СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование для 9 класс по УМК Н. И. Сонина, линейный курс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, примерной программы по биологии.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование для 9 класс по УМК Н. И. Сонина, линейный курс»

п/п

Тема раздела, главы

урока

Кол-во

час-ов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Домашнее задание

Лаборатор. и практич. работы.

Региональный компонент


Дата

Глава 1. Введение. Многообразие живого мира (2 ч.)

1.

Инструктаж по охране труда. Введение. Биология – наука о жизни

1

Биология,

биологические нау­ки


Знать определения понятий; практическое применение достижений современной био­логии; биологические науки. Характеризовать биологию как комплексную науку. Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельно­сти людей

С.3-6



2.

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов

1

Жизнь, открытая система,

наследственность,

изменчивость,

упорядоченность, постепенность, последовательность

Знать определения понятий; свойства живого. Уметь различать процессы обмена у живых организмов и в неживой природе; выделять особенности развития живых организмов

С.7-11



Раздел 1. Структурная организация живых организмов – 11 ч.


Глава 2. Химическая организация клетки (2 ч.)


3.

Неорганические вещества, входящие в состав клетки


1

Микро- и макроэлементы,

неорганические и органи­ческие вещества, вода, минеральные соли


Знать определения поня­тий; макро- и микроэлементы. Называть неорганические ве­щества клетки.

Характеризовать: биологическое значение мак­ро- и микроэлементов;

роль воды; биологическое значение со­лей неорганических кислот

С. 14--17



4.

Органические вещества, входящие в состав клетки

1

Белки, глобула, гормоны, ферменты, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты, нуклеотид



Знать определения поня­тий; пространственную структуру белка, функции белков. Приводить примеры белков, выполняющих различные функ­ции. Объяснять: причины многообразия функ­ций белков; почему белки редко исполь­зуются в качестве источника энергии

С. 17-22



Глава 3. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (2ч.)

5.

Пластический обмен. Биосинтез белков


1

Ген, триплет, кодон, код генетический, транскрипция, антикодон, трансляция, избыточность, специифичность, универсальность генетического ко­да. Принцип комплементарности

Знать определения поня­тий; называть свойства генетического кода; роль и-РНК,

т-РНК в биосин­тезе белка. Объяснять сущность генети­ческого кода, транс­крипции, трансляции. Описывать процесс биосинте­за белка по схеме

С. 23-27



6.

Энергетический обмен

1

Гликолиз, брожение

дыхание, биологическое окисление, этапы энергетического обмена

Знать определения поня­тий. Перечислять этапы диссими­ляции. Называть: вещества - источники энер­гии; продукты реакций этапов об­мена веществ; локализацию в клетке этапов энергетического обмена. Описывать строение и роль АТФ в обмене веществ. Характеризовать этапы энергетического обмена

С. 27-31



Глава 4. Строение и функции клеток ( 7 ч.)


7.

Прокариотическая клетка




1

Прокариоты, кольцевая ДНК, мелкие рибосомы, органоиды дви­жения


Знать определения поня­тий. Узнавать и различать по не­мому рисунку клетки прокариот и эукариот, структурные компоненты прокариотической клетки. Описывать по таблице строение клеток прокариот; механизм процесса спорооб­разования у бактерий. Объяснять значение спор для жизни бактерий

С.31-35



8.

Эукариотическая клетка

1

Органоиды, цитоплазма,

цитоскелет, включения, клеточная мембрана, рибосомы, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды

Распознавать и описывать на таблицах части и органоиды клеток эукариот. Называть: способы проникновения ве­ществ в клетку; функции органоидов, включений.

Характеризовать органоиды клеток эукариот по строению и выполняемым функциям

С. 35-42



9.

Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа № 1 «Изучение строения растительной и животной клетки под мик­роскопом».

1

Эукариотические клетки растений, животных.

Распознавать и описывать на таблицах части и органоиды клеток растений и животных. Работать с микроскопом, изготовлять простейшие микропрепа­раты. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описы­вать особенности клеток рас­тений и животных. Сравнивать: строение клеток растений, животных и делать вывод на основе сравнения

С . 35-42

(повторить)

Лабораторная работа № 1 «Изучение строения растительной и животной клетки под мик­роскопом».


