Косминцева О.В., учитель географии.
Календарно-тематическое планирование по предмету география составлено на основании рабочей учебной программы по географии для учащихся 6 класса разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и современных мировых требований, предъявляемых к географическому образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся, в которой учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации.
Содержание программного материала реализуется на основе следующей учебно-методической литературы и обучающих средств:
1.О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким География Землеведение , Москва, Дрофа, 2020
2. Программа по географии в 6 классе рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю), из них диагностических работ 2, тематических контрольных работ 1.
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока | Кол-во уроков | Предметный результат | Метапредметный результат | Личностный результат |
1 | | | Раздел 1. Гидросфера - водная оболочка Земли. Гидросфера и методы её изучения. Части гидросферы. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы | 10 ч. | Знать и раскрывать существенные признаки понятий: гидросфера, круговорот воды. Называть части гидросферы. Объяснять взаимосвязи отдельных частей круговорота воды, значение круговорота для природы Земли. Доказывать единство гидросферы. | Регулятивные: уметь самостоятельно выделять познавательную цель. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Познавательные: уметь самостоятельно искать и выделять необходимую информацию, уметь отображать информацию в графической форме, анализировать схему | Уметь вести диалог на основе взаимного уважения, корректно отстаивать свою позицию. |
2 | | | Исследования вод Мирового океана. Профессия океанолог. Солёность и температура океанических вод. Океанические течения. Тёплые и холодные течения. Способы изображения на географических картах океанических течений, солёности и температуры вод Мирового океана на картах. *Работа современных ученых гидрологов, океанологов стран Востока, современные исследования в области наук. | | Знать свойства вод Мирового океана. Определять по карте температуру и солёность поверхностных вод Мирового океана в разных частях Земли. Называть виды волн и океанических течений. Раскрывать причины образования ветровых волн и цунами. Показывать на карте течения. | Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений через включение в новые виды деятельности; самостоятельно планировать и оценивать свою деятельность. Коммуникативные: определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы. Познавательные: уметь работать с различными источниками информации; выявлять причинно-следственные связи, делать выводы и строить умозаключения, составлять описания. | Организовывать сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей. |
3 | | | Мировой океан и его части | | Знать определения понятий океан, море, залив, пролив, остров, полуостров. Называть и показывать на карте части Мирового океана. Определять географическое положение океанов, морей, заливов, проливов. | Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений через включение в новые виды. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Познавательные: овладевать основами картографической грамотности и использования географической карты; уметь выявлять различие и сходство признаков, составлять схемы, описания. | Понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы. |
4 | | | Движения вод Мирового океана: волны; течения, приливы и отливы. Стихийные явления в Мировом океане. Способы изучения и наблюдения за загрязнением вод Мирового океана | | Совершенствовать умение работы с картами, контурной картой | Регулятивные: самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Коммуникативные: определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы. Познавательные: Овладевать основами картографической грамотности и использования географической карты; уметь добывать недостающую информацию с помощью карт атласа, электронных образовательных ресурсов. | Определять роль результатов своей деятельности. |
5 | | | Воды суши. Способы изображения внутренних вод на картах. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Питание и режим реки. Практическая работа №1 по теме "Сравнение двух рек (России и мира) по заданным признакам" | | Знать свойства вод Мирового океана. Определять по карте температуру и солёность поверхностных вод Мирового океана в разных частях Земли. Называть виды волн и океанических течений. Раскрывать причины образования ветровых волн и цунами. Показывать на карте течения. | Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений через включение в новые виды деятельности; самостоятельно планировать и оценивать свою деятельность. Коммуникативные: определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы. Познавательные: уметь работать с различными источниками информации; выявлять причинно-следственные связи, делать выводы и строить умозаключения, составлять описания. | Организовывать сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей. |
