№ п/п | Тема урока | Кол- во Ч. | Содержание | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | Характеристика деятельности обучающихся | Вид контроля | Подго-товка к ГИА | Дата проведения |
план | факт |
Виды изобразительного искусства и основы образного языка 8 часов |
1. | Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. (изучение новых знаний) | 1 | Искусства и его виды. Пространственные и временные виды искусства. Пространственные виды искусства и причины деление их на виды. Какое место в нашей жизни занимает разные виды Деятельности художника, где мы встречаемся с деятельностью художника. Изобразительное, конструктивное и декоративное виды пространственных искусств и их назначение в жизни людей. Задание: участие в беседе | Предметные: научаться классифицировать по заданным основаниям (деление пространственных искусств на две группы), сравнивать объекты по заданным критериям (конструктивность, декоративность, художественные материалы). Метапредметные: научаться определять цель, проблему в учебной деятельности (различное назначение видов искусства в жизни людей, соответственно различать художественные средства в жизни людей), излагать свое мнение в диалоге. Личностные: осознают свои интересы, формируют навыки сотрудничество со взрослыми и сверстниками. | Называть пространственные и временные виды искусства и объяснять в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства. Характеризовывать три группы пространственных искусств. Объяснять их различное назначение в жизни людей. Уметь определять, к какому виду искусства относятся рассматриваемое произведение. Понимать, что восприятие произведения искусства - творческая деятельность на основе зрительской культуры, т.е. определенных знаний и умений. | Предва-ритель- ный | | | |
2. | Рисунок - основа изобразительного творчества. (формирование новых умений) | 1 | Значение особенностей художественного материала создании художественного образа. Художественный материал художественный изобразительный язык. Художественный материал и художественная техника. Основные скульптурные материалы особенности их выразительности и применения. Графические материалы и их особенности живописные материалы. Разные виды красок и их применение в разных видах работы художника. Задание: выполнение композиции с целью исследования художественных возможностей красок. | Предметные: научаться классифицировать по заданным основаниям (виды рисунка), самостоятельно сравнивать объекты, определять виды рисунка, графические материалы. Метапредметные: научаться выдвигать версии (об увиденном), работать по плану, сверяться с целью, планировать деятельность в учебной ситуации (выполнение творческого рисунка), излагать свое мнение в диалоге, корректировать свое мнение, организовывать работу в группе. Личностные: осознают свои интересы, осваивать новые социальные роли. | Иметь представление и высказываться о роли художественного материала в построении художественного образа. Характеризовать выразительные особенности различных художественных материалов при создании художественного образа. Называть и давать характеристики основных графических и живописным материалом. Приобретать навыки работы графическими и живописными материалами. | текущий | | | |
3. | Линия и ее выразительные возможности (комбинированный) | 1 | Выразительные свойства линий, виды и характер линейных изображений. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании художественного образа. Линейные графические рисунки известных отечественных и зарубежных мастеров. Задания: на разнохарактерность линий, изображение колыхания трав на ветру. | Предметные: научать находить решение поставленных учебных задач, различать свойства линий, виды и характер, ритм, условность и образность линейного изображения. Метапредметные: научаться определять цель, проблему в учебной и практической деятельности, анализировать работу товарищей, корректировать и излагать свое мнение, аргументировать его, оценивать свои достижения на уроке. Личностные: осознают свои интересы, свои эмоции, понимают эмоции других людей. | Приобретать представления о выразительных возможностях о линии как выражении эмоции, чувств, впечатлении художника. Объяснять, что какое ритм и его значение создании изобразительного образа. Рассуждать о характере художественного образа в различных линейных рисунках известных художников. Выбирать характер линии для создания ярких, Эмоциональных образов в рисунке. Овладевать навыками передачи разного эмоционального состояния, настроения с помощью ритма и различного характера линий, штрихов, росчерков и др. Овладевать навыками ритмического линейного изображения движения. Знать и называть линейные графические рисунки известных художников. | текущий | | | |
4. | Пятно как средство выражения (комбинированный) | 1 | Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Понятие силуэта. Тон и тональные отношения темное и светлое. Тональная шкала понятия. Тонального контраста. Резкие сильные контраст и мягкий слабый контраст. Характер поверхности пятна - понятие фактуры. Граница пятна. Композиция листа: ритм пятен, доминирующие пятно. Линия и пятно. Задание: изображение различных осенних состояний в природе. | Предметные: научаться классифицировать по заданным основаниям (контраст, тон, тональное отношение), сравнивать по заданным критерия Метапредметные: научаться определять цель, проблему в учебной деятельности, излагать свое мнение, делать выводы. Личностные: осознают свои интересы, имеют мотивацию к учебной деятельности. | Овладевать представлениями о пятне как одном из основных средств изображения приобретать навыка обобщенного целостного ведения формы. Развивать аналитические возможности глаза, умение видеть тональные отношение светлее или темнее. Осваивать навыки композиционного мышления и основе пятен, ритмической организации плоскости листа. Овладевать простыми навыками изображения с помощью пятна и тональных отношений. Осуществлять на основе ритма тональных пятен собственный художественный замысел, связанный с изображением природы. | текущий | | | |
