СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование для 7 класс по УМК Н. И. Сонина, линейный курс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, примерной программы по биологии.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование для 7 класс по УМК Н. И. Сонина, линейный курс»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

7 класс

Тема урока

Тип

урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Домашнее задание

Лаборатор. и практич. работы

Региональный компонент

Дата проведения

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ (2часа)

1

Многообразие живых организмов. Уровни организ живого

ИПЗНi

Царства живых организмов: бактерии, грибы, растения, жи­вотные. Классификация организмов. Уровни организации живой природ.

Называтьосновные царства живых организмов, уровни живой природы.


Стр.5-6 читать, пересказывать, сообщение о Ч.Дарвине.раб.тетр.№1



2

Многообразие живых организмов и их классификация. Учение Ч.Дарвина.

К

Учение У.Дарвина о происхождении видов. Предмет и задачи систематики. Вид – единица систематики. Надвидовые категории. Сравнение искусственной и естественной систем классификации живой природы.

Давать определение вида.

Называть основные систематические категории и причины эволюции.

Отличать естественную систему от искусственной

Стр.6- 10 читать, пересказывать. Сообщение о К. Линнее.

раб. тетр№2-4



РАЗДЕЛ 1. ЦАРСТВО ПРОКАРИОТЫ МНОГООБРАЗИЕ, ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРОКАРИОТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗМОВ (3 часа)

3

Общая характеристи­ка бактерий.

К

Строение бактериальной клет­ки: оболочка, цитоплазма, ядер­ное вещество, включения. Питание, размножение, образо­вание спор.

Распознавать и описывать

строение бактериальной клетки. Объяснять особенности жизнедеятельности бактерий

Стр. 12-16 читать, пересказывать.

раб. тетр№ 5-7



4

Многообразие бактерий.

К

Общие сведения о подцарстве Оксифотобактерии. Цианобактерии, их разнообразие, особенности питания и размножения.

Выделять особенности строе­ния и жизнедеятельности бак­терий различных групп.

Называть признаки подцарства Оксифотобактерии.

Стр. 17-20 читать, пересказывать.



5

Значение бактерий в природе и жизни человека.

КПЗУН

Значение в природе и жизни человека. Бактерии разложения и гниения, клубеньковые, молочно-кислые, болезнетворные бактерии.

Знать о роли цианобактерий в природе и жизни человека.

Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека

Стр. 13-20 повторить.

Тест стр.8-9 раб.тетр.



РАЗДЕЛ 2. ЦАРСТВО ГРИБЫ (5 часов)

ТЕМА 2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРИБОВ (3 часа)

6

Общая характеристи­ка грибов.

К

Признаки царства грибов. Строение грибов: грибница, плодовое тело.

Разнообразие грибов по спосо­бу питания: сапрофиты, парази­ты.

Распознавать и описывать

внешнее строение грибов, ос­новных органоидов грибной клетки.

Называть способы питания многоклеточных грибов.

Выделять особенности царства Грибы.

Сравнивать грибы с растения­ми и животными

Стр. 22-25 читать, пересказывать.


Раб.тетр.№8-11



7

Многообразие и значение грибов


КПЗУН

Особенности строения плесне­вых грибов. Плесневые грибы: мукор и пеницилл. Дрожжи Особенности строения шляпоч­ных грибов. Мицелий. Микориза.

Называть значение плесневых грибов в природе и жизни чело­века.

Распознавать и описывать

строение плесневых грибов.

Объяснять роль плесневых грибов в природе и в жизни че­ловека.


Стр. 26-31читать, пересказывать.

Раб.тетр.№13-14

Лабораторная работа № 1 «Строение плесневого гриба мукора».


8

Многообразие грибов


КПЗУН

Шляпочные грибы (съедобные и ядовитые).

Приводить примеры шляпоч­ных грибов.

Распознавать и описывать

съедобные и ядовитые шляпоч­ные грибы.

Стр. 26-31 читать, пересказывать.

Раб.тетр.№15

Лабораторная работа № 2 «Строение шляпочных грибов».

Распознавание съедобных и ядовитых грибов произрастающих в лесах ХМАО (10 мин)


9

Лишайники.

К

Лишайники - симбиоз гриба и

водорослей. Условия жизни.

Значение. Питание, размножение.

Распознавать и описывать

строение лишайника.

Объяснять роль лишайников в природе.

Выделять особенности строе­ния и жизнедеятельности.

Стр. 32-36 читать, пересказывать.

