СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование Биология 6 класс.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование к учебнику В.В. Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк Биология 6 . Линия жизни. 

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование Биология 6 класс.»

п/п

Тема урока

Дата

Основное содержание

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Вид контроля (измерителя)

ДМО


Глава 3. Жизнедеятельность организмов. (17 часов)

1.

Обмен веществ – главный признак жизни.


Процессы жизнедеятельности организмов. Обмен веществ. Основные компоненты обмена веществ: питание, дыхание, поступление веществ в организм, их транспорт, преобразование, выделение. Использование энергии организмами.


Выделять существенные признаки процесса обмена веществ. Обосновывать значение энергии для живых организмов. Доказывать родство живых организмов и единство органического мира.

§23

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

2.

Почвенное питание растений. Л/р «Поглощение воды корнем».


Питание. Способы питания организмов. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Почвенное питание растений. Корень: строение и функции. Поглощение воды и минеральных веществ.

Выделять существенные признаки почвенного питания растений. Объяснять роль питания в процессах обмена веществ. Уметь объяснять суть биологических экспериментов по теме и их результаты.

§24

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

3.

Удобрения.


Управление почвенным питанием растений. Удобрения минеральные и органические. Способы, сроки и дозу внесения удобрений. Вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Охрана окружающей среды.

Объяснять необходимость восполнения запасов питательных веществ в почве путем внесения удобрений. Оценивать вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений.

§25

Урок смешанного типа

4.

Фотосинтез. Л/р «Образование органических веществ в процессе фотосинтеза».


Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл. Их роль в фотосинтезе. Управление фотосинтезом растений. Условия, влияющие на интенсивность фотосинтеза.

Выявить приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определять условия протекания фотосинтеза.

§26

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

5.

Значение фотосинтеза.


Роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле. Проблема загрязнения воздуха.

Объяснять значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека. Приводить доказательства необходимости охраны воздуха от загрязнений. Представлять информацию в виде презентаций и сообщений.

§26

Урок смешанного типа

6.

Питание бактерий


Разнообразие способов питания..

Определять особенности питания бактерий. Объяснять роль бактерий в природе.

§27

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

7.

Питание грибов.


Грибы сапрофиты и паразиты. Симбиоз у бактерий и грибов

Определять особенности питания грибов. Объяснять роль грибов в природе.



8

Гетеротрофное питание. Особенности питания животных.


Гетеротрофное питание. Растительноядные животные. Пищеварение. Пища как источник энергии и строительный материал.

Определять способы питания и добывания пищи растительноядными животными.

§28

Урок смешанного типа.

II четверть

9

Хищные растения.


Плотоядные и всеядные животные, особенности питания и добывания пищи. Хищные растения.

Определить способы питания и добывания пиши плотоядными и всеядными животными, хищными растениями. Различать животных по способам добывания пищи.

§28

Урок смешанного типа

10

Контрольно-обобщающий урок «Питание бактерий, грибов и животных».


Автотрофные и гетеротрофные организмы, растительноядные, плотоядные, всеядные животные, особенности питания и добывания пищи, хищные растения.

Сотрудничество с одноклассниками при обсуждении ответов.


Обобщение и систематизация знаний

11

Газообмен между организмом и окружающей средой.

Дыхание растений.

Л/р «Выделение углекислого газа при дыхании»



Дыхание как компонент обмена веществ, его роль в жизни организмов. Значение кислорода в процессе дыхания.. Дыхание растений, его сущность. Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений. Применение знаний о дыхании растений при их выращивании и хранении урожая

Выделять существенные признаки дыхания и объяснять роль дыхания в процессе обмена. Объяснять значение кислорода в процессе дыхания. Определять роль дыхания в жизни организмов.

§29

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

12

Дыхание животных.


Органы дыхания у животных. Особенности газообмена у животных

Выделять существенные признаки дыхания растений. Объяснять роль дыхания в процессе обмена веществ. Объяснять значение кислорода в процессе дыхания. Определять сходство и различие в процессах дыхания у растений и животных. Применять знания о дыхании при выращивании растений и хранении урожая. Ставить биологические эксперименты по изучению процессов.

§29

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

13

Передвижение веществ в организмах. Передвижение веществ у растений. Л/р «Передвижение веществ по побегу растения»


Передвижение веществ в организмах. Передвижение веществ у растений. Транспорт веществ как составная часть обмена веществ. Защита растений от повреждений.

Объяснить роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объяснить значение проводящей функции стебля.

Объяснять особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях. Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты. Приводить доказательства необходимости защиты растений от повреждений.

§30

Урок смешанного типа

14

Передвижение веществ у животных.


Передвижение веществ у животных. Кровь, ее состав, функции и значение. Кровеносная система животных, органы кровеносной системы: кровеносные сосуды и сердце. Роль гемолимфы и крови в транспорте веществ в организме животного и осуществление связи между его органами.

Объяснять особенности передвижения в организме животных. Определять значение передвижения веществ в жизни организмов.

§31

Урок смешанного типа

15

Освобождение организма от вредных продуктов жизнедеятельности. Выделение у растений.


Образование конечных продуктов обмена веществ в процессе жизнедеятельности организмов. Выделение из организмов продуктов жизнедеятельности. Выделение у растений: удаление продуктов обмена веществ из растительного организма через корни, устьица, листья. Листопад.

Определять существенные признаки выделения. Объяснять роль выделения в процессе обмена веществ. Определять значение выделения в жизни организмов.

§32

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

16

Выделение у животных.


Удаление продуктов обмена веществ из организма животного через жабры, кожу. Легкие, почки. Особенности процесса выделения у животных.

Определять существенные признаки выделения у животных. Объяснять роль выделения в процессе обмена веществ, определять значение выделения в жизни животных.