10.

Эукариотическая клетка. Ядро

1

Хромосомы, кариотип,

соматические клетки,

гаплоидный набор хромосом, диплоидный набор хромосом, ядерная оболочка, кариоплазма, хроматин, ядрышко

Узнавать и описывать по немому рисунку структурные компоненты ядра. Устанавливать взаимосвязь

между особенностями строения и функций ядра

С. 42-46



11.

Деление клеток

1

Митотический цикл, митоз,

интерфаза, редупликация, хроматиды, размножение

Знать определения поня­тий. Называть: процессы, составляющие жизненный цикл клетки; фазы митотического цикла. Описывать процессы, происходящие в различных фазах митоза. Объяснять биологическое значение митоза

С. 46-51



12.

Клеточная теория строения организмов

1

Цитология, основные положения клеточной теории Т. Шванна, М.Шлейдена

Приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение. Называть жизненные свойства клетки; положения клеточной теории. Узнавать клетки различных организмов. Объяснять общность происхождения растений и животных. Доказывать, что клетка – живая структура

С. 51-53

С.14-50 (повторить)



13.

Повторение и обобщение темы «Структурная организация живых организмов».

1

Задания в форме ЕГЭ

Обобщить и систематизировать знания учащихся, проверить качество усвоения знаний по теме «Структурная организация живых организмов».




Раздел 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов – 4 ч.


Глава 5. Размножение организмов (2 ч.)


14.

Бесполое размножение

1

Размножение бесполое, вегетативное, гаметы, гермафродиты, клетки, митоз, почкование, спорообразование

Знать определения поня­тий. Называть основные формы размноже­ния; виды полового и беспо­лого размножения; способы вегетативного раз­множения растений.

Приводить примеры расте­ний и животных с различными формами и видами размножения

Характеризовать сущность полового и бесполого размно­жения. Объяснять биологическое значение бесполого размноже­ния

С. 55-59



15.

Половое размножение. Гаметогенез

1

Оплодотворение, гаметогенез, мейоз, конъюгация, перекрест хромосом, гаметы,

осеменение, оплодо­творение

Знать определения поня­тий; строение половых кле­ток. Уметь сравнивать мужские и женские половые клетки, бесполое и половое размножение; работать с учебной и научно-популярной литературой. Объяснять: биологическое значение по­лового размножения; сущность и биологическое значение оплодотворения; причины наследственности и изменчивости

С. 60-65



Глава 6. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (2 ч.)


16.

Эмбриональный период развития

1

Онтогенез, эмбриогенез,

Дробление, гаструляция, органо­генез

Знать определения поня­тий. Характеризовать сущность эмбрионального периода развития организмов; рост организма. Анализировать и оцени­вать: воздействие факторов среды на эмбриональное раз­витие организмов; факторы риска, воздействую­щие на здоровье. Использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания).

С. 66-71



17.

Постэмбриональный период развития

1

Постэмбриональный период, прямое и непрямое развитие, полный и неполный метаморфоз, старение

Знать виды постэмбрионального развития. Приводить примеры живот­ных с прямым и непрямым постэмбриональным развитием.

Характеризовать сущность постэмбрионального периода развития организмов. Объяснять значение метаморфоза

С. 71-75



Раздел 3. Наследственность и изменчивость организмов15 ч.


Глава 7. Закономерности наследственных признаков (8 ч.)


18.

Основные понятия генетики

1

Генетика, ген, аллельные гены, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип, чистые линии, моногибридное скрещивание

Знать определения поня­тий. Называть

признаки генов и хро­мосом. Характеризовать

сущность биологических процессов

на­следственности и изменчиво­сти. Объяснять роль генетики в формирова­нии современной естественно­научной картины мира, в практической деятельности людей. Объяснять значение гибридо­логического метода Г.Менделя

С.78-80



19.

Гибридологический метод изучения насле-дования признаков Г.Менделя

1

С. 80-81



20.

