СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
УМК "Школа России", 2 класс, с описанием основных видов учебной деятельности
Русский язык
2 класс
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
№ п/п | Содержание курса. | Темы уроков. | Характеристика деятельности учащихся | Дата проведения (по плану) | Дата проведения (по факту) |
Наша речь (3 ч) | |||||
1. | Роль русского языка. Виды речи. Требования к речи. Речь диалогическая и монологическая | Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. | Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка. Анализировать речь людей (при анализе текстов).
|
|
|
2. | Уустная, письменная речь и речь про себя. Отличие диалогической речь от монологической, использование в речи.. | Виды речевой деятельности человека. Речь устная, письменная, внутренняя (речь про себя). | Различать устную, письменную речь и речь про себя. Работать с памяткой «Как научиться правильно списывать предложение» |
|
|
3. | Речь диалогическая и монологическая. | Диалог и монолог. Речь диалогическая и монологическая.
| Отличать диалогическую речь от монологической. Использовать в речи диалог и монолог. Участвовать в учебном диалоге. Соблюдать в речи правила речевого этикета, оценивать свою речь на предмет её вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику. |
|
|
Текст (4ч | |||||
4. | Признаки текста: целостность, связанность, законченность. Отличие текста от других записей по его признакам. Осмысленное чтение текста | Текст. Признаки текста: целостность, связность, законченность.
| О6тличать текст от других записей по его признакам Осмысленно читать текст |
|
|
5. | Текст. Тема и главная мысль текста Заглавие
| Определять тему и главную мысль текста. Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тексту |
|
| |
6. | Признаки текста: целостность, связанность, законченность. Отличать текст от других записей по его признакам. Осмысленно читать текст. | Части текста. Построение текста: вступление, основная часть. | Составлять текст по заданной теме. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения, заключение. Выбирать ту часть текста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче. Передавать устно содержание прочитанного текста-образца или составленного текста. Создавать устный и письменный текст в соответствии с поставленной учебной коммуникативной задачей. |
|
|
7. | Составление рассказа по рисунку, данному началу и опорным словам.
| Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя». |
|
| |
Предложение (12ч) | |||||
8. | Назначение и признаки предложения. Предложения, различные по цели высказывания. | Предложение как единица речи, его назначение и признаки: законченность мысли, связь слов в предложении.
| Отличать предложение от группы слов. Определять границы предложения в деформированном тексте. Составлять предложения из слов. Определять в тексте предложения, различные по цели высказывания; |
|
|
9. | Знаки препинания конца предложения | выбирать знак для обозначения конца предложения. Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения. Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения.
|
|
| |
10. | Назначение и признаки предложения. Предложения, различные по цели высказывания. Главные члены предложения | Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания | Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения Составлять предложения из слов. Составлять (устно и письменно) ответы на вопросы. |
|
|
11. | Главные члены предложения (основа).
| Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Определять границы предложения в деформированном тексте . |
|
| |
12. | Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение пройдённого в 1 классе» |
|
|
| |
13. | Работа над ошибками. Второстепенные члены предложения | Находить главные члены (основу) предложения.. Обозначать графически грамматическую основу. Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения. |
|
| |
14. | Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. | Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения.
| Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения, Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого. |
|
|
15. | Распространённые и нераспространённые предложения. | Распространённые и нераспространённые предложения. | Различать распространённое (с второстепенными членами) и нераспространённое (без второстепенных членов) предложения. Составлять нераспространённые и распространённые предложения. Распространять нераспространённые предложения. |
|
|
16. | Выделение предложения из речи. Установление связи слов в предложении. | Связь слов в предложении
| Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения. Составлять предложение из деформированных слов (слов, не связанных по смыслу). |
|
|
17. |
| Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень». | Рассматривать репродукцию картины И. С. Остроухова «Золотая осень» в «Картинной галерее» учебника. Составлять рассказ по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень», используя данное начало и опорные слова. |
|
|
18. |
| Проверочная работа по темам «Текст», «Предложение»
| Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. |
|
|
19. |
| Контрольное списывание текста с дополнительным заданием | Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику |
|
|
Слова, слова, слова….(18ч) | |||||
20. | Номинативная (назывная) функция слова. Понимание слова как единства звучания и значения.