§32

Урок смешанного типа

III четверть

17

Обобщающий урок. «Жизнедеятельность организмов». Контроль знаний.


Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена,

Обосновывают участие процессов питания, дыхания, выделения в обмене веществ. Устанавливают взаимосвязь дыхания, фотосинтеза и почвенного питания растений.


Обобщение и систематизация знаний


Глава 4. Размножение, рост и развитие организмов. (6 часов)

18

Размножение организмов, его значение. Бесполое размножение.

Л/р «Вегетативное размножение комнатных растений»


Бесполое размножение. Размножение организмов, его роль в преемственности поколений. Размножение как важнейшее свойство организмов. Способы размножения. Бесполое размножение растений и животных.


Определять значение размножения в жизни организмов. Объяснять роль размножения. Определять особенности бесполого размножения. Объяснять значение бесполого размножения. Ставить биологические эксперименты по изучению вегетативного размножения организмов и объяснять их результаты.

§33

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

19

Половое размножение.


Половое размножение. Его особенности. Половые клетки. Оплодотворение. Цветок – орган полового размножения растений, его строение и функции. Опыление. Усложнение полового размножения в процессе исторического развития. Значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира.

Характеризовать особенности полового размножения. Объяснять значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира.

§34

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

20

Рост и развитие – свойства живых организмов. Л/р «Определение возраста дерева (ствола или ветки) по спилу».


Рост и развитие – свойства живых организмов. Причины роста организмов. Продолжительность роста растений и животных. Особенности роста растений. Индивидуальное развитие. Взаимосвязи процессов роста и развития организмов. Агротехнические приемы, ускоряющие рост растений.

Характеризовать особенности процессов роста и развития у растений и животных. Определять возраст деревьев по годичным кольцам. Проводить биологические исследования и объяснять их результаты. Проводить наблюдение за ростом и развитием организма.

§35

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

21

Развитие животных с превращением и без превращения.


Развитие животных с превращением и без превращения

Объясняют особенности развития животных с превращением и без превращения.


Изучение и первичное закрепление новых знаний.

22

Влияние вредных привычек на индивидуальное развитие и здоровье человека.


Влияние табакокурения, употребление алкоголя и наркотических веществ на индивидуальное развитие и здоровье человека.

Объяснять, в чем состоит опасность табакокурения, употребление алкоголя и наркотических веществ для индивидуального развития и здоровья человека.


Урок смешанного типа.

23

Обобщающий урок «Размножение, рост и развитие организмов».





Обобщение и систематизация знаний.


Глава 5. Регуляция жизнедеятельности организмов. (10 часов)

24

Способность организмов воспринимать воздействие внешней среды и реагировать на них.


Раздражимость – свойство живых организмов. Реакция растений и животных на изменение в окружающей среде. Биоритмы в жизни органумов.

Выделять существенные признаки процессов регуляции жизнедеятельности организма. Объяснять согласованность всех процессов жизнедеятельности в любом живом организме. Описывать реакции растений и животных на изменения в окружающей среде.

§36

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

25

Гуморальная регуляция жизнедеятельности организмов.


Биологически активные вещества – гормоны. Гормональная регуляция. Гуморальная регуляция. Эндокринная система, её роль в гуморальной регуляции организма.

Характеризовать особенности гуморальной регуляции процессов жизнедеятельности у различных организмов. Объяснять роль эндокринной системы и регуляции процессов жизнедеятельности организмом.

§37

Урок смешанного типа.

26

Нервная регуляция. Общее представление о нервной системе.


Общее представление о нервной системе. Нейрон.

Характеризовать роль нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности у животных, стороение нейрона.


Изучение и первичное закрепление новых знаний.

IV четверть

27

Рефлекс- основа нервной регуляции.


Общее представление о рефлексе. Виды рефлексов.

Характеризовать понятие рефлекса, его виды. Объяснять рефлекторный характер деятельности нервной системы.


Изучение и первичное закрепление новых знаний.

28

Нейрогуморальная регуляция жизнедеятельности многоклеточных животных.

Л/р «Изучение реакции аквариумных рыб на раздражители и формирование у них рефлексов»


Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организмов.

Объяснять особенности нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности у многоклеточных животных. Объяснять значение саморегуляции физиологических процессов в организме.

§38

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

29

Поведение организмов.


Поведение. Двигательная активность у растений. Виды поведения животных. Безусловные и условные рефлексы.

Объяснять значение поведения в жизнедеятельности организмов. Наблюдать и описывать поведение животных.

§39

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

30

Поведение.


Условные рефлексы человека. Высшая нервная деятельность.

Различают врождённое и приобретённое поведение.


Урок смешанного типа.

31

Движение организмов.


Движение – свойство живых организмов. Многообразие способов движения организмов. Движение у растений. Передвижение животных.

Наблюдать и описывать движение организмов. Устанавливать взаимосвязь между средой обитания и способом передвижения животных.

§40

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

32

Передвижение многоклеточных животных.


Передвижение многоклеточных в разных средах обитания. Разнообразие способов движения многоклеточных.

Описывают способы передвижения многоклеточных. Устанавливают взаимосвязь между средой обитания и способом передвижения организмов.


Урок смешанного типа.

33

Организм – единое целое.


Целостность организмов. Взаимосвязь клеток, тканей, органов в многоклеточном организме.

Выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями.

§41

Обобщение и систематизация знаний.

34

Обобщение. Контрольная работа по курсу «Биология»


Жизнедеятельность организмов. Размножение, рост и развитие организмов. Регуляция жизнедеятельности организмов.

Применяют полученные знания при выполнении тестовых заданий.


Урок контроля, оценивания и коррекции знаний.

35

Резерв Анализ контрольной работы.





Урок коррекции знаний.