СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование. Курс «Риторика»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по риторике: 5–11-й классы. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ

Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 года и обеспечена учебниками «Школьная риторика» для 5–7 кл. и «Риторика» для 8–11 кл., под ред. Т.А. Ладыженской.

Учебник                                                                                                                                                                                                                Риторика. 11 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы/ под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Издательский дом «С-инфо»; Издательство «Баласс», 2008

Учитель Раковская Лия Александровна             

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование. Курс «Риторика»»

Календарно-тематическое планирование

на 2018/2019 учебный год

Предмет

Риторика

Класс

11а

Количество часов по программе

1 час в неделю (34 часа)

Количество часов по КТП

33

Из них:

Плановых контрольных работ (диктантов)



Административных контрольных работ


Сочинений (изложений)


Зачетов


Тестов

1

Программа по риторике: 5–11-й классы. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ

Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 года и обеспечена учебниками «Школьная риторика» для 5–7 кл. и «Риторика» для 8–11 кл., под ред. Т.А. Ладыженской.

Учебник Риторика. 11 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы/ под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Издательский дом «С-инфо»; Издательство «Баласс», 2008

Учитель Раковская Лия Александровна







Календарно-тематическое планирование.

Курс «Риторика» 11а класс (базовый уровень)

№ п/п

Дата

Тема

Цель

Основные понятия и термины

Формы и методы

Планируемые результаты

Оборудование

Домашнее задание

план

факт

ученик д/знать

ученик д/уметь



Повторение изученного за предыдущие годы. Проверим себя

Осмыслить опыт изучения риторики в предыдущем году

коммуникабельность, топосы, компоненты речевой ситуации

Объяснение учителя, чтение диалога, выделение основной информации

компоненты коммуникативно-речевой ситуации

определять коммуникативное намерение по речевым сигналам


Упр. 6 размышления в дневнике или упр. 5 опишите указанную ситуацию



Как наше слово отзовётся

Показать взаимосвязь культуры речи и риторики

Общение, собеседники, коммуниканты, партнёры, адресат, адресант

Анализ диалога, выделение основной информации

в чём эффективность общения и каковы критерии оценки речи

Следить за культурой речи с целью эффективного общения


Упр. 8. Организуйте обсуждение одной из данных тем



Коммуникативная личность

Познакомить с понятием «коммуникативная личность»

Коммуникативная личность, коммуникативные потребности

Изучение теоретического материала, анализ текстов

характеристики коммуникативной личности

Характеризовать литературных героев с точки зрения их коммуникативных способностей


Упр. 9 или 11. Охарактеризуйте (письменно) коммуникативную личность своего сверстника или идеальную коммуникативную личность



Индивидуальный стиль речи

Познакомить с особенностями индивидуального стиля речи

Особенности индивидуального стиля

Практические упражнения по определению индивидуального стиля, изучение теоретического материала

критерии для определения индивидуального стиля речи

характеризовать индивидуальный стиль


Упр. 12. Какие особенности человека отражаются в его индивидуальном стиле



Индивидуальный стиль речи

Познакомить с особенностями индивидуального стиля речи

Особенности индивидуального стиля

Практические упражнения по определению индивидуального стиля, изучение теоретического материала

критерии для определения индивидуального стиля речи

характеризовать индивидуальный стиль


Упр. 16 Опишите индивидуальную манеру объяснения нового материала того из ваших учителей, речь которого вызывала или вызывает сейчас ваше внимание и интерес



Коммуникативные и некоммуникативные профессии

Определить коммуникативные и некоммуникативные профессии

Аудитор, брокер, дилер, менеджер, риэлтор

Импровизационные задачи, анализ диалогов

признаки коммуникативных профессий, новые коммуникативные профессии

определять особенности общения человека коммуникативной профессии


Упр. 24 Напишите о коммуникативной профессии знакомого человека, об особенностях его общения



Настоящий профессионал – хороший ритор

Познакомить с требованиями к профессиональному общению


Решение риторических задач, анализ художественных текстов

что нужно, чтобы профессиональное общение было успешным

определять качества настоящего профессионала, находить речевые ошибки в речи


Упр. 33 Прослушайте по радио или посмотрите по телевидению программу, содержащую интервью с режиссёром, юристом, художником, политиком, экономистом. Оцените их речевое мастерство