Раб.тетр.№20-24



Лишайники Красной книги ХМАО (5 мин)


10

Повторение и обобщение темам «Бактерии, грибы, лишайники».

КОКЗ


Выполнять задания, соответствующие требованиям к уровню подготовки.


Творч.задания, мини-проекты



РАЗДЕЛ 3. ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ (17часов)

ТЕМА 3.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАСТЕНИЙ (1 час)

11

Общая характеристи­ка царства Растения.

ИПЗН

Признаки царства Растения. Высшие и низшие растения. Отделы высших растений.

Называть признаки царства Растения.

Распознавать отделы расте­ний. Различать и описывать низ­шие и высшие растения.


Стр. 38-39 выучить признаки растений



ТЕМА 3.2. ПОДЦАРСТВО НИЗШИЕ РАСТЕНИЯ (2 часа)

12

Строение и жизнедеятельность водо­рослей.

КПЗУН

Основные признаки водорослей. Ризоиды. Слоевище, хроматофор. Процессы жизнедеятельности. Места обитания и распространение.

Давать определение термину.

низшие растения.

Распознавать и описывать

строение водорослей.

Распознавать тип размножения у водорослей.


Стр. 40-44 читать, пересказывать.

Раб.тетр.№25-30

Мини-проекты о группах водорослей.

Лабораторная работа №3 «Строение водоросли хламидомонады (cпирогиры)»


13

Многообразие водорослей.

К

Значение водорослей в природе и в жизни человека Отделы водорослей: зеленые, бурые, красные. Места обита­ния.

Называть отделы водорослей и места обитания.

Распознавать водоросли раз­ных отделов.

Объяснять роль водорослей в природе и в жизни человека.


Стр.45-49 читать, пересказывать.

Тест. Стр24-25

Экологические проблемы водоемов ХМАО (5 мин)


ТЕМА 3.3. ПОДЦАРСТВО ВЫСШИЕ РАСТЕНИЯ (6 часов)

14

Общая характеристика подцарства Высшие растения.

ИПЗН

Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений. Споровые растения. Общая характеристика и происхождение.


Давать определение термину.

высшие растения.

Давать характеристику подцарству Высшие растения.


Стр. 50-51читать, пересказывать.



15

Отдел Моховидные.

КПЗУН

Основные признаки мхов. Появ­ление органов и тканей. Высшие споровые растения. Строение и жизнедеятельность. Лабораторная работа «Строение мхов»

Давать определение термину.

высшие споровые растения. Распознавать и описывать строение мхов.

Распознавать растения отдела Моховидные.

Выявлять приспособления рас­тений в связи с выходом на cушу

Стр. 52-56читать, пересказывать.


Раб.тетр.№31-34

Лабораторная работа №4 «Строение мхов сфагнума и кукушкина льна».


16

Отдел Плауновидные и отдел Хвоще­видные.

ИПЗН

Особенности строения растений отдела Хвощевидные. Питание, дыхание, размножение. Практическое значение.

Значение в природе и в жизни

человека. Особенности строения растений отдела Плауновидные. Питание, дыхание, размножение. Значение в природе и в жизни

человека.

Распознавать растения отде­лов Плауновидные и Хвоще­видные.

Объяснять роль в природе и в жизни человека.

Сравнивать хвощи и плауны.

Стр. 57-59 читать, пересказывать.

Раб.тетр.№38,40

Распознавание моховидных, плауновидных, произрастающих в лесах ХМАО (10 мин)


17

Отдел Папоротнико­видные. Особенности строения и жизнедеятельности.

К

Места обитания и условия жизни.

Основные признаки папоротни­ков.

Строение папоротников. Размножение.

.

Называть места обитания и условия жизни.

Распознавать растения отдела Папоротникообразные.

Распознавать и описывать

строение папоротников.

Объяснятьроль в природе и в жизни человека

Стр.61-62 читать, пересказывать.

Раб.тетр.№41-43

Лаборатор-ная работа

5 «Строение папоротника».



18

Многообразие и значение папоротниковидных

ИПЗН

Многообразие папоротников.

Значение в природе и жизни человека

Распознавать и описывать

строение папоротников.

Объяснять роль в природе и в жизни человека

Стр. 62-64

Многообразие папоротников, произрастающих в лесах ХМАО (5 мин)


19

Отдел Голосеменные растения. Особен-ности строения и жизнедеятельности.


К

Места обитания и условия жиз­ни.

