№ | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Домашнее задание | Лаборатор. и практич. работы Региональный компонент | Дата проведения |
ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ (2часа) |
1 | Многообразие живых организмов. Уровни организ живого | ИПЗНi | Царства живых организмов: бактерии, грибы, растения, животные. Классификация организмов. Уровни организации живой природ. | Называтьосновные царства живых организмов, уровни живой природы. | Стр.5-6 читать, пересказывать, сообщение о Ч.Дарвине.раб.тетр.№1 | | |
2 | Многообразие живых организмов и их классификация. Учение Ч.Дарвина. | К | Учение У.Дарвина о происхождении видов. Предмет и задачи систематики. Вид – единица систематики. Надвидовые категории. Сравнение искусственной и естественной систем классификации живой природы. | Давать определение вида. Называть основные систематические категории и причины эволюции. Отличать естественную систему от искусственной | Стр.6- 10 читать, пересказывать. Сообщение о К. Линнее. раб. тетр№2-4 | | |
РАЗДЕЛ 1. ЦАРСТВО ПРОКАРИОТЫ МНОГООБРАЗИЕ, ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРОКАРИОТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗМОВ (3 часа) |
3 | Общая характеристика бактерий. | К | Строение бактериальной клетки: оболочка, цитоплазма, ядерное вещество, включения. Питание, размножение, образование спор. | Распознавать и описывать строение бактериальной клетки. Объяснять особенности жизнедеятельности бактерий | Стр. 12-16 читать, пересказывать. раб. тетр№ 5-7 | | |
4 | Многообразие бактерий. | К | Общие сведения о подцарстве Оксифотобактерии. Цианобактерии, их разнообразие, особенности питания и размножения. | Выделять особенности строения и жизнедеятельности бактерий различных групп. Называть признаки подцарства Оксифотобактерии. | Стр. 17-20 читать, пересказывать. | | |
5 | Значение бактерий в природе и жизни человека. | КПЗУН | Значение в природе и жизни человека. Бактерии разложения и гниения, клубеньковые, молочно-кислые, болезнетворные бактерии. | Знать о роли цианобактерий в природе и жизни человека. Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека | Стр. 13-20 повторить. Тест стр.8-9 раб.тетр. | | |
РАЗДЕЛ 2. ЦАРСТВО ГРИБЫ (5 часов) |
ТЕМА 2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРИБОВ (3 часа) |
6 | Общая характеристика грибов. | К | Признаки царства грибов. Строение грибов: грибница, плодовое тело. Разнообразие грибов по способу питания: сапрофиты, паразиты. | Распознавать и описывать внешнее строение грибов, основных органоидов грибной клетки. Называть способы питания многоклеточных грибов. Выделять особенности царства Грибы. Сравнивать грибы с растениями и животными | Стр. 22-25 читать, пересказывать. Раб.тетр.№8-11 | | |
7 | Многообразие и значение грибов | КПЗУН | Особенности строения плесневых грибов. Плесневые грибы: мукор и пеницилл. Дрожжи Особенности строения шляпочных грибов. Мицелий. Микориза. | Называть значение плесневых грибов в природе и жизни человека. Распознавать и описывать строение плесневых грибов. Объяснять роль плесневых грибов в природе и в жизни человека. | Стр. 26-31читать, пересказывать. Раб.тетр.№13-14 | Лабораторная работа № 1 «Строение плесневого гриба мукора». | |
8 | Многообразие грибов | КПЗУН | Шляпочные грибы (съедобные и ядовитые). | Приводить примеры шляпочных грибов. Распознавать и описывать съедобные и ядовитые шляпочные грибы. | Стр. 26-31 читать, пересказывать. Раб.тетр.№15 | Лабораторная работа № 2 «Строение шляпочных грибов». Распознавание съедобных и ядовитых грибов произрастающих в лесах ХМАО (10 мин) | |
9 | Лишайники. | К | Лишайники - симбиоз гриба и водорослей. Условия жизни. Значение. Питание, размножение. | Распознавать и описывать строение лишайника. Объяснять роль лишайников в природе. Выделять особенности строения и жизнедеятельности. | Стр. 32-36 читать, пересказывать. Раб.тетр.№20-24 | Лишайники Красной книги ХМАО (5 мин) | |