6 | | | Озера. Происхождение озерных котловин. Питание озер. Озера сточные и бессточные. Болота, их образование. Профессия гидролог. Практическая работа №2 по теме "Характеристика одного из крупнейших озер России по плану в форме презентации" | | Называть и показывать озера и болота на картах; приводить примеры озер, имеющих котловины разного происхождения, озер с пресной и соленой водой; определять по карте географическое положение озер и соленость их вод; описывать значение озер и болот для природы. | Регулятивные: ставить учебную задачу под руководством учителя. Коммуникативные: организовывать сотрудничество индивидуально или в группе; осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей. Познавательные: овладевать основами картографической грамотности и использования географической карты; уметь анализировать, сравнивать, классифицировать факты, делать выводы и строить умозаключения; строить схемы на основе преобразования текста; выявлять существенные признаки и делать описания объектов | Понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы. |
7 | | | Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования. Условия образования межпластовых вод. Минеральные источники | | Знать и объяснять существенные признаки основных понятий. Называть причины образования подземных вод, их виды. Приводить примеры водопроницаемых и водоупорных пород. | Регулятивные: самостоятельно организовывать и оценивать свою деятельность. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Познавательные: овладевать основами смыслового чтения и составления плана прочитанного; формировать интерес к дальнейшему расширению и углублению географических знаний. | Уметь вести диалог, корректно отстаивать свою позицию. Понимать существование разных мнений и подходов. |
8 | | | Природные ледники: горные и покровные. Профессия гляциолог. Многолетняя мерзлота | | Знать типы ледников и причины их образования | Знать и объяснять существенные признаки основных понятий. Называть причины образования подземных вод, их виды. Приводить примеры водопроницаемых и водоупорных пород. Знать типы ледников и причины их образования | Регулятивные: самостоятельно организовывать и оценивать свою деятельность. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Познавательные: овладевать основами смыслового чтения и составления плана прочитанного; формировать интерес к дальнейшему расширению и углублению географических знаний. |
9 | | | Стихийные явления в гидросфере, методы наблюдения и защиты. Человек и гидросфера. Использование человеком энергии воды. Использование космических методов в исследовании влияния человека на гидросферу. Практическая работа№ 3 по теме "Составление перечня поверхностных водных объектов своего края и их систематизация в форме таблицы" | | Называть основные причины нехватки пресной воды на Земле, основные источники загрязнения гидросферы, стихийные явления в гидросфере. Раскрывать направления охраны гидросферы. Знать правила поведения в ЧС. | Регулятивные: управлять своей познавательной деятельностью, организовывать и оценивать свою деятельность. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Познавательные: овладевать основами картографической грамотности и использования географической карты; формировать интерес к дальнейшему расширению и углублению географических знаний. | Организовывать сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей. |
10 | | | Обобщающее повторение. Контрольная работа по теме "Гидросфера — водная оболочка Земли" | | Систематизировать и представлять свои знания при выполнении заданий в различной форме. | Регулятивные: управлять своей познавательной деятельностью Коммуникативные: определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы. Познавательные: формировать интерес к дальнейшему расширению и углублению географических знаний. | Определять роль результатов своей деятельности. |
11 | | | Раздел 2. Атмосфера - воздушная оболочка Земли. Воздушная оболочка Земли: газовый состав, строение и значение атмосферы | 12 ч. | Знать и объяснять существенные признаки понятий атмосфера, тропосфера, стратосфера, свойства воздуха, его состав, строение атмосферы. Характеризовать особенности каждого слоя атмосферы. Описывать значение озонового слоя. Объяснять значение атмосферы. | Регулятивные: самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Коммуникативные: высказывать суждения и подтверждать их фактами. Познавательные: устанавливать причинно – следственные связи. Умение представить изучаемый материал в виде простых схем | Планировать учебную деятельность, владеть устной и письменной речью. Проводить самостоятельный поиск географической информации. |