Первый закон Менделя

1

Гомозигота, гетерозигота, доминантный и рецессивный признаки, моногибридное скрещивание, неполное доминирование.

Знать определения поня­тий. Описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания; механизм

неполного домини­рования. Анализировать содержание схемы наследования при моно­гибридном скрещивании. Составлять: схему

моногибридного скре­щивания;

С. 82-85



21.

Второй закон Менделя. Закон чистоты гамет.

1

Цитологические основы законо­мерностей наследования, закон чистоты гамет.

Знать определения поня­тий. Уметь составлять схемы скрещивания, решать простейшие генетические задачи.


С. 85-87



22.

Дигибридное скрещивание. Анализирующее скрещивание.

1

Дигибридное скрещивание. Полигибридное скрещивание ,анализирующее скрещива-ние.


Описывать механизм прояв­ления закономерностей дигиб­ридного скрещивания. Называть условия закона не­зависимого наследования.

Составлять и анализировать схему дигибридного скрещи­вания, схему анализирующего скре­щивания.

С. 88--92



23.

Сцепленное наследование генов

1

Сцепленные гены


Знать определения поня­тий. Уметь определять количество групп сцепления. Анализировать процессы, нарушающие сцепление генов.

С. 93-95



24.

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом

1

Гетерогаметный пол Гомогаметный пол Половые хромосомы


Знать определения поня­тий. Называть: типы хромосом в генотипе; число аутосом и половых хромосом у человека и у дрозофилы. Приводить примеры и объяснять причины наслед­ственных заболеваний

человека

С. 96-99



25.

Инструктаж по ТБ.

Практ. работа №1 «Решение генетических задач и составление родословных»

1

Законы наследования признаков

Объяснять: механизмы передачи призна­ков и свойств из поколения в поколение; возникновение отличий от родительских форм у потомков. Решать простейшие генетиче­ские задачи


Практ. работа №1 «Решение генетических задач и составление родословных»


Глава 8. Закономерности изменчивости (4 ч.)


26.

Наследственная (генотипическая) изменчивость

1

Геном, изменчивость, мутаген, полиплоидия, мутации: генные, хромосом­ные, геномные.

Комбинативная изменчивость


Знать определения поня­тий; биологическую роль хромо­сом; основные формы изменчиво­сти; виды наследственной измен­чивости. Различать наследственную и ненаследственную изменчи­вость. Приводить примеры генных, хромосомных и геномных мута­ций. Характеризовать значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Использовать средства Ин­тернета для поиска биологиче­ской информации о наследст­венных заболеваниях, вызван­ных мутациями, и мерах их профилактики

С. 100-104



27.

Фенотипическая изменчивость

1

Модификация, норма реакции


Знать определения поня­тий; примеры

ненаследственной изменчивости (модификаций). Уметь определять зависимости проявления нор­мы реакции от условий окру­жающей среды. Объяснять различие феноти­пов растений, размножающихся вегетативно.

С. 105-108



28.

Инструктаж по ТБ. Лаб. работа 2 «Изучение изменчивости. Построение вариационных рядов»

1

Изменчивость, вариационные ряды, вариационная кривая

Выявлять и описывать раз­ные формы изменчивости орга­низмов (наследственную и ненаследственную)

С. 14-107 (повторить)

Лаб. работа 2 «Изучение изменчивости. Построение вариационных рядов»


29.

Контрольный срез №1

1

Задания в форме ЕГЭ

Обобщить и систематизировать знания учащихся, проверить качество усвоения знаний по темам: « Структурная организация живых организмов», «Размножение и индивидуальное развитие организмов», «Закономерности наследственности и изменчивости организмов».




Глава 9. Селекция растений, животных и микроорганизмов (3 ч.)


30.

Центры многообразия и происхождения культурных растений

1

Селекция, порода, сорт, закон гомологических рядов наследственной изменчивости

Знать практическое зна­чение генетики. Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком. Объяснять: роль уче­ния Н.И.Вавилова для разви­тия селекции, причину совпадения центров многообразия культурных рас­тений с местами расположения древних цивилизаций; значение для селекционной работы закона гомологических рядов; роль биологии в практиче­ской деятельности людей и са­мого ученика

С. 108-111



31.

