СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Географическое положение. Виды географического положения: природно-географическое (физико-географическое), математико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное, эколого-географическое, историко-географическое положение. Уровни географического положения. Изменения географического положения со временемГеографическое положение. Виды географического положения: природно-географическое (физико-географическое), математико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное, эколого-географическое, историко-географическое положение. Уровни географического положения. Изменения географического положения со временемГеографическое положение. Виды географического положения: природно-географическое (физико-географическое), математико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное, эколого-географическое, историко-географическое положение. Уровни географического положения. Изменения географического положения со временем.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
№ | Дата | Тема | Содержание | Основные виды деятельности учащихся на уровне УУД | Тип урока | Форма урока | Форма контроля | Дом. зад. |
1 |
| Что изучают в курсе «Природа России». Источники географической информации. | Что и с какой целью изучают в курсе «География России» | Выяснять роль географической науки в решении практических задач страны | комбинированный | беседа
| Фронтальный опрос | С. 3 |
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ | ||||||||
Географическое положение России | ||||||||
2 |
| Географическое положение и его виды. | Географическое положение. Виды географического положения: природно-географическое (физико-географическое), математико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное, эколого-географическое, историко-географическое положение. Уровни географического положения. Изменения географического положения со временем | Выявлять уровни географического положения на основе анализа иллюстративных материалов учебника. Выявлять последовательность изучения географических объектов на основе иллюстративных материалов учебника. Обсуждать примеры природных, политических, социально-экономических и других событий, иллюстрирующих изменения разных видов географического положения страны со временем | комбинированный | практикум | Фронтальный опрос | §1 |
3 |
| Размеры территории и природно-географическое положение России. | Основные черты природно-географического положения территории РФ; отрицательные и положительные аспекты географического положения. Размер территории РФ и его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения | Определять по картам крайние точки территории России; наносить их на контурную карту; определять протяжённость территории страны в направлениях север-юг, запад-восток; устанавливать географические следствия значительных размеров территории страны. Сравнивать природно-географическое положение России с положением других государств, опираясь на политическую карту мира и материал учебника. Обсуждать благоприятные и неблагоприятные следствия географического положения и значительных размеров территории страны; формулировать выводы | комбинированный | практикум | Индивидуальный опрос | §2 |
4 |
| Экономико-географическое и транспортно-географическое положение России. | Особенности экономико-географического и транспортно-географического положения России. Отрицательные и положительные аспекты современных экономико-географического и транспортно-географического положения, их влияние на хозяйство и жизнь населения
| Характеризовать экономико-географическое положение России на микро- и мезоуровне. Определять по политической карте соседей России 1-го порядка (пограничные государства), 2-го и 3-го порядка. Наносить на контурную карту пограничные государства России, страны СНГ. Выявлять роль пограничных государств и стран СНГ во внешней торговле России, определять долю отдельных стран СНГ во внешней торговле РФ, определять товары, которые составляют основу экспорта и импорта России, по иллюстративным и статистическим материалам учебника. Обсуждать особенности транспортно-географического положения (ТГП) России. Выявлять изменения ТГП России после распада СССР, современные транспортные проблемы страны, перспективы улучшения ТГП страны на основе анализа карты «Транспорт», текста и иллюстративных материалов учебника, анализа дополнительных источников географической информации. | Комбинированный | практикум | Письменная работа | §3 |
5 |
| Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России. Пр.р. №1. Обозначение объектов, характеризующих географическое положение России, на контурной карте. | Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России. Отрицательные и положительные аспекты географического положения страны, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения | Обсуждать и оценивать современное геополитическое положение России на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Обозначать на контурной карте страны – члены НАТО, ЕС, АТЭС. На основе дополнительных источников географической информации подготавливать мини-сообщения о странах, имеющих территориальные претензии к России. Обсуждать, в чём заключаются территориальные претензии. Выявлять особенности этнокультурного положения России на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника; определять регионы и факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на экологическую ситуацию в России. Обсуждать роль природы России в поддержании равновесия природной среды в Северном полушарии. Обозначать объекты, характеризующие географическое положение России, на контурной карте по плану. Формулировать выводы об особенностях географического положения страны, о его влиянии на особенности природы, хозяйство и жизнь населения | Урок изучения нового материала | беседа | Письменная работа | §4 |
6 |
| Государственная территория России. Типы российских границ. | Государственная территория Российской Федерации (суша, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство и недра). Морские владения России – континентальный шельф и экономическая зона. Территориальные пространства России как важнейший стратегический ресурс страны. Типы и виды государственных границ России: природные (сухопутные, морские), экономические (контактные, барьерные), исторические (старые, новые), геополитические (безопасные, конфликтные) | Обсуждать значение территории России как важнейшего стратегического ресурса страны. На основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника приводить примеры разных типов и видов границ РФ | Комбинированный | практикум | тест | §5 |
7 |
| Сухопутные и морские границы России. | Особенности сухопутных и морских границ РФ: протяжённость, страны-соседи, значение для осуществления внешних связей | Определять на основе объяснения учителя и анализа карты атласа, текста и иллюстративных материалов учебника соотношение и особенности сухопутных и морских границ России. Обозначать на контурной карте сухопутные и морские границы РФ, крупнейшие морские порты России. Формулировать и обсуждать выводы о значении разных видов границ для осуществления внешних связей РФ | Комбинированный | Исследование | Письменная работа | §6 |
8 |