12 | | | Температура воздуха. Суточный ход температуры воздуха и его графическое отображение. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты Солнца над горизонтом | | Знать и объяснять существенные признаки понятий средняя суточная температура, суточный ход температуры воздуха, годовой ход температуры воздуха. Знать причины неравномерного нагревания атмосферы. Уметь определять по имеющимся данным средние температуры воздуха. | Регулятивные: планировать деятельность в учебной ситуации. Коммуникативные: организовывать работу в парах. Познавательные: умение извлекать информацию из различных источников, анализировать ее и представлять в виде графиков. | Формирование познавательной культуры, развитие навыков самостоятельной работы с доступными метеоприборами. |
13 | | | Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая температура. Зависимость нагревания земной поверхности от угла падения солнечных лучей. Годовой ход температуры воздуха | | Уметь определять температуру воздуха по карте с помощью изотерм. Приводить примеры жарких и холодных областей Земли. Описывать зависимость изменения температуры воздуха от угла падения. | Регулятивные: самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Коммуникативные: высказывать суждения и подтверждать их фактами. Познавательные: формирование умений ставить вопросы, строить логические рассуждения, аргументировать свои выводы, выполнять практические задания. | Организовывать сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей. |
14 | | | Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Роза ветров. Бризы. Муссоны | | Знать определение понятия атмосферное давление, понимать устройство барометра – анероида, приёмы работы с ним. Описывать и объяснять причины изменения атмосферного давления. Знать определение понятия ветер, основные виды ветров, устройство флюгера, приёмы работы с ним. Объяснять образование ветров и их разную скорость. Понимать причины возникновения ветров. | Регулятивные: самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Коммуникативные: высказывать суждение и подтверждать их фактами. Познавательные: умение на практике пользоваться логическими приемами при решении задач. | Формировать убеждённость в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения. |
15 | | | Вода в атмосфере. Влажность воздуха. Образование облаков. Облака и их виды. Туман | | Знать определения понятий абсолютная влажность, относительная влажность воздуха. Называть разные виды облаков. Определять визуально разные виды облаков и степень облачности, относительную влажность воздуха. Объяснять зависимость абсолютной влажности от температуры воздуха. Понимать устройство гигрографа. | Регулятивные: самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Коммуникативные: высказывать суждение и подтверждать их фактами. Познавательные: умение на практике пользоваться логическими приемами при решении задач. | Формировать убеждённость в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения. |
16 | | | Образование и выпадение атмосферных осадков. Виды атмосферных осадков | | Знать и объяснять существенные признаки понятия атмосферные осадки. Называть виды атмосферных осадков. Понимать условия распределения атмосферных осадков на поверхности земли. Объяснять образование осадков разного происхождения. Понимать устройство осадкомера, приёмы работы с ним. Вычислять количество осадков за сутки, месяц, год, среднее многолетнее количество. Строить и анализировать диаграммы количества осадков. | Регулятивные: ставить учебную задачу под руководством учителя. Коммуникативные: организовывать сотрудничество индивидуально или в группе; осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей. Познавательные: работать с различными источниками географических знаний, использовать ИКТ. | Формировать убеждённость в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения. |
17 | | | Погода и её показатели. Причины изменения погоды. Практическая работа №4 по теме "Представление результатов наблюдения за погодой своей местности в виде розы ветров" | | Знать определение понятия «погода» «климат», климатообразующие факторы. Знать и объяснять существенные признаки понятия «элементы погоды». Называть источники, на информации которых строится прогноз погоды, метеорологические приборы и инструменты, приёмы работы с ними. Понимать отличие климата от погоды. Объяснять причины изменения климата. | Регулятивные: самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Коммуникативные: высказывать суждение и подтверждать их фактами. Познавательные: формирование умений ставить вопросы, строить логические рассуждения, аргументировать свои выводы. | Организовывать сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей. |
18 | | | Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря | | Обрабатывать данные собственных наблюдений за погодой. Анализировать состояние погоды и составлять её описание. Работать с синоптической картой. | Регулятивные: самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Коммуникативные: высказывать суждение и подтверждать их фактами. Познавательные: умение на практике пользоваться методами наблюдения, объяснения, прогнозирования. | Формировать убеждённость в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения. |