Методы селекции растений и животных

1

Гетерозис, гибридизация, мутагенез, порода, сорт

мас­совый и индивидуальный отбор

Знать определения поня­тий; методы селекции растений и животных. Приводить примеры пород животных и сортов культурных растений. Характеризовать методы селекции растений и животных

С. 111-115



32.

Селекция микроорганизмов

1

Биотехнология, штамм

микробиологический синтез.

Знать определения поня­тий. Приводить примеры исполь­зования микроорганизмов в микробиологической промыш­ленности. Объяснять роль биологии в практической деятельности лю­дей и самого ученика. Анализировать и оценивать значение генетики для развития сельскохозяйственного произ­водства, медицинской, микро­биологической и других отрас­лей промышленности

С. 116-118



Раздел 4. «Эволюция живого мира на Земле» (22ч.).

Глава 10. Развитие биологии в додарвиновский период (2 ч.)

33.

Становление систематики

1

Таксон, система, иерархия

бинарная номенклатура, уровни организации живой при­роды, царства жи­вой природы. Видовое разнообразие

Знать определения понятий; уровни организации жизни и эле­менты, образующие уровень; основные царства живой приро­ды; основные таксономические еди­ницы.

Характеризовать естественную систему классификации живых ор­ганизмов. Определять принадлежность биологических объектов к опреде­ленной систематической группе

С. 121-124



34.

Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка

1

Теория

Знать определения понятий. Уметь работать с учебной и научно-популярной литературой

С. 125-127



Глава 11. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (3 ч.)

35.

Предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина

1

Эволюция

Знать определения понятий; выявлять и описывать пред­посылки учения Ч.Дарвина. Приводить примеры научных фактов, которые были собраны Ч. Дарвином

С. 128-131



36.

Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе

1

Эволюция, искусственный отбор, порода, сорт


Объяснять причину многооб­разия домашних животных и культурных растений

С131-134



37.

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе

1

Наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор, внутривидовая и межвидо­вая, борьба с неблагоприятны­ми физическими условиями

Давать определения поня­тиям. Называть: основные положения эволю­ционного учения Ч.Дарвина; движущие силы эволюции; формы борьбы за существо­вание.

Характеризовать сущность борьбы за существование; формы борьбы за существование

С. 135-140



Глава 12. Современные представления об эволюции. Микроэволюция и макроэволюция (5ч.)

38.

Вид, его критерии и структура

1

Вид, виды-двойники, ареал, критерии вида: морфологиче­ский, физиологический, генетический, экологический, геогра­фический, исторический

Приводить примеры видов животных и растений. Перечислять критерии вида. Характеризовать критерии вида.

Доказывать необходимость совокупности критериев для со­хранения целостности и единст­ва вида

С. 141-143



39.

Элементарные эволюционные факторы

1

Популяция, мутация, популяционные волны, изоляция, естественный отбор.


Называть признаки популяций. Приводить примеры практи­ческого значения изучения по­пуляций. Отличать понятия вид и популяция. Преобразовывать текст учеб­ника в графическую модель популяционной структуры вида. Объяснять причины генетических различий различных популяций одного вида.

С. 144-147



40.

Формы естественного отбора

1

Движущий отбор, стабилизирующий отбор, половой диморфизм, половой отбор.

Характеризовать формы и механизм естественного отбора; давать определение понятия «естественный отбор»

С. 148-152



41.

Главные направления эволюции

1

Биологический прогресс, биологический регресс, макроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация


Знать определения поня­тий. Называть и раскрывать сущность эволюционных направлений. Приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций. Различать понятия микроэволюция и макроэволюция.

Объяснять сущность биологического процесса эволюции на совре­менном уровне

С. 154-159



42.

Типы эволюционных изменений.

1

Дивергенция

Конвергенция

Знать определения поня­тий. Иметь представление о закономерностях биологической эволюции

С. 160-164



Глава 13. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат эволюции (4ч.)

43.




Приспособительные особенности строения и поведения животных

1

Покровительственная окраска, предупреждающая окраска, мимикрия, приспособительное поведение.

