СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно – тематический план по развитию речевой компетенции детей дошкольного возраста посредством фольклора

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно – тематический план по развитию речевой компетенции детей дошкольного возраста посредством фольклора  для детей средней, старшей и подготовительной к школе группе.

Просмотр содержимого документа
«Календарно – тематический план по развитию речевой компетенции детей дошкольного возраста посредством фольклора»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БАРАБИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №7 «РАДУГА»











Календарно – тематический план

по развитию речевой компетенции

детей дошкольного возраста посредством фольклора





























Подготовила: Синельная Рената Фиргатовна











г. Барабинск, 2020

Календарно-тематическое планирование для детей средней группы



Сроки

Тема

Задачи

Сентябрь

Чтение потешки «Еду, еду к бабе, к деду на лошадке в красной шапке»

Вызвать положительный эмоциональный отклик на чтение потешки.

Разучивание потешки «Водичка, водичка, умой мое личико»

Привлекать детей к рассказыванию потешки в процессе умывания, воспитывать положительное отношение к умыванию.

Пальчиковая игра «Мышонок»

Вызвать у детей стремление сопровождать речью свои действия.

Русская народная игра «Петушок»

Развивать речевую активность, умение соотносить свои действия со словами.

Октябрь

Чтение потешки «Совушка-сова»

Вызвать положительный эмоциональный отклик на чтение потешки.

Пальчиковая игра «Сорока-белобока»

Вызвать у детей стремление сопровождать речью свои действия.

Подвижная игра «Гуси-гуси»

Формировать навыки диалогической речи.

Театр би-ба-бо «Русские народные потешки»

Развивать речь детей средствами театра, воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Ноябрь

Чтение потешки «Как у нашего кота»

Вызвать положительный эмоциональный отклик на чтение потешки.

Театр ложек «Курочка Ряба»

Развивать речь детей средствами театра, воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Игра-драматизация «Заюшкина избушка»

Развивать речевую активность, умение соотносить свои действия со словами.

Русская народная игра «У медведя во бору».

Развивать понимание образного языка загадок.

Декабрь




«Отгадывание загадок о зимних явлениях»

Развивать понимание образного языка загадок.

Подвижная игра «Как на тоненьком ледочке»

Развивать речевую активность, побуждать выполнять движения в соответствии с текстом.

Прослушивание аудиозаписи русской народной сказки «Снегурушка и лиса»

Обогащать словарный запас детей,

формировать устойчивый интерес к прослушиванию сказок.

Январь



Разучивание колыбельной «Баю, бай, ты, собачка, не лай»

Формировать понимание назначения колыбельных песен, способствовать самостоятельному их исполнению.

«Отгадывание загадок о животных»

Развивать понимание образного языка загадок.

Театр шапочек «Колобок»

Привлечь детей к проговариванию отдельных отрывков из сказки (песенка Колобка), привлечь к инсценировке сказки.

Февраль

Разучивание потешки «Пальчик-мальчик»

Развивать речевую активность, воспитывать чувство дружбы.

Д.И. «Кто за кем тянул репку»

Формировать умение рассказывать сказку и запоминать последовательность действий.

Пальчиковая игра «Этот пальчик – папа»

Развивать речевую активность, умение соотносить свои действия со словами.

Подвижная игра «Каравай»

Развивать речевую активность, побуждать выполнять движения в соответствии с текстом.

Март

Разучивание потешки «Свинка Ненила»

Побуждать называть имена членов своей семьи, воспитывать любовь к родным и близким.

Речевая игра «Бабушкины пирожки»

Развивать речевую активность, воспитывать у детей любовь к близким людям.

Д.И. «Позови свою маму»

Упражнять детей в звукоподражании.

Прослушивание аудиозаписи русской народной сказки «Волк и семеро козлят»

Обогащать словарный запас детей, формировать устойчивый интерес к прослушиванию сказок.

Апрель

Разучивание закличек «Солнышко, солнышко…», «Дождик, дождик…»

Стимулировать к использованию закличек во время наблюдений за явлениями природы.

«Отгадывание загадок о весне»

Развивать понимание образного языка загадок.

Подвижная игра «Скачут по дорожке желтые сапожки»

Развивать речевую активность, умение соотносить свои действия со словами.

Театр на фланелеграфе «Маша и медведь»

Развивать речь детей средствами театра.

Май

Д.И. «Расскажи сказку по картинке»

Развивать умение рассказывать сказки, располагая картинки в правильной последовательности.

Подвижная игра «Дарики, дарики, летели комарики»

Развивать речевую активность, побуждать выполнять движения в соответствии с текстом.

Театр на пробках «Репка»

Развивать речь детей средствами театра, побуждать проговаривать отдельные слова сказки, называть персонажей.