10 | Повторение и обобщение темам «Бактерии, грибы, лишайники». | КОКЗ | | Выполнять задания, соответствующие требованиям к уровню подготовки. | Творч.задания, мини-проекты | | |
РАЗДЕЛ 3. ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ (17часов) |
ТЕМА 3.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАСТЕНИЙ (1 час) |
11 | Общая характеристика царства Растения. | ИПЗН | Признаки царства Растения. Высшие и низшие растения. Отделы высших растений. | Называть признаки царства Растения. Распознавать отделы растений. Различать и описывать низшие и высшие растения. | Стр. 38-39 выучить признаки растений | | |
ТЕМА 3.2. ПОДЦАРСТВО НИЗШИЕ РАСТЕНИЯ (2 часа) |
12 | Строение и жизнедеятельность водорослей. | КПЗУН | Основные признаки водорослей. Ризоиды. Слоевище, хроматофор. Процессы жизнедеятельности. Места обитания и распространение. | Давать определение термину. низшие растения. Распознавать и описывать строение водорослей. Распознавать тип размножения у водорослей. | Стр. 40-44 читать, пересказывать. Раб.тетр.№25-30 Мини-проекты о группах водорослей. | Лабораторная работа №3 «Строение водоросли хламидомонады (cпирогиры)» | |
13 | Многообразие водорослей. | К | Значение водорослей в природе и в жизни человека Отделы водорослей: зеленые, бурые, красные. Места обитания. | Называть отделы водорослей и места обитания. Распознавать водоросли разных отделов. Объяснять роль водорослей в природе и в жизни человека. | Стр.45-49 читать, пересказывать. Тест. Стр24-25 | Экологические проблемы водоемов ХМАО (5 мин) | |
ТЕМА 3.3. ПОДЦАРСТВО ВЫСШИЕ РАСТЕНИЯ (6 часов) |
14 | Общая характеристика подцарства Высшие растения. | ИПЗН | Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений. Споровые растения. Общая характеристика и происхождение. | Давать определение термину. высшие растения. Давать характеристику подцарству Высшие растения. | Стр. 50-51читать, пересказывать. | | |
15 | Отдел Моховидные. | КПЗУН | Основные признаки мхов. Появление органов и тканей. Высшие споровые растения. Строение и жизнедеятельность. Лабораторная работа «Строение мхов» | Давать определение термину. высшие споровые растения. Распознавать и описывать строение мхов. Распознавать растения отдела Моховидные. Выявлять приспособления растений в связи с выходом на cушу | Стр. 52-56читать, пересказывать. Раб.тетр.№31-34 | Лабораторная работа №4 «Строение мхов сфагнума и кукушкина льна». | |
16 | Отдел Плауновидные и отдел Хвощевидные. | ИПЗН | Особенности строения растений отдела Хвощевидные. Питание, дыхание, размножение. Практическое значение. Значение в природе и в жизни человека. Особенности строения растений отдела Плауновидные. Питание, дыхание, размножение. Значение в природе и в жизни человека. | Распознавать растения отделов Плауновидные и Хвощевидные. Объяснять роль в природе и в жизни человека. Сравнивать хвощи и плауны. | Стр. 57-59 читать, пересказывать. Раб.тетр.№38,40 | Распознавание моховидных, плауновидных, произрастающих в лесах ХМАО (10 мин) | |
17 | Отдел Папоротниковидные. Особенности строения и жизнедеятельности. | К | Места обитания и условия жизни. Основные признаки папоротников. Строение папоротников. Размножение. . | Называть места обитания и условия жизни. Распознавать растения отдела Папоротникообразные. Распознавать и описывать строение папоротников. Объяснятьроль в природе и в жизни человека | Стр.61-62 читать, пересказывать. Раб.тетр.№41-43 | Лаборатор-ная работа №5 «Строение папоротника». | |
18 | Многообразие и значение папоротниковидных | ИПЗН | Многообразие папоротников. Значение в природе и жизни человека | Распознавать и описывать строение папоротников. Объяснять роль в природе и в жизни человека | Стр. 62-64 | Многообразие папоротников, произрастающих в лесах ХМАО (5 мин) | |
19 | Отдел Голосеменные растения. Особен-ности строения и жизнедеятельности. | К | Места обитания и условия жизни. Строение голосеменных растений. Появление семян. Размножение. | Давать определение термину «голосеменные растения. Распознавать растения отдела Голосеменные растения. Описывать этапы развития голосеменных растений. Выделять особенности голосеменных растений. | Стр.66-68читать, пересказывать. Раб.тетр.№45-47 | Лабораторная работа №6 «Внешнее строение побегов сосны и ели» | |
