СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК "Школа России", 2 класс, с описанием основных видов учебной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 класса»

Русский язык

2 класс


Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.


№ п/п

Содержание курса.

Темы уроков.

Характеристика деятельности учащихся

Дата проведения (по плану)

Дата проведения (по факту)

Наша речь

(3 ч)

1.

Роль русского языка. Виды речи. Требования к речи. Речь диалогическая и монологическая

Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей.

Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка. Анализировать речь людей (при анализе текстов).




2.

Уустная, письменная речь и речь про себя.

Отличие диалогической речь от монологической, использование в речи..

Виды речевой деятельности человека.

Речь устная, письменная, внутренняя (речь про себя).

Различать устную, письменную речь и речь про себя. Работать с памяткой «Как научиться правильно списывать предложение»



3.

Речь диалогическая и монологическая.

Диалог и монолог.

Речь диалогическая и монологическая.


Отличать диалогическую речь от монологической. Использовать в речи диалог и монолог. Участвовать в учебном диа­логе. Соблюдать в речи правила речевого этикета, оценивать свою речь на предмет её вежливости и доброжелательности по отношению к собесед­нику.



Текст (4ч

4.

Признаки текста: целостность, связанность, законченность. Отличие текста от других записей по его признакам. Осмысленное чтение текста

Текст. Признаки текста: целостность, связность, законченность.


О6тличать текст от других записей по его признакам Осмысленно читать текст



5.

Текст. Тема и главная мысль текста Заглавие


Определять тему и главную мысль текста.

Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тексту



6.

Признаки текста: целостность, связанность, законченность. Отличать текст от других записей по его признакам. Осмысленно читать текст.

Части текста. Построение текста: вступление, основная часть.

Составлять текст по заданной теме. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения, заключение. Выбирать ту часть текста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче. Передавать устно содержание прочитанного текста-образца или составленного текста. Создавать устный и письменный текст в соответствии с поставленной учебной коммуникативной задачей.



7.

Составление рассказа по рисунку, данному началу и опорным словам.


Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя».



Предложение (12ч)

8.

Назначение и признаки предложения. Предложения, различные по цели высказывания.

Предложение как единица речи, его назначение и признаки: законченность мысли, связь слов в предложении.


Отличать предложение от группы слов. Определять границы предложения в деформированном тексте. Составлять предложения из слов. Определять в тексте предложения, различные по цели высказывания;



9.

Знаки препинания конца предложения

выбирать знак для обозначения конца предложения. Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения. Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения.




10.

Назначение и признаки предложения. Предложения, различные по цели высказывания. Главные члены предложения

Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания

Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения Составлять предложения из слов. Составлять (устно и письменно) ответы на вопросы.



11.

Главные члены предложения (основа).


Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Определять границы предложения в деформированном тексте .



12.

Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение пройдённого в 1 классе»




13.

Работа над ошибками. Второстепенные члены предложения

Находить главные члены (основу) предложения.. Обозначать графически грамматическую основу. Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения.



14.

Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения.

Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения.


Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения, Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого.



15.

Распространённые и нераспространённые предложения.

Распространённые и нераспространённые предложения.

Различать распространённое (с второстепенными членами) и нераспространённое (без второстепенных членов) предложения.

Составлять нераспространённые и распространённые предложения. Распространять нераспространённые предложения.



16.

Выделение предложения из речи.

Установление связи слов в предложении.

Связь слов в предложении


Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения.

Составлять предложение из деформированных слов (слов, не связан­ных по смыслу).



17.


Развитие речи.

Коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень».

Рассматривать репродукцию картины И. С. Остроухова «Золотая осень» в «Картинной галерее» учебника.

Составлять рассказ по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень», используя данное начало и опорные слова.



18.


Проверочная работа по темам «Текст», «Предложение»


Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.



19.


Контрольное списывание текста с дополнительным заданием

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику



Слова, слова, слова….(18ч)

20.

Номинативная (назывная) функция слова. Понимание слова как единства звучания и значения.


Слово и его значение.

Объяснять лексическое значение слова.

Находить в тексте незнакомые слова.

Классифицировать слова по тематическим группам.



21.

Определять значение слова по толковому словарю. Объяснять лексическое значение слова. Находить в тексте незнакомые слова. Классифицировать слова по тематическим группам. Наблюдение над переносным значением слов как средством создания словесно-художественных образов.