5. | Цвет. Основы цветовведения. (комбинированный) | | Понятие цвета в изобразительном искусстве. Цвет и свет, источник света. Физическая основа цвета и восприятие цвета человеком. цветовой спектр, радуга. Цветовой круг как наглядный геометрический порядок множества цветов. Три основных цвета. Дополнительный цвет. Основные и составные цвета. Насыщенность цвета, светлота цвета, светотональная шкала. Восприятие цвета- ощущения, впечатления от цвета. Воздействие цвета на человека. Изменчивость нашего восприятия цветом и зависимости от взаимодействия цветовых пятен. Символическое значение цвета в различный культурах. Значение символического понимания цвета и его воздействия на наше восприятия. Задание 1. Выполнение упражнений на взаимодействие световых пятен. 2. Создание фантазийных изображений сказочного царств с использованием органичной палитры и с показам вореативных возможностей цвета царство снежной королевы изумрудный город. | Предметные: научаться классифицировать по заданным основаниям (спектр, цветовой круг), изучать свойства цвета, создавать рисунок в одном цвете разными оттенками. Метапредметные: научаться определять цель, проблему в учебной деятельности, обмениваться мнениями, принимать самостоятельные решения. Личностные: осознают свои интересы (изучение свойства цвета). | Знать понятие и уметь объяснять их значение основной цвет, составной цвет, дополнительный цвет. Получать представление о физической природе света и восприятии цвета человеком. Получать представление о воздействии цвета на человека. сравнивать особенности символического понимания цвета в различных культурах. Объяснять значение понятий: цветового круга, светотональная шкала, насыщенность цвета. Иметь навык сравнения цветовых пятен по тону, смешение красок, получения различных оттенков цвета. Расширять свой творческий опыт, экспериментируя с вариациями цвета при создании фантазийной цветовой композиции. Различать и называть составные теплые и холодные контрастные и дополнительные цвета. Создавать образы, используя все выразительные возможности цвета. | текущий | | | |
6. | Цвет в произведениях живописи (изучение новых знаний) | | Эмоциональное восприятие цвета человека. Цвет в окружающей нас жизни. Цвет как выразительное средства в пространственных искусствах. Искусства живописи. Понятие цветовых отношений. Цветовой контраст. Понятие теплого и холодного цвета. Понятие локальный цвет. Понятие колорит. Колорит в живописи как цветовой строй, выражающий образную мысль художника. Умение видеть цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура живописи. выразительность маска. Задание: изображение осеннего букета. | Предметные: научаться самостоятельно классифицировать группы цветов, сравнивать цветовые отношения по заданным критериям, понимать суть цветовых отношений. Метапредметные: научаться определять цель, ставить проблему в учебной деятельности, излагать свое мнение в диалоге, адекватно принимать и сохранять учебную задачу, работать в группе, обмениваться мнениями, понимать позицию партнера, получать эстетическое наслаждение от произведений искусства. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, будут готовы к сотрудничеству в разных учебных ситуациях. | Характеризовывать цвет как средство выразительности в живописных произведениях. Объяснять понятие цветовые отношения, теплые и холодные цвета, цветовой контраст, локальный цвет, сложный цвет. Различать и называть теплые и холодные оттенки цвета. Объяснять понятия колорит. Развивать навык калорического восприятия художественных произведений, умение любоваться красотой цвета в произведениях искусства в реальной жизни. Приобретать творческий опыт в процессе создания красками цветовых образов различным эмоциональным звучанием. Овладевать навыками живописного изображения. | текущий | | | |
7. | Объемные изображения в скульптуре (практическое применение знания и умений) | 1 | Скульптура как вид изобразительного искусства. Виды скульптуры и их назначение в жизни людей. Скульптурные памятники, парковая скульптура, камерная скульптура, произведения мелкой пластики. Рельеф, виды рельефа. Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Характер материала в скульптуре глина, металл, дерево, и др. Выразительные свойства разных материалов их различных видах скульптуры. Задание: создание объемных изображений животных из разных материалав | Предметные: изучать выразительные возможности объемного изображения. Научаться классифицировать по заданным основаниям. Пользоваться художественными материалами и инструментами, организовывать рабочее место. Метапредметные: научаться определять цель, проблему в учебной деятельности, осознавать недостаточность своих знаний; понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения учебной деятельности; осознанно использовать речевые средства в соответствии с учебной ситуацией. Личностные: понимать значение знаний для человека, стремятся к приобретению новых знаний, приобретают мотивацию процесса становления художественно-творческих навыков. Учатся критически оценивать свою деятельность. | Называть виды скульптурных изображений, объяснять их назначение в жизни людей. Характеризовать основные скульптурные материалы и условия их применения в объемных изображениях. Рассуждать о средствах художественного выразительности в скульптурном образе. Осваивать простые навыки художественной выразительности в процессе создания объемного изображения животных различными материалами. | текущий | | | |