Строение голосеменных расте­ний. Появление семян. Размножение.

Давать определение термину «голосеменные растения.

Распознавать растения отдела Голосеменные растения.

Описывать этапы развития го­лосеменных растений.

Выделять особенности голосе­менных растений.

Стр.66-68читать, пересказывать.

Раб.тетр.№45-47

Лабораторная работа №6 «Внешнее строение побегов сосны и ели»


20

Многообразие голосеменных.

ИПЗН

Классы голосеменных, их представители. Виды растений, наиболее рас­пространенные в Липецкой области.

Значение в природе и жизни человека.

Приводить примеры голосе­менных растений.

Распознавать и описывать

наиболее распространенные голосеменные растения.

Объяснять роль голосеменных растений в природе и в жизни человека.

Стр. 69-72 читать, пересказывать.

Раб.тетр. стр 39-40 тест

Голосеменные лесов ХМАО, экологические проблемы (20 мин)


21

Происхождение и особенности строе­ния покрытосемен­ных.

ИПЗН

Особенности строения покрыто­семенных растений. Жизненные формы: деревья, кустарники, травы.

Распознавать растения отдела Покрытосеменные растения Распознавать и описывать

жизненные формы покрытосе­менных растений.

Объяснять происхождение по­крытосеменных растений.

Выделять особенности покры­тосеменных растений.


Стр. 73-77читать, пересказывать.

Раб.тетр.№49-50



22

Размножение покрытосеменных.

К

Способы размножения покрытосеменных. Особенности полового размножения. Бесполое размножение (вегетативное).

Называть особенности полового и бесполого способов размножения. Знать строение цветка.

Стр. 77-79 читать, пересказывать.

Мини –проекты о семействах растений.



23

Систематика отдела Покрытосеменные.

Класс Двудольные расте­ния. Семейство Розоцветных.


КПЗУН

Признакикласса однодольные и двудольные. Двудольные. Общая характеристика Розоцветных. Представители семейства.

Называть классы покрытосеменных растений.

Распознавать и описывать растения класса Двудольные и класса Однодольные.

Сравнивать растения классов Двудольные и Однодольные.

Определять принадлежность растений к классу Двудольные.

Называть признаки семейства розоцветные.

Определять принадлежность растений к этому семейству.


Стр. 81 читать, пересказывать.

Лабораторная работа №7 «Изучение строения покрытосемнных растений на примере шиповника»


24

Класс Двудольные расте­ния. Семейства Крестоцветные и Пасленовые

КПЗУН

Признаки семейства Крестоцветные. Многообразие дикорастущих и культурных растений, роль в природе и жизни человека. Признаки семейства Пасленовые. Многообразие дикорастущих и культурных растений, роль в природе и жизни человека.

Определять принадлежность растений к классу Двудольных.

Называть признаки семейств Крестоцветные и Пасленовые.

Определять принадлежность растений к этим семействам.

Стр. 81читать, пересказывать.

Классификация растений

Практическая работа №1Распознава-ние и классификация растений класса двудольные, произрастающих в природных сообществах ХМАО»


(20мин)


25

Семейства класса Однодольные расте­ния.


КПЗУН

Признаки однодольных расте­ний. Признаки семейства Злаки. Многообразие дикорастущих и культурных растений, роль в природе и жизни человека. Признаки семейства Лилейные.

Редкие и охраняемые растения семейства Лилейные.


Распознавать растениясе­мейств: Лилейные, Злаки.

Определять принадлежность растений к классу Однодольных.

Объяснять причины сокраще­ния численности редких и охра­няемых растений.

Стр. 80читать, пересказывать.

Классификация растений

Практическая работа №2Распоз-навание и классифи-кация растений класса однодольные, произрас-тающих в природных сообществах ХМАО» (20 мин)


26

Многообразие, распространение покрытосеменных растений.

КПЗУН

Отделы Растений. Их признаки. Усложнение растений в процессе эволюции. Сельскохозяйственныерасте­ния:овощные,плодово-ягодные,масличные,зерновые,кормовые культуры.

Распознавать важнейшие сельскохозяйственные расте­ния. Объяснять роль растений в природе и в жизни человека.

Стр. 73-84 повторить. Подготовиться к контрольной работе.

Тест стр51

Практическая работа №3Распознав-ание наиболее распространенных растений своей местности (30 мин)


27

Обобщающий урок по теме «Царство Растения».



Обобщить и систематизировать знания учащихся, проверить качество усвоения знаний по темам «Царство Растения».