Слово как общее название многих однородных предметов. Работа с толковым и орфографическим словарями


Распознавать многозначные слова,

Работать со страничкой для любознательных. Наблюдение над этимологией слова лопата



22.

Однозначные и многозначные слова

Распознавать слова в прямом и переносном значениях. Определять значение слова по толковому словарю



23.

Прямое и переносное значения слов.

Работать с толковым и орфографическим словарями. Создавать в воображении яркие словесные образы, рисуемые авторами в пейзажных зарисовках.



24.

Распознавать среди данных пар слов синонимы. Подбирать к слову синонимы

Синонимы

Работа со словарём синонимов


Распознавать среди данных пар слов синонимы. Подбирать к слову синонимы

Работать со страничкой для любознательных.

Знакомиться с этимологией слова синоним

Работать со словарями синонимов учебника.



25.

Распознавать среди данных пар слов антонимы. Подбирать к слову антонимы

Антонимы. Работа со словарём антонимов


Распознавать среди данных пар слов антонимы. Подбирать к слову антонимы

Работать со страничкой для любознательных.

Знакомиться с этимологией слова антоним.

Работать со словарями синонимов и антонимов учебника.



26.


Развитие речи. Изложение текста воспринятого зрительно по данным к нему вопросам


Подбирать заголовок к тексту. Излагать письменно содержание текста по данным вопросам.



27.

Распознавать среди данных пар слов синонимы и антонимы. Работать со словарями синонимов и антонимов учебника, находить нужную информацию.

Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов. Обобщение по теме


Определять смысловое значение пословиц и соотносить их с определенными жизненными ситуациями. Анализировать речевые высказывания с использованием в них языковых средств. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учеб­нику



28.

Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов.

Родственные (однокоренные) слова.

Выделение корня в однокоренных словах.


Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов. Выделять корень в однокоренных словах, Работать с памяткой «Как найти корень слова».




29.

Выделять корень в однокоренных словах, различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.

Корень слова (первое представление). Работа со словарём однокоренных слов

Группировать однокоренные слова с разными корнями. Работать со словарём однокоренных слов учебника Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах.



30.

Группировать однокоренные слова с разными корнями. Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах.

Различение однокоренных слов и синонимов, родственных слов

и слов с омонимичными корнями.


различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями



31.

Работать со словарём однокоренных слов учебника. Производить анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня

Единообразное написание корня в однокоренных словах.


Подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень

Производить анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня.



32.

Делить слова на слоги. Определять количество слогов в слове. Классифицировать слова по количеству в них слогов.

Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков.

Делить сова на слоги. Определять количество в слове слогов. Классифицировать слова по количеству в них слогов.

Ударение. Определять ударение в слове.

Находить слова по заданной модели.

Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова.



33.

Словообразующая функция ударения. Разноместность и подвижность русского ударения.


Словесное и логическое (смысловое) удаарение Наблюдать за ролью словесного ударения. Различать ударные и безударные слоги. Наблюдать над разноместностью и подвижностью русского ударения.



34.

Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударения. Различать ударные и безударные слоги

Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского языка.

Работа с орфоэпическим словарём.


Работать с орфоэпическим словарём, находить в нём нужную информацию о произношении слова. Соблюдать в практике речевого общения изучаемые нормы произно­шения слов. Оценивать в процессе совместной деятельности в парах правильность произношения слов



35.

Сравнивать слова по возможности переноса слов. Переносить слова по слогам. Определять способы переноса

Перенос слов. Правила переноса

Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую (якорь, (крот, улей, зима), Переносить слова по слогам.



36.


Проверочная работа по теме «Слово и его значение»


Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя»



37.

Составлять рассказ по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам

Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.


Составлять рассказ по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам



Звуки и буквы

(59ч)

38.

Различие. Звуки и их обозначение буквами на письме. Условные звуковые обозначения слов

Звуки и буквы.

Различать звуки и буквы. Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Наблюдать модели слов (звуковые и буквенные), анализировать их.



39.

Алфавит. Значение алфавита. Знание алфавита. Использование алфавита при работе со слова­рями.


Алфавит.

Объяснять, где могут пригодиться знания об алфавите. Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначаю. Определять положение заданной буквы в алфавите



40.

