СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование для 6 класс по УМК Н. И. Сонина, линейный курс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, примерной программы по биологии.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование для 6 класс по УМК Н. И. Сонина, линейный курс»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

6 класс

Тема урокова

Количество часов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Домашнее задание

Лаборатор. и практич. работы.

Региональный компонент

Дата проведения

Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (11+1 часов)



1

Основные свойства живых организмов

1

Биология – наука о живой природе. Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов.

Выделять основные признаки живого,

называют основные отличия живого от

неживого.

Описывать основные

функции живых организмов

с. 6-11



2

Химический состав клеток


1

Органические и неорганические вещества.


Называть основные элементы и группы веществ, входящих в состав клетки.

Сравнивать химический состав тел

живой и неживой природы.

Объяснять роль органических и неорганических

веществ в жизни живых организмов.

Работать с учебником (текстом или

люстрациями).

сс. 12-17

Лабораторная работа №1: «Определение состава семян пшеницы»


3

Строение растительной и животной клеток. Клетка -

живая система


1

Строение клетки. Клетка растений, животных. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы, органоидов. Хромосомы, их значение. Гомологичные хромосомы. Вирусы – неклеточная форма жизни.

Выделять основные признаки строения клетки.

Называть основные

органоиды клетки и описывать их

функции.

Различать на таблицах

и микропрепаратах органоиды

клетки

Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать клетки живых организмов


с. 18-24



4

Строение растительной и животной клеток. Клетка -

живая система


1

Строение клетки. Клетка растений, животных. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы, органоидов. Хромосомы, их значение. Гомологичные хромосомы. Вирусы – неклеточная форма жизни.

Выделять основные признаки строения клетки.

Называть основные

органоиды клетки и описывать их

функции.

Различать на таблицах

и микропрепаратах органоиды

клетки

Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать клетки живых организмов


с. 18-24

Лабораторная работа №2: «Строение клеток живых организмов»


5

Деление клетки


1

Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. Гены, хромосомы. Митоз, основные этапы митоза. Сущность мейоза, его биологическое значение. Гомологичные хромосомы

Определять понятия «митоз», «мейоз».

Характеризовать и сравнивать процессы митоза и мейоза.

Обосновывать

биологическое значение деления.

Распознавать и описывать: стадии деления клетки. Сравнивать два типа деления клеток – митоз и мейоз между собой

с. 25-28



6

Ткани растений и животных


1

Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма

Определять понятие «ткань».

Распознавать основные группы клеток. Устанавливать связь между строением и функциями клеток тканей.

Характеризовать основные функции тканей.

Описывать и сравнивать строение различных групп тканей.

Понимать: что одни и те же ткани могут быть в разных органах, что зародыш растения состоит из образовательной ткани.




с. 29-35

Лабораторная работа №3: «Ткани живых организмов»


7


Органы и системы органов растений. Корень


1

Орган. Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Виды корней. Корневые системы.

Знать: что орган – это обособленная часть организма, выполняющая определенную работу (функцию); строение и функции и виды корневой системы; строение и функции корневых волосков. Уметь: давать определение понятиям ткань, орган. Называть: органы цветкового растения; типы корневых систем. Распознавать и описывать: на таблицах органы цветкового растения – корень, корневые системы.

с. 36-39;

рабочая тетрадь №38-42




8

Органы и системы органов растений. Побег


1

Строение растительного организма на примере покрытосеменных растений

Знать: понятия «побег», «вегетативные органы»; чем простые листья отличаются от сложных, строение и функции стебля. Понимать: что стебель связывает все части растения, обеспечивает проведение воды, минеральных и органических веществ, служит опорой растению, что в листе происходит фотосинтез и испарение воды; что дышат все части растения. Называть: органы цветкового растения.


с. 40-43;

рабочая тетрадь №43, 44, 50

Лабораторная работа № 4 «Строение почки»


9


Органы цветковых растений. Цветок и плод


1

Строение растительного организма на примере покрытосеменных растений

Знать: что цветок – орган полового размножения покрытосеменных растений; строение цветка и его главные части; что в пестике находится семязачаток, из которого в дальнейшем развиваются семена; что плоды образуются из завязи песика. Уметь: давать определение понятиям: репродуктивные органы. Называть: органы цветкового растения, их роль в жизни растения. Распознавать и описывать: органы цветкового растения , их роль в жизни растения. Описывать: многообразие соцветий.


с. 44-49;

рабочая тетрадь №52, 55, 56, 57

Лабораторная работа № 5 «Строение семени»


10

Органы и системы органов животных


1

Строение организма животного: системы органов(пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения), их строение и функции

Знать: строение и функции органов и систем органов животных; понятия «орган», «система органов». Понимать: процессы, происходящие в органах или системах органов у животных. Называть: органы, системы органов и их функции животных. Распознавать и описывать: на таблицах органы и системы органов животных.


