№ | Тема урокова | Количество часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Домашнее задание | Лаборатор. и практич. работы. Региональный компонент | Дата проведения |
Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (11+1 часов) | | |
1 | Основные свойства живых организмов | 1 | Биология – наука о живой природе. Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов. | Выделять основные признаки живого, называют основные отличия живого от неживого. Описывать основные функции живых организмов | с. 6-11 | | |
2 | Химический состав клеток | 1 | Органические и неорганические вещества. | Называть основные элементы и группы веществ, входящих в состав клетки. Сравнивать химический состав тел живой и неживой природы. Объяснять роль органических и неорганических веществ в жизни живых организмов. Работать с учебником (текстом или люстрациями). | сс. 12-17 | Лабораторная работа №1: «Определение состава семян пшеницы» | |
3 | Строение растительной и животной клеток. Клетка - живая система | 1 | Строение клетки. Клетка растений, животных. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы, органоидов. Хромосомы, их значение. Гомологичные хромосомы. Вирусы – неклеточная форма жизни. | Выделять основные признаки строения клетки. Называть основные органоиды клетки и описывать их функции. Различать на таблицах и микропрепаратах органоиды клетки Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать клетки живых организмов | с. 18-24 | | |
4 | Строение растительной и животной клеток. Клетка - живая система | 1 | Строение клетки. Клетка растений, животных. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы, органоидов. Хромосомы, их значение. Гомологичные хромосомы. Вирусы – неклеточная форма жизни. | Выделять основные признаки строения клетки. Называть основные органоиды клетки и описывать их функции. Различать на таблицах и микропрепаратах органоиды клетки Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать клетки живых организмов | с. 18-24 | Лабораторная работа №2: «Строение клеток живых организмов» | |
5 | Деление клетки | 1 | Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. Гены, хромосомы. Митоз, основные этапы митоза. Сущность мейоза, его биологическое значение. Гомологичные хромосомы | Определять понятия «митоз», «мейоз». Характеризовать и сравнивать процессы митоза и мейоза. Обосновывать биологическое значение деления. Распознавать и описывать: стадии деления клетки. Сравнивать два типа деления клеток – митоз и мейоз между собой | с. 25-28 | | |
6 | Ткани растений и животных | 1 | Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма | Определять понятие «ткань». Распознавать основные группы клеток. Устанавливать связь между строением и функциями клеток тканей. Характеризовать основные функции тканей. Описывать и сравнивать строение различных групп тканей. Понимать: что одни и те же ткани могут быть в разных органах, что зародыш растения состоит из образовательной ткани. | с. 29-35 | Лабораторная работа №3: «Ткани живых организмов» | |
7 | Органы и системы органов растений. Корень | 1 | Орган. Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Виды корней. Корневые системы. | Знать: что орган – это обособленная часть организма, выполняющая определенную работу (функцию); строение и функции и виды корневой системы; строение и функции корневых волосков. Уметь: давать определение понятиям ткань, орган. Называть: органы цветкового растения; типы корневых систем. Распознавать и описывать: на таблицах органы цветкового растения – корень, корневые системы. | с. 36-39; рабочая тетрадь №38-42 | | |
8 | Органы и системы органов растений. Побег | 1 | Строение растительного организма на примере покрытосеменных растений | Знать: понятия «побег», «вегетативные органы»; чем простые листья отличаются от сложных, строение и функции стебля. Понимать: что стебель связывает все части растения, обеспечивает проведение воды, минеральных и органических веществ, служит опорой растению, что в листе происходит фотосинтез и испарение воды; что дышат все части растения. Называть: органы цветкового растения. | с. 40-43; рабочая тетрадь №43, 44, 50 | Лабораторная работа № 4 «Строение почки» | |
9 | Органы цветковых растений. Цветок и плод | 1 | Строение растительного организма на примере покрытосеменных растений | Знать: что цветок – орган полового размножения покрытосеменных растений; строение цветка и его главные части; что в пестике находится семязачаток, из которого в дальнейшем развиваются семена; что плоды образуются из завязи песика. Уметь: давать определение понятиям: репродуктивные органы. Называть: органы цветкового растения, их роль в жизни растения. Распознавать и описывать: органы цветкового растения , их роль в жизни растения. Описывать: многообразие соцветий. | с. 44-49; рабочая тетрадь №52, 55, 56, 57 | Лабораторная работа № 5 «Строение семени» | |
10 | Органы и системы органов животных | 1 | Строение организма животного: системы органов(пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения), их строение и функции | Знать: строение и функции органов и систем органов животных; понятия «орган», «система органов». Понимать: процессы, происходящие в органах или системах органов у животных. Называть: органы, системы органов и их функции животных. Распознавать и описывать: на таблицах органы и системы органов животных. | с. 50-55; рабочая тетрадь 60-64 | | |