8. | Основы языка изображения. (обобщение и систематизация изученного) | 1 | Виды изобразительного искусства и их назначение в жизни людей. Представление о языке изобразительного искусства как о языке выразительной формы. Художественные материалы и их выразительные возможности. Художественные творчество и художественное мастерство. Художественное восприятие произведений и художественное восприятие реальности, зрительские умения. Задание: участие и выставки лучших творческих работ. | Предметные: научаться классифицировать по заданным основаниям, составлять произвольные речевые высказывание в устной форме. Метапредметные: научаться адекватно выражать и контролировать свои эмоции, различать художественные средства и их возможности, излагать свое мнение в диалоге, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, оценивать свою работу, осознавать правила контроля. Личностные: понимают значение знаний для человека, осознают свои интересы и цели, идут на различные уступки в различных учебных ситуациях. | Рассуждать о значении и роли искусства в жизни людей. Объяснять, почему образуется разные виды искусства, называть разные виды искусства, их назначение. Рассказывать о разных художественных материалов и их выразительных свойствах. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных художественных произведений. Участвовать в выставке творческих работ. | Периодическая проверка знаний умений обучаемых по целому разделу. | | | |
Мир наших вещей. Натюрморт 10 часов |
9. | Реальность и фантазия в творчестве художника (комбинированный) | 1 | Изображение как познание окружающего мира и отношения к нему человека. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выражение авторского отношения к изображаемому. Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Задание: участие в диалоге об особенностях реальности и фантазии творчестве художников. | Предметные: научаться понимать условности и правдоподобие в изобразительном искусстве, реальность и фантазия в творчестве художник, составлять речевые высказывания по алгоритму; использовать знания о выразительных возможностях живописи, колорите, композиции, цветовых отношениях; понимать особенности творчества великих русских художников. Метапредметные: научаться определять цель и проблему в учебной деятельности, принимать учебную задачу; излагать свое мнение, делать выводы, работать по плану сверяясь с целью; адекватно выражать и контролировать свои эмоции; аргументировано оценивать свою работу. Личностные: проявлять интерес к поставленной задаче; осознают свою эмоции, многообразие взглядов. | Понимать и объяснять условность изобразительного языка и его изменчивость в ходе человечества. Характеризовывать смысл художественного образа как изображения реальности, переживаемой человеком, как выражения значимых для него ценностей и идеалов. | текущий | | | |
10. | Изображение предметного мира – натюрморт (комбинированный) | 1 | Появление Жандра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Плотное изображение и его место в истории искусства. Ритм в предметной композиции. Задание: работа над натюрмортом. | Предметные: начаться устанавливать аналогии, создавать модели объектов; сравнивать объекты по заданным критериям; строить логические обоснования рассуждения; познакомятся с жанром натюрморта, его местом в истории искусства; получать навыки составления композиций натюрморта. Метапредметные: научаться определять цель и проблему в учебной деятельности, принимать учебную задачу; излагать свое мнение, делать выводы; различать художественные средства и их возможности; определять способы достижения цели; аргументировано оценивать свою работу, корректировать свое мнение. Личностные: проявлять интерес к поставленной задаче, имеют мотивацию к учебной деятельности. | Узнавать о разных способах изображения предметах знаковых, плоских, символических объемных. В зависимости от целей художественного изображения. Отрабатывать навыки плоскостного силуэтного изображения обычных простых предметов, кухонная утварь. Осваивать простые композиционные умения организации изобразительной плоскости и натюрморта. Развивать вкус, эстетические представления в процессе соотношения цветовых пятен и фактур на этапе создания практической творческой работы. | текущий | | | |
11. | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. (комбинированный) | 1 | Многообразие формы в мире. Понятие пространственной формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические фигуры, которые лежат в основе многообразия форм. Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы из простых геометрических тел. Метод геометрического структурирования и прочтения сложной формы предмета. Умение видеть конструкцию сложной формы. Задание: 1. Изображение с натуры силуэтов. 2.3 кувшинок как соотношение нескольких геометрических фигур. | Предметные: научатся видеть внутреннюю структуру предмета, его конструкцию; организовать рабочее место, работать определенными материалами и инструментами, конструировать из бумаги; понимать линейные, плоскостные и объемными формы. Метапредметные: научаться проявлять интерес к изучению нового материала и поставленной задаче; соблюдать нормы коллективного общения, планировать деятельность в учебной ситуации; определять способы достижения цели; наблюдать окружающие предметы, использовать мышление, выдумку. Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала; стремятся к достижению поставленной цели. | Характеризовывать понятие простой и сложной пространственной формы. Называть основные геометрические фигуры и геометрические объемные тела. Выявлять конструкцию предмета через соотношения простых геометрических фигур. Изображать сложную форму предмета как соотношения простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции. | текущий | | | |