20 | Многообразие голосеменных. | ИПЗН | Классы голосеменных, их представители. Виды растений, наиболее распространенные в Липецкой области. Значение в природе и жизни человека. | Приводить примеры голосеменных растений. Распознавать и описывать наиболее распространенные голосеменные растения. Объяснять роль голосеменных растений в природе и в жизни человека. | Стр. 69-72 читать, пересказывать. Раб.тетр. стр 39-40 тест | Голосеменные лесов ХМАО, экологические проблемы (20 мин) | |
21 | Происхождение и особенности строения покрытосеменных. | ИПЗН | Особенности строения покрытосеменных растений. Жизненные формы: деревья, кустарники, травы. | Распознавать растения отдела Покрытосеменные растения Распознавать и описывать жизненные формы покрытосеменных растений. Объяснять происхождение покрытосеменных растений. Выделять особенности покрытосеменных растений. | Стр. 73-77читать, пересказывать. Раб.тетр.№49-50 | | |
22 | Размножение покрытосеменных. | К | Способы размножения покрытосеменных. Особенности полового размножения. Бесполое размножение (вегетативное). | Называть особенности полового и бесполого способов размножения. Знать строение цветка. | Стр. 77-79 читать, пересказывать. Мини –проекты о семействах растений. | | |
23 | Систематика отдела Покрытосеменные. Класс Двудольные растения. Семейство Розоцветных. | КПЗУН | Признакикласса однодольные и двудольные. Двудольные. Общая характеристика Розоцветных. Представители семейства. | Называть классы покрытосеменных растений. Распознавать и описывать растения класса Двудольные и класса Однодольные. Сравнивать растения классов Двудольные и Однодольные. Определять принадлежность растений к классу Двудольные. Называть признаки семейства розоцветные. Определять принадлежность растений к этому семейству. | Стр. 81 читать, пересказывать. | Лабораторная работа №7 «Изучение строения покрытосемнных растений на примере шиповника» | |
24 | Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Пасленовые | КПЗУН | Признаки семейства Крестоцветные. Многообразие дикорастущих и культурных растений, роль в природе и жизни человека. Признаки семейства Пасленовые. Многообразие дикорастущих и культурных растений, роль в природе и жизни человека. | Определять принадлежность растений к классу Двудольных. Называть признаки семейств Крестоцветные и Пасленовые. Определять принадлежность растений к этим семействам. | Стр. 81читать, пересказывать. Классификация растений | Практическая работа №1Распознава-ние и классификация растений класса двудольные, произрастающих в природных сообществах ХМАО» (20мин) | |
25 | Семейства класса Однодольные растения. | КПЗУН | Признаки однодольных растений. Признаки семейства Злаки. Многообразие дикорастущих и культурных растений, роль в природе и жизни человека. Признаки семейства Лилейные. Редкие и охраняемые растения семейства Лилейные. | Распознавать растениясемейств: Лилейные, Злаки. Определять принадлежность растений к классу Однодольных. Объяснять причины сокращения численности редких и охраняемых растений. | Стр. 80читать, пересказывать. Классификация растений | Практическая работа №2Распоз-навание и классифи-кация растений класса однодольные, произрас-тающих в природных сообществах ХМАО» (20 мин) | |
26 | Многообразие, распространение покрытосеменных растений. | КПЗУН | Отделы Растений. Их признаки. Усложнение растений в процессе эволюции. Сельскохозяйственныерастения:овощные,плодово-ягодные,масличные,зерновые,кормовые культуры. | Распознавать важнейшие сельскохозяйственные растения. Объяснять роль растений в природе и в жизни человека. | Стр. 73-84 повторить. Подготовиться к контрольной работе. Тест стр51 | Практическая работа №3Распознав-ание наиболее распространенных растений своей местности (30 мин) | |
