№ п/п | Сроки выполнения | Название раздела (количество часов), темы урока | Формы и темы контроля | Примечания |
план | факт |
1 | | | Сказочное царство слов Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок. | | |
2 | | | Путешествие в страну слов. Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова - братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. | Практическая работа | |
3 | | | Путешествие в страну слов. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова». Игра «Найди лишнее слово» | | |
4 | | | Чудесные превращения слов. Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». | | |
5 | | | Чудесные превращения слов. Шарады. Рассказ – загадка. Игра «Грустные превращения». | | |
6 | | | В гостях у слов родственников. Знакомство с разными группами родственных слов. Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. | | |
7 | | | В гостях у слов родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов - родственников. | Практическая работа | |
8 | | | Добрые слова. Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». | | |
9 | | | Добрые слова. Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему. | | |
10 | | | Экскурсия в прошлое Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов. | Творческая работа | |
11 | | | Новые слова в русском языке. Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах. Игра «Угадай-ка». | | |
12 | | | Новые слова в русском языке. Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах. Игра «Угадай-ка». | Практическая работа | |
13 | | | Встреча с зарубежными друзьями. Знакомство с заимствованными словами. Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть». | | |
14 | | | Синонимы в русском языке. Знакомство со словами - синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова». | | |
15 | | | Синонимы в русском языке. Беседа «Что обозначают слова- синонимы». Нахождение слов-синонимов в тексте. | Практическая работа | |
16 | | | Слова - антонимы. Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке. | | |
17 | | | Слова- омонимы. Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка». | | |
18 | | | Крылатые слова. Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями, употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера». | | |
19 | | | В королевстве ошибок. Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. | Практическая работа | |
20 | | | В королевстве ошибок. Игра «Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?». | Творческая работа | |
21 | | | В стране Сочинителей. Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. | Творческая работа | |
22 | | | В стране Сочинителей. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле. | Творческая работа | |
23 | | | Искусство красноречия. Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. | | |
24 | | | Искусство красноречия. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей. | Практическая работа | |
25 | | | Праздник творчества и игры. Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы». | | |
26 | | | Трудные слова. Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества. | Практическая работа | |
27 | | | Трудные слова. Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов. | Творческая работа | |
28 | | | Анаграммы и метаграммы. Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы. Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан - налим, актер- терка). | | |
29 | | | Анаграммы и метаграммы. Знакомство с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы. Работа с примерами (Милан - налим, актер- терка). | | |
30 | | | Шарады и логогрифы. Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов - ответов. | Практическая работа | |
31 | | | Шарады и логогрифы. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов - ответов. | Творческая работа | |
32 | | | Откуда пришли наши имена. Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя». | Творческая работа | |
33 | | | Занимательное словообразование. Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады. | | |
34 | | | КВН по русскому языку. Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку. | | |