СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование дополнительной образовательной программы «Уроки милосердия» 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование дополнительной образовательной программы «Уроки милосердия» для 1 класса

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование дополнительной образовательной программы «Уроки милосердия» 1 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новолядинская средняя общеобразовательная школа»









Календарно-тематическое планирование

дополнительной образовательной программы

«Уроки милосердия»







Составитель: Зубова Галина Дмитриевна,

учитель начальных классов



р.п. Новая Ляда


2014-2015г.

Пояснительная записка


Наставь юношу при начале пути его:

он не уклонится от него, когда и состареет.

(Притч. 22,6)

Актуальность.

Введение учебного курса «Уроки милосердия» в 1-3 классах на начальной ступени образования гармонично дополняет содержание образовательной области ФГОС « Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Культура России исторически формировалась под воздействием православия, и все её сферы глубоко связаны с ним, поэтому православная культура – одна из важнейших областей социально-гуманитарного знания. Являясь исторически ядром традиционной российской культуры, православие тесно связано с национальными культурами не только русского, но и многих других народов России в их историческом развитии и современном состоянии. Без знания основ православной культуры адекватное освоение ценностей российской культуры, особенно гуманитарных, невозможно, а приобщение к ним затруднено. Это обусловливает познавательную значимость православной культуры для всех учащихся российской школы вне зависимости от их отношения к православной религии и Церкви, мировоззренческого, этнического или конфессионального самоопределения их самих или их родителей.

Духовно-нравственный компонент необходим для развития личности, воспитания нравственных качеств и создаёт реальные психологические условия для формирования социальной адаптации: развития социальных умений и навыков поведения, устойчивых позитивных межличностных отношений и нравственных качеств личности ребёнка, которые в полной мере определяют внутренний мир ребёнка.

Общеизвестно, что нельзя воспитывать нравственность без включения в деятельность. Только через личный опыт человек может постигать суть человеческих ценностей, взаимоотношений, норм и правил. Предмет «Уроки милосердия» воздействует на личность ребёнка посредством православной литературы. Православная художественная литература – богатый источник переживаний, позволяет детям, в процессе анализа ситуации, приобретать знания о нормах поведения православного человека, о вариантах решения нравственных задач, способствует мыслительно-эмоциональному «переносу» ребёнка в ситуацию, описываемую в произведении, помогает идентифицировать себя со святым или героем произведения. Как правильно указывал А. Н. Толстой, положительный герой детской книги призван оказывать большое воспитывающее воздействие на детей: «поведение героя... должно возбуждать одобрение, восхищение, подражание». Сопоставление положительных и отрицательных образов, моральная оценка их поведения помогает глубже осмыслить раскрываемую ими нравственную идею и, следовательно, усиливает их воспитательное воздействие на детей. Художественные образы заставляют одних ребят почувствовать отрицательные стороны своего поведения, других - укрепиться на своих правильных нравственных позициях. Важно связывать художественные образы с различными моментами детской жизни, к случаю напомнить их детям, подсказать иногда правильное решение вопроса, связанного с моральными проявлениями детей, опираясь на аналогичные факты из литературного произведения.

В учебном пособии представлены следующие жанры художественной литературы: рассказы, стихи, пословицы, сказки, притчи, жития святых людей.

В программе «Уроков милосердия» предусмотрено знакомство с главными православными праздниками на материале произведений Шмелёва, Салтыкова - Щедрина, Пушкина, Плещеева и других писателей и поэтов.

«Уроки милосердия» - это интегрированный курс, который включает в себя не только литературное, но и художественно-эстетическое творчество и музыкальное искусство. Поэтому виды деятельности на уроках самые разнообразные. Это: работа с произведением, репродукциями картин, прикладное творчество, лепка, рисование, раскрашивание рисунков. Там, где целесообразно и вытекает из хода занятия - применяется проектная деятельность и коллективное творческое дело.

Очень важно при знакомстве детей с произведениями литературы и изобразительного искусства, вводящими детей в мир высоких духовно-нравственных образов, делать это в эмоционально привлекательной, понятной форме. Поэтому важную роль на занятиях играет её музыкальная часть. Во время выполнения ручного труда и рисования фрагменты музыкальных произведений могут служить музыкальным фоном.

При изучении курса «Уроки милосердия» очень важно помочь ребёнку ощутить глубокую личную причастность к великим ценностям Православия, которые были созданы нашим народом и его государством, предками, законными наследниками которых и являются современные дети: на них лежит ответственность за сохранение и развитие этой величайшей в истории человечества культуры. В связи с чем, очевидно, что в деле духовно-нравственного воспитания ребёнка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей, которая рассматривается как малая Церковь. Постепенное включение родителей в активное воспитание своих детей на «Уроках милосердия» идёт от принятия детских работ в виде подарков до подготовки общих детско-родительских спектаклей, праздников и участия в семейных поездках и экскурсиях, активного участия в благотворительных акциях, концертах, оказании помощи детским домам, ветеранам и участникам Великой Отечественной войны, вдовам погибших.

Особенности и целесообразность программы.

Программа «Уроки милосердия» рассчитана на детей 6 – 10 лет. Количество обучающихся в группе 15 человек. Срок реализации программы три года, на занятия отводится один час в неделю.

Цель: формирование на основе знакомства с православной культурой высоких ценностных отношений к духовному историческому и культурному национальному наследию и воспитания качеств, отличавших русский характер: доброту, открытость, трудолюбие, патриотизм, сострадание, милосердие, благородство.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Планируемые результаты освоения программы «Уроков милосердия» обучающимися 1 класса представлены на двух уровнях – личностном и метапредметном.