27 | Обобщающий урок по теме «Царство Растения». | | | Обобщить и систематизировать знания учащихся, проверить качество усвоения знаний по темам «Царство Растения». | | | |
РАЗДЕЛ 4. ЖИВОТНЫЕ (40 часов) |
ТЕМА 4.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИВОТНЫХ (1 час) |
28 | Общая характеристика Царства Животные. | К | Признаки царства Животные. Типы симметрии: лучевая и двусторонняя. Классификация животных. | Приводить примеры животных с различным типом симметрии. Выделять особенности животных. Сравнивать царства: Растения, Грибы, Животные. | Стр. 88выучить признаки животных | | |
ТЕМА 4.2. ПОДЦАРСТВО ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ (2 +1 часа) |
29 | Общая характеристика простейших. | К | Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Строение и жизнедеятельность. Типы питания. Способы движения. | Называть процессы жизнедеятельности и их значение. Определять принадлежность простейших к типам. Выделять особенности одноклеточных животных. | Стр.89-92 читать, пересказывать. Раб.тетр.№66-68 подготовка мини проектов | | |
30 | Контр. Работа №1 по темам : «Царство Прокариоты», «Царство Грибы», «Царство Растения». | КОКЗ | Задания в форме ЕГЭ | Выполнять задания, соответствующие требованиям к уровню подготовки. | Творческие задания | | |
31 | Многообразие и значение простейших. | КПЗУН | Среда обитания и условия жизни. Типы Саркожгутиконосцы, Инфузории. Значение одноклеточных в природе и жизни человека. | Распознавать и описывать строение простейших. Сравнивать по заданным критериям простейших. Объяснять роль простейших в природе и в жизни человека | Стр. 92-98 читать, пересказывать. Раб.тетр.№69-71 тест стр57-59 | Лабораторная работа №8 «Строение инфузории-туфельки» | |
ТЕМА 4.3. ПОДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ (1час) |
32 | Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Губки. | К | Признаки многоклеточных животных. Классификация. Общая характеристика типа Губки. Особенности строения и жизнедеятельности губок. | Называть признаки многоклеточных животных. Объяснять происхождение многоклеточных животных. | Стр. 99-103 читать, пересказывать. | | |
ТЕМА 4.4. ДВУХСЛОЙНЫЕ ЖИВОТНЫЕ. ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ (3 часа) |
33 | Особенности строения кишечнополостных | К | Признаки типа: лучевая симметрия, наличие кишечной полости, стрекательные клетки, двухслойный мешок. | Распознавать и описывать строение кишечнополостных. Выделять особенности кишечнополостных. | Стр. 104-106читать, пересказывать. Раб.тетр.№77-79 | | |
34 | Особенности жизнедеятельности кишечнополостных. | К | Жизнедеятельность гидры: движение, ответ на раздражение, рефлексы. Питание и пищеварение. Размножение. Регенерация. Этапы развития гидры. | Описывать процессы жизнедеятельности. | Стр. 106-107 читать, пересказывать. Мини-проекты | | |
35 | Многообразие и распространение кишечнополостных. Роль в природных сообществах. | КПЗУН | Классификация и общие признаки кишечнополостных. Особенности строения и жизнедеятельности медуз, кораллов, актиний. Роль кишечнополостных в природе и в жизни человека. | Распознавать животных типа Кишечнополостные. Объяснять роль кишечнополостных в природе и в жизни человека. Сравнивать по заданным критериям кишечнополостных. | Стр. 107-111 читать, пересказывать. Тест стр.64-65 | Практическая работа №4 «Определение принадлежности животных к определенной систематической группе (классификация)» | |
ТЕМА 4.5. ТРЕХСЛОЙНЫЕ ЖИВОТНЫЕ. ТИП ПЛОСКИЕЧЕРВИ (2 часа) |
36 | Общая характеристика типа Плоские черви. | К | Признаки типа Плоские черви: трехслойные животные, наличие паренхимы, появление систем органов (пищеварительная, выделительная, половая, нервная). | Называть системы органов плоских червей, органы и их функции. Распознавать животных типа Плоские черви. Распознавать последовательность этапов цикла развития печеночного сосальщика. Выделять особенности строения. | Стр. 112-113 читать, пересказывать. Раб.тетр.№86,87 | | |
