№ занятий | Названия частей, разделов, номера и наименования тем по программе | Количество часов | Вид занятий | Учебная литература | Наглядное пособие |
Теоретические занятия | Лаборат. и (или) практ. занятия | Самостоятельная работа | Курсовое проектирование или курсовая работа | Консультации |
1 семестр |
Раздел 1. Древнерусская литература |
1 | «Слово о полку Игореве» как родоначальник русской литературы. | 2 | | | | | 1 | [1.2] | 8, 10 |
| Раздел 2. Литература русского Просвещения XVIII века | |
2 | Русское Просвещение XVIII века и его национальные черты. | 2 | | | | | 1 | [1.1.1] с.9-15 | 8, 10 |
| Раздел 3. Русская литература первой половины XIX века |
| Тема 3.1. Золотой век русской поэзии |
3 | 3.1.2. Практическое занятие №1. «Пушкин – наше все»!? | | 2 | 1 | | | 5 | [1.1.1] с.31-60 [1.3] | 8, 10 |
| Тема 3.2. Н.В. Гоголь |
4 | Практическое занятие № 2. Н.В. Гоголь. «Выбранные места из переписки с друзьями». | | 2 | | | | 5 | [1.1.1] с.82-98 [1.4] | 3, 8, 10 |
| Раздел 4. Русская литература второй половины XIX века |
| Тема 4.1. А.Н. Островский. | |
5 | 4.1. А.Н. Островский как создатель русского национального театра XIX века. | 2 | | 2 | | | 1 | [1.1.1] с.113-140 [1.5] | 3, 8, 10 |
| Тема 4.2. И.А. Гончаров. | |
6 | 4.2.1 Отражение эпохи в произведениях Гончарова. | 2 | | | | 2 | 1 | [1.1.1] с.142-155, [1.6] | 3, 8, 10 |
7 | 4.2.2. Практическое занятие № 3. Проблема русского национального характера в романе Гончарова «Обломов». | | 2 | | | | 5 | [1.6] | 3, 8, 10 |
| Тема 4.3. И.С. Тургенев. |
8 | 4.3.1. И.С. Тургенев как «певец любви и русской природы». | 2 | | | | | 1 | с.157-185 [1.7] | 8, 10 |
9 | 4.3.2. Практическое занятие № 4. «Стихотворения в прозе» Тургенева как лирическое завещание писателя. | | 2 | | | | 5 | [1.7] | 8, 10 |
| Тема 4.4. М.Е. Салтыков-Щедрин |
10 | 4.4. Практическое занятие № 5. В чем актуальность произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина сегодня? | | 2 | 2 | | 2 | 5 | [1.1.1] с.214-227, [1.8] | 8, 10 |
| Тема 4.5. Поэзия второй половины XIX века |
11 | 4.5.1. Поэзия «чистого искусства»: традиции и новаторство. | 2 | | | | | 1 | [1.1.1] с.323-332 | 8, 10 |
12 | 4.5.2. Практическое занятие № 6. Сопоставительный анализ любовной лирики Фета и Тютчева. | | 2 | | | 2 | 5 | [1.1.1] с.333-354 [1.9-1.10] | 8, 10 |
| Тема 4.6. Ф. М. Достоевский. |
13 | 4.6.1. Художественный мир Ф.М. Достоевского и его значение для мировой культуры. | 2 | | 2 | | | 1 | [1.1.1] с.230-259 | 8, 10 |
14 | 4.6.2. Практическое занятие № 7. Великие уроки Достоевского. Чем дорог Достоевский сегодня? | | 2 | | | | 5 | [1.13] | 8, 10 |
| Тема 4.7. Л.Н. Толстой. |
15 | 4.7.1. Практическое занятие № 8. «Л.Н. Толстой – это целый мир». Дневники Толстого. | | 2 | | | | 5 | [1.1.1] с.260-292 | 3, 8, 10 |
16 | 4.7.2. Практическое занятие № 9. Тема войны романе-эпопее Толстого «Война и мир». | | 1 | | | 2 | 5 | [1.11] | 8, 10 |
17 | 4.7.4. Экранизация романа в русском и зарубежном кинематографе. | 3 | | 2 | | | 1 | [1.11] | 8, 10 |
Итого часов за 1 семестр | 17 | 17 | 9 | | 8 | | | |
2 семестр |
| Тема 4.7. Л.Н. Толстой (продолжение). |
1 | 4.7.5. Художественные приемы Толстого в создании панорамы русской жизни | 2 | | | | | 1 | [1.1.1] с.260-292 [1.11] | 8, 10 |
2 | 4.7.6. Практическое занятие № 10. «Диалектика души» в романе «Война и мир». | | 2 | | | 2 | 5 | [1.1.1] с.275-281 [1. 12] | 3, 8, 10 |
| Тема 4.8. А. П. Чехов. | |
3 | 4.8.1. Практическое занятие № 11. Отличительные особенности художественной манеры Чехова-рассказчика. | | 2 | 2 | | | 5 | [1.11] | 8, 10 |
4 | 4.8.2. «Вишневый сад» как художественное завещание Чехова. | 2 | | | | | 1 | [1.1.1] с.293-322 [1. 13] | 8, 10 |
| Раздел 5. Русская литература XX века |
| Тема 5.1. Серебряный век русской поэзии |
