Письмо
Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте (письмо) составлено на основе программы «Обучение грамоте и развитие речи» (авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.Ф. Голованова), обязательного минимума, в соответствии с Базисным учебным планом.
Согласно программе в период обучения грамоте на уроки письма отводится 4 часов в неделю, на уроки русского языка – 4 часов в неделю. Исходя из учебного плана школы, на изучение курса «Обучение грамоте» отведено 4 часов в неделю (78 часов), на изучение курса «Русский язык» – 4 часа в неделю 54 часов). Всего – 132 часов в год.
Планируемые результаты
В первом классе текущие оценки осуществляются в форме словесных качественных оценок на критериальной основе. Использование данных форм оценивания осуществляется в соответствии с методическим письмом Министерства образования от 03.06.2003 № 13-51-120/13 «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях».
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Обучение грамоте (письмо)
Личностные результаты.
- овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;
- формирование чувства гордости за свою Родину, ее историю, народ;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
- развитие этических чувств, доброты и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных формах общения.
Метапредметный результат.
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, по родовым признакам, установление причинно-следственных связей, построение предложений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать разные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный настрой в совместной деятельности, общей цели и путей ее достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты.
- знание и правильное написание всех букв русского алфавита, основное отличие звука и буквы;
- умение вычленять звуки из слова и правильно их произносить, различать гласные и согласные звуки и буквы, обозначение на письме и в назывании твердых и мягких согласных звуков;
- знание деления слов на слоги, выделение ударного слога, правила переноса слов, вычленять слова из предложения;
- правильное написание строчных и заглавных букв, соединения слов, списывание слов и предложений, написанных печатным и рукописным шрифтом;
- грамотное письмо и списывание слов под диктовку предложений из 3-5 слов, правописание которых не расходится с произношением;
- употребление заглавной буквы в начале слова, точки в конце предложения, письмо заглавной буквы в именах и фамилиях людей, кличках животных, устное составление текстов из 3-5 предложений.
Содержание курса
Виды речевой деятельности:
Аудирование (слушание). Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте, в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Фонетика и орфоэпия
Звуки речи. Смыслоразличительные качества звуков. Единство звукового состава слова и его значения. Интонационное выделение звуков в слове. Звуковой анализ слова. Число и последовательность звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние, фиксация фишкой). Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак - рак). Работа с моделями: построение модели звукового состава слова, отражающей качественные характеристики звуков (гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки). Подбор слов, соответствующих заданной модели.
Гласные и согласные звуки. Смыслоразличительная функция твердых и мягких согласных звуков.
Согласные звонкие и глухие, парные - непарные.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Ударение. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Ударение. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Графика
Звук и буква. Буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Гласные буквы как показатель твердости - мягкости согласных звуков. Буквы Е, е, Ё, ё, Ю, ю, Я, я (йотированные), их функции.
Обозначение буквами звука [й'] в разных позициях.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Гигиенические требования при письме. Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Начертание письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Приемы правильного списывания с печатного и письменного шрифта. Гласные после шипящих (жи - ши, ча - ща, чу - щу). Запись, выкладывание из разрезной азбуки, печатание и письмо под диктовку отдельных слов и предложений (три - пять слов со звуками в сильной позиции). Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков.
Слово и предложение
Слово как объект изучения. Материал для анализа. Значение слова. Слово и предложение различение). Наблюдение над значением слова. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения. Заглавная буква в начале предложения, в именах собственных. Знаки препинания в конце предложения (ознакомление).
Орфография
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
- обозначение гласных после шипящих в позиции под ударением (ча - ща, чу - щу, жи - ши);
- заглавная буква в начале предложения, в именах собственных (без введения термина);
- раздельное написание слов;
- перенос слов по слогам без стечения согласных;
- знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи
Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.
Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Сочинение небольших рассказов повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера.
