Дата/№ занятия | Тема | Задачи | Краткое содержание | источники |
Сентябрь 1 | Ознакомительное занятие | Воспитатель проводит дидактические игры с целью уточнения знаний детей в области математики. | 1. Игровое упражнение «Сосчитай фигуры». 2. Игровое упражнение «Раскрась столько же» 3. Игровое упражнение «Когда это было?» | И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» |
2 | Счет в пределах 5. | Закреплять навыки счета в пределах 5, умение образовывать число 5 на основе сравнения двух групп предметов. Совершенствовать умение различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры. | I часть. Игровое упражнение «Мальвина учит Буратино». II часть. Игровое упражнение «Сосчитай фигуры». III часть. Игровое упражнение «Дорисуй недостающую фигуру». IV часть. Игровое упражнение «Поможем Буратино разложить картинки». | И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» Старшая гр. С.13 |
(3) 3 | «Сравнение двух предметов по длине и ширине». | Упражнять в счете и отсчитывании предметов в пределах 5 с помощью различных анализаторов (на ощупь, на слух) Закреплять умение сравнивать два предмета по двум параметрам величины (длина и ширина), результат сравнения обозначать соответствующими выражениями например: «Красная ленточка длиннее и шире зеленой ленточки, а зеленая ленточка короче и уже красной ленточки». Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и определять его словами: вперед, назад, направо, налево. | I часть. Игровое упражнение «Отсчитай столько же» II часть. Игровое упражнение «Раскрась столько же» III часть. Игровое упражнение «Завяжем куклам бантики». IV часть. Игровое упражнение «Правильно пойдешь, клад найдешь». | И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.15 |
(4)4 | «Сравнение 5 предметов по длине». | Совершенствовать навыки счета в пределах 5, учить понимать независимость результата счета от качественных признаков предметов(цвета, формы и величины). Упражнять в сравнении пяти предметов по длине, учить раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый длинный, короче, еще короче, самый короткий ( и наоборот). Уточнить понимание слов вчера, сегодня, завтра. | I часть. Игровое упражнение «Поручение» II часть. Игровое упражнение «Построим лесенку для матрешки» III часть. Игровое упражнение «Когда это было?» | И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.17 |
Октябрь 5 1 | «Геометрические фигуры». | Учить составлять множество из разных элементов, выделять его части, объединять их в целое множество и устанавливать зависимость между целым множеством и его частями. Закреплять представления о знакомых плоских геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (цвет, форма , величина). Совершенствовать умение определять пространственное направление относительно себя: вперед, назад, слева, справа, сверху, внизу. | I часть. Игровое упражнение «Соберем игрушки для куклы». II часть. Игровое упражнение «Не ошибись». III часть. Эстафета «Кто быстрее». IV часть Дидактическая игра «Веселый круг». | И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.18 |
6 2 | «Счет в пределах 6» | Учить считать в пределах 6. Продолжать учить сравнивать до 6 предметов по длине. Закреплять представления об объемных геометрических фигурах. | I часть. Игровое упражнение «Учись считать». II часть. Аналогичные задания дети выполняют на двухполосных карточках III часть. Игровое упражнение «Исправь ошибку». IV часть Игровое упражнение «Не ошибись» | И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.19 |
7 3 | «Образование числа 7». | Учить считать в пределах 7, образование числа 7 Сравнение до 6 предметов по ширине. Учить ориентироваться на местности относительно себя. | I часть. Игровое упражнение «Считаем дальше». II часть. Аналогичные задания дети выполняют на двухполосных карточках. III часть. Игровое упражнение «Разложи дощечки в ряд» IV часть. Дидактическая игра «Кто где стоит» | И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.21 |
8 4 | « Сравнение до 6 предметов по высоте». | Учить считать в пределах 6 Познакомить с порядковым значением числа 6. Учить сравнивать до 6 предметов по высоте. | I часть. Игровая ситуация «Собираем урожай овощей». II часть. Игровое упражнение «Посадим елочки в ряд». III часть. Игровое упражнение «Разложи по порядку». IV часть. Игровое упражнение с мячом «Назови соседей» | И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.22 |