| Различия во времени на территории России. Пр.р. №2. Решение задач на определение поясного времени. | Поясное (зональное) местное и декретное время, их роль в хозяйстве и деятельности людей | Выявлять на основании объяснения учителя существенные признаки понятий «поясное время» и «местное время». Анализировать карту часовых поясов (зон) по следующим вопросам: в каких часовых поясах располагается территория страны; в каком ча-со3неделявом поясе (зоне) располагается ваш населённый пункт; какие крупные города расположены в этом же часовом поясе; как различается поясное время вашего пункта по сравнению с Москвой и Анадырем. Решать задачи на определение поясного (зонального) времени | Изучение нового | практикум | Решение задач | §7 |
9 |
| Государственное устройство и территориальное деление РФ. | Государственное устройство и территориальное деление РФ. Политико-административная карта России | Выявлять по тексту и иллюстративному материалу учебника основные типы государственного устройства стран мира и определять различия между ними. Анализировать на основе объяснения учителя особенности административно-территориального деления РФ. Определять по политико-административной карте специфические черты административно-территориального устройства РФ. | Изучение нового | беседа | Работа с картой | §8 |
10 |
| Повторение и обобщение по теме «Географическое положение России». Контрольная работа №1. |
| Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы учебника по данному разделу. Выполнять тестовые задания | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Самостоятельная работа | тест | С. 48 |
История заселения, освоения и исследования территории России | ||||||||
11 |
| Заселение и освоение территории России в IX – XVII вв. | Освоение славянами территории Русской равнины в IX–XIII вв. Колонизация севера и востока Русской равнины восточными славянами. Военные и торговые походы славян в IX–XI вв. Русские княжества в XII–XIII вв., путешествия и откры-тия новгородцев. Освоение и заселение новых земель в XIV–XVII вв. Московское государство в XIV–XVI вв.: дальнейшее освоение европейского севера, монастырская колонизация. Географические открытия и освоение Сибири и Дальнего Востока в XVII в. | Выявлять на основе сообщений/презентаций школьников основные этапы и направления колонизации территории России в IX–XVII вв. Анализировать по картам атласа важнейшие маршруты русских землепроходцев XVI–XVII вв. На контурную карту наносить города, основанные в европейской и азиатской частях страны в этот период. Начать заполнять в тетради таблицы «Отечественные путешественники и их вклад в развитие географических знаний о территории России» и «Территориальные изменения, происходившие в России в разные исторические периоды». Готовить краткие сообщения/презентации о территориальных изменениях в XVIII–XIX вв. | комбинированный | презентация | Работа с текстом | §9 |
12 |
| Изменение и хозяйственное освоение территории России в XVIII – XIX вв. | Территориальные изменения в XVIII–XIX вв. Присоединение и освоение западных и южных территорий в XVIII в., выход к Балтийскому и Чёрному морям, в Среднюю Азию. Территориальные изменения на юге, юго-востоке и востоке в XIX в. Возникновение первых русских поселений в Северной Америке, установление новых границ с Китаем и Японией. Хозяйственное освоение территории России в XVII–XIX вв. Формирование старопромышленных районов, зон с/х производства, развитие водного и сухопутного транспорта, появление новых городов | Выявлять на основе сообщений/презентаций школьников основные направления колонизации и территориальные изменения в Российской империи в XVIII–XIX вв. Обсуждать влияние геополитических интересов на направления территориального роста страны. Продолжать заполнять в тетради таблицу «Территориальные изменения, происходившие в России в разные исторические периоды». На основе актуализации опорных знаний по курсу истории России, объяснений учителя и анализа текста и иллюстративных материалов учебника, исторических карт атласа выявлять особенности хозяйственного освоения территории России в XVII–XIX вв. На контурную карту наносить города, основанные в европейской и азиатской частях страны в этот период. Готовить краткое сообщение/презентацию об одном из отечественных путешественников или экспедиции XVIII–XIX вв. | комбинированный | путешествие |
| §10 |
13 |
| Географическое исследование территории России в XVIII – XIX вв. | Географические открытия XVIII в. Картографо-географические исследования в европейской части страны, на Урале, Азовском и Каспийском морях. Первая Камчатская экспедиция. Великая Северная (Вторая Камчатская) экспедиция. Организация научных экспедиций Академией наук России. Главные географические открытия и исследования в XIX в. Русские кругосветные плавания, открытия в Тихом океане и у северных берегов Америки. Экспедиции Русского Географического общества, открытия в Центральной Азии, Сибири и на Дальнем Востоке | Выявлять на основе сообщений/презентаций школьников особенности географического исследования территории России в XVIII–XIX вв. Анализировать маршруты важнейших русских экспедиций в XVIII–XIX вв. по картам атласа. Продолжать заполнять в тетради таблицу «Отечественные путешественники и их вклад в развитие географических знаний о территории России». Готовить краткое сообщение/презентацию об одном из географических территориальных или научных открытий XX в. | комбинированный | презентация | Фронтальный опрос | §11 |
14 |
| Территориальные изменения и географическое изучение России в XX веке. Пр.р. №3. Составление аннотации какого-либо из источников географической информации об истории освоения и открытия России. | Территориальные изменения в XX в. Хозяйственное освоение и изучение территории страны. Географические и научные открытия в Арктике, во внутренних районах Восточной Сибири и Северо-Востока в первой половине XX в.; хозяйственное освоение территории страны во второй половине XX в., открытие новых месторождений и освоение природных ресурсов, строительство промышленных предприятий, освоение целинных и залежных земель, строительство новых городов и транспортных путей. Современные географические исследования. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации | Выявлять на основе сообщений/презентаций школьников особенности географических территориальных и научных открытий XX в. Обсуждать влияние геополитических и экономических интересов страны на хозяйственное освоение территории. Анализировать по картам атласа маршруты важнейших отечественных экспедиций в XX в. Продолжать заполнять в тетради таблицы «Отечественные путешественники и их вклад в развитие географических знаний о территории России» и «Территориальные изменения, происходившие в России в разные исторические периоды». Обсуждать современные географические исследования, методы географических исследований и их роль для развития хозяйства страны. Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы по разделу «История заселения, освоения и исследования территории России». Выполнять тестовые задания | комбинированный | диспут | Письменная работа | §12 |
15 |
| Повторение и обобщение темы «История заселения, освоения и исследования территории России». Контрольная работа №2. |
|
| Урок контроля, оценки и коррекции знаний | зачет | тестирование | С. 71 |
ПРИРОДА РОССИИ | ||||||||
Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы | ||||||||
16 |