РАЗДЕЛ 4. ЖИВОТНЫЕ (40 часов)

ТЕМА 4.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИВОТНЫХ (1 час)

28

Общая характеристи­ка Царства Живот­ные.

К

Признаки царства Животные. Типы симметрии: лучевая и двусторонняя. Классификация животных.

Приводить примеры животных с различным типом симметрии.

Выделять особенности живот­ных. Сравнивать царства: Растения, Грибы, Животные.

Стр. 88выучить признаки животных





ТЕМА 4.2. ПОДЦАРСТВО ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ (2 +1 часа)

29

Общая характеристи­ка простейших.

К

Общая характеристика про­стейших как одноклеточных ор­ганизмов. Строение и жизнедеятельность. Типы питания. Способы движе­ния.

Называть процессы жизнедея­тельности и их значение.

Определять принадлежность

простейших к типам.

Выделять особенности одно­клеточных животных.


Стр.89-92 читать, пересказывать.

Раб.тетр.№66-68 подготовка мини проектов



30

Контр. Работа №1 по темам : «Царство Прокариоты», «Царство Грибы», «Царство Растения».

КОКЗ

Задания в форме ЕГЭ

Выполнять задания, соответствующие требованиям к уровню подготовки.

Творческие задания



31

Многообразие и зна­чение простейших.


КПЗУН

Среда обитания и условия жиз­ни. Типы Саркожгутиконосцы, Ин­фузории. Значение одноклеточных в природе и жизни человека.

Распознавать и описывать

строение простейших.

Сравнивать по заданным кри­териям простейших.

Объяснять роль простейших в природе и в жизни человека

Стр. 92-98 читать, пересказывать.

Раб.тетр.№69-71 тест стр57-59

Лабораторная работа №8 «Строение инфузории-туфельки»


ТЕМА 4.3. ПОДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ (1час)

32

Общая характеристи­ка многоклеточных животных. Тип Губки.

К

Признаки многоклеточных жи­вотных. Классификация. Общая характеристика типа Губки. Особенности строения и жизнедеятельности губок.


Называть признаки многокле­точных животных.

Объяснять происхождение многоклеточных животных.

Стр. 99-103 читать, пересказывать.



ТЕМА 4.4. ДВУХСЛОЙНЫЕ ЖИВОТНЫЕ. ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ (3 часа)

33

Особенности строе­ния кишечнополостных

К

Признаки типа: лучевая сим­метрия, наличие кишечной по­лости, стрекательные клетки, двухслойный мешок.


Распознавать и описывать

строение кишечнополостных.

Выделять особенности кишеч­нополостных.

Стр. 104-106читать, пересказывать.

Раб.тетр.№77-79



34

Особенности жизнедеятельности кишечнополостных.


К

Жизнедеятельность гидры: движение, ответ на раздражение, рефлексы. Питание и пищеварение. Размножение. Регенерация. Этапы развития гидры.

Описывать процессы жизне­деятельности.

Стр. 106-107 читать, пересказывать.

Мини-проекты



35

Многообразие и распространение кишеч­нополостных. Роль в природных сообще­ствах.

КПЗУН

Классификация и общие признаки кишечнополостных. Особенности строения и жизнедеятельности медуз, кораллов, актиний. Роль кишечнополостных в при­роде и в жизни человека.

Распознавать животных типа Кишечнополостные.

Объяснять роль кишечнополо­стных в природе и в жизни че­ловека. Сравнивать по заданным кри­териям кишечнополостных.

Стр. 107-111 читать, пересказывать.

Тест стр.64-65

Практическая работа №4

«Определение принадлежности животных к определенной систематической группе (классификация)»


ТЕМА 4.5. ТРЕХСЛОЙНЫЕ ЖИВОТНЫЕ. ТИП ПЛОСКИЕЧЕРВИ (2 часа)

36

Общая характеристи­ка типа Плоские чер­ви.

К

Признаки типа Плоские черви: трехслойные животные, нали­чие паренхимы, появление сис­тем органов (пищеварительная, выделительная, половая, нерв­ная).

Называть системы органов плоских червей, органы и их функции. Распознавать животных типа Плоские черви.

Распознавать последователь­ность этапов цикла развития печеночного сосальщика.

Выделять особенности строе­ния.

Стр. 112-113 читать, пересказывать.

Раб.тетр.№86,87



37

Многообразие и зна­чение плоских чер­вей.