Употребление прописной (заглавной) буквы.


Употребление прописной (заглавной) буквы.


Сопоставлять случаи употребления заглавной (прописной) и строчной буквы в словах»

Использовать правило написания имён собственных и первого слова в предложении.




41.


Административный контрольный диктант

Оценивать свои достижения при выполнении заданий диктанта



42


Работа над ошибками




43

Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове: Сведения об источниках пополнения словарного запаса русского языка

Гласные звуки и буквы и их признаки.

Находить в слове гласные звуки. Объяснять особенности гласных зву­ков. Правильно произносить гласные звуки. Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки.



44


Развитие речи. Работа с текстом. Запись отве­тов на вопросы к тексту

Излагать письменно содержание текста




45.

Определять безударный гласный звук в слове. Различать проверочное и проверяемое слово.

Произношение ударного и безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме


Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, на­писание которой надо проверять



46.

Особенности проверяемых и проверочных слов

Различать проверочное и проверяемое слова. Объяснять, когда в речи употребляют образные выражения (фразеоло­гизмы): язык заплетается, воробью по колено и др.



2 четверть (35ч)

47

Способы проверки написания буквы, обознача­ющей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным).


Способы проверки написания буквы, обознача­ющей безударный гласный звук в корне слова

Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и под­бора однокоренного слова (слоны — слон, слоник; трава — травы, травка).




48

Планировать учебные действия при решении орфографической задачи, определять пути её решения, решать в соответствии с изученным правилом.


Способы проверки безударных гласных в корне


Объяснять правописание слов с безударными гласными в корне, пользоваться алгоритмом проверки написания.



49

Упражнения в написании слов с безударными гласными




50

Упражнения в написании слов с безударными гласными


Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, поль­зуясь алгоритмом проверки написания.



51

Упражнения в написании слов с безударными гласными




52.

Объяснять правописание слов с безударными гласными в корне, пользоваться алгоритмом проверки написания.


Обобщение знаний о правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением Восстановление деформированного текста


Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Запоминать написание непро-веряемой орфограммы безударного глас­ного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 классов.



53.

Слова с безударными гласными, не проверяемыми ударением


Работать с орфографическим словарём учебника: находить слова с изучаемой орфограммой и проверять написание слова по орфографи­ческому словарю. Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Запоминать написание непроверяемой орфограммы безударного глас­ного звука в словах,



54

Правописание слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением




55

Особенности проверяемых и проверочных слов. Способы проверки написания букв, обозначающий безударный гласный звук в корне слова

Упражнение в правописании проверяемых и не проверяемых ударением гласных в корне слов




56

Упражнение в правописании проверяемых и не проверяемых ударением гласных в корне слов

Представление об орфограмме




57

Оценивать свои достижения по выполнению заданий по учебнику.

Контрольный диктант № 3 по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»

Оценивать свои достижения при выполнении заданий



58


Работа над ошибками. Обобщение о безударных гласных проверяемых и непроверяемых ударением.


Уметь находить ошибки на изученные орфограммы и объяснять правильность написания.



59

Коллективное составление сочинения по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима при­шла. Детство»


Развитие речи.

Составление текста из предложений с нарушен­ным порядком повествования.


Составлять рассказ по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима при­шла. Детство» (под руководством учителя).

Составлять текст из предложений.




60

Находить и правильно произносить согласные звуки.

Составлять предложения из слов, данных в начальной форме, из составленных предложений - рассказ, в соответствии с рисунком.

Согласные звуки их признаки Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове.


Находить в слове согласные звуки. Правильно произносить согласные звуки. Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Работать с памяткой «Согласные звуки русского языка».



61

Различать согласный звук [й] и буква «и краткое». Различать способы обозначения согласного звука [й] буквами. Использовать правило при переносе слов с буквой «и краткое».

Согласный звук [и'] и буква «и краткое»


Различать согласный звук [й'] и гласный звук [и]. Различать способы обозначения согласного звука [й'] буквами. Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведения­ми о звуке-невидимке [й]. Использо-вать правило при переносе слов с буквой «и краткое» {чай-ка).



62

Использовать правило написания слов с удвоенными согласными.



Слова с удвоенными согласными

Произношение и написание слов с удвоенными согласными.


Наблюдать над произношением и правописанием слов с удвоенными согласными.

