____________________А.С. Бурдина
«_____»___________________ 2019 г.
Наименование профессионального модуля: ПМ.02«Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с сохранным развитием»
Преподаватель: Обухова Полина Геннадьевна ПМ.02«Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с сохранным развитием» Общее количество по учебному плану: максимальное 188 часа, из них: аудиторных занятий 128 часов.
Календарно-тематический план составлен на основании ФГОС и в соответствии программой профессионального модуля
Протокол № 1 от 01.09.19 г.
Председатель предметной (цикловой) комиссии ____________ / Кияшко Е.Ю.
(подпись) (Ф. И. О.)
Форма промежуточной аттестации обучающихся за 5семестр по междисциплинарному курсу МДК.02.05 экзамен.
Форма промежуточной аттестации обучающихся за 5 семестр по междисциплинарному курсу МДК.02.06 экзамен.
№ п/п | Календарные сроки изучения | Наименование разделов, МДК, тем занятия | Кол-во часов, отведенных на освоение МДК | Материальное и информационное обеспечение занятий (№ позиций из таблицы 5) | Коды формируемых компетенций | Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся | Формы и методы контроля |
ТЗ | ЛЗ | ПЗ | ОК | ПК |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
РАЗДЕЛ ПМ.02 - «Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с сохранным развитием» | |
МДК.02.05 Теоретические основы и методика развития речи у детей | |
Тема 1.1 Теория и методика развития речи детей как наука и учебная дисциплина. История ее создания | 4 | | 2 | | | | 2 | |
1 | | Тема 1.1.1Теоретические основы методики развития речи. Теория и методика развития речи детей как наука и учебная дисциплина. История ее создания. Роль родного языка и речи в развитии ребенка. Развитие речи как основа воспитания и обучения детей. Роль родного языка в умственном, нравственном, эстетическом развитии ребенка. | 2 | | | | ОК 1 | ПК 2.1 | 2 Теоретические исследования в области развития речи и их роль в становлении методики. | Опрос |
2 | | Тема 1.1.2 Функциональные характеристики языка Становление методики развития речи детей как науки Основные теоретические положения методики развития речи детей, разработанные Е.И.Тихеевой. | | | 2 | | ОК 2 | ПК 2.1 | | Тест по теме |
3 | | Тема 1.1.3Практическая №1Составление тезисов «Основные теоретические положения методики развития речи детей, разработанные Е.И.Тихеевой». Представление разработок в виде рефератов, выступлений по проблеме обучения родному языку в педагогической системе К.Д.Ушинского | | | 2 | | | | | |
Тема 1.2 Система работы по развитию речи в детском саду | 4 | | 2 | | | | 2 | |
4 | | Тема 1.2.1Цель и задачи развития речи детей Цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей. Задачи развития речи, их психолого-педагогическое и лингвистическое обоснование. Характеристика задач: развитие словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи, формирование элементарного осознания явлений языка и речи, ознакомление с художественной литературой | 2 | | | | ОК 3 | ПК 2.2 | Выделение усложнений программных требований к разным сторонам речи детей (на примере одной из вариативных программ). | Опрос |
5 | | Тема 1.2.2Средства, методы и приемы развития речи Общение ребенка с взрослыми и сверстниками как ведущее средство развития речи. Руководство речевым общением в разных видах деятельности. Обучение родной речи и языку на занятиях: особенности занятий, их классификация. Взаимосвязь средств развития речи в педагогическом процессе детского сада. Классификация методов и приемов. Репродуктивные и продуктивные методы в зависимости от характера речевой деятельности детей | 2 | | | | ОК 4 | ПК 2.2 | 2 Самостоятельная работа: Выделение усложнений программных требований к разным сторонам речи детей (на примере одной из вариативных программ). | Тест по теме |
6 | | Тема 1.2.3 Практическое занятие № 2 Анализ задач развития речи на основе «Программы обучения и воспитания в детском саду». Просмотр и анализ занятия по развитию речи с целью определения вида занятия, выделения используемых методов и приемов развития речи . | | | 2 | | | | . | |
Тема 1.3 Методика развития словаря и ознакомления с окружающим миром | 8 | | 2 | | | | 4 | |
7 | | Тема 1.3.1 Теоретические основы словарной работы в детском саду. Понятие «словарная работа», место словарной работы в общей системе работы по развитию речи и значение для развития детей. Задачи словарной работы. Анализ содержания словарной работы в современных программах. Особенности овладения словарем детьми дошкольного возраста: количественное накопление слов и качественное освоение их значений | 2 | | | | ОК 5 | ПК 2.2 | 4 Самостоятельная работа: Разработка конспекта занятия по формированию словаря в процессе ознакомления со свойствами и качествами предметов для одной из возрастных групп | Опрос |
