Программа по риторике: 5–11-й классы. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ
Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 года и обеспечена учебниками «Школьная риторика» для 5–7 кл. и «Риторика» для 8–11 кл., под ред. Т.А. Ладыженской.
Учебник Риторика. 11 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы/ под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Издательский дом «С-инфо»; Издательство «Баласс», 2008
№ п/п | Дата | Тема | Цель | Основные понятия и термины | Формы и методы | Планируемые результаты | Оборудование | Домашнее задание |
план | факт | ученик д/знать | ученик д/уметь |
-
| | | Повторение изученного за предыдущие годы. Проверим себя | Осмыслить опыт изучения риторики в предыдущем году | коммуникабельность, топосы, компоненты речевой ситуации | Объяснение учителя, чтение диалога, выделение основной информации | компоненты коммуникативно-речевой ситуации | определять коммуникативное намерение по речевым сигналам | | Упр. 6 размышления в дневнике или упр. 5 опишите указанную ситуацию |
-
| | | Как наше слово отзовётся | Показать взаимосвязь культуры речи и риторики | Общение, собеседники, коммуниканты, партнёры, адресат, адресант | Анализ диалога, выделение основной информации | в чём эффективность общения и каковы критерии оценки речи | Следить за культурой речи с целью эффективного общения | | Упр. 8. Организуйте обсуждение одной из данных тем |
-
| | | Коммуникативная личность | Познакомить с понятием «коммуникативная личность» | Коммуникативная личность, коммуникативные потребности | Изучение теоретического материала, анализ текстов | характеристики коммуникативной личности | Характеризовать литературных героев с точки зрения их коммуникативных способностей | | Упр. 9 или 11. Охарактеризуйте (письменно) коммуникативную личность своего сверстника или идеальную коммуникативную личность |
-
| | | Индивидуальный стиль речи | Познакомить с особенностями индивидуального стиля речи | Особенности индивидуального стиля | Практические упражнения по определению индивидуального стиля, изучение теоретического материала | критерии для определения индивидуального стиля речи | характеризовать индивидуальный стиль | | Упр. 12. Какие особенности человека отражаются в его индивидуальном стиле |
-
| | | Индивидуальный стиль речи | Познакомить с особенностями индивидуального стиля речи | Особенности индивидуального стиля | Практические упражнения по определению индивидуального стиля, изучение теоретического материала | критерии для определения индивидуального стиля речи | характеризовать индивидуальный стиль | | Упр. 16 Опишите индивидуальную манеру объяснения нового материала того из ваших учителей, речь которого вызывала или вызывает сейчас ваше внимание и интерес |
-
| | | Коммуникативные и некоммуникативные профессии | Определить коммуникативные и некоммуникативные профессии | Аудитор, брокер, дилер, менеджер, риэлтор | Импровизационные задачи, анализ диалогов | признаки коммуникативных профессий, новые коммуникативные профессии | определять особенности общения человека коммуникативной профессии | | Упр. 24 Напишите о коммуникативной профессии знакомого человека, об особенностях его общения |
-
| | | Настоящий профессионал – хороший ритор | Познакомить с требованиями к профессиональному общению | | Решение риторических задач, анализ художественных текстов | что нужно, чтобы профессиональное общение было успешным | определять качества настоящего профессионала, находить речевые ошибки в речи | | Упр. 33 Прослушайте по радио или посмотрите по телевидению программу, содержащую интервью с режиссёром, юристом, художником, политиком, экономистом. Оцените их речевое мастерство |
-
| | | Учимся слушать лекцию. Что мы знаем об информационных жанрах | Познакомить с общими признаками информационных речей | Коммуникативная задача, публичный характер, подготовленный характер | Решение риторических задач | характеристики информационных жанров | определять стиль речи лектора, находить элементы научного и разговорного стилей | | Упр. 36 Найти во фрагментах лекций элементы научного и разговорного стилей |
-
| | | Лекции бывают разные | Познакомить с разновидностями лекций | Учебная лекция | Объяснение материала, решение риторических задач | разновидности лекций | определять элементы диалогизации, жанровые разновидности лекций | | Упр. 39 Определить средства диалогизации, которые использует лектор |
