№ занятий | Названия частей, разделов, номера и наименования тем по программе | Количество часов | Вид занятий | Учебная литература | Наглядное пособие |
Теоретические занятия | Лаборат. и (или) практ. занятия | Самостоятельная работа | Курсовое проектирование или курсовая работа | Консультации |
1 семестр |
1 | Введение. Историко-культурный процесс рубежа XVIII — XIX веков (обзор) | 2 | | | | | 1 | [1.1.1] с.5-29 | 8, 10 |
| Раздел 1. Русская литература первой половины XIX века |
| Тема 1.1. А.С. Пушкин |
2 | 1.1.1. Лирика А.С. Пушкина. | 2 | | | | | 2 | [1.1.1] с.31-55 [1.3] | 8, 10 |
3 | 1.1.2. «Медный всадник»: нравственное решение проблем человека и его времени. | 2 | | 2 | | | 2 | [1.1] с.49-51, [1.3] | 8, 10 |
| Тема 1.2. М.Ю. Лермонтов |
4 | 1.2. Лирика М.Ю. Лермонтова. | 2 | | 2 | | | 2 | [1.1.1] с.61-78, [1.4] | 8, 10 |
| Тема 1.3. Н. В. Гоголь. | | | | | | | | |
5 | 1.3. Н. В. Гоголь. «Портрет»: проблематика и художественное своеобразие. | 2 | | 2 | | | 2 | [1.1.1] с.82-96, [1.5] | 8, 10 |
| Раздел 2. Русская литература второй половины XIX века |
| Тема 2.1. Культурно-историческое развитие России второй половины XIX века |
6 | 2.1. Культурно-историческое развитие России второй половины XIX века. | 2 | | | | | 1 | [1.1.1] с.99-111 | 8, 10 |
| Тема 2.2. А.Н. Островский. | |
7 | 2.2.1. А.Н. Островский. «Гроза»: проблематика и художественное своеобразие | 2 | | | | | 2 | [1.1.1] с.113-140 [1.6] | 8, 10 |
8 | 2.2.3. Позиция автора и его идеал в пьесе «Гроза». | 2 | | 2 | | | 2 | [1.1.1] с.119-133, [1.6] | 8, 10 |
| Тема 2.3. И.А. Гончаров. | |
9 | 2.3.1. И.А. Гончаров. «Обломов»: своеобразие сюжета и жанра (обзор). | 2 | | | | 2 | 2 | [1.1.1] с.142-155, [1.7] | 8, 10 |
10 | 2.3.2. Глава «Сон Обломова» как художественно-философский центр романа. | 2 | | 2 | | | 2 | [1.1.1] с.147-149, [1.7] | 8, 10 |
| Тема 2.4. И. С. Тургенев. |
11 | 2.4.1. И. С. Тургенев. «Отцы и дети»: проблематика и художественные особенности. | 2 | | | | | 2 | [1.1.1] с.157-183, [1.8] | 8, 10 |
12 | 2.4.2. Два круга «путешествия» Базарова. | 2 | | | | | 2 | [1.8] | 8, 10 |
13 | 2.4.3. Любовь и дружба в романе. Авторская позиция в романе. | 2 | | 2 | | | 2 | [1.8] | 8, 10 |
| Тема 2.5. М.Е. Салтыков-Щедрин |
14 | 2.5. Своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина. «История одного города» (обзор). | 2 | | | | | 2 | [1.1.1] с.214-227, [1.9] | 8, 10 |
| Тема 2.6. Поэзия второй половины XIX века |
15 | 2.6.1. Обзор русской поэзии второй половины XIX века. | 2 | | 3 | | | 1 | [1.1.1] с.323-332 | 8, 10 |
16 | 2.6.2. Лирика Ф.И. Тютчева и А.А. Фета и ее художественные особенности. | 2 | | | | | 2 | [1.1.1] с.333-354 [1.10], [1.11] | 8, 10 |
17 | 2.6.3. Гражданская лирика Н.А. Некрасова. «Кому на Руси жить хорошо» (обзор) | 2 | | | | | 2 | [1.1.1] с.365-381 [1.12] | 8, 10 |
| Тема 2.7. Ф. М. Достоевский. |
18 | 2.7.1. Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание»: художественное своеобразие и проблематика. | 2 | | | | | 2 | [1.1.1] с.230-259 [1.13] | 8, 10 |
19 | 2.7.2. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. | 2 | | | | | 2 | [1.13] | 8, 10 |
20 | 2.7.3. Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе. | 2 | | | | | 2 | [1.13] | 8, 10 |
21 | 2.7.4. Две «правды» в романе Достоевского. | 2 | | 2 | | 2 | 2 | [1.13] | 8, 10 |
22 | 2.7.5. Своеобразие воплощения авторской позиции. Критика о романе. | 2 | | | | | 2 | [1.1.1] с.230-259, [1.13] | 8, 10 |
