№ урока/№ урока в теме | Тема урока | Сроки проведения | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) универсальные учебные действия (УУД) | Виды деятельности | Возможные направления исследовательской, проектной деятельности обучающихся | Формы контроля |
предметные | метапредметные | личностные | | | |
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства ( 23 часа) |
Пожарная безопасность (3 часа) |
1/1 | Водный инструктаж по ТБ. Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия | 1 | Пожар. Горение. Причины возникновения пожара. Классификация. Статистика. Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Исторические факты. | Регулятивные: целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка. Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий. Контроль и оценка процесса и результата действий, постановка и решение проблем. Выдвижение гипотез. Извлечение необходимой информации. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества. Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации. | Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. | Формирование приемов работы с учебником, справочной литературой. | | |
2/2. | Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения | 2 | Условия возникновения пожара. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Федеральная противопожарная служба. Её задачи. | Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности в условиях ЧС. | Формирование приемов работы с учебником и электронным приложением | | |
3/3. | Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах | 3 | Знать правила безопасного поведения при пожаре: в квартире; в общественном месте; на даче. Уметь действовать при пожаре. Федеральный закон «О пожарной безопасности». Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах: в квартире; в общественном месте; на даче. | Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности в условиях ЧС. | Работа с учебником и электронным приложением, знакомство с презентацией | | тест |
Безопасность на дорогах (3 часа) |
4/4. | Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей. | 4 | Понятие – ДТП. Причины ДТП, травматизм. Статистика. История развития автомобильного транспорта. | Регулятивные: целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка. Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий. Контроль и оценка процесса и результата действий, постановка и решение проблем. Выдвижение гипотез. Извлечение необходимой информации. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества. Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации. | Формирование нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. | Работа с учебником, решение заданий | | |
5/5. | Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров. | 5 | Понятие — участник дорожного движения. Дорога. Дорожная разметка. Дорожные знаки. Организация дорожного движения. Сигналы, подаваемые регулировщиком. | Усвоение правил дорожного движения. | Работа с учебником, иллюстрациями, решение заданий | | |
6/6. | Велосипедист – водитель транспортного средства. | 6 | Знать основные обязанности велосипедиста; требования, предъявляемые к техническому состоянию велосипеда. Уметь соблюдать правила дорожного движения. | Усвоение правил дорожного движения. | Работа с учебником, иллюстрациями, решение заданий | | тест |
Безопасность на водоемах (3 часа) |
7/7. | Безопасность на водоемах | 7 | Водоемы. Правила безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Статистика. Правила безопасности при наводнении. Особенности состояние водоемов в различное время года. Безопасность на замёрзших водоёмах. Безопасность пассажиров морских и речных судов. | Регулятивные: целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка. Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать. Контроль и оценка процесса и результата действий, постановка и решение проблем. Извлечение необходимой информации. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества. | Усвоение правил дорожного движения. | Работа с учебником, решение заданий | | |
8/8. | Безопасное поведение на водоемах в различных условиях. | 8 | Правила безопасного поведения на воде: если судорогой свело руки и ноги; если захватило течением; если попали в водоворот; при сильном волнении; с большим количеством водорослей. Водные походы и обеспечение безопасности на воде. Возможные аварийные ситуации в водном походе. | Усвоение правил дорожного движения. | Работа с учебником, иллюстрациями, решение заданий | | |
9/9 | Оказание помощи терпящим бедствие на воде. | 9 | Несчастные случаи на воде. Освобождение от захватов. Способы транспортировки пострадавшего: буксировка за голову; с захватом под мышками; с захватом под руку; с захватом выше локтей; с захватом за волосы или воротник. Буксировка при оказании помощи уставшему пловцу. | Регулятивные: целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка. Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать. Контроль и оценка процесса и результата действий, постановка и решение проблем. Извлечение необходимой информации. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества. | Формирование нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. | Решение задачи, ответы на вопросы | | тест |
Экология и безопасность (2 часа) |
10/10 | Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека. | 10 | Экология и экологическая система; экологический кризис. Значение взаимоотношений человека и биосферы. Биосфера. Загрязнение окружающей природной среды. Основные объекты, влияющие на загрязнение биосферы, атмосферы, литосферы. Понятие о ПДК загрязняющих веществ. Сведения об уровнях загрязнения регионов России. | Регулятивные: целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка. Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать. Контроль и оценка процесса и результата действий, постановка и решение проблем. Извлечение необходимой информации. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества. | Формирование необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде. | Формирование понятий о безопасности | | |
