Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
| УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «СОШ № 9» _______________ / Гафурова Л.Н./ приказ от 31 августа 2015г. № 67 |
Рабочая программа
учебного предмета «Трудовое обучение»
(базовый уровень)
для 1 специального (коррекционного) класса VII вида
Составитель
Фатеева И.Н., учитель начальных классов
первой квалификационной категории
г. Воскресенск
2015 год
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по трудовому обучению для 1 специального (коррекционного) класса VII вида разработана в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012;
Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида, утвержденный приказом Министерства образования от 10.04.2002 г. №29/2065-П;
Адаптированная образовательная программа МОУ «СОШ №9» на 2015-2016 учебный год;
Авторская программа В.И. Романина, В.Г.Машинистов, Н. М. Конышева.Издательство: Москва, «Просвещение 2001 г».
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных организациях (Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253).
В системе начального обучения трудовая деятельность является одним из важнейших факторов развития ребёнка: нравственного, умственного и эстетического.
Именно в начальных классах закладываются основы социально активной личности, проявляющей интерес к трудовой деятельности, самостоятельности, уважения к людям труда и другие ценные качества, способствующие усвоению требований жизни и утверждению в ней.
Цель курса «Трудовое обучение» в начальных классах - воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.
Основные задачи курса:
формирование представлений о необходимости труда в жизни людей и потребности трудиться, т. е. подвести детей к пониманию того, что все необходимое для жизни, деятельности и отдыха человека создается трудом самого же человека — «один для всех и большинство работают для одного»;
расширение и обогащение практического опыта детей, знаний о производственной деятельности людей, о технике, технологии;
воспитание уважительного отношения к людям труда и результату их трудовой деятельности;
формирование способов познания окружающего черезизучение конструкций предметов, основных свойствматериалов, принципов действия ручных инструментов, выращивание растений;
формирование практических умений в процессе обучения и воспитание привычки точного выполнения правил трудовой и экологической культуры;
воспитание трудолюбия; выработка терпения, усидчивости, сосредоточенности, формирование потребности трудиться в одиночку, в паре, группе, умения распределять трудовые задания между собой;
развитие любознательности через развитие внимания, наблюдательности, памяти — как образной, эмоциональной, двигательной (моторной), так и словесно-логической; развитие фантазии, воображения, творческого технического и художественного мышления, конструкторских способностей; развитие сенсорного опыта, координации движений, ловкости, глазомера, пространственных представлений.
В свою очередь, трудовое обучение — это составная часть системы начального образования, оно оказывает влияние на повышение качества учебной работы ученика.
Основное содержание программы
В программе указано примерное количество часов на каждый раздел программы. Учитель может самостоятельно распределить количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной школе.
В базисном учебном плане 2002 года для специальных (коррекционных) классов VII вида на изучение предмета отводится 60 часов, в рабочую программу были внесены необходимые корректировки.
Таблица расхождений количества часов.
№ п/п | Тема | Кол- во часов по программе | Кол- во часов по рабочей программе | Причина расхождения |
1 | Технический труд Обработка бумаги Техническое моделирование | 32 18 14 | 34 20 14 | Увеличение количества часовпо учебному плану. |
2 | Бытовой труд Обработка ткани Самообслуживание | 6 4 2 | 7 5 2 |
3 | Основы художественной обработки различных материалов | 16 | 18 |
4 | Сельскохозяйственный труд Работа на учебно-опытном участке (Осенние работы, весенние работы) Работа в классе | 6 4 2 | 5 3 2 |
5 | Резерв | | 2 | |
| ИТОГО | 60 ч | 66 ч | |
С/х труд на пришкольном участке. Ознакомление с правилами уборки территории.
С/х труд на пришкольном участке. Уборка территории (удаление мусора, сгребание листьев, веток).
Основы художественной обработки различных материалов.Плоская аппликация из семян на картонной основе.
Основы художественной обработки различных материалов.Плоская композиция из засушенных соцветий на картоне.
Техническое моделирование. Работа с конструктором.
Работа с бумагой. Аппликация из геометрических фигур «Парусник».
Работа с бумагой. Аппликация из геометрических фигур «Ракета».
Работа с пластилином и природными материалами «Восемь вишен».
Работа с пластилином. Лепка овощей.
Техническое моделирование. Работа с конструктором.
Работа с пластилином. Лепка фруктов.
Работа с разными материалами. Макет «Грибы в лесу».
Работа с пластилином. Дымковская игрушка «Свистулька».
Работа с пластилином. Филимоновская игрушка.
Техническое моделирование. Работа с конструктором.
Работа с пластилином. Знакомство с народным творчеством «Гжель».
Работа с природным материалом. «Жук».
Работа с природным материалом. Аппликация из чешуек шишек «Птица».
Работа с природным материалом. «Совенок».
Техническое моделирование. Работа с конструктором.
Работа с пластилином и природным материалом. Лепка птиц и зверей.
Работа с бумагой. Аппликация «Зайцы на поляне».
Работа с природным материалом. Аппликация «Цветочная поляна».
Работа с бумагой. Вырезание снежинки.
Техническое моделирование. Работа с конструктором.