-
| | | Структура лекции | Тренироваться в построении разных определений | | Ортологическая разминка, импровизационные задачи | виды определений (через род и вид, через ряд действий, через способ его образования и т.д.) | тренироваться в построении определений | | Упр. 42 В лекции В.О.Ключевского определите ключевые слова или предложения |
-
| | | Сигналы членения текста лекции | Познакомить с развёрнутыми ответами, в основу которых положено правило | Алгоритм | Речевая гимнастика, риторические упражнения | строение правил: условия, результат, иллюстративно-объяснительная часть; что такое алгоритм | Строить развёрнутые ответы, объяснять способ применения правила по алгоритму, составлять алгоритм | | Упр. 45 подготовьте выступление на любую тему в форме лекции |
-
| | | Сольные выступления учащихся | Познакомить с советом как речевым действием | | Объяснение материала, сравнительный анализ текстов | языковые средства при создании советов, отличия советов от приказов | строить советы, в зависимости от ситуации, мягкие, предупредительные, настойчивые, категоричные | | Рефлексия публичных выступлений |
-
| | | Приёмы слушания | Показать зависимость речи и её качеств от ситуации общения | Речь правильная, чистая, логичная, богатая, точная, уместная, выразительная | Параллельное сопоставление текста до правки и после неё | достоинства и недостатки речи | Анализировать и оценивать речь с точки зрения её качеств | | Упр. 53. Прослушайте и проанализируйте несколько выступлений лекционного характера по памятке |
-
| | | Аргументация. Аргументативные умения | Показать зависимость речи и её качеств от ситуации общения | Уместная речь | Парная работа, изучение теоретического материала | что означает уместность речи | Определять соответствие речи с точки зрения уместности | | Упр. 63. Подобрать аргументы на тему «Клонирование человека: за и против» |
-
| | | Аргументация в ситуации публичного спора: прения и дебаты | Показать зависимость речи и её качеств от ситуации общения | Соответствие стилю высказывания | Решение риторических задач | Что значит соответствовать стилю общения | Определять недостатки речи, когда допускаются несоответствия стилю | | Упр. 68. Проанализируйте события общественно-политической жизни за последние 2 – 3 месяца, используя материалы СМИ. Приведите примеры дебатов в парламенте |
-
| | | Аргументация в речевых жанрах повседневного общения | Совершенствовать умения извлекать смысл из читаемого текста, осознанное применение информации | Изучающее и ознакомительное чтение | Решение импровизационных задач | способы чтения: изучающее и ознакомительное | извлекать смысл из читаемого текста | | Упр. 71 Написать объяснительную записку классному руководителю, аргументируя своё отсутствие |
-
| | | Функции аргументации в информационных и информационно-аналитических жанрах | Информировать о том, что такое ученические ответы, какими они бывают | Формула вежливого отказа | Анализ текстов, конспектирование теоретического материала | что такое ученические ответы | правильно строить ученический ответ | | Упр. 77. Подготовить сообщение на тему «Функция аргументации в информационных и информационно-аналитических жанрах» |
-
| | | Жанры речевого этикета | Показать, что в зависимости от ситуации используются разные ответы | Слушать, слышать, внимать | Определение целей слушания, анализ текстов | разные виды ответов | В зависимости от учебной задачи строить свой ответ | | Упр. 79 Введите аргументацию в жанр речевого этикета в перечисленных ситуациях общения |
-
| | | Аргументы рациональные и иррациональные | Познакомить с правилами построения основной части ответа, с разными способами окончания ответа | | Коллективная работа по составлению правил, исходя из анализа текстов | способы построения основного ответа и концовок | в зависимости от задачи правильно определять порядок построения основной части ответа и концовки | | Упр. 83. Соберите материал (примеры, иллюстрации из жизни) о том, в каких жизненных ситуациях вам необходима была аргументация. |
-
| | | Реклама – живой речевой жанр. Реклама бывает разной | Познакомить с понятием риторического изобретения | Изобретение, этапы рече-мыслительной деятельности | Работа в парах | об этапах рече-мыслительной деятельности | Находить новое для изобретения текста | | Упр. 87 Запишите 2 – 3 примера рекламных текстов. Определить их вид (по двум основаниям) |
