СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование 8 класс по химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование 8 класс по химии»

п/п

Тема урока

Основные виды учебной деятельности учащихся

Результат

Дата

Примечание

Предметные

Метапредметные

Личностные

Раздел 1. Первоначальные химические понятия (21 ч)

Тема 1.1. Предмет химии (6 ч.)

Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства.

Лабораторный опыт № 1. Изучение физических свойств сахара и серы

Различать предметы изучения естественных наук. Наблюдать свойства веществ и их изменения в ходе химических ре­акций.

Различать предметы изучения естественных наук.

Соблюдать правила техники безо­пасности.

Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и травмах, связанных с реактивами и лабора­торным оборудованием. Знакомиться с лабораторным обо­рудованием.

Изучать строение пламени, вы­двигая гипотезы и проверяя их экспериментально.

Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное

Регулятивные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы

1.Мотивация научения предмету химия

2.Развивать чувство гордости за российскую химическую науку

3.Осознание значения знаний по химии для человека



Методы познания в химии

Характеризовать методы познания в химии.

Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное

Регулятивные: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы

Коммуникативные: строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы

Осознание значения знаний по химии для человека



Практическая работа №1.

Лабораторное оборудование и приемы обращения с ним. Правила безопасной работы в химической лаборатории.

Учиться проводить химический эксперимент.

Соблюдать правила техники безо­пасности.

Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и травмах, связанных с реактивами и лабора­торным оборудованием. Знакомиться с лабораторным обо­рудованием. Изучать строение пламени, вы­двигая гипотезы и проверяя их экспериментально.

Познавательные: умение работать по инструкции, проводить простейший химический эксперимент

Регулятивные: умение организовать свою деятельность по выполнению заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете

Коммуникативные: умения работать парами или в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Понимание значимости установленных правил и инструкций при выполнении химического эксперимента; формирование мотивации к изучению химии



Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция

Лабораторный опыт №2: Разделение смеси, состоящей из порошков железа и серы.

Различать понятия «чистое веще­ство» и «смесь

веществ».

Различать понятия «чистое веще­ство» и «смесь веществ». Уметь разделять смеси методами отстаивания, фильтрования и вы­паривания.


Познавательные: умение систематизировать и обобщать различные виды информации

Регулятивные: понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации

Коммуникативные: умение вести диалог


Осознание практической значимости знаний по химии



Практическая работа № 2.

Очистка загряз­ненной поваренной соли.

Учиться проводить химический эксперимент.

Соблюдать правила техники безо­пасности.

Уметь разделять смеси методами отстаивания, фильтрования и вы­паривания.

Учиться проводить химический эксперимент.


Познавательные: умение работать по инструкции, проводить простейший химический эксперимент

Регулятивные: умение организовать свою деятельность по выполнению заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете

Коммуникативные: умения работать парами или в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Понимание значимости установленных правил и инструкций при выполнении химического эксперимента; формирование мотивации к изучению химии



Физические и химические явления. Химические реакции.

Лабораторный опыт №3. Примеры физических явлений.

Лабораторный опыт №4. Примеры химических явлений.

Различать физические и химиче­ские явления.

Определять признаки химических реакций.

Фиксировать в тетради наблюдае­мые признаки химических реак­ций.

Различать физические и химиче­ские явления.

Определять признаки химических реакций. Наблюдать свойства веществ и их изменения в ходе химических ре­акций.

Фиксировать в тетради наблюдае­мые признаки химических реак­ций

Познавательные: пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, объяснения, прогнозирования, решения проблем и т.д.

Регулятивные: умение управлять своей познавательной деятельностью

Коммуникативные: умение обсуждать вопросы со сверстниками; отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее

Понимание значимости физических и химических процессов в жизнедеятельности человека



Тема 1.2. Первоначальные химические понятия (15 ч.)

Атомы, молекулы и ионы.

Различать понятия «атом», «молекула», «химический элемент», «ион», «элементарные частицы».

Различать понятия «атом», «молекула», «ион», «элементарные частицы».

Познавательные: умения работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям

Регулятивные: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы

Коммуникативные: умения воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы

Представление о сложном строении вещества и материальности окружающего мира



Вещества молекулярного и немоле­кулярного строения. Кристаллические решетки.

Различать понятия «вещества мо­лекулярного строения» и «веще­ства немолекулярного строения». Формулировать определение по­нятия «кристаллические решётки». Объяснять зависимость свойств вещества от типа его кристалличе­ской решётки.

Различать понятия «вещества мо­лекулярного строения» и «веще­ства немолекулярного строения». Формулировать определение по­нятия «кристаллические решётки». Объяснять зависимость свойств вещества от типа его кристалличе­ской решётки.

Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное; сравнивать и классифицировать заданные объекты на основе выделенного признака; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении и свойствах

Регулятивные: умения составлять план выполнения учебной задачи; решать проблемы творческого и поискового характера

Коммуникативные: умение слушать учителя; грамотно формулировать вопросы

Представление о материальности и познаваемости окружающего мира



Простые и сложные вещества. Химические элементы. Металлы и неметаллы.

