ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Количество часов в неделю – 1
Количество часов в год – 34ч
Рабочая программа направлена на обучение по предмету «Естествознание. Мир природы и человека» учащуюся 1класса Колесни на дому
Программа обучения –вариант 5.1 ФГОС НОО ОВЗ
Кому адресована программа | Данная программа направлена на реализацию образования учащейся 1 класса с тяжелыми нарушениями речи(далее –ТНР) (вариант 5.1) органического поражения головного мозга со снижением интеллектуально-монистических функций до легкой степени умственной отсталости, для работы в условиях домашнего обучения. |
Соответствие федеральному государственному образовательному стандарту | Рабочая программа по предмету «Естествознание» для обучающихся с ОВЗ 1класса детализирует и раскрывает содержание ФГОС НОО ОВЗ в предметной области «Мир природы и человека.» |
Обоснованность программы | Данная образовательная программа основана на положениях нормативно-правовых актах Российской Федерации, в том числе: - Федеральный закон от 29.12.2012 №273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; - Федеральный закон Российской Федерации от 23 июня 2014 г. № 170-ФЗ « О внесении изменений в Федеральный закон о физической культуре и спорте в Российской Федерации»; - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «19» декабря 2014 г. № 1598; |
Общие цели учебного предмета | Формирование представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе и сформированных представлений о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. |
Сроки реализации | 2021 – 2022 учебный год |
Предметные результаты изучения курса «Естествознание» могут быть минимальными и достаточными.
Минимальным уровнем является формирование следующих умений
− правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
− различать объекты живой и неживой природы;
− выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;
− называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей местности;
− называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение;
− соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы;
Достаточный уровень не является обязательным для всех обучающихся с интеллектуальными нарушениями и содержит следующие умения и навыки:
− овладение представлениями о взаимосвязях между изученными объектами и явлениями природы;
− узнавание и называние объектов живой и неживой природы в естественных условиях;
− отнесение изученных объектов природы к определенным группам по существенным признакам;
− знание правил гигиены органов чувств, безопасного поведения в соответствии со своими знаниями.
Личностные и предметные результаты освоения предмета
личностные результаты:
- осознание себя как ученика, как члена семьи;
- способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения
- владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной жизни; - владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия
- осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации через содержание курса «Естествознание»- осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
Для решения задачи социальной адаптации важнейшим является развитие коммуникативной функции речи, формирование культуры и стиля речи с тем, чтобы развивать у обучающихся с интеллектуальными нарушениями умение общаться и использовать полученные знания в различных социальных ситуациях в жизни. Умение задать вопрос, понять вопрос, ответить на вопрос помогает установить конструктивное общение, например, в поликлинике, аптеке, магазине и т.д.
Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа» (в том числе «Человек» и «Безопасное поведение»). Раздел «Безопасное поведение» в 1 классе изучается в начале учебного года отдельным блоком для формирования у обучающихся навыков общения, поведения в школе, во вновь созданном социальном окружении. Отдельные темы безопасного поведения встречаются и в других разделах.
Календарно-тематическое планирование по предмету «Естествознание. Человек».(17 часов)
Дата | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности |
06.09 | Режим дня школьника. | 1 | -Ознакомительная беседа с режимом школьника по мнемокартинкам, - рассматривание иллюстраций, -беседа по иллюстрациям, -подведение итога беседы |
13.09 | Прогулка и ее значение. | 1 | -Экскурсия по школьному двору, -знакомство со школьным двором, -рассказ учителя о значении прогулки, -ответы на вопросы, -подведение итога экскурсии |
20.09 | Человек: строение (голова, туловище, руки, ноги). Ориентация на кукле. | 1 | -Знакомство с понятием голова, туловище, руки, ноги, -рассказ в сопровождении с показом учителя на кукле, -тренировочные упражнения |
| Человек: строение (голова, туловище, руки, ноги). Ориентация на картинке | 1 | -Знакомство с понятием голова, туловище, руки, ноги, -рассказ в сопровождении с показом учителя на картинке, -рассматривание иллюстраций, -работа у доски, -тренировочные упражнения |