-
| | | Структура рекламы | Познакомить с понятием «топик», с логической и риторической разновидностями определения | «топик» - общие места, логическое определение, риторическое определение | Анализ текста | Что такое общие места (топики), особенности логического и риторического определений | Различать определения и строить риторические и логические определения | | Упр. 91 Придумайте названия 2 – 3 торговых марок для школьных сумок, спортивной одежды, молодёжной обуви |
-
| | | Школа рекламиста | Познакомить с первичными и вторичными речевыми жанрами | Первичные и вторичные жанры | История происхождения жанр, составление визитных карточек | Первичные и вторичные жанры | Определять жанр текста по признакам | | Упр. 98. Составьте рекламный текст для курсов, любимого учебника, музыкальной группы, олимпиады или конференции |
-
| | | Сольные выступления с рекламами | Познакомить с вторичными жанрами | Импровизация | Анализ текста | Порядок работы над созданием вторичных текстов | Определять вторичные тексты | | Рефлексия услышанных выступлений |
-
| | | Эссе. Его особенности | Познакомить с тем, что такое аннотаация | Аннотация | Решение риторических задач, анализ текстов | признаки и правила составления аннотаций | составлять аннотации | | Упр. 99. Прочитать эссе Л. Гинзбург «Из старых записей. Ахматова». Определить своеобразие |
-
| | | Предмет речи, адресант и адресат в эссе | Научить составлять аннотации | Аннотация, библиографическая справка | Выполнение риторических задач, анализ текстов | признаки и правила составления аннотаций | составлять аннотации | | Упр. 101 Анализ эссе Т. Толстой «На липовой ноге» |
-
| | | Разновидности эссе | Научить распознавать аннотации и предисловия | Аннотация, предисловие | Объяснение нового материала, анализ исходных текстов | Отличия предисловий | Составлять предисловия | | Упр. 103 Анализ эссе –отзыва на телепередачу. |
-
| | | Пишем эссе | Познакомить с отзывом как речевым жанром | Отзыв | Сопоставление устных и письменных объявлений | принципы составления отзывов | Составлять отзывы | | Упр. 106 или 107 или 108. Написание эссе |
-
| | | Сольные выступления | Познакомить с требованиями оформления личных писем | Афиша, «рекламные крючки» | Анализ текста, решение риторических задач | особенности составления личного письма, их разновидности | составлять афиши | | Рефлексия услышанных выступлений |
-
| | | Мемуары как речевой жанр | Отличительные признаки писем-поздравлений, | | Анализ текстов-образцов, игра «За что мы любим?» | Особенности поздравительных писем, положительные качества, за которые хвалим | Составлять поздравительные письма | | Упр. 110. Определить, что помогло А.Я. Панаевой представить героев, их творческую позицию, характеры |
-
| | | Мемуары о русских писателях | Отличительные благодарственных писем | Композиция, зачин, развитие действия, кульминация, концовка | Изучение материала, анализ текста | композицию текстов повествовательного стиля речи | Составлять свои рассказы на указанную тему | | Упр. 112. Подготовить на основе прочитанных мемуаров высказывание с элементами рецензии «Чем обогатило меня чтение мемуаров такого-то» |
-
| | | Мои воспоминания | Познакомить с особенностями письма-просьбы | Совет, предложение, повторная просьба, предупреждение | Чтение текстов, анализ ситуаций | вежливы формулы просьб | Определить разновидности побуждений: совет, предложение, повторная просьба, предупреждение | | Упр. 115 Составить документально-художественный рассказ «О времени и о себе» или упр. 117 «Как это было…» |
-
| | | Обобщаем изученное | Научить детей отличать комплимент от похвального слова | Комплимент, похвальное слово, похвальба, лесть | Объяснение материала, анализ риторических и художественных текстов | отличия похвального слова от комплимента | составлять похвальные слова | | Упр. 140. Подготовить выступления для праздника города Риторики |
-
| | | Обобщение изученного за год. Проверим себя. Тест | Познакомить с речевым жанром интервью | Интервью, интервьюер, интервьюировать | Сопоставление с беседой, решение риторических задач | Как называются участники интервью, какова обстановка, своеобразие языка, речевой этикет, запреты для интервьера | Проводить подготовительную работу и брать интервью, подбирать интересные вопросы, соблюдать речевой этикет | | |