Характеризовать структурно-функциональную организацию животных, растений, грибов и микроорганизмов как приспособление к условиям существования. Приводить примеры различных приспособлений типовых организмов к условиям среды.

С. 166-174



44.

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 3. «Изучение приспособленности организмов к среде обитания».

1

Адаптация

Приспособленность

Объяснять относительный характер приспособлений и приводить примеры относительности адаптаций.

С. 166-174

(повторить)

Лабораторная работа № 3. «Изучение приспособленности организмов к среде обитания».


45.

Забота о потомстве.

1

Охрана потомства

Давать оценку типичного поведения животных и заботе о потомстве как приспособлениям, обеспечивающим успех в борьбе за существование.

С. 175-179



46.

Физиологические адаптации

1

Физиологические адаптация


Выявлять и описывать раз­ные способы приспособленно­сти живых организмов к среде обитания. Выявлять относительность приспособленности

С. 180-183



Глава 14. Возникновение жизни на Земле (2 ч.)

47.

Современные представления о возникновении жизни

1

Гипотеза, коацерваты,

пробионты, абиогенез

Знать определения поня­тий. Называть этапы развития жизни. Характеризовать основные представления о возникновении жизни. Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира

С. 184-186



48.

Начальные этапы развития жизни

1

Автотрофы, гетеротрофы палеонтология, прокариоты

эукариоты, химиче­ская эволюция, биологическая эволюция

Знать определения поня­тий. Описывать начальные этапы биологической эволюции.

Называть сущ­ность гипотез образования эукариотической клетки. Объяснять взаимо-связи орга­низмов и окружающей среды

С. 187-190



Глава 15. Развитие жизни на Земле ( 6ч.)

49.

Жизнь в архейскую и протерозойскую эры

1

Ароморфоз, фотосинтез,

половой процесс, идиоадаптация

Знать определения поня­тий. Приводить примеры растений и животных, существовавших в протерозое; ароморфозов у растений и животных в протерозое

С. 191-194



50.

Жизнь в палеозойскую эру

1

Ароморфоз, идиоадаптации


Знать определения поня­тий. Приводить примеры растений и животных, существовавших в па­леозое; ароморфозов у растений и животных в па­леозое. Называть приспособления растений и животных в связи с выходом на сушу

С. 195-202



51.

Жизнь в мезозойскую эру

1

Ароморфоз, идиоадаптации

Знать определения поня­тий. Приводить примеры растений и животных, существовавших в мезозое; ароморфозов у растений и животных в мезозое

С. 203-206



52.

Жизнь в кайнозойскую эру. Тестирование

1

Ароморфоз, идиоадаптации

Знать определения поня­тий. Приводить примеры растений и животных, существовавших в кайнозое; ароморфозов у растений и животных в кайнозое

С. 206-208



53.

Происхождение человека

1

Антропология, антропогенез, движущие силы антропогенеза

раса

Знать определения поня­тий; факторы (дви­жущие силы) антропогенеза. Объяснять место и роль человека в при­роде; родство человека с млекопи­тающими; родство, общность происхож­дения и эволюцию человека. Характеризовать стадии развития человека. Доказывать единство челове­ческих рас. Проводить самостоятель­ный поиск биологической информации по проблеме происхождения и эволюции че­ловека

С. 209-216

С. 121 – 208

повторить)



54.

Повторение и обобщение темы «Эволюция живого мира на Земле».

1

Задания в форме ЕГЭ

Обобщить и систематизировать знания учащихся, проверить качество усвоения знаний по теме «Эволюция живого мира на Земле».




Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии – 14 ч. (12+2 Р.В.)


Глава 16. Биосфера, ее структуры и функции. (8 ч.)