11 | Растения и животные как целостные Организмы | 1 | Растения и животные – целостный организм. Взаимосвязь клеток, тканей и органов как основа целостности многоклеточного организма. Живые организмы и среда | Уметь: давать определение понятиям «ткань», «орган». Называть: особенности строения и функции многоклеточного организма. Характеризовать: причины нарушения целостности организма. Доказывать: что организм - единое целое | с. 56-58; с. 6-55 (повторить) | | |
12 | Контрольный срез №1 | 1 | Задания в форме ЕГЭ | Обобщение и систематизация пройденного материала, проверка качества усвоения знаний. | | | |
Раздел 2. Жизнедеятельность организмов (20 часов) | | |
13 | Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное и воздушное питание. | 1 | Питание растений: минеральное (почвенное) и воздушное (фотосинтез). | Знать: что в результате фотосинтеза у растений образуются углеводы и выделяется кислород; что такое «пищеварение»;. Понимать: что для всех организмов необходимо поступление энергии из окружающей среды; что растение может создавать органические вещества; что источником энергии для создания растениями органических веществ из неорганических является солнечная энергия. Уметь: давать определения понятиям: питание, почвенное питание, фотосинтез. Описывать: сущность биологических процессов: почвенного питания, воздушного питания – фотосинтеза. Объяснять: значение почвенного и воздушного питания в жизни растений; значение фотосинтеза для жизни на Земле. Характеризовать: роль листа в процессе фотосинтеза. Использовать: приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними. | с. 62-63; рабочая тетрадь №73-76 | | |
14 | Особенности питания животных. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных | 1 | Процессы жизнедеятельности животных: питание (растительноядные, хищники, всеядные, паразиты). Питание. Различия организмов по способу питания | Знать: что животные органические вещества получают вместе с пищей; понятия «продуценты», «редуценты», «консументы», «растительноядное животное», «хищник», «паразит», «пищеварение»; что белки, жиры и углеводы перевариваются под действием пищеварительных ферментов, выделяемых организмом. Понимать: что для всех организмов необходимо поступление энергии из окружающей среды; что источником энергии для жизнедеятельности животного является дыхание. Уметь: давать определение понятиям: питание. Описывать: сущность биологических процессов: питание животных, пищеварение. Называть: органы пищеварительной системы животных и узнавать их на рисунках; особенности строения пищеварительных систем животных. Приводить: примеры травоядных, хищных животных, трупоедов, симбионтов, паразитов. | с. 64-72; рабочая тетрадь №77-80 | | |
15 | Значение дыхания. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений | 1 | Жизнедеятельность растений: дыхание. Значение дыхания, роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений | Знать: каким образом газы поступают в растение и выводятся из него. Понимать: что словом «дыхание» обозначают два совершенно разных способа: а) расщепление органических веществ в клетках с участием кислорода; б) доставку кислорода в кровь или непосредственно клетками и удаление углекислого газа в окружающую среду; Уметь: давать определение понятию «дыхание». Описывать: сущность биологического процесса – дыхания. Характеризовать: особенности дыхания у растений; роль органов в процессе дыхания. | с. 73; рабочая тетрадь № 82,83 | лл | |
16 | Органы дыхания животных | 1 | Жизнедеятельность животных: дыхание. Дыхание у животных. Органы дыхания | Уметь: давать определение понятию «дыхание». Описывать: сущность биологических процессов: дыхания. Характеризовать: особенности дыхания у животных; роль дыхания в жизни животных. Понимать: что словом «дыхание» обозначают два совершенно разных способа: а) расщепление органических веществ в клетках с участием кислорода; б) доставку кислорода в кровь или непосредственно клетками и удаление углекислого газа в окружающую среду; что в живых организмах дышат только клетки, а не неклеточное вещество; принцип строения органов дыхания | с. 74-77; рабочая тетрадь №84-88 | | |
17 | Передвижение веществ в растительном организме. | 1 | Транспорт веществ, его значение. Особенности строения органов растений, обеспечивающих перенос минеральных и органических веществ | Знать: что, куда и по каким структурам движется в растении. Понимать: что корень работает как насос, закачивающий воду с растворенными минеральными солями. Описывать: сущность процесса переноса веществ в растении, его значение. Характеризовать: особенности переноса воды, минеральных и органических веществ в растении | с. 78-79; рабочая тетрадь № 89-91 | ЛЛллл Лабораторная работа № 6 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю» | |
18 | Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение и функции | 1 | Особенности переноса веществ в организме животного. Кровеносная система, ее строение, функции. Гемолимфа. Кровь, ее составные части | Знать: что кровь переносит питательные вещества и вещества, которые нужно удалить из организма; гормоны; что кровь состоит из плазмы и клеток крови; кислород переносится кровью; строение сердца. Понимать: принцип работы сердца, роль крови в переносе веществ в организме. Описывать: сущность процесса переноса веществ в организме животного, его значение. Называть: органы кровеносной системы и узнавать их на рисунках; функции органов кровеносной системы; состав крови, ее функции; типы кровеносных систем. | С. 80-83; рабочая тетрадь № 92, 95, 96 | | |