с. 50-55;

рабочая тетрадь 60-64



11

Растения и животные как целостные

Организмы


1

Растения и животные – целостный организм. Взаимосвязь клеток, тканей и органов как основа целостности многоклеточного организма. Живые организмы и среда

Уметь: давать определение понятиям «ткань», «орган». Называть: особенности строения и функции многоклеточного организма. Характеризовать: причины нарушения целостности организма. Доказывать: что организм - единое целое

с. 56-58;

с. 6-55 (повторить)



12

Контрольный срез №1

1

Задания в форме ЕГЭ

Обобщение и систематизация пройденного материала, проверка качества усвоения знаний.




Раздел 2.  Жизнедеятельность организмов (20 часов)



13

Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное и воздушное питание.


1

Питание растений: минеральное (почвенное) и воздушное (фотосинтез).


Знать: что в результате фотосинтеза у растений образуются углеводы и выделяется кислород; что такое «пищеварение»;. Понимать: что для всех организмов необходимо поступление энергии из окружающей среды; что растение может создавать органические вещества; что источником энергии для создания растениями органических веществ из неорганических является солнечная энергия. Уметь: давать определения понятиям: питание, почвенное питание, фотосинтез. Описывать: сущность биологических процессов: почвенного питания, воздушного питания – фотосинтеза. Объяснять: значение почвенного и воздушного питания в жизни растений; значение фотосинтеза для жизни на Земле. Характеризовать: роль листа в процессе фотосинтеза. Использовать: приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними.

с. 62-63;

рабочая тетрадь №73-76





14

Особенности питания животных. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных


1

Процессы жизнедеятельности животных: питание (растительноядные, хищники, всеядные, паразиты). Питание. Различия организмов по способу питания

Знать: что животные органические вещества получают вместе с пищей; понятия «продуценты», «редуценты», «консументы», «растительноядное животное», «хищник», «паразит», «пищеварение»; что белки, жиры и углеводы перевариваются под действием пищеварительных ферментов, выделяемых организмом. Понимать: что для всех организмов необходимо поступление энергии из окружающей среды; что источником энергии для жизнедеятельности животного является дыхание. Уметь: давать определение понятиям: питание. Описывать: сущность биологических процессов: питание животных, пищеварение. Называть: органы пищеварительной системы животных и узнавать их на рисунках; особенности строения пищеварительных систем животных. Приводить: примеры травоядных, хищных животных, трупоедов, симбионтов, паразитов.


с. 64-72;

рабочая тетрадь №77-80



15

Значение дыхания. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений


1

Жизнедеятельность растений: дыхание. Значение дыхания, роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений

Знать: каким образом газы поступают в растение и выводятся из него. Понимать: что словом «дыхание» обозначают два совершенно разных способа: а) расщепление органических веществ в клетках с участием кислорода; б) доставку кислорода в кровь или непосредственно клетками и удаление углекислого газа в окружающую среду; Уметь: давать определение понятию «дыхание». Описывать: сущность биологического процесса – дыхания. Характеризовать: особенности дыхания у растений; роль органов в процессе дыхания.


с. 73; рабочая тетрадь № 82,83

лл


16

Органы дыхания животных


1

Жизнедеятельность животных: дыхание. Дыхание у животных. Органы дыхания

Уметь: давать определение понятию «дыхание». Описывать: сущность биологических процессов: дыхания. Характеризовать: особенности дыхания у животных; роль дыхания в жизни животных. Понимать: что словом «дыхание» обозначают два совершенно разных способа: а) расщепление органических веществ в клетках с участием кислорода; б) доставку кислорода в кровь или непосредственно клетками и удаление углекислого газа в окружающую среду; что в живых организмах дышат только клетки, а не неклеточное вещество; принцип строения органов дыхания

с. 74-77;

рабочая тетрадь №84-88



17

Передвижение веществ в растительном организме.


1

Транспорт веществ, его значение. Особенности строения органов растений, обеспечивающих перенос минеральных и органических веществ

Знать: что, куда и по каким структурам движется в растении. Понимать: что корень работает как насос, закачивающий воду с растворенными минеральными солями. Описывать: сущность процесса переноса веществ в растении, его значение. Характеризовать: особенности переноса воды, минеральных и органических веществ в растении


с. 78-79;

рабочая тетрадь № 89-91


ЛЛллл


Лабораторная работа № 6 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»


18

Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение и функции


1

Особенности переноса веществ в организме животного. Кровеносная система, ее строение, функции. Гемолимфа. Кровь, ее составные части

Знать: что кровь переносит питательные вещества и вещества, которые нужно удалить из организма; гормоны; что кровь состоит из плазмы и клеток крови; кислород переносится кровью; строение сердца. Понимать: принцип работы сердца, роль крови в переносе веществ в организме. Описывать: сущность процесса переноса веществ в организме животного, его значение. Называть: органы кровеносной системы и узнавать их на рисунках; функции органов кровеносной системы; состав крови, ее функции; типы кровеносных систем.