К

Ленточные черви. Сосальщики. Среда обитания и образ жизни. Роль плоских червей в при­роде и в жизни человека.

Распознавать и описывать

паразитических плоских червей. Выявлять приспособления плоских червей к паразитизму.

Стр. 1114-118

Раб.тетр.№80, 88,89.

Организмы паразиты,

распространенные в ХМАО и меры их профилактики (20 мин)


ТЕМА 4.6. ПЕРВИЧНОПОЛОСТНЫЕ. ТИП КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ (1 час)

38

Общая характеристи­ка типа Круглые чер­ви.

К

Образ жизни. Особенности строения. Наличие полости. Значение круглых червей в при­роде и жизни человека. Профилактика заражения пара­зитическими червями.

Распознавать и описывать

животных, принадлежащих к типу Круглые черви.

Распознавать последователь­ность этапов цикла развития печеночного сосальщика.

Объяснять меры профилактики заражения.

Стр. 119-124 читать, пересказывать.

Раб.тетр.№90-92



ТЕМА 4.7. КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ (3 часа)

39

Общая характеристи­ка типа Кольчатые черви.

КПЗУН

Образ жизни. Особенности строения. Вторичная полость. Появление замкнутой кровенос­ной системы.

Распознавать и описывать

строение кольчатых червей.

Выделять особенности строе­ния Кольчатых червей.

Сравнить строение органов кольчатых и круглых червей.

Стр. 125-126 читать, пересказывать.

Раб.тетр.№93-96


Мини-проекты

Лабораторная работа №9 «Внешнее строение дождевого червя»


40

Многообразие коль­чатых червей.

КПЗУН

Образ жизни и особенности строения. Классы: Малощетинковые, Многощетинковые. Значение полихет в природе.

Определять принадлежность кольчатых червей к классам.

Распознавать по рисункам представителей кольчатых чер­вей .Называть роль в природе.

Объяснять роль кольчатых червей в природе и в жизни че­ловека.

Сравнивать классы кольчатых червей.

Стр. 127-131 читать, пересказывать. Подготовиться к контрольной работе тест стр72-73 в раб. тетр.

Практическая работа №5

«Определение принадлежности животных к определенной систематической группе с (классификация)»


41

Обобщающий урок по темам «Плоские, круглые и кольчатые черви, Кишечнополостные»

КОКЗ


Выполнять задания, соответствующие требованиям к уровню подготовки.

Творческие задания



ТЕМА 4.8. ТИП МОЛЛЮСКИ (2 часа)

42

Общая характеристи­ка типа Моллюски.

К

Тип Моллюски: среда обитания и образ жизни; особенности строения (мантия, отделы тела). Строение раковины.

Распознавать и описывать

животных типа моллюсков.

Называть системы органов, органы и их функции.

Описывать стадии развития моллюсков. Выделять признаки типа Моллюски. Сравнивать строение моллю­сков и кольчатых червей.



Стр. 132-134 читать, пересказывать.

Раб.тетр.№98-100


Мини-проекты

Лабораторная работа № 10 «Изучение внешнего строения моллюска»


43

Многообразие и зна­чение моллюсков.

КПЗУН

Многообразие и практическое значение и роль в природе мол­люсков. Способы питания и передвиже­ния.

Определять принадлежность моллюсков к классам.

Выявлять приспособления моллюсков к среде обитания, образу жизни. Объяснять роль моллюсков в природе и в жизни человека.



Стр. 135-142 читать, пересказывать.

Раб.тетр.№101-104, тест стр78

Практическая работа №6

«Определение принадлежности животных к определенной систематической группе с (классификация)

Многообразие Моллюсков природных сообществ ХМАО. (10 мин)


ТЕМА 4.9. ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ (7 часов)

44

Происхождение чле­нистоногих и особен­ности организации.

К

Тип членистоногие. Внешний скелет, отделы тела, смешан­ная полость тела.

Распознавать животных типа Членистоногие.

Распознавать и описывать

внешнее строение и многообра­зие членистоногих.

Объяснять происхождение членистоногих.

Выделять признаки животных типа Членистоногие.


Стр. 143 читать, пересказывать.


Мини-проекты



45

Класс Ракообразные.

К

Образ жизни и внешнее строе­ние ракообразных. Системы внутренних органов: пищеварительная, дыхатель­ная, кровеносная, выделитель­ная, нервная, половая, органы чувств.

Многообразие и значение.

Называть системы органов, органы и их функции.