Лабораторный опыт № 5. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ

Различать простые и сложные вещества, металлы и неметаллы.

Различать понятия «вещество» и «химический элемент».

Различать понятия «химический элемент».

Познавательные: умения работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям; делать выводы, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками; классифицировать заданные объекты на основе выделенного признака.

Регулятивные: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы; представлять результаты работы; навыки самооценки и самоанализа; умение управлять своей познавательной деятельностью

Коммуникативные: умения воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы; адекватно аргументировать свою точку зрения

Мотивация изучения предмета химия.




Язык химии. Знаки химических элементов. Относительная атомная масса.

Учиться записывать знаки химических элементов. Определять относительную атом­ную массу элементов.

Определять относительную атом­ную массу элементов

Развитие познавательного интереса к естественным наукам, любознательности в изучении мира веществ



Закон постоянства состава веществ

Определять состав простейших со­единений по их химическим фор­мулам.


Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Регулятивные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Коммуникативные: умение слушать учителя; грамотно формулировать вопросы и отвечать на вопросы

Представление о материальности и познаваемости окружающего мира



Хими­ческие формулы. Относительная молекулярная масса. Качественный и количественный состав вещества.

Рассчитывать относительную мо­лекулярную массу по формулам веществ.

Различать понятия «индекс» и «коэффициент». Определять состав простейших со­единений по их химическим фор­мулам.


Познавательные: сравнивать и анализировать информацию, представленную разными способами; делать выводы; давать определения понятиям; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками; работать по алгоритму

Регулятивные: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы

Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы

Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Осознание необходимости учебной деятельности



Массовая доля химического элемента в соединении.

Рассчитывать массовую долю химического элемента в со­единении. Устанавливать простейшие форму­лы веществ по массовым долям элементов.

Рассчитывать относительную мо­лекулярную массу по формулам веществ. Рассчитывать массовую долю химического элемента в со­единении.

Устанавливать простейшие форму­лы веществ по массовым долям элементов.

Познавательные: делать выводы на основе полученной информации; работать по заданному алгоритму

Регулятивные: самостоятельно планировать свою работу; выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач; оформлять решение задач

Коммуникативные: умения работать парами или в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Осмысление значения знаний и математических навыков для решения учебных и практических задач



Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам бинарных соединений.

Определять валент­ность элементов в бинарных со­единениях.


Определять валент­ность элементов в бинарных со­единениях.


Познавательные: умения воспроизвести информацию по памяти; сравнивать и анализировать информацию, делать выводы

Регулятивные: умения определять степень успешности выполнения работы, исходя из имеющихся критериев, использовать их в ходе оценки и самооценки

Коммуникативные: умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее

Мотивация научения предмету химия.

Ответственное отношение к учению




Контрольная работа №1

за 1 четверть

Овладевать навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные последствия своих действий.


Познавательные: умение преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Регулятивные: Умение составлять план решения проблемы

Коммуникативные: Умение самостоятельно организовывать учебное действие.

Умение оценить свои учебные достижения



Анализ контрольной работы.

Составление химических формул бинарных соединений по валентности.

Составлять формулы бинарных соединений по известной валент­ности элементов.

Уметь составлять формулы по валентности

Познавательные: умения производить необходимые математические действия; делать выводы; работать по заданному плану

Регулятивные: умения самостоятельно определять цели своего обучения; ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач.

Коммуникативные: умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Умение выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию



Атомно-молекулярное учение.

Характеризовать основные положения атомно-молекулярного учения, понимать его значение.

Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений. Готовить презентации по теме

Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное

свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Регулятивные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Коммуникативные: умение слушать учителя; грамотно формулировать вопросы и отвечать на вопросы

Представление о материальности и познаваемости окружающего мира



Закон сохранения массы веществ.

Характеризовать законы сохранения массы веществ, понимать его сущность и значение.

Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений. Готовить презентации по теме

Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное

структурировать учебный материал, давать определения понятиям; составлять конспект урока в тетради

Регулятивные: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы

Коммуникативные: отвечать на вопросы

Развивать чувство гордости за российскую химическую науку, уважение к истории ее развития



Химиче­ские уравнения.

Изображать простейшие химиче­ские реакции с помощью химиче­ских уравнений.

Различать понятия «индекс» и «коэффициент»; «схема химиче­ской реакции» и «уравнение хи­мической реакции».

Различать понятия «коэффициент»; «схема химиче­ской реакции» и «уравнение хи­мической реакции».

Изображать простейшие химиче­ские реакции с помощью химиче­ских уравнений.

Познавательные: умения определять понятия; делать обобщения; проводить аналогии; работать по алгоритму

Регулятивные: умения самостоятельно планировать пути достижения целей; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации

Коммуникативные: объяснять выполняемые действия; формулировать вопросы для одноклассников

Осмысление значения знаний и математических навыков для решения учебных и практических задач. Применять полученные знания в практической деятельности



Типы химических реакций.