| Особенности рельефа как результат геологической истории формирования территории | Особенности рельефа как результат геологической истории формирования территории, геологическое летосчисление, геологическая карта | Приводить конкретные примеры влияния рельефа на другие компоненты природы, при необходимости используя материалы учебника. Определять на основе объяснений учителя или иных источников информации основные этапы геологической истории развития Земли. Выявлять по материалам учебника названия геологических эр и периодов, их продолжительность, порядок чередования, главные изменения природы. Читать геологическую карту и определять возраст горных пород, слагающих северную, центральную и южную части Восточно-Европейской равнины; территории, сложенные породами палеогенового (юрского и др.) возраста; геологический возраст пород, слагающих свою местность | комбинированный | беседа | Письменная работа | §13 |
17 |
| Развитие земной коры. Основные тектонические структуры. | Основные этапы развития земной коры, основные тектонические структуры – платформы и складчатые области; тектоническая карта | Выявлять основные этапы развития земной коры на основе объяснений учителя. Определять основные тектонические структуры, формирующие территорию России, на основании материалов учебника. Устанавливать различия в геологическом возрасте платформенных и складчатых областей. Определять по тектонической карте тектонические структуры, лежащие в основании различных территорий (Восточно-Европейской равнины, Кавказских гор и др.). Формулировать выводы о зависимости размещения форм рельефа от тектонического строения территории | комбинированный | практикум | Фронтальный опрос | §14 |
18 |
| Рельеф и полезные ископаемые России и их зависимость от строения земной коры. Пр.р. №4. Выявление зависимости между тектоническим строением, расположением крупных форм рельефа и размещением месторождений полезных ископаемых. | Зависимость размещения крупных форм рельефа и полезных ископаемых от строения земной коры | Определять по тектонической и физической картам России полезные ископаемые Восточно-Европейской, Западно-Сибирской равнин, Среднесибирского плоскогорья, Уральских, Кавказских гор, Алтая, Сихоте-Алиня, Верхоянского хребта и др. Формулировать выводы о зависимости размещения полезных ископаемых от строения земной коры. Выявлять полезные ископаемые региона проживания; объяснять их наличие и особенности размещения, приводить примеры их хозяйственного использования | комбинированный | практикум | Письменная работа | §15 |
19 |
| Формирование рельефа под воздействием внешних геологических процессов. | Развитие форм рельефа под влиянием внешних процессов. Современные рельефообразующие природные процессы | Выявлять основные формы рельефа, образованные внешними факторами и процессами, на основе объяснений учителя. Приводить примеры, доказывающие, что современный рельеф любой территории – результат взаимодействия внутренних и внешних процессов, в том числе и на примере региона проживания. Готовить презентацию на тему «Стихийные природные явления, связанные с литосферой», используя дополнительные источники информации | комбинированный | практикум | Географический диктант | §16 |
20 |
| Литосфера. Рельеф. Человек. | Опасные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Изменение рельефа в результате хозяйственной деятельности | Выявлять на основе презентаций школьников особенности стихийных природных явлений, связанных с литосферой, формулировать правила безопасного поведения в случае возникновения природных катастроф. Определять особенности и условия возникновения обвалов, осыпей, селей, оползней; разрабатывать правила безопасного поведения при нахождении в горах. Обсуждать преимущества и недостатки условий жизни человека на равнинах и в горах; формулировать выводы, учитывая различные точки зрения. Определять особенности рельефа региона проживания, выявлять техногенные формы рельефа | комбинированный | диспут | тест | §17 |
21 |
| Повторение и обобщение по теме «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые». Контрольная работа №3. |
| Обсуждать вопросы и задания учебника. Выполнять задания | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | зачет | тест | С. 97 |
Климат и агроклиматические ресурсы | ||||||||
22 |
| Условия формирования климата. | Факторы формирования климата на территории страны; солнечная радиация и радиационный баланс | Определять существенные признаки понятий «солнечная радиация» и «радиационный баланс» на основе объяснений учителя; выявлять по иллюстративному материалу учебника основные виды солнечной радиации. Анализировать карту суммарной радиации и формулировать вывод о зависимости радиационных условий от географической широты. Оценивать в процессе беседы климатические условия страны и их зависимость от географического положения | комбинированный | практикум | Письменная работа | §18 |
23 |
| Движение воздушных масс. Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны. | Воздушные массы, атмосферные фронты, циклоны и антициклоны, синоптическая карта
| Выявлять существенные признаки понятия «атмосферный фронт» на основании объяснения учителя. Сравнивать особенности тёплого и холодного атмосферных фронтов на основании материалов учебника. Определять существенные признаки понятий «циклон» и «антициклон» на основании объяснения учителя или других источников информации. Сравнивать циклоны и антициклоны по особенностям вертикального и горизонтального движения воздуха, по типам погоды; заполнять сравнительную таблицу. Прогнозировать по синоптической карте погоду на ближайшие сутки в различных пунктах (изменение температуры воздуха, возможность выпадения атмосферных осадков и др.). | Комбинированный | практикум | Фронтальный опрос | §19 |
24 |
| Закономерности распределения тепла и влаги по территории России. Коэффициент увлажнения. | Распределение температур воздуха и осадков по территории России; испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения | Анализировать климатические карты и определять средние температуры января и июля, годовое количество осадков для различных территорий России; выявлять закономерности в распределении климатических показателей и объяснять их. Определять коэффициент увлажнения у различных пунктов на основе объяснения учителя. Выявлять по материалам учебника и атласа территории с климатическими рекордами и объяснять данные особенности. | Комбинированный | практикум | Письменная работа | §20 |
25 |
| Климатические пояса и типы климатов. Пр.р. №5. Определение по картам закономерностей распределения основных климатических показателей по территории страны. | Климатические пояса и типы климатов на территории России, их краткая характеристика. Карта климатических поясов и областей | Сравнивать климатические условия арктического и субарктического климатического поясов на основании рассказа учителя; выявлять и объяснять черты их сходства и различий. Выявлять по картам районы распространения основных типов климата умеренного пояса; определять их особенности, формулировать вывод о нарастании степени континентальности климата при движении с запада на восток. Определять тип климата по климатическим диаграммам. Характеризовать по климатическим картам климатические условия и тип климата региона проживания. Готовить презентацию на тему «Опасные и неблагоприятные климатические явления» по плану | Комбинированный | практикум | Фронтальный опрос | §21 |
26 |