Выявлять приспособления ракообразных к среде обитания, образу жизни.

Распознавать на рисунках и описывать строение ракооб­разных.

Объяснять роль ракообразных в природе и в жизни человека

Стр. 144-150 читать, пересказывать.

Раб.тетр.№105-111


Мини-проекты



46

Класс Паукообразные.

К

Образ жизни и особенности строения паукообразных: восьминогие, отсутствие усиков, органы дыхания наземного типа, отделы тела, (головогрудь, брюшко). Системы внутренних органов. Поведение и особенности жиз­недеятельности. Клещи. Значение паукообраз­ных.

Называть системы органов, органы и их функции.

Распознавать и описывать

строение паука.

Выявлять приспособления

пау­кообразных к среде обитания, образу жизни.

Объяснять роль паукообраз­ных в природе и в жизни чело­века

Стр. 151-157 читать, пересказывать.

Раб.тетр.№112-117

Мини-проекты



47

Общая характеристика насекомых.

КПЗУН

Образ жизни и особенности внешнего строения насекомых: три отдела тела, три пары ног, крылья у большинства, органы дыхания наземного типа. Типы ротового аппарата: грызуще-лижущий, колюще-сосущий, фильтрующий, сосу­щий.

Распознавать и описывать

строение насекомых.

Называть системы органов, органы и их функции.

Выявлять приспособления на­секомых к среде обитания, об­разу жизни. Сравнивать представителей классов членистоногих.

Стр. 158-164 читать, пересказывать.

Раб.тетр.№118-123

Мини-проекты

Лабораторная работа №11

«Внешнее строение насекомого»


48

Размножение и развитие насекомых.

К

Развитие насекомых: с непол­ным и полным превращением.

Приводить примеры насеко­мых с различными типами раз­вития. Распознавать и описывать

стадии развития с неполным превращением.

Стр. 164-165 читать, пересказывать.

Раб.тетр.№124-126

Мини-проекты

Насекомые Красной книги ХМАО (10 мин)


49

Значение и многообразие насекомых.

КПЗУН

Многообразие насекомых. Зна­чение насекомых в природе и жизни человека.

Приводить примеры редких и охраняемых насекомых, оби­тающих на территории Татарстана.

Описывать представителей отрядов насекомых.

Объяснять роль насекомых в природе и в жизни человека.


Стр. 165-169 читать, пересказывать. Тест стр.93

Подготовиться к контрольной работе.

Практическая работа №7

«Определение принадлежности животных к определенной систематической группе с (классификация)


Роль насекомых в природных сообществах ХМАО (10 мин)


50

Обобщающий урок по темам «Тип членистоногие и Моллюски»

КОКЗ


Выполнять задания, соответствующие требованиям к уровню подготовки.


Творческие задания

Мини-проекты

-


ТЕМА 4.10. ТИП ИГЛОКОЖИЕ (1 час)

51

Общая характери­стика иглокожих.

К

Особенности строения и жизне­деятельности. Роль иглокожих в природе и в жизни человека.

Распознавать строение и пред­ставителей иглокожих.

Называть системы органов, органы и их функции.

Характеризовать тип Иглоко­жие.

Стр. 170-175 читать, пересказывать.

Раб.тетр.№131-133



ТЕМА 4.11. ТИП ХОРДОВЫЕ. БЕСЧЕРЕПНЫЕ ЖИВОТНЫЕ (1 час)

52

Общая характеристи­ка типа Хордовые. Подтип Бесчерепные.

К

Признаки хордовых: внутренний скелет, нервная трубка, пище­варительная трубка, двусторон­няя симметрия тела, вторичная полость.

Местообитание и внешнее строение. Системы внутренних органов. Роль в природе и жизни челове­ка.

Называть подтипы типа хордо­вых и приводить примеры

представителей.

Распознавать животных типа Хордовые. Выделять признаки типа Хор­довые.

Стр. 176читать, пересказывать.



ТЕМА 4.12. ПОДТИП ПОЗВОНОЧНЫЕ (ЧЕРЕПНЫЕ). НАДКЛАСС РЫБЫ (2 часа)

53

Происхождение рыб. Хрящевые рыбы.

К

Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Черты примитивного строения. Приспособления к местам оби­тания. Роль в природе и значение для человека.

Распознавать и описывать

представителей хрящевых рыб. Объяснять происхождение рыб. Выявлять приспособленность хрящевых рыб к местам обита­ния. Объяснять значение хрящевых рыб в природе и жизни челове­ка.


