№ п/п | Тема урока | Дата | Основное содержание | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | Вид контроля (измерителя) | ДМО |
| Глава 3. Жизнедеятельность организмов. (17 часов) |
1. | Обмен веществ – главный признак жизни. | | Процессы жизнедеятельности организмов. Обмен веществ. Основные компоненты обмена веществ: питание, дыхание, поступление веществ в организм, их транспорт, преобразование, выделение. Использование энергии организмами. | Выделять существенные признаки процесса обмена веществ. Обосновывать значение энергии для живых организмов. Доказывать родство живых организмов и единство органического мира. | §23 | Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
2. | Почвенное питание растений. Л/р «Поглощение воды корнем». | | Питание. Способы питания организмов. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Почвенное питание растений. Корень: строение и функции. Поглощение воды и минеральных веществ. | Выделять существенные признаки почвенного питания растений. Объяснять роль питания в процессах обмена веществ. Уметь объяснять суть биологических экспериментов по теме и их результаты. | §24 | Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
3. | Удобрения. | | Управление почвенным питанием растений. Удобрения минеральные и органические. Способы, сроки и дозу внесения удобрений. Вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Охрана окружающей среды. | Объяснять необходимость восполнения запасов питательных веществ в почве путем внесения удобрений. Оценивать вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. | §25 | Урок смешанного типа |
4. | Фотосинтез. Л/р «Образование органических веществ в процессе фотосинтеза». | | Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл. Их роль в фотосинтезе. Управление фотосинтезом растений. Условия, влияющие на интенсивность фотосинтеза. | Выявить приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определять условия протекания фотосинтеза. | §26 | Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
5. | Значение фотосинтеза. | | Роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле. Проблема загрязнения воздуха. | Объяснять значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека. Приводить доказательства необходимости охраны воздуха от загрязнений. Представлять информацию в виде презентаций и сообщений. | §26 | Урок смешанного типа |
6. | Питание бактерий | | Разнообразие способов питания.. | Определять особенности питания бактерий. Объяснять роль бактерий в природе. | §27 | Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
7. | Питание грибов. | | Грибы сапрофиты и паразиты. Симбиоз у бактерий и грибов | Определять особенности питания грибов. Объяснять роль грибов в природе. | | |
8 | Гетеротрофное питание. Особенности питания животных. | | Гетеротрофное питание. Растительноядные животные. Пищеварение. Пища как источник энергии и строительный материал. | Определять способы питания и добывания пищи растительноядными животными. | §28 | Урок смешанного типа. |
II четверть |
9 | Хищные растения. | | Плотоядные и всеядные животные, особенности питания и добывания пищи. Хищные растения. | Определить способы питания и добывания пиши плотоядными и всеядными животными, хищными растениями. Различать животных по способам добывания пищи. | §28 | Урок смешанного типа |
10 | Контрольно-обобщающий урок «Питание бактерий, грибов и животных». | | Автотрофные и гетеротрофные организмы, растительноядные, плотоядные, всеядные животные, особенности питания и добывания пищи, хищные растения. | Сотрудничество с одноклассниками при обсуждении ответов. | | Обобщение и систематизация знаний |
11 | Газообмен между организмом и окружающей средой. Дыхание растений. Л/р «Выделение углекислого газа при дыхании» | | Дыхание как компонент обмена веществ, его роль в жизни организмов. Значение кислорода в процессе дыхания.. Дыхание растений, его сущность. Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений. Применение знаний о дыхании растений при их выращивании и хранении урожая | Выделять существенные признаки дыхания и объяснять роль дыхания в процессе обмена. Объяснять значение кислорода в процессе дыхания. Определять роль дыхания в жизни организмов. | §29 | Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