37 | Многообразие и значение плоских червей. | К | Ленточные черви. Сосальщики. Среда обитания и образ жизни. Роль плоских червей в природе и в жизни человека. | Распознавать и описывать паразитических плоских червей. Выявлять приспособления плоских червей к паразитизму. | Стр. 1114-118 Раб.тетр.№80, 88,89. | Организмы паразиты, распространенные в ХМАО и меры их профилактики (20 мин) | |
ТЕМА 4.6. ПЕРВИЧНОПОЛОСТНЫЕ. ТИП КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ (1 час) |
38 | Общая характеристика типа Круглые черви. | К | Образ жизни. Особенности строения. Наличие полости. Значение круглых червей в природе и жизни человека. Профилактика заражения паразитическими червями. | Распознавать и описывать животных, принадлежащих к типу Круглые черви. Распознавать последовательность этапов цикла развития печеночного сосальщика. Объяснять меры профилактики заражения. | Стр. 119-124 читать, пересказывать. Раб.тетр.№90-92 | | |
ТЕМА 4.7. КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ (3 часа) |
39 | Общая характеристика типа Кольчатые черви. | КПЗУН | Образ жизни. Особенности строения. Вторичная полость. Появление замкнутой кровеносной системы. | Распознавать и описывать строение кольчатых червей. Выделять особенности строения Кольчатых червей. Сравнить строение органов кольчатых и круглых червей. | Стр. 125-126 читать, пересказывать. Раб.тетр.№93-96 Мини-проекты | Лабораторная работа №9 «Внешнее строение дождевого червя» | |
40 | Многообразие кольчатых червей. | КПЗУН | Образ жизни и особенности строения. Классы: Малощетинковые, Многощетинковые. Значение полихет в природе. | Определять принадлежность кольчатых червей к классам. Распознавать по рисункам представителей кольчатых червей .Называть роль в природе. Объяснять роль кольчатых червей в природе и в жизни человека. Сравнивать классы кольчатых червей. | Стр. 127-131 читать, пересказывать. Подготовиться к контрольной работе тест стр72-73 в раб. тетр. | Практическая работа №5 «Определение принадлежности животных к определенной систематической группе с (классификация)» | |
41 | Обобщающий урок по темам «Плоские, круглые и кольчатые черви, Кишечнополостные» | КОКЗ | | Выполнять задания, соответствующие требованиям к уровню подготовки. | Творческие задания | | |
ТЕМА 4.8. ТИП МОЛЛЮСКИ (2 часа) |
42 | Общая характеристика типа Моллюски. | К | Тип Моллюски: среда обитания и образ жизни; особенности строения (мантия, отделы тела). Строение раковины. | Распознавать и описывать животных типа моллюсков. Называть системы органов, органы и их функции. Описывать стадии развития моллюсков. Выделять признаки типа Моллюски. Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей. | Стр. 132-134 читать, пересказывать. Раб.тетр.№98-100 Мини-проекты | Лабораторная работа № 10 «Изучение внешнего строения моллюска» | |
43 | Многообразие и значение моллюсков. | КПЗУН | Многообразие и практическое значение и роль в природе моллюсков. Способы питания и передвижения. | Определять принадлежность моллюсков к классам. Выявлять приспособления моллюсков к среде обитания, образу жизни. Объяснять роль моллюсков в природе и в жизни человека. | Стр. 135-142 читать, пересказывать. Раб.тетр.№101-104, тест стр78 | Практическая работа №6 «Определение принадлежности животных к определенной систематической группе с (классификация) Многообразие Моллюсков природных сообществ ХМАО. (10 мин) | |
ТЕМА 4.9. ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ (7 часов) |
44 | Происхождение членистоногих и особенности организации. | К | Тип членистоногие. Внешний скелет, отделы тела, смешанная полость тела. | Распознавать животных типа Членистоногие. Распознавать и описывать внешнее строение и многообразие членистоногих. Объяснять происхождение членистоногих. Выделять признаки животных типа Членистоногие. | Стр. 143 читать, пересказывать. Мини-проекты | | |
