СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно- тематическое планирование объединения "Юный эколог"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно тематическое планирование по дополнительному образованию объединения "Юный эколог"

Просмотр содержимого документа
«Календарно- тематическое планирование объединения "Юный эколог"»

II. Пояснительная записка

Предлагаемая программа дополнительного образования объединения «Юный эколог» направлена на углубление и расширение экологических знаний учащихся.

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Основой как национального, так и мирового развития общества должна стать гармония человека и природы. Каждый человек должен понимать, что только в гармонии с природой, возможно, его существование на планете земля. Экологическое образование должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным, опережающим все другие области хозяйственной деятельности.

Экологическое образование состоит из трех частей:

- знание экологических законов, правил, теорий научных фактов; осознание единства в системе «природа – человек»;

- эмоционально – эстетическое и нравственное восприятие природы, художественные образы ее выражения и отношение к ней человека;

- деятельность в реальных социоприродных ситуациях, связанных с решением экологических проблем.

Данные аспекты можно частично реализовать на занятиях экологического объединения. Знания полученными учащимися на уроках химии и биологии, можно закрепить и пополнить на занятиях объединения, сочетая теорию с практическими работами.

Одной из ведущих задач экологического образования школьников в настоящее время стало формирование ответственного отношения к окружающей среде. Для её решения требуется организация не только теоретических занятий, но и практической деятельности, в ходе которой дети должны овладеть умениями и навыками правильного поведения в природе, научиться оценивать состояние окружающей среды ближайшего природного окружения - двора, улицы, пришкольного участка и т.п.; вносить свой практический вклад в сохранение и улучшение богатств и красоты природы.

Экологическое образование помогает осознать ценность природы для материальных, познавательных, эстетических и духовных потребностей человека; понять, что человек-часть живой природы; его назначение-познать законы, по которым живет и развивается природа и в своих поступках руководствоваться этими законами; понять необходимость сохранения всего многообразия жизни; раскрыть сущность происходящих экологических катаклизмов; понять современные проблемы экологии; осознать актуальность её как для всего человечества, так и для каждого человека в отдельности; вызвать стремление принимать личное участие в преодоление экологического кризиса, в решении экологических проблем.

Обоснованием  является актуальность проблемы загрязнения окружающей среды. В настоящее время особенно остро перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе, перестройки всей деятельности, организации ее сообразно экологическим законам. Эти цели нельзя достигнуть без соответствующего воспитания и образования нового поколения, без становления экологической культуры личности и общества.

В настоящее время все большее внимание уделяется проблемам формирования экологического сознания людей на основе конкретной, практико - ориентированной деятельности, направленной на изучение и защиту природы, осознании себя как части природы, в том числе и в первую очередь природы родного края. В решении данной задачи эффективным является использование большого потенциала дополнительного образования детей. Поэтому занятия экологического объединения «Юный эколог» является актуальным и необходимым, отвечает потребностям и запросам не только учащихся школы, но и их родителей, общества в целом.

Особенностью организации учебно-воспитательного процесса по данной программе является её практическая и исследовательская направленность, самостоятельность в изучении нового материала. Большая часть учебного времени отводится на практические и самостоятельные работы учащихся с целью развития и закрепления навыков исследовательской работы в области экологии. Роль педагога заключается в создании условий для продуктивной творческой деятельности, работе по раскрытию воспитательного потенциала изучаемых явлений и объектов, формировании атмосферы доверия, творчества и взаимопомощи на занятиях объединения.

Основная цель – развитие экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, формирование ответственного отношения к природе. углубление знаний учащихся в данных областях, улучшение охраны окружающей среды, развитие природоохранной деятельности учащихся.

Задачи:

Образовательные:

1.​ Выяснить роль экологии в жизни человека, познакомить учащихся с понятиями экологии. Показать необходимость устранения экологических последствий и правонарушений. Выявить пути загрязнения окружающей среды и возможные способы предупреждения загрязнения.

2.​ Преподнести экологические знания нетрадиционно, просто, доступно и одновременно правдиво, не искажая научных фактов, реальной экологической ситуации, не приглаживая остроты её проблем.

