять отличительные черты человека как существа биологического и социального; характеризовать разные виды деятельности; знать главное отличие деятельности человека от активности животного | Понимать значение деятельности в самореализации человека. Понимать роль деятельности в развитии способностей человека | Обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию | ПР (20 минут) Схема «виды деятельности» | | ПР |
3/ 2 | Человек, общество, природа | 3 | – объяснять понятия: природа – характеризовать связь и взаимовлияние природы и общества; – приводить разные точки зрения на положение человека в природе. | Углубление учебно-информационных умений, работа с различными источниками информации. Умение аргументировать свою точку зрения, принимать и объяснять противоположное мнение | Формировать умение планировать свои действия в соответствии с учебным заданием | Сравнительная таблица «Человек – венец природы?» | | Взаимный контроль |
4/3 | Общество как форма жизнедеятельности людей. | 4 | – объяснять понятия: общество, государство, страна; – называть основные сферы жизни общества; – характеризовать их; – приводить примеры многообразия и единства мира. пояснять сущность социального прогресса, включающего в себя экономический, технический и культурный прогресс; | Уметь сравнивать социальные нормы в форме дозволения, предписания, запрета. А также понимать и объяснять причины изменений в социальной жизни людей. Уметь высказывать свою точку зрения о процессе развития общества. Уметь составлять сравнительную таблицу основных понятий темы урока. | Формировать умение соотносить полученные результаты с поставленной целью | Схема «Сферы жизни общества», познав.з. Схема «Общество и общественные отношения». | Выбор тем проектов | Групповая |
5/4 | Развитие общества. | 5 | – называть ступени развития общества; – характеризовать их; – приводить примеры многообразия и единства мира. пояснять сущность социального прогресса, включающего в себя экономический, технический и культурный прогресс; понятия и термины: реформа, революция | Уметь сравнивать социальные нормы в форме дозволения, предписания, запрета. А также понимать и объяснять причины изменений в социальной жизни людей. Уметь высказывать свою точку зрения о процессе развития общества. Сформировать свою собственную точку зрения на разные формы | Формировать интерес к изучению обществознания и потребность применять приобретенные знания и умения | Сравнительная таблица «Реформа и революция» | Обсуждение тем проектов | групповая |
6/5 | Как стать личностью. | 6 | Характеризовать понятия: человек, личность; объяснять роль социальных норм в воспитании и развитии личности. определять уровень своей социальной зрелости и влияние окружения, друзей, семьи на поведение, принятие решений. Знать понятия и термины: социальная среда, воспитание, человек, индивидуальность, личность, моральные нормы, духовные ценности, агенты социализации. | Уметь: -аргументировать своё отношение к проявлению человека как личности вне общества; -анализировать социальную ситуацию; -соотносить мировоззрение и жизненные ценности | Формировать умение работать в коллективе, и находить согласованные решения | Таблица «Человек, индивид, личность» | Подготовка к написанию проекта по выбранной теме | групповая |
7/6 | Итоговый контроль по теме. | 7 | Характеризовать связь общества и природы. Определять уровень социальной зрелости личности.. Моделировать несложные практические ситуации, связанные с развитием общества.. Описывать и иллюстрировать примерами . | Умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи | Формировать интерес к изучению темы и желание применять приобретенные знания и умения | Составление кластера | | КР №1 |
Тема 2. Сфера духовной культуры (8 ч) |
8/1 | Сфера духовной жизни | 8 | Знать понятия и термины духовная сфера, внутренний мир, многонациональная культура России. Уметь выделять отличия духовной сферы от других сфер, связи между культурой общества и человека | Ставить учебную задачу под руководством учителя. Уметь - объяснять связь культуры общества и культуры человека; - характеризовать особенности культуры современной России | Формировать интерес к изучению темы и желание применять приобретенные знания и умения | Познавтельные задания | | Взаимный контроль |