| Тема 2.8. Л.Н. Толстой. |
23 | 2.8.1. Духовные искания Л.Н. Толстого. Художественные принципы писателя. | 2 | | | | | 2 | [1.1.1] с.260-292 [1.14] | 8, 10 |
24 | 2.8.2. «Война и мир»: светское общество в романе. | 2 | | | | | 2 | [1.1.1] с.266-275 [1.14] | 8, 10 |
25 | 2.8.3. Правдивое изображение войны — художественное открытие Л.Н. Толстого. | 2 | | 2 | | | 2 | [1.14] | 8, 10 |
26 | Контрольная работа. | 1 | | | | | 4 | [1.14] | 4 |
Итого часов за 1 семестр | 51 | | 19 | | 4 | | | |
2 семестр |
| Тема 2.8. Л.Н. Толстой (продолжение). |
1 | 2.8.5. Духовные искания любимых героев Толстого. | 2 | | | | | 2 | [1.1.1] с.275-281 [1. 14] | 8, 10 |
2 | 2.8.6. «Мысль семейная» в романе. Авторский идеал семьи. | 2 | | | | | 2 | [1.1.1] с.288-290 [1. 14] | 8,10 |
| Тема 2.9. А. П. Чехов. | |
3 | 2.9.1. Художественное совершенство рассказа А. П. Чехова «Ионыч». | 2 | | | | | 2 | [1.1.1] с.293-310 [1. 15] | 8, 10 |
4 | 2.9.2. Пьеса «Вишневый сад»: история создания, жанр, система персонажей. | 2 | | | | | 2 | [1.1.1] с.310-316 [1.15] | 8, 10 |
5 | 2.9.3. Символика в пьесе Чехова. Смысл названия. | 2 | | 2 | | | 2 | [1.1.1] с.310-316 [1.15] | 8, 10 |
| Раздел 3. Русская литература на рубеже веков |
| Тема 3.1. Серебряный век русской поэзии |
6 | 3.1. Обзор русской поэзии Серебряного века. | 2 | | 2 | | | 2 | [1.1.2] с.54-97 [1.18-1.22] | 8, 10 |
| Тема 3.2. И.А. Бунин. | |
7 | 3.2.1. И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»: проблематика и художественные особенности. | 2 | | | | | 2 | [1.1.2] с.24-34, [1.16] | 8, 10 |
8 | 3.2.2. Тема любви в творчестве Бунина. | 2 | | | | | 2 | [1.1.2] с.34-41 [1.16] | 8, 10 |
| Тема 3.3. А.И. Куприн. |
9 | 3.3. Тема любви в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет». | 2 | | | | | 2 | [1.1.2] с.44-52 [1.17] | 8, 10 |
| Тема 3.4. А.М. Горький. | | | | | | | | |
10 | 3.4.1. Проблематика и особенности пьесы А.М. Горького «На дне». | 2 | | | | 2 | 2 | [1.1.2] с.98-113 [1.23] | 8, 10 |
11 | 3.4.2. Спор о Правде и Человеке. Авторская позиция в пьесе. | 2 | | 2 | | | 2 | [1.1.2] с.104-110 [1.23] | 8, 10 |
| Тема 3.5. А.А. Блок |
12 | 3.5. Лирика Александра Блока. Поэма «Двенадцать». | 2 | | 2 | | | 2 | [1.1.2] с. 116-136 [1.24] | 8, 10 |
| Раздел 4. Особенности развития литературы 1920-х годов |
| Тема 4.1. Характеристика эпохи 20-х годов | | | |
13 | 4.1. Характеристика эпохи 20-х годов (обзор). | 2 | | 1 | | | 1 | [1.1.2] с.139-144 [1.25], [1.34] | 8, 10 |
| Тема 4.2. В.В. Маяковский. |
14 | 4.2. Лирика Владимира Маяковского и ее художественные особенности. | 2 | | 1 | | | 2 | [1.1.2] с.145-167 [1.26] | 8, 10 |
| Тема 4.3. С.А. Есенин. |
15 | 4.3. Лирика Сергея Есенина и ее художественные особенности. | 2 | | 2 | | | 2 | [1.1.2] с.169-190 [1.27] | 8, 10 |
| Раздел 5. Особенности развития литературы 1930 — начала 1940-х годов | |
| Тема 5.1. Характеристика литературы 1930 — начала 1940-х годов | |
16 | 5.1. Характеристика литературы 1930 — начала 1940-х годов (обзор). | 2 | | | | | 1 | [1.1.2] с.200-209, 237-243 [1.28-30, 32] | 8, 10 |
| Тема 5.2. М.И. Цветаева. | |
17 | 5.2. Лирика Марины Цветаевой и ее художественные особенности. | 2 | | | | | 2 | [1.1.2] с.210-221 [1.31] | 8, 10 |
| Тема 5.3. М.А. Булгаков. |
18 | 5.3.1. М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Роль «ершалаимских» глав. | 2 | | | | | 2 | [1.1.2] с.252-259 [1.33] | 8, 10 |
19 | 5.3.2. Мастер и Маргарита: любовь в романе. | 2 | | | | | 2 | [1.1.2] с.257-259 [1.33] | 8, 10 |