| Слово и его значение. | Объяснять лексическое значение слова. Находить в тексте незнакомые слова. Классифицировать слова по тематическим группам. |
|
|
21. | Определять значение слова по толковому словарю. Объяснять лексическое значение слова. Находить в тексте незнакомые слова. Классифицировать слова по тематическим группам. Наблюдение над переносным значением слов как средством создания словесно-художественных образов.
| Слово как общее название многих однородных предметов. Работа с толковым и орфографическим словарями
| Распознавать многозначные слова, Работать со страничкой для любознательных. Наблюдение над этимологией слова лопата |
|
|
22. | Однозначные и многозначные слова | Распознавать слова в прямом и переносном значениях. Определять значение слова по толковому словарю |
|
| |
23. | Прямое и переносное значения слов. | Работать с толковым и орфографическим словарями. Создавать в воображении яркие словесные образы, рисуемые авторами в пейзажных зарисовках. |
|
| |
24. | Распознавать среди данных пар слов синонимы. Подбирать к слову синонимы | Синонимы Работа со словарём синонимов
| Распознавать среди данных пар слов синонимы. Подбирать к слову синонимы Работать со страничкой для любознательных. Знакомиться с этимологией слова синоним Работать со словарями синонимов учебника. |
|
|
25. | Распознавать среди данных пар слов антонимы. Подбирать к слову антонимы | Антонимы. Работа со словарём антонимов
| Распознавать среди данных пар слов антонимы. Подбирать к слову антонимы Работать со страничкой для любознательных. Знакомиться с этимологией слова антоним. Работать со словарями синонимов и антонимов учебника. |
|
|
26. |
| Развитие речи. Изложение текста воспринятого зрительно по данным к нему вопросам
| Подбирать заголовок к тексту. Излагать письменно содержание текста по данным вопросам. |
|
|
27. | Распознавать среди данных пар слов синонимы и антонимы. Работать со словарями синонимов и антонимов учебника, находить нужную информацию. | Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов. Обобщение по теме
| Определять смысловое значение пословиц и соотносить их с определенными жизненными ситуациями. Анализировать речевые высказывания с использованием в них языковых средств. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику |
|
|
28. | Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов. | Родственные (однокоренные) слова. Выделение корня в однокоренных словах.
| Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов. Выделять корень в однокоренных словах, Работать с памяткой «Как найти корень слова».
|
|
|
29. | Выделять корень в однокоренных словах, различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. | Корень слова (первое представление). Работа со словарём однокоренных слов | Группировать однокоренные слова с разными корнями. Работать со словарём однокоренных слов учебника Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах. |
|
|
30. | Группировать однокоренные слова с разными корнями. Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах. | Различение однокоренных слов и синонимов, родственных слов и слов с омонимичными корнями.
| различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями |
|
|
31. | Работать со словарём однокоренных слов учебника. Производить анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня | Единообразное написание корня в однокоренных словах.
| Подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень Производить анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня. |
|
|
32. | Делить слова на слоги. Определять количество слогов в слове. Классифицировать слова по количеству в них слогов. | Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков. | Делить сова на слоги. Определять количество в слове слогов. Классифицировать слова по количеству в них слогов. Ударение. Определять ударение в слове. Находить слова по заданной модели. Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова. |
|
|
33. | Словообразующая функция ударения. Разноместность и подвижность русского ударения.
| Словесное и логическое (смысловое) удаарение Наблюдать за ролью словесного ударения. Различать ударные и безударные слоги. Наблюдать над разноместностью и подвижностью русского ударения. |
|
| |
34. | Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударения. Различать ударные и безударные слоги | Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского языка. Работа с орфоэпическим словарём.
| Работать с орфоэпическим словарём, находить в нём нужную информацию о произношении слова. Соблюдать в практике речевого общения изучаемые нормы произношения слов. Оценивать в процессе совместной деятельности в парах правильность произношения слов |
|
|
35. | Сравнивать слова по возможности переноса слов. Переносить слова по слогам. Определять способы переноса | Перенос слов. Правила переноса | Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую (якорь, (крот, улей, зима), Переносить слова по слогам. |
|
|
36. |
| Проверочная работа по теме «Слово и его значение»
| Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» |
|
|
37. | Составлять рассказ по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам | Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.
| Составлять рассказ по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам |
|
|
Звуки и буквы (59ч) | |||||
38. | Различие. Звуки и их обозначение буквами на письме. Условные звуковые обозначения слов | Звуки и буквы. | Различать звуки и буквы. Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Наблюдать модели слов (звуковые и буквенные), анализировать их. |
|
|
39. | Алфавит. Значение алфавита. Знание алфавита. Использование алфавита при работе со словарями.