Использовать правило переноса слов с удвоенными согласными (ван-на).



63

Находить совместно со сверстниками и взрослыми информацию (занимательные задания) в учебнике, сборнике дидактических материалов, рабочей тетради и других источниках и создавать свои занимательные задания. Участвовать в презентации занимательных заданий.

Развитие речи.

Коллективное составление рас­сказа по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» и опорным словам.

Проект «И в шутку и всерьез»

Составлять рассказ по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» и опорным словам, записывать составленный рассказ. Находить совместно со сверстниками и взрослыми ин-формацию (за­нимательные задания) в учебнике, сборнике дидактических материалов, рабочей тетради и других источниках и создавать свои занимательные задания




64

Определять и правильно произносить твёрдые и мягкие согласные звуки. Различать на письме твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме.

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения


Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки



65

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь.

Различать твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме. Работать с памяткой «Как подготовиться к письму по памяти».



66

Мягкий знак (ь) Правописание мягкого знака на конце и в сере­дине слова перед другими согласными.


Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как огонь, кольцо. Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в этих сло­вах. Подбирать примеры слов с мягким знаком (ь).







67

Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным

Переносить слова с мягким знаком (паль-цы, паль-то). Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком на конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки).



68

Учиться составлять план.

Подробное изложение по коллективно составленному плану

Проект «Пишем письмо»


Работать с текстом: определять тему текста, подбирать к нему заголо­вок, определять части текста. Анализировать текст с целью нахождения в нём информации для от­ветов на вопросы, записывать ответы Составлять продолжение рассказа.



69

Различать парные и непарные мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания чк, чн ,чт, щн, нщ, подбирать примеры

Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч.

Орфоэпические нормы произношения слов с сочетаниями чн, чт ([ш]то, наро[ш]но).


Различать непарные мягкие шипящие звуки.

Соблюдать в речи правильное орфоэпическое произношение слов с со­четаниями чн, чт (чтобы, скучно и др.). Работать с орфоэпическим словарём



70

Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч.


Находить в словах буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, подбирать при­меры слов с такими сочетаниями.



71

Работать с текстом. Подбирать к тексту заголовок. Выделять в тексте части и определять их микротемы. Записывать предложение из текста на заданную тему

Развитие речи. Работа с текстом


Работать с текстом. Подбирать к тексту заголовок. Выделять в тексте части и определять их микротемы. Записывать предложение из текста на заданную тему



72

Находить в тексте рифмующиеся строки, подбирать рифмующиеся слова, составлять словарик собственных рифм, участвовать в презентации выполненной работы.

Проект «Рифма».


Находить в тексте рифмующиеся строки, подбирать рифмующиеся слова, составлять словарик собственных рифм, участвовать в презентации выполненной работы.



73

Различать непарные твёрдые и мягкие ши-пящие звуки. Находить в словах буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу,

Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу


Различать непарные твёрдые и мягкие ши-пящие звуки. Находить в словах буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу,



74

Различать непарные твёрдые и мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания жи-ши,чу-щу,ча-ща,подбирать с ними слова. Применять правила написания этих буквосочетаний.

Правописание буквосочетаний жи—ши, ча— ща, чу—щу.


Находить в словах буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу подби­рать примеры слов с такими буквосочетаниями.



75

Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные. Характеризовать согласный звук. Правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными (кроме сонорных

Звонкие и глухие согласные звуки

Звонкие и глухие согласные звуки (парные и не­парные) и их обозначение буквами.


Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные. Характеризовать согласный звук. Правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными (кроме сонорных



76

Определять на слух парный по звонкости-глухости согласный звук на конце слова и в корне перед согласными, соотносить его произношение и написание Анализ допущенных ошибок.

Произношение парного по глухости-звонко­сти согласного звука на конце слова и в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме

Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным. Соотносить произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным.



77


Административный контрольный диктант

Оценивать свои достижения при выполнении заданий диктанта



78

Анализ допущенных ошибок.

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Обобщение изученного материала.

Применять правило при написании слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща. чу—щу. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя»



79

Определять на слух парный по звонкости-глухости согласный звук на конце слова и в корне перед согласными, соотносить его произношение и написание

Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глу­хости-звонкости согласного звука на конце сло­ва и перед согласным.


Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой

надо проверять.