12 | Дыхание животных. | | Органы дыхания у животных. Особенности газообмена у животных | Выделять существенные признаки дыхания растений. Объяснять роль дыхания в процессе обмена веществ. Объяснять значение кислорода в процессе дыхания. Определять сходство и различие в процессах дыхания у растений и животных. Применять знания о дыхании при выращивании растений и хранении урожая. Ставить биологические эксперименты по изучению процессов. | §29 | Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
13 | Передвижение веществ в организмах. Передвижение веществ у растений. Л/р «Передвижение веществ по побегу растения» | | Передвижение веществ в организмах. Передвижение веществ у растений. Транспорт веществ как составная часть обмена веществ. Защита растений от повреждений. | Объяснить роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объяснить значение проводящей функции стебля. Объяснять особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях. Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты. Приводить доказательства необходимости защиты растений от повреждений. | §30 | Урок смешанного типа |
14 | Передвижение веществ у животных. | | Передвижение веществ у животных. Кровь, ее состав, функции и значение. Кровеносная система животных, органы кровеносной системы: кровеносные сосуды и сердце. Роль гемолимфы и крови в транспорте веществ в организме животного и осуществление связи между его органами. | Объяснять особенности передвижения в организме животных. Определять значение передвижения веществ в жизни организмов. | §31 | Урок смешанного типа |
15 | Освобождение организма от вредных продуктов жизнедеятельности. Выделение у растений. | | Образование конечных продуктов обмена веществ в процессе жизнедеятельности организмов. Выделение из организмов продуктов жизнедеятельности. Выделение у растений: удаление продуктов обмена веществ из растительного организма через корни, устьица, листья. Листопад. | Определять существенные признаки выделения. Объяснять роль выделения в процессе обмена веществ. Определять значение выделения в жизни организмов. | §32 | Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
16 | Выделение у животных. | | Удаление продуктов обмена веществ из организма животного через жабры, кожу. Легкие, почки. Особенности процесса выделения у животных. | Определять существенные признаки выделения у животных. Объяснять роль выделения в процессе обмена веществ, определять значение выделения в жизни животных. | §32 | Урок смешанного типа |
III четверть |
17 | Обобщающий урок. «Жизнедеятельность организмов». Контроль знаний. | | Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена, | Обосновывают участие процессов питания, дыхания, выделения в обмене веществ. Устанавливают взаимосвязь дыхания, фотосинтеза и почвенного питания растений. | | Обобщение и систематизация знаний |
| Глава 4. Размножение, рост и развитие организмов. (6 часов) |
18 | Размножение организмов, его значение. Бесполое размножение. Л/р «Вегетативное размножение комнатных растений» | | Бесполое размножение. Размножение организмов, его роль в преемственности поколений. Размножение как важнейшее свойство организмов. Способы размножения. Бесполое размножение растений и животных. | Определять значение размножения в жизни организмов. Объяснять роль размножения. Определять особенности бесполого размножения. Объяснять значение бесполого размножения. Ставить биологические эксперименты по изучению вегетативного размножения организмов и объяснять их результаты. | §33 | Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
19 | Половое размножение. | | Половое размножение. Его особенности. Половые клетки. Оплодотворение. Цветок – орган полового размножения растений, его строение и функции. Опыление. Усложнение полового размножения в процессе исторического развития. Значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира. | Характеризовать особенности полового размножения. Объяснять значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира. | §34 | Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
20 | Рост и развитие – свойства живых организмов. Л/р «Определение возраста дерева (ствола или ветки) по спилу». | | Рост и развитие – свойства живых организмов. Причины роста организмов. Продолжительность роста растений и животных. Особенности роста растений. Индивидуальное развитие. Взаимосвязи процессов роста и развития организмов. Агротехнические приемы, ускоряющие рост растений. | Характеризовать особенности процессов роста и развития у растений и животных. Определять возраст деревьев по годичным кольцам. Проводить биологические исследования и объяснять их результаты. Проводить наблюдение за ростом и развитием организма. | §35 | Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