| Алфавит. | Объяснять, где могут пригодиться знания об алфавите. Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначаю. Определять положение заданной буквы в алфавите |
|
|
40. | Употребление прописной (заглавной) буквы.
| Употребление прописной (заглавной) буквы.
| Сопоставлять случаи употребления заглавной (прописной) и строчной буквы в словах» Использовать правило написания имён собственных и первого слова в предложении.
|
|
|
41. |
| Административный контрольный диктант | Оценивать свои достижения при выполнении заданий диктанта |
|
|
42 |
| Работа над ошибками |
|
|
|
43 | Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове: Сведения об источниках пополнения словарного запаса русского языка | Гласные звуки и буквы и их признаки. | Находить в слове гласные звуки. Объяснять особенности гласных звуков. Правильно произносить гласные звуки. Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. |
|
|
44 |
| Развитие речи. Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту | Излагать письменно содержание текста
|
|
|
45. | Определять безударный гласный звук в слове. Различать проверочное и проверяемое слово. | Произношение ударного и безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме
| Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять |
|
|
46. | Особенности проверяемых и проверочных слов | Различать проверочное и проверяемое слова. Объяснять, когда в речи употребляют образные выражения (фразеологизмы): язык заплетается, воробью по колено и др. |
|
| |
2 четверть (35ч) | |||||
47 | Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным).
| Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова | Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова (слоны — слон, слоник; трава — травы, травка).
|
|
|
48 | Планировать учебные действия при решении орфографической задачи, определять пути её решения, решать в соответствии с изученным правилом.
| Способы проверки безударных гласных в корне
| Объяснять правописание слов с безударными гласными в корне, пользоваться алгоритмом проверки написания. |
|
|
49 | Упражнения в написании слов с безударными гласными
|
|
| ||
50 | Упражнения в написании слов с безударными гласными
| Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания. |
|
| |
51 | Упражнения в написании слов с безударными гласными
|
|
| ||
52. | Объяснять правописание слов с безударными гласными в корне, пользоваться алгоритмом проверки написания.
| Обобщение знаний о правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением Восстановление деформированного текста
| Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Запоминать написание непро-веряемой орфограммы безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 классов. |
|
|
53. | Слова с безударными гласными, не проверяемыми ударением
| Работать с орфографическим словарём учебника: находить слова с изучаемой орфограммой и проверять написание слова по орфографическому словарю. Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Запоминать написание непроверяемой орфограммы безударного гласного звука в словах, |
|
| |
54 | Правописание слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением
|
|
| ||
55 | Особенности проверяемых и проверочных слов. Способы проверки написания букв, обозначающий безударный гласный звук в корне слова | Упражнение в правописании проверяемых и не проверяемых ударением гласных в корне слов
|
|
| |
56 | Упражнение в правописании проверяемых и не проверяемых ударением гласных в корне слов Представление об орфограмме
|
|
| ||
57 | Оценивать свои достижения по выполнению заданий по учебнику. | Контрольный диктант № 3 по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне» | Оценивать свои достижения при выполнении заданий |
|
|
58 |
| Работа над ошибками. Обобщение о безударных гласных проверяемых и непроверяемых ударением.
| Уметь находить ошибки на изученные орфограммы и объяснять правильность написания. |
|
|
59 | Коллективное составление сочинения по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство»
| Развитие речи. Составление текста из предложений с нарушенным порядком повествования.
| Составлять рассказ по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство» (под руководством учителя). Составлять текст из предложений.
|
|
|
60 | Находить и правильно произносить согласные звуки. Составлять предложения из слов, данных в начальной форме, из составленных предложений - рассказ, в соответствии с рисунком. | Согласные звуки их признаки Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове.
| Находить в слове согласные звуки. Правильно произносить согласные звуки. Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Работать с памяткой «Согласные звуки русского языка». |
|
|
61 | Различать согласный звук [й] и буква «и краткое». Различать способы обозначения согласного звука [й] буквами. Использовать правило при переносе слов с буквой «и краткое». | Согласный звук [и'] и буква «и краткое»
| Различать согласный звук [й'] и гласный звук [и]. Различать способы обозначения согласного звука [й'] буквами. Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о звуке-невидимке [й]. Использо-вать правило при переносе слов с буквой «и краткое» {чай-ка). |
|
|
62 | Использовать правило написания слов с удвоенными согласными.