8 | | Тема 1.3.2Методика развития словаря в ходе проведения дидактических игр, отгадывания загадок Классификация дидактических игр по развитию речи дошкольников. Структурные компоненты дидактической игры. Отличие дидактических игр и дидактических упражнений. Особенности проведения дидактических игр в разных возрастных группах. Особенности подбора загадок в разных возрастных группах. Использование загадок в работе с детьми дошкольного возраста | 2 | | | | ОК 6 | ПК 2.2 | | Опрос |
9 | | Тема 1.3.3Развитие словаря в процессе рассматривания предметов, игрушек, картин Развитие словаря детей на основе углубления знаний о предметах. Виды занятий по рассматриванию предметов. | 2 | | | | ОК 7 | ПК 2.2 | | Тест по теме |
10 | | Тема 1.3.4 Особенности организации и методики занятий. Игрушки, картины, их роль в ознакомлении с окружающим и развитии словаря. Серии картин для дошкольников. Структура и содержание работы по рассматриванию картин, игрушек с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста | 2 | | | | ОК 9 | ПК 2.2 | | Опрос |
11 | | Тема 1.3.6 Практическое занятие № 3Выделение структурных компонентов предложенной педагогом дидактической игры Проведение и анализ дидактической игры (по выбору студента) Составление вопросов для рассматривания картин, игрушек с детьми среднего и старшего дошкольного возраста | | | 2 | | ОК 1 | ПК 2.2 | | Тест |
Тема 1.4 Методика формирования грамматического строя речи | 2 | | 2 | | | | 4 | |
12 | | Тема 1.4.1Понятие «грамматический строй родного языка», его значение, особенности. Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей и подготовки к школе. Основные закономерности усвоения детьми синтаксической и морфологической системы родного языка, способов словообразования; трудности и характерные ошибки, их причины. «Словотворчество» детей. Пути формирования грамматической стороны речи у детей. Методы и приемы обучения грамматически правильной речи. Формирование грамматического строя речи в повседневном речевом общении и на занятиях. Методика исправления грамматических ошибок детей. Игры и упражнения с целью формирования грамматической стороны речи дошкольников | 2 | | | | ОК 8 | ПК 2.3 | 4 Самостоятельная работа: Подбор упражнений на развитие морфологической, синтаксической и словообразовательной сторон речи для одной возрастной группы. | Опрос |
13 | | Тема 1.4.2 Практическое занятие № 4 Анализ книги К.И.Чуковского «От 2-х до 5-ти». Анализ примеров словотворчества детей, рубрики «Говорят дети». | | | 2 | | ОК 7 | ПК 2.3 | | Тест |
Тема 1.5 Методика воспитания звуковой культуры речи | 4 | | 2 | | | | 4 | |
14 | | Тема 1.5.1Понятие «звуковая культура речи» дошкольников, ее значение. Задачи звуковой культуры речи Понятие звуковой культуры речи; ее значение для речевого общения ребенка с окружающими, развития его личности и подготовки к обучению в школе. Разделы работы по воспитанию звуковой культуры речи. Типичные фонетические возрастные особенности речи детей. Развитие речевого слуха и подвижности речедвигательного аппарата детей | 2 | | | | ОК 7 | ПК 2.3 | 2 Самостоятельная работа: Составить конспект занятия по звуковой культуре речи с детьми младшего и среднего дошкольного возраста | Опрос |
15 | | Тема 1.5.2 Развитие речевого слуха у детей как условие формирования интонационной выразительности и звуковой чистоты речи. Значение развития фонематического слуха; игры и упражнения для его формирования. Методика обучения звукопроизношению на занятиях Этапы обучения правильному звукопроизношению. Роль занятий, их содержание, структура и методика проведения в разных возрастных группах. Основные приемы обучения. Комплексный подход в решении задач звуковой культуры речи. | 2 | | | | ОК 6 | ПК 2.3 | 2 Самостоятельная работа: Подбор упражнений для воспитания выразительности детской речи | Опрос |
16 | | Тема 1.5.3 Практическое занятие № 5 Проведение и анализ игр и упражнений на развитие слухового внимания, фонематического слуха детей дошкольного возраста Анализ методических пособий по воспитанию звуковой культуры речи (структура, содержание, соответствие требованиям программы детского сада) | | | 2 | | ОК 8 | ПК 2.3 | | Тест |
| |
Тема 1.6 Методика развития связной речи | 6 | | 4 | | | | 4 | |
