Тема, краткое содержание | Количество часов | Дата | Форма организации познавательной деятельности детей | Форма контроля |
Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы. Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни — как выражение мифопоэтических представлений человека о мире. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер. | 1 | 1 неделя | Индивидуальная | Диалог, рисунок, конечное изделие минипроекта |
Внутренний мир русской избы Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок — небо, пол — земля, подпол — подземный мир, окна — очи, свет и т. д.). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты. | 2 | 2-3 неделя | Индивидуальная | Диалог, рисунок |
Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Прялка. Полотенце. Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда — область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов. | 2 | 4-5 неделя | Индивидуальная | Диалог, рисунок, конечное изделие минипроекта |
Народный праздничный костюм Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России. Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды. | 2 | 6-7 неделя | Парная, групповая | Диалог, рисунок, конечное изделие минипроекта |
Народные праздничные обряды (обобщение темы) Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы, это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. | 1 | 8 неделя | Групповая, поисковая | Диалог, рисунок, конечное изделие |
Древние образы в современных народных игрушках Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба). Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек. | 1 | 9 неделя | индивидуальная, парная | Диалог, конечное изделие |
Искусство Гжели Краткие сведения из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией. | 1 | 10 неделя | индивидуальная, колективная | Диалог, рисунок, конечное изделие |
Городецкая роспись. Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора. Бутоны, розаны и купавки — традиционные элементы городецкой росписи. Птицы и конь – традиционные мотивы городецкой росписи. Основные приемы городецкой росписи. | 1 | 11 неделя | индивидуальная | Диалог, рисунок |
Хохлома. Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. Травный узор. Два типа письма: верховое и фоновое. | 1 | 12 неделя | индивидуальная | Диалог, рисунок |
Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла Краткие сведения из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций, сочетание в росписи крупных, средних и мелких форм цветов. Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка. | 1 | 13 неделя | индивидуальная, парная | Диалог, рисунок, конечное изделие минипроекта |
Искусство Чановской керамики. Истоки и современное развитие промысла. Краткие сведения из истории возникновения гончарного промысла Чановского района. Своеобразие формы и декора керамики. Слияние промысла с художественной промышленностью. Мифические мотивы в изделиях мастеров. | 2 | 14-15 неделя | индивидуальная Задание: изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка), используя для этого обклеенную пластилином баночку; | Диалог, рисунок, конечное изделие минипроекта |
Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы) Выставка работ;беседа на темы «Традиционные народные промыслы – гордость и достояние национальной отечественной культуры», «Промыслы как искусство художественного сувенира», «Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни и быту» или занимательная викторина. | 1 | 16 неделя | Поисковые группы активно используют собранный материал во время обобщения информации о тех промыслах, которые не были затронуты на уроках этой четверти, а также задают вопросы классу, предлагают открытки для систематизации зрительного материала по определенному признаку. К этому занятию учащиеся готовят выставку работ для более полного обобщения темы четверти. | Диалог, рисунок, конечное изделие |
Зачем людям украшения. Предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить - значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить социальную роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи: характере деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции. Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т. д. | 2 | 17-18 неделя | парная,или индивидуальная Задание: рассмотрение и обсуждение (анализ) разнообразного зрительного ряда, подобранного по теме; роль украшения в жизни современного человека; выполнение объемного украшения в соответствии с современными модными тенденциями. | Диалог, рисунок, конечное изделие |
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Древний Египет. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративно-прикладного искусства. Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея, ладьи вечности и др.). Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях. | 2 | 19-20 неделя | проектная, парная, групповая 1. Выполнение эскиза украшения (солнечного ожерелья, подвески, нагрудного украшения-пекторали, браслета и др.), в котором используются характерные знаки-символы. 2. Выполнение эскиза костюма древних египтян высших и низших сословий общества. | Диалог, рисунок, конечное изделие минипроекта |
Одежда «говорит» о человеке. Декоративно-прикладное искусство Древней Греции. Древнего Рима и Древнего Китая. Строгая регламентация в одежде у людей разных сословий. Символы правителей и императоров. Знаки отличия в одежде высших чиновников. Одежды знатных горожанок, их украшения. | 2 | 21-22 неделя | проектная, индивидуальная, коллективная 1. Выполнение эскиза костюма Древней Греции или Древнего Рима с учетом отличий в одежде у людей разных сословий. 2.Моделирование одежды императора Древнего Китая или знатной китаянки. Составление коллективной композиции. | Диалог, рисунок, конечное изделие минипроекта |
Декоративно-прикладное искусство Западной Европы хуп века (эпоха барокко) формы, орнамент, цветовая гамма. Суть декора (украшений) - выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчеркивать определенные общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам. Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта. Одежда буржуазии, простых горожан. | 3 | 23-25 неделя | проектное, индивидуальное макетирование. Выполнение работы «Бал во дворце» (изображение мебели и отдельных предметов, а также разных по величине фигур людей в нарядных костюмах; соединение деталей в общую композицию). | Диалог, рисунок, конечное изделие минипроекта |
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы). Итоговая игра-викторина с привлечением учебно-творческих работ, произведений декоративно- прикладного искусства разных времен, художественных открыток, репродукций и слайдов, собранных поисковыми группами. | 1 | 26 неделя | групповая. выполнение различных аналитически - творческих заданий, например, рассмотреть костюмы и определить их владельцев, увидеть неточности, которые допустил художник при изображении костюма, или систематизировать зрительный материал (предмета быта, костюм, архитектура) по стилистическому признаку. | Материалы контроля: игры, викторина |
Современное выставочное искусство. Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды). Современное понимание красоты профессиональными художниками мастерами декоративно-прикладного искусства. Насыщенность произведений яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения. Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников. | 1 | 27 неделя | Индивидуальная, парная, групповая. Восприятие (рассматривание) различных произведений современного декоративного искусства; рассуждение, участие в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного, с осознанием роли выразительных средств в создании декоративного образа в конкретном материале, с пониманием выражения «произведение говорит языком материала» на примере экспозиции музея. | Диалог, рисунок, конечное изделие |
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (мозаичное панно) Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов. Технология работы с пластилином, постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно. | 4 | 28-31 неделя | индивидуальная, коллективная Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим кабинет своими руками». | Диалог, рисунок, конечное изделие |
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Обобщающие уроки семинарского характера | 4 | 32-35 неделя | поисковая, проектная, индивидуальная, парная | продукт поисковой деятельности, игры, викторина |