СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование 5класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование 5класс»

Календарно – тематическое планирование 5 а класс

№ п/п

Кол-во часов по темам

Тема урока

Домашнее задание

Дата



1



1


Введение. 1ч.

Подготовить пересказ учебной статьи по плану, выписать 2 – 3 пословицы в тетрадь.

02.09

Книга в духовной жизни человек

Устное народное творчество 10ч.

Подобрать пословицы и поговорки, сгруппировать их тематически, нарисовать иллюстрации к известным загадкам

04.09

2

1

Русский фольклор. Малые жанры фольклора.

3.

2

Детский фольклор

Выполнить письменно задание рубрики «Обогащаем устную речь» (с. 8 учебника). На отдельном листе написать одну скороговорку и нарисовать к ней рисунок.

06.09

4.

3

Сказка как особый жанр фольклора

Подготовить по плану пересказ статьи учебника (с. 8 – 10). Инд. зад.: подготовить рассказы об И.Билибине и В.Васнецове, об их творчестве, связанном с русским фольклором

09.09

5.

4

«Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой

Подготовить выразительное чтение сказки «Царевна-лягушка». Подготовить ответы на 2-3-й вопросы учебника (с. 26).

11.09

6.

5

Народная мораль в характерах и поступках героев. Образ невесты-волшебницы

Подготовить ответы на 5 – 6-й вопросы учебника (с. 26).

13.09

7.

6

Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников. Поэтика волшебной сказки


Найти и выписать выражения, свойственные волшебной сказке. Подготовить пересказ сказки «Царевна-лягушка». Инд. зад.: прочитать другой вариант сказки «Царевна-лягушка»

16.09

8.

7

Изобразительный характер формул волшебной сказки. Народная мораль и поэтика волшебной сказки. Вариативность народных сказок

Прочитать по учебнику сказку «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»

18.09

9.

8

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли.

Подготовить ответы (устно) на 2- 6-й вопросы учебника (с. 38).

20.09

10.

9

Особенности сюжета сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке народа. Поэтика сказки.

Подготовить выразительное чтение или пересказ русских народных сказок: о жи-вотных, бытовой, нари-совать иллюстрации

23.09

11.

10

Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель»



Подготовить вопросы для конкурса на знание народных сказок, иллюстрации к сказкам. Подготовить сообщение о сказочниках, собирателях сказок (А. Афанасьев, Л.Толстой, В.Аникин)

25.09

.

1

Древнерусская литература 2ч

Подготовить выразительное чтение и пересказ отрывка из «Повести временных лет» - «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

27.09

12


Возникновение древнерусской литературы.

Начало письменности на Руси. «Повесть временных лет». «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

13.

2

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи.

Подготовить рассказы о М.В.Ломоносове, выра-зительное чтение наизусть сонета С.И.Стромилова «Ломоносов» и стихотворе-ние Н.А.Некрасова «Школьник»

30.09


1

Литература 18 века 1ч

Подготовить выразительное чтение стихотворения М.В.Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру…»

02.10

14


М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…»


1

Русская литература 19 века 45ч.

Подготовить рассказ об И.А.Крылове; читать басни, готовиться к викторине.

04.10

15.


Русские басни. Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр

16.

2

И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне»

Подготовить выразительное чтение наизусть басни «Волк на псарне». Нарисовать иллюстрацию к басне.

07.10

17.

3

И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом»

Подготовить выразительное чтение наизусть одной из басен. Нарисовать иллюстра-цию к басне «Свинья под дубом»

09.10

18.

4

Жанр басни. Повествование и мораль в басне

Читать басни Крылова. Подготовиться к конкурсу.

11.10

19.

5

Басенный мир Ивана Андреевича Крылова. Чтение басен наизусть

Прочитать народную сказку «Журавль и Волк» и басню Крылова «Волк и Журавль»

14.10

20.

6

В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна»

Выразительное чтение сказки «Спящая царевна». Подготовить ответы на 2 – 5-й вопросы учебника (с. 79-80)

16.10

21.

7

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки.

Подготовить выразительное чтение наизусть фрагментов сказки «Спящая царевна» (встреча царевны со старушонкой, описание объятого сном замка)

18.10

22.

8

Баллада В.А.Жуковского «Кубок»

Подготовить выразительное чтение баллады В.А.Жуковского «Кубок». Прочитать статью учебника (с. 85). Выучить определение.

21.10

23.