17 | | Тема 1.6.1 Понятие «связная речь», ее значение. Обучение детей диалогической речи в процессе повседневного общения Понятие связной речи, ее значение для развития ребенка. Характеристика диалогической и монологической речи. Разговор воспитателя с детьми как метод формирования диалогической речи. Словесные поручения воспитателя, их роль в освоении детьми речевого этикета. Развитие диалогического общения в совместной деятельности и специально организованных речевых ситуациях | 2 | | | | ОК 5 | ПК 2.3 | 4 Составление и анализ конспекта занятия по составлению рассказов разного вида с детьми дошкольного возраста | Опрос |
18 | | Тема 1.6.2. Беседа как метод обучения диалогической речи дошкольников Классификация бесед, их тематика и содержание. Методика проведения обобщающих бесед, их связь с накоплением опыта; структурные компоненты беседы; приемы активизации мышления и речи в процессе беседы; использование разных типов вопросов; наглядного и речевого материала Пересказ литературных произведений, его значение в развитии ребенка Принципы отбора литературных произведений для пересказа. Усложнение требований к пересказам детей в разных возрастных группах. Структура занятий по пересказу. Методические приемы обучения | 2 | | | | ОК 3 | ПК 2.3 | | Опрос |
19 | | Тема 1.6.3Характеристика рассказов разного вида Методика обучения рассказыванию по игрушкам, предметам и картинам. Рассказы детей из опыта, их значение в развитии ребенка. Творческие рассказы, их сущность и значение. Этапы развития детского словесного творчества | 2 | | | | ОК 2 | ПК 2.3 | | Тест по теме |
20 | | Тема 1.6.4 Практическое занятие №6 Анализ программы развития речи с целью определения усложнения задач и содержания обучения связной (диалогической и монологической ) речи в разных возрастных группах Анализ конспекта обобщающей беседы с детьми старшего дошкольного возраста (программное содержание, структурные части беседы, соотношение репродуктивных и продуктивных вопросов) | | | 2 | | ОК 7 | ПК 2.3 | | |
21 | | Тема 1.6.5 Практическое занятие №7 Составление и анализ конспекта обобщающей беседы с детьми старшего дошкольного возраста Составление вариантов вводной части, вопросов для беседы по пересказу произведения с детьми дошкольного возраста | | | 2 | | | | | |
Тема 1.7 Методика работы с художественной литературой в детском саду | 2 | | 2 | | | | 4 | |
21 | | Тема 1.7.1Роль детской художественной литературы в формировании личности ребенка и его речевом развитии. Использование художественной литературы вне занятий. Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений разных жанров. Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой. Методы ознакомления с художественной литературой. Формы работы с книгой вне занятий Методика работы по чтению, рассказыванию, заучиванию художественных произведений Подготовка воспитателя и детей к занятию по чтению и рассказыванию художественной литературы. Методика художественного чтения и рассказывания в зависимости от содержания книг и возраста детей. Особенности заучивания стихов в возрастных группах. | 2 | | | | ОК 1 | ПК 2.3 | 2 Приемы, способствующие запоминанию приемы обучения выразительному исполнению стихов | Опрос |
22 | | Тема 1.7.2 Практическое занятие № 8 Анализ программных художественных произведений для чтения и рассказывания одной из возрастных групп Анализ развернутых планов занятий по чтению, рассказыванию, заучиванию художественных произведений Разработка плана литературной викторины, КВН-а или вечера досуга для детей старшего дошкольного возраста | | | 2 | | ОК 1 | ПК 2.3 | 2 Подготовка эскиза оформления уголка книги и перечня книг для него (возрастная группа по выбору) | Опрос |
Тема 5.8 Подготовка детей к обучению грамоте | 6 | | 2 | | | | 4 | |
23 | | Тема 5.8.1 Сущность подготовки к обучению грамоте. Задачи и содержание подготовки к обучению грамоте. Сущность подготовки к обучению грамоте, ее место в системе работы по развитию речи. Характеристика звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте. Основные направления подготовки к обучению грамоте. Анализ современных программ дошкольных учреждений по разделам «Подготовка к обучению грамоте» и «Обучение грамоте». | 2 | | | | ОК 5 | ПК 2.3 | 4 Самостоятельная работа: Анализ методических пособий по обучению дошкольников грамоте (структура, содержание, соответствие требованиям программы детского сада) | Опрос |
24 | | Тема 5.8.2 Методика ознакомления со словом и предложением, словесным составом предложения. Подготовительный период обучения грамоте. Приемы ознакомления детей со словом и предложением. Этапы ознакомления со словесным составом предложения. Моделирование словесного состава предложения в игре «Живые слова». | 2 | | | | ОК 1 | ПК 2.3 | | Опрос |