Лабораторный опыт № 6. Разложение основного карбоната меди (II) CuCO3 • Cu(OH)2.

Лабораторный опыт № 7.

Реакция замещения меди железом.

Различать типы химических реакций.


Познавательные: умение составлять классификационные схемы, опорные конспекты

Регулятивные: умение организовывать выполнение заданий учителя; развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные: умение слушать партнера; формулировать и аргументировать свое мнение; корректно отстаивать сою позицию и координировать ее с позицией партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов

Применять полученные знания в практической деятельности. Представление о многообразии и познаваемости окружающего мира



Повторение и обобщение по теме «Первоначальные химические понятия»

Уметь применять полученные знания для обобщения теоретического материала, составления уравнений химических реакций, решения расчетных задач.


Познавательные: умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении и свойствах

Регулятивные: умения определять степень успешности выполнения работы, исходя из имеющихся критериев, использовать их в ходе оценки и самооценки

Коммуникативные: умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее

Формирование химической культуры, являющейся составной частью общей культуры, научного мировоззрения



Раздел 2. Кислород. Водород(8 ч.)

Тема 2.1. Кислород (5 ч.)

Кислород, его общая характеристика. Получение кислорода. Физические свойства кислорода

Исследовать свойства кислорода. Характеризовать физические превращения кислорода. Записывать простейшие уравне­ния химических реакций.

Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать физические превращения изучае­мых веществ.


Познавательные: выявлять основания для сравнения и классификации (состав, строение, свойства)

Регулятивные: определять учебные задачи, планировать и организовывать свою деятельность по их решению

Коммуникативные: умение слушать учителя; грамотно формулировать вопросы и отвечать на вопросы

Осознание основополагающей роли кислорода для возникновения жизни на нашей планете



Химические свойства и применение кислорода. Оксиды. Круговорот кислорода в природе.

Лабораторный опыт № 8. Ознакомление с образцами оксидов.

Характеризовать химические превращения кислорода. Составлять формулы оксидов по известной валентности элементов. Записывать простейшие уравне­ния химических реакций.

Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать физические и химические превращения изучае­мых веществ. Распознавать опытным путём кис­лород.

Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе демонстраци­онного и лабораторного экспери­мента. Делать выводы из результатов проведённых химических опытов. Участвовать в совместном обсуж­дении результатов опытов. Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и травмах, связанных с реактивами и лабора­торным оборудованием.

Составлять формулы оксидов по известной валентности элементов. Записывать простейшие уравне­ния химических реакций. Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений. Готовить презентации по теме


Познавательные: умения работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям

Регулятивные: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, выполнять их на практике и представлять результаты работы

Коммуникативные: умение работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов

Осознание необходимости соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей среде



Практическая работа №3. Получение кислорода и изучение его свойств.

Распознавать опытным путём кис­лород.

Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе демонстраци­онного и лабораторного экспери­мента. Делать выводы из результатов проведённых химических опытов. Участвовать в совместном обсуж­дении результатов опытов. Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и травмах, связанных с реактивами и лабора­торным оборудованием.

Познавательные: умение работать по инструкции, проводить простейший химический эксперимент

Регулятивные: умение организовать свою деятельность по выполнению заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете

Коммуникативные: умения работать парами или в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Понимание значимости установленных правил и инструкций при выполнении химического эксперимента; формирование мотивации к изучению химии



Озон. Аллотропия кислорода

Определять состав и свойства озона. Формулировать определение понятия «аллотропия». Записывать простейшие уравне­ния химических реакций.

Познавательные: умение систематизировать и обобщать различные виды информации

Регулятивные: умения оценивать и координировать своей поведение в социальной среде в соответствии с нравственными и правовыми нормами

Коммуникативные: умение работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов

Осознание необходимости соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей среде



Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнения.

Определять состав воздуха.

Характеризовать способы защиты воздуха от загрязнений.

Познавательные: использовать различные источники для получения химической информации; готовить сообщения; строить речевые высказывания в устной и письменной формах

Регулятивные: умения составлять план выполнения учебной задачи; решать проблемы творческого и поискового характера

Коммуникативные: Умения воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы

Осознание необходимости соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей среде



Тема 2.2. Водород (3ч.)

Водород, его общая характеристика и нахож­дение в природе. Получение водорода и его физические свойства. Меры безопасности при работе с водородом

Исследовать свойства водорода.

Наблюдать физические превращения водорода. Записывать простейшие уравне­ния химических реакций.

Исследовать свойства изучаемых веществ.

Наблюдать физические и химиче­ские превращения изучаемых ве­ществ.

Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе демонстраци­онного и лабораторного экспери­мента.

Распознавать опытным путём во­дород.

Соблюдать правила техники безо­пасности.

Делать выводы из результатов проведённых химических опытов. Участвовать в совместном обсуж­дении результатов опытов. Записывать простейшие уравне­ния химических реакций. Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений. Готовить презентации по теме

Познавательные: умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении и свойствах

Регулятивные: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы

Коммуникативные: умение работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов

Проявление устойчивого познавательного интереса, инициативы и любознательности в изучении мира веществ и реакций



Химические свойства водорода и его применение.