9

Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители»

Прочитать текст сказки до слов: «Исторический урок его особенно его беспокоил..»

Выписать непонятные слова и выражения. Краткий пересказ отрывка

23.10

24.

10

Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание

Подготовить выразительное чтение конца сказки (с. 147-151).

25.10

25.

11

В.М.Гаршин. Человек обостренной совести. Сказка «Attalea Prinseps»

Подготовить выразительное чтение скаки В.М.Гарши-на «Attalea Prinseps» (один из выделенных отрывков

06.11

26.

12

«Attalea Prinseps»: героическое и обыденное в сказке. Антитеза как основной художественный прием. Пафос произведения

Прочитать сказки В.М.Гаршина «Лягушка-путешественница», «То чего не было», «Сказка о жабе и розе», «Сказание о гордом Аггее»

08.11

27.

13

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне». «У лукоморья…»

Подготовить рассказ об А.С.Пушкине. Вырази-тельное чтение наизусть отрывка «У лукоморья..» или стихотворение «Няня»

11.11

28.

14

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил

Подготовить художественный пересказ эпизода «Спасение царевны», ответить на вопросы учебника с 3-го по 5-й (с. 108)

13.11

29.

15

Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.

Подготовить сообщения: 1. Рифма. Способы рифмовки. 2. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь. Прочитать сказку и дать названия эпизодам до слов: «За невестою своей..» (с. 104)

15.11

30.

16

Помощники царевны. Богатыри, Соколко. Народная мораль, нравственность

Озаглавить эпизоды до конца сказки. Выучить наизусть отрывок из сказки.

18.11

31.

17

Королевич Елисей. Победа добра над злом. Музыкальность пушкинской сказки

Прочитать поэму А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»

20.11

32.

18

Сказки А.С.Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила»

Прочитать в учебнике статью С.Я.Маршака «О сказках Пушкина» (с. 113-114)

22.11

33.

19

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино»

Подготовить сообщение о поэте, выразительно читать стихотворение

25.11

34.

20

Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино»

Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Бородино»

27.11

35.

21

Н.В.Гоголь. Слово о поэте. Понятие о повести как эпическом жанре. Сюжет повести «Заколдованное место»

Подготовить рассказ о Н.В.Гоголе, ответы на 1-й, 2-й, 4-й вопросы учебника (с. 184). Выразительное чтение произведения, пересказ

29.11

36.

22

Реальное и фантастическое в сюжете повести

Подготовить пересказ эпизода от лица деда. Прочитать другие повести из сборника «Вечера…»

02.12

37.

23

Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Выразительное чтение отрывков, конкурс сообщений

04.12

38.

24

«Вечера на хуторе близ Диканьки». Особенности повествования. Юмор.

Подготовиться к тесту. Прочитать статью в учебнике о Н.А.Некрасове.

06.12

39.

25

Письменный ответ на вопрос по повести Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Дпканьки»


09.12

40.

26

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «На Волге»

Выразительное чтение стихотворения «На Волге»

11.12

41.

27

«Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». «Несжатая полоса».

Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос». Инд. задание: подготовить сообщения по карточкам

13.12

42.

28

Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети»

Подготовить выразительное чтение стихотворения. Прочитать статью учебника об И.С.Тургеневе

16.12

43.

29

И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе.

Подготовить рассказ о Тургеневе. Прочитать рассказ до конца

18.12

44.

30

История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение. Письменный ответ на вопрос по рассказу «Муму» И.С.Тургенева

Выписать из текста эпитеты, сравнения, предложения, относящиеся к описанию одного из героев: 1) Гаврилы; 2) Капитона; 3) Татьяны. Составить рассказ об этих героях. Перечитать рассказ с. 222 – с. 233

20.12

45.

31

Герасим и Муму. Счастливый год.

Закончить составление плана. Выписать из всего текста рассказа имена и должности всей челяди.

23.12

46.

32

Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню.

Письменно ответить на вопрос: как изменила Герасима гибель Муму? Выучить наизусть эпизод «Возвращение Герасима домой»

25.12

47.

33

Духовные и нравственные качества Герасима – сила, достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие. Протест героя против отношений барства и рабства. Подготовка к сочинению

Выразительное чтение отрывка «А между тем в ту самую пору…»; дописать сочинение

27.12

48.

34

Анализ сочинений. Работа над ошибками

Прочитать статью о Фете А.А.

30.12

49.

35

А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь»

Выучить наизусть стихотворение «Весенний дождь»

13.01

50.