Ведущий метод обучения грамоте (как чтению, так и письму) – звуковой аналитико-синтетический, введённый в отечественную методику ещё К. Д. Ушинским.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1. | Обучение грамоте. Добукварный период . | 8часов |
2. | Букварный период . | 70 часа |
| | |
| ИТОГО | 78 часов |
Тематическое планирование в 1 классе
по обучению письму
по прописи В. Г. Горецкого
(4 часа в неделю)
№ п/п | Тема урока | Стр. | Кол-во часов | Дата провед. по плану | Дата фактич. провед. |
| Пропись № 1 | | | 1.09 | |
| Пропись — первая учебная тетрадь. Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. | с. 4–7 | 1 | 2.09 | |
| Письмо овалов и полуовалов. Рисование бордюров. | с. 8–13 | 1 | 3.09 | |
| Письмо длинных прямых наклонных линий. | с. 14–15 | 1 | 4.09 | |
| Письмо наклонных длинных линий с закруглением внизу. | с. 16–17 | 1 | 8.09 | |
| Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). | с. 18–19 | 1 | 9.09. | |
| Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. | с. 20–21 | 1 | 11.09 | |
| Письмо коротких и длинных наклонных линий. | с. 22–23 | 1 | 15.09 | |
| Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо коротких и длинных линий. | с. 24–30 | 1 1 | 16.09 | |
| Пропись № 2 | | | 17.09 | |
| Строчная письменная буква а | с. 3 | 1 | 18.09 | |
| Строчная и заглавная буквы а, А | с. 4 | 1 | 22.09 | |
| Строчная и заглавная буквы о, О | с. 5 | 1 | 23.09 | |
| Письмо изученных элементов Закрепление написания изученных букв | с. 6 | 1 | 24.09 | |
| Строчная буква и | с. 7 | 1 | 25.09 | |
| Заглавная буква И | с. 8 | 1 | 29.09 | |
| Строчная буква ы | с. 9 | 1 | 30.09 | |
| Закрепление написания изученных букв Письмо изученных букв | с. 10 | 1 | 1.10 | |
| Строчная буква у | с. 11 | 1 | | |
| Заглавная буква У | с. 12 | 1 | 2.10 | |
| Строчная буква н | с. 14 | 1 | 6.10 | |
| Заглавная буква Н .Письмо изученных букв | с. 15 | 1 | 7.10 | |
| Строчная и заглавная буквы с, С | с. 16 | 1 | 8.10 | |
| Строчная и заглавная буквы с, С | с. 17 | 1 | 9.10 | |
| Строчная буква к | с. 18 с. | 1 | 13.10 | |
| Заглавная буква К | с. 19 | 1 | 14.10 | |
| Строчная буква т | с. 20 | 1 | 15.10 | |
| Заглавная буква Т Письмо изученных букв | с. 21- с. 22 | 1 | 16.10 | |
| Строчная буква л | с. 23 | 1 | 20.10 | |
| Заглавная буква Л .Написание слов и предложений с изученными буквами | с. 24- с. 25 | 1 | 21.10 | |
| Строчная буква р | с. 26 | 1 | 22.10 | |
| Заглавная буква Р | с. 27 | 1 | 23.10 | |
| Строчная буква в | с. 28 | 1 | 27.10 | |
| Заглавная буква В Закрепление написания изученных букв | с. 29- с. 30 | 1 1 | 3.11 | |
| Строчная буква е | с. 31 | 1 | 4.11 | |
| Заглавная буква Е | с. 32 | 1 | 5.11 | |
| Пропись № 3 | | | 6.11 | |
| Строчная буква п | с. 3 | 1 | 10.11 | |
| Заглавная буква П Закрепление написания изученных букв | с. 4 с. 5 | 1 1 | 11.11 | |
| Строчная буква м | с. 6 | 1 | 12.11 | |
| Заглавная буква М | с. 7 | 1 | 13.11 | |
| Написание слов и предложений с изученными буквами | с. 8 | 1 | 17.11 | |
| Строчная буква з | с. 9 | 1 | 18.11 | |