Учимся слушать лекцию. Что мы знаем об информационных жанрах

Познакомить с общими признаками информационных речей

Коммуникативная задача, публичный характер, подготовленный характер

Решение риторических задач

характеристики информационных жанров

определять стиль речи лектора, находить элементы научного и разговорного стилей


Упр. 36 Найти во фрагментах лекций элементы научного и разговорного стилей



Лекции бывают разные

Познакомить с разновидностями лекций

Учебная лекция

Объяснение материала, решение риторических задач

разновидности лекций

определять элементы диалогизации, жанровые разновидности лекций


Упр. 39 Определить средства диалогизации, которые использует лектор



Структура лекции

Тренироваться в построении разных определений


Ортологическая разминка, импровизационные задачи

виды определений (через род и вид, через ряд действий, через способ его образования и т.д.)

тренироваться в построении определений


Упр. 42 В лекции В.О.Ключевского определите ключевые слова или предложения



Сигналы членения текста лекции

Познакомить с развёрнутыми ответами, в основу которых положено правило

Алгоритм

Речевая гимнастика, риторические упражнения

строение правил: условия, результат, иллюстративно-объяснительная часть; что такое алгоритм

Строить развёрнутые ответы, объяснять способ применения правила по алгоритму, составлять алгоритм


Упр. 45 подготовьте выступление на любую тему в форме лекции



Сольные выступления учащихся

Познакомить с советом как речевым действием


Объяснение материала, сравнительный анализ текстов

языковые средства при создании советов, отличия советов от приказов


строить советы, в зависимости от ситуации, мягкие, предупредительные, настойчивые, категоричные


Рефлексия публичных выступлений



Приёмы слушания

Показать зависимость речи и её качеств от ситуации общения

Речь правильная, чистая, логичная, богатая, точная, уместная, выразительная

Параллельное сопоставление текста до правки и после неё

достоинства и недостатки речи


Анализировать и оценивать речь с точки зрения её качеств


Упр. 53. Прослушайте и проанализируйте несколько выступлений лекционного характера по памятке



Аргументация. Аргументативные умения

Показать зависимость речи и её качеств от ситуации общения

Уместная речь

Парная работа, изучение теоретического материала

что означает уместность речи


Определять соответствие речи с точки зрения уместности


Упр. 63. Подобрать аргументы на тему «Клонирование человека: за и против»



Аргументация в ситуации публичного спора: прения и дебаты

Показать зависимость речи и её качеств от ситуации общения

Соответствие стилю высказывания

Решение риторических задач

Что значит соответствовать стилю общения

Определять недостатки речи, когда допускаются несоответствия стилю


Упр. 68. Проанализируйте события общественно-политической жизни за последние 2 – 3 месяца, используя материалы СМИ. Приведите примеры дебатов в парламенте



Аргументация в речевых жанрах повседневного общения

Совершенствовать умения извлекать смысл из читаемого текста, осознанное применение информации

Изучающее и ознакомительное чтение

Решение импровизационных задач

способы чтения: изучающее и ознакомительное

извлекать смысл из читаемого текста



Упр. 71 Написать объяснительную записку классному руководителю, аргументируя своё отсутствие



Функции аргументации в информационных и информационно-аналитических жанрах

Информировать о том, что такое ученические ответы, какими они бывают

Формула вежливого отказа

Анализ текстов, конспектирование теоретического материала

что такое ученические ответы


правильно строить ученический ответ


Упр. 77. Подготовить сообщение на тему «Функция аргументации в информационных и информационно-аналитических жанрах»



Жанры речевого этикета

Показать, что в зависимости от ситуации используются разные ответы

Слушать, слышать, внимать

Определение целей слушания, анализ текстов

разные виды ответов

В зависимости от учебной задачи строить свой ответ


Упр. 79 Введите аргументацию в жанр речевого этикета в перечисленных ситуациях общения



Аргументы рациональные и иррациональные

Познакомить с правилами построения основной части ответа, с разными способами окончания ответа


Коллективная работа по составлению правил, исходя из анализа текстов

способы построения основного ответа и концовок


в зависимости от задачи правильно определять порядок построения основной части ответа и концовки


Упр. 83. Соберите материал (примеры, иллюстрации из жизни) о том, в каких жизненных ситуациях вам необходима была аргументация.