Воспитательные:

1.​ Прививать навыки коммуникативного общения, совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием.

2.​ Способствовать развитию у кружковцев ценностно-мотивационных качеств: любви и бережного отношения к природе; экологической этики; этики ответственности в их отношениях с природой; мотивации украшать комнатными растениями квартиры и школьный интерьер.

Развивающие:

1.​ Развивать познавательную активность и творческие способности учащихся в процессе углубленного изучения экологии и химии.

2.​ Формировать у детей наблюдательность, логическое мышление, умение сравнивать и анализировать, умение делать выводы на основании полученных результатов, вести дискуссию.

Формы проведения занятий

- традиционная

- беседа

- экскурсия

- лекция

- консультация

- мониторинг

- исследовательская работа

Формы организации занятий

- коллективная (фронтальная)

- групповая (более 2-3х человек)

Формы подведения итогов

- выставка

- тест

- письменный отчет

- конкурс

- экологическая викторина

- защита творческого проекта




Эта программа позволит им ощутить себя полноправным субъектом природоохранной деятельности. Работая по программе, учащиеся получат материалы, позволяющие объективно судить об экологическом состоянии местности, найти пути решения местных экологических проблем и реализовать их на практике, а также изучать здоровый образ жизни.

Данная программа опирается на базовые знания учащихся по биологии, географии, физике, химии.

Возраст детей – 11-16 лет.

Важное место на занятиях кружка уделяется навыкам оформления исследовательских работ и умениям работать с научно-популярной и художественной литературой, сетью Интернет, со статистическими материалами. Большое внимание уделяется практике с использованием иллюстративного и природного материала. К практическим занятиям относятся выступления, участие в конкурсах, смотрах, конференциях, проведение всевозможных природоохранных мероприятий, изготовление поделок и листовок.

При работе с химическими реактивами руководитель кружка выбирает те практические работы, которые могут сделать кружковцы с учетом своих способностей при наличии материально-технического обеспечения этих работ. Задания могут быть индивидуальными и групповыми. В случае выполнения группового задания следует предусмотреть четкое распределение обязанностей между членами группы.

Режим занятий:

2 час в неделю. (вторник с 16.00 до 16.45 ; с 16.50 до 17.35)

Планируемые умения, навыки :

Учащиеся должны знать :

 Что изучает экология;

 Простейшие примеры взаимодействия природы и человека;

 Права и обязанности граждан России по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов;

 Правила поведения в природе;

 Правильно выбирать линию поведения, соответствующую законам природы и общества;

 Главные особенности природы своей местности;

 Элементарные меры охраны окружающей среды и способы поддержания ее чистоты;

 Различные виды загрязнений и их влияние на окружающую среду и на здоровье человека;

 Меры предупреждения вредных воздействий хозяйственной деятельности человека на окружающую среду;

 Понятие об экологическом кризисе;

 Важнейшие глобальные проблемы и причины их возникновения.

Учащиеся должны уметь:

 Видеть, выделять прекрасное в природе из художественных произведений и из природы в целом;

 Анализировать увиденное, прочитанное или услышанное о красоте природы;

 Оценить правильность отношения человека к природе в конкретном случае;

 Подобрать наиболее подходящий способ и меры по охране природы своей местности;

 Приводить примеры загрязнения окружающей среды;

 Работать с различными источниками информации, раскрывающими проблему экологического состояния окружающей среды, готовить выступления по этой проблеме;

 Объяснять сущность конкретных региональных экологических проблем;

 Проводить подкормку птиц;

 Охранять растения и животных;

 Озеленять территорию школы.

Ожидаемый результат:

1. Выполнять исследовательские проекты. Овладение основами методики исследовательской деятельности. Прочность усвоение навыков исследовательской деятельности проверяется в ходе применения их на практике при осуществлении проектной деятельности, тестированием на креативность мышления в начале и конце учебного года.

2. Глубокое понимание взаимосвязи объектов и явлений в природе с особенностями быта, традиций, культуры населения своей местности. Степень осознания существующей взаимосвязи оценивается в ходе бесед, тестирования, ролевых игр, анализа выводов по исследовательской деятельности в области этно-экологии.