25 | | Тема 5.8.3Методика ознакомления со слоговым и звуковым составом слова. Подготовка к обучению письму. Обучение слоговому анализу и синтезу. Ознакомление с ударением в сове, выделением ударного слога. Методика ознакомления детей со звуковой стороной слова и обучения выделению звуков в словах. Приемы звукового анализа и синтеза слов. Сущность подготовки к обучению письму | 2 | | | | ОК 4 | ПК 2.3 | | Тест |
26 | | Тема 5.8.4 Практическое занятие №9 Проведение и анализ игр по ознакомлению детей со словесным составом предложения, со словом, его слоговым и звуковым строением Составление и анализ конспекта занятия по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста Разработка и проведение упражнений для подготовки руки ребенка к письму | | | 2 | | ОК 3 | ПК 2.3 | | Самост. работа |
Тема 5.9 Планирование работы по развитию речи | 2 | | 8 | | | | 2 | |
27 | | Тема 5.9.1 Значение и принципы планирования работы по развитию речи детей в детском саду. Комплексный подход к планированию работы по развитию речи. Учет результатов диагностики речевого развития детей Планирование индивидуальной и фронтальной работы с детьми Виды планирования. Планирование занятий и работы по развитию речи в разных видах деятельности. Планирование индивидуальной работы с детьми. Требования к календарному плану. | 2 | | | | ОК 8 | ПК 2.3 | Презентация: Значение планирования работы по развитию речи. | Опрос |
28 | | Тема 5.9.2Практическое занятие №10 Анализ календарных планов работы воспитателя по развитию речи детей на один месяц Составление календарных планов работы по развитию речи на две недели для одной из возрастных групп | | | 2 | | ОК 1 | ПК 2.3 | | Опрос |
29 | | Тема 5.9.3 Курсовое проектирование: Анализ литературы по развитию речи детей дошкольного возраста. Составление конспекта занятия по развитию речи детей дошкольного возраста (на разные возрастные группы) | | | 2 | | ОК 7 | ПК 2.3 | | |
30 | | Тема 5.9.4 Курсовое проектирование: Анализ литературы по развитию речи детей дошкольного возраста. Составление конспекта занятия по развитию речи детей дошкольного возраста (на разные возрастные группы) | | | 2 | | | | | |
31 | | Тема 5.9.5 Курсовое проектирование: Анализ литературы по развитию речи детей дошкольного возраста. Составление конспекта занятия по развитию речи детей дошкольного возраста (на разные возрастные группы) | | | 2 | | | | | |
| | Итого поМДК.02.05 | 38 | | 26 | | | | 30 | |
МДК 02.06. Теоретические основы и методика математического развития дошкольников | |
Тема 6.1 Теоретические основы методики обучения математике | 4 | | 2 | | | | 2 | |
32 | | Тема 6.1.1Методика математического развития как научная область Место методики математического развития в системе педагогических наук и её связь с другими науками. Основные математические понятия и положения. Предмет, задачи, содержание и структура курса методики математического развития. | 2 | | | | ОК 6 | ПК 2.3 | 2 Составление научной библиографии наиболее известных изданий за 2000 – 2009 гг. по теме «Математическое развитие дошкольников» (по материалам журналов «Дошкольное воспитание», «Педагогика», «Ребёнок в детском саду», «Дефектолог» и др.) | Опрос |
33 | | Тема6.1.2Теоретические основы методики математического развития детей: исходные положения философии и математики; психолого-педагогические исследования; программные материалы; методическая литература; передовой педагогический опыт работы дошкольных учреждений. Формирование математических представлений как средство коррекции познавательной деятельности ребёнка дошкольного возраста. | | | 2 | | | | | |
34 | | Тема 6.1.3 Практическое занятие №1 Знакомство с нормативными документами (вариативными программами, стандартами и др.), методической литературой, учебными пособиями. | 2 | | | | ОК 2 | ПК 2.3 | | Тест |
Тема 6.2 Методические системы и современные концепции математического развития детей дошкольного возраста с сохранным развитием | 2 | | | | | | 2 | |
35 | | Тема 6.2.1Истоки методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста и этапы её становления Эмпирическое развитие методики. Выдвижение и обоснование идей математического развития передовыми отечественными и зарубежными педагогами. Начальный этап становления теории и методики математического развития дошкольников Определение содержания, методов и приёмов работы с детьми, дидактических материалов и игр в зависимости от педагогических взглядов и идей (Е.И.Тихеева, Л.В.Глаголева, Ф.Н.Блехер). | 2 | | | | ОК 4 | ПК 2.3 | 2 Самостоятельная работа: Конспект: Значение развития у детей познавательного интереса к математике, математической логики и самостоятельности суждений | Опрос |