Ноябрь 9 1 | «Счет в пределах 8». | Учить считать в пределах 8. Упражнять в счете отсчете предметов в пределах 7 по образцу. Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении. | I часть. Игровое упражнение «Отсчитай столько же». II часть. Работа с демонстрационным материалом. III часть. Аналогичная работа проводится на раздаточном материале IV часть. Игровое упражнение «Правильно пойдешь, клад найдешь». | И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.24 |
10 2 | «Счет в пределах 9». | Учить считать в пределах 9. Закреплять представление о геометрических фигурах (Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Продолжать определять свое местоположение среди окружающих людей и предметов. | I часть. Игровая ситуация «Играем в школу». II часть. Аналогичная работа выполняется на раздаточном материале. III часть. Дидактическая игра «Найди предмет такой же формы» IV часть. Игровое упражнение «Что где?» | И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.25 |
11 3 | «Сравнение предметов по величине». | Познакомить с порядковым значением чисел 8 и 9. Упражнять в сравнении предметов по величине (до 7 предметов). Упражнять в умении находить отличия в изображении предметов. | I часть. Игровое упражнение «Считаем по порядку» II часть. Игровое упражнение «Разложим бантики». III часть. Игровое упражнение «Собираем бусы для куклы» | И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.27 |
12 4 | «Части суток». | Познакомить с образованием числа 10. Закреплять представления о частях суток. Совершенствовать представления о треугольнике, его свойствах и видах. | I часть. Игровое упражнение «Считай дальше» II часть. Игровое упражнение «Отсчитай фигуры» III часть. Работа с раздаточным материалом IV часть. Игровое упражнение «Составь сутки». | И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.28 |
Декабрь 13 1 | «Сравнение 8 предметов по высоте». | Совершенствовать навыки счета по образцу и на слух в пределах 10. Закреплять умение сравнивать 8 предметов по высоте. Упражнять в умении видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур. | I часть. Игровое упражнение «Считай дальше» II часть. Игровое упражнение «Звуки леса». III часть. Игровое упражнение «Расставь елочки в ряд» IV часть. Игровое упражнение «Идем по следам» | И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.29 |
14 2 | «Четырехугольник». | Счет в пределах 10. Дать представления о четырехугольнике на основе квадрата и прямоугольника. Закреплять умение определять пространственное направление относительно другого лица | I часть. Игровое упражнение «Сравни фигуры». II часть. Игровое упражнение «Найди четырехугольники». III часть. Игра с кругами. IV часть. Игровое упражнение «Не ошибись». | И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.30 |
15 3 | «Дни недели». | Закреплять представления о треугольниках и четырехугольниках, их свойствах и видах. Совершенствовать навыки счета в пределах 10. Познакомить с названиями дней недели. | I часть. Игровое упражнение «Кто быстрее сосчитает» II часть. Игровое упражнение «Сосчитай желуди». III часть. Игровое упражнение «Дни недели». IV часть. Дидактическая игра «Пифагор». | И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.32 |
16 4 | «Больше, меньше». | Учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10. Продолжать учить определять направление движения, используя знаки – указатели направления движения. Закреплять умение последовательно называть дни недели. | I часть. Игровое упражнение «Строим лесенку» II часть. Работа с раздаточным материалом III часть. Подвижная игра «Дни недели, стройтесь». IV часть. Дидактическая игра «Поможем зайчишке найти свою маму» | И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.34 |
Январь 17 1 | «Сравнение рядом стоящих чисел». | Продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10. Развивать глазомер, умение находить предметы одинаковой длины, равные образцу. Развивать умение видеть и устанавливать ряд закономерностей. | I часть. Игровое упражнение «Строим снежную крепость» II часть. Игровое упражнение «Играем с льдинками». III часть. Игровое упражнение «Найди пару лыж». IV часть. Игра-эстафета «Кто быстрее разложит „льдинки“». | И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.36 |
18 2 | «Сравнение по ширине». | Продолжать учить понимать отношение между рядом стоящими числами 9 и 10. Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой ширины. Закреплять пространственные представления. Упражнять в последовательном назывании дней недели. | I часть. Игровое упражнение «Отвечаем на вопросы Незнайки» II часть. Игровое упражнение «Найдем шарфики для Незнайки и Карандаша» III часть. Подвижная игра «Дни недели, стройтесь» IV часть. Игровое упражнение «Поможем Незнайке найти вещи» | И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.39 |
