№ п\п | Дата | Тема урока | Содержание учебного материала | Планируемые результаты |
по плану | по факту | предметные | метапредметные | личностные |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Раздел «Музыка вокруг нас» (16 часов) |
1 | 05.09 | | «И муза вечная со мной» | Познакомятся с назначением основных учебных принадлежностей и правилами их использования. Истоки возникновения музыки. Введение учащихся в мир музыки Слушание музыки на примере произведения П. И. Чайковского «Щелкунчик» (фрагменты) | Научатся слушать музыку и вступать в диалог; размышлять об истоках возникновения музыкального искусства; правилам поведения и пения на уроке. | Выполнять учебные действия в качестве слушателя. Использовать общие приемы решения задач. Адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. | Адекватная мотивация учебной деятельности: Я – слушатель. |
2 | 12.09 | | «Хоровод муз» | Знакомство с песнями и танцами разных народов мира. Роль танца в жизни людей. Понятия «хор», «хоровод» родственны. Исполнение хороводных песен с движениями. | Научатся исполнять хороводные песни и сравнивать танцы разных народов между собой; использовать музыкальную речь как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках. | Преобразовывать познавательную задачу в практическую. Использовать общие приемы решения исполнительской задачи ставить вопросы, обращаться за помощью, контролировать свои действия в работе | Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа, уважительное отношение к культуре других народов. |
3 | 19.09 | | «Повсюду музыка слышна» | Знакомство с песенками-закличками, народными песнями и попевками. Импровизация на уроке: сочинение окончания к песенкам закличкам. | Научатся: сочинять песенки-попевки; определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок; принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности. | Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Использовать общие приемы решения исполнительской задачи. Ставить вопросы, обращаться за помощью, контролировать свои действия в коллективной работе | Наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии. |
4 | 26.09 | | «Душа музыки – мелодия» | Мелодия – главная мысль любого музыкального произведения: его лицо, его суть, его душа. Изучение простых жанров в музыке – песни, танца и марша. Слушание 3 пьес из «Детского альбома» П. И. Чайковского. | Научатся: определять характерные черты жанров музыки (на примере произведений «Сладкая греза», «Марш деревянных солдатиков», «Вальс» П. И. Чайковского); сравнивать музыкальные произведения различных жанров и стилей. | Выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Узнавать, называть простые жанры музыки. Строить правильные высказывание о музыке. | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, определение основного настроения и характера музыкального произведения |
5 | 03.10 | | «Музыка осени» | Знакомство с музыкальными и литературными произведениями о осени, умение определять их настроение. Слушание пьесы из цикла «Времена года» П. И. Чайковского – «Октябрь» | Научатся: слушать мотивы осенних мелодий (на примере произведений П. И. Чайковского «Осенняя песнь», Г. Свиридова «Осень»); объяснять термины мелодия и аккомпанемент, мелодия – главная мысль музыкального произведения. | Подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков; Использовать речь для регуляции своего действия; | Внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание |
6 | 10.10 | | «Сочини мелодию» | Знакомство с новым понятием – аккомпанемент. Импровизация на уроке: сочинение простой мелодии на заданный текст. Интонации музыкальные и речевые. | Научатся: находить (выбирать) различные способы сочинения мелодии, использовать простейшие навыки импровизации в музыкальных играх; выделять отдельные признаки предмета и объединять их по общему признаку. | Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; Различать способ и результат действия, адекватно воспринимать предложения учителей и товарищей; Аргументировать свою позицию. | Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость |
7 | 17.10 | | «Азбука, азбука каждому нужна» | Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты: нотный стан, скрипичный ключ, звукоряд Повторение ранее изученной песни и разучивание новой песни. | Научатся: слушать песни, различать части песен; понимать истоки музыки и отражение различных явлений жизни, в том числе и школьной; проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыкальных произведений. | Анализ информации, передача информации устным путем; Осуществлять и выделять необходимую информацию Формулировать собственное мнение и позицию. | Участвовать в коллективном исполнении ритма, изображении звуковысотности мелодии движением рук. Правильно передавать мелодию песни. |