3. Развитие творческого мышления. Качественным показателем проявления творческой активности является умение воспитанников находить нестандартные подходы в решении поставленных в ходе исследования задач, в остановке и доказательстве рабочих гипотез. Развитие креативности мышления также оценивается на основании педагогических наблюдений, главным показателем является готовность воспитанников предлагать темы новых исследований в ходе проектной деятельности.

4. Привитие любви к родному краю, формирование бережного отношения к природе. Данный результат оценивается в результате педагогических наблюдений за поведением учащихся в природе, в ходе бесед. Важным показателем является готовность воспитанников принимать участие в природоохранной деятельности.

5. Осуществление природоохранных работ, деятельности по улучшению состояния окружающей среды свей местности.

6. Участие в школьных и районных конкурсах.









III. Учебно - тематический план

Содержание программы II года обучения объединения «Юный эколог»


Разделы

Темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

всего

теория

практика



Введение ( 2часа)

Знакомство с экологией как наукой, выполнение организационных моментов.

2

2



1

Знакомство с простейшими исследовательскими методиками (6 часов)

Определение уровня радиации при помощи дозиметра.

Решение задач на связь понятий «химический элемент», «вещество», «химическая реакция» с экологическими понятиями.

2



4

1



2

1



2


2

Методы мониторинга воздушной среды (10 часов)

а) биоиндикация загрязнения воздуха по состоянию сосны.

б) определение чистоты воздуха по лишайникам.

в) Снег – индикатор чистоты воздуха.

г) определение запыленности воздуха.

д) оценка чистоты атмосферного воздуха по величине автотранспортной нагрузки

2



2

2

2

2

1



2

1

1

1

1





1

1

1

выборочный








3

Методы мониторинга почв (8 часов)








а) растения – индикаторы плодородия почв;

б) растения – индикаторы водного режима почв;

в) растения – индикаторы кислотности почв.

г) использование листьев липы в качестве биоиндикатора солевого загрязнения почвы.

2

2



2

2

2

2



2

2

-

-



-

-

Выборочный тест

4

Физико-химические методы исследования почв (10 часов)

д) отбор и подготовка образцов к физико – химическому анализу;

е) определение физических свойств почвы, глины;

ж) кислотность почвы и методы ее определения;

з) качественное определение химических элементов в почве и глине;

и) определение насыщенности почвы воздухом.

2



2

2



2



2


2



2

2



2



2


5

Методы мониторинга водных объектов( 14 часов)

а) отбор и обработка проб для анализа;

б) органолептические показатели воды;

в) химические показатели воды;

г) жесткость воды;

д) качественное обнаружение ионов металлов в воде;

е) качественное обнаружение органических веществ в воде.

ж) исследование водопроводной воды.

2

2

2

2

2



2

2

2

2

2

2

2



2
















2

тест

6

Изучение экологического состояния экологических объектов (6часов)

Экосистема - парк.

Экосистема - река.

Экосистема - пришкольный участок.

2

2

2


2

2

2

Творческий отчет

7

Творческий отчет – итоговое занятие (2 часа)

Представление работ членов кружка за учебный год.

2


2

Творческий отчет


Всего


58

29

29


IV. Содержание программы второго года обучения (58 часов)

Введение (2ч)

Инструктаж по технике безопасности во время занятий . Экологический мониторинг, его цели и задачи. Мониторинг в зависимости от территории: глобальный, региональный, локальный. Мониторинг в зависимости от объекта наблюдения: базовый (фоновый) . Их цели. Мониторинг по методам ведения: дистанционный и наземный. Их отличия.

Тема 1. Знакомство с простейшими исследовательскими методиками.

Практическая работа. Определение уровня радиации при помощи дозиметра. Знакомство и овладение простейшими методиками сбора материала, обработки данных, обобщения и формулировки выводов.

Решение задач на связь понятий «химический элемент», «вещество», «химическая реакция» с экологическими понятиями.

Тема 2. Методы мониторинга воздушной среды (10ч)

Составные части воздуха. Источники его загрязнения.

Методы мониторинга воздуха: биоиндикационные, физические и химические.

Биоиндикационные методы. Устойчивость растений к сернистому газу, фтороводороду, хлороводороду.