9/2 | Мораль. | 9 | Объяснять назначение морали для людей; -характеризовать признаки морали; -давать оценку гуманизму как высшей моральной ценности; -определять поступки, в которых проявляется любовь к ближнему; -сравнивать патриотизм и гражданственность; -анализировать социальные ситуации | Углубление учебно-информационных умений, работа с различными источниками | Формировать ответственное отношение к получению новой информации, готовность к саморазвитию. Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками | Проблемные задания | | Групповая |
10/3 | Долг и совесть | 10 | Анализировать социальные ситуации; -характеризовать понятие долг и совесть; -высказывать своё понимание контроля и оценивания исполнение долга | Умение работать с различными текстами | Формировать умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии классификации | Анализ текста | | Групповая |
11/4 | Моральный выбор- это ответственность Объективные обязанности и моральная ответственность. | 11 | -анализировать социальные ситуации; - объяснять свободу выбора; -сравнивать свободу и ответственность; - характеризовать ответственное и безответственное поведение; -высказывать своё отношение к гарантии выполнения морального долга - определять и действовать в соответствии с моральными нормами, критически анализировать собственные поступки и помыслы | Углубление учебно-информационных умений, работа с различными источниками Оценивать работу одноклассников | Формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики | Мини - исследование | | Взаимный контроль |
12/5 | Образование | 12 | Знать понятия и термины темы. Уметь выделять связь между конкурентоспособностью страны и образованием, определять основные качества человека, отвечающие запросам информационного общества | Оценивать работу одноклассников -анализировать социальные ситуации; - давать объяснение приоритетности образования; -анализировать значимость образования в информационном обществе. | Формировать умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии классификации. Формировать готовность к самообразованию и решению творческих задач | Познавательные задания | | Групповая |
13/6 | Наука в современном обществе | 13 | Уметь выделять связь между конкурентоспособностью страны и образованием, определять основные качества человека, отвечающие запросам информационного общества Знать понятия и термины темы, определять отличительные черты науки от других систем, роль науки в современном обществе | Выявлять причинно-следственные связи - анализировать документы и социальные ситуации; - характеризовать науку как особую систему знаний -объяснять роль науки в современном обществе | Формировать основу саморазвития и самовоспитания | Проблемные задания | | Групповая |
14/7 | Религия как одна из форм культуры | 14 | Раскрывать понятия и термины темы. Выделять особенности религии. аргументировать собственную точку зрения, опираясь на обществоведческие знания | Умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи - давать объяснение принципа свободы совести и вероисповедания; - систематизировать материал, составлять таблицу. | Формировать умение представлять результат своей деятельности | Терминологический диктант | | индивидуальный |
15/ 8 | Сфера духовной культуры | 15 | Раскрывать понятия и термины раздела, уметь анализировать источник, выделять связи между явлениями - объяснять понятие «сфера духовной жизни»; - сопоставлять науку и образование; - объяснять значение морали для человека; - излагать роль религии в жизни общества. | Выявлять причинно-следственные связи | Формировать готовность к самообразованию и решению творческих задач | тест | | КР №2 |
Тема 3 Социальная сфера (5 ч) | |
16/1 | Социальная структура общества | 16 | Объяснять и характеризовать сущность социальной структуры; – называть основные социальные нормы; – сравнивать пути решения социальных конфликтов; выделять в тексте оценочные суждения Раскрывать понятия и термины: предмет конфликта, субъекты, повод, причины, цель, масштаб, формы конфликта, типичный конфликт, свою. | Умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи -анализировать документы и социальные ситуации; -анализировать статистические данные; -выделять признаки и причины социального неравенства; -анализировать роль социальных конфликтов в развитии общества | Формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики | Анализ таблиц, статистических данных | | Взаимный контроль |