19 | | | Человек и атмосфера. Взаимовлияние человека и атмосферы. Адаптация человека к климатическим условиям | | Раскрывать значение атмосферы для человека. Отбирать источники географической информации для объяснения влияния погодных и климатических условий на здоровье и быт людей. Приводить примеры стихийных бедствий в атмосфере. | Регулятивные: самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Коммуникативные: высказывать суждение и подтверждать их фактами. Познавательные: формирование умений ставить вопросы, строить логические рассуждения, аргументировать свои выводы, выполнять практические задания. | Отстаивать свою позицию невраждебным для оппонента образом. Понимать ценность жизни и здоровья. |
20 | | | Профессия метеоролог. Основные метеорологические данные и способы отображения состояния погоды на метеорологической карте. Стихийные явления в атмосфере. Практическая работа №5 по теме «Анализ графиков суточного хода температуры воздуха и относительной влажности с целью установления зависимости между данными элементами погоды» | | Строить и анализировать график температуры воздуха. Знакомство с профессией метеоролог. Знакомство с основными способами отображения метеорологических данных. | Регулятивные: планировать деятельность в учебной ситуации. Коммуникативные: организовывать работу в парах. Познавательные: умение извлекать информацию из различных источников, анализировать ее и представлять в виде графиков. | Формирование познавательной и информационной культуры. |
21 | | | Современные изменения климата. Способы изучения и наблюдения за глобальным климатом. Профессия климатолог. Дистанционные методы в исследовании влияния человека на воздушную оболочку Земли. *Работа современных ученых метеорологов, климатологов стран Востока, современные исследования в области наук. | | Раскрывать значение атмосферы для человека. Отбирать источники географической информации для объяснения влияния погодных и климатических условий на здоровье и быт людей. Приводить примеры стихийных бедствий в атмосфере. | Регулятивные: самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Коммуникативные: высказывать суждение и подтверждать их фактами. Познавательные: формирование умений ставить вопросы, строить логические рассуждения, аргументировать свои выводы, выполнять практические задания. | Отстаивать свою позицию невраждебным для оппонента образом. Понимать ценность жизни и здоровья. |
22 | | | Обобщающее повторение. Контрольная работа по теме "Атмосфера — воздушная оболочка" | | Знать содержание всей темы. | Регулятивные: самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Коммуникативные: высказывать суждение и подтверждать их фактами. Познавательные: представлять свои знания при выполнении заданий в различной форме. | Адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в самостоятельной деятельности. |
23 | | | Раздел 3. Биосфера - оболочка жизни Биосфера — оболочка жизни. Границы биосферы. Профессии биогеограф и геоэколог | 6 ч. | Знать и объяснять существенные признаки понятия биосфера. Называть границы биосферы и её состав. Описывать этапы расширения биосферы. Раскрывать роль круговорота вещества в биосфере. | Регулятивные: излагать свое мнение. Коммуникативные: осознанно использовать речевые средства. Познавательные: умение пользоваться логическими приемами: сравнения, умозаключения. | Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей. |
24 | | | Растительный и животный мир Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Практическая работа №6 по теме " Характеристика растительности участка местности своего края" | | Наблюдать за животным и растительным миром с целью определения качества среды. | Регулятивные: ставить учебную задачу под руководством учителя. Коммуникативные: организовывать сотрудничество индивидуально или в группе; осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей. Познавательные: формирование познавательной и информационной культуры в том числе развитие навыков самостоятельной работы с техническими средствами информационных технологий. | Определять роль результатов своей деятельности. |
25 | | | Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах | | Наблюдать за животным и растительным миром с целью определения качества среды. | Регулятивные: ставить учебную задачу под руководством учителя. Коммуникативные: организовывать сотрудничество индивидуально или в группе; осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей. Познавательные: формирование познавательной и информационной культуры в том числе развитие навыков самостоятельной работы с техническими средствами информационных технологий. | Определять роль результатов своей деятельности. |