36 | | Тема 6.2.2Научно-обоснованная дидактическая система формирования элементарных математических представлений, разработанная А.М.Леушиной Теоретическая и методологическая концепция формирования количественных представлений в дошкольном возрасте. Занятия – ведущая форма организации работы педагога. Повседневная жизнь детей – источник элементарных математических представлений. Дидактический материал как одно из основных средств формирования математических представлений. Современные концепции математического развития: влияние наследственности, среды, обучения на развитие математических способностей; саморазвитие и сенситивные периоды математического развития; раннее (дошкольное) математическое развитие; создание развивающей среды; развивающее обучение; проблемное обучение; поэтапное формирование умственных действий; деятельностный поход в обучении; коррекционно-воспитательная направленность в работе; вариативность программ. | 2 | | | | | | | |
Тема 6.3 Современные образовательные программы | 2 | | | | | | 4 | |
37 | | Тема6.3.1 Требования к содержанию образовательной области «Познание». Программа по обучению начальной математике как документ, определяющий задачи, содержание математического развития детей. История разработки первых программ для обучения дошкольников математике. Краткий сравнительный анализ программ по обучению математике: «Типовая программа воспитания и обучения в детском саду», программа «Истоки», программа «Развитие» (детский центр Венгера), программа «Одаренный ребенок», программа «Детство» и другие. Структура основной общеобразовательной программы дошкольного образования по разделу «Познание». Приоритеты умственного развития. Требования к содержанию образовательной области «Познание» и условия их реализации. Анализ различных точек зрения на содержание программного материала. | 2 | | | | ОК 1 | ПК 2.2 | 4 Самостоятельная работа: Анализ-сравнение современных альтернативных программ по математическому развитию дошкольников для дошкольных образовательных учреждений общеразвивающего и компенсирующего видов. | Опрос |
Тема 6.4 Дидактические основы математического развития детей в разных возрастных группах | 6 | | | | | | 2 | |
38 | | Тема 6.4.1 Цель и задачи предматематической подготовки детей. Формирование элементарной математической подготовки детей – как часть общей подготовки детей к школе. Цель и задачи предматематической подготовки детей. Единство воспитательных и развивающих задач. Практические, наглядные и словесные методы и приёмы, их значение, особенности и взаимосвязь. Принципы обучения дошкольников математике. Средства формирования элементарных математических представлений в дошкольном образовательном учреждении. Функции средств обучения. Роль наглядного материала в работе по формированию элементарных математических представлений. Виды наглядного материала (демонстрационный и раздаточный). | 2 | | | | ОК 7 | ПК 2.3 | 2 Самостоятельная работа: Презентация: Дидактические средства – инструмент познавательной деятельности детей. | Опрос |
39 | | Тема 6.4.2 Возможности использования наглядного материала для математического развития детей. Педагогические и гигиенические требования к наглядному материалу. Специальные дидактические средства для индивидуальной работы с детьми. Использование занимательного материала. Пособия для воспитателей, конспекты, учебно-познавательные книги. Особенности организации работы по математическому развитию детей в дошкольных учреждениях Особенности организации, методические требования к занятиям, структура, длительность, время проведения в разных возрастных группах. Дробная подача программного материала, активизация познавательной деятельности детей на занятиях Закрепление математических знаний в работе по развитию элементарных математических представлений в ДОУ. | 2 | | | | ОК 5 | ПК 2.3 | | Опрос |
40 | | Тема 6.4.3Роль слова, образца, показа в работе по математическому развитию детей. Работа по математическому развитию детей вне занятий, значение и место дидактических игр в обучении детей математике. Индивидуальная работа на занятиях и в повседневной жизни по математическому развитию дошкольников. Организация и проведение математического досуга. Особенности организации работы по математическому развитию детей в дошкольных учреждениях компенсирующего вида. Взаимодействие в работе воспитателя, дефектолога и других специалистов по математическому развитию детей. Индивидуальный подход при обучении и учёте знаний дошкольников в зависимости от уровня развития, интеллектуальных и возрастных особенностей, состояния эмоционально-волевой сферы. | 2 | | | | ОК 4 | ПК 2.3 | | Тест |
Тема 6.5 Методика формирования количественных представлений, обучения счётной и вычислительной деятельности. | 6 | | 2 | | | | 2 | |
41 | | Тема 6.5.1 Особенности развития количественных представлений у дошкольников с сохранным развитием Этапы формирования и содержание количественных представлений. Значение развития количественных представлений у дошкольников. Физиологические и психологические механизмы восприятия количества. Особенности развития количественных представлений у детей и методические рекомендации к их формированию в ДОУ. Особенности восприятия множества младшими дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья Трудность в определении границ множества и выделении элементов множества. Приёмы ознакомления детей с множеством. Формирование представлений о единичности и множественности объектов и предметов. Ознакомление детей со способами сравнения групп предметов по количеству: приёмами наложения и приложения Цель обучения детей сравнению множеств. Методика ознакомления с приёмами наложения и приложения. Работа с карточками. Дидактические, подвижные игры, игровые ситуации для закрепления знаний по сравнению множеств. | 2 | | | | ОК 2 | ПК 2.2 | | Опрос |
42 | | Тема 6.5.2 Обучение дошкольников количественному счёту Цель обучения количественному счёту в средней и старшей группах. Обучение приёмам счёта, счёту при помощи различных анализаторов. Ошибки детей при счёте. Формирование понимания независимости результата счёта от качественных признаков предмета, пространственного расположения предметов и направления счёта. Состав числа из единиц. Знакомство детей с цифрами и знаками. Состав числа из 2-х меньших чисел. Обучение дошкольников порядковому счёту Цель обучения порядковому счёту. Отличие порядкового счёта от количественного. Приёмы ознакомления с порядковым счётом в дошкольном учреждении. Знакомство с отношениями между смежными числами | 2 | | | | ОК 2 | ПК 2.2 | | Тест |
43 | | Тема 6.5.3 Определение связей и отношений между смежными числами. Ошибки детей при сравнении чисел. Принцип построения числовой лесенки. Закрепление знаний о взаимообратных отношениях между смежными числами. Знакомство с делением целого предмета на 2, 4, 8 равные части Цели обучения. Последовательность работы по данной теме. Методические приёмы ознакомления с дробями. Обучение детей составлению и решению арифметических задач Виды арифметических задач для детей дошкольного возраста. Виды наглядного материала при обучении детей составлению арифметических задач (задачи-драматизации, задачи-иллюстрации, устные задачи). Этапы обучения детей составлению и решению задач. Знакомство детей со структурой задачи. Обучение детей формулировке арифметических действий. Обучение детей приёмам вычисления при решении задач. Типичные ошибки детей при составлении и решении задач. | 2 | | | | ОК 5 | ПК 2.2 | | Опрос |
44 | | Тема 6.5.4Практическое занятие №2 Составление и проигрывание фрагментов занятий и дидактических игр по развитию количественных представлений у дошкольников. Анализ конспектов. Демонстрация приёмов работы. Проведение деловой игры «Обучение детей составлению и решению арифметических задач». | | | 2 | | ОК 1 | ПК 2.2 | 2 Самостоятельная работа: Виды наглядного материала при ознакомлении с порядковым счётом. Игровые ситуации на закрепление знаний о делении целого предмета на равные части. | Опрос |
Тема 6.6 Методика формирования представлений о величинах, обучение измерительной деятельности | 4 | | | | | | 4 | |
45 | | Тема 6.6.1Особенности развития у дошкольников представлений о величинах и их измерении Содержание понятия «величина» и «измерение». Особенности представлений о размерах предметов: дифференцирование трёх измерений, упорядочивание предметов по размерам, установление транзитивных отношений. Своеобразие знаний детей о способах и мерах измерения длины, объёма, массы. Особенности измерительных действий детей. Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими трудности в обучении. Методика ознакомления дошкольников с величиной предметов в разных возрастных группах Обучение выделению величины как пространственного признака предмета, способам обследования и непосредственного сравнения предметов по размеру (на глаз, приёмами приложения и наложения). Формирование умений выделять в предметах длину, ширину, высоту, толщину и сравнивать предметы по одному и нескольким параметрам. | 2 | | | | ОК 5 | ПК 2.3 | 2 Самостоятельная работа: Составление картотеки игра для формирования представлений о величинах | Опрос |