Лабораторный опыт № 9. Взаимодействие водорода с оксидом меди (II) CuO

Исследовать химические свойства водорода.

Записывать простейшие уравне­ния химических реакций.

Познавательные: умение анализировать объекты, явления с выделением существенных и несущественных признаков

Регулятивные: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы

Коммуникативные: умение вступать в речевое общение, аргументировать свою точку зрения, адекватно воспринимать иные мнения и идеи

Осознание значимости установления причинно-следственных связей между составом, строением и свойствами изучаемого вещества, а также между применением и свойствами



Практическая работа №4. Получение водорода и изучение его свойств.

Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе лабораторного экспери­мента.

Распознавать опытным путём во­дород.

Соблюдать правила техники безо­пасности.

Делать выводы из результатов проведённых химических опытов. Участвовать в совместном обсуж­дении результатов опытов.

Познавательные: умение работать по инструкции, проводить простейший химический эксперимент

Регулятивные: умение организовать свою деятельность по выполнению заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете

Коммуникативные: умения работать парами или в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Понимание значимости установленных правил и инструкций при выполнении химического эксперимента; формирование мотивации к изучению химии



Раздел 3. Вода. Растворы (7 ч.)

Вода. Методы определения состава воды - анализ и синтез. Вода в природе и способы её очистки. Аэрация воды.

Исследовать методы определения состава воды.

Характеризовать значение воды в природе, способы очистки воды.

Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни

Познавательные: умение систематизировать и обобщать различные виды информации, готовить сообщения; строить речевые высказывания в устной и письменной формах

Регулятивные: планировать и контролировать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей перед аудиторией

Коммуникативные: умение вступать в речевое общение, формулировать вопросы для одноклассников, навыки выступления

Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающей природе



Контрольная работа №2

за 2 четверть

Овладевать навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные последствия своих действий.


Познавательные: умение преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Регулятивные: Умение составлять план решения проблемы

Коммуникативные: Умение самостоятельно организовывать учебное действие.

Умение оценить свои учебные достижения



Анализ контрольной работы.

Физические и химические свойства воды.

Применение воды.

Исследовать свойства воды.

Наблюдать физические и химиче­ские превращения воды. Записывать простейшие уравне­ния химических реакций.

Умение характеризовать свойства воды (химические свойства основных классов неорганических веществ), взаимодействие воды с основными и кислотными оксидами;

составлять уравнения химических реакций, характерных для воды

Познавательные: умения работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении и свойствах

Регулятивные: планировать и контролировать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные: умение работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов

Осознание необходимости воды для жизни и бережного отношения к водным запасам страны



Вода — растворитель. Растворы. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость ве­ществ в воде.

Определять понятие «растворы».

Различать понятия «насыщенные» и «ненасыщенные» растворы.

Вычислять массовую долю раство­рённого вещества в растворе, мас­су растворённого вещества и воды для приготовления раствора опре­делённой концентрации. Готовить растворы с определённой массовой долей растворённого ве­щества

Познавательные: строить логическое рассуждение, умозаключение, создавать обобщение, устанавливать аналогии

Регулятивные: определять цели и задачи деятельности и выполнять их на практике

Коммуникативные: умения слушать учителя и одноклассников; аргументировать свою точку зрения; навыки выступления перед аудиторией

Понимание значимости растворов в природе и во всех сферах жизнедеятельности человека



Массовая доля раст­воренного вещества.

Вычислять массовую долю раство­рённого вещества в растворе, мас­су растворённого вещества и воды для приготовления раствора опре­делённой концентрации.

Познавательные: умения определять понятия; делать обобщения; проводить аналогии; работать по алгоритму; свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Регулятивные: самостоятельно планировать свою работу; выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач; оформлять решение задач

Коммуникативные: умение работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов

Осознание роли различных наук в изучении и описании окружающего мира



Практическая работа №5. Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества.

Готовить растворы с определённой массовой долей растворённого ве­щества.

Делать выводы из результатов проведённых химических опытов. Участвовать в совместном обсуж­дении результатов опытов.

Познавательные: умение работать по инструкции, проводить простейший химический эксперимент

Регулятивные: умение организовать свою деятельность по выполнению заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете

Коммуникативные: умения работать парами или в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Осознание практической значимости знаний по химии и экспериментальных умений.



Повторение и обобщение по темам «Кислород»,

«Водород», «Вода. Растворы».

Уметь применять полученные знания для обобщения теоретического материала, составления уравнений химических реакций, решения расчетных задач.


Познавательные: умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении и свойствах

Регулятивные: умения определять степень успешности выполнения работы, исходя из имеющихся критериев, использовать их в ходе оценки и самооценки

Коммуникативные: умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее

Формирование химической культуры, являющейся составной частью общей культуры, научного мировоззрения



Раздел 4. Количественные отношения в химии (5 ч.)