| Климат и человек. | Агроклиматические ресурсы страны; влияние климата на хозяйственную деятельность и здоровье людей; опасные и неблагоприятные погодно-климатические явления; мероприятия по охране атмосферного воздуха от загрязнения | Оценивать агроклиматические условия страны по картам и материалам учебника, формулировать выводы. Обсуждать презентации о неблагоприятных погодно-климатических явлениях. Рассматривать примеры влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Выявлять в процессе беседы способы адаптации человека к климатическим условиям, в том числе на примере региона проживания. Обсуждать основные мероприятия по охране атмосферного воздуха от загрязнения | Комбинированный | семинар | Письменная работа | §22 |
27 |
| Повторение и обобщение по теме «Климат и агроклиматические ресурсы». Контрольная работа №4. |
|
| Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Самостоятельная работа | тест | С. 121 |
Внутренние воды и водные ресурсы | ||||||||
28 |
| Состав внутренних вод. Реки их Зависимость от рельефа. | Состав внутренних вод на территории страны, главные речные системы, водоразделы, океанские бассейны; падение и уклон рек | Обозначать на контурной карте водоразделы океанских бассейнов, устанавливать крупные реки, относящиеся к различным бассейнам. Выявлять речные рекорды (самая длинная из рек, самая многоводная и др.) по тексту учебника. Определять существенные признаки понятий «падение» и «уклон» реки на основании объяснения учителя или иных источников информации. Определять по карте длину и падение, вычислять уклон одной из рек региона проживания. Обсуждать возможности хозяйственного использования рек | Комбинированный | практикум | Фронтальный опрос | §23 |
29 |
| Зависимость речной сети от климата. Пр.р. №6. Составление природно-хозяйственной характеристики реки. | Питание и режим рек, основные показатели жизни рек. Составлять характеристику одной из крупных рек страны (или региона проживания) по плану | Выявлять особенности рек, которые определяются климатом, на основании материалов учебника. Обсуждать основные источники питания рек, выявлять особенности питания некоторых крупных рек по диаграммам учебника. Определять особенности питания и режима крупных рек страны, конкретизировать выводы о зависимости питания и режима рек от климатических условий. | Комбинированный | практикум |
| §24 |
30 |
| Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. | Типы и происхождение озёрных котловин; распространение и типы болот; районы горного и покровного оледенения; виды подземных вод | Выявлять способы формирования озёрных котловин на основании материалов учебника. Определять существенные признаки понятия «болото» на основании объяснения учителя или иных источников информации, определять по карте основные «болотные» районы. Сравнивать верховые и низинные болота по типу питания, растительности, использованию торфа. Выявлять в процессе беседы существенные признаки понятия «ледник», определять по картам и приложению учебника основные районы распространения горного и покровного оледенений. Устанавливать по материалам учебника основные способы использования подземных вод | Комбинированный | практикум |
| §25 |
31 |
| Многолетняя мерзлота. | Происхождение и распространение многолетней мерзлоты; её влияние на другие компоненты природы и хозяйственную деятельность человека | Устанавливать существенные признаки понятия «многолетняя мерзлота» на основании объяснения учителя или иных источников информации. Анализировать карту распространения многолетней мерзлоты; формулировать вывод о неодинаковом широтном положении границ в европейской и азиатской частях территории страны. Обсуждать причины образования многолетней мерзлоты с учётом особенностей её распространения. Выявлять специфические формы рельефа районов распространения многолетней мерзлоты. Обсуждать влияние многолетней мерзлоты на другие компоненты природы и хозяйственную деятельность человека; формулировать выводы. Готовить презентации на темы: «Охрана и рациональное использование водных ресурсов», «Грозные явления природы, связанные с водами» на примере региона проживания | Комбинированный | практикум |
| §26 |
32 |
| Воды и человек. Водные ресурсы. Пр.р. №7. Выявление экологических проблем внутренних вод своей местности. | Неравномерность размещения водных ресурсов по территории страны. Хозяйственное использование и охрана водных ресурсов. Стихийные явления, связанные с водами | Обсуждать в процессе беседы значение водных ресурсов для человека, при необходимости используя материалы учебника. Выявлять основные проблемы, связанные с использованием водных ресурсов России, на основании анализа текста учебника. Дискутировать о путях решения выявленных проблем; формулировать выводы. Определять перечень стихийных явлений, связанных с водами; разрабатывать правила безопасного поведения в условиях возникновения стихийных явлений. Обсуждать материалы презентаций об охране и рациональном использовании водных ресурсов региона проживания | Комбинированный | семинар | тест | §27 |
33 |
| Повторение и обобщение по теме «Внутренние воды и водные ресурсы». Контрольная работа №5. |
| Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы учебника по данному разделу. Выполнять тестовые задания | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Самостоятельная работа | тест | С. 145 |
Почвы и почвенные ресурсы | ||||||||
34 |
| Почва – особое природное образование | Понятие «почва», плодородие – важнейшее свойство почвы. Условия почвообразования | Определять существенные признаки понятия «почва» на основании беседы. Выявлять факторы почвообразования на основании объяснения учителя или иных источников информации; конкретизировать механизм действия различных факторов на примере разных типов почвы. Устанавливать почвенные горизонты на основании работы с текстом учебника, систематизировать изученный материал в виде таблицы (название горизонта, положение в почвенном профиле, особенности). Обсуждать роль почвенного гумуса в обеспечении плодородия почв | Комбинированный | практикум | Письменная работа | §28 |
35 |
| Главные типы почв и их размещение по территории России. | Главные зональные типы почв. Закономерности распространения почв на территории страны. Почвенная карта России | Анализировать почвенную карту по следующим вопросам: какие зональные типы почв распространены на территории России; в каком направлении они сменяют друг друга; как называется выявленная закономерность; какая часть России – западная или восточная – имеет большее разнообразие типов почвенного покрова и с какими причинами это связано. Выявлять основные особенности главных типов почв на основании беседы или работы с текстом учебника; систематизировать изученный материал в виде таблицы (название типа почвы, территория распространения, условия почвообразования, содержание гумуса, плодородие). Определять зональные типы почв региона проживания, составлять их краткое описание, выявлять закономерности распространения. Готовить презентацию на тему «Главные типы почв региона проживания, пути и способы их рационального использования и охраны» | Комбинированный | практикум |
| §29 |
36 |