11/11 | Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке. | 11 | Мутагенез. Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой. Способы усиления возможностей организма противостоять воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. | Формирование понимания ценности безопасного образа жизни. | Формирование понятий о безопасности | | тест |
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия. Защита населения Российской федерации от чрезвычайных ситуаций (9 часов) |
12/12 | Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. | 12 | Знать термины: авария, катастрофа, чрезвычайная ситуация; объекты экономики, возникновение на которых производственных аварий может привести к возникновению ЧС техногенного характера. | Регулятивные: целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка. Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий. Контроль и оценка процесса и результата действий, постановка и решение проблем. Выдвижение гипотез. Извлечение необходимой информации. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества. Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации. | Формирование понимания ценности безопасного образа жизни. | Решение заданий, работа в группах | | |
13/13 | Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия. | 13 | Радиоактивность, радиационно опасные объекты, ионизирующее излучение, РОО. Аварии на радиационно опасных объектах. Причина их возникновения и возможные последствия. МАГАТЭ. Шкала классификации тяжести аварий на АЭС. Лучевая болезнь; последствия однократного общего облучения. | Формирование понимания ценности безопасного образа жизни. | Решение заданий, работа в группах | | |
14/14 | Обеспечение радиационной безопасности населения. | 14 | Знать основные способы защиты населения от последствий радиационных аварий. | Усвоение правил безопасного поведения при угрозе и во время возникновения радиационной аварии. | Работа с учебником, решение задач | | тест |
15/15 | Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия. | 15 | Знать классификацию АХОВ по характеру воздействия на человека. Понятия: аварийно - химически опасные вещества и ХОО (химически –опасные объекты). Последствия и причины аварий на ХОО, зона химического заражения. Поражающие факторы ХОО. | Усвоение правил безопасного поведения при угрозе и во время возникновения химической аварии. | Решение задачи, работа с учебником | | |
16/16 | Обеспечение химической защиты населения. | 16 | Основные правила поведения при авариях на ХОО. Обеспечение химической защиты населения. Средства индивидуальной защиты органов дыхания, кожи. | Регулятивные: целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка. Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий. Контроль и оценка процесса и результата действий, постановка и решение проблем. Выдвижение гипотез. Извлечение необходимой информации. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества. Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации. | Усвоение правил безопасного поведения при угрозе и во время возникновения химической аварии. | Решение задачи, работа с учебником | | тест |
17/7 | Пожары и взрывы на взрыво-пожароопасных объектах экономики и их возможные последствия. | 17 | Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия. Причины взрывов. Признаки взрывоопасных объектов. Взрыв; взрывоопасный объект. | Усвоение правил безопасного поведения при угрозе и во время возникновения химической аварии. | Работа с учебником, решение задач | | |
18/18 | Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрыво-пожароопасных объектах. | 18 | Основные причины возникновения пожаров и взрывов. Действия при внезапном обрушении здания. Правила поведения в завале. | Усвоение правил безопасного поведения при угрозе и во время возникновения пожаров и взрывов. | Работа с учебником, работа в группах | | тест |
19/19 | Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия. | 19 | Гидродинамическая аварии, классификация гидродинамических сооружений. Причины, вызывающие гидродинамические аварии. Последствия. | Усвоение правил безопасного поведения при угрозе и во время возникновения наводнения. | Работа с учебником, работа в группах | | |
20/20 | Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях. | 20 | Знать и уметь действовать при угрозе затопления и в случае катастрофического затопления. Меры предосторожности, которые необходимо соблюдать при возвращении в затопленное жилище. Возможные первичные и вторичные последствия гидродинамических аварий. | Усвоение правил безопасного поведения при угрозе и во время возникновения наводнения. | Работа с учебником, работа в группах | | тест |
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера (3 часа) |
21/21 | Организация оповещения населения о ЧС техногенного характера. | 21 | Способы оповещения населения о ЧС техногенного характера. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС. | Регулятивные:целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка. Познавательные:рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать. Контроль и оценка процесса и результата действий, постановка и решение проблем. Извлечение необходимой информации. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества. | Формирование понимания ценности безопасного образа жизни. | Работа с учебником, работа в группах Формирование понятий о безопасности | | |
22/22 | Эвакуация населения. | 22 | Эвакуация. Виды эвакуации: по видам опасности; по способам эвакуации; по удалённости безопасного района; по длительности проведения; по времени начала проведения.
