СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование Формирорование элементарных математических представлений . Старшая группа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование Формирорование элементарных математических представлений . Старшая группа.»

Календарно-тематическое планирование на 2025-2026 учебный год

Группа №1 детей 5-6 лет комбинированной направленности



Вид деятельности­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­: Формирование элементарных математических представлений.

Воспитатели: Федюкина С. Г. , Панюкова Г. Г.



Дата/№ занятия

Тема

Задачи

Краткое содержание

источники

Сентябрь

1

Ознакомительное занятие

Воспитатель проводит дидактические игры с целью уточнения знаний детей в области математики.

1. Игровое упражнение «Сосчитай фигуры».

2. Игровое упражнение «Раскрась столько же»

3. Игровое упражнение «Когда это было?»

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений»

2

 Счет в пределах 5.

  • Закреплять навыки счета в пределах 5,

  • умение образовывать число 5 на основе сравнения двух групп  предметов.

  • Совершенствовать умение различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры.

I часть. Игровое упражнение «Мальвина учит Буратино».

II часть. Игровое упражнение «Сосчитай фигуры».

III часть. Игровое упражнение «Дорисуй недостающую фигуру».

IV часть. Игровое упражнение «Поможем Буратино разложить картинки».

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» Старшая гр. С.13

(3) 3

 «Сравнение двух предметов по длине и ширине».

  • Упражнять в счете и отсчитывании  предметов в пределах 5 с помощью различных анализаторов (на ощупь, на слух)

  • Закреплять умение сравнивать два предмета по двум параметрам величины (длина и ширина), результат сравнения обозначать соответствующими выражениями например: «Красная ленточка длиннее и шире зеленой ленточки, а зеленая ленточка короче и уже красной ленточки».

  • Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и определять его словами: вперед, назад, направо, налево.

I часть. Игровое упражнение «Отсчитай столько же»

II часть. Игровое упражнение «Раскрась столько же»

III часть. Игровое упражнение «Завяжем куклам бантики».

IV часть. Игровое упражнение «Правильно пойдешь, клад найдешь».

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.15

(4)4

 «Сравнение 5 предметов по длине».

  • Совершенствовать навыки счета в пределах 5, учить понимать независимость результата счета от качественных признаков предметов(цвета, формы и величины).

  • Упражнять в сравнении пяти предметов по длине, учить раскладывать  их в убывающем и  возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый длинный, короче, еще короче, самый короткий ( и наоборот).

  • Уточнить понимание слов вчера, сегодня, завтра.

I часть. Игровое упражнение «Поручение»

II часть. Игровое упражнение «Построим лесенку для матрешки»

III часть. Игровое упражнение «Когда это было?»

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.17

Октябрь

5 1

«Геометрические фигуры».

  • Учить составлять множество из разных элементов, выделять его части, объединять их в целое множество и устанавливать зависимость между целым множеством и его частями.

  • Закреплять представления о знакомых плоских геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (цвет, форма , величина).

  • Совершенствовать умение определять пространственное направление относительно себя: вперед, назад, слева, справа, сверху, внизу.

I часть. Игровое упражнение «Соберем игрушки для куклы».

II часть. Игровое упражнение «Не ошибись».

III часть. Эстафета «Кто быстрее».

IV часть Дидактическая игра «Веселый круг».

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.18

6 2

«Счет в пределах  6»

  • Учить считать  в пределах 6. Продолжать учить сравнивать до 6 предметов по длине.

  • Закреплять представления об объемных геометрических фигурах.

I часть. Игровое упражнение «Учись считать».

II часть. Аналогичные задания дети выполняют на двухполосных карточках

III часть. Игровое упражнение «Исправь ошибку».

IV часть Игровое упражнение «Не ошибись»

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.19

7 3

«Образование числа 7».

  • Учить считать в пределах 7, образование числа 7

  • Сравнение до 6 предметов по ширине.

  • Учить ориентироваться на местности относительно себя.

I часть. Игровое упражнение «Считаем дальше».

II часть. Аналогичные задания дети выполняют на двухполосных карточках.

III часть. Игровое упражнение «Разложи дощечки в ряд»

IV часть. Дидактическая игра «Кто где стоит»

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.21

8 4

 « Сравнение до 6 предметов по высоте».

  • Учить считать в пределах 6

  • Познакомить с порядковым значением числа 6.

  • Учить сравнивать до 6 предметов по высоте.