Различать проверочное и проверяемое слова



80

Способы проверки парных согласных на конце слова или перед согласным в кор­не (кроме сонорного): изменение формы слова, подбор однокоренного слова.


Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и под­бора однокоренных слов (травка — трава, травушка; мороз — моро­зы, морозный).



81

Способы проверки парных согласных на конце слова или перед согласным в кор­не (кроме сонорного): изменение формы слова, подбор однокоренного слова.


Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согл. звуком на конце слова и перед согласным в корне.



3 четверть (50ч)

Звуки и буквы

82

Составлять приёмы проверки написания гласных и согласных в корне слова. Проводить звуко-буквенный разбор по заданному образцу. Составлять (под руководством учителя) текст поздравительной открытки; излагать письменно текст по вопросам.

Развитие речи.

Составление поздравительной открытки.

Объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости соглас­ным звуком на основе алгоритма проверки написания.



83

Работа над ошибками. Обобщение изученного

Анализировать свою письменную работу; работать над ошибками



84

Произносить парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным и его обозначать буквой на письме.

Способы проверки написания буквы, обозначающий парный по глухости-звонкости согласный звук, на конце слова и перед согласным в корне: изменение формы слова, подбор однокоренных слов.

Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова


Объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости соглас­ным звуком на основе алгоритма проверки написания.



85

Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова


Работать с текстом: определять тему текста, подбирать к нему заголо­вок, определять части текста. Анализировать текст с целью нахождения в нём информации для от­ветов на вопросы, записывать ответы



86

Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова


Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне.



87

Особенности проверяемых и проверочных слов.

Сопоставлять приёмы проверки написания гласных и согласных в кор­не слова.

Объяснять правильность написания слов с изученными орфограммами. Работать с памяткой «Как подготовиться к диктанту».



88

Формировать умения ставить перед собой орфографическую задачу при написании слов, определять пути ее решения, решать ее в соответствии с изученным правилом

Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами.




89


Развитие речи.

Изложение текста по вопросам


Работать с текстом: определять тему текста, подбирать к нему заголо­вок, определять части текста. Анализировать текст с целью нахождения в нём информации для от­ветов на вопросы, записывать ответы



90

Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова. Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой.

Упражнения в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов.

Сопоставлять приёмы проверки написания гласных и согласных в кор­не слова.

Объяснять правильность написания слов с изученными орфограммами



91

Обобщение знаний об изученных правилах письма.

Сопоставлять приёмы проверки написания гласных и согласных в кор­не слова.

Объяснять правильность написания слов с изученными орфограммами.



92


Контрольный диктант № 5

по теме «Правописание слов с парными согласными на конце слова и перед согласным»

Оценивать свои достижения при выполнении заданий



93


Работа над ошибками. Обобщение изученного.

Анализировать свою письменную работу; работать над ошибками



94

Наблюдать над произношением слов с разделительным ь. Подбирать примеры с разделительным ь

Разделительный мягкий знак (ь)

Наблюдение над произношением слов с разде­лительным мягким знаком

Наблюдать над произношением слов с разделительным ь. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как семья, вьюга.



95

Подбирать примеры с разделительным ь. Различать слова с ь- показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком. Использовать правило при написании слов с разделительным ь. Объяснять написание разделительного ь в словах.


Использование на письме разделительного мяг­кого знака.


Различать слова с мягким знаком — показателем мягкости предшеству­ющего согласного звука и с разделительным мягким знаком. Использовать правило при написании слов с разделительным мяг. знаком (ь).



96

Составлять устный рассказ по серии рисунков

Развитие речи. Составление устного рассказа по серии рисунков.


Составлять устный рассказ по серии рисунков (под руководством учи­теля); излагать письменно текст по вопросам.



97

Оценивать свои достижения при выполнении задания «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.

Проверочная работа по теме «Правописание слов с мягким знаком» Обобщение знаний об изученных правилах письма. «Проверь себя»


Оценивать свои достижения при выполнении заданий



Части речи

(60ч)

98

Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. Находить в тексте части речи с опорой на их признаки.

Общее представление о частях речи


соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопро­сы, на которые они отвечают, с частями речи.



99

Соотнесение слов-названий, вопросов, на кото­рые они отвечают, с частями речи.