36

Л.Н.Толстой: детство, начало литературной деятельности. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа.

Дочитать рассказ до конца. Подготовить устную ха-рактеристику Дины с использованием цитат. Подобрать материал о Жилине и Костылине.

15.01

51.

37

Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы

Составить сравнительную характеристику героев. Подготовить устное сочинение на тему «Жилин и Костылин»

17.01

52.

38

Странная дружба Жилина и Дины.

ОДНКНР «Чувства, объединяющие народы»

Написать рассказ от лица Жилина о его знакомстве и дружбе с Диной. Выписать редкие, устаревшие слова и выражения, объяснить их.

20.01

53.

39

Краткость и выразительность языка рассказа. Рассказ, сюжет, композиция, идея произведения

Письменно подготовить ответ на вопрос: в чем, по-вашему, заключается идея рассказа Л.Н.Толстого «Кав-казский пленник»?

22.01

54.

40

Как работать над сочинением «Жилин и Костылин: разные судьбы»

Написать сочинение на тему «Жилин и Костылин: разные судьбы»

24.01

55.

41

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия»

Подготовить краткий рассказ о Чехове, выразительное чтение рассказа «Хирургия»

27.01

56.

42

Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова

Устное сочинение «Мой любимый рассказ А.П.Чехова»

29.01

57.

43

Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф.И. Тютчев «Люблю грозу в начале мая». А.Н. Плещеев. Образ лета. И.С.Никитин, Ф.И. Тютчев.

Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений о весне или о лете.

31.01

58.

44

Образ осени. Ф.И.Тютчев, А.Н.Майков. Образ зимы. И.С.Никитин, И.З.Суриков.

Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворе-ния ф.И.Тютчева «Есть в осе-ни первоначальной…»

03.02

59.

45

Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения

Прочитать рассказ И.А.Бунина «Косцы»

05.02


1

Из русской литературы 20 века

Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения И.А.Бунина «Помню – долгий зимний вечер…»

07.02.

60


А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине

61.

2

В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе»

Дочитать повесть «В дурном обществе» до конца. Подготовить рассказ о писателе.

07.02

62.

3

Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе»

Составить рассказы о героях повести: 1) о Васе; 2) о Валеке; 3) о Марусе (сравнить с Соней); 4) о Тыбурции

10.02

63.

4

Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Путь Васи к правде и добру. ОДНКНР «Способность к пониманию, сочувствию, готовность прийти на помощь»

Выполнить письменно задание 12 (с. 48 учебника); подготовить выразительное чтение главы «Кукла» и «Заключения»

12.02

64.

5

Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести

Подготовиться к сочинению

14.02

65.

6

Путь Васи к правде и добру. Обучение работе над сочинением. ОДНКНР «Какие ценности есть у человека?»

Написать сочинение «Путь Васи к правде и добру»

17.02

66.

7

С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина

Подготовить рассказ о поэте, выучить наизусть стихотворение «Я покинул родимый дом…»

19.02

67.

8

Стихотворение «С добрым утром!». Самостоятельная работа «Картинки из моего детства»

Закончить творческую работу, выучить наизусть стихотворение «С добрым утром!»

20.02

68.

9

П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка» Отличие сказа от сказки

Подготовить выразительное чтение сказа «Медной горы Хозяйка». Выполнить 9-е задание (с. 65)

26.02

69.

10

Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя

Подготовить рассказ о Степане. Выразитель

ное чтение сказа «Мала-хитовая шкатулка»

28.02

70.

11

«Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова

Читать сказы П.П.Бажова

02.03

71.

12

К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки

Подготовить выразительное чтение эпизода «Разговор бабки с Филькой»

04.03

72.

13

Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». Реальные и фантастические события и персонажи сказки

Выписать сравнения и эпитеты (с определяемыми словами) из описания пути Фильки к Панкрату или выполнить 8-е задание. Чи-тать «Заячьи лапы»

06.03

73.

14

К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы».

Письменный ответ на вопрос по рассказу «Заячьи лапы»

Отметить в тексте рассказа «Заячьи лапы» строки, в ко-торых писатель помогает нам увидеть необычное в обычном

09.03

74.

15

Умение видеть необычное в обычном. Лиризм описаний. Выразительность и красочность языка. Сравнения и эпитеты в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»

Написать (закончить) сочинение-миниатюру, прочитать сказку С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

11.03

75.

16

С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»

Повторить роды литературы. Подготовить выразительное чтение своей роли по полному тексту пьесы.