| Слова с удвоенными согласными Произношение и написание слов с удвоенными согласными.
| Наблюдать над произношением и правописанием слов с удвоенными согласными. Использовать правило переноса слов с удвоенными согласными (ван-на). |
|
|
63 | Находить совместно со сверстниками и взрослыми информацию (занимательные задания) в учебнике, сборнике дидактических материалов, рабочей тетради и других источниках и создавать свои занимательные задания. Участвовать в презентации занимательных заданий. | Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» и опорным словам. Проект «И в шутку и всерьез»
| Составлять рассказ по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» и опорным словам, записывать составленный рассказ. Находить совместно со сверстниками и взрослыми ин-формацию (занимательные задания) в учебнике, сборнике дидактических материалов, рабочей тетради и других источниках и создавать свои занимательные задания
|
|
|
64 | Определять и правильно произносить твёрдые и мягкие согласные звуки. Различать на письме твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме. | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения
| Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки |
|
|
65 | Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь. | Различать твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме. Работать с памяткой «Как подготовиться к письму по памяти». |
|
| |
66 | Мягкий знак (ь) Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными.
| Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как огонь, кольцо. Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в этих словах. Подбирать примеры слов с мягким знаком (ь). |
|
| |
67 | Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным | Переносить слова с мягким знаком (паль-цы, паль-то). Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком на конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки). |
|
| |
68 | Учиться составлять план. | Подробное изложение по коллективно составленному плану Проект «Пишем письмо»
| Работать с текстом: определять тему текста, подбирать к нему заголовок, определять части текста. Анализировать текст с целью нахождения в нём информации для ответов на вопросы, записывать ответы Составлять продолжение рассказа. |
|
|
69 | Различать парные и непарные мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания чк, чн ,чт, щн, нщ, подбирать примеры | Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч. Орфоэпические нормы произношения слов с сочетаниями чн, чт ([ш]то, наро[ш]но).
| Различать непарные мягкие шипящие звуки. Соблюдать в речи правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями чн, чт (чтобы, скучно и др.). Работать с орфоэпическим словарём |
|
|
70 | Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч.
| Находить в словах буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, подбирать примеры слов с такими сочетаниями. |
|
| |
71 | Работать с текстом. Подбирать к тексту заголовок. Выделять в тексте части и определять их микротемы. Записывать предложение из текста на заданную тему | Развитие речи. Работа с текстом
| Работать с текстом. Подбирать к тексту заголовок. Выделять в тексте части и определять их микротемы. Записывать предложение из текста на заданную тему |
|
|
72 | Находить в тексте рифмующиеся строки, подбирать рифмующиеся слова, составлять словарик собственных рифм, участвовать в презентации выполненной работы. | Проект «Рифма».
| Находить в тексте рифмующиеся строки, подбирать рифмующиеся слова, составлять словарик собственных рифм, участвовать в презентации выполненной работы. |
|
|
73 | Различать непарные твёрдые и мягкие ши-пящие звуки. Находить в словах буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, | Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу
| Различать непарные твёрдые и мягкие ши-пящие звуки. Находить в словах буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, |
|
|
74 | Различать непарные твёрдые и мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания жи-ши,чу-щу,ча-ща,подбирать с ними слова. Применять правила написания этих буквосочетаний. | Правописание буквосочетаний жи—ши, ча— ща, чу—щу.
| Находить в словах буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу подбирать примеры слов с такими буквосочетаниями. |
|
|
75 | Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные. Характеризовать согласный звук. Правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными (кроме сонорных | Звонкие и глухие согласные звуки Звонкие и глухие согласные звуки (парные и непарные) и их обозначение буквами.
| Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные. Характеризовать согласный звук. Правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными (кроме сонорных |
|
|
76 | Определять на слух парный по звонкости-глухости согласный звук на конце слова и в корне перед согласными, соотносить его произношение и написание Анализ допущенных ошибок. | Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме | Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным. Соотносить произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным. |
|
|
77 |
| Административный контрольный диктант | Оценивать свои достижения при выполнении заданий диктанта |
|
|
78 | Анализ допущенных ошибок.
| Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Обобщение изученного материала.
| Применять правило при написании слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща. чу—щу. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» |
|
|
79 | Определять на слух парный по звонкости-глухости согласный звук на конце слова и в корне перед согласными, соотносить его произношение и написание | Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным.
| Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова |
|
|
80 | Способы проверки парных согласных на конце слова или перед согласным в корне (кроме сонорного): изменение формы слова, подбор однокоренного слова.
| Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов (травка — трава, травушка; мороз — морозы, морозный). |
|
| |
81 | Способы проверки парных согласных на конце слова или перед согласным в корне (кроме сонорного): изменение формы слова, подбор однокоренного слова.
| Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согл. звуком на конце слова и перед согласным в корне. |
|
| |
3 четверть (50ч) | |||||
Звуки и буквы | |||||
82 | Составлять приёмы проверки написания гласных и согласных в корне слова. Проводить звуко-буквенный разбор по заданному образцу. Составлять (под руководством учителя) текст поздравительной открытки; излагать письменно текст по вопросам. | Развитие речи. Составление поздравительной открытки. | Объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания. |
|
|
83 | Работа над ошибками. Обобщение изученного | Анализировать свою письменную работу; работать над ошибками |
|
| |
84 | Произносить парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным и его обозначать буквой на письме. Способы проверки написания буквы, обозначающий парный по глухости-звонкости согласный звук, на конце слова и перед согласным в корне: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова
| Объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания. |
|
|
85 | Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова
| Работать с текстом: определять тему текста, подбирать к нему заголовок, определять части текста. Анализировать текст с целью нахождения в нём информации для ответов на вопросы, записывать ответы |
|
| |
86 | Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова
| Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. |
|
| |
87 | Особенности проверяемых и проверочных слов. | Сопоставлять приёмы проверки написания гласных и согласных в корне слова. Объяснять правильность написания слов с изученными орфограммами. Работать с памяткой «Как подготовиться к диктанту». |
|
| |
88 | Формировать умения ставить перед собой орфографическую задачу при написании слов, определять пути ее решения, решать ее в соответствии с изученным правилом | Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами.
|
|
| |
89 |
| Развитие речи. Изложение текста по вопросам
| Работать с текстом: определять тему текста, подбирать к нему заголовок, определять части текста. Анализировать текст с целью нахождения в нём информации для ответов на вопросы, записывать ответы |
|
|
90 | Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова. Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой. | Упражнения в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов. | Сопоставлять приёмы проверки написания гласных и согласных в корне слова. Объяснять правильность написания слов с изученными орфограммами |
|
|
91 | Обобщение знаний об изученных правилах письма. | Сопоставлять приёмы проверки написания гласных и согласных в корне слова. Объяснять правильность написания слов с изученными орфограммами. |
|
| |
92 |
| Контрольный диктант № 5 по теме «Правописание слов с парными согласными на конце слова и перед согласным» | Оценивать свои достижения при выполнении заданий |
|
|
93 |
| Работа над ошибками. Обобщение изученного. | Анализировать свою письменную работу; работать над ошибками |
|
|
94 | Наблюдать над произношением слов с разделительным ь. Подбирать примеры с разделительным ь | Разделительный мягкий знак (ь) Наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком | Наблюдать над произношением слов с разделительным ь. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как семья, вьюга. |
|
|
95 | Подбирать примеры с разделительным ь. Различать слова с ь- показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком. Использовать правило при написании слов с разделительным ь. Объяснять написание разделительного ь в словах.
| Использование на письме разделительного мягкого знака.
| Различать слова с мягким знаком — показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком. Использовать правило при написании слов с разделительным мяг. знаком (ь). |
|
|
96 | Составлять устный рассказ по серии рисунков | Развитие речи. Составление устного рассказа по серии рисунков.
| Составлять устный рассказ по серии рисунков (под руководством учителя); излагать письменно текст по вопросам. |
|
|
97 | Оценивать свои достижения при выполнении задания «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. | Проверочная работа по теме «Правописание слов с мягким знаком» Обобщение знаний об изученных правилах письма. «Проверь себя»
| Оценивать свои достижения при выполнении заданий |
|
|
Части речи (60ч) | |||||
98 | Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. Находить в тексте части речи с опорой на их признаки. | Общее представление о частях речи
| соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. |
|
|
99 | Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи. | Анализировать схему «Части речи», составлять по ней сообщение. Находить в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой |
|
| |
Имя существительное (19ч) | |||||
100 | Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. Находить в тексте части речи с опорой на их признаки. | Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления.
| Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. |
|
|
101 | Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного.