5 | 5.1.1. Художественные открытия Серебряного века и их значение для русской литературы. | 2 | | 2 | | | 1 | [1.1.2] с.54-97 | 3, 8, 10 |
6 | 5.1.2. Практическое занятие № 12. Сопоставительный анализ стихов поэтов Серебряного века. | | 2 | | | 2 | 5 | [1.14-1.15] [1.20-1.21] | 8, 10 |
| Тема 5.2. Тема революции и Гражданской войны в русской литературе | |
7 | 5.2.1. Гуманистическое и революционное направления в русской литературе начала 20 века. | 2 | | | | | 1 | [1.1.2] с.3-23, [1.15-1.17] | 8, 10 |
8 | 5.2.2. Практическое занятие № 13. А. Блок. Статья «Интеллигенция и революция» и поэма «Двенадцать». | | 2 | | | | 5 | [1.1.2] с.34-41 [1.15] | 3, 8, 10 |
9 | 5.2.3. Тема революции и Гражданской войны в русской литературе. | 2 | | | | | 1 | [1.1.2] с.116-138 [1.17, 1.20, 1.21, 1.38] | 8, 10 |
10 | 5.2.4. Практическое занятие № 14. «Путь к России» Владимира Маяковского и Сергея Есенина. | | 2 | | | | 5 | [1.1.2] с.145-190 [1.18-1.19] | 8, 10 |
11 | 5.2.5. Жанр утопии и антиутопии в русской литературе. | 2 | | | | | 1 | [1.1.2] с.200-209 [1.23] | 8, 10 |
12 | 5.2.6. Практическое занятие № 15. Жанр антиутопии в романе Е. Замятина «Мы». | | 2 | | | 2 | 5 | [1.23] | 8, 10 |
13 | 5.2.7. Октябрьская революция и литературный процесс 30-х годов. | 2 | | | | | 1 | [1.1.2] с. 200-209 [1.24] | 8,10 |
14 | 5.2.8. Практическое занятие № 16. Традиции Гоголя в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». | | 2 | | | | 5 | [1.1.2] с.252-261 [1.24] | 8,10 |
| Тема 5.3. Тема Великой Отечественной войны в русской литературе |
15 | 5.3.1. Осмысление Великой Победы в послевоенной и современной литературе. | 2 | | 4 | | | 1 | [1.1.2] с.318-385 [1.25-1.27] | 3, 8, 10 |
16 | 5.3.2. Практическое занятие № 17. Военная лирика Юлии Друниной и Ольги Берггольц. | | 2 | | | | 5 | [1.28-1.29] | 8,10 |
| Тема 5.4. Тоталитарная тема в русской литературе |
17 | 5.4.1. Тема судьбы человека в тоталитарном обществе. | 2 | | 2 | | 2 | 1 | [1.1.2] с.321-322 [1.30-1.31] | 8, 10 |
18 | 5.4.2. Практическое занятие № 18. Анализ рассказа В. Шаламова «Последний бой майора Пугачева». | | 2 | | | | 5 | [1.31] | 3, 8, 10 |
| Тема 5.5. Период «оттепели» в русской литературе |
19 | 5.5.1. Авторская песня как уникальное явление в русской литературе. | 2 | | | | | 1 | [1.1.2] с.331-335 [1.34-1.35] | 8, 10 |
20 | 5.5.2. Практическое занятие № 19. «Громкие» (эстрадные) и «тихие» лирики в русской поэзии. | | 2 | | | 2 | 5 | [1.1.2] | 3, 8, 10 |
21 | 5.5.3. Деревенская проза в русской литературе. | 2 | | | | | 1 | [1.1.2] с.319-321 | 8, 10 |
22 | 5.5.4. Практическое занятие № 20. Нравственная проблематика в рассказе В. Шукшина «Волки!» | | 2 | | | | 5 | [1.32] | 3, 8, 10 |
23 | 5.5.5. Жанровый диапазон драматургии 1950—1980-х годов. | 2 | | | | | 1 | [1.1.2] с.343-347 | 8, 10 |
24 | 5.5.6. Практическое занятие № 21. Пьеса М. Рощина «Спешите делать добро!». | | 2 | | | | 5 | [1.33] | 8, 10 |
25 | 5.5.7. «Задержанная» и «возвращенная» литература (обзор). | 2 | | | | | 1 | [1.37] | 8, 10 |
26 | 5.5.8. Практическое занятие № 22. Анализ рассказа Ивана Ильина «Рождественское письмо». | | 2 | | | | 5 | [1.36] | 3, 8, 10 |
| Тема 6. Современная литература |
27 | 6.1. Человек и общество в современной драматургии. | 2 | | | | 2 | 1 | [1.42-1.43] | 8, 10 |
28 | 6.2. Практическое занятие № 23. Обзор драматургии 2020-2021 года. Опыт театральных впечатлений. | | 2 | 4 | | | 5 | [1.39] | 8, 10 |
Всего часов за 2 семестр | 28 | 28 | 14 | | 12 | | | |
Всего по дисциплине | 45 | 45 | 23 | | 20 | | | |
I | Основные источники |
1.1.1 | Обернихина Г.А. Литература: учебник для студ. учреждений средн. проф. образования: в 2 ч.– М., 2018. Часть 1. |
1.1.2 | Обернихина Г.А. Литература: учебник для студ. учреждений средн. проф. образования: в 2 ч.– М., 2018. Часть 2. |