46 | | Тема 6.6.2 Обучение раскладыванию предметов в убывающем и возрастающем порядке по величине. Развитие глазомера. Методика обучения измерению детей старшего дошкольного возраста Формирование умений опосредованного сравнения и уравнивания предметов по размеру с помощью мерки, равной одному из сравниваемых предметов. Формирование навыков линейного измерения с помощью условной мерки. Знакомство с общепринятыми эталонами длины. Расширение представления о числе как результате счёта и измерения. | 2 | | | | ОК 1 | ПК 2.3 | 2 Составление фрагментов занятий и дидактических игр по развитию у дошкольников представлений о величинах и их измерении. | Тест |
Тема 6.7 Методика развития у дошкольников представлений о геометрических фигурах и форме предмета | 2 | | 2 | | | | 2 | |
47 | | Тема 6.7.1 Особенности развития у дошкольников представлений о форме предметов и геометрических фигурах Содержание понятий «форма предмета» и «геометрическая фигура». Значение развития у дошкольников представлений о форме и геометрических фигурах. Физиологические и психологические механизмы восприятия формы предметов. Особенности развития представлений о форме и геометрических фигурах у детей и методические рекомендации по их формированию в ДОУ. Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими трудности в обучении. Методика формирования представлений о геометрических фигурах и форме предмета Обучение умению различать и называть геометрические фигуры, на основе обследования их форы. Упражнения в сравнении, группировке и классификации предметов по признаку формы, подборе к реальным предметам соответствующих геометрических фигур. Сравнение геометрических фигур по количеству углов, сторон, измерение их. Формирование обобщенных понятий: четырехугольники, многоугольники. Выкладывание из палочек, рисование, трансфигурация геометрических фигур. Упражнения детей разных возрастных групп в анализе формы предметов и их частей. | | | | | ОК 6 | ПК 2.2 | 2 | Тест |
48 | | Тема 6.7.2 Практическое занятие №3 Составление и проигрывание фрагментов занятий и дидактических игр по развитию у дошкольников представлений о геометрических фигурах и форме предмета. Анализ конспектов. Демонстрация приёмов работы. | | | 2 | | ОК 9 | ПК 2.2 | 2 Самостоятельная работа: Составление картотеки игр, направленных на развития у дошкольников представлений о геометрических фигурах и форме предмета | Опрос |
Тема 6.8 Методика формирования пространственных представлений у дошкольников | 2 | | 2 | | | | 2 | |
49 | | Тема 6.8.1 Особенности восприятия пространственных ориентировок у дошкольников Содержание и значение формирования пространственных представлений у детей. Физиологические и психологические механизмы восприятия пространства. Особенности формирования у дошкольников представлений о пространственных отношениях. Использование знаний о пространственных ориентировках в повседневной деятельности. Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими трудности в обучении. Методика ознакомления с пространственными ориентировками в дошкольном учреждении Освоение ребёнком схемы собственного тела и связанных с ним пространственных направлений. Обучение различению левой и правой руки, левосторонних и правосторонних частей тела. | 2 | | | | ОК 7 | ПК 2.2 | 2 Самостоятельная работа: Анализ конспекта занятия по формированию пространственных представлений у дошкольников | Опрос |
49 | | Тема 6.8.2Практическое занятие №4 Составление и проигрывание фрагментов занятий и дидактических игр по развитию у дошкольников пространственных представлений. Демонстрация приёмов работы. | | | 2 | | ОК 9 | ПК 2.2 | | Тест |
Тема 6.9 Методика развития временных представлений у дошкольников | 2 | | 2 | | | | 2 | |
50 | | Тема 6.9.1 Особенности восприятия временных представлений дошкольниками Содержание понятия «ориентировка во времени». Значение развития временных представлений у дошкольников. Физиологические и психологические механизмы восприятия. Особенности развития временных представлений у детей и методические рекомендации по их формированию в ДОУ. Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими трудности в обучении. Методика ознакомления дошкольников с временными представлениями Формирование умения ориентироваться в последовательности систематически повторяющихся событий. Знакомство с частями суток, понятиями «сутки», «вчера, сегодня, завтра», днями недели, месяцами, временами года (количеством, последовательностью, связью с опытом ребёнка, природными явлениями). Знакомство с понятиями «быстро-медленно», «минута», «секунда», «час», с приборами для измерения промежутков времени. | 2 | | | | ОК 1 | ПК 2.2 | 2 Самостоятельная работа: Разработка дидактического пособия для развития временных представлений у дошкольников | Тест |
