протокол № 1 от 28.08. 2020г.
Реализация учебной программы по учебному предмету «Окружающий мир» в 1 классе рассчитана на 66 часов (2 часа в неделю, 33 учебных недели). На основании календарного графика, исключающего 23 февраля содержание программного материала скорректировано на 64 часа за счет использования блочно-модульной технологии подачи учебного материала.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Контроль | УМК | Основные виды учебной деятельности учащихся: |
| I четверть | 16 часов | | | | |
| | 2 часа | | | | |
1. | Вводный урок. Задавайте вопросы. | 1 ч | 01.09. | | I часть С. 3-8 | Учащиеся осваивают первоначальные умения: задавать вопросы; вступать в учебный диалог; пользоваться условными обозначениями учебника; различать способы и средства познания окружающего мира; оценивать результаты своей работы на уроке. |
2. | Экскурсия «Что у нас на школьном дворе? Дорога от школы до дома». | 1 ч | 04.09. | | | |
| | 19 часов | | | | |
3. | Что такое Родина? | 1 ч | 08.09. | | С. 10-11 | Работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей; сравнивать, различать и описывать герб и флаг России; рассказывать о малой родине и Москве как столице государства. |
4. | Что мы знаем о народах России? | 1 ч | 11.09. | | С. 12-13 | Рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов; работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о национальных праздниках; обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью; работать со взрослыми: находить информацию о народах своего края. |
5. | Что мы знаем о Москве? | 1 ч | 15.09. | | С. 14-15 | Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о Москве; узнавать достопримечательности столицы; работать в паре: рассказывать по фотографиям о жизни москвичей — своих сверстников. |
6. | Проект «»Моя малая Родина». | 1 ч | 18.09. | | С. 16-17 | В ходе выполнения проекта первоклассники с помощью взрослых учатся: фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины; находить в семейном фотоархиве соответствующий материал; интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины; составлять устный рассказ; выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды). |
7. | Что у нас над головой? | 1 ч | 22.09. | | С. 18-19 | Наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём; моделировать форму Солнца; работать в паре: моделировать форму созвездий; работать со взрослыми: находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой. |
8. | Что у нас под ногами? | 1 ч | 25.09. | | С. 20-21 | Группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам; практическая работа: определять образцы камней по фотографиям, рисункам атласа- определителя; различать гранит, кремень, известняк. |
9. | Что общего у разных растений? | 1 ч | 29.09. | | С. 22-23 | Практическая работа в группе: находить, показывать и называть у растений их части; различать цветки и соцветия. |
10. | Что растёт на подоконнике? | 1 ч | 02.10. | | С. 24-25 | Наблюдать комнатные растения школы и узнавать их по рисункам; практическая работа: определять комнатные растения с помощью атласа- определителя; различать изученные растения; приводить примеры комнатных растений; рассказывать об особенностях любимого растения. |
11. | Что растёт на клумбе? | 1 ч | 06.10. | | С. 26-27 | Наблюдать растения клумбы и дачного участка и узнавать их по рисункам; практическая работа: определять растения цветника с помощью атласа- определителя; работать в паре: узнавать по фотографиям растения цветника, рассказывать о любимом цветке. |
12. | Что это за листья? | 1 ч | 09.10. | | С. 28-29 | Наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях; узнавать листья в осеннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографиях; сравнивать и группировать листья по различным признакам; практическая работа в группе: определять деревья по листьям; описывать внешний вид листьев какого-либо дерева. |
13. | Что такое хвоинки? | 1 ч | 13.10. | | С. 30-31 | Различать лиственные и хвойные деревья; практическая работа в группе: определять деревья с помощью атласа-определителя; сравнивать ель и сосну; описывать дерево по плану. |
14. | Кто такие насекомые? | 1 ч | 16.10. | | С. 32-33 | Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о строении насекомых, сравнивать части тела различных насекомых; работать в паре: узнавать насекомых на рисунке, определять насекомых с помощью атласа- определителя. |
15. | Кто такие рыбы? | 1 ч | 20.10. | | С. 34-35 | Моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги; работать в паре: узнавать рыб на рисунке, описывать рыбу по плану; приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа- определителя. |
16. | Кто такие птицы? | 1 ч | 23.10. | | С. 36-37 | Практическая работа: исследовать строение пера птицы; работать в паре: узнавать птиц на рисунке, определять птиц с помощью атласа - определителя, описывать птицу по плану. |
| II четверть | 15 часов | | | | |
17. | Кто такие звери? | 1 ч | 06.11. | | С. 38-41 | Практическая работа: исследовать строение шерсти зверей; работать в паре: узнавать зверей на рисунке, определять зверей с помощью атласа-определителя, устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни. |
18. | Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? | 1 ч | 10.11. | | С. 42-45 | Характеризовать назначение бытовых предметов; находить на рисунке предметы определённых групп; работать в паре: группировать предметы домашнего обихода; приводить примеры предметов разных групп. |
19. | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 ч | 13.11. | | С. 46-47 | Выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода; характеризовать опасность бытовых предметов; работать в паре: формулировать правила перехода улицы; моделировать устройство светофора; оценивать своё обращение с предметами домашнего обихода и поведение на дороге. |
20. | На что похожа наша планета? | 1 ч | 17.11. | | С. 48-49 | Использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты; работать в паре: рассматривать рисунки-схемы и объяснять особенности движения Земли; моделировать форму Земли. |
21. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?». Презентация проекта «Моя малая родина». | 1 ч | 20.11. | П/р № 1 | С. 50-54 | Выполнять тестовые задания учебника; выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся. |
| | 12 часов | | | | |
22. | Работа над ошибками. Как живёт семья? Проект «Моя семья». | 1ч | 24.11. | | С. 56-59 | Рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника; называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи; рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи; оценивать значение семьи для человека и общества. В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся: отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий; интервьюировать членов семьи; оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений; составлять экспозицию выставки. |
23. | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | 1 ч | 27.11. | | С. 60-61 | Прослеживать по рисунку-схеме путь воды; обсуждать необходимость экономии воды; выяснять опасность употребления загрязнённой воды; практическая работа: проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку. |
24. | Откуда в наш дом приходит электричество? | 1 ч | 01.12. | | С. 62-63 | Отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество; запомнить правила безопасности при обращении с электричеством и электроприборами; анализировать схему выработки электричества и способа его доставки потребителям; обсуждать необходимость экономии электроэнергии; практическая работа в паре: собирать простейшую электрическую цепь. |
25. | Как путешествует письмо? | 1 ч | 04.12. | | С.64-65 | Наблюдать за работой почты и рассказывать о ней; работать в паре: строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений, рассказывать по схеме о путешествии письма, различать почтовые отправления: письма, бандероли, посылки, открытки. |
26. | Куда текут реки? | 1 ч | 08.12. | | С. 66-67 | Прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море; сравнивать реку и море; различать пресную и морскую воду; практическая работа в паре: рассматривать морскую соль и проводить опыт по «изготовлению» морской воды. |
27. | Откуда берутся снег и лёд? | 1 ч | 11.12. | | С. 68-69 | Практическая работа в группе: проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулировать выводы из опытов; наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках. |
28. | Как живут растения? | 1 ч | 15.12. | | С. 70-71 | Наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях; прослеживать по рисунку-схеме этапы жизни растения; формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений; практическая работа в паре: ухаживать за комнатными растениями. |
29. | Как живут животные? | 1 ч | 18.12. | | С. 72-73 | Наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях; практическая работа в паре: ухаживать за животными живого уголка. |
30. | Как зимой помочь птицам? | 1 ч | 22.12. | | С. 74-77 | Наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе; обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц; практическая работа в паре: изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предложенного подходящий для птиц корм; запомнить правила подкормки птиц. |
31. | Откуда берётся и куда девается мусор? | 1 ч | 25.12. | | С. 78-79 | Определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации; обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора; практическая работа в группе: сортировать мусор по характеру материала. |
| III четверть | 17 часов | | | | |
32. | Откуда в снежках грязь? | 1 ч | 11.01. | | С. 80-81 | Практическая работа в паре: исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений; обсуждать источники появления загрязнений в снеге; формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений. |
33. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья». | 1 ч | 15.01. | П/р № 2 | С. 82-87 | Выполнять тестовые задания учебника; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся. |
| | 10 часов | | | | |
34. | Работа над ошибками. Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа». | 1 ч | 18.01. | | II часть С. 4-7 | Анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учёбы; работать в паре: сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать о случаях взаимопомощи в классе; рассказывать о своём учителе; формулировать выводы из коллективного обсуждения. В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся: фотографировать наиболее интересные события в классе, здание школы, классную комнату и т. д.; коллективно составлять рассказ о школе и классе; презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами); оформлять фотовыставку. |