| Почвенные ресурсы. Почвы и человек. Пр.р. №8. Составление характеристики одного из зональных типов почв. | Изменение свойств почв в процессе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв. Мелиорация | Анализировать диаграмму «Структура земельного фонда России» и формулировать выводы. Выявлять неблагоприятные изменения почв в результате хозяйственного использования на основании беседы; систематизировать материал в виде схемы. Определять существенные признаки понятия «мелиорация» на основании объяснения учителя. Обсуждать материалы презентации о путях и способах охраны и рационального использования почвенных ресурсов на примере региона проживания. Составлять характеристику одного из зональных типов почв по следующему плану: название, географическое положение; условия почвообразования; особенности почвенного профиля; содержание гумуса, плодородие; использование в хозяйственной деятельности; основные мероприятия по рациональному использованию и охране | Комбинированный | практикум |
| §30 |
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы | ||||||||
37 |
| Растительный и животный мир России. | Растительный покров и животный мир России. Закономерности распространения животных и растений. Биом
| Определять состав органического мира России на основании материалов учебника. Выявлять факторы, определяющие биоразнообразие территории, на основании объяснения учителя или иных источников информации; конкретизировать действие рассмотренных факторов. Обсуждать примеры взаимосвязи между животными и растениями в пределах конкретной территории; определять признаки понятия «биом». Готовить презентацию на тему «Роль растений и животных в жизни человека» | Комбинированный | презентация | Письменная работа | §31 |
38 |
| Биологические ресурсы. Пр.р. №9. Установление зависимостей растительного и животного мира от других компонентов природы. | Состав биологических ресурсов. Меры по охране животного и растительного мира | Выявлять состав биологических ресурсов на основании анализа материалов учебника. Определять состав растительных ресурсов; приводить примеры использования разнообразных растений человеком. Обсуждать материалы презентации о роли животных и растений в жизни человека. Выявлять особенности промыслово-охотничьих ресурсов на основании анализа материалов приложения; формулировать выводы. Обсуждать причины сокращения численности отдельных животных и мероприятия по охране органического мира | Комбинированный | диспут |
| §32 |
Природные различия на территории России | ||||||||
39 |
| Природные комплексы | Природные территориальные комплексы (ПТК) на территории России как результат развития географической оболочки. Ландшафты природные и антропогенные | Обсуждать примеры взаимосвязей между компонентами природы с целью выявления существенных признаков понятия «природный комплекс». Выявлять характер антропогенных изменений природных комплексов на основании объяснения учителя или иных источников информации. Определять признаки понятия «ландшафт» на основании анализа текста учебника. Анализировать изображения различных ландшафтов с целью их классификации на природные и антропогенные; обосновывать собственную точку зрения | Комбинированный | практикум | Фронтальный опрос | §33 |
40 |
| Природное районирование. Природная зона как особый природный комплекс. | Физико-географическое районирование территории России; крупные природные районы. Природная зона как особый природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность её компонентов | Выявлять особенности метода физико-географического районирования как одного из методов географических исследований на основании объяснения учителя. Определять перечень крупных природных районов (азональных природных комплексов) на основании материалов учебника. Обсуждать существенные признаки понятия «природная зона», приводить примеры взаимосвязи её компонентов. Анализировать карту природных зон по следующим вопросам: какая закономерность существует в размещении природных зон на территории России; в каком климатическом поясе расположено наибольшее число природных зон и какими причинами это объясняется; какая из природных зон занимает наибольшую площадь на территории страны и в связи с какими причинами; в какой (каких) из природных зон расположен регион вашего проживания |
|
|
| §34 |
41 |
| Северные безлесные природные зоны. | Характеристика природных зон арктических пустынь, тундр и лесотундр. Хозяйственная деятельность человека и экологические проблемы
| Выявлять общие особенности зоны арктических пустынь на основании объяснения учителя или иных источников информации. Определять и объяснять различия природы островов Северного Ледовитого океана, расположенных в зоне арктических пустынь. Обсуждать особенности климата и растительности зоны тундр на основании материалов учебника. Анализировать особенности тундрово-глеевых почв. Обсуждать основные экологические проблемы зоны в связи с особенностями хозяйственной деятельности человека; предлагать обоснованные пути решения экологических проблем | Комбинированный | практикум |
| §35 |
42 |
| Лесные зоны. Тайга. | Характеристика природной зоны тайги. Хозяйственная деятельность человека и экологические проблемы зоны | Анализировать карту природных зон в целях определения особенностей размещения лесных зон на территории России; объяснять причины широкого распространения лесных зон. Определять и объяснять различия в характере растительности и почв различных участков лесной зоны на основании работы с текстом учебника. Обсуждать причины невысокого плодородия таёжных почв. Определять состав биологических ресурсов таёжной зоны, обосновывать пути и способы их охраны и рационального использования. Сравнивать различные участки таёжной зоны с точки зрения плотности населения и распространения антропогенных ландшафтов; объяснять выявленные различия. Готовить презентацию на тему «Роль лесов в жизни человека» | Комбинированный | презентация |
| §36 |
43 |
| Смешанные и широколиственные леса | Характеристика природной зоны смешанных и широколиственных лесов. Хозяйственная деятельность человека и экологические проблемы зоны | Сравнивать климатические условия зоны смешанных и широколиственных лесов и тайги, определять различия. Выявлять и объяснять характерные черты растительности и особенности распространения различных древесных пород на основании материалов учебника. Обсуждать материалы презентации на тему «Роль лесов в жизни человека». Обсуждать причины возникновения экологических проблем зоны и предлагать обоснованные пути их решения |
|
|
| §37 |
44 |
| Южные безлесные зоны. | Характеристика природных зон степей, пустынь и полупустынь. Хозяйственная деятельность человека и экологические проблемы | Составлять письменную характеристику зоны степей на основании опорной схемы; сравнивать полученную характеристику с текстом учебника; формулировать выводы. Обсуждать экологические проблемы степной зоны, обосновывать возможные пути их решения. Определять географическое положение и особенности природы зон пустынь и полупустынь на основании материалов учебника и карт. Обсуждать приспособление животных и растений к условиям существования, формулировать выводы. Готовить презентацию на тему «Особенности высотной поясности» какой-либо горной системы по выбору | Комбинированный | путешествие | Фронтальный опрос | §38 |
45 |
| Высотная поясность. Пр.р. №10. Составление сравнительной характеристики двух горных районов страны. | Высотная поясность и её проявления на территории России | Выявлять существенные признаки понятия «высотная поясность» на основании объяснения учителя. Сравнивать понятия «широтная зональность» и «высотная поясность», заполнять сравнительную таблицу. Обсуждать причины, определяющие характер высотной поясности; формулировать выводы. Сравнивать характер высотной поясности различных горных систем на основании компьютерных презентаций или иных источников информации; определять и объяснять сходство и различия | Комбинированный | практикум |