19 | Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. | 1 | Жизнедеятельность растений и животных: выделение. Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Продукты выделения у растений | Знать: что многие живые организмы должны поддерживать стабильную концентрацию в организме; основные способы с помощью которых растения решают проблемы выделения азотистых отходов. Принимать: принципы работы выделительной системы. Описывать: сущность процесса выделения у животных организмов, его значение. Находить: в тексте учебника и других источниках информацию о выделение у растений и животных. Называть: органы выделения у растений . Характеризовать: особенности процесса выделения у растений | с. 84-85; | | |
20 | Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных | 1 | Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у животных. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных | Знать: что многие живые организмы должны поддерживать стабильную концентрацию солей в организме. Понимать: принципы работы выделительной системы. Описывать: сущность процесса выделения у животных организмов, его значение. Называть: органы выделения различных животных и узнавать их на таблицах. Характеризовать: особенности процесса выделения у животных. | с.86-90 ; рабочая тетрадь № 100-101 | | |
21 | Обмен веществ и энергии в живом организме | 1 | Обмен веществ и энергии. Сущность и значение обмена веществ и энергии. Обмен веществ в растительном и животном организме | Знать: что процесс постоянного обновления веществ из которых состоят живые организмы называется обменом веществ; Понимать: что структуры, из которых состоит живой организм неустойчивы и все время распадаются, поэтому для сохранения организмов эти структуры должны все время восстанавливаться и образовываться заново. Давать: определения понятию «обмен веществ». Описывать: сущность процесса обмена веществ у астений и животных, его значение. Называть: органы, участвующие в обмене веществ у растения и животного. Характеризовать: особенности обмена веществ у растений и животных. | с. 91-95; рабочая тетрадь № 104, 107,108, 109,110 | | |
22 | Опорные системы | 1 | Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы животных. Опорные системы растений. | Характеризовать строение опорных систем растений и животных. Объяснять значение опорных систем для живых организмов. Выявлять признаки опорных систем, указывающие на взаимосвязь их строения с выполняемыми функциями. | с. 97-102; рабочая тетрадь № 111, 114, 115 | | |
23 24 | Движение | 2 | Движение – важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Движение одноклеточных и многоклеточных организмов. Двигательные реакции растений. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов | Знать: что движение в той или иной форме свойственно большинству живых организмов; принципы устройства жгутиков, ресничек, мышц; Называть: роль движения; способы передвижения животных. Распознавать и описывать: на таблицах и рисунках органы движения животных. Приводить: примеры животных с разными способами передвижения. Сравнивать: движения растений и передвижения животных и делать выводы на основе сравнения | с. 103-107; рабочая тетрадь №116-118 с.108-113 рабочая тетрадь №120 | | |
25 26 | Регуляция процессов жизнедеятельности | 2 | Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Ростовые вещества | Называть части регуляторных систем. Сравнивать нервную и эндокринную системы . Объяснять их роль в регуляции процессов жизнедеятельности организмов. Объяснять рефлекторный характер деятельности нервной системы. | с.114-117; рабочая тетрадь №122-125 с. 118-126 рабочая тетрадь №127-130 | | |
27 | Биологическое значение размножения. Бесполое размножение животных и растений
| 1 | Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. | Знать: что размножение – свойство, присущее всем живым организмам; размножение бывает половое и бесполое; какие формы бесполого размножения существуют; Понимать: что при бесполом размножении вновь образовавшийся организм получает наследственные задатки только одного родителя; Давать: определение понятиям: размножение, спора. Называть: значение размножения; виды размножения; формы бесполого размножения у растений и животных; органы вегетативного размножения растений. Приводить примеры: организмов, для которых характерно бесполое размножение. Описывать: сущность бесполого размножения. Использовать: приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними. | с. 127-132; рабочая тетрадь №133,134 | Практическая работа №1: «Вегетативное размножение комнатных растений» | |
28 | Половое размножение животных. Органы размножения животных. Оплодотворение | 1 | Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы полового размножения животных. Оплодотворение | Знать: что половое размножение свойственно большинству живущих на Земле организмов; что при половом размножении потомок получает наследственные задатки от двух родителей; оплодотворение – слияние половых клеток; яйцеклетки, сперматозоиды, зигота; животные бывают обоеполые и раздельнополые; партеногенез. Понимать: половое размножение – это размножение, в результате которого появляется потомство, содержащее наследственные задатки двух родительских организмов. Давать: определения понятиям: размножение, гамета, оплодотворение, зигота. Описывать: сущность полового размножения; органы полового размножения животных; женские и мужские половые клетки. Объяснять: преимущества полового размножения по сравнению с бесполым | с. 133-138; рабочая тетрадь №137, 139 | | |