Анализировать схему «Части речи», составлять по ней сообщение. Находить в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, поль­зуясь схемой



Имя существительное

(19ч)

100

Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. Находить в тексте части речи с опорой на их признаки.

Расширение представлений о предметах и явле­ниях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления.


Распознавать имя существительное среди других частей речи по обоб­щённому лексическому значению и вопросу.



101

Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.

Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного.


Общее представление об имени существительном как части речи

Обосновывать отнесение слова к имени существительному. Объяснять лексическое значение слов — имён существительных.



102

Имя существительное как часть речи: значе­ние и употребление в речи

Обогащать собственный словарь именами существительными разных лексико-темати-ческих групп. Работать со страничкой для любознательных: знакомство с лексиче­ским значением имён существительных.



103

Одушевлённые и неодушевлённые имена су­ществительные

Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существи­тельных.



104

Одушевлённые и неодушевлённые имена су­ществительные. Закрепление.


Классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушев­лённые по значению и объединять их в тематические группы.



105

Упражнения в различении одушевленных и неодушевленных имен существительных

Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существи­тельных.



106

Упражнение в различении имен существительных. Составление письменных ответов на вопросы к тексту

Классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушев­лённые по значению и объединять их в тематические группы.



107

Собственные и нарицательные имена суще­ствительные

Различать собственные и нарицательные имена существительные, под­бирать примеры таких существительных



108

Заглавная буква в именах собственных.



109

Заглавная буква в именах существительных собственных (именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных)

Классифицировать имена существительные собственные и нарицатель­ные по значению и объединять их в тематические группы.



110

Заглавная буква в именах собственных (географических названиях)

Находить информацию (с помощью взрослых) из справочной литера­туры в библиотеке, интернета) о происхождении своей фамилии и на­звании своего города (или села, посёлка, деревни).



111

Проверочная работа по теме «Правописание имен собственных»

Писать с заглавной буквы имена собственные.



112

Число имён существительных. Изменение существительных по числам. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе (ножницы, молоко).

Определять число имён существительных (единственное и множествен­ное). ). Изменять имена существительные по числам (книга — книги). Работать с орфоэпическим словарём.



113

Синтаксическая функция имени существительного в предложении ((подлежащие или второстепенный член)

Определять, каким членом предложения является имя существительное в предложении. Правильно произносить имена существительные в форме единствен­ного и множественного числа (туфля — туфли, простыня — просты­ни).



114

Обобщение знаний об имени существительном. Первоначальные представления о разборе имени существительного как части речи.

Определять грамматические признаки имён существительных: одушев­лённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное; число (единственное или множественное), роль в предложении. Обосновывать правильность определения грамматических признаков имени существительного. Классифицировать имена существительные по определённому грамма­тическому признаку. Выбирать из ряда имён существительных имя существит. с опре­делённым признаком.



115


Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам с языковым анализом текста

Работать с повествовательным текстом: определять его тему и глав­ную мысль, подбирать заголовок к тексту, определять части текста, со­ставлять ответы на данные вопросы, записывать составленный текст в соответствии с вопросами. Проверять текст.



116


Работа над ошибками, допущенными в изложении.

Обобщение изученного.

Анализировать свою письменную работу; работать над ошибками



117

Контрольный диктант № 6 по теме «Имя существительное»

Оценивать свои достижения при выполнении заданий



118

Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени существительном

Анализировать свою письменную работу; работать над ошибками Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя»



Глагол (12ч)

119

Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Классифицировать глаголы по вопросам.

Глагол как часть речи и его употребление в речи (общее представление)

Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лекси­ческому значению и вопросу. Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу.



120

Определять, каким членом предложения является глагол в предложении. Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания.

Упражнения в распознавании глаголов. Роль глаголов в речи


Классифицировать глаголы по вопросам.

Распознавать глаголы, употреблённые в прямом и переносном значе­ниях.



121

Определять, каким членом предложения является глагол в предложении. Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания.

Упражнения в различении глаголов. Восстановление деформированного текста

Определять, каким членом предложения является глагол в предложе­нии.

Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания.



122


Развитие речи.

Составление рассказа по репро­дукции картины художника. А. К. Саврасова «Грачи прилете­ли» по данным вопросам

Рассматривать репродукцию картины А. К. Саврасова «Грачи прилете­ли» по данным вопросам, обсуждать план предстоящего рассказа, со­ставлять (под руководством учителя) по картине рассказ, записывать рассказ.