Стр. 177-184 читать, пересказывать.

Мини-проекты



54

Костные рыбы.

КПЗУН

Общие признаки подтипа Че­репные: наличие позвоночника и разделение нервной трубки на головной и спинной мозг, разви­тие черепа, формирование пар­ных конечностей. Особенности внешнего строении. Роль плавников в движении рыб.

Расположение и значение орга­нов чувств.


Называть системы органов, органы и их функции.

Определять принадлежность костных рыб к отрядам.

Выявлять особенности внеш­него строения к среде обитания, образу жизни.

Объяснять роль костных рыб в природе и в жизни человека.

Стр. 185-188 читать, пересказывать.

Раб.тетр.№127-135 тест стр.102

Мини-проекты

Лабораторная работа №12 «Особенности внешнего строения рыб, связанные с водной средой обитания»

Экологические проблемы рек ХМАО(5 мин)


ТЕМА 4.13. КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ (2 часа)

55

Общая характеристика земноводных.

КПЗУН

Места обитания и образ жизни. Признаки класса. Внешнее строение. Приспособления к образу жизни. Многообразие. Отряды: Хвостатые и Бесхво­стые.


Распознавать и описывать

строение земноводных на при­мере лягушки.

Выявлять особенности внеш­него строения к среде обитания, образу жизни.

Объяснять происхождение земноводных на основе сопос­тавления рыб и земноводных.

Стр. 189-196 читать, пересказывать.

Раб.тетр.№145-150

Мини-проекты

Лабораторная работа №13 «Особенности внешнего и внутреннего строения лягушки связанные со средой обитания».


56

Размножение и развитие земноводных. Многообразие земноводных. Их роль в при­роде и жизни челове­ка.

К

Размножение земноводных. Стадии развития лягушки. Многообразие. Отряды: Хвоста­тые и Бесхвостые. Значение земноводных в при­роде и в жизни человека. Охрана земноводных.

Определять принадлежность земноводных к отрядам Бесхво­стые и Хвостатые.

Выявлять приспособления земноводных к среде обитания, образу жизни.

Объяснять роль земноводных в природе и в жизни человека.

Стр. 196-199читать, пересказывать.


Мини-проекты

Роль земноводных в природных сообществах ХМАО (5 мин)


ТЕМА 4.14. КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ (2 часа)

57

Общая характеристика пресмыкающихся.

КПЗУН

Особенности внешнего строе­ния. Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде: по­кровы тела, наличие век, отсут­ствие желез. Происхождение пресмыка-

ю­щихся.

Выявлять приспособления пресмыкающихся к среде оби­тания, образу жизни.

Доказывать, что пресмыкаю­щиеся имеют более сложное строение. Сравнивать пресмыкающихся и земноводных.


Стр. 200-205читать, пересказывать.

Раб.тетр.№155-157

Мини-проекты

Практическая работа№8 «Выявление приспособлений у животных к среде обитания»


58

Многообразие пресмыкающихся. Их роль в природе и жизни человека.

КПЗУН

Многообразие. Отряды: Черепа­хи и Чешуйчатые. Роль в при­роде и жизни человека. Значение пресмыкающихся в природе и в жизни человека. Охрана пресмыкающихся.

Распознавать по рисункам

представителей классам Пресмыкающиеся.

Определять принадлежность пресмыкающиеся к отрядам Чешуйчатые и Черепахи.

Объяснять роль пресмыкаю­щихся в природе и в жизни че­ловека.

Стр. 206-207 читать, пересказывать.

Раб.тетр.№158-161, тест стр.115

Практическая работа №9

«Определение принадлежности животных к систематической группе. Пресмыкающиеся Красной книги ХМАО.(5 мин)


2ТЕМА 4.15. КЛАСС ПТИЦЫ (4 часа)

59

Общая характеристика птиц.

КПЗУН

Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особен­ности внешнего строения птиц. Приспособленность к полету

Распознавать и описывать

органы и системы органов птиц Выделять особенности строе­ния птиц к полету.

Доказывать, что птицы более совершенные животные по сравнению с рептилиями.

Объяснять происхождение птиц

Стр. 208-212читать, пересказывать.

Раб.тетр.№162-165

Мини-проекты

Лабораторная работа № 14

«Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с образом жизни»


60

Внутреннее строение птиц. Размножение птиц.

К

Усложнение строения и функций нервной системы птиц. Особенности кровеносной. Пищеварительной, выделительной и дыхательной систем. Половая система. Оплодотворение. Развитие.