| Человек: строение (голова, туловище, руки, ноги). Ориентация на себе и на другом человеке (ребёнке) | 1 | -Знакомство с понятием голова, туловище, руки, ноги, -Рассказ в сопровождении с показом на себе, ребенке, -Тренировочные упражнения |
| Части лица: глаза, рот, нос, уши. Ориентация на себе, другом человеке. | 2 | - Знакомство с понятием части лица: глаза, рот, нос, уши -рассматривание иллюстрации -показ учителя на себе, на ребенке, -работа у доски -тренировочные упражнения |
| Горячая и холодная вода. Смешивание воды до комфортной температуры. | 1 | -Вытирание рук полотенцем. - Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук (открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук). |
| Вытирание лица. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица . | 2 | -Открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица. |
| Расчесывание волос. | 1 | -Формирование умений умываться, мыться под душем, чистить зубы, мыть голову, причесываться и т.д. |
| Обувь. Виды обуви. | 1 | -Формирование умений ориентироваться в одежде, соблюдать последовательность действий при одевании и снятии предметов одежды. |
| Головные уборы, сезонные головные уборы. | 1 | -Формирование умений ориентироваться в одежде, соблюдать последовательность действий при одевании и снятии предметов одежды. |
| Сообщение о желании пить. Питье через соломинку. | 1 | -Обучение использованию во время еды столовых приборов, питью из кружки, накладыванию пищи в тарелку, пользованию салфеткой. |
| Наливание жидкости в кружку. Питье из кружки. | 1 | -Обучение использованию во время еды столовых приборов, питью из кружки, накладыванию пищи в тарелку, пользованию салфеткой. |
| Сообщение о желании есть. Еда руками. | 1 | -Обучение использованию во время еды столовых приборов, питью из кружки, накладыванию пищи в тарелку, пользованию салфеткой.. |
| Еда ложкой. | 1 | |
Календарно-тематическое планирование по предмету
«Естествознание. Мир природы». (17 часов. Итого 2 блока-34 часа).
Дата | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности |
| Дикие животные. Заяц. | 1 | Знакомство с зайцем (внешний вид, место обитания, способ питания). Рассказ о животном по мнемокартинкам. Просмотр видеопрезентации о жизни зайца в лесу. |
| Домашние животные: собака. Внешний вид, питание. | 1 | Знакомство с собакой (внешний вид, место обитания, способ питания). Рассказ о животном по мнемокартинкам. Просмотр видеопрезентации о жизни кошки рядом с человеком |
| Домашние животные: кошка. | 1 | Знакомство с кошкой (внешний вид, место обитания, способ питания). Рассказ о животном по мнемокартинкам. Просмотр видеопрезентации о жизни кошки рядом с человеком |
| Домашние животные: корова. | 1 | Знакомство с коровой (внешний вид, место обитания, способ питания). Рассказ о животном по мнемокартинкам. Просмотр видеопрезентации о жизни коровы,уход человека за домашним животным. |
| Обобщающий урок по теме: «Домашние животные». | 1 | Сравниваем кошку и собаку (уши, хвост, лапы, шерсть). Просмотр видеопрезентации о жизни кошки и собаки. |
| Знакомство с домашними птицами (курица (петух), утка, гусь) | 2 | Знакомство с домашними птицами (курица (петух), утка, гусь), их питание, значение домашних птиц в жизни человека. Детеныши домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок). |
| Знакомство с зимующими птицами (голубь, ворона, воробей, синица) | 2 | Знакомство с зимующими птицами (голубь, ворона, воробей, синица), перелетными птиц (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль). Знание питания птиц. Значение птиц в жизни человека, в природе. |
| Знакомство с лиственными и хвойными деревьями (берёза, ель, сосна) | 2 | Знакомство с деревом, кустами, травами. Знакомство с частями растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок), их значение. Знание значения растений в природе и жизни человека. Знакомство с лиственными и хвойными деревьями (берёза, ель, сосна) и их строением (ствол, корень, ветки, листья). |
| Знакомство с плодовыми деревьями (вишня, яблоня) | 2 | Знакомство с плодовыми деревьями (вишня, яблоня), значения деревьев в природе и жизни человека. Знакомство с кустарниками (крыжовник, смородина), внешнее строение кустарника. Значение кустарников в природе и жизни человека. |
| Знакомство с кустарниками (крыжовник, смородина) | 1 | Знание значения растений в природе и жизни человека. Знакомство с плодовыми деревьями (вишня, яблоня), значения деревьев в природе и жизни человека. Знакомство с кустарниками (крыжовник, смородина), внешнее строение кустарника. Значение кустарников в природе и жизни человека. |
| Знакомство с грибами (белый гриб, мухомор, лисичка, опенок, поганка) | 2 | Знакомство с грибами (белый гриб, мухомор, лисичка, опенок, поганка) по внешнему виду, их строением (ножка, шляпка). Различение съедобных и несъедобных грибов. Знание значения грибов в природе и жизни человека. |
| Одежда и занятия детей летом. | 1 | |