Моль — единица количества вещества. Мо­лярная масса.

Рассчитывать молярную массу ве­щества.


Использовать внутри- и межпред­метные связи.

Рассчитывать молярную массу ве­щества, относительную плотность газов.

Вычислять по химическим форму­лам и химическим уравнениям массу, количество вещества, мо­лярный объём по известной мас­се, молярному объёму, количеству одного из вступающих или полу­чающихся в реакции веществ. Вычислять объёмные отношения газов при химических реакциях. Использовать примеры решения типовых задач, задачники с при­ведёнными в них алгоритмами ре­шения задач

Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное; строить рассуждения при решении задач; делать выводы на основе полученной информации

Регулятивные: самостоятельно планировать свою работу; оформлять решение задач

Коммуникативные: умение слушать учителя; грамотно формулировать вопросы и отвечать на вопросы; строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы

Понимание роли различных учебных дисциплин в познании природы; осознание единства и материальности мира



Вычисления по химическим уравнениям.

Вычислять по химическим форму­лам и химическим уравнениям массу, количество вещества, мо­лярный объём по известной мас­се, молярному объёму, количеству одного из вступающих или полу­чающихся в реакции веществ. Использовать примеры решения типовых задач, задачники с при­ведёнными в них алгоритмами ре­шения задач.

Познавательные: анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами; работать по алгоритму

Регулятивные: умения строить логическое рассуждение; самостоятельно планировать свою работу; выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач; оформлять решение задач

Коммуникативные: объяснять выполняемые действия; формулировать вопросы для одноклассников; слушать других; принимать другую точку зрения; готовность изменить свою точку зрения

Осмысление значения внутри- и межпредметных связей для решения химических задач



Закон Авогадро. Молярный объем газов.

Рассчитывать молярный объем газов.


Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное

Регулятивные: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы

Коммуникативные: умение слушать учителя; грамотно формулировать вопросы и отвечать на вопросы, умения работать парами или в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Осознание универсальности закона Авогадро применительно к любому газу



Относительная плотность газов




Рассчитывать относительную плотность газов.

Познавательные: умения определять понятия; делать обобщения; проводить аналогии; работать по алгоритму; свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Регулятивные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Коммуникативные: умение работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов

Умение оценить свои учебные достижения.



Объемные отношения газов при химических реакциях



Вычислять объёмные отношения газов при химических реакциях.

Познавательные: умения определять понятия; делать обобщения; проводить аналогии; работать по алгоритму, строить рассуждения при решении задач; делать выводы на основе полученной информации

Регулятивные: самостоятельно планировать свою работу; выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач; оформлять решение задач

Коммуникативные: умение работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов

Осмысление значения внутри- и межпредметных связей для решения химических задач



Раздел 5. Основные классы неорганических соединений (12 ч.)

Оксиды: классификация, номенклатура, свойства, получение, применение.

Классифицировать изучаемые ве­щества по составу и свойствам. Составлять формулы оксидов. Характеризовать состав и свойства оксидов. Записывать простейшие уравне­ния химических реакций.

Исследовать свойства изучаемых веществ.

Наблюдать физические и химиче­ские превращения изучаемых ве­ществ.

Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе демонстраци­онного и лабораторного экспери­мента.

Делать выводы из результатов проведённых химических опытов. Участвовать в совместном обсуж­дении результатов опытов. Классифицировать изучаемые ве­щества по составу и свойствам. Составлять формулы оксидов, кислот, оснований, солей. Характеризовать состав и свойства веществ, относящихся к основным классам неорганических соедине­ний.

Записывать простейшие уравне­ния химических реакций

Познавательные: использовать различные источники для получения химической информации; готовить сообщения; строить речевые высказывания в устной и письменной формах. Формирование умения наблюдать, делать выводы при проведении опытов.

Регулятивные: умения самостоятельно планировать пути достижения целей; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации

Коммуникативные: умение работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов

Мотивация изучения химии; усвоение правил безопасного поведения. Уважительное отношение к умственному труду




Гидроксиды. Основания: классификация, номенклатура, получение.


Классифицировать изучаемые ве­щества по составу. Составлять формулы оснований. Характеризовать состав и получение оснований.

Записывать простейшие уравне­ния химических реакций.

Познавательные: использовать различные источники для получения химической информации; готовить сообщения; строить речевые высказывания в устной и письменной формах. Формирование умения наблюдать, делать выводы при проведении опытов.

Регулятивные: умения самостоятельно планировать пути достижения целей; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации

Умение распознавать опытным путем основания, описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе эксперимента

Коммуникативные: умение работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов

Мотивация изучения химии; усвоение правил безопасного поведения. Уважительное отношение к умственному труду




Химические свойства основа­ний. Окраска индикаторов в щелочной и нейтральной средах. Реакция нейтрализации. Применение оснований.

Лабораторный опыт № 10. Свойства растворимых и нерастворимых оснований.

Лабораторный опыт № 11: Взаимодействие щелочей с кислотами.