| Заглавная буква З Закрепление написания изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами | с. 10- с. 11 | 1 | 19.11 | |
| Строчная буква б | с. 12 | 1 | 20.11 | |
| Заглавная буква Б | с. 13 | 1 | 24.11 | |
| Строчная и заглавная буквы б, Б Закрепление написания изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами | с. 14- с. 15 | 1 | 25.11 | |
| Строчная буква д | с. 16 | 1 | 26.11 | |
| Заглавная буква Д | с. 17 | 1 | 27.11 | |
| Строчная и прописная буквы д, Д | с. 18-19 | 1 | 1.12 | |
| Строчная буква я | с. 20 | 1 | 2.12 | |
| Заглавная буква Я | с. 21 | 1 | 3.12 | |
| Строчная и заглавная буквы я, Я Закрепление написания изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами | с. 22- с. 23 | 1 | 4.12 | |
| Строчная буква г | с. 24 | 1 | 8.12 | |
| Заглавная буква Г Строчная и заглавная буквы г, Г | с. 25- с. 26 | 1 | 9.12 | |
| Строчная буква ч, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ча, чу | с. 27 -28 | 1 | 10.12 | |
| Заглавная буква Ч, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ча, чу | с. 29 | 1 | 11.12 | |
| Буква ь (мягкий знак). Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука | с. 30 | 1 | 15.12 | |
| Буква ь (мягкий знак). Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука | с. 31 | 1 | 16.12 | |
| Буква ь (мягкий знак) – знак мягкости. Буква ь в середине слова | с. 32 | 1 | 17.12 | |
| Пропись № 4 | | | 18.12 | |
| Строчная буква ш, обозначающая твердый согласный звук | с. 3 | 1 | 22.12 | |
| Заглавная буква Ш, обозначающая твердый согласный звук Строчная и заглавная буквы ш, Ш. Написание слов с сочетанием ш | с. 4- с. 5 | 1 | 23.12 | |
| Строчная буква ж, обозначающая твердый согласный звук | с. 6 | 1 | 24.12 | |
| Заглавная буква Ж, обозначающая твердый согласный звук Строчная и прописная буквы ж, Ж. Написание слов с сочетанием жи | с. 7 с. 8-9 | 1 1 | 25.12 | |
| Строчная буква ё | с. 10 | 1 | 29.12 | |
| Строчная буква ё, после согласных Заглавная буква Ё | с. 11- с. 12 | 1 | 30.12 | |
| Строчная буква й. Слова с буквой й | с. 13 | 1 | 12.01 | |
| Строчная буква й. Слова с буквой й | с. 14 | 1 | 13.01 | |
| Строчная буква х | с. 15 | 1 | 14.01 | |
| Заглавная буква Х Строчная и заглавная буквы х, Х (закрепление) | с. 16 с. -18 | 1 | 15.01 | |
| Строчная буква ю Заглавная буква Ю | с. 19- с. 20 | 1 | 19.01 | |
| Строчная и заглавная буквы ю, Ю | с. 21 | 1 | 20.01 | |
| Строчная буква ц, обозначающая твердый согласный звук | с. 22 | 1 | 21.01 | |
| Заглавная буква Ц, обозначающая твердый согласный звук Строчная и заглавная буквы ц, Ц | с. 23 с. 24 | 1 | 22.01 | |
| Строчная буква э | с. 25 | 1 | 26.01 | |
| Заглавная буква Э Письмо слов и предложений с изученными буквами | с. 26 | 1 | 27.01 | |
| Строчная буква щ, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ща, щу | с. 27 | 1 | 28.01 | |
| Заглавная буква Щ, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ща, щу Написание слов с сочетаниями ща, щу | с.28- с. 29 | 1 | 29.01 | |
| Строчная буква ф | с. 30 | 1 | 2.02 | |
| Заглавная буква Ф Письмо слов и предложений с изученными буквами | с. 31 | 1 | 3.02 | |
| Буквы ь, ъ. Алфавит. Звуки и буквы | с. 32 | 1 | 4.02 | |