19 3 | «Ориентация на листе бумаги». | Учить составлять группы предметов по заданному числу. Развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой высоты. Учить ориентироваться на листе бумаги. | I часть. Игровое упражнение «Отсчитай столько же». II часть. Работа с раздаточным материалом. III часть. Игровое упражнение «Расположи правильно» IV часть. Игровое упражнение «Рисуем узор». V часть. Игровое упражнение «Найдем елочку такой же высоты». | И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.41 |
20 4 | «Геометрические фигуры». | Познакомить с количественным составом числа 3 из единиц. Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги. | I часть. Игровое упражнение «Составим число». II часть. Работа с раздаточным материалом. III часть. Дидактическая игра «Найди предмет такой же формы» IV часть. Игровое упражнение «Разложи снежинки правильно» | И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.43 |
Февраль 21 1 | «Ориентация на листе бумаге». | Познакомить с количественным составом чисел 3 и 4 из единиц. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги. Закреплять умение последовательно называть дни недели. | I часть. Игровое упражнение «Составим число» II часть. Работа с раздаточным материалом III часть. Дидактическая игра «Запомни и повтори» IV часть. Игровое упражнение «Назови день недели». V часть. Игра «Живая неделя» | И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.44 |
22 2 | «Треугольник и четырехугольник». | Познакомить с количественным составом числа 5. Совершенствовать представление о треугольниках и четырехугольниках. Развивать умение обозначать в реи положение предметов по отношению к другому и свое местоположение. | I часть. Игровое упражнение «Игра с веером». II часть. Игровое упражнение «Составим число». III часть. Дидактическая игра «Танграм». IV часть. Игровое упражнение «Что где находится». | И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.46 |
23 3 | «Целое и часть». | Закреплять представление о составе числа 5 из единиц. Формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части. Совершенствовать умение сравнивать 9 предметов по ширине. | I часть. Игровое упражнение «Угостим гостью» II часть. Игровое упражнение «Составим число». III часть. Дидактическая игра «Я знаю 5 имен…» IV часть. Игровое упражнение «Разложи полоски по порядку». V часть. Игровое упражнение «Поставим столбики в ряд». | И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.48 |
24 4 | «Сравнение с помощью условной меры». | Совершенствовать навыки счета в пределах 10. Учить делить предмет на две равные части. Учить сравнивать два предмета по длине с помощью условной меры. | I часть. Игровое упражнение «Завяжем кукле бантики». II часть. Игровое упражнение «Салфетки для кукол». III часть. Дидактическая игра «Геометрическое лото». IV часть. Подвижная игра «Автомобили и гаражи». | И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.49 |
март 25 1 | «Ориентация в окружающем пространстве относительно себя». | Закрепить представление о порядковом значении чисел первого десятка и составе числа из единиц в пределах 10 . Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя. Совершенствовать умение сравнивать до 10 предметов по длине. | I часть. Игровое упражнение «Кто быстрее составит число». II часть. Игровое упражнение «Составим число». III часть. Дидактическая игра «Кто ушел». IV часть. Игровое упражнение «Расскажи о длине полосок» V часть. Игровое упражнение «Где лежит предмет» | И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.51 |
26 2 | .«Деление круга». | Продолжать учить делить круг на 2 равные части. Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине с помощью условной меры. Закреплять умение последовательно называть дни недели. | I часть. Игровое упражнение «Строим дорогу для машины» II часть. Игровое упражнение «Игрушки для котенка» III часть. Подвижная игра «Живая неделя». | И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.53 |
27 3 | «Деление квадрата». | Учить делить квадрат на 2 равные части. Совершенствовать навыки счета в пределах 10. Развивать представление о том, что результат счета не зависит от его направления. | I часть. Игровое упражнение «Строим лодочки» III часть. Игровое упражнение «Кораблики уходят в море». IV часть. Игровое упражнение «Маршрут корабликов». | И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.55 |