В результате освоения предметного содержания по «Урокам милосердия» у обучающихся, оканчивающих 1 год обучения, формируются учебные действия:

ЛИЧНОСТНЫЕ

У обучающихся будут сформированы:

  • чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

У обучающихся могут быть сформированы:

  • уважительное отношение к созидательной деятельности человека на благо семьи, окружающего мира;

  • установка на здоровый образ жизни и её реализация в своём поведении.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

  • составлять план выполнения задач, решения проблем творческого характера, выполнения проекта совместно с учителем;

  • в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;

  • осваивать способы решения проблем творческого характера.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

  • ориентироваться в учебных пособиях (система обозначений, структура текста, словарь, содержание);

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя материалы учебника (под руководством учителя);

  • понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков;

  • сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;

  • группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

получат возможность научиться:

  • сопоставлять информацию, представленную в разных видах;

  • выбирать задание из предложенных, основываясь на своих интересах.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

  • осознавать ценность семьи, человеческой жизни

  • анализировать и оценивать поведение и поступки людей

  • соблюдать правила нравственных взаимоотношений в коллективе, свободно общаться в типовых ситуациях повседневности

Контроль и оценка деятельности обучающихся осуществляется с помощью творческих заданий, проектов и проверочных работ обучающего или контролирующего характера. Характер заданий для проверки умений, навыков, знаний терминов, доступен для учащихся и построен на пройденном и отработанном материале. Предлагаемые задания имеют целью обеспечить необходимый уровень обратной связи для учителя, а также необходимый уровень мотивации дальнейшего изучения «Уроков милосердия» для учащихся, показывая им реальный уровень их достижений и определяя проблемные области.


Календарно – тематическое планирование на 2014-2015 уч. год

Занятия


Тема занятия


Кол-во часов


Тип занятия


Форма

контроля


Дата проведения


план

факт

1.

Родители и дети. Семья-это остров любви, послушания.

1

Устный журнал




2.

Родители и дети. Семья-это остров доверия и помощи друг другу.

1

Просмотр видеофильма




3.

Родители и дети. Семья-это остров заботы.

1

Беседа




4.

Родители и дети. Жадность – причина разлада в семье.

1

Беседа, просмотр видеофильма




5.

Родители и дети. Творческая работа: «Солнышко для мамы».

1

Практикум

Творческие работы



6.

Родители и дети. Лучше папы друга нет. Проект: «Подарок для папы».

1

Практикум

Творческие работы



7.

Дедушки, бабушки и внуки.

1

Беседа




8.

Дедушки, бабушки и внуки. Общие дела у дедушек и бабушек с внуками.

1

Устный журнал




9.

Дедушки, бабушки и внуки. Общие дела у дедушек и бабушек с внуками.

1

Деловая игра




10.

Дедушки, бабушки и внуки. Проект: «Панно из ткани: «Дача для дедушки и бабушки»».

1

Практикум

Творческие работы



11.

Братья и сёстры. Друзья. Причины ссор. Способы предотвращения ссор.

1

Практикум

Анализ ситуаций: как погасить вспыхнувшую ссору



12.

Братья и сёстры. Друзья. Братская любовь крепче каменных стен.

1

Беседа, просмотр видеофильма




13.

Братья и сёстры. Друзья. Утешение друга в болезни.

1

Беседа




14.

Братья и сёстры. Друзья. Добрые и некрасивые слова.

1

Деловая игра

Копилка добрых слов



15.

Братья и сёстры. Друзья. Спортивные игры.

1

Практикум

Игровая карусель



16.

Братья и сёстры. Друзья. Весёлые игры.

1

Практикум

Игровая карусель



17.

Братья и сёстры. Друзья. Проект: «Подарок другу».

1

Практикум

Творческие работы



18.

Рождество Христово. События праздника.

1

Устный журнал




19.

Рождество Христово. Традиции праздника.

1

Устный журнал




20.

Рождество Христово. Проект: «Рождественская мастерская».

1

Практикум

Творческие работы



21.

Светлая Пасха. Традиции праздника.

1

Устный журнал




22.

Светлая Пасха. Проект: «Пасхальная радость».

1

Практикум

Творческие работы



23.

Милосердие к больным, сиротам. Групповой проект: «Спешите делать добро». Подготовка благотворительного концерта.

1

Практикум

Концертные номера



24.

Милосердие к больным, сиротам. Групповой проект: «Спешите делать добро». Подготовка благотворительного концерта.

1

Практикум

Концертные номера



25.

Милосердие к больным, сиротам. Групповой проект: «Спешите делать добро». Подготовка благотворительного концерта.

1

Практикум

Концертные номера



26.

Милосердие к больным, сиротам. Благотворительный концерт.

1

Праздничное мероприятие

Концерт



27.

Наши маленькие друзья. Отношение к домашним животным.

1

Беседа




28.

Наши маленькие друзья. Бездомные животные.

1

Беседа




29.

Наши маленькие друзья. Проект: «Домик для моих питомцев».

1

Практикум

Творческие работы



30.

Наши маленькие друзья. Доброе отношение к птицам. Проект: «Кормушка».

1

Практикум

Презентация кормушек



31.

Наши маленькие друзья. Проект: «Домик для птиц».

1

Практикум

Выставка скворечников



32.

Наши маленькие друзья.

1

Занятие-экскурсия




33.

Наши маленькие друзья.

1

Просмотр видеофильма




34.

Наши маленькие друзья. Проект: «Я люблю природу». Забота о природе.

1

Практикум

Демонстрация достижений