| §39 |
46 |
| Моря как крупные природные комплексы. | Аквальные природные комплексы. Ресурсы российских морей: биологические, минеральные, транспортные, энергетические, рекреационные. Проблемы охраны природных комплексов морей | Выявлять связи компонентов природы внутри аквального природного комплекса на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Приводить примеры проявления закона природной зональности в морях России на основе анализа текста учебника и карт атласа. Определять ресурсы и направления хозяйственного использования российских морей на основе анализа карт атласа, текста и иллюстративных материалов учебника. Обсуждать проблемы охраны природных комплексов морей на основе сообщений/презентаций школьников. Обозначать на контурной карте названия морей, омывающих территорию России; определять их принадлежность к бассейнам океанов; обозначать крупнейшие морские порты и Северный морской путь. Подготавливать краткие сообщения об одном из заповедников и заполнять таблицу на основе дополнительных источников географической информации. Подготавливать краткие сообщения об одном из памятников Всемирного природного наследия на территории России на основе дополнительных источников географической информации | Комбинированный | практикум | Фронтальный опрос | §40 |
47 |
| Природно-хозяйственное значение российских морей. Пр.р. №11. Составление характеристики одного из морей России по типовому плану. |
|
|
|
|
| §41 |
48 |
| Особо охраняемые природные территории России. Пр.р. №12. Оценка природных условий и ресурсов природной зоны. | Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного природного наследия на территории России | Определять особенности и виды особо охраняемых природных территорий (ООПТ) на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Приводить примеры разных видов особо охраняемых природных территорий на основе сообщений учащихся, анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Обозначать на контурной карте старейшие и крупнейшие заповедники и национальные парки, памятники Всемирного природного наследия на территории России | Комбинированный | презентация |
| §42 |
49 |
| Повторение и обобщение по теме «Природные различия на территории России». Контрольная работа № 6. |
| Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы учебника по данному разделу. Выполнять тестовые задания | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | зачет | тестирование | С. 221 |
НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ | ||||||||
50 |
| Численность и воспроизводство населения России. Пр.р. №13. Определение и сравнение показателей естественного прироста населения. | Человеческий потенциал – главное богатство страны. Численность населения России, её динамика. Естественный прирост и факторы, влияющие на его изменения. Демографические кризисы и потери населения России в XX в. Типы воспроизводства населения в России. Механический (миграционный) прирост населения | Определять численность населения России, место России по численности населения в мире; особенности динамики численности населения России в ХХ в. на основе анализа текста, иллюстративных и статистических материалов учебника. Выявлять демографические кризисы в России и обсуждать их причины на основе анализа иллюстративных материалов учебника. Обсуждать понятие «естественный прирост» населения, его ведущие признаки. Определять факторы, влияющие на естественный прирост, на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Выявлять изменения естественного прироста населения в России на основе анализа иллюстративных материалов учебника. Обсуждать понятие «воспроизводство населения», выявлять его существенные признаки. Сравнивать особенности традиционного и современного типов воспроизводства населения, определять этапы перехода от традиционного типа воспроизводства к современному на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Обсуждать влияние механического прироста населения на демографическую ситуацию в стране на основе иллюстративных и статистических материалов учебника. Определять и сравнивать показатели естественного прироста населения в разных частях страны; формулировать прогноз динамики численности населения России на основе статистических данных учебника | Изучение нового материала | практикум | Письменная работа | §43 |
51 |
| Половой и возрастной. Состав населения. Средняя продолжительность жизни. | Соотношение мужчин и женщин, возрастно-половая пирамида. Средняя ожидаемая продолжительность жизни. Факторы, влияющие на продолжительность жизни. Здоровый образ жизни. Человеческий капитал. Демографические проблемы в России | Определять соотношение мужчин и женщин в России на основе анализа иллюстративных материалов учебника. Выполнять задания на чтение и анализ современной возрастно-половой пирамиды России. Сравнивать возрастно-половые пирамиды разных регионов России, в том числе региона своего проживания. Выявлять место России в мире по средней ожидаемой продолжительности жизни на основе текста и иллюстративных материалов учебника. Определять субъекты РФ с самой высокой и самой низкой продолжительностью жизни мужчин и женщин на основе анализа карт атласа. Обсуждать факторы, влияющие на среднюю продолжительность жизни, выявлять и объяснять причины значительной разницы средней продолжительности жизни в России между мужчинами и женщинами на основе текста и иллюстративных материалов учебника. Формулировать основные демографические проблемы России и факторы, их определяющие | Комбинированный | практикум | Письменная работа | §44 |
52 |
| Этнический и языковой состав населения России. Пр.р. №14. Определение крупных народов и особенностей их размещения по территории. | Этнический (национальный) состав населения России. Крупнейшие по численности народы РФ. Основные языковые семьи (индоевропейская, алтайская, кавказская, уральская) и группы народов России. Размещение народов России: территории с исконно русским населением и территории с пёстрым национальным составом | Выявлять особенности этнического состава населения России, определять крупнейшие по численности народы на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Определять основные языковые семьи (индоевропейская, алтайская, кавказская, уральская) и группы народов России на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Определять особенности размещения крупных народов России, сопоставлять с особенностями территориального деления РФ на основе анализа карты народов в атласе, статистических материалов, иллюстративных материалов учебника по следующему плану: 1. Крупнейшие народы РФ. 2. Численность (тыс. чел.) и доля (%) в населении РФ. 3. Особенности размещения (в какой части страны, соответствие политико-административным и национально-территориальным единицам РФ). Обсуждать этнические депортации народов в СССР. Подготавливать краткие сообщения о крупнейших религиозных центрах российского православия, ислама, буддизма по дополнительным источникам географической информации | Комбинированный | семинар | Письменная работа | §45 |
53 |