29 | Половое размножение растений | 1 | Половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Размножение растений семенами. Цветок как орган полового размножения. Соцветия. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян | Знать: особенности полового размножения низших и высших растений, что такое спора, заросток, голосеменные и покрытосеменные растения. Понимать: суть чередования бесполого и полового размножения у растений. Понимать и объяснять: способы опыления и их значение, достоинства и недостатки. Уметь: приводить примеры голосеменных и покрытосеменных растений. Давать: определения понятиям: размножение, самоопыление, оплодотворение. Называть: значение полового размножения, органы полового размножения растений. Описывать: строение цветка как органа полового размножения; сущность полового размножения у растений (двойное оплодотворение). Использовать: полученные знания для выращивания культурных растений, уход за ними. | с. 139-144 рабочая тетрадь №143-146 | | |
30 | Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян | 1 | Рост и развитее растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков | Знать: что закономерные изменения происходят с живыми организмами в течение всей его жизни называется индивидуальным развитием. Понимать: что новое растение образуется в конечном итоге из зиготы; что у покрытосеменных растений семена находятся в плодах; Давать: определение понятию – индивидуальное развитие. Распознавать и описывать: на таблицах части цветка, семена двудольных и однодольных растений; типы плодов. Называть: роль семян и плодов в жизни растений; способы распространения семян; условия среды, необходимые для формирования и прорастания семян. Использовать: полученные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними | с. 145-149; рабочая тетрадь №150-153 | | |
31 | Особенности развития животных
| 1 | Особенности развития животных. Развитие зародыша (на примере ланцетника) . постэмбриональное развитее животных. Прямое и непрямое развитие | Знать: что новое животное развивается из зиготы; что такое бластула, гаструла, эктодерма, энтодерма, мезодерма, прямое и непрямое развитие. Понимать: что изменение формы зародыша происходи за счет деления клеток, непропорционального роста разных частей зародыша и движения клеток; Уметь: приводить примеры животных с прямым и непрямым развитие. Называть: этапы развития животных, типы постэмбрионального развития животных. Описывать: сущность эмбрионального и постэмбрионального развития животных. Наблюдать: за ростом и развитием животных. Использовать: полученные знания и умения для выращивания домашних животных, ухода за ними. | с. 150-154; рабочая тетрадь №154-159 | Лабораторная работа № 7: «Прямое и непрямое развитие насекомых». | |
32 | Организм как единое целое. | 1 | Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. Регуляторная деятельность нервной и гуморальной систем. | Знать единицы строения живых организмов (клеток, тканей, органов). Уметь выявлять взаимосвязь между особенностями строения клеток, тканей, органов и их функциями. | с. 155-156 | | |
Раздел 3 Раздел 3. Организм и среда. (2 +1 часа) | | |
33 | Среда обитания. Факторы среды | 1 | Среда обитания. Факторы среды. Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязь живых организмов | Знать: что живые организмы тесно связаны друг с другом и неживой природой, экологические факторы среды; чем питаются растения, и кто питается ими, чем питаются животные; симбиоз. Понимать: что животные организмы тесно связаны друг с другом и неживой природой; Давать: определения понятиям: среда обитания, экология, экологические факторы. Называть: виды экологических факторов; типы взаимоотношений организмов. Приводить примеры: факторов неживой природы, их влияние на живые организмы, приспособлений организмов к действию экологических факторов. Приводить примеры: взаимосвязей живых организмов. Использовать: приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений и домашних животных и ухода за ними. | с. 158-167; рабочая тетрадь №161, 162, 165 | | |
34 | Природные сообщества | 1 | Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания. | Понимать: что такое природное сообщество, уметь приводить примеры; что определенные виды живых организмов могут жить лишь в определенных сообществах; что природное сообщество тесно связано с неживой природой, образует экосистему; что в любой экосистеме можно выделить три группы организмов: продуценты, консументы, редуценты; что такое цепи питания. Уметь: приводить примеры продуцентов, консументов, редуцентов; составлять цепи питания. Давать: определение понятиям: природное сообщество, экосистема, цепи питания. Называть: три группы организмов в экосистеме. Приводить примеры: природных сообществ, продуцентов | с.168-172 рабочая тетрадь № 169,170 с. 62-167 (повторить) | | |
35 | Контрольный срез №2 | 1 | Задания в форме ЕГЭ | Задания в форме ЕГЭ | Обобщение и систематизация пройденного материала, проверка качества усвоения знаний. | | |