12. | Изображение объема на плоскости и линейная перспектива (комбинированный) | 1 | Плоскости объем. Изображение трехмерного пространственного мира на плоскости. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Линейное построение предмета в пространстве. Линия горизонта, точка зрения и точка схода. Правила перспективных сокращений. Изображение окружности в перспективе ракурс. Задание: 1. Создание линейного изображений (с разных точек зрения) нескольких геометрических тел выполнений из бумаги (свободные зарисовки карандашом без использования чертежных принадлежностей). 2. Изображения с натуры натюрморта составленного из геометрических тел. | Предметные: ознакомятся с перспективой; научаться различать фронтальную и угловую перспективу, освоят основные правила линейной перспективы; сравнивать объекты по заданным критериям, решать учебные задачи; анализировать и обобщать. Метапредметный: научатся воспитывать мотивацию к учебной деятельности; развивать воображение, фантазию, навыки художественно-творческой деятельности, способности творчески самовыражатся; развивать навыки овладения техникой рисования. Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала; стремятся к достижению поставленной цели. | Приобретать представление о разных способах и задачах изображение в различные эпохи. Строить изображения простых предметов по правилами линейной перспективы. Определять понятие линия горизонта; точка зрения; точка схода вспомогательных линий; взгляд сверху, снизу и сбоку, а также использовать их с рисунки. Объяснять перспективные сокращения и изображениях предметов. Создавать линейные изображения геометрических тел. Натюрморте с натуры из геометрических тел. | текущий | | | |
13. | Освещение. Свет и тень. (формирование новых знаний) | 1 | Освещение как средства выявления объема предмета. Източник освещения. Понятие свет, блик, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень. Освещения как выразительное средства. Борьба света и тени, светлого и темного как средства построения композиций драматического содержания. Возрастающее внимание в процессе исторического развития к реальности и углублению внутреннего пространства изображения. появления станковой картины. Картина - натюрморт 17-18 веков. Задание: 1. Выполнения быстрых зарисовок геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением с целью изучения правила объемного изображения. 2. изображения (набросок) драматического содержания натюрморта, построенного на контрастах светлого и темного. | Предметные: научатся принимать активное участие в обсуждении нового материала. Сравнивать объекты по заданным критериям, анализировать работу великих художников, использовать выразительные возможности светотени. Метапредметные: научаться определять цель и проблему в учебной деятельности, соблюдать нормы коллективного общения понимать позицию одноклассников. Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала; осознают свои эмоции, контролируют их; проявляют познавательную активность. | Характеризовывать освещение как вознесшие выразительное средства изобразительного искусства, как средства построения объема предметов и глубины пространства. Углублять представление об изображении борьбы света и тени как средстве драматизации содержания произведения и организации композиций картины. Осваивать основные правила объемного изображения предмета свет, блик, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень. Передавать с помощью света характер формы и эмоциональные напряжения в композиции натюрморта. Знакомятся с картинами натюрмортами европейского искусства 17-18 веков. | текущий | | | |
14. | Натюрморт в графике (изучение новых знаний) | 1 | Графическое изображения натюрморта. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорции, движения в покой, случайность и порядок. Выразительность фактуры. Графические материалы, инструменты и художественные техники. Печатная графика и его виды. Гравюра и различные техники гравюры. Задание: 1. выполнение графического натюрморта с натурной постановки или по представлению. | Предметные: узнают понятие гравюра и ее свойства; научатся принимать активное участие в обсуждении нового материала. Метапредметные: научатся определять цель, соблюдать норма коллективного общения; задавать вопросы; определять способы достижение цели, понимать позицию другого; поддерживать товарища, оценивать конечный результат, осознавать правила контроля. Личностные: понимать значение внимания и наблюдательности для человека, проявляют интерес к видам изобразительного искусства; осознают свои интересы и цели. | Осваивать первичные умения графического изображения натюрморта и натуры и по представлению. Получать представления о различных графических техниках. Понимать и объяснять, что такое гравюра, каковы ее виды. Приобретать опыт восприятия графических произведения, выполненных в различных техниках известных мастеров. Приобретать творческий опыт выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне. | текущий | | | |