Биоиндикация загрязнения воздуха по состоянию сосны.

Практическая работа. Определение состояния хвои сосны обыкновенной для оценки загрязненности атмосферы.

Определение чистоты воздуха по лишайникам. Строение лишайников. Влияние загрязненности воздуха на состояние лишайников.

Практическая работа Снег – индикатор чистоты воздуха.

Практическая работа. Определение запыленности воздуха.

Практическая работа. Оценка чистоты атмосферного воздуха по величине автотранспортной нагрузки.

Тема 3. Методы мониторинга почв (14 ч)

Растения – индикаторы плодородия почв. Индикаторы высокого плодородия. Индикаторы умеренного плодородия. Индикаторы низкого плодородия. Растения, безразличные к почвенному плодородию.

Растения – индикаторы водного режима почв. Растения – гигрофиты, мезофиты и ксерофиты. Растения – индикаторы глубины залегания грунтовых вод. Индикаторные группы растений – указателей глубины залегания грунтовых вод на лугах.

Растения – индикаторы кислотности почв. Ацидофильные, нейтрофильные и базифильные растения.

Использование листьев липы в качестве биоиндикатора солевого загрязнения почвы.

Биодиагностика почвенных микро- и макроэлементов. Признаки избыточного содержания химических элементов в почве.

Тема 4. Физико-химические методы исследования почв (10 ч)

Отбор и подготовка образцов к физико – химическому анализу. Правила отбора проб. Учет численности дождевых червей. Учет беспозвоночных ловушками и ловчими канавками.

Определение физических свойств почвы, глины. Физико-химические методы исследования почв.

Определение кислотности почвы . Методы определения кислотности: индикаторная бумага (лакмусовые полоски), приборы для определения кислотности, как измерить PH почвы, повышение и снижение кислотности почвы.

Качественное определение химических элементов в почве и глине . Определение содержания карбонат-ионов , хлорид-ионов , сульфат-ионов, нитрат-ионов, ионов кальция .

Определение насыщенности почвы воздухом. Исследование аэрации почвы.

Тема 5. Методы мониторинга водных объектов (14ч)

Пробоотбор и подготовка воды к анализу. Подготовка воды к анализу.

Органолептические показатели воды. Содержание взвешенных частиц. Цветность. Цвет. Прозрачность. Запах.

Химические показатели воды. Водородный показатель. Сухой остаток. Определение сухого остатка с добавлением карбоната натрия. Определение остатка после прокаливания.

Жесткость воды. Расчет концентрации карбонат- и гидрокарбонат-ионов.

Качественное обнаружение ионов металлов в воде. Определение карбонатной жесткости воды и расчет концентрации карбонат- и гидрокарбонат-ионов.

Качественное обнаружение органических веществ в воде. Аммиак, ионы аммония, нитраты, нитриты. Их определение.

Практическая работа. Исследование водопроводной воды в школе. Определение качества воды из разных источников.

Тема 6. Изучение экологического состояния экологических объектов (6ч)

Экосистема - парк. Изучение истории парка. Экологическое исследование зеленых насаждений и учет травянистых раннецветущих растений.

Экосистема - река. Выявление видового состава кустарников и места их произрастания. Уточнение видового состава травянистых растений, их ценотической принадлежности и экологической группы.

Экосистема - пришкольный участок. Методика оценки жизненной устойчивости деревьев и кустарников. Методика эстетической оценки деревьев. Режим поведения и хозяйствования на пришкольном участке. Мероприятия по уходу и восстановлению зеленых насаждений.

Тема 7. Творческий отчет.(2ч)

Представление работ членов объединения за учебный год.

V. Методическое обеспечение

Наряду с теоретическими знаниями большое внимание уделяется проектной работе, а также большое внимание уделяется практическим, исследовательским работам. Разнообразие и оптимальное сочетание форм занятий поддерживает интерес школьников к данному направлению воспитательной работы.