45 | Класс Ракообразные. | К | Образ жизни и внешнее строение ракообразных. Системы внутренних органов: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, половая, органы чувств. Многообразие и значение. | Называть системы органов, органы и их функции. Выявлять приспособления ракообразных к среде обитания, образу жизни. Распознавать на рисунках и описывать строение ракообразных. Объяснять роль ракообразных в природе и в жизни человека | Стр. 144-150 читать, пересказывать. Раб.тетр.№105-111 Мини-проекты | | |
46 | Класс Паукообразные. | К | Образ жизни и особенности строения паукообразных: восьминогие, отсутствие усиков, органы дыхания наземного типа, отделы тела, (головогрудь, брюшко). Системы внутренних органов. Поведение и особенности жизнедеятельности. Клещи. Значение паукообразных. | Называть системы органов, органы и их функции. Распознавать и описывать строение паука. Выявлять приспособления паукообразных к среде обитания, образу жизни. Объяснять роль паукообразных в природе и в жизни человека | Стр. 151-157 читать, пересказывать. Раб.тетр.№112-117 Мини-проекты | | |
47 | Общая характеристика насекомых. | КПЗУН | Образ жизни и особенности внешнего строения насекомых: три отдела тела, три пары ног, крылья у большинства, органы дыхания наземного типа. Типы ротового аппарата: грызуще-лижущий, колюще-сосущий, фильтрующий, сосущий. | Распознавать и описывать строение насекомых. Называть системы органов, органы и их функции. Выявлять приспособления насекомых к среде обитания, образу жизни. Сравнивать представителей классов членистоногих. | Стр. 158-164 читать, пересказывать. Раб.тетр.№118-123 Мини-проекты | Лабораторная работа №11 «Внешнее строение насекомого» | |
48 | Размножение и развитие насекомых. | К | Развитие насекомых: с неполным и полным превращением. | Приводить примеры насекомых с различными типами развития. Распознавать и описывать стадии развития с неполным превращением. | Стр. 164-165 читать, пересказывать. Раб.тетр.№124-126 Мини-проекты | Насекомые Красной книги ХМАО (10 мин) | |
49 | Значение и многообразие насекомых. | КПЗУН | Многообразие насекомых. Значение насекомых в природе и жизни человека. | Приводить примеры редких и охраняемых насекомых, обитающих на территории Татарстана. Описывать представителей отрядов насекомых. Объяснять роль насекомых в природе и в жизни человека. | Стр. 165-169 читать, пересказывать. Тест стр.93 Подготовиться к контрольной работе. | Практическая работа №7 «Определение принадлежности животных к определенной систематической группе с (классификация) Роль насекомых в природных сообществах ХМАО (10 мин) | |
50 | Обобщающий урок по темам «Тип членистоногие и Моллюски» | КОКЗ | | Выполнять задания, соответствующие требованиям к уровню подготовки. | Творческие задания Мини-проекты | - | |
ТЕМА 4.10. ТИП ИГЛОКОЖИЕ (1 час) |
51 | Общая характеристика иглокожих. | К | Особенности строения и жизнедеятельности. Роль иглокожих в природе и в жизни человека. | Распознавать строение и представителей иглокожих. Называть системы органов, органы и их функции. Характеризовать тип Иглокожие. | Стр. 170-175 читать, пересказывать. Раб.тетр.№131-133 | | |
ТЕМА 4.11. ТИП ХОРДОВЫЕ. БЕСЧЕРЕПНЫЕ ЖИВОТНЫЕ (1 час) |
52 | Общая характеристика типа Хордовые. Подтип Бесчерепные. | К | Признаки хордовых: внутренний скелет, нервная трубка, пищеварительная трубка, двусторонняя симметрия тела, вторичная полость. Местообитание и внешнее строение. Системы внутренних органов. Роль в природе и жизни человека. | Называть подтипы типа хордовых и приводить примеры представителей. Распознавать животных типа Хордовые. Выделять признаки типа Хордовые. | Стр. 176читать, пересказывать. | | |
ТЕМА 4.12. ПОДТИП ПОЗВОНОЧНЫЕ (ЧЕРЕПНЫЕ). НАДКЛАСС РЫБЫ (2 часа) |
53 | Происхождение рыб. Хрящевые рыбы. | К | Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Черты примитивного строения. Приспособления к местам обитания. Роль в природе и значение для человека. | Распознавать и описывать представителей хрящевых рыб. Объяснять происхождение рыб. Выявлять приспособленность хрящевых рыб к местам обитания. Объяснять значение хрящевых рыб в природе и жизни человека. | Стр. 177-184 читать, пересказывать. Мини-проекты | | |