13.03

76.

17

Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы-сказки

Подготовиться к самостоятельной работе по теме «Роды и жанры литературы» Выразительное чтение своей роли и рассказ о «своем» персонаже

16.03

77.

18

Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки. Победа добра над злом

Прочитать рассказ А.П.Платонова «Никита»

18.03.

78.

19

А.П.Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита»

Подготовить рассказ о писателе,составить пересказ рассказа «Никита»

20.03

79.

20

Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита». Характеристика героя. Язык рассказа А.П.Платонова

разделить на пункты третью часть рассказа «Никита»; подготовить рассказ о Никите

30.03

80.

21

В.П.Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро» Сюжет рассказа, его герои

Подобрать пословицы о труде; прочитать рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро» (с. 117-146)

01.04

81.

22

Человек и природа в рассказе

Составить сложный план к сочинению по теме «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Становление характера Васютки (по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»)»

03.04

82.

23

Сочинение « Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Становле-ние характера Васютки (по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»)»

Прочитать рассказы В.П.Астафьева «Зачем я убил коростеля?», «Бе-логрудка»

06.04

83.

24

В.П.Астафьев. «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка


08.04

84.

25

Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста»

Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста»

10.04

85.

26

Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М.Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…». Поэма-баллада «Сын артиллериста»

Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения К.М.Симонова «Майор привез мальчишку на лафете»

13.04

86.

27

Великая Отечественная война в жизни моей семьи

презентации

15.04

87.

28

Р.к. Война и дети - тема многих сти-хотворений о войне.

Подготовить выразительное чтение стихов

17.04

88.

29

Стихотворения И.А.Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…»

Подготовить краткий рассказ о Джеке Лондоне; выразительное чтение рассказа «Сказание о Кише»

20.04

89.

30

Картина В.М.Васнецова «Аленушка». А.А.Прокофьев «Аленушка» («Пруд заглохший весь в зеленой ряске…»). Д.Б.Кедрин «Аленушка» («Стойбище осеннего тумана..»)

Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения Н.М.Рубцва «Родная деревня»

22.04

90.

31

Н.М.Рубцов. «Родная деревня». Дон-Аминадо. «Города и годы»

Прочитать рассказы С.Черного «Игорь-Робинзон», «Кавказский пленник»

24.04

91.

32

Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор

Подготовить наизусть стихотворение Ю.Кима

27.04

92.

33

С.А.Седов «Жил-был Лёша»

Выразительное чтение сказки

29.04

93.

1

Из зарубежной литературы 9ч Р.Л. Стивенсон «Вересковый мед»: верность традициям предков.

Подготовить выразительное чтение баллады «Вересковый мед»; рассказ о писателе

06.05

94.

2

Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо»

Написать сочинение «Как мы играли в Робинзона (индейцев, путешественников…)» Прочитать 6 главу из романа «Робинзон Крузо» (с. 188-189)

08.05

95.

3

Итоговая промежуточная аттестация. Проверка техники чтения. Г.Х.Андерсен «Снежная королева». Сказочный мир Андерсена.

Письменный ответ на вопрос: почему Герда оказалась сильнее Снежной королевы? Прочитать литературные сказки (А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…», Х.К.Андерсена «Огни-во»,Б.Гримм «Белоснежка и семь гномов»)

13.05

96.

4

Два мира сказки «Снежная королева».

ОДНКНР «Дружба, верность, коварство, жестокость в сказке «Снежная королева»

Письменный ответ на вопрос по сказке.

Письменно ответить на вопрос: почему Герда оказалась сильнее Снежной королевы?

15.05

97.

5

Идея сказки..Победа добра, любви и дружбы над злом.

Пересказ эпизода,творческие задания

18.05


6

Марк Твен.Слово о писателе. « Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера.

Прочитать «Приключения Тома Сойера» М.Твена, пересказ эпизодов

20.05

98


99.

7

Внутренний мир героев

Сравнить Тома и Сида. Подготовить сообщение «Том и его друзья». Пересказать эпизод игры Тома и Джеда в Робин Гуда. Подготовить краткий рассказ об авторе

22.05

100.

8

Том Сойер и его друзья

Ответить письменно на вопрос: каким представляется вам Том, какими чертами характера наделил его автор?

25.05

101.

9

Д.Лондон «Сказание о Кише»-повествование о взрослении подростка.

Пересказ по вопросам. презентции

27.05

102.

1

Подведение итогов года. Рекомендации на лето.


29.05