Существует множество подходов к классификации форм. В целом все формы и методы работы по экологическому воспитанию можно разделить на группы:

- по направленности: на вербальные (воздействующие на сознание и чувства) и невербальные (формирующие у школьников опыт личного участия в работе по оказанию помощи природе);

- по использованию в практике работы школы: традиционные и инновационные;

- по характеру деятельности школьников: познавательные, исследовательские, практические, игровые, развлекательные, творческие;

- по целевой установке: организационные, теоретические, практические, исследовательские, заключительные и т.п.

Экоинформация используется для обсуждения экологических проблем в мире. Отличительной чертой является использование статистического материала, ярких примеров взаимоотношения человека и природы, дискуссионных фактов, краткость сообщений.

Устные журналы обладают широкими возможностями для рассмотрения различных аспектов проблемы охраны природы в мире, в своей стране, в области.

Беседа широко используется в формировании экологического сознания детей. Беседы могут быть как плановыми, тематическими, так и ситуационными, возникающими на экскурсиях, прогулках. Методическую основу беседы составляет система логически выстроенных, кратких и чётких вопросов, обращённых к детям, побуждающих их к размышлениям над проблемой. Для снятия утомления целесообразно вводить элементы игр, викторин, загадки и т. д.

Конкурсы могут быть не только фрагментами других мероприятий, но и самостоятельными мероприятиями. Важнейшими методическими компонентами конкурса являются наличие чётких критериев, гласности, соревновательности. Подведение итогов конкурса можно приурочить к экологическому празднику.

Игры способствуют расширению знаний о природе, формирует нравственные представления, способность предвидеть следствие по причине, развивает воображение, формирует потребность положительного воздействия на природу, инициативу, находчивость. Выбирая игру, необходимо помнить о том, что тема и форма игры должна соответствовать возрасту и опыту детей.

Экскурсии имеют большое воспитательное значение, так как в ходе них в значительной мере разрешаются противоречия между внешними и внутренними стремлениями воспитанников, между житейскими и научными представлениями, между отрицательным опытом ребёнка и требованиями к нему со стороны воспитателей.

Целесообразно использовать новые формы работы по экологическому воспитанию – экологические коллективные творческие дела (ЭКТД). По характеру ведущей деятельности их можно условно разделить на общественные, трудовые, познавательные, художественные, творческие, наполнив их экологическим содержанием

Ожидаемый результат и способы определения его результативности. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием обучающегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

Основными критериями оценки эффективности реализации дополнительной образовательной программы являются:

• мотивационно-ценностный критерий (отношение к природе и осуществление научно-исследовательских работ);

• информационный критерий (степень сформированности знаний о природе);

• инструментальный критерий (степень сформированности умений и навыков проектной деятельности);

• деятельностный критерий (участие в конкурсах, научно-практических конференциях, фестивалях и т.д.

Техническое оснащение занятий:

аудиовизуальные (экранно-звуковые) средства обучения – кинофильмы, видеофильмы, компьютерные программы, презентации.

Все аудиовизуальные средства обучения направлены на повышение эффективности экологического воспитания.

Учебно-дидактический материал :

экологические знаки, карточки с заданиями, Красная книга , экологические таблицы, схемы.









VI. Список литературы

Нормативно – правовые документы:

1.Федерального Закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»

2. Конвенция о правах ребенка

3.Приказ Министерства образования и науки РФ №1008 от 29 августа 2013 г «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным программам»

4.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». 

5. Образовательная программа МБОУ ООШ с.Батырово Федоровского района РБ.

5. Положение о структуре, о порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ ООШ с.Батырово Федоровского района РБ.

Для педагога

1. Высоцкая М.В. Проектная деятельность учащихся // Волгоград: Учитель, 2012.-203 с.

2. Ермаков Д.С., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Учимся решать экологические проблемы. Методическое пособие для учителя. – М.: Школьная Пресса, 2002, - 112 с.

3. Мансурова С.Е.., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города: Школьный практикум.- М.: ВЛАДОС, 2011.-112с

4. Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления: Практическое пособие. М.: АРКТИ,2011.-64с.

5. Кашлева Н.В., Дмитриева Ж.В., Игнаткина Т.В. Школьная проектная лаборатория // Волгоград: Учитель, 2009.-142 с.

6. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.Я. Ашихминой. – М., АГАР, 2000.