Работа с разными материалами. Игрушки из яичной скорлупы.
Работа с бумагой. Аппликация «русская матрешка»
Работа с тканью. Выполнение стежков «вперед иголку».
Работа с тканью. Выполнение стежков «вперед иголку».
Техническое моделирование. Работа с конструктором.
Работа в классе. Уход за комнатными растениями.
Работа с бумагой и картоном. Объемная аппликация «Морское дно».
Работа с бумагой. Оригами «Лиса».
Работа с бумагой. Оригами «Лиса».
Техническое моделирование. Работа с конструктором.
Работа с бумагой. Оригами «Кувшинка».
Работа с бумагой. Оригами «Кувшинка».
Работа с тканью. Виды тканей. Виды швов.
Работа с тканью. Виды тканей. Виды швов.
Техническое моделирование. Работа с конструктором.
Работа с бумагой. Изготовление коробки.
Работа с бумагой. Подарки для пап и дедушек.
Работа с бумагой и картоном. «Плетеный коврик».
Работа с бумагой и картоном. Подарки для бабушек и мам.
Техническое моделирование. Работа с конструктором.
Работа с разными материалами. Открытка в овале «Зимние цветы».
Работа с волокнистыми материалами. Плетение в 2 пряди.
Техническое моделирование. Работа с конструктором.
Работа с бумагой. Модель «Лодочки с парусом».
Техническое моделирование. Работа с конструктором.
Работа с бумагой. «Пароход с двумя трубами».
Работа с бумагой. Модель «Самолета».
Работа с бумагой. Воздушный змей.
Техническое моделирование. Работа с конструктором.
Самообслуживание. Пришивание пуговиц.
Самообслуживание. Пришивание пуговиц.
Работа с бумагой. Воздушный змей.
Работа с бумагой. Воздушный змей.
Техническое моделирование. Работа с конструктором.
Работа с пластилином. Лепка посуды
Работа с пластилином. Лепка посуды.
Техническое моделирование. Работа с конструктором.
Работа в классе. Уход за комнатными растениями.
С/х труд на пришкольном участке. Уборка территории.
Резерв
Резерв
Требования к уровню подготовки обучающихся
ЗНАТЬ:
- название и назначение материалов, инструментов и приспособлений, предусмотренных программой;
- правила безопасности труда;
- правила личной гигиены при работе колющими и режущими инструментами;
- правила и приемы разметки и контроля по шаблону, сгибанием, на просвет;
- правила и приемы обработки материалов и сборки изделия;
- правила и приемы бережного обращения с книгой и тетрадью;
-правила и приемы сборки и разборки моделей из деталей конструктора;
- название, назначение и способы выполнения стежков «вперед иголку»;
- правила и приемы контроля практических действий, предусмотренных программой;
- правила общения;
-название и назначение машин: автомобиль, трактор, самолет, тепловоз, теплоход.
УМЕТЬ:
- различать их, использовать строго по назначению и бережно относиться к ним;
- соблюдать их;
- работать чистыми руками, только исправным инструментом; сидеть прямо, соблюдать расстояние от работы до глаз не менее 30 см;
- правильно организовывать рабочее место и поддерживать порядок во время работы;
- выполнять их, экономить материалы, использовать отходы;
- резать бумагу, ткань ножницами по линиям разметки; крепить детали из бумаги клеем;
- беречь книги, тетради: обертывать их, пользоваться закладками;
- собирать модели по образцу, рисунку и разбирать их, соблюдая порядок в наборе;
- равномерно выполнять стежки «вперед иголку»;
- контролировать правильность выполнения своих действий;
- работать в паре, коллективе, распределять и согласовывать свой труд с другими;
- различать их;
- уважать их труд и труд людей других профессий.
Требования к оценке знаний учащихся по трудовому обучению
Оценка «5» ставится учащемуся, если:
- работа выполнена полностью, аккуратно, творчески;
- сдана педагогу в срок.
Оценка «4» ставится учащемуся, если
- работа выполнена полностью, но имеются некоторые недочеты (неаккуратность,
есть незначительные отклонения в передаче форм, погрешности в расчетах);
- работа сдана педагогу в срок.
Оценка «3» ставится ученику, если:
- нет творческого подхода в создании и оформлении изделия;
- не соблюдено последовательное выполнения изделия (построение, уточнение
общих очертаний и форм);
- нет гармоничного изящества форм, очертаний;
- готовые изделия не имеет сходства с образцом;
- работа сдана педагогу в срок.
Оценка «2» ставится ученику, если:
- работа не сдана педагогу в срок;
- работа сдана, но:
Не аккуратна, нет творческого подхода в оформлении изделия; не соблюдаются
простейшие правила построения изделия; отсутствует схожесть с образцом;
нет симметрии, очертаний и форм предполагаемого предмета.
Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса
Технические средства обучения:
DVDплеер.
Мультимедийный проектор.
Экспозиционный экран.
Компьютер.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________/Мажирина М.В./
«25» августа 2015 г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО
протокол № 1 от «27» августа 2015 г.
Руководитель ШМО
_____________ /Щербакова С.А./