26 | | | Жизнь в океане. Изменение животного и растительного мира океана с глубиной и географической широтой | | Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на биосферу. Раскрывать сущность антропогенного воздействия на природу. Высказывать мнение о воздействии человека на биосферу на примере своей местности. | Регулятивные: ставить учебную задачу под руководством учителя. Коммуникативные: организовывать сотрудничество индивидуально или в группе; осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей. Познавательные: формирование познавательной и информационной культуры в том числе развитие навыков самостоятельной работы с техническими средствами информационных технологий. | Определять роль результатов своей деятельности. |
27 | | | Человек как часть биосферы. Распространение людей на Земле. Исследования и экологические проблемы. *Работа современных ученых биологов, экологов, микробиологов стран Востока, современные исследования в области наук. | | Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на биосферу. Раскрывать сущность антропогенного воздействия на природу. Высказывать мнение о воздействии человека на биосферу на примере своей местности. | Регулятивные: ставить учебную задачу под руководством учителя. Коммуникативные: организовывать сотрудничество индивидуально или в группе; осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей. Познавательные: формирование познавательной и информационной культуры в том числе развитие навыков самостоятельной работы с техническими средствами информационных технологий. | Определять роль результатов своей деятельности. |
28 | | | Контрольная работа по теме "Биосфера — оболочка жизни" | | | | |
29 | | | Раздел 4. Природно-территориальные комплексы. Взаимосвязь оболочек Земли. Понятие о природном комплексе. Природно-территориальный комплекс. Глобальные, региональные и локальные природные комплексы | 6 ч. | Знать определение понятия «географическая оболочка». Называть свойства географической оболочки, её границы. Приводить примеры взаимодействия внешних оболочек Земли в пределах ГО. Объяснять уникальность ГО. | Регулятивные: самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Коммуникативные: высказывать суждение и подтверждать их фактами. Познавательные: формирование умения классифицировать материал, строить логические рассуждения, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы. | Вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения. |
30 | | | Природные комплексы своей местности. Практическая работа №7 по теме "Характеристика локального природного комплекса" | | Систематизировать и представлять свои знания при выполнении заданий в различной форме. | Регулятивные: ставить учебную задачу под руководством учителя. Коммуникативные: осознанно использовать речевые средства. Познавательные: формирование умения классифицировать материал, строить логические рассуждения, устанавливать причинно – следственные связи, делать. | Знать основные принципы и правила отношения к природе. Понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы. |
31 | | | Круговороты веществ на Земле | | Систематизировать и представлять свои знания при выполнении заданий в различной форме. | Регулятивные: ставить учебную задачу под руководством учителя. Коммуникативные: осознанно использовать речевые средства. Познавательные: формирование умения классифицировать материал, строить логические рассуждения, устанавливать причинно – следственные связи, делать. | Знать основные принципы и правила отношения к природе. Понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы. |
32 | | | Почва, её строение и состав. Образование почвы и плодородие почв. Охрана почв | | Знать определение понятия «почва». Знать и объяснять существенные признаки понятий почва, плодородие, почвы. | Регулятивные: излагать свое мнение, понимать позицию другого. Коммуникативные: высказывать суждение и подтверждать их фактами. Познавательные: формирование умения классифицировать материал, строить логические рассуждения, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы. | Организовывать сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей. |
33 | | | Природная среда. Охрана природы. Природные особо охраняемые территории. Всемирное наследие ЮНЕСКО | | Систематизировать и представлять свои знания при выполнении заданий в различной форме. | Регулятивные: ставить учебную задачу под руководством учителя. Коммуникативные: осознанно использовать речевые средства. Познавательные: формирование умения классифицировать материал, строить логические рассуждения, устанавливать причинно – следственные связи, делать. | Знать основные принципы и правила отношения к природе. Понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы. |
34 | | | Обобщающее повторение. Контрольная работа по теме " Природно-территориальные комплексы" | | Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни. | Регулятивные: волевая саморегуляция при оценки действий собственных и партнеров. Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка собственных действий и действий партнеров. Познавательные: Закрепляют изученный материал. | Выражают положительное отношение к процессу познания; понимают личностный смысл учения. |