| Усвоение правил поведения по сигналу «Внимание, всем!». | Формирование понятий о безопасности | | |
23/23 | Мероприятия по инженерной защите населения от ЧС техногенного характера. | 23 | Мероприятия по инженерной защите населения от ЧС техногенного характера. Защитные сооружения гражданской обороны. План убежища. ПРУ. Обеспечение и снабжение убежищ. Классификация убежищ: по защитным свойствам; по вместимости; по месту расположения; по времени возведения. Правила поведения в защитных сооружениях. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки. | Работа с учебником, работа в группах | | К.р.№1 |
Модуль 2.Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (12 часов) |
Основы здорового образа жизни (8 часов) |
24/1 | Здоровье как основная ценность человека. | 24 | Здоровье. Общие понятия о здоровье как основной ценности человека. Объективные, субъективные, «количество здоровья» показатели. | Регулятивные: целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка. Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать. Контроль и оценка процесса и результата действий, постановка и решение проблем. Извлечение необходимой информации. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества. | Формирование понимания ценности безопасного образа жизни. | Работа с учебником, работа в группах Формирование понятий о безопасности | | |
25/2 | Индивидуальное здоровье, его физическое, духовное и социальное благополучие. | 25 | Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социальная сущность. Факторы, оказывающие влияние на здоровье человека. | Формирование понимания ценности безопасного образа жизни. | Работа с учебником, работа в группах Формирование понятий о безопасности | | |
26/3 | Репродуктивное здоровье — составная часть здоровья человека и общества. | 26 | Репродуктивное здоровье — составная часть здоровья человека и общества. | Формирование понимания ценности безопасного образа жизни. | Работа с учебником, работа в группах Формирование понятий о безопасности | | |
27/4 | Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. | 27 | Факторы, положительно влияющие на здоровье человека; жизненные ориентиры, способствующие формированию здорового образа жизни. | Формирование понимания ценности безопасного образа жизни. | Работа с учебником, работа в группах Формирование понятий о безопасности | | |
28/5 | Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний. | 28 | Основные неинфекционные заболевания; причины их возникновения и профилактика. | Регулятивные: целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка. Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать. Контроль и оценка процесса и результата действий, постановка и решение проблем. Извлечение необходимой информации. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества. | Формирование понимания ценности безопасного образа жизни. | Работа с учебником, работа в группах Формирование понятий о безопасности | | |
29/6 | Вредные привычки и их влияние на здоровье. | 29 | Наркомания; алкоголизм; курение. Влияние вредных привычек на здоровый образ жизни. | Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. | Работа с учебником, работа в группах Формирование понятий о безопасности | | |
30/7 | Профилактика вредных привычек. | 30 | Наркотики и психоактивные вещества. Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека. Уголовная ответственность за употребление, хранение и распространение наркотиков и психоактивных веществ. | Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. | Работа с учебником, работа в группах Формирование понятий о безопасности | | |
31/8 | Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности. | 31 | Общая культура в области безопасности жизнедеятельности. | Формирование понимания ценности безопасного образа жизни. | Работа с учебником, работа в группах Формирование понятий о безопасности | | тест |
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 часа) |
32/9 | Первая помощь пострадавшим и ее значение (практическое занятие). | 32 | Знать правила оказания первой помощи пострадавшим при: кровотечении, переломе; правила наложения повязок на верхние и нижние конечности, грудь, голову. Уметь оказывать первую помощь. | Регулятивные: целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка. Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий. Контроль и оценка процесса и результата действий, постановка и решение проблем. Выдвижение гипотез. Извлечение необходимой информации.Коммуникативные:умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества. Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации. | Усвоение правил оказания первой помощи при кровотечении, переломе. | Работа с учебником, работа в группах Формирование понятий о безопасности | | |
33/10 | Первая медицинская помощь при отравлении АХОВ (практическое занятие). | 33 | Правила оказания ПМП при отравлении угарным газом, хлором и аммиаком. Основные правила оказания ПМП, признаки жизни, признаки смерти. | Усвоение правил оказания первой помощи при отравлении АХОВ. | Работа с учебником, работа в группах Формирование понятий о безопасности | | |
34/11 | Первая медицинская помощь при травмах (практическое занятие). | 34 | Перелом; вывихи; растяжения связок. Правила оказания первой помощи. | Усвоение правил оказания первой помощи при переломе, вывихе, растяжении связок. | Работа с учебником, работа в группах Формирование понятий о безопасности | | |
35/12 | Первая медицинская помощь при утоплении (практическое занятие). | 35 | Признаки появления отека легких, признаки синего утопления. Средства оказания первой медицинской помощи при утоплении. | Усвоение правил оказания первой помощи при утоплении Формирование понятий о безопасности | Работа с учебником, работа в группах Формирование понятий о безопасности | | |
36 | Резерв. Промежуточная аттестация |
Проектная деятельность.
1. Взрывы и пожары. Почему горит Россия?
2. Влияние вредных привычек на здоровье.
3. Здоровое питание в школе.
4. Инфекционные заболевания. Угроза для молодежного поколения.
5. Как стать долгожителем в нашем регионе?
6. Нарушение экологического равновесия в нашем городе.
7. Последствия катастрофы на Чернобыльской АЭС.
8. Причины дорожно - транспортных происшествий и травматизма людей.
9. Репродуктивное здоровье - будущее моих детей.
10. Собственный план поведения в чрезвычайной ситуации техногенного характера».