8 | 24.10 | | «Музыкальная азбука» | Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Запись нот – знаков для обозначения музыкальных звуков. Продолжение изучения элементов нотной грамоты: нота, звукоряд, нотный стан. | Научатся: различать понятия - звук, нота, мелодия, ритм; исполнять простейшие ритмы (на примере «Песни о школе» Д. Кабалевского); импровизировать в пении, игре, пластике. | Формулировать и удерживать учебную задачу. Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Проявлять активность в решении познавательных задач | Узнавать изученные произведения. Участвовать в коллективном исполнении ритма, изображении звуковысотности мелодии движением рук. Правильно передавать мелодию песни. |
9 | 7.11 | | «Музыкальные инструменты» | Народные музыкальные традиции родного Отечества. Знакомство с русскими народными инструментами: свирель, дудочка, рожок, гусли. Умение определять их на слух. | Научатся: различать разные виды инструментов; ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве России; находить сходства и различия в инструментах разных народов | Использовать установленные правила в контроле способов решения задач. Ориентироваться в разнообразии способов решения учебной задачи. Обращаться за помощью к учителю, формулировать свои затруднения | Сопоставлять звучание народных и профессиональных инструментов. Давать определения общего характера музыки. |
10 | 14.11 | | «Садко» | Знакомство с народным былинным сказом “Садко”. Знакомство с жанрами музыки, их эмоционально-образным содержанием, со звучанием народного инструмента - гуслями. | Научатся: определять выразительные и изобразительные возможности (тембр, голос) музыкальных инструментов (на примере русского народного наигрыша «Полянка», «Былинного наигрыша» Д. Локшина. | Поиск и выделение необходимой информации из различных источников (музыка, картина, рисунок) Использовать речь для регуляции своего действия. Воплощения собственных мыслей, чувств. | Внимательно слушать музыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах. Определять на слух звучание народных инструментов. |
11 | 21.11 | | «Музыкальные инструменты» | Знакомство с понятием профессиональная музыка, с музыкальными инструментами симфонического оркестра: флейта, арфа и фортепиано. Умение определять их звучание на слух. | Научатся: выделять принадлежность музыки к народной или композиторской, сопоставлять и различать части: начало – кульминация – концовка; составлять графическое изображение мелодии. | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. читать простое схематическое изображение. | Наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления |
12 | 28.11 | | «Звучащие картины» | Расширение художественных впечатлений учащихся, развитие их ассоциативно-образного мышления на примере репродукций известных произведений живописи, скульптуры разных эпох. | Научатся: выразительно исполнять песню, составлять исполнительское развитие вокального сочинения исходя из сюжета стихотворного текста (на примере песни «Почему медведь зимой спит» Л. К. Книппер, А. Коваленковой). | Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Концентрация воли для преодоления затруднений; применять установленные правила. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. | Узнавать музыкальные инструменты по изображениям. Участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение. |
13 | 5.12 | | «Разыграй песню» | Развитие умений и навыков выразительного исполнения детьми песни Л. Книппера «Почему медведь зимой спит». Выявление этапов развития сюжетов. Основы понимания развития музыки | Научатся: выразительно исполнять песни; составлять исполнительский плана песни. | Анализирование информации. Умение оценивать собственную деятельность. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. | Планировать свою деятельность, выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения |
14 | 12.12 | | «Пришло Рождество» | Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с сюжетом о рождении Иисуса Христа и народными обычаями празднования церковного праздника - Рождества Христова. | Научатся: выразительно исполнять рождественские песни. «Ночь тиха над Палестиной», «Зимняя сказка» С. Крылова) | Формулировать и удерживать учебную задачу. Понимать содержание рисунка и соотносить его с музыкальными впечатлениями. | Соблюдать при пении певческую установку, петь выразительно, слышать себя и товарищей. Вовремя начинать и заканчивать пение. |
15 | 19.12 | | «Родной обычай старины» | Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями. Осознание образов рождественских песен, народных песен-колядок. | Научатся: выразительно исполнять рождественские песни; различать понятия народные праздники, рождественские песни (на примере песен «Рождество Христово»). | Формулировать и удерживать учебную задачу. Понимать содержание рисунка и соотносить его с музыкальными впечатлениями. Ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника. | Соблюдать при пении певческую установку, петь выразительно, слышать себя и товарищей. Вовремя начинать и заканчивать пение. |