I часть. Игровая ситуация «Собираем урожай овощей».

II часть. Игровое упражнение «Посадим елочки в ряд».

III часть. Игровое упражнение «Разложи по порядку».

IV часть. Игровое упражнение с мячом «Назови соседей»

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.22

Ноябрь

9 1

 «Счет в пределах 8».

  • Учить считать в пределах 8. Упражнять в счете отсчете предметов  в пределах 7 по образцу.

  • Совершенствовать умение двигаться  в заданном направлении.

I часть. Игровое упражнение «Отсчитай столько же».

II часть. Работа с демонстрационным материалом.

III часть. Аналогичная работа проводится на раздаточном материале

IV часть. Игровое упражнение «Правильно пойдешь, клад найдешь».


И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.24

10 2

«Счет в пределах  9».

  • Учить считать в пределах 9. Закреплять представление о геометрических фигурах (Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

  • Продолжать определять свое местоположение среди  окружающих людей и предметов.

I часть. Игровая ситуация «Играем в школу».

II часть. Аналогичная работа выполняется на раздаточном материале.

III часть. Дидактическая игра «Найди предмет такой же формы»

IV часть. Игровое упражнение «Что где?»


И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.25

11 3

«Сравнение предметов по величине».

  • Познакомить с порядковым значением чисел 8 и 9.

  • Упражнять в сравнении предметов по величине (до 7 предметов).

  • Упражнять в умении находить отличия в изображении предметов.

I часть. Игровое упражнение «Считаем по порядку»

II часть. Игровое упражнение «Разложим бантики».

III часть. Игровое упражнение «Собираем бусы для куклы»

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.27

12 4

«Части суток».

  • Познакомить с образованием числа 10.

  • Закреплять представления о частях суток.

  • Совершенствовать представления  о треугольнике, его свойствах и видах.

I часть. Игровое упражнение «Считай дальше»

II часть. Игровое упражнение «Отсчитай фигуры»

III часть. Работа с раздаточным материалом

IV часть. Игровое упражнение «Составь сутки».

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.28

Декабрь

13 1

«Сравнение 8 предметов по высоте».

  • Совершенствовать навыки счета по образцу и на слух в пределах 10.

  • Закреплять умение сравнивать  8 предметов по высоте.

  • Упражнять в умении видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур.

I часть. Игровое упражнение «Считай дальше»

II часть. Игровое упражнение «Звуки леса».

III часть. Игровое упражнение «Расставь елочки в ряд»

IV часть. Игровое упражнение «Идем по следам»

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.29

14 2

«Четырехугольник».

  • Счет в пределах 10. Дать представления о четырехугольнике на основе квадрата и прямоугольника.

  • Закреплять умение определять пространственное направление  относительно другого лица

I часть. Игровое упражнение «Сравни фигуры».

II часть. Игровое упражнение «Найди четырехугольники».

III часть. Игра с кругами.

IV часть. Игровое упражнение «Не ошибись».

 И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.30

15 3

«Дни недели».

  • Закреплять представления о треугольниках и четырехугольниках, их свойствах и видах.

  • Совершенствовать навыки  счета в пределах 10.

  • Познакомить с названиями дней недели.

I часть. Игровое упражнение «Кто быстрее сосчитает»

II часть. Игровое упражнение «Сосчитай желуди».

III часть. Игровое упражнение «Дни недели».

IV часть. Дидактическая игра «Пифагор».

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.32

16 4

«Больше, меньше».

  • Учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10.

  • Продолжать учить определять направление движения, используя знаки – указатели направления движения.

  • Закреплять умение  последовательно называть дни недели.

I часть. Игровое упражнение «Строим лесенку»

II часть. Работа с раздаточным материалом

III часть. Подвижная игра «Дни недели, стройтесь».

IV часть. Дидактическая игра «Поможем зайчишке найти свою маму»

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.34

Январь

17 1

«Сравнение рядом стоящих чисел».

  • Продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10.

  • Развивать глазомер, умение находить предметы  одинаковой длины, равные образцу.

  • Развивать умение видеть и устанавливать  ряд закономерностей.

I часть. Игровое упражнение «Строим снежную крепость»

II часть. Игровое упражнение «Играем с льдинками».

III часть. Игровое упражнение «Найди пару лыж».

IV часть. Игра-эстафета «Кто быстрее разложит „льдинки“».

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.36

18 2

«Сравнение по ширине».

  • Продолжать учить понимать  отношение  между рядом стоящими числами 9 и 10.

  • Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой ширины.

  • Закреплять пространственные представления.

  • Упражнять в последовательном назывании дней недели.

I часть. Игровое упражнение «Отвечаем на вопросы Незнайки»

II часть. Игровое упражнение «Найдем шарфики для Незнайки и Карандаша»

III часть. Подвижная игра «Дни недели, стройтесь»

IV часть. Игровое упражнение «Поможем Незнайке найти вещи»


И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.39

19 3

«Ориентация на листе бумаги».

  • Учить составлять группы предметов по заданному числу.

  • Развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой высоты.

  • Учить ориентироваться на листе бумаги.

I часть. Игровое упражнение «Отсчитай столько же».

II часть. Работа с раздаточным материалом.

III часть. Игровое упражнение «Расположи правильно»

IV часть. Игровое упражнение «Рисуем узор».

V часть. Игровое упражнение «Найдем елочку такой же высоты».


И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.41

20 4

«Геометрические  фигуры».

  • Познакомить с количественным составом числа 3 из единиц.

  • Совершенствовать умение видеть  в окружающих предметах  форму знакомых  геометрических фигур.

  • Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги.

I часть. Игровое упражнение «Составим число».

II часть. Работа с раздаточным материалом.

III часть. Дидактическая игра «Найди предмет такой же формы»

IV часть. Игровое упражнение «Разложи снежинки правильно»

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.43

Февраль

21 1

«Ориентация на листе бумаге».

  • Познакомить с количественным составом чисел 3 и 4 из единиц.

  • Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги.

  • Закреплять умение последовательно называть дни недели.

I часть. Игровое упражнение «Составим число»

II часть. Работа с раздаточным материалом

III часть. Дидактическая игра «Запомни и повтори»

IV часть. Игровое упражнение «Назови день недели».

V часть. Игра «Живая неделя»

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.44

22 2

«Треугольник и четырехугольник».

  • Познакомить с количественным составом числа 5.

  • Совершенствовать представление о треугольниках и четырехугольниках.

  • Развивать умение обозначать в реи  положение предметов по отношению к другому и свое местоположение.

I часть. Игровое упражнение «Игра с веером».

II часть. Игровое упражнение «Составим число».

III часть. Дидактическая игра «Танграм».

IV часть. Игровое упражнение «Что где находится».

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.46

23 3

«Целое и часть».

  • Закреплять представление о составе числа 5 из единиц.

  • Формировать представление о том, что предмет можно  разделить на две  равные части.

  • Совершенствовать умение  сравнивать  9 предметов по ширине.

I часть. Игровое упражнение «Угостим гостью»

II часть. Игровое упражнение «Составим число».

III часть. Дидактическая игра «Я знаю 5 имен…»

IV часть. Игровое упражнение «Разложи полоски по порядку».

V часть. Игровое упражнение «Поставим столбики в ряд».

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.48

24 4

«Сравнение с помощью условной  меры».

  • Совершенствовать навыки счета в пределах 10.

  • Учить делить предмет на две равные части.

  • Учить сравнивать  два предмета по длине с помощью условной меры.

I часть. Игровое упражнение «Завяжем кукле бантики».

II часть. Игровое упражнение «Салфетки для кукол».

III часть. Дидактическая игра «Геометрическое лото».

IV часть. Подвижная игра «Автомобили и гаражи».


И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.49

март

25 1

«Ориентация в окружающем пространстве относительно себя».

  • Закрепить представление о порядковом значении чисел первого десятка и составе  числа из единиц в пределах 10 .

  • Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя.

  • Совершенствовать умение  сравнивать  до 10  предметов по длине.

I часть. Игровое упражнение «Кто быстрее составит число».

II часть. Игровое упражнение «Составим число».

III часть. Дидактическая игра «Кто ушел».

IV часть. Игровое упражнение «Расскажи о длине полосок»

V часть. Игровое упражнение «Где лежит предмет»

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.51

26 2

.«Деление круга».

  • Продолжать учить делить круг на 2 равные части.

  • Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине с помощью условной меры. Закреплять умение последовательно называть дни недели.

I часть. Игровое упражнение «Строим дорогу для машины»

II часть. Игровое упражнение «Игрушки для котенка»

III часть. Подвижная игра «Живая неделя».

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.53

27 3

«Деление квадрата».

  • Учить делить квадрат на 2 равные части.

  • Совершенствовать навыки счета в пределах 10.