15. | Цвет в натюрморте (изучение новых знаний) | 1 | Цвет в живописи, богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет живописи(обусловленный) . Цветовая организация натюрморта - ритм цветовых пятен выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. Задание: 1. Выполнение натюрморта, выражающего то или иное эмоциональное состояние( праздничные, грустный, таинственный, торжественный натюрморт и т.д). | Предметные: познакомятся с именами выдающихся живописцев, научатся принимать активное участие в обсуждении нового материала; изучать богатство выразительных возможностей цвета в живописи; смогут анализировать новый материал, приобретать творческие навыки, научатся передавать цветом настроение в натюрморте. Метапредметные: научатся планировать деятельность в учебной ситуации; определять способы передачи чувств и эмоции посредством цвета; использовать речевые средства в соответствии ситуации; слушать друг друга, обмениваться мнениями, планировать деятельность и работу по плану. Личностные: проявлять интерес к изучению нового материла, умеют чувствовать настроение в картине, проявляют интерес к произведению искусства; осознают многообразие и богатство выразительных возможностей цвета. | Приобретать представление о разном видении и понимании цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Понимать и использовать в творческой работе выразительные возможности цвета. Выражать цветом в натюрморте настроение и переживание. | текущий | | | |
16. | Выразительные возможности натюрморта (обобщение изученного) | 1 | Предметный мир изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте мыслей и переживаний художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о себе самих. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт в искусстве 19-20 веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника. Задание: создание натюрморта который можно было бы назвать натюрморт автопортрет. | Предметные: научатся обобщать полученные знания. Метапредметные: научатся излагать свое мнение в диалоге, аргументировать его, отвечать на вопросы; самостоятельно принимать решение на основе полученных ранее знаний и умений; определять цель, проблему деятельности. Личностные: осознают свои интересы, опыт и знания; осваивать новую учебную ситуацию. | Узнавать историю о развитие жанра натюрморта. Понимать значение отечественной школы натюрморта в мировой художественной культуре. Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла при создании натюрморта. Развивать художественное видение, наблюдательность, умение взглянуть по - новому на окружающий предметный мир. | Периодическая проверка знаний умений обучаемых по целому разделу. | | | |
Вглядываясь в человека. Портрет 8 часов |
17. | Образ человека – главная тема в искусстве (формирование новых знаний) | 1 | Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в искусстве Древнего Рима эпохи возрождения и в искусстве нового времени. Парадный и лирический портрет. Проблемы сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. Портрет в живописи, графике и скульптуре. Великие художники-портретисты. | Предметные: научатся самостоятельно усваивать новую тему; смогут находить информацию, необходимую для решения учебной задачи; воспринимать и анализировать произведения искусства. Метапредметные: научатся понимать значение знаний для человека; работать в группах, обмениваться мнениями; адекватно выражать и контролировать свои эмоции. Личностные: осваивать новые правила, осознавать многообразие взглядов. | Знакомятся с великими произведениями портретного искусства и формировать представление о месте и значении портретного образа человека в искусстве. Получать представление об изменчивости образа человека в истории. Формировать представление об истории портрета в русском искусстве. Понимать и объяснять, что при передачи художником внешнего сходства в художественном портрете присутствует выражение идеалов в эпохи и авторская позиция художника. | текущий | | | |
18. | Конструкция головы человека и её основные пропорции (изучение новых знаний) | 1 | Закономерности построения конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорция лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица мимика. Задание: выполнить портрет в технике аппликации. | Предметные: получат новые знания о закономерностях в конструкции головы, пропорциях лица; смогут анализировать, обобщать и сравнивать объекты, устанавливать аналогии. Метапредметные: научатся определять цель, проблему в учебной деятельности; обмениваться мнениями, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели. Личностные: понимать значение знаний для человека, осознают свои интересы и цели; вырабатывают доброжелательные отношения к своим товарищам. | Приобретать представление о конструкции, пластическом строении головы и пропорции лица. Понимать и объяснять роль пропорций в выражении характера модели и отражение замысла художника. Овладевать первичными навыками изображения головы человека в процессе творческой работы. Приобретать навыки создания портрета в рисунке и средствами аппликации. | текущий | | | |