20 | 5.3.3. Сатирические страницы романа. Воланд и его свита. | 2 | | 1 | | | 2 | [1.1.2] с.256-258 [1.33] | 8, 10 |
| Тема 5.4. М.А. Шолохов. |
21 | 5.4. М.А. Шолохов. «Тихий Дон» (обзор). | 2 | | 2 | | | 1 | [1.1.2] с.270-280 [1.34] | 8, 10 |
Раздел 6. Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет |
| Тема 6.1. Литература периода ВОВ и послевоенных лет |
22 | 6.1.1. Литература периода ВОВ и послевоенных лет (обзор). | 2 | | 2 | | | 2 | [1.1.2] с.282-287 [1.37] | 8,10 |
23 | 6.1.2. В.П. Некрасов. Повесть «В окопах Сталинграда». | 2 | | | | | 2 | [1.35] | 8,10 |
| Тема 6.2. А.А. Ахматова. | |
24 | 6.2. Своеобразие лирики Анны Ахматовой. Поэма «Реквием». | 2 | | 1 | | | 2 | [1.1.2] с.289-298 [1.36] | 8, 10 |
| Раздел 7. Особенности развития литературы 1950—1980-х годов |
| Тема 7.1. Общая характеристика литературы 50-80 годов |
25 | 7.1. Характеристика литературы 1950-80 годов (обзор). | 2 | | 2 | | 2 | 1 | [1.1.2] с.311-318 [1.39] | 8, 10 |
| Тема 7.2. Творчество писателей-прозаиков. |
26 | 7.2. Повесть А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». | 2 | | | | | 2 | [1.1.2] с.319-325, с.355-363 [1.38] | 8, 10 |
27 | 7.2. Рассказ В.Г. Распутина «Что передать вороне?». | 2 | | | | | 2 | [1.1.2] с.327-330 [1.40] | 8, 10 |
| Тема 7.3. Творчество поэтов в 50-80-е годы |
28 | 7.3. Творчество поэтов в 1950-80-е годы (обзор). | 2 | | | | | 2 | [1.1.2] с.331-342, с.348-354 | 8, 10 |
| Тема 7.4. Драматургия 50-80-х годов |
29 | 7.4. А. Вампилов. Пьеса «Старший сын». | 2 | | | | | 2 | [1.1.2] с.343-370 [1.41] | 8, 10 |
Раздел 8. Русское литературное зарубежье 1920-1990 годов |
| Тема 8.1. Русское литературное зарубежье 1920-1990 годов |
30 | 8.1. Три волны эмиграции русских писателей (обзор). | 2 | | 1 | | | 1 | [1.1.2] с.371-382 | 8, 10 |
Раздел 9. Русская литература на рубеже XX-XXI веков |
| Тема 9.1. Русская литература конца XX – начала XXI века. |
31 | 9.1. Русская литература конца XX – начала XXI века (обзор). | 2 | | | | | 1 | [1.1.2] с.384-394 | 8, 10 |
| Тема 9.2. Современная литература |
32 | 9.2.1. Проблематика произведений современной литературы. | 2 | | | | | 2 | [1.42-1.43] | 8, 10 |
33 | 9.2.2. Современная поэзия (обзор). | 2 | | 1 | | | 2 | [1.1.2] с.388-394 | 8, 10 |
Всего часов за 2 семестр | 66 | | 22 | | 4 | | | |
Всего по дисциплине | 117 | | 41 | | 8 | | | |
№ п/п | Наименование учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы |
I | Основные источники |
1.1.1 | Обернихина Г.А. Литература: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования: в 2 ч. Часть 1. – М., «Академия», 2018. |
1.1.2 | Обернихина Г.А. Литература: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования: в 2 ч. Часть 2. – М., «Академия», 2018. |
1.2 | Литература. Учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Е. Красовский, А. В. Леденев; под общей редакцией В. Е. Красовского. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. |
| Художественные тексты |
1.3 | А.С. Пушкин. Стихотворения «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «Свободы сеятель пустынный…», «К морю», «Подражания Корану» («И путник усталый на Бога роптал…»), «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…», «Из Пиндемонти», «Осень (Отрывок)», «Когда за городом задумчив я брожу…». Поэма «Медный всадник». |