28 4 | «Деление круга на 4 части». | Продолжать знакомить с делением круга на 4 равные части. Развивать представление о независимости числа от цвета и пространственного расположения предметов. Совершенствовать представления о треугольниках четырехугольниках. | I часть. Игровое упражнение «Раздели круг на части». II часть. Игровое упражнение «Раздели круг и покажи его части». III часть. Игровое упражнение «Определи сколько». IV часть. Подвижная игра «Найди свой аэродром». | И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.56 |
апрель 29 1 | «Деление квадрата на 4 части». | Продолжать знакомить с делением квадрата на 4 равные части. Продолжать сравнивать предметы по высоте с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов. | I часть. Игровое упражнение «Раздели квадрат на части» II часть. Игровое упражнение «Раздели квадрат, и покажи его части». III часть. Игровое упражнение «Построим ворота для машины». IV часть. Дидактическая игра «Запомни и повтори» | И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.56 |
30 2 | «Ориентация на бумаге». | Совершенствовать навыки счета в пределах 10. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги. Продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур. | I часть. Тренировка «космонавтов» перед полетом. II часть. Игровое упражнение «Найди свой сувенир». III часть. Игровое упражнение «Соберем ракеты». IV часть. Продолжение полета. V часть. Игра «Найди свой космодром». | И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.60 |
31 4 | «Сравнение величины предметов по представлению». | Продолжать учить понимать отношения между рядом стоящими числами в пределах 10. Совершенствовать умение сравнивать величину предметов по представлению. Закреплять умение делить круг и квадрат на 2 и 4 равные части. | I часть. Дидактическая игра «Отсчитай-ка» II часть. Дидактическая игра «Найди соседей». III часть. Дидактическая игра «Составь целое по его части» IV часть. Игровое упражнение «Определи правильно». | И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.61 |
май 32 1 | «Дни недели». | Совершенствовать умение составлять число 5 из единиц. Упражнять в умении двигаться в заданном направлении. Закреплять умение последовательно называть дни недели. | I часть. Игровое упражнение «Составь число правильно». II часть. Игровое упражнение «Найдем секрет по плану» III часть. Игровое упражнение «Назови дни недели» IV часть. Игровое упражнение «Найди выход из лабиринта». | И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.63 |
33 2 | «Количество и счет». | Совершенствование умения считать в пределах10. Закрепление навыков порядкового счета. Формирование понимания отношений между рядом стоящими числами в пределах 10. | 1. Игровое упражнение «Найди пару» (счет по образцу) 2. Игровое упражнение «Угадай, что изменилось» 3 Игровое упражнение. «Найди соседей числа» (лото) 4. Игровое упражнение «Подбери столько же разных предметов» | И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.64 |
34 3 | «Ориентировка в пространстве». | Упражнять в умении двигаться в заданном направлении. Совершенствование умения ориентироваться на листе бумаги. | 1. Игровое упражнение «Правильно пойдешь, секрет найдешь» 2. Игровое упражнение «Где спрятались игрушки?» 3. Игровое упражнение «Расскажи про свой узор», «Игровое упражнение Составь узор» | И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.64 |
35 4 | «Ориентировка во времени». | Расширение представлений о частях суток и уточнение понятия «сутки». Формирование представлений о последовательности дней недели | 1. Игровое упражнение «Утро, день, вечер, ночь – сутки прочь» 2. Игровое упражнение «Наоборот» 3. Игровое упражнение «Живая неделя» 4. Игровое упражнение «Вчера, сегодня, завтра…» | И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.64 |
36 | Величина | Закрепить умение измерять массу предметов условными мерками; Закрепить умение измерять массу предметов (на кусках глины, пластилина), упражняет в установлении отношений равенство – неравенство. | 1. Игровое упражнение «Сломанная лестница» 2. Игровое упражнение «Исправь ошибку» | Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» |
36 | Форма | | 1. Игровое упражнение «Кто больше увидит предметов такой же формы?» 2. Игровое упражнение «Не ошибись» (составление плоских и пространственных фигур). | Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» |