Календарно-тематическое планирование для детей старшей группы



Сроки

Тема

Задачи

Сентябрь

Экскурсия в «Театральную комнату»

Знакомство с разными видами театра, обогащение словарного запаса.

Заучивание потешки  «Кисонька-мурысонька»

Учить детей декламировать потешку самостоятельно.

«Игра с колобком»

Учить действовать игрушками настольного театра; развивать мелкую моторику рук.

Сказкотерапия «Корова Буренка»

Знакомство с формами уменьшительно-ласкательными названиями животных, с формами повелительного наклонения, имитирование голосов животных с разной интонацией.

Октябрь

Театрализованная игра «Кто это?»

Учить имитировать действия персонажей (птички летают, зайцы скачут).

«Беседы о театре»

Дать знания о театре, театральных профессиях, декорациях. Познакомить с правилами поведения людей в зрительном зале.

«Рассказывание сказки «Колобок» с помощью моделей»

Учить замещать героев сказки предметами-заместителями.

Театрализованные представления «Бабушка – Загадушка»

Активизировать словарный запас детей, доставить детям радость, удовольствие от увиденного и услышанного во время развлечения.

Ноябрь

Драматизация сказки «Репка»

Имитировать движения, мимику, интонацию изображаемых героев.

Игра «Дарики, дарики, летели комарики»

Учить выполнять движения в соответствии с текстом.

П.И. «Каравай»


Учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Декабрь


Настольный театр «Курочка ряба»

Знакомство с разными видами театра, обогащение словарного запаса.

Хоровод-игра «В лесу родилась елочка»

Учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Музыкально-ритмическая игра  «Вот как мы умеем»

Учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Январь

Театрализованные представления «Заюшкина избушка»

Активизировать словарный запас детей, доставить детям радость, удовольствие от увиденного и услышанного во время развлечения.

Никита – репорез - «Выросла репка большая – пребольшая»

Знакомство детей с бытом рус. Народа. Рассказывание сказки детьми (настольный театр) Заучивание р. н. загадки о репе.

«В гости к Лесовичку»

Закрепить умение вести диалог.

Февраль

Драматизация сказки «Теремок»

Имитировать движения, мимику, интонацию изображаемых героев.

«Ой, блиночки мои!»

Разучить масленичные игры. Разучить танцевальные движения в соответствии с текстом.

«Угадай сказку, пословицу, поговорку»

Уточнить знание народных сказок, пословиц, поговорок (с использованием загадок, иллюстраций).

«Назови сказку»

Формировать умение грамматически верно строить сложные предложения.

Март

Кукольный театр   «Теремок»

Знакомство с разными видами театра, обогащение словарного запаса.

Игра «Как на тоненький ледок»

Учить выполнять движения в соответствии с текстом.

«Добавлялки»

Развивать чуткость к художественному слову, артикуляционную моторику.

«Придумай

название сказки»

(по опорным словам)

Продолжать работу над правильным построением фразы.

Апрель

«Найди

родственников»

Формировать навыки словообразования.

Театр на рукавичках «Все спят»

Знакомство с разными видами театра, обогащение словарного запаса.

Игра «Без слов»

Развивать эмоциональную сферу ребенка, творческие способности.

«Конструирование

слов, словосочетаний и

предложений»

Расширять словарный запас ребѐнка, упражнять в образовании однокоренных слов, словотворчестве.

Май


Игра «Гуси-гуси»

Формировать предпосылки диалогической речи.

«Изготовление декораций, элементов костюмов»

Развивать мелкую моторику рук.

Развлечение «Мы идем в волшебный лес, полон сказок и чудес»

Вызвать у детей желание инсценировать сказки, имитируя характерные действия персонажей (зайчики прыгают, птички летают, способствовать эмоциональному развитию детей).



Календарно-тематическое планирование для детей подготовительной группы



Сроки

Тема

Задачи

Сентябрь

«Ах, эта русская изба»

Познакомить детей с мини-музеем «Русская изба», с экспонатами музея, с её хозяйкой.

Театрализация «Вышла курочка гулять…»

Вызвать интерес к театрализованному представлению, желание участвовать в сказке.

«Волшебный сундучок кота Мурлыки»


Помочь детям по картинкам вспомнить русскую народную сказку «Репка», побуждать желание у детей рассказывать сказку самостоятельно.

Д. И. «Узнай потешку»

Закреплять знание фольклорного произведения, развивать память, речь, внимание.

Октябрь

«Капустные посиделки»

Закреплять знания об овощах, умение распознавать овощи по вкусу; приобщать детей к культуре русского народа, познакомить с народными традициями; воспитывать трудолюбие.