54 | Костные рыбы. | КПЗУН | Общие признаки подтипа Черепные: наличие позвоночника и разделение нервной трубки на головной и спинной мозг, развитие черепа, формирование парных конечностей. Особенности внешнего строении. Роль плавников в движении рыб. Расположение и значение органов чувств. | Называть системы органов, органы и их функции. Определять принадлежность костных рыб к отрядам. Выявлять особенности внешнего строения к среде обитания, образу жизни. Объяснять роль костных рыб в природе и в жизни человека. | Стр. 185-188 читать, пересказывать. Раб.тетр.№127-135 тест стр.102 Мини-проекты | Лабораторная работа №12 «Особенности внешнего строения рыб, связанные с водной средой обитания» Экологические проблемы рек ХМАО(5 мин) | |
ТЕМА 4.13. КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ (2 часа) |
55 | Общая характеристика земноводных. | КПЗУН | Места обитания и образ жизни. Признаки класса. Внешнее строение. Приспособления к образу жизни. Многообразие. Отряды: Хвостатые и Бесхвостые. | Распознавать и описывать строение земноводных на примере лягушки. Выявлять особенности внешнего строения к среде обитания, образу жизни. Объяснять происхождение земноводных на основе сопоставления рыб и земноводных. | Стр. 189-196 читать, пересказывать. Раб.тетр.№145-150 Мини-проекты | Лабораторная работа №13 «Особенности внешнего и внутреннего строения лягушки связанные со средой обитания». | |
56 | Размножение и развитие земноводных. Многообразие земноводных. Их роль в природе и жизни человека. | К | Размножение земноводных. Стадии развития лягушки. Многообразие. Отряды: Хвостатые и Бесхвостые. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных. | Определять принадлежность земноводных к отрядам Бесхвостые и Хвостатые. Выявлять приспособления земноводных к среде обитания, образу жизни. Объяснять роль земноводных в природе и в жизни человека. | Стр. 196-199читать, пересказывать. Мини-проекты | Роль земноводных в природных сообществах ХМАО (5 мин) | |
ТЕМА 4.14. КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ (2 часа) |
57 | Общая характеристика пресмыкающихся. | КПЗУН | Особенности внешнего строения. Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде: покровы тела, наличие век, отсутствие желез. Происхождение пресмыка- ющихся. | Выявлять приспособления пресмыкающихся к среде обитания, образу жизни. Доказывать, что пресмыкающиеся имеют более сложное строение. Сравнивать пресмыкающихся и земноводных. | Стр. 200-205читать, пересказывать. Раб.тетр.№155-157 Мини-проекты | Практическая работа№8 «Выявление приспособлений у животных к среде обитания» | |
58 | Многообразие пресмыкающихся. Их роль в природе и жизни человека. | КПЗУН | Многообразие. Отряды: Черепахи и Чешуйчатые. Роль в природе и жизни человека. Значение пресмыкающихся в природе и в жизни человека. Охрана пресмыкающихся. | Распознавать по рисункам представителей классам Пресмыкающиеся. Определять принадлежность пресмыкающиеся к отрядам Чешуйчатые и Черепахи. Объяснять роль пресмыкающихся в природе и в жизни человека. | Стр. 206-207 читать, пересказывать. Раб.тетр.№158-161, тест стр.115 | Практическая работа №9 «Определение принадлежности животных к систематической группе. Пресмыкающиеся Красной книги ХМАО.(5 мин) | |
2ТЕМА 4.15. КЛАСС ПТИЦЫ (4 часа) |
59 | Общая характеристика птиц. | КПЗУН | Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего строения птиц. Приспособленность к полету | Распознавать и описывать органы и системы органов птиц Выделять особенности строения птиц к полету. Доказывать, что птицы более совершенные животные по сравнению с рептилиями. Объяснять происхождение птиц | Стр. 208-212читать, пересказывать. Раб.тетр.№162-165 Мини-проекты | Лабораторная работа № 14 «Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с образом жизни» | |
60 | Внутреннее строение птиц. Размножение птиц. | К | Усложнение строения и функций нервной системы птиц. Особенности кровеносной. Пищеварительной, выделительной и дыхательной систем. Половая система. Оплодотворение. Развитие. | Распознавать и описывать органы и системы органов птиц, особенности, связанные с полетом. | Стр. 212-217читать, пересказывать. Раб.тетр.№166-171 Мини-проекты | | |