Лабораторный опыт №12. Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами.

Лабораторный опыт № 13. Разложение гидроксида меди (II) при нагревании

Классифицировать основания по свойствам. Характеризовать свойства и применение оснований. Записывать простейшие уравне­ния химических реакций.



Амфотерные оксиды и гидроксиды.

Лабораторный опыт №14.

Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей

Классифицировать амфотерные оксиды и гидроксиды по свойствам. Характеризовать свойства амфотерных оксидов и гидроксидов . Записывать простейшие уравне­ния химических реакций.

Познавательные: умение систематизировать и обобщать различные виды информации

Регулятивные: строить логическое рассуждение; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений

Коммуникативные: умение слушать учителя; грамотно формулировать вопросы и отвечать на вопросы

Осознание отсутствия четкой границы между основными и кислотными оксидами и гидроксидами, понимание единства окружающего мира



Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Получение кислот.

Классифицировать кислоты по составу. Составлять формулы кислот. Характеризовать состав и получение кислот. Записывать простейшие уравне­ния химических реакций.

Познавательные: определять понятия; устанавливать аналогии; классифицировать; самостоятельно выбирать признаки классификации

Регулятивные: планировать и контролировать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные: Умение формулировать, аргументировать и отстаивать сое мнение

Усвоение правил экологически безопасного поведения



Химические свойства кислот

Лабораторный опыт № 15. Действие кислот на индикаторы.

Лабораторный опыт № 16. Отношение кислот к металлам.


Классифицировать кислоты по свойствам. Характеризовать химические свойства кислот.

Записывать простейшие уравне­ния химических реакций.

Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное,

проводить простейший химический эксперимент, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами

Регулятивные: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы

Коммуникативные: умения работать парами или в группах, обмениваться информацией с одноклассниками; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов

Осознание роли химического эксперимента как источника знаний



Соли: состав, классификация, номенклатура, спо­собы получения


Классифицировать соли по составу. Составлять формулы солей. Характеризовать состав и способы получения солей. Записывать простейшие уравне­ния химических реакций.

Умение составлять формулы неорганических соединений изученных классов (солей);

умение называть соединения изученных классов (солей);

определять принадлежность веществ к определенному классу соединений (солей);

умение составлять формулы неорганических соединений

Познавательные: определять понятия; устанавливать аналогии; классифицировать; самостоятельно выбирать признаки классификации; готовить сообщения; строить речевые высказывания в устной и письменной формах

Регулятивные: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы

Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы

Осознание необходимости приобретенных знаний для безопасного обращения с веществами и материалами; необходимости соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей среде



Свойства солей

Классифицировать соли по свойствам. Характеризовать свойства солей. Записывать простейшие уравне­ния химических реакций.

Умение характеризовать свойства изученных классов неорганических веществ (солей);

умение составлять

уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства солей

Познавательные: анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;

Регулятивные: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, умения самостоятельно планировать пути достижения целей; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации

Коммуникативные: умение работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов

Осознание единства и познаваемости окружающего мира



Контрольная работа №3

за 3 четверть

Овладевать навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные последствия своих действий.


Познавательные: Умение преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Регулятивные: Умение составлять план решения проблемы

Коммуникативные: Умение самостоятельно организовывать учебное действие.

Умение оценить свои учебные достижения



Анализ контрольной работы.

Генетическая связь между основными клас­сами неорганических соединений


Классифицировать изучаемые ве­щества по составу и свойствам. Составлять формулы оксидов, кислот, оснований, солей. Характеризовать состав и свойства веществ, относящихся к основным классам неорганических соедине­ний. Записывать простейшие уравне­ния химических реакций.

Умение: характеризовать химические свойства основных классов неорганических веществ;

определять принадлежность веществ к определенному классу соединений

составлять формулы неорганических соединений изученных классов

Познавательные: составлять классификационные схемы, опорные конспекты

Регулятивные: определять цели и задачи деятельности и выполнять их на практике

Коммуникативные: умение работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов

Осознание единства и взаимосвязи всех неорганических веществ, материальности и познаваемости окружающего мира



Практическая работа №6. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».

Исследовать свойства изучаемых веществ.

Наблюдать химиче­ские превращения изучаемых ве­ществ. Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе лабораторного экспери­мента.

Делать выводы из результатов проведённых химических опытов. Участвовать в совместном обсуж­дении результатов опытов.

Умение применять полученные знания для решения практических задач, соблюдая правила безопасного обращения с веществами

Познавательные: умение работать по инструкции, проводить простейший химический эксперимент

Регулятивные: умение организовать свою деятельность по выполнению заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете

Коммуникативные: умения работать парами или в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Понимание значимости установленных правил и инструкций при выполнении химического эксперимента; формирование мотивации к изучению химии



Повторение и обобщение по тему «Основные клас­сы неорганических соединений».

Уметь применять полученные знания для обобщения теоретического материала, составления уравнений химических реакций, решения расчетных задач.

Закрепление знаний и расчетных навыков уч-ся.