  • Развивать представление о том, что результат счета не зависит от его  направления.

I часть. Игровое упражнение «Строим лодочки»

III часть. Игровое упражнение «Кораблики уходят в море».

IV часть. Игровое упражнение «Маршрут корабликов».


И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.55

28 4

«Деление круга на 4 части».

  • Продолжать знакомить с делением круга на 4 равные части.

  • Развивать представление о независимости числа от цвета и пространственного расположения предметов.

  • Совершенствовать представления о треугольниках четырехугольниках.

I часть. Игровое упражнение «Раздели круг на части».

II часть. Игровое упражнение «Раздели круг и покажи его части».

III часть. Игровое упражнение «Определи сколько».

IV часть. Подвижная игра «Найди свой аэродром».

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.56

апрель

29 1

«Деление квадрата на 4 части».

  • Продолжать знакомить с делением квадрата на 4 равные части.

  • Продолжать сравнивать предметы по высоте с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов.

I часть. Игровое упражнение «Раздели квадрат на части»

II часть. Игровое упражнение «Раздели квадрат, и покажи его части».

III часть. Игровое упражнение «Построим ворота для машины».

IV часть. Дидактическая игра «Запомни и повтори»

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.56

30 2

«Ориентация на бумаге».

  • Совершенствовать навыки счета в пределах 10.

  • Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.

  • Продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах  форму знакомых геометрических фигур.

I часть. Тренировка «космонавтов» перед полетом.

II часть. Игровое упражнение «Найди свой сувенир».

III часть. Игровое упражнение «Соберем ракеты».

IV часть. Продолжение полета.

V часть. Игра «Найди свой космодром».

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.60

31 4

«Сравнение  величины предметов по представлению».

  • Продолжать учить понимать отношения между рядом стоящими числами в пределах 10.

  • Совершенствовать умение сравнивать  величину предметов по представлению.

  • Закреплять умение делить круг и квадрат на 2 и 4 равные части.

I часть. Дидактическая игра «Отсчитай-ка»

II часть. Дидактическая игра «Найди соседей».

III часть. Дидактическая игра «Составь целое по его части»

IV часть. Игровое упражнение «Определи правильно».

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.61

май

32 1

«Дни недели».

  • Совершенствовать умение составлять число 5 из единиц.

  • Упражнять в умении  двигаться в заданном направлении. Закреплять умение последовательно называть  дни недели.

I часть. Игровое упражнение «Составь число правильно».

II часть. Игровое упражнение «Найдем секрет по плану»

III часть. Игровое упражнение «Назови дни недели»

IV часть. Игровое упражнение «Найди выход из лабиринта».

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.63

33 2

«Количество и счет».

  • Совершенствование умения считать в пределах10.

  • Закрепление навыков порядкового счета.

  • Формирование понимания отношений между рядом стоящими числами в пределах 10.

1. Игровое упражнение «Найди пару» (счет по образцу)

2. Игровое упражнение «Угадай, что изменилось»

3 Игровое упражнение. «Найди соседей числа» (лото)

4. Игровое упражнение «Подбери столько же разных предметов»

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.64

34 3

«Ориентировка в пространстве».

  • Упражнять в умении двигаться в заданном направлении.

  • Совершенствование умения ориентироваться на листе бумаги.

1. Игровое упражнение «Правильно пойдешь, секрет найдешь»

2. Игровое упражнение «Где спрятались игрушки?»

3. Игровое упражнение «Расскажи про свой узор», «Игровое упражнение Составь узор»

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.64

35 4

«Ориентировка во времени».

  • Расширение представлений о частях суток и уточнение  понятия «сутки».

  • Формирование представлений о последовательности дней недели

1. Игровое упражнение «Утро, день, вечер, ночь – сутки прочь»

2. Игровое упражнение «Наоборот»

3. Игровое упражнение «Живая неделя»

4. Игровое упражнение «Вчера, сегодня, завтра…»

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.64

36

Величина

  • Закрепить умение измерять массу предметов условными мерками;

  • Закрепить умение измерять массу предметов (на кусках глины, пластилина), упражняет в установлении отношений равенство – неравенство.

1. Игровое упражнение «Сломанная лестница»

2. Игровое упражнение «Исправь ошибку»

Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений»

36

Форма


1. Игровое упражнение «Кто больше увидит предметов такой же формы?»

2. Игровое упражнение «Не ошибись» (составление плоских и пространственных фигур).

Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений»