СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование «Обучение грамоте и развитие речи» (письмо)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте (письмо) составлено на основе программы «Обучение грамоте и развитие речи» (авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.Ф. Голованова), обязательного минимума, в соответствии с Базисным учебным планом.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование «Обучение грамоте и развитие речи» (письмо)»

Письмо

Пояснительная записка


Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте (письмо) составлено на основе программы «Обучение грамоте и развитие речи» (авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.Ф. Голованова), обязательного минимума, в соответствии с Базисным учебным планом.

Согласно программе в период обучения грамоте на уроки письма отводится 4 часов в неделю, на уроки русского языка – 4 часов в неделю. Исходя из учебного плана школы, на изучение курса «Обучение грамоте» отведено 4 часов в неделю (78 часов), на изучение курса «Русский язык» – 4 часа в неделю 54 часов). Всего – 132 часов в год.

Планируемые результаты


В первом классе текущие оценки осуществляются в форме словесных качественных оценок на критериальной основе. Использование данных форм оценивания осуществляется в соответствии с методическим письмом Министерства образования от 03.06.2003 № 13-51-120/13 «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях».

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Обучение грамоте (письмо)

Личностные результаты.

- овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;

- формирование чувства гордости за свою Родину, ее историю, народ;

- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

- развитие этических чувств, доброты и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных формах общения.

Метапредметный результат.

овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, по родовым признакам, установление причинно-следственных связей, построение предложений;

- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать разные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный настрой в совместной деятельности, общей цели и путей ее достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты.

- знание и правильное написание всех букв русского алфавита, основное отличие звука и буквы;

- умение вычленять звуки из слова и правильно их произносить, различать гласные и согласные звуки и буквы, обозначение на письме и в назывании твердых и мягких согласных звуков;

- знание деления слов на слоги, выделение ударного слога, правила переноса слов, вычленять слова из предложения;

- правильное написание строчных и заглавных букв, соединения слов, списывание слов и предложений, написанных печатным и рукописным шрифтом;

- грамотное письмо и списывание слов под диктовку предложений из 3-5 слов, правописание которых не расходится с произношением;

- употребление заглавной буквы в начале слова, точки в конце предложения, письмо заглавной буквы в именах и фамилиях людей, кличках животных, устное составление текстов из 3-5 предложений.

Содержание курса

Виды речевой деятельности:

Аудирование (слушание). Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное воспри­ятие звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эф­фективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуа­циях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обраще­ние с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте, в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержа­щейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения гра­моте. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тема­тике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Фонетика и орфоэпия

Звуки речи. Смыслоразличительные качества звуков. Единство звукового состава слова и его значения. Интонационное выделение звуков в слове. Звуковой анализ слова. Число и последова­тельность звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние, фиксация фишкой). Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак - рак). Работа с моделями: построение модели звукового состава слова, отражающей качественные характеристики звуков (гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки). Подбор слов, соответствующих заданной модели.

Гласные и согласные звуки. Смыслоразличительная функция твердых и мягких согласных звуков.

Согласные звонкие и глухие, парные - непарные.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Ударение. Словес­ное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Ударение. Произношение зву­ков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Графика

Звук и буква. Буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Вос­произведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Гласные буквы как пока­затель твердости - мягкости согласных звуков. Буквы Е, е, Ё, ё, Ю, ю, Я, я (йотированные), их функции.

Обозначение буквами звука [й'] в разных позициях.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Гигиенические требования при письме. Выработка правильной осанки, наклонного располо­жения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Начерта­ние письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложе­ний с соблюдением гигиенических норм. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Приемы правильного списывания с печатного и письменного шрифта. Гласные после ши­пящих (жи - ши, ча - ща, чу - щу). Запись, выкладывание из разрезной азбуки, печатание и пись­мо под диктовку отдельных слов и предложений (три - пять слов со звуками в сильной позиции). Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков.

Слово и предложение

Слово как объект изучения. Материал для анализа. Значение слова. Слово и предложение различение). Наблюдение над значением слова. Работа с предложением: выделение слов, изме­нение их порядка, распространение и сокращение предложения. Заглавная буква в начале пред­ложения, в именах собственных. Знаки препинания в конце предложения (ознакомление).

Орфография

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

- обозначение гласных после шипящих в позиции под ударением (ча - ща, чу - щу, жи - ши);

- заглавная буква в начале предложения, в именах собственных (без введения термина);

- раздельное написание слов;

- перенос слов по слогам без стечения согласных;

- знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи

Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослуши­вании.

Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Сочинение небольших рассказов пове­ствовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановле­ние деформированного текста повествовательного характера.

Ведущий метод обучения грамоте (как чтению, так и письму) – звуковой аналитико-синтетический, введённый в отечественную методику ещё К. Д. Ушинским.






УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Всего часов

1.

Обучение грамоте.

Добукварный период .

8часов

2.

Букварный период .

70 часа





ИТОГО

78 часов






























Тематическое планирование в 1 классе

по обучению письму

по прописи В. Г. Горецкого

(4 часа в неделю)

п/п

Тема урока

Стр.

Кол-во часов

Дата

провед.

по плану

Дата

фактич.

провед.


Пропись № 1



1.09


Пропись — первая учебная тетрадь.

Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки.

с. 4–7

1


2.09


Письмо овалов и полуовалов.

Рисование бордюров.

с. 8–13

1


3.09


Письмо длинных прямых наклонных линий.

с. 14–15

1

4.09


Письмо наклонных длинных линий с закруглением внизу.

с. 16–17

1

8.09


Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево).