1.4 | М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Дума», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Пророк», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «К*», («Печаль в моих песнях, но что за нужда…»), «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Журналист, Читатель и Писатель», «Как часто пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Родина», «Сон», «И скучно, и грустно!», «Выхожу один я на дорогу…». Поэма «Демон». |
1.5 | Н.В. Гоголь. Повесть «Портрет». |
1.6. | А.Н. Островский. Драма «Гроза». |
1.7 | И.А. Гончаров. Роман «Обломов». |
1.8 | И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». |
1.9 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки «Медведь на воеводстве», «Коняга», «Премудрый пискарь». Роман «История одного города» (обзор с чтением глав: «О корени происхождения глуповцев», «Опись градоначальников», «Органчик», «Подтверждение покаяния. Заключение») |
1.10 | Ф.И. Тютчев. Стихотворения «Silentium», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «Эти бедные селенья…», «День и ночь», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «К. Б.» («Я встретил Вас — и все былое…»), «Я помню время золотое…», «Тени сизые смесились…», «29-е января 1837», «Я очи знал, — о, эти очи», «Природа — сфинкс. И тем она верней…», «Нам не дано предугадать…». |
1.11 | А.А. Фет. Стихотворения «Шепот, робкое дыханье…», «Это утро, радость эта…», «Вечер», «Я пришел к тебе с приветом…», «Еще одно забывчивое слово», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Учись у них – у дуба, у березы…» «Еще майская ночь…». |
1.12 | Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Родина», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Вчерашний день, часу в шестом…», «Еду ли ночью по улице темной…», «В дороге», «Поэт и гражданин», «Муза», «Мы с тобой бестолковые люди», «Я не люблю иронии твоей…», «О Муза, я у двери гроба…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…», «Орина — мать солдатская». Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (обзор с чтением отрывков). |
1.13 | Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». |
1.14 | Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир». |
1.15 | А.П. Чехов. Рассказ «Ионыч», пьеса «Вишневый сад». |
1.16 | И.А. Бунин. Стихотворения «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…». Рассказы «Чистый понедельник», «Грамматика любви», «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар», «Холодная осень». |
1.17 | А.И. Куприн. Повесть «Гранатовый браслет». |
1.18 | В.Я. Брюсов. Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны». |
1.19 | К.Д. Бальмонт. Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…» А. Белый. Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине». |
1.20 | Н.С. Гумилев. Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» |
1.21 | И. Северянин. Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава» В.В. Хлебников. Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…» |
1.22 | Н.А. Клюев. Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...» |
1.23 | М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль». Пьеса «На дне». |
1.24 | А.А. Блок. Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы», «Незнакомка», «Коршун», «Россия», «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «На железной дороге», «Река раскинулась. Течет…», «О, я хочу безумно жить…», цикл «Кармен» «Скифы». Поэма «Двенадцать». |
1.25 | И. Э. Бабель. Роман «Конармия» (обзор). |