Реклама – живой речевой жанр. Реклама бывает разной

Познакомить с понятием риторического изобретения

Изобретение, этапы рече-мыслительной деятельности

Работа в парах

об этапах рече-мыслительной деятельности

Находить новое для изобретения текста


Упр. 87 Запишите 2 – 3 примера рекламных текстов. Определить их вид (по двум основаниям)



Структура рекламы

Познакомить с понятием «топик», с логической и риторической разновидностями определения

«топик» - общие места, логическое определение, риторическое определение

Анализ текста

Что такое общие места (топики), особенности логического и риторического определений

Различать определения и строить риторические и логические определения


Упр. 91 Придумайте названия 2 – 3 торговых марок для школьных сумок, спортивной одежды, молодёжной обуви



Школа рекламиста

Познакомить с первичными и вторичными речевыми жанрами

Первичные и вторичные жанры

История происхождения жанр, составление визитных карточек

Первичные и вторичные жанры

Определять жанр текста по признакам


Упр. 98. Составьте рекламный текст для курсов, любимого учебника, музыкальной группы, олимпиады или конференции



Сольные выступления с рекламами

Познакомить с вторичными жанрами

Импровизация

Анализ текста

Порядок работы над созданием вторичных текстов

Определять вторичные тексты


Рефлексия услышанных выступлений



Эссе. Его особенности

Познакомить с тем, что такое аннотаация

Аннотация

Решение риторических задач, анализ текстов

признаки и правила составления аннотаций

составлять аннотации


Упр. 99. Прочитать эссе Л. Гинзбург «Из старых записей. Ахматова». Определить своеобразие



Предмет речи, адресант и адресат в эссе

Научить составлять аннотации

Аннотация, библиографическая справка

Выполнение риторических задач, анализ текстов

признаки и правила составления аннотаций

составлять аннотации


Упр. 101 Анализ эссе Т. Толстой «На липовой ноге»



Разновидности эссе

Научить распознавать аннотации и предисловия

Аннотация, предисловие

Объяснение нового материала, анализ исходных текстов

Отличия предисловий

Составлять предисловия


Упр. 103 Анализ эссе –отзыва на телепередачу.



Пишем эссе

Познакомить с отзывом как речевым жанром

Отзыв

Сопоставление устных и письменных объявлений

принципы составления отзывов

Составлять отзывы


Упр. 106 или 107 или 108. Написание эссе



Сольные выступления

Познакомить с требованиями оформления личных писем

Афиша, «рекламные крючки»

Анализ текста, решение риторических задач

особенности составления личного письма, их разновидности

составлять афиши


Рефлексия услышанных выступлений



Мемуары как речевой жанр

Отличительные признаки писем-поздравлений,


Анализ текстов-образцов, игра «За что мы любим?»

Особенности поздравительных писем, положительные качества, за которые хвалим

Составлять поздравительные письма


Упр. 110. Определить, что помогло А.Я. Панаевой представить героев, их творческую позицию, характеры



Мемуары о русских писателях

Отличительные благодарственных писем

Композиция, зачин, развитие действия, кульминация, концовка

Изучение материала, анализ текста

композицию текстов повествовательного стиля речи

Составлять свои рассказы на указанную тему


Упр. 112. Подготовить на основе прочитанных мемуаров высказывание с элементами рецензии «Чем обогатило меня чтение мемуаров такого-то»



Мои воспоминания

Познакомить с особенностями письма-просьбы

Совет, предложение, повторная просьба, предупреждение

Чтение текстов, анализ ситуаций

вежливы формулы просьб

Определить разновидности побуждений: совет, предложение, повторная просьба, предупреждение


Упр. 115 Составить документально-художественный рассказ «О времени и о себе» или упр. 117 «Как это было…»



Обобщаем изученное

Научить детей отличать комплимент от похвального слова

Комплимент, похвальное слово, похвальба, лесть

Объяснение материала, анализ риторических и художественных текстов

отличия похвального слова от комплимента

составлять похвальные слова


Упр. 140. Подготовить выступления для праздника города Риторики



Обобщение изученного за год. Проверим себя. Тест

Познакомить с речевым жанром интервью

Интервью, интервьюер, интервьюировать

Сопоставление с беседой, решение риторических задач

Как называются участники интервью, какова обстановка, своеобразие языка, речевой этикет, запреты для интервьера

Проводить подготовительную работу и брать интервью, подбирать интересные вопросы, соблюдать речевой этикет













Распределение учебного материала


1 четверть

недель

2 четверть

недель

3 четверть

недель

4 четверть

недель

Год

недель

Количество часов

9

7

10

7

33