123

Определять число глагола, распределять глаголы по группам в зависимости от их числа, изменять глаголы по числам, приводить примеры глаголов определённого числа, употреблять глаголы в определённом числе.

Число глагола. Изменение глагола по числам

Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов. Работать с орфоэпическим словарём.



124

Правописание частицы не с глаголом



125

Раздельно писать частицу НЕ с глаголом.

Правописание частицы не с глаголом

Раздельно писать частицу не с глаголом (не кричать).



126

Определять грамматические признаки глагола: число (единственное или множественное), роль в предложении.

Обобщение знаний о глаголе

Определять грамматические признаки глагола: число (единственное или множественное), роль в предложении. Обосновывать правильность определения признаков глагола.



127

Определять правильный порядок предложений, составлять текст, подбирать к нему название записывать составленный текст

Развитие речи.

Восстановление текста с нару­шенным порядком предложений

Определять правильный порядок предложений, составлять текст, под­бирать к нему название и записывать составленный текст.



128

Административный контрольный диктант.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя»



129

Определять правильный порядок предложений, составлять текст, подбирать к нему название записывать составленный текст.

Работа над ошибками.

Текст-повествование и роль в нём глаголов.

Распознавать текст-повествование.

Наблюдать над ролью глаголов в повествовательном тексте.



130

Распознавать текст – повествование. Наблюдать над ролью глаголов в повествовательном тексте.

Развитие речи. Составление текста-повествова­ния на предложенную тему, составление пись­менного ответа на один из вопросов к заданно­му тексту.

Составлять текст-повествование на предложенную тему, находить нуж­ную информацию для ответа на вопрос к тексту и записывать ответ.



Имя прилагательное (13ч)

131

Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных.

Употребление имен прилагательных в единственном и во множественном числе.


Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи.

Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.



IV четверть (40 ч.)

132

Признаки, которые могут обозначать имена прилагательные


Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными. Приводить примеры.



133

Связь имен существительных с именами прилагательными в предложении и в словосочетании


Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными. Приводить примеры имён прилагательных



134

Употребление в речи имен прилагательных, противоположных по значению


Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагатель­ному.

Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп.




135

Употребление в речи имен прилагательных, противоположных по значению. Закрепление.


Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными. Приводить примеры



136

Упражнения в различении имен прилагательных среди однокоренных слов


Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. Подбирать имена прилагательные — сравнения для характеристики ка­честв, присущих людям и животным.



137

Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагатель­ного от формы числа имени существительного.


Определять число имён прилагательных, распределять имена прила­гательные в группы в зависимости от их числа, изменять прилагатель­ные по числам.




138

Употребление имен прилагательных в единственном и во множественном числе. Литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь

Соблюдать литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др.



139

Обобщение знаний об имени прилагательном

Проверочная работа «Проверь себя»


Самостоятельная проверочная работа

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя»



140

Контрольный диктант № 8 по теме «Имя прилагательное»


Уметь писать слова с изученными орфограммами, подбирать заголовок к тексту, составлять предложение на тему, распознавать изученные части речи



141

Распознавать текст-описание. Наблюдать за ролью имени прилагательного в тексте –описании.

Работа над ошибками.

Понятие о тексте-описании.

Роль имён прилагательных в тексте-описании.


Распознавать текст-описание.

Наблюдать над ролью имён прилагательных в тексте-описании.



142

Развитие речи.

Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».


Составлять текст-описание натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» (под руководством учителя).



143

Составление текста-описания на основе личных наблюдений (описание до­машнего животного либо комнатного растения).


Сравнение как одно из выразительных средств языка.

Составлять текст-описание на основе личных наблюдений (коллектив­ное обсуждение плана подготовительной работы)



144

Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1,2,3-го лица единственного и множественного числа.

Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи (общее представ­ление)


Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов в предложении. Различать местоимения и имена существительные



145

Упражнения в распознавании местоимений и в употреблении местоимений в речи

Различать местоимения, правильно употреблять их в речи, совершенствовать навык написания слов с изученными орфограммами



146

Редактирование текста с повторяющимися име­нами существительными.

Составление текста из предложений с нарушен­ной последовательностью повествования. Составление по рисункам текста-диалога.


Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные личными местоимениями.