55

Структура биосферы

1

Биосфера, экосисте­ма. Компонен­ты и свойства биосферы

Знать определения поня­тий; признаки биосферы; структурные компоненты и свойства биосферы. Характеризовать живое ве­щество, биокосное и косное вещество биосферы. Объяснять роль биологиче­ского разнообразия в сохране­нии биосферы. Анализировать содержание рисунка и определять границы биосферы

С. 220-223



56

Круговорот веществ в природе

1

Биогеохимические циклы, биогенные элементы, гумус, микроэлементы, фильтрация, трофический уровень, почвообразование

Называть вещества, исполь­зуемые организмами в процес­се жизнедеятельности. Описывать: биохимические циклы воды, углерода, азота, фосфора; проявление физико-химического воздействия орга­низмов на среду. Объяснять значение кругово­рота веществ в экосистеме. Характеризовать сущность круговорота ве­ществ и превращения энергии в экосистемах; роль живых организмов в жизни планеты и обеспечении устойчивости биосферы

С. 224-228



57

История формирования сообществ живых организмов

1

Биомы, флора, фауна


Знать основные факторы, влияющие на процесс формирования сообществ живых организмов. Уметь объяснять эти влияния, приводить конкретные примеры

С. 229-231



58

Биогеоценозы и биоценозы

1

Биогеоценоз, биоценоз, биомасса, популяция


Знать определения поня­тий; компоненты биогеоценоза; признаки популяции; показатели структуры популя­ций (численность, плотность, соотношение групп по полу и возрасту); признаки и свойства экоси­стемы. Характеризовать: структуру наземных и водных экосистем; роль производителей, потребителей, разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Объяснять причины устойчи­вости экосистемы

С. 232--233



59

Абиотические факторы среды

1

Абиотические, биотические, антропогенный факторы


Знать определения поня­тий. Приводить примеры абиотических факторов, их многообразие. Уметь объяснять их влияние и значение в природе

С. 234-239



60

Интенсивность действия факторов среды

1

Оптимум, предел выносливости организма, ограничивающий фактор


Знать определения поня­тий. Уметь объяснять зависимость результата действия экологического фактора от его интенсивности; уметь приводить примеры

С. 240--242



61

Биотические факторы среды. Типы связей между организмами в биоценозе.

1

Конкуренция, хищничество, симбиоз,

паразитизм

Знать определения поня­тий. Называть типы взаимодейст­вия организмов. Приводить примеры разных типов взаимодействия организмов. Определять и характеризовать отдельные формы взаимоотношений.

С. 243-249



62

Биотические факторы среды. Взаимоотношения между организмами.

1

Нейтрализм, симбиоз,

антибиоз, нахлебничество, квартиранство, хищничество, паразитизм


Знать определения поня­тий. Иметь представление о многообразии различных форм межвидовых взаимоотношений.

Уметь объяснять многообразие межвидовых взаимоотношений, приводить примеры

С. 250-270



Глава 17. Биосфера и человек ( 4 ч. +2ч. Р. В.)


63

Природные ресурсы и их использование

1

Биосфера, ноосфера, антропогенный фактор.

экологический кризис

Знать определения поня­тий. Иметь представление об учении В.И.Вернадского о ноосфере. Уметь объяснять место и роль человека в биосфере; характеризовать природные ресурсы; приводить примеры их использования

С. 271-276



64

Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды

1

Загрязнение воздуха,

пресных вод, Мирово­го океана, антропогенное изменение почвы, радиоактивное загрязнение

Называть антропогенные факторы воздействия на био­ценозы. Анализировать и оцени­вать последствия деятельности человека в экосистемах; собственных поступ­ков на живые организмы и экосистемы; роль биологического разнообразия в сохранении биосфе­ры. Объяснять необходимость защиты окружающей среды. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для соблюдения правил пове­дения в окружающей среде

С. 277-283



65

Охрана природы и основы рационального природопользования

1

Рациональное природопользование,

экологические проблемы, парнико­вый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, «озоновые дыры»

Называть современные глобальные эко­логические проблемы; антропогенные факторы, вы­зывающие экологические про­блемы. Анализировать и оцени­вать:

деятельности человека в экосистемах;

влияние собственных поступ­ков на живые организмы и экосистемы

С. 285-288

С.7-283 (повторить)



66

Итоговая контрольная работа

1

Задания в форме ЕГЭ

Обобщить и систематизировать знания учащихся, проверить качество усвоения знаний по темам: «Эволюция живого мира на Земле», «Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии».




67-68

Резервное время

2