Умение решать типовые примеры контрольной работы.


Коммуникативные: Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

Познавательные: Умение: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей.

Регулятивные: Умения: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия

Умение ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности



Раздел 6. Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева(8 ч)

Классификация химических элементов. Понятие о группах сходных элементов.

Классифицировать изученные хи­мические элементы и их соедине­ния.

Сравнивать свойства веществ, принадлежащих к разным клас­сам, химические элементы разных групп.

Классифицировать изученные хи­мические элементы и их соедине­ния.

Сравнивать свойства веществ, принадлежащих к разным клас­сам, химические элементы разных групп.

Устанавливать внутри- и межпред­метные связи.

Формулировать периодический за­кон Д. И. Менделеева и раскры­вать его смысл.

Характеризовать структуру перио­дической таблицы. Различать периоды. А- и Б-группы. Объяснять физический смысл по­рядкового номера химического элемента, номеров группы и пери­ода, к которым элемент принад­лежит в периодической системе Д. И. Менделеева; закономерно­сти изменения свойств элементов в пределах малых периодов и А-групп.

Формулировать определения по­нятий «химический элемент», «по­рядковый номер», «массовое чис­ло», «изотопы»,

«относительная атомная масса», «электронная оболочка», «электронный слой» («энергетический уровень»). Определять число протонов, ней­тронов, электронов у атомов хи­мических элементов, используя периодическую таблицу. Составлять схемы строения ато­мов первых 20 элементов перио­дической системы элементов. Характеризовать химические эле­менты на основе их положения в периодической системе и особен­ностей строения их атомов. Делать умозаключения о характере изменения свойств химических элементов с увеличением зарядов атомных ядер.

Исследовать свойства изучаемых веществ.

Наблюдать физические и химиче­ские превращения изучаемых ве­ществ

Познавательные: умения давать определения понятиям; сравнивать и классифицировать заданные объекты на основе выделенного признака; структурировать учебный материал; выделять главное в тексте

Регулятивные: умения определять степень успешности выполнения работы, исходя из имеющихся критериев, использовать их в ходе оценки и самооценки

Коммуникативные: умения слушать других; принимать другую точку зрения; готовность изменить свою точку зрения

Понимание зависимости свойств веществ от их состава и строения



Периодический закон

Д. И. Менделеева.


Формулировать периодический за­кон Д. И. Менделеева и раскры­вать его смысл.

Познавательные: использовать приемы мышления (анализ, синтез, обобщение, классификация)

Регулятивные: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы

Коммуникативные: умение слушать учителя; грамотно формулировать вопросы и отвечать на вопросы

Гордость за российскую химическую. Науку и уважение к истории ее развития



Периодическая таблица химических элемен­тов (короткая форма): А- и Б-группы, периоды.

Характеризовать структуру перио­дической таблицы. Различать периоды, А- и Б-группы.

Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками; проводить сравнение объектов

Регулятивные: умение планировать свою деятельность; выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач; представлять результаты работы

Коммуникативные: умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее

Осознание взаимосвязи строение атома с положением элемента в ПС ХЭ. Проявление познавательного интереса и любознательности в изучении мира веществ



Строение атома. Состав атомных ядер. Изо­топы. Химический элемент — вид атома с одинаковым зарядом ядра

Формулировать определения по­нятий «химический элемент», «по­рядковый номер», «массовое чис­ло», «изотопы», «относительная атомная масса», «электронная оболочка», «электронный слой» («энергетический уровень»). Определять число протонов, ней­тронов, электронов у атомов хи­мических элементов, используя периодическую таблицу.

Познавательные: умения давать определения понятиям; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы на основании сравнения.

Регулятивные: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы

Коммуникативные: умения слушать учителя и одноклассников; аргументировать свою точку зрения; навыки выступления перед аудиторией

Понимание сложности строения атома и материальности окружающего мира. Осознание одной из причин многообразия веществ



Расположение электронов по энергетическим уровням. Современная формулировка периодического закона

Составлять схемы строения ато­мов первых 20 элементов перио­дической системы элементов. Характеризовать химические эле­менты на основе их положения в периодической системе и особен­ностей строения их атомов.

Познавательные: умения давать определение понятиям; воспроизводить информацию на память; умения работать с текстом, выделять в нем главное, грамотно формулировать вопросы

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам

Убежденность в возможности познания природы



Значение периодического закона. Научные достижения

Д. И. Менделеева

Делать умозаключения о характере изменения свойств химических элементов с увеличением зарядов атомных ядер.

Познавательные: поиск и отбор информации, ее интерпретация на основе понимания и преобразование в знание, создание новой информации – генерация новых идей и их развитие

Регулятивные: планировать и определять пути достижения цели, осуществлять самоконтроль и коррекцию своей деятельности

Коммуникативные: умение определять цели и способы взаимодействия с одноклассниками

Понимание важности знаний о закономерностях ПСХЭ для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ



Повторение и обобщение по теме «Строение атома. Периодический закон и периоди­ческая система химических элементов

Д. И. Менделеева»

Классифицировать изученные хи­мические элементы и их соедине­ния. Сравнивать свойства веществ, принадлежащих к разным клас­сам, химические элементы разных групп.