17/2 | Социальные статусы и роли | 17 | Характеризовать социальный статус и социальные отношения; – выделять в тексте оценочные суждения о социальном статусе. Объяснять понятия и термины социальная группа, социальные отношения, статус, роль | Умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи -анализировать документы и социальные ситуации; -анализировать статистические данные; -объяснять, что определяет статус человека; - сравнивать статусы; -анализировать статусные позиции молодых людей в обществе; -объяснять закрепление гендерных ролей | Формировать основу культуры взаимодействий. | Проблемные задания | | групповой |
18/3 | Нации и межнациональные отношения | 18 | Приводить примеры больших и малых социальных групп, их взаимодействия; находить в учебной литературе оценочные суждения о национальных проблемах | Анализировать документы и социальные ситуации; - сравнивать понятия «нация» и «этнос»; - объяснять значение национальных традиций; -анализировать заинтересованность народов в сотрудничестве; -объяснять опасность межнациональных конфликтов; -высказать своё мнение о мерах по предотвращению конфликтов | Формировать основу культурных взаимодействий | Мини-проект «В едином мире» | | фронтальный |
19/4 | Отклоняющееся поведение | 19 | Выделять опасные формы отклоняющегося поведения и их причины. Анализировать документы и социальные ситуации; -анализировать статистические данные; -проследить связь между понятиями «социальная норма» и «отклоняющееся | Умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи | Формировать умение представлять результат своей деятельности | Схема «Ответственность несовершеннолетних» | | индивидуальный |
20/5 | Социальная сфера | 20 | Выявлять причинно-следственные связи | Умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи | Формировать умение представлять результат своей деятельности | тест | | КР№3 |
Экономическая сфера (13 ч) |
21/1 | Экономика и ее роль в жизни общества | 21 | Сравнивать свободные и экономические блага. знать термины и понятия темы | Анализировать документы и социальные ситуации; - систематизировать материал, составлять таблицу; - высказывать свою точку зрения, опираясь на обществоведческие знания, - показывать как определяется альтернативная стоимость выбора | Формировать умение представлять результат своей деятельности | Таблица и схема | | |
22/2 | Главные вопросы экономики | 22 | Уметь характеризовать понятия, сравнивать модели экономических систем Знать основные вопросы экономики, функции и модели экономических систем Уметь высказывать свою точку зрения, опираясь на обществоведческие знания, знать термины и понятия темы. Уметь характеризовать понятия, сравнивать модели экономических систем | -анализировать документы и социальные ситуации; -систематизировать материал, составлять таблицу; -находить решение противоречию между ограниченностью ресурсов и ростом потребностей людей; -сопоставлять способы координации экономического выбора в различных экономических системах; -объяснять особенности функционирования основных экономических систем | Формировать умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии классификации. | Сравнительная таблица | | |
23/3 | Собственность. | 23 | Характеризовать право собственности. Знать формы собственности. | Формировать умение применить знания в конкретных ситуациях, видеть различия в формах собственности, определять собственность как вещное право. | Формировать ответственное отношение к получению новой информации | Схема «Взаимосвязь цены, спроса, предложения» | | |
24/4 | Рыночная экономика | 24 | Называть основные функции цены; Сравнивать понятия конкуренция, монополия, олигополия Раскрывать понятия и термины: рынок, биржа, банк, конкуренция, механизм выравнивания цен, олигополия, монополия | Сформировать свое отношение к конкурентной борьбе, видеть положительное и отрицательное в данном явлении, сформировать негативное отношение к незаконным способам борьбы. | Формировать интерес к изучению темы и желание применять приобретенные знания и умения | Познавательные задания | | |
25/5 | Производство - основа экономики | 25 | Сравнивать понятия: товар и услуги; Раскрывать понятия и термины: факторы производства, разделение труда. специализация, товар, услуги | Объяснять роль производства в экономике; - объяснять значение разделение труда и специализации; -анализировать документы и социальные ситуации. | Формировать умение соотносить полученные результаты с поставленной целью | Мини - сочинение | | |