61 | Экологические группы птиц. Роль птиц в природе и жизни человека. | К | Экологические группы птиц по местам обитания: птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств. Экологические группы птиц по типу питания: растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана. Домашние птицы. Важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком. | Распознавать по рисункам птиц различных экологических групп .Выявлять приспособления птиц к среде обитания, образу жизни. Распознавать домашних птиц. Приводить примеры домашних и промысловых птиц. Объяснять роль птиц в природе и в жизни человека. | Стр. 218-226 читать, пересказывать. Раб.тетр.№173, тест стр.126 Подготовиться к контрольной работе. | Практическая работа №10 «Определение принадлежности животных к определенной систематической группе (классификация) Экологические группы птиц природных сообществ ХМАО (30 мин) | |
62 | Обобщающий урок по темам «Надкласс Рыбы, класс Земноводные, класс Пресмыкающиеся, класс Птицы». | КОКЗ | | Выполнять задания, соответствующие требованиям к уровню подготовки | | | |
ТЕМА 4.16. КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ (5 часов) |
63 | Общая характеристика млекопитающих. | К | Признаки класса Млекопитающие. Среды жизни и места обитания. Особенности внешнего строения. Строение кожи. Шерстяной покров. Железы млекопитающих. | Называть системы органов, органы и их функции. Распознавать представителей класса Млекопитающие. Объяснять происхождение млекопитающих. | Стр. 227-231читать, пересказывать. Раб.тетр.№175-179 | | |
64 | Внутреннее строение млекопитающих. | КПЗУН | Системы внутренних органов млекопитающих. Усложнение строения и функций нервной системы. Особенности кровеносной. Пищеварительной, выделительной и дыхательной систем. Особенности обмена веществ. | Распознавать и описывать органы и системы органов млекопитающих. Выделять особенности строения млекопитающих. | Стр. 232-237 читать, пересказывать. Раб.тетр.№180-188 Мини-проекты | Лабораторная работа №15 «Строение скелета млекопитающих». | |
65 | Размножение и развитие млекопитающих. | К | Строение органов размножения. Вскармливание детенышей молоком. Особенности развития. Внутреннее развитие. | Называть и описывать органы размножения. Описывать развитие детеныша млекопитающих. Объяснять особенности развития млекопитающих. | Стр. 238-240читать, пересказывать. Раб.тетр.№189-191 Мини-проекты | | |
66 | Многообразие млекопитающих. | К | Признаки отряда. Значение в природе и в жизни человека. Меры по охране млекопитающих. | Определять принадлежность млекопитающих к отрядам. Выявлять приспособления млекопитающих к среде обитания, образу жизни. | Стр. 240-246 читать, пересказывать. Раб.тетр. тест стр.137 Подготовиться к контрольной работе. Мини-проекты | Практическая работа №11 «Определение принадлежности животных к определенной систематической группе (классификация) Млекопитающие Красной книги ХМАО (10 мин) | |
67 | Контрольная работа №2 по теме « Царство Животные». | КОКЗ | | Выполнять задания, соответствующие требованиям к уровню подготовки | Творческие задания | | |
РАЗДЕЛ 5. ЦАРСТВО ВИРУСЫ (2 часа) |
68 | Общая характеристика вирусов. | К | Строение вируса. Взаимодействие вируса и клетки. | Распознавать и описывать строение вируса. Выделять особенности жизнедеятельности вирусов. | Стр.250-252читать, пересказыв Раб.тетр.№198-201 Минипроекты | | |
69 | Значение вирусов | К | Значение вирусов. Вирусные заболевания. Меры профилактики. | Объяснять роль вирусов в жизни человека. Характеризовать меры профилактики вирусных заболеваний | Раб.тетр.№202-204 | | |
70 | Многообразие живых организмов. (урок – игра «Путешествие по флоре и фауне Югры» | УОСЗ | Многообразие живых организмов - результат эволюции. | Объяснять родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных. | . | Флора и фауна природных сообществ (40мин) | |