| Культурно-исторические особенности народов России. География основных религий. | Культурно-исторические особенности народов России. Разнообразие религиозного состава населения России: христианство, ислам, буддизм (ламаизм), традиционные верования (шаманизм, тотемизм, родовые культы), иудаизм. География основных религий на территории страны. Межнациональные проблемы и их география | Обсуждать на основе текста учебника особенности формирования Евразийской цивилизации (российского суперэтноса), влияние природных, исторических и социальных факторов на формирование материальной и духовной культуры разных народов, населяющих территорию России. Определять современный религиозный состав населения России и главные районы распространения христианства, ислама, буддизма и прочих религий на основе анализа текста, иллюстративных материалов учебника и карты атласа. Наносить на контурную карту крупнейшие религиозные центры российского православия, ислама, буддизма и связанные с ними объекты Всемирного культурного наследия на основе сообщений учащихся и карт атласа. Обсуждать межнациональные проблемы и выявлять их географию на основе анализа дополнительных источников географической информации, подбирать примеры, иллюстрирующие территориальные аспекты межнациональных отношений | Комбинированный | семинар |
| §46 |
54 |
| Особенности урбанизации в России. Городское население. | Классификация городов по численности населения. Функции городов. Особенности урбанизации в России. Крупнейшие города и городские агломерации, их типы, роль в жизни страны. Социально-экономические и экологические проблемы в крупных городах
| Обсуждать понятие «город», выявлять его существенные признаки. Определять критерии города в России, виды городов по численности населения на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Обсуждать функции городов, опираясь на иллюстративные материалы учебника. Приводить примеры городов с разными функциями. Обсуждать понятие «урбанизация», выявлять его существенные признаки. Определять темпы урбанизации в разные исторические периоды и современный уровень урбанизации в России на основе анализа иллюстративных материалов учебника и статистических данных. Определять города-миллионники России и крупнейшие городские агломерации. Обозначать на контурной карте города-миллионники РФ. Определять регионы России с самыми высокими и самыми низкими показателями урбанизации на основе анализа карт атласа. Обсуждать достоинства и недостатки городского образа жизни; социально-экономические и экологические проблемы больших городов на основе текста учебника и дополнительных источников географической информации | Комбинированный | практикум | Фронтальный опрос | §47 |
55 |
| Сельские поселения. Особенности расселения сельского населения. | Географические особенности расселения сельского населения. Классификация сельских населённых пунктов по числу жителей. Влияние природных условий на типы сельских поселений. Современные социальные проблемы малых городов и сёл | Обсуждать понятие «сельская местность», выявлять его существенные признаки. Определять виды сельских населённых пунктов по числу жителей (малые, средние, крупные) на основе анализа иллюстративных материалов учебника. Выявлять зональные типы сельских поселений, отличающиеся по числу жителей, внешнему облику и планировке (село, деревня, станица, хутор, аул), по роли в хозяйстве страны на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Выявлять причинно-следственные связи между природными условиями и ресурсами (агроклиматическими, земельными, водными, рыбными, охотничьими, лесными) и формированием зональных типов сельских поселений. Определять субъекты РФ с более высокой долей сельских поселений на основе содержания карт атласа и таблиц учебника. Выявлять причины подобного расселения населения. Сравнивать городской и сельский образ жизни по следующим показателям: жилищные условия, характер и условия труда, ритм жизни, возможности получения различных услуг, общение, отношение к природе, досуг, одежда. Обсуждать современные социальные проблемы малых городов и сёл на основе анализа дополнительных источников географической информации. Подготавливать краткие сообщения/презентации об основных направлениях миграционных потоков на разных этапах исторического развития России | Комбинированный | практикум | Письменная работа | §48 |
55 |
| Миграции населения в России. | Миграции населения. Причины и виды миграций. Внутренние миграции, их виды: межрегиональные, сельско-городские, принудительные, вынужденные. Основные направления миграций населения на территории России. Внешние миграции. Миграционный прирост Регионы эмиграции и иммиграции | Обсуждать понятие «миграции населения», выявлять его существенные признаки. Определять виды и причины миграций, особенности внутренних миграций и их виды на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Определять основные направления внутренних миграционных потоков и выявлять регионы России с наиболее высокими показателями миграционного прироста и убыли на основе анализа иллюстративных материалов учебника и сообщений/презентаций школьников. Обсуждать политические и социально-экономические причины, оказывающие влияние на интенсивность внешних миграций населения России в ХХ в. и в настоящее время, на основе текста учебника и сообщений/презентаций школьников. Обсуждать понятие «миграционный» прирост населения, его ведущие признаки. Выявлять динамику миграционного прироста численности населения России, регионы и направления основных миграционных потоков внешних миграций на основе анализа иллюстративных и статистических материалов учебника, карт атласа. Обсуждать проблему притока в страну нелегальных трудовых иммигрантов на основе анализа дополнительных источников географической информации | Комбинированный | диспут | Фронтальный опрос | §49 |
57 |
| Размещение населения России. | Плотность населения. Неравномерность размещения населения по территории страны. Факторы, влияющие на размещение населения. Главные зоны расселения: основная полоса расселения, зона Севера | Обсуждать понятие «плотность населения», его существенные признаки. Определять место России в мире по средней плотности населения, территории России с наиболее высокими и низкими показателями плотности населения на основе анализа иллюстративных и статистических материалов учебника. Обсуждать факторы, влияющие на размещение населения (природные, исторические, социально-экономические), используя иллюстративные и статистические материалы учебника. Обсуждать понятие «расселение населения», его существенные признаки. Определять главные зоны расселения (основная зона расселения и хозяйственного освоения, зона Севера) на основе текста и иллюстративных материалов учебника, наносить их на контурную карту. Определять и сравнивать показатели соотношения городского и сельского населения в разных частях страны по статистическим материалам, делать выводы о закономерностях в размещении населения России | Комбинированный | практикум |
| §50 |
58 |