35. | Когда придёт суббота? | 1 ч | 22.01. | | С. 8-9 | Различать прошлое, настоящее и будущее; работать в паре: отображать с помощью карточек последовательность дней недели, называть дни недели в правильной последовательности; называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым. |
36. | Когда наступит лето? | 1 ч | 25.01. | | С. 10-11 | Анализировать схему смены времён года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; характеризовать природные явления в разное время года; называть любимое время года и объяснять, почему именно оно является любимым; работать в паре: находить несоответствие в природных явлениях на рисунках учебника; наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их. |
37. | Где живут белые медведи? | 1 ч | 29.01. | | С. 12-13 | Практическая работа в паре: находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их; рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов; приводить примеры животных холодных районов; устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями. |
38. | Где живут слоны? | 1 ч | 01.02. | | С. 14-15 | Практическая работа в паре: находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их; работать в группе: анализировать рисунок учебника, рассказывать по плану о полученной информации; приводить примеры животных жарких районов; устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями. |
39. | Где зимуют птицы? | 1 ч | 05.02. | | С. 16-19 | Различать зимующих и перелётных птиц; группировать (классифицировать) птиц с использованием цветных фишек; работать в паре: выдвигать предположения о местах зимовок птиц и доказывать их; объяснять причины отлёта птиц в тёплые края; приводить примеры зимующих и перелётных птиц. |
40. | Как появилась одежда? | 1 ч | 08.02. | | С. 20-21 | Прослеживать с помощью иллюстраций учебника историю появления одежды и развития моды; описывать одежду людей по рисунку; отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов; работать в паре: различать типы одежды в зависимости от её назначения, подбирать одежду для разных случаев; работать со взрослыми: изготавливать маскарадный костюм. |
41. | Когда изобрели велосипед? | 1 ч | 12.02. | | С. 22-23 | Сравнивать старинные и современные велосипеды; работать в паре: извлекать из учебника информацию об устройстве велосипеда, осуществлять самопроверку; обсуждать роль велосипеда в нашей жизни; запомнить правила безопасной езды на велосипеде. |
42. | Когда мы станем взрослыми? | 1 ч | 22.02. | | С. 24-25 | Сравнивать жизнь взрослого и ребёнка; определять по фотографиям в учебнике профессии людей, рассказывать о профессиях родителей и старших членов семьи, обсуждать, какие профессии будут востребованы в будущем; работать в паре: сравнивать рисунки учебника, формулировать выводы в соответствии с заданием; рассуждать о том, что в окружающем мире зависит от наших поступков. |
43. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа». | 1 ч | 26.02. | П/р № 3 | С. 26-30 | Выполнять тестовые задания учебника; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся. |
| | 20 часов | | | | |
44. | Работа над ошибками. Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? | 1 ч | 01.03. | | С. 32-33 | Сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца; работать в паре: моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звёзд (Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус); использовать атлас-определитель для получения нужной информации; моделировать созвездие Льва; работать со взрослыми: наблюдать картину звёздного неба, находить на нём созвездие Льва. |
45. | Почему Луна бывает разной? | 1 ч | 05.03. | | С. 34-35 | Анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны; моделировать из пластилина форму Луны; рассказывать с помощью рисунков в учебнике об изучении Луны учёными; работать со взрослыми: наблюдать за изменениями внешнего вида Луны, фиксировать результаты наблюдений. |
46. | Почему идёт дождь и дует ветер? | 1 ч | 12.03. | | С. 36-37 | Наблюдать за дождём и ветром; работать в группе: рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлёст, ситничек); отбирать из списка слов те, которые подходят для описания ветра; объяснять причины возникновения дождя и ветра. |
47. | Почему звенит звонок? | 1 ч | 15.03. | | С. 38-39 | Анализировать рисунок учебника и передавать голосом звуки окружающего мира; практическая работа в паре: исследовать возникновение и распространение звуков; обсуждать, почему и как следует беречь уши; высказывать предположения о причине возникновения эха. |
48. | Почему радуга разноцветная? | 1 ч | 19.03. | | С. 40-41 | Описывать чувства, возникающие при виде радуги; называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника; запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма; высказывать предположения о причинах возникновения радуги; работать в паре: отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок. |
| IV четверть | 15 часов | | | | |
49. | Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы». | 1 ч | 29.03. | | С. 42-45 | Описывать по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку); обсуждать наше отношение к домашним питомцам; рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой; практическая работа в паре: познакомиться с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением; участвовать в ролевой игре, моделирующей взаимоотношения хозяина и домашнего любимца. В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся: наблюдать за домашним любимцем и фиксировать результаты наблюдений; фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях; составлять рассказ о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх; презентовать свой проект с демонстрацией фотографий (слайдов); оформлять фотовыставку. |
50. | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | 1 ч | 02.04. | | С. 46-47 | Работать в паре: определять цветы и бабочек с помощью атласа- определителя; рассматривать и сравнивать рисунки учебника, оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе, формулировать правила поведения в природе, сопоставлять их с эталоном; устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек на основе информации учебника. |
51. | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | 1 ч | 05.04. | | С. 48-51 | Определять лесных обитателей по звукам, которые они издают; передавать голосом звуки леса; объяснять (с опорой на рисунок учебника), почему в лесу нужно соблюдать тишину; работать в паре: устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации учебника); оценивать своё поведение в лесу и поведение других людей на основании чтения (прослушивания) рассказов из книги «Великан на поляне»; формулировать правила поведения в природе. |
52. | Зачем мы спим ночью? | 1 ч | 09.04. | | С. 52-53 | Сравнивать рисунки учебника, делать выводы о значении сна в жизни человека; работать в паре: рассказывать о правилах подготовки ко сну; оценивать правильность своей подготовки ко сну; рассказывать (на основе наблюдений) о сне животных; обсуждать информацию о животных, которые ночью не спят, содержащуюся в книге «Зелёные страницы»; определять по рисункам профессии людей и рассказывать об их работе. |
53. | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 1 ч | 12.04. | | С. 54-55 | Различать овощи и фрукты; группировать (классифицировать) их; работать в группе: находить в учебнике информацию о витаминах в соответствии с заданием; сравнивать роль витаминов А, В и С в жизнедеятельности организма; запомнить правила гигиены при употреблении овощей и фруктов. |
54. | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | 1 ч | 16.04. | | С. 56-57 | Обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук; отбирать из предложенных нужные предметы гигиены, объяснять их назначение; рассказывать по рисункам, в каких случаях следует мыть руки; практическая работа в паре: осваивать приёмы чистки зубов и мытья рук; запомнить, что зубная щётка и полотенце у каждого человека должны быть личные; формулировать основные правила гигиены. |
55. | Зачем нам телефон и телевизор? | 1 ч | 19.04. | | С. 58-59 | Различать средства связи и средства массовой информации; рассказывать (с опорой на фотографии в учебнике) о видах телефонов; объяснять назначение радиоприёмника, телевизора, газет и журналов; работать в паре: сравнивать старинные и современные предметы (телефоны, телевизоры, радиоприёмники); обсуждать назначение Интернета; моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону. |
56. | Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? | 1 ч | 23.04. | | С. 60-63 | Классифицировать автомобили и объяснять их назначение; работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством автомобиля. |
57. | Зачем строят корабли? | 1 ч | 26.04. | | С.64-65 | Классифицировать поезда в зависимости от их назначения; работа в паре: рассказывать об устройстве железной дороги, осуществлять самоконтроль; использовать информацию учебника для выполнения задания, сравнивать старинные и современные поезда. |
58. | Зачем строят самолеты? | 1 ч | 30.04. | | С. 66-67 | Классифицировать корабли в зависимости от их назначения; рассказывать о своих впечатлениях от плавания на корабле; работать в паре: по рисунку–схеме знакомиться с устройством корабля. |
59. | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | 1 ч | 07.05. | | С. 68-69 | Классифицировать самолёты в зависимости от их назначения; рассказывать о своих впечатлениях от полёта на самолёте; работать в паре: по рисунку–схеме знакомиться с устройством самолёта. |
60. | Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? | 1 ч | 14.05. | | С. 70-71 | Обобщать сведения о транспорте, полученные на предыдущих уроках; обсуждать необходимость соблюдения правил безопасности в транспорте; работать в группе: знакомиться с правилами безопасности в автомобиле, поезде и на железной дороге; рассказывать о правилах безопасности в автобусе, троллейбусе, трамвае; участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности в транспорте и действия в опасной ситуации. |
61. | Зачем люди осваивают космос? | 1 ч | 17.05. | | С. 72-73 | Работать в группе: знакомиться с правилами безопасности и спасательными средствами на корабле и в самолёте; участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности на водном и воздушном транспорте и действия в опасной ситуации. |
62. | Почему мы часто слышим слово «экология»? Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?». | 1 ч | 21.05. | П/р № 4 | С. 74-83 | Находить в тексте учебника ответы на вопросы; приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой; оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них; участвовать в конкурсе рисунков на тему «Чудесный мир природы». Выполнять тестовые задания учебника. |
63. | Работа над ошибками. Презентация проекта «Мои домашние питомцы». | 1 ч | 24.05. | | | Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся. |