Познавательные: умения определять понятия; делать обобщения; проводить аналогии; работать по алгоритму; свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Регулятивные: умения строить логическое рассуждение; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений

Коммуникативные: умение определять цели и способы взаимодействия с одноклассниками

Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, научно-популярными книгами, доступными современными источниками информации



Раздел 7. Строение вещества. Химическая связь (8 ч.)

Электроотрицательность химических элементов

Формулировать определение по­нятия «электроотрицатель­ность».

Формулировать определения по­нятий «ковалентная неполярная связь», «ковалентная полярная связь», «ионная связь», «степень окисления», «электроотрицатель­ность».

Определять тип химической связи в соединениях на основании хи­мической формулы. Определять степень окисления элементов в соединениях. Составлять формулы веществ по степени окисления элементов. Устанавливать внутри- и межпред­метные связи.

Составлять сравнительные и обоб­щающие таблицы, схемы

Познавательные: умения сравнивать и анализировать информацию; делать выводы; давать определения понятиям; работать по заданному плану, алгоритму.

Регулятивные: умения самостоятельно приобретать новые знания; самостоятельно организовывать собственную учебную деятельность

Коммуникативные: умения взаимодействовать с одноклассниками; работать в коллективе с выполнением различных ролей.

умение адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, увиденному, услышанному



Ковалентная связь. Полярная и неполярная ковалентные свя­зи

Формулировать определения по­нятий «ковалентная неполярная связь», «ковалентная полярная связь». Определять тип химической связи в соединениях на основании хи­мической формулы.


Ионная связь

Формулировать определение по­нятия «ионная связь». Определять тип химической связи в соединениях на основании хи­мической формулы.

Познавательные: умения сравнивать и анализировать информацию; делать выводы; давать определения понятиям; сравнивать и классифицировать объекты; работать по заданному алгоритму; смысловое чтение.

Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

Коммуникативные: умение вести диалог с одноклассниками, достигать в нем взаимопонимания

умение осознавать мотивы учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.



Валентность и степень окисления.

Формулировать определение по­нятия «степень окисления». Определять степень окисления элементов в соединениях. Составлять формулы веществ по степени окисления элементов.

Познавательные: умения делать выводы; давать определения понятиям; сравнивать объекты; работать по заданному алгоритму.

Регулятивные: умения определять цели и задачи деятельности; выбирать пути достижения целей; выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач.

Коммуникативные: умения слушать и слышать собеседника; признавать право каждого на собственное мнение; принимать решения с четом мнений всех участников обсуждения

умение контролировать свою учебную деятельность, соотносить ее с намеченным планом.



Правила определения степеней окисле­ния элементов.

Окислительно-восстановительные реакции

Определять степень окисления элементов в соединениях.

Определять степень окисления элементов в соединениях. Составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций.

Познавательные: умения производить необходимые математические действия; делать выводы; работать по заданном плану

Регулятивные: умения самостоятельно определять цели своего обучения; ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач.

Коммуникативные: умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках,

умение адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, увиденному, услышанному



Повторение и обобщение по теме «Строение вещества. Химическая связь»

Определять тип химической связи в соединениях на основании хи­мической формулы. Составлять сравнительные и обоб­щающие таблицы, схемы, простейшие уравнения реакций.

Закрепление знаний и расчетных навыков уч-ся.

Умение решать типовые примеры контрольной работы.


Познавательные: умение определять понятия; делать обобщения; проводить аналогии; самостоятельно выбирать признаки классификации; классифицировать

Регулятивные: умения строить логическое рассуждение; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений

Коммуникативные: умение определять цели, функции, способы взаимодействия с одноклассниками

умение выявлять проблемы собственной деятельности, находить их причины и устранять проблемы



Годовая контрольная

работа

Овладевать навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные последствия своих действий.

Закрепление знаний и расчетных навыков уч-ся.

Умение решать типовые примеры контрольной работы.


Познавательные: умение преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Регулятивные: Умение составлять план решения проблемы

Коммуникативные: Умение самостоятельно организовывать учебное действие.

Умение оценить свои учебные достижения



Анализ годовой контрольной работы.

Повторение материала по курсу химии 8 класса

Уметь применять полученные знания для обобщения теоретического материала, составления уравнений химических реакций, решения расчетных задач.

Закрепление знаний и расчетных навыков уч-ся.

Умение решать типовые примеры контрольной работы.


Познавательные: умение определять понятия; делать обобщения; проводить аналогии; самостоятельно выбирать признаки классификации; классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме

Регулятивные: определять степень успешности своей работы

Коммуникативные: умения слушать и слышать одноклассника, признавать право каждого на собственное мнение; высказывать свое мнение; принимать решение с учетом позиций всех участников

умения осознавать мотивы познавательной деятельности; оценивать свою познавательно-трудовую деятельность с точки зрения нравственных, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам




5