Распознавать и описывать

органы и системы органов птиц, особенности, связанные с полетом.

Стр. 212-217читать, пересказывать.

Раб.тетр.№166-171

Мини-проекты



61


Экологические группы птиц. Роль птиц в природе и жизни человека.

К

Экологические группы птиц по местам обитания: птицы лесов, водоемов и их побережий, от­крытых пространств. Экологические группы птиц по типу питания: растительнояд­ные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека. Промысловые птицы, их рацио­нальное использование и охра­на. Домашние птицы. Важнейшие породы домашних птиц, их ис­пользование человеком.

Распознавать по рисункам

птиц различных экологических групп .Выявлять приспособления птиц к среде обитания, образу жизни.

Распознавать домашних птиц.

Приводить примеры домаш­них и промысловых птиц.

Объяснять роль птиц в приро­де и в жизни человека.

Стр. 218-226 читать, пересказывать.

Раб.тетр.№173, тест стр.126

Подготовиться к контрольной работе.

Практическая работа №10

«Определение принадлежности животных к определенной систематической группе (классификация)

Экологические группы птиц природных сообществ ХМАО (30 мин)


62

Обобщающий урок по темам «Надкласс Рыбы, класс Земноводные, класс Пресмыкающиеся, класс Птицы».

КОКЗ


Выполнять задания, соответствующие требованиям к уровню подготовки




ТЕМА 4.16. КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ (5 часов)

63

Общая характеристика млекопитающих.

К

Признаки класса Млекопитаю­щие.

Среды жизни и места обитания. Особенности внешнего строе­ния.

Строение кожи. Шерстяной по­кров.

Железы млекопитающих.

Называть системы органов, органы и их функции.

Распознавать представителей класса Млекопитающие.

Объяснять происхождение млекопитающих.

Стр. 227-231читать, пересказывать.

Раб.тетр.№175-179



64

Внутреннее строение млекопитающих.

КПЗУН

Системы внутренних органов млекопитающих. Усложнение строения и функций нервной системы. Особенности кровеносной. Пищеварительной, выделительной и дыхательной систем. Особенности обмена веществ.

Распознавать и описывать

органы и системы органов мле­копитающих.

Выделять особенности строе­ния млекопитающих.

Стр. 232-237 читать, пересказывать.

Раб.тетр.№180-188


Мини-проекты

Лабораторная работа №15 «Строение скелета млекопитающих».



65

Размножение и развитие млекопитающих.

К

Строение органов размножения. Вскармливание детенышей мо­локом. Особенности развития. Внут­реннее развитие.

Называть и описывать органы размножения.

Описывать развитие детеныша млекопитающих.

Объяснять особенности разви­тия млекопитающих.

Стр. 238-240читать, пересказывать.

Раб.тетр.№189-191

Мини-проекты



66

Многообразие млекопитающих.

К

Признаки отряда.

Значение в природе и в жизни

человека. Меры по охране млекопитаю­щих.

Определять принадлежность млекопитающих к отрядам.

Выявлять приспособления млекопитающих к среде обита­ния, образу жизни.

Стр. 240-246 читать, пересказывать.

Раб.тетр. тест стр.137

Подготовиться к контрольной работе.

Мини-проекты

Практическая работа №11

«Определение принадлежности животных к определенной систематической группе (классификация)

Млекопитающие Красной книги ХМАО (10 мин)


67

Контрольная работа №2 по теме

« Царство Животные».

КОКЗ


Выполнять задания, соответствующие требованиям к уровню подготовки

Творческие задания



РАЗДЕЛ 5. ЦАРСТВО ВИРУСЫ (2 часа)

68

Общая характеристи­ка вирусов.

К

Строение вируса. Взаимодейст­вие вируса и клетки.

Распознавать и описывать строение вируса.

Выделять особенности жизне­деятельности вирусов.

Стр.250-252читать,

пересказыв

Раб.тетр.№198-201

Минипроекты



69

Значение вирусов

К

Значение вирусов. Вирусные заболевания. Меры профилактики.

Объяснять роль вирусов в жизни человека.

Характеризовать меры профи­лактики вирусных заболеваний

Раб.тетр.№202-204




70

Многообразие живых организмов.

(урок – игра «Путешествие по флоре и фауне Югры»

УОСЗ

Многообразие живых организ­мов - результат эволюции.

Объяснять родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных.

.

Флора и фауна природных сообществ (40мин)














i