16 | 26.12 | | «Добрый праздник среди зимы» | Урок посвящен одному из самых любимых праздников детворы – Новый год. Знакомство со сказкой Т.Гофмана и музыкой балета П.И.Чайковского «Щелкунчик», который ведет детей в мир чудес, волшебства, приятных неожиданностей. | Научатся: выразительно исполнять рождественские колядки. Приобретут опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание. | Формулировать и удерживать учебную задачу. Узнавать, называть и определять явления окружающей действительности. Обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. | Узнавать освоенные музыкальные произведения. Давать определения общего характера музыки. Принимать участие в играх, танцах, песнях. |
Раздел «Музыка и ты» (17 часов) |
17 | 16.01 | | «Край, в котором ты живешь» | Сочинения отечественных композиторов о Родине. Региональные музыкальные традиции | Научатся: различать понятия родина, малая родина; исполнять песню с нужным настроением, высказываться о характере музыки, определять, какие чувства возникают, когда поешь об Отчизне. | Преобразовывать практическую задачу в познавательную. Строить монологичное высказывание, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки. | Развитие эмоционально-открытого, позитивно-уважительного отношения к таким вечным проблемам жизни и искусства, как материнство, любовь, добро, счастье, дружба, долг. |
18 | 23.01 | | «Поэт, художник, композитор» | Образная природа музыкального искусства. Средства музыкальной выразительности. | Научатся: находить общее в стихотворном, художественном и музыкальном пейзаже; понимать, что виды искусства имеют собственные средства выразительности . | Выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Осуществлять поиск необходимой информации. Воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, определение основного настроения и характера музыкального произведения. |
19 | 30.01 | | «Музыка утра» | Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Выразительность и изобразительность в музыке. | Научатся: проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения – чувства, характер, настроение (на примере музыки П. И. Чайковского «Утренняя молитва», Э. Грига «Утро», Д. Б. Кабалевского «Доброе утро»). | Использовать речь для регуляции своего действия. Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | Наличие эмоционального отношения к произведениям музыки, литературы, живописи. |
20 | 06.02 | | «Музыка вечера» | Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Выразительность и изобразительность в музыке. | Научатся: проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения (на примере музыки В. Гаврилина «Вечерняя», С. Прокофьева «Вечер», В. Салманова «Вечер», А. Хачатуряна «Вечерняя сказка). | Использовать речь для регуляции своего действия. Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. аргументировать свою в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | Внутренняя позиция, эмоциональная отзывчивость, сопереживание, уважение к чувствам и настроениям другого человека. |
21 | 13.02 | | «Музыкальные портреты» | Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. | Научатся: проводить интонационно-образный анализ на примере музыки С. Прокофьева «Болтунья», «Баба Яга», передавать разговор-диалог героев, настроение пьес. | Преобразовывать практическую задачу в познавательную. Узнавать, называть и определять героев музыкального произведения. задавать вопросы; | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности. |
22 | 27.02 | | «Разыграй сказку» | Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные игры. Детский фольклор: музыкальные приговорки, считалки, припевки, сказки. | Научатся: выразительно исполнять колыбельную песню, определять инструменты, которыми можно украсить сказку и игру; выделять характерные интонационные особенности музыкального сочинения. | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования. |
23 | 5.03 | | «У каждого свой музыкальный инструмент» | Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Народные музыкальные игры. | Научатся: определять старинные, современные инструменты, определять на слух. | Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Принимать участие в групповом музицировании. | Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования |
24 | 12.03 | | «Музы не молчали» | Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. | Научатся: сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия; выявлять различные образы – портреты персонажей , сходства и различия разговорной и музыкальной речи. | Использовать правила в контроле способа решения. поиск и выделение информации. формулировать собственное мнение и позицию. | Наличие эмоционального отношения к произведениям музыки, литературы, живописи. |