С. 80-83; рабочая тетрадь № 92, 95, 96



19

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений.


1

Жизнедеятельность растений и животных: выделение. Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Продукты выделения у растений

Знать: что многие живые организмы должны поддерживать стабильную концентрацию в организме; основные способы с помощью которых растения решают проблемы выделения азотистых отходов. Принимать: принципы работы выделительной системы. Описывать: сущность процесса выделения у животных организмов, его значение. Находить: в тексте учебника и других источниках информацию о выделение у растений и животных. Называть: органы выделения у растений . Характеризовать: особенности процесса выделения у растений

с. 84-85;



20

Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных

1

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у животных. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных

Знать: что многие живые организмы должны поддерживать стабильную концентрацию солей в организме. Понимать: принципы работы выделительной системы. Описывать: сущность процесса выделения у животных организмов, его значение. Называть: органы выделения различных животных и узнавать их на таблицах. Характеризовать: особенности процесса выделения у животных.

с.86-90 ; рабочая тетрадь № 100-101



21

Обмен веществ и энергии в живом организме


1

Обмен веществ и энергии. Сущность и значение обмена веществ и энергии. Обмен веществ в растительном и животном организме

Знать: что процесс постоянного обновления веществ из которых состоят живые организмы называется обменом веществ; Понимать: что структуры, из которых состоит живой организм неустойчивы и все время распадаются, поэтому для сохранения организмов эти структуры должны все время восстанавливаться и образовываться заново. Давать: определения понятию «обмен веществ». Описывать: сущность процесса обмена веществ у астений и животных, его значение. Называть: органы, участвующие в обмене веществ у растения и животного. Характеризовать: особенности обмена веществ у растений и животных.

с. 91-95;

рабочая тетрадь

№ 104, 107,108, 109,110



22

Опорные системы

1

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы животных. Опорные системы растений.

Характеризовать строение опорных систем растений и животных. Объяснять значение опорных систем для живых организмов. Выявлять признаки опорных систем, указывающие на взаимосвязь их строения с выполняемыми функциями.


с. 97-102;

рабочая тетрадь № 111, 114, 115



23

24

Движение


2

Движение – важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Движение одноклеточных и многоклеточных организмов. Двигательные реакции растений. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов

Знать: что движение в той или иной форме свойственно большинству живых организмов; принципы устройства жгутиков, ресничек, мышц; Называть: роль движения; способы передвижения животных. Распознавать и описывать: на таблицах и рисунках органы движения животных. Приводить: примеры животных с разными способами передвижения. Сравнивать: движения растений и передвижения животных и делать выводы на основе сравнения


с. 103-107;

рабочая тетрадь №116-118

с.108-113

рабочая тетрадь

№120



25

26

Регуляция процессов жизнедеятельности


2

Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Ростовые вещества

Называть части регуляторных систем.

Сравнивать нервную и эндокринную

системы .

Объяснять их роль в регуляции процессов жизнедеятельности организмов. Объяснять рефлекторный характер деятельности нервной системы.


с.114-117;

рабочая тетрадь №122-125

с. 118-126

рабочая тетрадь №127-130



27

Биологическое значение размножения. Бесполое размножение животных и растений




1

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений.

Знать: что размножение – свойство, присущее всем живым организмам; размножение бывает половое и бесполое; какие формы бесполого размножения существуют; Понимать: что при бесполом размножении вновь образовавшийся организм получает наследственные задатки только одного родителя; Давать: определение понятиям: размножение, спора. Называть: значение размножения; виды размножения; формы бесполого размножения у растений и животных; органы вегетативного размножения растений. Приводить примеры: организмов, для которых характерно бесполое размножение. Описывать: сущность бесполого размножения. Использовать: приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними.