19. | Изображение головы человека в пространстве (комбинированный) | 1 | Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной части. Шаровидность глаз и призматичная форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица из конструкций костных форм. Закономерности конструкции бесконечность индивидуальной особенности и физиономических типов. Беседа и рассматривание рисунков мастеров. | Предметные: научатся пользоваться необходимой информацией; анализировать, обобщать, создавать объемное конструктивное изображение головы. Метапредметные: научатся определять цель, проблему в учебной деятельности; организовывать работу в парах, обмениваться мнениями, самостоятельно исправлять ошибки. Личностные: понимать значение знаний для человека, осознают свои интересы и цели; имеют мотивацию к учебной деятельности. | Приобретать представление о способах объемного изображения головы человека. Приобретать представление о бесконечности индивидуальных особенности при общих закономерностях строение головы человека. Вглядываться в лица людей, в особенности личности каждого человека. Создать зарисовки объемной конструкции головы. | текущий | | | |
20. 21. | Протрет в скульптуре (комбинированный) | 2 | Человек - основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете. Скульптурный портрет литературного героя. Задание: создание скульптурного портрета выбранного литературного героя с ярко выраженным характером. | Предметные: изучат скульптурный портрет в истории искусства, скульптурные материалы; сравнивать портреты по определенным критериям , анализировать скульптурные образы. Метапредметные: научатся определять цель, принимать учебную задачу. Личностные: осознавать разнообразие средств и материалов мира искусств, имеют мотивацию к учебной деятельности; выражают внимание, наблюдательность, творческое воображение. | Знакомиться с примерами портретных изображений великих мастеров скульптуры, приобретать опыт восприятия скульптурного портрета. Получать знания о великих русских скульптурах - портретистов. Получать представления о выразительных средствах скульптурного образа. | текущий | | | |
22. | Графический портретный рисунок. (комбинированный) | 1 | Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Линия и пятно. Роль выразительности графического материала. Задание: создание рисунка своего друга или одноклассника. | Предметные: научатся пользоваться необходимой информацией; анализировать, обобщать, создавать объемное конструктивное изображение головы. Метапредметные: научатся определять цель, проблему в учебной деятельности; организовывать работу в парах, обмениваться мнениями, самостоятельно исправлять ошибки. Личностные: понимать значение знаний для человека, осознают свои интересы и цели; имеют мотивацию к учебной деятельности. | Приобретать интерес к изображениям человека как способу нового понимания и видения человека. Развивать художественные видения, наблюдательность, умение замечать индивидуальные особенности и характер человека. Получать представление о графических портретах мастеров разных эпох. Овладевать новыми умениями в рисунке. Выполнять наброски и зарисовки близких людей, передавать индивидуальные особенности. | текущий | | | |
23. | Сатирические образы человека (комбинированный) | 1 | Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж. Изображение дружеского шаржа. Задание: создать сатирический образ литературных героев или дружеских шаржей. | Предметные: научатся определять понятия, художественные термины, знакомятся с приемами художественного преувеличения, с известными карикатуристами нашей страны; проявлять положительное отношение к юмору. Метапредметные: научатся определять цель, проблему в учебной деятельности; организовывать работу в парах, обмениваться мнениями, самостоятельно исправлять ошибки. Личностные: понимать значение знаний для человека, осознают свои интересы и цели, имеют мотивацию к учебной деятельности. | Получать представление о жанре сатирического рисунка и его задачи. Рассуждать о задачах художественного преувеличения, о соотношении правды и вымысла в художественном изображении. Приобретать навыки рисунка, видения и понимания пропорций, использования линий и пятна как средства выразительного изображения человека. | текущий | | | |
24. | Образные возможности освещения в портрете (комбинированный) | 1 | Выразительные преображающие возможности освещения. Роль освещения при создании образа. Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения. Задание: наблюдения натуры и выполнение набросков головы в различном освещении. | Предметные: научатся воспринимать изменение образа человека при естественном освещении, постоянство формы и изменение ее восприятия при естественном освещении, знакомятся с образными возможностями освещения в портрете, с изменениями образа человека при искусственном и естественном освещении. Метапредметные: научаться определять нормы коллективного общения; определять проблему возможностей освещения в портрете, способы достижения практической цели. Личностные: проявлять интерес к изучению нового материла, познавательную активность. | Учиться видит и характеризовать различные эмоциональное звучание образа при разном источнике и характере освещения. Различать освещение по свету, против цвета, боковой свет. Характеризовать освещение в произведениях искусства и его эмоциональное и смысловое воздействие на зрителя. | текущий | | | |