Составлять из предложений текст, подбирать к нему заголовок, запи­сывать составленный текст. Составлять по рисункам диалоги. На-ходить в диалогической речи местоимения и определять их роль в высказываниях



147

Структура текста-рассуждения

Текст-рассуждение. Структура текста-рассуждения

Распознавать текст-рассуждение.

Создавать устные и письменные тексты-рассуждения.

Работать с текстом: определять тип текста, тему и главную мысль, выделять части в тексте-рассуждении, записывать текст по частям.



148


Обучающее изложение текста-рассуждения, воспринятого зрительно


Работать с текстом: определять тип текста, тему и главную мысль, выделять части в тексте-рассуждении, записывать текст по частям.



149


Проверочная работа «Проверь себя»

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя»



150

Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Отличие п Правильное употребление предлоги в речи. Раздельное написание предлогов со словами .

Предлог как часть речи. Ознакомление с наиболее употребительными предлогами.

Узнавать предлоги в устной и письменной речи.




151

Раздельное написание предлогов со словами. Функция предлогов в речи


Правильно употреблять предлоги в речи (прийти из школы).

Раздельно писать предлоги со словами.




152

Правописание предлогов с именами существи­тельными.




153


Редактирование текста: восстановление деформированного повествовательного текста по рассказу Б. Житкова «Храбрый утенок»

Редактировать текст; восстанавливать деформированный повествова­тельный текст.



154


Комплексная контрольная работа на межпредметной основе

Оценивать свои достижения при выполнении заданий



155


Работа над ошибками.

Редактировать текст; восстанавливать деформированный повествовательный текст.



156

Пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями, словарями антонимов и синонимов, словарём однокоренных слов. Находить полезную информацию о словарях, придумывать собственные задания, для выполнения которых требуются словари, участвовать в презентации подготовленных заданий.

Проект «В словари за частями речи!»


Уметь находить части речи в различных словарях. Составлять проект и защищать его.



157


Обобщение знаний о частях речи

Оценивать свои достижения при выполнении заданий



Повторение

(14ч)

158

Наблюдать за особенностями речи и оценивать её. Работать с текстом, различать виды текста. Определять границы предложения, обосновывать выбор знаков препинания. Определять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь слов в предложении. Работать со словарями..

Виды текстов. Обобщение знаний о признаках, по которым можно различить текст. Упражнения в создании текстов разного типа:

Рассматривать репродукцию картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» по данным вопросам, обсуждать план предстоящего рассказа, со­ставлять (под руководством учителя) по картине рассказ, записывать рассказ



159

Предложение. Знаки препинания в конце предложений


Обобщение знаний о предложении Правильно оформлять предложение в письменной речи. Признаки предложения и использование в речи.



160

Главные члены предложения их распознавание. Распространение предложений второстепенными членами. Связь слов в предложении


Понятия «подлежащее», «сказуемое», составление предложений.

Распространённое и нераспространённое предложение



161

Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;

• перенос слов;

• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

• проверяемые безударные гласные в корне слова;

• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

• непроизносимые согласные;

• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова

• разделительные ъ и ь;

• раздельное написание предлогов с именами существительными;

• раздельное написание частицы не с глаголами;

• раздельное написание предлогов с другими словами;

• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;


Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы.


Знать лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы.



162

Части речи и различение их признаков. Роль частей речи в нашей речи. Разбор слова как части речи




163

Контрольный диктант № 9 по теме «Правописание предлогов»

Оценивать свои достижения при выполнении заданий



164

Контрольное списывание текста

Оценивать свои достижения при выполнении заданий



165

Звуки и буквы. Алфавит. Звуко-буквенный разбор слов


Различать звуки и буквы, деление на слоги, перенос слов



166

Административный контрольный диктант.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий



167

Обобщение знаний об изученных правилах правописания. Упражнения в применении этих правил.

Сопоставлять правила об орфограммах в корне. Правильно употреблять Ь разделительный знак на письме



168

Правописание безударных гласных, проверяемых ударением. Повторение.

Знать правило на правописание безударных гласных, проверяемых ударением, уметь его применять.



169

Правописание безударных гласных, непроверяемых ударением. Повторение.

Знать словарные слова за курс 2 класса



170

Правописание парных согласных. Повторение.

Знать правило на правописание парных согласных и уметь его применять.