с. 127-132;

рабочая тетрадь №133,134


Практическая работа №1: «Вегетативное размножение комнатных растений»


28

Половое размножение животных. Органы размножения животных. Оплодотворение


1

Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы полового размножения животных. Оплодотворение

Знать: что половое размножение свойственно большинству живущих на Земле организмов; что при половом размножении потомок получает наследственные задатки от двух родителей; оплодотворение – слияние половых клеток; яйцеклетки, сперматозоиды, зигота; животные бывают обоеполые и раздельнополые; партеногенез. Понимать: половое размножение – это размножение, в результате которого появляется потомство, содержащее наследственные задатки двух родительских организмов. Давать: определения понятиям: размножение, гамета, оплодотворение, зигота. Описывать: сущность полового размножения; органы полового размножения животных; женские и мужские половые клетки. Объяснять: преимущества полового размножения по сравнению с бесполым

с. 133-138;

рабочая тетрадь №137, 139



29

Половое размножение растений


1

Половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Размножение растений семенами. Цветок как орган полового размножения. Соцветия. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян

Знать: особенности полового размножения низших и высших растений, что такое спора, заросток, голосеменные и покрытосеменные растения. Понимать: суть чередования бесполого и полового размножения у растений. Понимать и объяснять: способы опыления и их значение, достоинства и недостатки. Уметь: приводить примеры голосеменных и покрытосеменных растений. Давать: определения понятиям: размножение, самоопыление, оплодотворение. Называть: значение полового размножения, органы полового размножения растений. Описывать: строение цветка как органа полового размножения; сущность полового размножения у растений (двойное оплодотворение). Использовать: полученные знания для выращивания культурных растений, уход за ними.

с. 139-144

рабочая тетрадь №143-146



30

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян


1

Рост и развитее растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков

Знать: что закономерные изменения происходят с живыми организмами в течение всей его жизни называется индивидуальным развитием. Понимать: что новое растение образуется в конечном итоге из зиготы; что у покрытосеменных растений семена находятся в плодах; Давать: определение понятию – индивидуальное развитие. Распознавать и описывать: на таблицах части цветка, семена двудольных и однодольных растений; типы плодов. Называть: роль семян и плодов в жизни растений; способы распространения семян; условия среды, необходимые для формирования и прорастания семян. Использовать: полученные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними

с. 145-149;

рабочая тетрадь №150-153




31

Особенности развития животных




1

Особенности развития животных. Развитие зародыша (на примере ланцетника) . постэмбриональное развитее животных. Прямое и непрямое развитие

Знать: что новое животное развивается из зиготы; что такое бластула, гаструла, эктодерма, энтодерма, мезодерма, прямое и непрямое развитие. Понимать: что изменение формы зародыша происходи за счет деления клеток, непропорционального роста разных частей зародыша и движения клеток; Уметь: приводить примеры животных с прямым и непрямым развитие. Называть: этапы развития животных, типы постэмбрионального развития животных. Описывать: сущность эмбрионального и постэмбрионального развития животных. Наблюдать: за ростом и развитием животных. Использовать: полученные знания и умения для выращивания домашних животных, ухода за ними.

с. 150-154;

рабочая тетрадь №154-159


Лабораторная работа № 7: «Прямое и непрямое развитие насекомых».


32

Организм как единое целое.

1

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. Регуляторная деятельность нервной и гуморальной систем.

Знать единицы строения живых организмов (клеток, тканей, органов).

Уметь выявлять взаимосвязь между особенностями строения клеток, тканей, органов и их функциями.

с. 155-156



Раздел 3 Раздел 3. Организм и среда. (2 +1 часа)



33

Среда обитания.

Факторы среды


1

Среда обитания. Факторы среды. Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязь живых организмов

Знать: что живые организмы тесно связаны друг с другом и неживой природой, экологические факторы среды; чем питаются растения, и кто питается ими, чем питаются животные; симбиоз. Понимать: что животные организмы тесно связаны друг с другом и неживой природой; Давать: определения понятиям: среда обитания, экология, экологические факторы. Называть: виды экологических факторов; типы взаимоотношений организмов. Приводить примеры: факторов неживой природы, их влияние на живые организмы, приспособлений организмов к действию экологических факторов. Приводить примеры: взаимосвязей живых организмов. Использовать: приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений и домашних животных и ухода за ними.

с. 158-167;

рабочая тетрадь №161, 162, 165




34

Природные сообщества


1

Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.


Понимать: что такое природное сообщество, уметь приводить примеры; что определенные виды живых организмов могут жить лишь в определенных сообществах; что природное сообщество тесно связано с неживой природой, образует экосистему; что в любой экосистеме можно выделить три группы организмов: продуценты, консументы, редуценты; что такое цепи питания. Уметь: приводить примеры продуцентов, консументов, редуцентов; составлять цепи питания. Давать: определение понятиям: природное сообщество, экосистема, цепи питания. Называть: три группы организмов в экосистеме. Приводить примеры: природных сообществ, продуцентов

с.168-172

рабочая тетрадь № 169,170

с. 62-167

(повторить)




35

Контрольный срез №2

1

Задания в форме ЕГЭ


Задания в форме ЕГЭ

Обобщение и систематизация пройденного материала, проверка качества усвоения знаний.