| Общее представление об имени существительном как части речи | Обосновывать отнесение слова к имени существительному. Объяснять лексическое значение слов — имён существительных. |
|
|
102 | Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи | Обогащать собственный словарь именами существительными разных лексико-темати-ческих групп. Работать со страничкой для любознательных: знакомство с лексическим значением имён существительных. |
|
| |
103 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существительных. |
|
| |
104 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Закрепление.
| Классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые по значению и объединять их в тематические группы. |
|
| |
105 | Упражнения в различении одушевленных и неодушевленных имен существительных | Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существительных. |
|
| |
106 | Упражнение в различении имен существительных. Составление письменных ответов на вопросы к тексту | Классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые по значению и объединять их в тематические группы. |
|
| |
107 | Собственные и нарицательные имена существительные | Различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких существительных |
|
| |
108 | Заглавная буква в именах собственных. |
|
| ||
109 | Заглавная буква в именах существительных собственных (именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных) | Классифицировать имена существительные собственные и нарицательные по значению и объединять их в тематические группы. |
|
| |
110 | Заглавная буква в именах собственных (географических названиях) | Находить информацию (с помощью взрослых) из справочной литературы в библиотеке, интернета) о происхождении своей фамилии и названии своего города (или села, посёлка, деревни). |
|
| |
111 | Проверочная работа по теме «Правописание имен собственных» | Писать с заглавной буквы имена собственные. |
|
| |
112 | Число имён существительных. Изменение существительных по числам. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе (ножницы, молоко). | Определять число имён существительных (единственное и множественное). ). Изменять имена существительные по числам (книга — книги). Работать с орфоэпическим словарём. |
|
| |
113 | Синтаксическая функция имени существительного в предложении ((подлежащие или второстепенный член) | Определять, каким членом предложения является имя существительное в предложении. Правильно произносить имена существительные в форме единственного и множественного числа (туфля — туфли, простыня — простыни). |
|
| |
114 | Обобщение знаний об имени существительном. Первоначальные представления о разборе имени существительного как части речи. | Определять грамматические признаки имён существительных: одушевлённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное; число (единственное или множественное), роль в предложении. Обосновывать правильность определения грамматических признаков имени существительного. Классифицировать имена существительные по определённому грамматическому признаку. Выбирать из ряда имён существительных имя существит. с определённым признаком. |
|
| |
115 | Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам с языковым анализом текста | Работать с повествовательным текстом: определять его тему и главную мысль, подбирать заголовок к тексту, определять части текста, составлять ответы на данные вопросы, записывать составленный текст в соответствии с вопросами. Проверять текст. |
|
| |
116 |
| Работа над ошибками, допущенными в изложении. Обобщение изученного. | Анализировать свою письменную работу; работать над ошибками |
|
|
117 | Контрольный диктант № 6 по теме «Имя существительное» | Оценивать свои достижения при выполнении заданий |
|
| |
118 | Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени существительном | Анализировать свою письменную работу; работать над ошибками Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» |
|
| |
Глагол (12ч) | |||||
119 | Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Классифицировать глаголы по вопросам. | Глагол как часть речи и его употребление в речи (общее представление) | Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу. |
|
|
120 | Определять, каким членом предложения является глагол в предложении. Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания. | Упражнения в распознавании глаголов. Роль глаголов в речи
| Классифицировать глаголы по вопросам. Распознавать глаголы, употреблённые в прямом и переносном значениях. |
|
|
121 | Определять, каким членом предложения является глагол в предложении. Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания. | Упражнения в различении глаголов. Восстановление деформированного текста | Определять, каким членом предложения является глагол в предложении. Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания. |
|
|
122 |
| Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины художника. А. К. Саврасова «Грачи прилетели» по данным вопросам | Рассматривать репродукцию картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» по данным вопросам, обсуждать план предстоящего рассказа, составлять (под руководством учителя) по картине рассказ, записывать рассказ. |
|
|
123 | Определять число глагола, распределять глаголы по группам в зависимости от их числа, изменять глаголы по числам, приводить примеры глаголов определённого числа, употреблять глаголы в определённом числе. | Число глагола. Изменение глагола по числам | Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов. Работать с орфоэпическим словарём. |
|
|
124 | Правописание частицы не с глаголом |
|
| ||
125 | Раздельно писать частицу НЕ с глаголом. | Правописание частицы не с глаголом | Раздельно писать частицу не с глаголом (не кричать). |
|
|
126 | Определять грамматические признаки глагола: число (единственное или множественное), роль в предложении. | Обобщение знаний о глаголе | Определять грамматические признаки глагола: число (единственное или множественное), роль в предложении. Обосновывать правильность определения признаков глагола. |
|
|
127 | Определять правильный порядок предложений, составлять текст, подбирать к нему название записывать составленный текст | Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений | Определять правильный порядок предложений, составлять текст, подбирать к нему название и записывать составленный текст. |
|
|
128 |
| Административный контрольный диктант. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» |
|
|
129 | Определять правильный порядок предложений, составлять текст, подбирать к нему название записывать составленный текст. | Работа над ошибками. Текст-повествование и роль в нём глаголов. | Распознавать текст-повествование. Наблюдать над ролью глаголов в повествовательном тексте. |
|
|
130 | Распознавать текст – повествование. Наблюдать над ролью глаголов в повествовательном тексте. | Развитие речи. Составление текста-повествования на предложенную тему, составление письменного ответа на один из вопросов к заданному тексту. | Составлять текст-повествование на предложенную тему, находить нужную информацию для ответа на вопрос к тексту и записывать ответ. |
|
|
Имя прилагательное (13ч) | |||||
131 | Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Употребление имен прилагательных в единственном и во множественном числе.
| Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. | Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. |
|
|
IV четверть (40 ч.) | |||||
132 | Признаки, которые могут обозначать имена прилагательные
| Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными. Приводить примеры. |
|
| |
133 | Связь имен существительных с именами прилагательными в предложении и в словосочетании
| Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными. Приводить примеры имён прилагательных |
|
| |
134 | Употребление в речи имен прилагательных, противоположных по значению
| Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному. Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп.
|
|
| |
135 | Употребление в речи имен прилагательных, противоположных по значению. Закрепление.
| Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными. Приводить примеры |
|
| |
136 | Упражнения в различении имен прилагательных среди однокоренных слов
| Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. Подбирать имена прилагательные — сравнения для характеристики качеств, присущих людям и животным. |
|
| |
137 | Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.
| Определять число имён прилагательных, распределять имена прилагательные в группы в зависимости от их числа, изменять прилагательные по числам.
|
|
| |
138 | Употребление имен прилагательных в единственном и во множественном числе. Литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь | Соблюдать литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др. |
|
| |
139 | Обобщение знаний об имени прилагательном Проверочная работа «Проверь себя»
| Самостоятельная проверочная работа Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» |
|
| |
140 | Контрольный диктант № 8 по теме «Имя прилагательное»
| Уметь писать слова с изученными орфограммами, подбирать заголовок к тексту, составлять предложение на тему, распознавать изученные части речи |
|
| |
141 | Распознавать текст-описание. Наблюдать за ролью имени прилагательного в тексте –описании. | Работа над ошибками. Понятие о тексте-описании. Роль имён прилагательных в тексте-описании.
| Распознавать текст-описание. Наблюдать над ролью имён прилагательных в тексте-описании. |
|
|
142 | Развитие речи. Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».
| Составлять текст-описание натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» (под руководством учителя). |
|
| |
143 | Составление текста-описания на основе личных наблюдений (описание домашнего животного либо комнатного растения).
| Сравнение как одно из выразительных средств языка. | Составлять текст-описание на основе личных наблюдений (коллективное обсуждение плана подготовительной работы) |
|
|
144 | Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1,2,3-го лица единственного и множественного числа. | Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи (общее представление)
| Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов в предложении. Различать местоимения и имена существительные |
|
|
145 | Упражнения в распознавании местоимений и в употреблении местоимений в речи | Различать местоимения, правильно употреблять их в речи, совершенствовать навык написания слов с изученными орфограммами |
|
| |
146 | Редактирование текста с повторяющимися именами существительными. Составление текста из предложений с нарушенной последовательностью повествования. Составление по рисункам текста-диалога.
| Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные личными местоимениями. Составлять из предложений текст, подбирать к нему заголовок, записывать составленный текст. Составлять по рисункам диалоги. На-ходить в диалогической речи местоимения и определять их роль в высказываниях |
|
| |
147 | Структура текста-рассуждения | Текст-рассуждение. Структура текста-рассуждения | Распознавать текст-рассуждение. Создавать устные и письменные тексты-рассуждения. Работать с текстом: определять тип текста, тему и главную мысль, выделять части в тексте-рассуждении, записывать текст по частям. |
|
|
148 |
| Обучающее изложение текста-рассуждения, воспринятого зрительно
| Работать с текстом: определять тип текста, тему и главную мысль, выделять части в тексте-рассуждении, записывать текст по частям. |
|
|
149 |
| Проверочная работа «Проверь себя» | Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» |
|
|
150 | Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Отличие п Правильное употребление предлоги в речи. Раздельное написание предлогов со словами . | Предлог как часть речи. Ознакомление с наиболее употребительными предлогами. | Узнавать предлоги в устной и письменной речи.
|
|
|
151 | Раздельное написание предлогов со словами. Функция предлогов в речи
| Правильно употреблять предлоги в речи (прийти из школы). Раздельно писать предлоги со словами.
|
|
| |
152 | Правописание предлогов с именами существительными.
|
|
| ||
153 |
Редактирование текста: восстановление деформированного повествовательного текста по рассказу Б. Житкова «Храбрый утенок» | Редактировать текст; восстанавливать деформированный повествовательный текст. |
|
| |
154 |
| Комплексная контрольная работа на межпредметной основе | Оценивать свои достижения при выполнении заданий |
|
|
155 |
| Работа над ошибками. | Редактировать текст; восстанавливать деформированный повествовательный текст. |
|
|
156 | Пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями, словарями антонимов и синонимов, словарём однокоренных слов. Находить полезную информацию о словарях, придумывать собственные задания, для выполнения которых требуются словари, участвовать в презентации подготовленных заданий. | Проект «В словари за частями речи!»
| Уметь находить части речи в различных словарях. Составлять проект и защищать его. |
|
|
157 |
| Обобщение знаний о частях речи | Оценивать свои достижения при выполнении заданий |
|
|
Повторение (14ч) | |||||
158 | Наблюдать за особенностями речи и оценивать её. Работать с текстом, различать виды текста. Определять границы предложения, обосновывать выбор знаков препинания. Определять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь слов в предложении. Работать со словарями.. | Виды текстов. Обобщение знаний о признаках, по которым можно различить текст. Упражнения в создании текстов разного типа: | Рассматривать репродукцию картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» по данным вопросам, обсуждать план предстоящего рассказа, составлять (под руководством учителя) по картине рассказ, записывать рассказ |
|
|
159 | Предложение. Знаки препинания в конце предложений
| Обобщение знаний о предложении Правильно оформлять предложение в письменной речи. Признаки предложения и использование в речи. |
|
| |
160 | Главные члены предложения их распознавание. Распространение предложений второстепенными членами. Связь слов в предложении
| Понятия «подлежащее», «сказуемое», составление предложений. Распространённое и нераспространённое предложение |
|
| |
161 | Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. Применение правил правописания и пунктуации: • сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением; • сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.; • перенос слов; • прописная буква в начале предложения, в именах собственных; • проверяемые безударные гласные в корне слова; • парные звонкие и глухие согласные в корне слова; • непроизносимые согласные; • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова • разделительные ъ и ь; • раздельное написание предлогов с именами существительными; • раздельное написание частицы не с глаголами; • раздельное написание предлогов с другими словами; • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
| Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы.
| Знать лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы. |
|
|
162 | Части речи и различение их признаков. Роль частей речи в нашей речи. Разбор слова как части речи
|
|
|
| |
163 | Контрольный диктант № 9 по теме «Правописание предлогов» | Оценивать свои достижения при выполнении заданий |
|
| |
164 | Контрольное списывание текста | Оценивать свои достижения при выполнении заданий |
|
| |
165 | Звуки и буквы. Алфавит. Звуко-буквенный разбор слов
| Различать звуки и буквы, деление на слоги, перенос слов |
|
| |
166 | Административный контрольный диктант. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий |
|
| |
167 | Обобщение знаний об изученных правилах правописания. Упражнения в применении этих правил. | Сопоставлять правила об орфограммах в корне. Правильно употреблять Ь разделительный знак на письме |
|
| |
168 | Правописание безударных гласных, проверяемых ударением. Повторение. | Знать правило на правописание безударных гласных, проверяемых ударением, уметь его применять. |
|
| |
169 | Правописание безударных гласных, непроверяемых ударением. Повторение. | Знать словарные слова за курс 2 класса |
|
| |
170 | Правописание парных согласных. Повторение. | Знать правило на правописание парных согласных и уметь его применять. |
|
| |
|
|
|
|
|