51 | | Тема 6.9.2Практические заняти№5 Составление и проигрывание фрагментов занятий и дидактических игр по развитию у дошкольников временных представлений. Анализ конспектов. Демонстрация приёмов работы. | 2 | | | | ОК 4 | ПК 2.2 | | Опрос |
Тема 6.10 Развитие логического мышления дошкольников в ходе формирования элементарных математических представлений | 2 | | 2 | | | | 2 | |
52 | | Тема 6.10.1Обучающие игры в системе формирования элементарных математических представлений Значение и виды занимательного материала. Использование занимательного материала на занятиях и в повседневной деятельности. Приёмы обучения решению задач на смекалку. Лабиринты, задачи на поиск недостающей в ряду фигуры. Этапы ознакомления с каждым видом занимательных задач. Трудности при решении занимательных задач. Создание уголков занимательной математики Организация уголков занимательной математики в детском саду. Цель уголков. Подбор занимательного материала в разных возрастных группах. Художественное оформление уголков. Руководство самостоятельной математической деятельностью. | 2 | | | | ОК 1 | ПК 2.2 | | Опрос |
53 | | Тема 6.10.2Практические занятия № 6 Изготовление игр «Танграм», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг» и т.д.; определение этапов обучения игре; составление программных задач по каждому этапу обучения. | | | 2 | | | | 2 Самостоятельная работа: Разработка паспорта уголка занимательной математики. | |
Тема 6.11 Планирование работы по математическому развитию детей в ДОУ | 2 | | 2 | | | | 2 | |
54 | | Тема 6.11.1Планирование работы по математическому развитию детей в ДОУ Цель и значение планирования работы по математическому развитию. Виды и содержание планирования. Планирование индивидуальной и фронтальной работы с детьми | 2 | | | | ОК 8 | ПК 2.2 | | Тест |
55 | | Тема 6.11.2 Практические занятия №7 Просмотр занятия по математическому развитию в дошкольном учреждении Составление примерного двухнедельного планирования работы по математическому развитию детей в дошкольном учреждении в одной из возрастных групп с учётом занятий по математике, других занятий и режимных процессов | | | 2 | | ОК 2 | ПК 2.2 | 2 Самостоятельная работа: Разработка плана индивидуальной работы по математическому развитию | Опрос |
Тема 6.12 Преемственность в математическом развитии детей детского сада и школы | 2 | | 2 | | | | 2 | |
56 | | Тема6.12.1 Преемственность в математическом развитии детей детского сада и школы Сущность основных требований современной начальной школы к математическому развитию старших дошкольников. Формы организации преемственности в работе школы и ДОУ по обучению математике. | 2 | | | | ОК 8 | ПК 2.2 | 2 Самостоятельная работа: Реферат: Актуальность проблемы преемственности в работе ДОУ и школы в свете основных направлений дальнейшего развития образования в стране | Тест |
57 | | Тема6.12.2 Практические занятия№8 Сравнительный анализ программ по математике для первого класса общеобразовательной школы. Проведение параллелей с программой выпускной группы детского сада. | | | 2 | | ОК 1 | ПК 2.2 | | Опрос |
| 2 | | 2 | | | | 2 | |
58 | | Тема 6.13.1 Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по математическому развитию детей Значение работы с родителями для математического развития дошкольников. Пропагандистская и просветительская деятельность детского сада. Формы работы с семьёй. Содержание и рекомендации к их организации и проведению | 2 | | | | ОК 9 | ПК 2.2 | 2 Самостоятельная работа: Разработка плана работы с родителями по математическому развитию детей. | Тест |
59 | | Тема 6.13.2 Практические занятия №9 Демонстрация и анализ фрагментов родительских собраний, посвящённых математическому развитию дошкольников. | | | 2 | | ОК 1 | ПК 2.2 | | Опрос |
60 | | Тема 6.13.3 Курсовое проектирование: Анализ литературы по работе с родителями в дошкольном учреждении | | | 2 | | ОК 6 | ПК 2.2 | | Тест |
61 | | Тема 6.13.4 Курсовое проектирование Составление плана работы с родителями по направлениям развития | | | 2 | | ОК 8 | ПК 2.2 | | Опрос |
62 | | Тема 6.13.5 Курсовое проектирование Разработка рекомендаций для родителей по направлениям развития | | | 2 | | ОК 1 | ПК 2.2 | | Опрос |
| | Итого по МДК.02.06 | 40 | | 24 | | | | 30 | |
Итого по модулю ПМ.02: |