25. | Портрет в живописи (изучение новых знаний) | 1 | Особенности и направление развития портретного образа и изображения человека. Знаменитые мастера европейского изобразительного искусства. Роль и место живописного портрета в отечественном искусстве. | Предметные: научатся обобщать образ человека в портретах разных эпох, определять роль и место портрета в истории искусства, строит логические обоснованные рассуждения. Метапредметные: научатся определять цель, участвовать в диалоге с учителем, излагать свое мнение, работать по плану. Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала, познавательную активность. | Узнавать и называть основные вехи в истории развития портрета в отечественном искусстве. Приводить примеры известных портретов отечественных художников. | текущий | | | |
26. | Роль цвета в портрете. | 1 | Цветовое решение образа в портрете. Эмоциональное воздействие цвета. Соотношение портретного изображения и его как вознесшей составляющей образа. Цвет и тон. Цвет и характер освещения. Цвет как выражение настроения, характер и индивидуальности героя портрета. Цвет и живописная фактура. Задание: создать портрет знакомого или литературного героя. | Предметные: научатся классифицировать по заданным основаниям цветовое решение образа в портрете; сравнивать по определенным критериям тон и цвет, цвет и освещение. Метапредметные: научатся определять цель и проблему в учебной деятельности; соблюдать нормы коллективного общения; организовать работу в группе; оценивать степень достижения цели; самостоятельно исправлять ошибки. Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала; критически оценивать свою деятельность. | Развивать художественное видение цвета, понимание его эмоционального, инонационального воздействия. Анализировать цветовой строй произведения как средство создания художественного образа. Рассказывать о своих впечатлениях от нескольких по выбору портретов великих мастеров. Получать навыки создания различными материалами портрета в цвете. | текущий | | | |
27. | Великие портретисты прошлого. (обобщение и систематизация знаний) | 1 | Нарастание глубины образа человека в истории европейского и русского искусства. Выражение творческой индивидуальности художника в создании им портретных образов. Личность художника и его эпоха. Индивидуальность образного языка в произведении великих художников. Задание: создание автопортрета. | Предметные: узнают имена выдающихся художников-портретистов и их место в определенной эпохе; научатся определять индивидуальность произведений в портретном жанре, находить и представлять информацию о портрете; выполнять художественный анализ своих работ. Метапредметные: научатся определять цель учебной деятельности, соблюдать нормы коллективного общения; оценивать степень достижения поставленной цели. Личностные: осваивать новые правила, проявлять познавательную активность. | Узнавать и называть несколько портретов великих мастеров европейского и русского искусства. Приобретать творческий опыт и новые умения в наблюдении и создании композиционного портретного образа близкого человека. | Периодическая проверка знаний умений обучаемых по целому разделу. | | | |
Человек и пространство. Пейзаж 8 часов |
28. | Жанры в изобразительном искусстве. (изучение новых знаний) | 1 | Жанры в изобразительном искусстве натюрморт, портрет, пейзаж, бытовой жанр, исторический жанр. Понятие жанра в изобразительном искусстве отвечает на вопрос, что изображено. То, что этим хотел сказать художник, называется содержанием произведения. Историческое развитие жанров и изменение в ведении мира. История жанров и целостное представление о развитие культуры. Пейзаж как образ природы и жанр изобразительного искусства. Задание: участие в беседе. | Предметные: научатся анализировать, выделять главное в картине и обобщать; анализировать картины, написанные в разных жанрах; обобщать полученные знания. Метапредметные: научатся определять цель учебной деятельности; соблюдать нормы коллективного общения; планировать и организовывать свою деятельность. Личностные: имеют желание учиться, проявлять познавательную активность, приобретают мотивацию процесса становления художественно-творческих навыков. | Знать и называть жанры в изобразительном искусстве. Объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения. Активно участвовать в беседе. | текущий | | | |
29. | Изображение пространства (формирование новых знаний) | 1 | Проблема изображения глубины пространства на плоскости. Способы изображения пространства в различные эпохи. Особенности изображения в скульптурах древнего востока, Древний Египет. Пространственное изображения предмета и его развитие в искусстве античного мира. Символическое пространство в искусстве средневековье. Перспектива как одно из художественных средств выражения, как форма определенного содержания, обусловленного культурой эпохи и мировоззрением художника. Задание: создание простых зарисовок | Предметные: знакомятся с перспективой как изобразительной грамотой; анализировать, выделять главное и обобщать. Метапредметные: научатся определять цель учебной деятельности, соблюдать нормы коллективного общения; планировать и организовывать свою деятельность; выбирать свои мировоззренческие позиции. Личностные: имеют желание учиться, проявляют познавательную активность. | Получать представление о различных способах изображения пространства, о перспективе как о средстве выражения в изобразительном искусстве разных эпох. Рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражение различных мировоззренческих смыслов. Различать в произведениях искусства различные способы изображения пространства. | текущий | | | |