1.26 | В.В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно…», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Флейта-позвоночник», «Лиличка!», «Люблю», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Про это». «Прозаседавшиеся», поэмы «Во весь голос», «Облако в штанах». |
1.27 | С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!», «Русь», «Письмо матери», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная, жидкая лунность…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Сорокоуст», «Русь Советская», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…». |
1.28 | Н. Островский. «Как закалялась сталь» (обзор). |
1.29 | А.П. Платонов. Роман «Котлован» (обзор). |
1.30 | М. Зощенко. Рассказ «Аристократка». |
1.31 | М.И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Генералам 12 года», «Плач матери по новобранцу…». |
1.32 | О.Э. Мандельштам. «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Петербургские строфы», «Концерт на вокзале», «Рим». |
1.33 | М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита». |
1.34 | М.А. Шолохов. Рассказ «Родинка», роман «Тихий Дон» (обзор). |
1.35 | В.П. Некрасов. Повесть «В окопах Сталинграда». |
1.36 | А.А. Ахматова. Стихотворения: «Смятение», «Молюсь оконному лучу..», «Пахнут липы сладко…», «Сероглазый король», «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати», «Сжала руки под темной вуалью…», «Не с теми я, кто бросил земли..», «Родная земля», «Мне голос был», «Клятва», «Мужество», «Победителям», «Муза», «Поэма без героя». Поэма «Реквием». |
1.37 | А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины…», «К обидам горьким собственной персоны...», «В тот день, когда кончилась война…», «Ты, дура смерть, грозишься людям». |
1.38 | А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича». |
1.39 | В.М. Шукшин. Рассказы: «Чудик», «Выбираю деревню на жительство», «Срезал». |
1.40 | В.Г. Распутин. Рассказ «Что передать вороне?». |
1.41 | А.В. Вампилов. Пьеса «Старший сын». |
1.42 | Г. Яхина. Роман «Зулейха открывает глаза» (обзор). |
1.43 | Е. Клишина. Повесть «Спойлеры». |
II | Дополнительные источники |
2.1 | Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. – М., «Дрофа», 2018. |
2.2 | Агеносов В.В. и др. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. – М., «Дрофа», 2018. |
III | Интернет-ресурсы |
3.1 | Электронно-библиотечная система «Юрайт» – Режим доступа: https://urait.ru/ |
3.2 | Электронный портал «Классика ру» – Режим доступа: http://www.klassika.ru |
3.3 | Электронный портал «Милитера. Военная литература» – Режим доступа: http://militera.lib.ru |
3.4 | Электронно-библиотечная система – Режим доступа: http://www.newlibrary.ru |
3.5 | Электронная библиотека – Режим доступа: http://www.e-kniga.ru |
3.6 | Журнал Издательского дома «Первое сентября» – Режим доступа: http://lit.1september.ru |
3.7 | Электронно-библиотечная система – Режим доступа: http://znanium.com |
3.8 | Список электронных учебников издательства «Просвещение» - Режим доступа: http://www.catalog.prosv.ru |
3.9 | Биографии великих русских писателей - Режим доступа: http://writerstob.narod.ru/ |
3.10 | Культура письменной речи (литература) – Режим доступа: http://gramma.ru/LIT/ |
3.11 | Литературный журнал «Филологический класс» – Режим доступа: https://filclass.ru/?fbclid=IwAR0jcA3CJ1T19m4dQ08zlk1rc8mnIyF1b8hrFX51-Bv_09RInVOEXEkSxo4 |
4 дидактические материалы (для повторения, изучения нового материала, его закрепления и контроля);
10 технические средства обучения.