1.1.3. | Литература. Учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Е. Красовский, А. В. Леденев; под общей редакцией В. Е. Красовского. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. |
| Художественные тексты |
1.2 | «Слово о полку Игореве». |
1.3 | А.С. Пушкин. «Если жизнь тебя обманет…», «Телега жизни», «Элегия» + стихи по выбору. |
1.4. | Н.В. Гоголь. «Выбранные места из переписки с друзьями» (глава «Нужно любить Россию»). |
1.5 | А.Н. Островский. «Бесприданница». |
1.6 | И.А. Гончаров. «Обломов». |
1.7 | И.С. Тургенев. «Стихотворения в прозе». |
1.8 | М.Е. Салтыков-Щедрин. «Сказки для детей изрядного возраста». |
1.9 | Ф.И. Тютчев. «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «К. Б.» |
1.10 | А.А. Фет. «Сияла ночь. Луной был полон сад…» |
1.11 | Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». |
1.12 | Л.Н. Толстой. «Война и мир». |
1.13 | А.П. Чехов. «Размазня», «Студент», «Вишневый сад». |
1.14 | Н. Гумилев. «Капитаны», «Жираф». |
1.15. | А. Блок. «Стихи о Прекрасной Даме», «На поле Куликовом», ст. «Интеллигенция и революция», «Двенадцать» |
1.16 | М. Горький. «Песня о Буревестнике», «Песня о Соколе». |
1.17 | И. Бунин. «Окаянные дни», «Холодная осень». |
1.18 | В. Маяковский. «Ночь», «Нате!», «Во весь голос». |
1.19 | С. Есенин. «Русь», «Песнь о собаке», «Русь советская», |
1.20 | В. Короленко. «Письма Луначарскому». |
1.21 | М. Шолохов. «Родинка», «Судьба человека». |
1.22 | А. Платонов. «Котлован» (обзор). |
1.23 | Е. Замятин. «Мы». |
1.24 | М. Булгаков. «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита». |
1.25 | А. Фадеев. «Молодая гвардия». |
1.26 | Б. Васильев. «Завтра была война», «А зори здесь тихие…» |
1.27 | В. Распутин. «Живи и помни», «Пожар», «Прощание с Матерой». |
1.28 | Ю. Друнина. «Зинка», «Я родом не из детства, из войны». |
1.29 | О. Берггольц. «Ленинградская поэма». |
1.30 | А.И. Солженицын. «Крохотки», «Как жаль». |
1.31 | В. Шаламов. «Колымские рассказы» («Последний бой майора Пугачева».) |
1.32 | В.М. Шукшин. «Волки!». |
1.33 | М. Рощин. «Спешите делать добро!» |
1.34 | В. Высоцкий. «Я не люблю», «Здесь вам не равнина», «Охота на волков», «Романс о любви». |
1.35 | Б. Окуджава. «Виноградную косточку в теплую землю зарою…», «Молитва Франсуа Вийона», «Песенка об Арбате». |
1.36 | И. Ильин. «Рождественское письмо». |
1.37 | Г. Владимов. «Верный Руслан» |
1.38 | И. Тальков. «Листая старую тетрадь...», «Чистые пруды». |
1.39. | Н. Блок. «Фото топлес» |
II | Дополнительные источники |
2.1 | Тарланов, Е. З. Литература: анализ поэтического текста: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. З. Тарланов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 237 с. |
| |
III | Интернет-ресурсы |
3.1 | Электронный портал «Классика ру» – Режим доступа: http://www.klassika.ru |
3.2 | Электронный портал «Милитера. Военная литература» – Режим доступа: http://militera.lib.ru |
3.3 | Электронно-библиотечная система – Режим доступа: http://www.newlibrary.ru |
3.4 | Электронная библиотека – Режим доступа: http://www.e-kniga.ru |
3.5 | Журнал Издательского дома «Первое сентября» – Режим доступа: http://lit.1september.ru |
3.6 | Электронно-библиотечная система – Режим доступа: http://znanium.com |
3.7 | Список электронных учебников издательства «Просвещение» - Режим доступа: http://www.catalog.prosv.ru |
3.8 | Биографии великих русских писателей - Режим доступа: http://writerstob.narod.ru/ |
3.9 | Культура письменной речи (литература) – Режим доступа: http://gramma.ru/LIT/ |
3.10 | Литературный журнал «Филологический класс» – Режим доступа: https://filclass.ru/?fbclid=IwAR0jcA3CJ1T19m4dQ08zlk1rc8mnIyF1b8hrFX51-Bv_09RInVOEXEkSxo4 |
4 дидактические материалы (для повторения, изучения нового материала, его закрепления и контроля);
10 технические средства обучения.