«Солим – солим мы капусту на Покров»

Продолжать закреплять знания детей об осени, осеннем празднике Покров, расширять кругозор, развивать связную речь, эмоциональность, творческие способности, находчивость.

«Печка-матушка»

Познакомить детей с печью, чугунком, ухватом, кочергой. Рассказать об особом, почтительном отношении народа к печи.

«Колобок, колобок…»

Познакомить детей с историей выпечки колобка; с предметами: совок, решето, мукосейка, квашня, лопата. Научить детей лепить колобок из солёного теста.

Ноябрь

«Что расскажет о себе посуда»

Познакомить детей с крестьянской посудой: деревянной, глиняной; научить лепить посуду из глины.

«Роспись глиняной посуды»

Продолжать учить детей рисовать кистью; научить расписывать глиняную посуду.

«Как рубашка в поле выросла»

Расширить словарный запас детей новыми словами: трепало, мялка, кросна, лен, кудель и др.

Декабрь




«Домотканые половики»

Познакомить детей с домоткаными половиками, техникой их изготовления. Продолжать учить отрезать полоски бумаги «половички», раскрашивать их красками.

«Что прячется в старинном сундуке»

Познакомить детей с русским народным костюмом. Активизировать в речи детей слова: сарафан, кокошник, рубаха, штаны, косоворотка, кушак.

«Сундучок Деда Мороза»

Вызвать интерес к предстоящим новогодним праздникам. Познакомить с ёлочными игрушками бабушек и дедушек.

Январь

Праздник «Русского валенка»

Закреплять у детей интерес к возрождению традиций русского народа. Активно использовать в речи народные приметы, пословицы, поговорки, загадки.

«Баранки для чаепития»

Пополнить экспонатами мини-музей «Русская изба»; вылепить с детьми баранки из солёного теста для чаепития.

«Посиделки у самовара»

Познакомить детей с самоваром (в сравнении с чайником, с традициями русского чаепития. Дать понятие как в самоваре кипятили воду. Обогащать словарный запас детей: самовар, угольки.

Февраль

«Одежда русского народа»

Декоративная роспись по мотивам вышивок: понева, нарукавная вышивка, рубаха. Расширить представления детей об одежде русского народа и ее украшении.

«Девичьи головные уборы»

Познакомить детей с девичьим головным убором (из чего изготавливался, как украшался, когда носился). Развивать мелкую моторику рук, творческие способности.

«На досуге веселушка и накормит всех вокруг»

Роспись ложки. Познакомить детей с деревянной ложкой как с музыкальным инструментом и предметом быта.

«Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая»

Приобщать детей к культурно-историческим праздникам; воспитывать интерес к событиям культурно-исторического календаря; воспитывать заботливое, уважительное и предельно внимательное отношение к русской культуре, разучивание песни «Блины».

Март

«Рассказ о старинных обычаях встречи весны»

Приобщить детей к истокам русской народной культуры, сформировать у них представления об истории и традициях русского народа.

Игра-инсценировка по мотивам русской народной сказки «Теремок»

Познакомить детей с русской народной сказкой «Теремок», подвести детей к игровой деятельности к импровизации сказки «Теремок».

«Путешествие в сказку «Репка»

Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста.

Сказка в гости к нам пришла «Кот, петух и лиса»

Формирование познавательных интересов к русской народной сказки, закрепление знаний содержания сказки.

Апрель

«Русская свистулька»

Познакомить детей с русской свистулькой; научить лепить свистульки из глины.

«Пасха»

Рассказать детям о праздновании православного праздника «Пасха», с пасхальными обычаями; научить украшать пасхальные яйца. Развивать у детей интерес к русским традициям.

«Слушание детских пасхальных песен, колокольного звона. Украшение яиц»

Рассказать детям о праздновании православного праздника «Пасха», с пасхальными обычаями; научить украшать пасхальные яйца. Развивать у детей интерес к русским традициям.

«Ходит сон по лавочке, в голубой рубашечке»

Знакомство с колыбелькой (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями. Учить детей петь колыбельные песни задушевно, ласково, с теплотой. Обратить внимание на протяжность, напевность мелодии.

Май

«Делаем куклы, как наши бабушки»

Познакомить детей с историей куклы – самоделки, развивать фантазию при изготовлении кукол, творческое воображение, познавательный интерес, воспитывать любовь и уважение к русской культуре, к национальным традициям.

«День русской березки»

Продолжать знакомить детей с символами и традициями русского народа, развивать познавательный интерес, расширят кругозор, словарный запас детей, воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа.

«Ах, эта русская изба…» - Праздник

Закрепить и систематизировать знания детей о русской избе.