25 | 19.03 | | «Музыкальные инструменты» | Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического и народного. | Научатся: определять старинные, современные инструменты, определять на слух гитары, клавесина и фортепиано . | Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Формулировать свои затруднения; принимать участие в музицировании. | Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования |
26 | 2.04 | | «Мамин праздник» | Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. | Научатся: анализировать музыкальные сочинения, импровизировать на музыкальных инструментах, выразительно исполнять песни. | Предвосхищать Результат, осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных видах музыкальной деятельности. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. | Этические чувства, уважительное отношение к родным: матери, бабушке. Положительное отношение к музыкальным занятиям. |
27 | 9.04 | | «Музыкальные инструменты. Чудесная лютня» | Знакомство с музыкальными инструментами, через алжирскую сказку “Чудесная лютня”. Размышление о безграничных возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, силе ее воздействия. | Научатся: понимать контраст эмоциональных состояний и контраст средств музыкальной выразительности, определять по звучащему фрагменту и внешнему виду музыкальные инструменты (фортепиано, клавесин, гитара, лютня), называть их. | Моделировать, выделять, обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач. Выделять и формулировать познавательную цель. задавать вопросы, формулировать свои затруднения. | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности. |
28 | 16.04 | | «Звучащие картины» | Художественный образ. Характер музыки и ее соответствие настроению картины. | Научатся: понимать контраст эмоциональных состояний и контраст средств музыкальной выразительности.. | Использовать установленные правила в контроле способов решения задач. Ориентироваться в разнообразии способов решения учебной задачи. Обращаться за помощью к учителю, одноклассникам. | Планировать свою деятельность, выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения |
29 | 23.04 | | «Музыка в цирке» | Песня, танец и марш как три основные области музыкального искусства, неразрывно связанные с жизнью человека. | Научится: проводить интонационно-образный анализ музыкальных сочинений, изображать цокот копыт, передавать характер звучания пьес и песен. | Выбирать действия в соответствии с поставленными задачами. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. | Эмоциональное отношение к искусству. Восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера. |
30 | 30.04 | | «Дом, который звучит» | Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы, балета, мюзикла и др. Детский музыкальный театр как особая форма приобщения детей к музыкальному искусству. | Научатся: определять понятия опера, балет, различать в музыке песенность, танцевальность, маршевость . | Использовать общие приемы решения задач. Ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации. Задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию. | Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач. |
31 | 7.05 | | «Опера-сказка» | Опера. Песенность, танцевальность, маршевость. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. | Научатся: определять понятие опера, выразительно исполнять фрагменты из детских опер («Волк и семеро козлят» М. Коваля, «Муха-Цокотуха» М. Красева). | Применять установленные правила в планировании способа решения. Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. | Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач. |
32 | 14.05 | | «Ничего на свете лучше нету» | Детские музыкальные радио- и телепередачи, музыкальные аудиозаписи и видеофильмы для детей как средство обогащения музыкального опыта, расширения и углубления музыкальных интересов и потребностей учащихся. | Научатся: выразительно исполнять песни, фрагменты из музыки к мультфильму «Бременские музыканты» композитора Г. Гладкова; определять значение музыки в мультфильмах. | Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Формулировать познавательную цель, оценивать процесс и результат деятельности. разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников. | Эмоциональная отзывчивость на яркое, праздничное представление. Понимание роли музыки в собственной жизни. |
33 | 21.05 | | «Афиша. Твой музыкальный словарик» | Слушание полюбившихся произведений, заполнение афиши, исполнение любимых песен. | Научатся: понимать триединство композитор – исполнитель – слушатель; осознавать, что все события в жизни человека находят свое отражение в ярких музыкальных и художественных образах. | Вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и результата. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. ставить вопросы, предлагать помощь и договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работа в паре, группе. | Наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления. Оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности. |