30. | Правила построения перспективы. Воздушная перспектива практическое (применение знаний, умений) | 1 | Навыки изображения уходящего вдаль пространства. Схема построения перспективы. Точка зрения. Линия горизонта. Точка схода параллельных линий, пространственные сокращения. Прямая и угловая перспектива. Представление о высоком и низком горизонте. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменение контрастности. Изменение тона и света предметов по мере удаления. Задание: изображение уходящей вдаль аллеи или вьющейся дорожки. | Предметные: научатся сравнивать объекты попаданным критериям, решать учебные задачи, анализировать и обобщать; осуществлять поиск ответа на поставленный вопрос с помощью эксперимента, самостоятельно искать способы завершения учебной задачи. Метапредметные: научатся определять учебную цель, соблюдать нормы коллективного общения; планировать деятельность в учебной ситуации; определять способы достижения цели; организовывать работу в группе; преодолевать конфликты, договариваясь с друг другом; определять конечный результат, самостоятельно исправлять ошибки. Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала, познавательную активность; осознают свои интересы и цели. | Объяснять понятия картинная плоскость, точка зрения, точка горизонта. Различать и характеризовать как средство выразительности высокий и низкий горизонт в произведениях изобразительного искусства. Объяснять правила воздушной перспективы. Приобретать навыки изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы. | текущий | | | |
31. | Пейзаж. Организация изображаемого пространства. (практическое применение знаний) | 1 | Красота природного пространства и история искусства. Искусства изображения пейзажа в Древнем Китае. Появления картины-пейзажа как самостоятельного жанра. Пейзаж эпический и романтический в классическом искусстве. | Предметные: научатся самостоятельно применять полученные ранее знания, систематизировать полученные знания в свете новой информации о возникновении пейзажа как самостоятельного жанра. Метапредметные: научатся определять учебную цель; соблюдать нормы коллективного общения; работать по плану; определять способы достижения цели. Личностные: проявлять интерес к новым видам деятельности; осознают свои интересы и цели, эмоции, адекватно их выражают; выражают уважительное отношение к своим товарищам. | Узнавать об особенности эпического и романтического образа природы. Творчески рассуждать опираясь на полученные представления и свое восприятия произведений искусства, о средствах выражения художником эпического и романтического образа в пейзаже. | текущий | | | |
32. | Пейзаж-настроение. Природа и художник. (практическое применение знаний) | 1 | Изменчивость состояний природы при разной погоде, в разное время суток. Роль освещения в природе. Изменчивость цветовых состояний в природе и умение их наблюдать. Задание: создание пейзажа на передачу цветового состояния например пасмурный день, солнечный полдень, лунный свет, весенний мотив. | Предметные: научатся осуществлять поиск особенностей роли колорита в пейзаже-настроении, определять характер цветовых отношений; научатся применять в творческой работе о различные средства выражения. Метапредметные: научатся определять проблему будущей деятельности; соблюдать нормы коллективного общения; излагать свое мнение; планировать деятельность в учебной ситуации; давать эстетическую оценку выполненным работам. Личностные: проявлять интересы к изучению нового материала, определять свое настроение; проявлять познавательную активность; учатся критически осмысливать результаты деятельности. | Учиться видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе. Приобретать навыки передачи в цвете состояний природы и настроения человека. | | | | |
33. | Городской пейзаж. (практическое применение знаний) | 1 | Жанр городского пейзажа и его развитие в истории искусства. Жанр архитектурных фантазий и панорамные городские пейзажи. Появление городского пейзажа в русском искусстве. Задание: создание городского пейзажа. | Предметные: научатся анализировать графические средства выразительности, выделять главные функции основных элементов; уметь организовывать перспективу в картиной плоскости. Метапредметные: научатся определять тему урока; соблюдать нормы коллективного общения; излагать свое мнение; планировать деятельность в учебной ситуации; давать эстетическую оценку выполненным работам. Личностные; проявлять интересы к изучении материала, познавательную активность; учится критически осмысливать результаты деятельности. | Получать представление развитие жанра городского пейзажа в европейском и русском искусстве. Приобретать навыки восприятия образности городского пространства как выражения самобытного лица культуры и истории народа. Овладевать навыками композиционного творчества в технике коллажа. | текущий | | | |
34. | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и символы (обобщение и систематизация изученного) | 1 | Большая выставка. На этой выставке будут три крупные экспозиции, посвященные портрету, натюрморту и пейзажу. | Предметные: научатся самостоятельно классифицировать материал по жанрам, находить необходимую информацию для решения учебных задач, представлять информацию и подкреплять ее рисунками, репродукциями, портретами художников. Метапредметные: научатся определять цель урока; организовывать работу в группе, излагать свое мнение с диалоге с товарищами, понимать позицию одноклассников; планировать деятельность, работать по плану. Личностные: осознают свои интересы, опыт и знания; адекватно выражают и контролируют свои эмоции. | Вместе придумывают текст выступления для экскурсовода. пользуются книжной информацией. | итоговый | | | |