Для учащихся:

1. Борейко В.Е. Популярный словарь по экологической этике и гуманитарной экологии. Серия «Природоохранная пропаганда», № 22, 2003 г.

2. Глушко О.В. Лесоведение и экология. Программа по экологическому образованию. – М.: ИСАР, 1998 г.

3. Детская энциклопедия. Я познаю мир. – М.: АСТ, 1997 г.

4. Пасечник В.В. Школьный практикум. Экология. 10кл. - М., Дрофа, 2011.

5. Чернова Н.М. Основы экологии. Учебник для 9-11 класса ОУ. – М.: Просвещение, 2010 г.

Электронные пособия


  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (2 диска).

  2. Экология. Учебное пособие. 10-11 классы. 1С:Школа. Изд.Дрофа

  3. Экология. Учебное электронное издание. (2CD)



Интернет-ресурсы

  1. http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/biologiya/EKOLOGIYA.html (Энциклопедия Кругосвет. Экология)

  2. http://ecology-education.ru/index.php?action=full&id=191 (Экологический мониторинг)

  3. http://www.ecosystema.ru/07referats/transport.htm (Влияние автотранспорта на окружающую среду)

  4. http://enc-dic.com/enc_sovet/Jekologija-102265.html (Экология. Большая советская энциклопедия)

  5. http://nashol.com/2012121668634/ekologiya-enciklopediya-dlya-detei-tom-19-volodin-v-a-2001.html (Экология, Энциклопедия для детей, Том 19, Володин В.А., 2001)

  6. http://www.ecosystema.ru/07referats/transport.htm (Экологический центр «Экосистема)























Учебно-тематический план дополнительной

образовательной программы

объединения «Юный эколог» на 2016-2017 учебный год

( Второй год обучения – 2 часа в неделю всего 64 часов)


Темы занятий

Количество часов

В том числе (ч)

Дата проведения

теоретических

практических

план

фактич.


Введение.

2

2


4.10


1

Знакомство с простейшими исследовательскими методиками

6

3

3



Определение уровня радиации при помощи дозиметра.

Решение задач на связь понятий «химический элемент», «вещество», «химическая реакция» с экологическими понятиями.

2

4

1

2

1

2

18.10

25.10

1.11


2

Методы мониторинга воздушной среды.

10

10




а) биоиндикация загрязнения воздуха по состоянию сосны.

б) определение чистоты воздуха по лишайникам.

в) Снег – индикатор чистоты воздуха.

г) определение запыленности воздуха.

д) оценка чистоты атмосферного воздуха по величине автотранспортной нагрузки.


2

2

2

2

2

2

2

2

2

2


8.11

15.11

22.11

29.11

6.12


3

Методы мониторинга почв:

18

8

10



а) растения – индикаторы плодородия почв;

б) растения – индикаторы водного режима почв;

в) растения – индикаторы кислотности почв.

г) использование листьев липы в качестве биоиндикатора солевого загрязнения почвы.


2

2

2

2


2

2

2

2






13.12

20.12

27.12

10.01


4

Физико-химические методы исследования почв

10


10




д) отбор и подготовка образцов к физико – химическому анализу;

е) определение физических свойств почвы, глины;

ж) кислотность почвы и методы ее определения;

з) качественное определение химических элементов в почве и глине;

и) количественное определение химических элементов в почве и глине;


2


2

2

2

2



2


2

2

2

2


17.01


24.01

31.01

7.02

14.02


5

Методы мониторинга водных объектов:

14


14



а)Отбор и обработка проб для анализа;

б) Органолептические показатели воды;

в) химические показатели воды;

г) жесткость воды;

д) качественное обнаружение ионов металлов в воде;

е) качественное обнаружение органических веществ в воде.

ж) исследование водопроводной воды.

2

2

2

2

2

2

2


2

2

2

2

2

2

2

21.02

28.02

7.03

14.03

21.03

28.03

4.04


6

Экскурсии.

8


8




Экосистема – парк.

2


2

11.04



Экосистема – река.

2


2

18.04



Экосистема – пришкольный участок.

2


2

25.04


7

Творческий отчет- итоговое занятие

2


2

02.05



Итого:

58

29

29