с. 18–19

1

9.09.


Письмо овалов больших и маленьких, их чередование.

с. 20–21

1

11.09


Письмо коротких и длинных наклонных линий.

с. 22–23

1

15.09


Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу.

Письмо коротких и длинных линий.

с. 24–30

1

1


16.09



Пропись № 2



17.09


Строчная письменная буква а

с. 3

1

18.09


Строчная и заглавная буквы а, А

с. 4

1

22.09


Строчная и заглавная буквы о, О

с. 5

1

23.09


Письмо изученных элементов

Закрепление написания изученных букв

с. 6

1


24.09


Строчная буква и

с. 7

1

25.09


Заглавная буква И

с. 8

1

29.09


Строчная буква ы

с. 9

1

30.09


Закрепление написания изученных букв

Письмо изученных букв

с. 10

1

1.10


Строчная буква у

с. 11

1



Заглавная буква У

с. 12

1

2.10


Строчная буква н

с. 14

1

6.10


Заглавная буква Н .Письмо изученных букв

с. 15

1

7.10


Строчная и заглавная буквы с, С

с. 16

1

8.10


Строчная и заглавная буквы с, С

с. 17

1

9.10


Строчная буква к

с. 18 с.

1

13.10


Заглавная буква К

с. 19

1

14.10


Строчная буква т

с. 20

1

15.10


Заглавная буква Т

Письмо изученных букв

с. 21-

с. 22

1


16.10


Строчная буква л

с. 23

1

20.10


Заглавная буква Л .Написание слов и предложений с изученными буквами

с. 24-

с. 25

1


21.10


Строчная буква р

с. 26

1

22.10


Заглавная буква Р

с. 27

1

23.10


Строчная буква в

с. 28

1

27.10


Заглавная буква В

Закрепление написания изученных букв

с. 29-

с. 30

1

1

3.11


Строчная буква е

с. 31

1

4.11


Заглавная буква Е

с. 32

1

5.11



Пропись № 3



6.11


Строчная буква п

с. 3

1

10.11


Заглавная буква П

Закрепление написания изученных букв

с. 4

с. 5

1

1

11.11


Строчная буква м

с. 6

1

12.11


Заглавная буква М

с. 7

1

13.11


Написание слов и предложений с изученными буквами

с. 8

1

17.11


Строчная буква з

с. 9

1

18.11


Заглавная буква З

Закрепление написания изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами

с. 10-

с. 11

1


19.11


Строчная буква б

с. 12

1

20.11


Заглавная буква Б

с. 13

1

24.11


Строчная и заглавная буквы б, Б

Закрепление написания изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами

с. 14-

с. 15

1


25.11


Строчная буква д

с. 16

1

26.11


Заглавная буква Д

с. 17

1

27.11


Строчная и прописная буквы д, Д

с. 18-19

1

1.12


Строчная буква я

с. 20

1

2.12


Заглавная буква Я

с. 21

1

3.12


Строчная и заглавная буквы я, Я

Закрепление написания изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами

с. 22-

с. 23

1


4.12


Строчная буква г

с. 24

1

8.12


Заглавная буква Г

Строчная и заглавная буквы г, Г

с. 25-

с. 26

1


9.12


Строчная буква ч, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ча, чу

с. 27 -28

1

10.12


Заглавная буква Ч, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ча, чу

с. 29

1

11.12


Буква ь (мягкий знак). Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука

с. 30

1

15.12


Буква ь (мягкий знак). Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука

с. 31

1

16.12


Буква ь (мягкий знак) – знак мягкости. Буква ь в середине слова

с. 32

1

17.12



Пропись № 4



18.12


Строчная буква ш, обозначающая твердый согласный звук

с. 3


1

22.12


Заглавная буква Ш, обозначающая твердый согласный звук

Строчная и заглавная буквы ш, Ш. Написание слов с сочетанием ш

с. 4-

с. 5

1


23.12


Строчная буква ж, обозначающая твердый согласный звук

с. 6

1

24.12


Заглавная буква Ж, обозначающая твердый согласный звук

Строчная и прописная буквы ж, Ж.

Написание слов с сочетанием жи

с. 7

с. 8-9

1

1

25.12


Строчная буква ё

с. 10

1

29.12


Строчная буква ё, после согласных

Заглавная буква Ё

с. 11-

с. 12

1


30.12


Строчная буква й. Слова
с буквой й

с. 13

1

12.01


Строчная буква й. Слова с буквой й

с. 14

1

13.01


Строчная буква х

с. 15

1

14.01


Заглавная буква Х

Строчная и заглавная буквы х, Х (закрепление)

с. 16

с. -18

1


15.01


Строчная буква ю

Заглавная буква Ю

с. 19-

с. 20

1


19.01


Строчная и заглавная буквы ю, Ю

с. 21

1

20.01


Строчная буква ц, обозначающая твердый согласный звук

с. 22

1

21.01


Заглавная буква Ц, обозначающая твердый согласный звук

Строчная и заглавная буквы ц, Ц

с. 23

с. 24

1


22.01


Строчная буква э

с. 25

1

26.01


Заглавная буква Э

Письмо слов и предложений с изученными буквами

с. 26

1

27.01


Строчная буква щ, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ща, щу

с. 27

1

28.01


Заглавная буква Щ, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ща, щу

Написание слов с сочетаниями ща, щу

с.28-

с. 29

1


29.01


Строчная буква ф

с. 30

1

2.02


Заглавная буква Ф

Письмо слов и предложений с изученными буквами

с. 31

1

3.02


Буквы ь, ъ. Алфавит. Звуки и буквы

с. 32

1

4.02