26/6 | Предпринимательская деятельность | 26 | – приводить примеры предпринимательской деятельности; – характеризовать предпринимательскую этику; – высказывать суждения о роли малого бизнеса. Знать понятия и термины: предпринимательство, бизнес, механизм получения прибыли в бизнесе, менеджер, предприниматель, наемный работник, риск в бизнесе | -сравнивать организационно-правовые формы предпринимательства; -анализировать документы и социальные ситуации -составлять сравнительную таблицу. | Формировать умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии классификации. | Работа с документом, составление таблицы | | |
27/7 | Роль государства в экономике | 27 | Называть способы воздействия государства на экономику; – сравнивать государственное и рыночное регулирование экономики. Раскрывать понятия и термины: государство, экономическая роль государства, налоги, источник доходов государства, налогообложение, прямые и косвенные налоги, подоходный и прогрессивный налог, бюджет. | Систематизировать материал, составлять схему, таблицу; анализировать документы и социальные ситуации; анализировать роль государства в производстве общественных благ | Формировать умение планировать свои действия в соответствии с учебным заданием | Задания к документу | | |
28/8 | Распределение доходов | 28 | Уметь характеризовать бюджет семьи, основы защиты прав потребителей Знать основные понятия и термины темы Уметь давать оценку источникам дохода граждан, знать основные понятия темы | анализировать документы и социальные ситуации; - объяснять причины неравенства людей и их доходов; -анализировать невозможность устранения неравенства в доходах; -объяснять экономические меры государства по социальной поддержке; -давать общую оценку социальным программам и адресной помощи. | Формировать умение соотносить полученные результаты с поставленной целью | Познавательные задания | | |
29/9 | Потребление | 29 | Уметь характеризовать бюджет семьи, основы защиты прав потребителей Знать основные понятия и термины темы Уметь давать оценку источникам дохода граждан, знать основные понятия темы | -анализировать документы и социальные ситуации; -объяснять, что влияет на объем и структуру потребительских расходов; -объяснять связь между доходом и потреблением; -давать оценку степени благосостояния граждан; -анализировать возможность школьника вносить личный вклад в совокупный доход семьи; -давать оценку защиты прав потребителя | Формировать умение планировать свои действия в соответствии с учебным заданием | Проблемные задания | | |
30/10 | Инфляция и семейная экономика | 30 | Характеризовать причины инфляции. Раскрывать понятия и термины: государственный бюджет, бюджет семьи, доходы и расходы, внешний и внутренний долг, дефицит бюджета | Анализировать документы и социальные ситуации; - объяснять рост цен в рыночной экономике; - объяснять разницу между номинальным и реальным доходом; - систематизировать материал, составлять таблицу. | Формировать умение соотносить полученные результаты с поставленной целью | Терминологический диктант | | |
31/11 | Безработица, ее причины и последствия | 31 | Называть нормы правового регулирования трудовых отношений, нормы трудовой этики; – объяснять понятие «занятость» и причины безработицы. Раскрывать понятия и термины: труд, заработная плата, безработица, рабочая сила, занятость, страхование безработицы | Анализировать документы и социальные ситуации; -анализировать статистические данные; -объяснять экономические и социальные последствия безработицы | Формировать умение соотносить полученные результаты с поставленной целью | Схема | | |
32/12 | Мировое хозяйство и международная торговля | 32 | Приводить примеры международной торговли, опираясь на факты, раскрывать понятия и термины мировое хозяйство, МВФ, ВТО, ЕС, межд.разделение труда, протекционизм, фритрейдерство, валютный курс | Анализировать документы и социальные ситуации; -анализировать статистические данные; -объяснять выгоды стран от участия в международном разделении труда; -анализировать условия изменения обменного курса валют. | Формировать умение соотносить полученные результаты с поставленной целью | Проблемные задания | | |
33/13 | Экономическая сфера | 33 | Выявлять причинно-следственные связи | Умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи | Формировать умение представлять результат своей деятельности | тест | | КР№4 |
34-35 | Резерв. Промежуточная аттестация | 34-36 | | | | | Защита проекта по выбранной теме | |