21 | Развитие животных с превращением и без превращения. | | Развитие животных с превращением и без превращения | Объясняют особенности развития животных с превращением и без превращения. | | Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
22 | Влияние вредных привычек на индивидуальное развитие и здоровье человека. | | Влияние табакокурения, употребление алкоголя и наркотических веществ на индивидуальное развитие и здоровье человека. | Объяснять, в чем состоит опасность табакокурения, употребление алкоголя и наркотических веществ для индивидуального развития и здоровья человека. | | Урок смешанного типа. |
23 | Обобщающий урок «Размножение, рост и развитие организмов». | | | | | Обобщение и систематизация знаний. |
| Глава 5. Регуляция жизнедеятельности организмов. (10 часов) |
24 | Способность организмов воспринимать воздействие внешней среды и реагировать на них. | | Раздражимость – свойство живых организмов. Реакция растений и животных на изменение в окружающей среде. Биоритмы в жизни органумов. | Выделять существенные признаки процессов регуляции жизнедеятельности организма. Объяснять согласованность всех процессов жизнедеятельности в любом живом организме. Описывать реакции растений и животных на изменения в окружающей среде. | §36 | Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
25 | Гуморальная регуляция жизнедеятельности организмов. | | Биологически активные вещества – гормоны. Гормональная регуляция. Гуморальная регуляция. Эндокринная система, её роль в гуморальной регуляции организма. | Характеризовать особенности гуморальной регуляции процессов жизнедеятельности у различных организмов. Объяснять роль эндокринной системы и регуляции процессов жизнедеятельности организмом. | §37 | Урок смешанного типа. |
26 | Нервная регуляция. Общее представление о нервной системе. | | Общее представление о нервной системе. Нейрон. | Характеризовать роль нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности у животных, стороение нейрона. | | Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
IV четверть |
27 | Рефлекс- основа нервной регуляции. | | Общее представление о рефлексе. Виды рефлексов. | Характеризовать понятие рефлекса, его виды. Объяснять рефлекторный характер деятельности нервной системы. | | Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
28 | Нейрогуморальная регуляция жизнедеятельности многоклеточных животных. Л/р «Изучение реакции аквариумных рыб на раздражители и формирование у них рефлексов» | | Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организмов. | Объяснять особенности нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности у многоклеточных животных. Объяснять значение саморегуляции физиологических процессов в организме. | §38 | Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
29 | Поведение организмов. | | Поведение. Двигательная активность у растений. Виды поведения животных. Безусловные и условные рефлексы. | Объяснять значение поведения в жизнедеятельности организмов. Наблюдать и описывать поведение животных. | §39 | Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
30 | Поведение. | | Условные рефлексы человека. Высшая нервная деятельность. | Различают врождённое и приобретённое поведение. | | Урок смешанного типа. |
31 | Движение организмов. | | Движение – свойство живых организмов. Многообразие способов движения организмов. Движение у растений. Передвижение животных. | Наблюдать и описывать движение организмов. Устанавливать взаимосвязь между средой обитания и способом передвижения животных. | §40 | Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
32 | Передвижение многоклеточных животных. | | Передвижение многоклеточных в разных средах обитания. Разнообразие способов движения многоклеточных. | Описывают способы передвижения многоклеточных. Устанавливают взаимосвязь между средой обитания и способом передвижения организмов. | | Урок смешанного типа. |
33 | Организм – единое целое. | | Целостность организмов. Взаимосвязь клеток, тканей, органов в многоклеточном организме. | Выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями. | §41 | Обобщение и систематизация знаний. |
34 | Обобщение. Контрольная работа по курсу «Биология» | | Жизнедеятельность организмов. Размножение, рост и развитие организмов. Регуляция жизнедеятельности организмов. | Применяют полученные знания при выполнении тестовых заданий. | | Урок контроля, оценивания и коррекции знаний. |
35 | Резерв Анализ контрольной работы. | | | | | Урок коррекции знаний. |