| Занятость населения. Человеческий капитал. Пр.р. №15. Определение тенденций изменения доли занятых в сферах современного хозяйства. | Трудовой потенциал. Неравномерность в обеспечении трудовыми ресурсами различных территорий страны, роль в развитии и размещении хозяйства. Безработица и её причины. Проблема занятости населения и пути её решения. Проблема формирования и эффективного функционирования человеческого капитала | Обсуждать понятия «трудовые ресурсы», «экономически активное население», выделять их существенные признаки. Обсуждать проблемы занятости населения, старения населения и факторы, влияющие на безработицу, на основе текста учебника. Выявлять долю безработных в России в сравнении с другими странами мира на основе анализа статистических и иллюстративных материалов учебника. Определять тенденции изменения доли занятых в сфере современного хозяйства по статистическим материалам учебника. Выявлять регионы России с высокими и низкими показателями обеспеченности трудовыми ресурсами и безработицы, объяснять возможные причины на основе анализа текста и иллюстративного материала учебника. Определять показатели, характеризующие качество населения, оценивать человеческий капитал России на основе текста, иллюстративных и статистических материалов учебника. Обсуждать проблемы формирования и эффективного функционирования человеческого капитала РФ на основе анализа текста учебника и дополнительных источников географической информации | Комбинированный | лекция |
| §51 |
59 |
| Повторение и обобщение по разделу «Население Земли». Контрольная работа №6. |
| Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы по разделу «Население России Выполнять тестовые задания | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | зачет | тестирование | С. 271 |
ПРИРОДНЫЙ ФАКТОР В РАЗВИТИИ РОССИИ | ||||||||
60 |
| Влияние природы на развитие общества. | Влияние природной среды на развитие общества на разных исторических этапах. Виды адаптации человека к окружающей среде. Непосредственное и опосредованное влияние природных условий на жизнь и деятельность человека. Экономически эффективная территория РФ | Выявлять влияние природных условий (прямое и опосредованное) на расселение людей, их жизнь и здоровье, размещение отраслей хозяйства и другие формы человеческой деятельности на основе объяснения учителя, текста и анализа иллюстративных материалов учебника. Приводить примеры особенностей культуры разных народов РФ, связанных с природными условиями их ареала проживания. Обсуждать изменение характера влияния природных условий и ресурсов на разных этапах развития общества. Определять соотношение экономически эффективной территории России и её государственной территории на основе иллюстративных материалов учебника | Комбинированный | беседа |
| §52 |
61 |
| Природные ресурсы | Природные ресурсы, их классификации; пути и способы рационального использования
| Выявлять существенные признаки понятия «природные ресурсы» на основании текста учебника или иных источников информации. Обсуждать значение природных ресурсов для человека. Выявлять различные группы природных ресурсов на основании материалов учебника. Обсуждать и сравнивать пути и способы охраны и рационального использования различных групп ресурсов (исчерпаемые возобновимые, исчерпаемые невозобновимые, неисчерпаемые). Составлять характеристику одного из видов природных ресурсов по плану: 1. Значение для человека. 2. Составные части. 3. Особенности распространения по территории России. 4. Пути и способы рационального использования | Комбинированный | диспут | Фронтальный опрос | §53 |
62 |
| Природно-ресурсный потенциал России. | Хозяйственная оценка природно-ресурсного потенциала России и значение для развития экономики. Доля природно-ресурсного потенциала в национальном богатстве страны. Особенности в размещении и потреблении разных видов природных ресурсов на территории страны. Важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Основные ресурсные базы страны. Проблемы и перспективы использования природно-ресурсного потенциала России | Выявлять главные особенности природных ресурсов России, соотношение промышленных и сельскохозяйственных ресурсов, состав природных ресурсов на основе текста, иллюстративных и статистических материалов учебника. Определять долю минерально-сырьевых ресурсов в структуре российского экспорта, их роль в формировании бюджета страны; место России среди других стран мира по запасам и добыче важнейших минеральных ресурсов на основе иллюстративных и статистических материалов учебника. Определять место России в мире по обеспеченности другими природными ресурсами (земельными, агроклиматическими, биологическими, водными, рекреационными и эстетическими) на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Выявлять особенности в размещении и потреблении разных видов природных ресурсов на территории России, называть и показывать основные ресурсные базы, используя тематические карты атласа. Оценивать природно-ресурсный потенциал России и определять его значение для обеспечения всех сторон жизнедеятельности населения на основе текста и иллюстративных материалов учебника. Обсуждать проблемы и перспективы использования природно-ресурсного потенциала России, формулировать меры по сохранению и рациональному использованию природных ресурсов. Выявлять характер использования природных ресурсов своей местности с помощью дополнительных источников географической информации и публикаций в СМИ |
| комбинированный | Фронтальный опрос | §54 |
УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ | ||||||||
63 |
| Географическое положение и история заселения | Географическое положение и история заселения | Описывать ГП области; географическую специфику административных районов области | Комбинированный | практикум |
| Геогр. краевед. §1 |
64 |
| Тектоническое и геологическое строение. Палеогеография. Полезные ископаемые. Рельеф. | Тектоническое и геологическое строение. Палеогеография. Полезные ископаемые. Рельеф. | Знать особенности природы области, крупные месторождения полезных ископаемых; изменения ЭГП области в разные исторические этапы | Комбинированный | практикум |
| Геогр. краевед. §2-6 |
65 |
| Климат. Агроклиматические ресурсы | Климат. Агроклиматические ресурсы | Знать особенности природы области, крупные месторождения полезных ископаемых; изменения ЭГП области в разные исторические этапы Уметь объяснять связи между компонентами природы; особенности экологической ситуации области Использовать знания для прогнозирования изменений природы области под воздействием антропогенного фактора. Знать особенности природы области, изменения ЭГП области в разные исторические этапы Уметь объяснять связи между компонентами природы; особенности экологической ситуации области Использовать знания для прогнозирования изменений природы области под воздействием антропогенного фактора | Комбинированный | практикум | Фронтальный опрос | Геогр. краевед. §7-8 |
66 |
| Внутренние воды. | Внутренние воды. |
| Комбинированный | практикум |
| Геогр. краевед. §9-10 |
67 |
| Особенности почвенного покрова. Земельные ресурсы. Эрозия почв. | Особенности почвенного покрова. Земельные ресурсы. Эрозия почв. |
| Комбинированный | практикум |
| Геогр. краевед. §11-12 |
68 |
| Растительный мир. Животный мир. | Растительный мир. Животный мир. |
| Комбинированный | презентация |
| Геогр. краевед. §13-16 |
69 |
| Ландшафтные районы. Особо охраняемые природные территории | Ландшафтные районы. Особо охраняемые природные территории |
| Комбинированный | игра | Фронтальный опрос | Геогр. краевед. §17-19 |
70 |
| История заселения и формирования населения. Города и посёлки городского типа | История заселения и формирования населения. Города и посёлки городского типа |
| Комбинированный | семинар |
| Геогр. краевед. §20-23 |
ВСЕГО – 70 ЧАСОВ |